Кто такой в н куприн. Александр Куприн (жизнь и творчество) краткое сообщение доклад. Отношения с властью Куприна

Жизненный опыт и творчество А. И. Куприна чрезвычайно тесно связаны друг с другом. В книгах писателя важное место занимает автобиографический элемент. Большей частью автор писал о том, что видел собственными глазами, пережил душой, но не как наблюдатель, а как непосредственный участник жизненных драм и комедий. Пережитое и увиденное по-разному трансформировалось в творчестве – это были и беглые зарисовки, и точное описание конкретных ситуаций, и глубокий социально-психологический анализ.

В начале своей литературной деятельности классик много внимания уделял бытовому колориту. Но уже и тогда проявлял склонность к социальному анализу. В его занимательной книге «Киевские типы» есть не только живописная бытовая экзотика, но и намёк на всероссийскую социальную среду. В то же время Куприн не углубляется в психологию людей. Лишь по прошествии лет он начал тщательно и скрупулёзно изучать разнообразный человеческий материал.

Особенно это ярко проявилось в такой теме его творчества, как армейская среда. Именно с армией связано первое реалистическое произведение писателя – рассказ «Дознание» (1894). В нём он описал тип человека, страдающего при виде несправедливости, но духовно неприкаянного, лишённого волевых качеств и неспособного бороться со злом. И такой нерешительный правдоискатель начинает сопровождать всё творчество Куприна.

Армейские рассказы примечательны верой писателя в русского солдата. Она делает такие произведения как «Прапорщик армейский», «Ночная смена», «Ночлег» по-настоящему одухотворёнными. Куприн показывает солдата как неунывающего, с грубоватым, но здоровым юмором, умного, наблюдательного, склонного к самобытному философствованию.

Завершающим этапом творческих исканий на раннем этапе литературной деятельности стала повесть «Молох» (1896), принёсшая настоящую известность молодому писателю. В этой повести в центре действия находится человек гуманный, добрый, впечатлительный, размышляющий о жизни. Само же общество показано в виде переходной формации, то есть такой, в которой назревают перемены, неясные не только действующим лицам, но и автору.

Большое место в творчестве А. И. Куприна занимала любовь. Писателя даже можно назвать певцом любви. Примером тому служит рассказ «На разъезде» (1894). Начало рассказа не предвещает ничего возвышенного. Поезд, купе, супружеская чета – пожилой скучный чиновник, его молодая красивая жена и случайно оказавшийся с ними молодой художник. Он заинтересовывается женой чиновника, а она заинтересовывается им.

На первый взгляд, история банального романа и супружеской измены. Но нет, мастерство писателя тривиальную завязку превращает в серьёзную тему. В рассказе показано, как случайная встреча озаряет жизнь двух хороших, с честными душами людей. Куприн так психологически выверено построил маленькое произведение, что сумел сказать в нём очень многое.

Но самым замечательным произведением, посвящённым теме любви, является повесть «Олеся». Её можно назвать лесной сказкой, нарисованной с достоверностью и точностью деталей, присущих реалистическому искусству. Сама девушка – натура цельная, серьёзная, глубокая, в ней много искренности и непосредственности. А герой повести – обычный человек с аморфным характером. Но под влиянием загадочной лесной девушки он светлеет душой и, кажется, готов стать благородной и цельной личностью.

Творчество А. И. Куприна передаёт не только конкретное, бытовое, зримое, но и поднимается до символики, подразумевающей сам дух тех или иных явлений. Таковым, например, является рассказ «Болото». Общий колорит рассказа тяжёлый и мрачный, похожий на тот болотный туман, в котором и происходит действие. В этом почти бессюжетном произведении показано медленное умирание крестьянской семьи в лесной сторожке.

Художественные средства, используемые классиком, таковы, что возникает ощущение гибельного кошмара. А сам образ лесного, тёмного и зловещего болота приобретает расширенный смысл, создаёт впечатление какой-то ненормальной болотной жизни, тлеющей в угрюмых уголках огромной страны.

В 1905 году была напечатана повесть «Поединок», в котором приёмы психологического анализа указывают на связь Куприна с традициями русской классики XIX века. В этом произведении писатель показал себя первоклассным мастером слова. Он лишний раз доказал своё умение постигать диалектику души и мысли, художественно рисовать типичные характеры и типичные обстоятельства.

Следует также сказать несколько слов о рассказе «Штабс-капитан Рыбников». До Куприна никто в русской и зарубежной литературе не создавал такого психологического детектива. Увлекательность рассказа заключается в живописном двухплановом образе Рыбникова и психологической дуэли между ним и журналистом Щавинским, а также в трагедийной развязке, наступающей при необычных обстоятельствах.

Поэзией труда и ароматом моря овеяны рассказы «Листригоны», повествующие о балаклавских рыбаках-греках. В этом цикле классик показал во всей своей красоте оригинальный уголок Российской империи. В рассказах конкретность описаний соединяется со своеобразной эпичностью и простодушной сказочностью.

В 1908 году появилась повесть «Суламифь», которую назвали гимном женской красоте и молодости. Это поэма в прозе, соединяющая в себе чувственность и одухотворённость. В поэме много смелого, дерзкого, откровенного, но нет фальши. Произведение рассказывает о поэтической любви царя и простой девушки, завершающейся трагически. Суламифь становится жертвой тёмных сил. Меч убийцы сражает её, но ему не по силам уничтожить память о ней и о её любви.

Надо сказать, что классик всегда относился с интересом к «маленьким», «простым людям». Такого человека он сделал героем в рассказе «Гранатовый браслет» (1911). Смысл этого блестящего рассказа заключается в том, что любовь сильна, как смерть. Своеобразность произведения заключается в постепенном и почти незаметном нарастании трагической темы. А ещё присутствует некая шекспировская нота. Она пробивается сквозь причуды смешного чиновника и покоряет читателя.

По-своему интересен рассказ «Чёрная молния» (1912). В нём творчество А. И. Куприна открывается с ещё одной стороны. В данном произведении изображена провинциальная захолустная Россия с её апатией и невежеством. Но также показаны те духовные силы, которые таятся в провинциальных городах и время от времени дают о себе знать.

В годы Первой мировой войны из-под пера классика вышло такое произведение как «Фиалки», воспевающее весеннюю пору в жизни человека. А продолжением стал социальный критицизм, воплощённый в рассказе «Канталупы». В нём писатель рисует образ хитрого дельца и лицемера, наживающегося на военных поставках.

Ещё до войны Куприн начал работать над мощным и глубоким социальным полотном, которое назвал мрачно и кратко – «Яма». Первая часть данной повести была опубликована в 1909 году, а в 1915 году публикация «Ямы» была закончена. В произведении были созданы правдивые образы женщин, оказавшихся на дне жизни. Классик мастерски изобразил индивидуальные черты характеров и мрачные закоулки большого города.

Оказавшись в эмиграции после Октябрьского переворота и Гражданской войны, Куприн начал писать о старой России, как об удивительном прошлом, которое всегда радовало и веселило его. Главная суть его произведений этого периода заключалась в раскрытии внутреннего мира своих героев. При этом писатель часто обращался к воспоминаниям своей юности. Так появился роман «Юнкера», который внёс заметный вклад в русскую прозу.

Классик описывает верноподданнические настроения будущих пехотных офицеров, юношескую любовь, и такую вечную тему как материнскую любовь. Ну и конечно же, писатель не забывает природу. Именно общение с природой наполняет юношескую душу радостью и даёт импульс к первым философским размышлениям.

В «Юнкерах» мастерски и со знанием дела описан быт училища, при этом он представляет собой не только познавательную, но и историческую информацию. Интересен роман и поэтапным формированием юной души. Перед читателем развёртывается хроника духовного становления одного из русских юношей конца XIX – начала XX века. Данное произведение можно назвать элегией в прозе обладающей большими художественными и познавательными достоинствами.

Мастерство художника-реалиста, симпатия к рядовому гражданину с его повседневными житейскими заботами чрезвычайно ярко проявились в очерках-миниатюрах, посвящённых Парижу. Писатель объединил их одним названием – «Париж домашний». Когда творчество А. И. Куприна находилось в стадии становления, он создал цикл очерков о Киеве. И через много лет в эмиграции классик вернулся к жанру городских этюдов, только место Киева теперь занял Париж.

Французские впечатления своеобразно воссоединились с ностальгическими воспоминаниями о России в романе «Жанета». В нём было проникновенно передано состояние неприкаянности, душевного одиночества, неутолённой жажды найти близкую душу. Роман «Жанета» – одно из самых мастерских и психологически тонких произведений и, пожалуй, самое печальное творение классика.

Остроумным и оригинальным по своей сути предстаёт перед читателями сказочно-легендарное произведение «Синяя звезда». В этой романтической сказке главной темой является любовь. Действие сюжета разворачивается в неведомой фантастической стране, где живёт неведомый народ со своей культурой, обычаями, нравами. И в эту неведомую страну проникает смелый путешественник – французский принц. И конечно же, он встречает сказочную принцессу.

И она, и путешественник прекрасны. Они полюбили друг друга, но девушка считает себя дурнушкой, и весь народ считает её некрасивой, хотя и любит за доброе сердце. А дело заключалось в том, что люди, населявшие страну, были настоящими уродами, но считали себя красавцами. Принцесса не походила на своих соотечественников, и её воспринимали как дурнушку.

Отважный путешественник увозит девушку во Францию, и там она осознаёт, что прекрасна, и спасший её принц тоже прекрасен. А ведь она считала его уродом, как и себя, и очень жалела. У этого произведения занимательный добродушный юмор, а сюжет чем-то напоминает старые добрые сказки. Всё это сделало «Синюю звезду» значительным явлением русской литературы.

В эмиграции творчество А. И. Куприна продолжало служить России. Сам писатель жиль интенсивной плодотворной жизнью. Но с каждым годом ему становилось всё труднее и труднее. Иссякал запас русских впечатлений, а слиться с зарубежной действительностью классик не мог. Немаловажной являлась и забота о куске хлеба. А поэтому нельзя не отдать должное талантливому автору. Несмотря на тяжёлые для себя годы, он сумел внести значительный вклад в русскую литературу .

Фото 1912 года
А.Ф.Маркс

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1870 года в городе Наровчат в Пензенской губернии (сейчас село Наровчат в Пензенской области) в дворянской семье. Отец – Иван Иванович Куприн (1834-1871). Мать – Любовь Алексеевна Куприна (девичья фамилия Кулунчакова) (1838-1910). Когда Александру Ивановичу был год – умер его отец, и Любовь Алексеевна с сыном переезжает в Москву. Образование будущего писателя начинается в Московской Разумовской школе в 1876 году, в возрасте шести лет. По окончании школы в 1880 году поступает во Вторую Московскую военную гимназию. А в 1887 году уже поступает в Александровское военное училище. Во время обучения происходит проба пера: неудачная попытка писать стихи и рассказ «Последний дебют», который в 1889 году издается в журнале «Русский сатирический листок». Про этот период жизни писатель написал в романе «Юнкер» и повестях «На переломе(Кадеты)».
После окончания училища в 1890 году в звание поручика начинает службу в 46 Днепровском пехотном полку в Подольской губернии (сейчас часть Винницкой, Хмельницкой и Одесской областей в Украине). Но уже в 1894 году уходит в отставку и переезжает в Киев.
С 1894 года Куприн много ездил по Российской империи и пробовал себя в разных профессиях, что дало ему богатый материал для его произведений. В этот период знакомиться с Чеховым, Горьким и Буниным. В 1901 году переезжает в Санкт-Петербург.
В 1902 вступает в брак с Марией Карловной Давыдовой (1881-1966), с которой прожил до 1907 года, и в этом же году начинает жить с Елизаветой Морицовной Гейнрих (1882-1942), и расписывается с ней в 1909 году, после получения официального развода с первой женой.
В девяностые годы публиковались некоторые произведения Александра Ивановича, но известность он получает в 1905 году, после публикации повести «Поединок». С 1905 по 1914 года публикуется много произведений Куприна. В 1906 году был кандидатом в депутаты Государственной думы.
После начала Первой мировой войны летом 1914 году открывает у себя дома госпиталь, но уже декабре 1914 года его мобилизуют. В 1915 году демобилизуется по состоянию здоровья.
С воодушевлением принимает Февральскую революцию 1917 года. После Октябрьской революции, какое-то время пытается работать с большевиками, но не принимает их взгляды и примыкает к Белому движению. В Северо-Западной армии Юденича занимался редакторской работой в газете «Приневский край». После крупного поражения армии уезжает сначала в Финляндию в 1919 году, а потом во Францию в 1920 году. В Париже Куприн пишет три большие повести, много рассказов и эссе. В 1937 году, по приглашению правительства и личному разрешению Сталина, возвращается в СССР. Умер Александр Иванович Куприн 25 августа 1938 года в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург) от рака. Похоронен на Волковском кладбище рядом с Тургеневым.

Александр Иванович Куприн. Родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в Наровчате - умер 25 августа 1938 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Русский писатель, переводчик.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате (ныне Пензенская область) в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна (1834-1871), умершего через год после рождения сына.

Мать, Любовь Алексеевна (1838-1910), урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей (дворянка, княжеского титула не имела). После смерти мужа она переехала в Москву, где прошло детство и отрочество будущего писателя.

В шесть лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Второй Московский кадетский корпус.

В 1887 году был выпущен в Александровское военное училище. Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера».

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, - рассказ «Последний дебют» (1889).

В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии (в Проскурове). Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений.

В 1893-1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». На армейскую тему у Куприна несколько рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».

В 1894 году поручик Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

В эти годы Куприн познакомился с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. В 1901 году переехал в Петербург, начал работать секретарём «Журнала для всех». В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903).

В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение - повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Другие его произведения этого времени: рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907), очерк «События в Севастополе» (1905). В 1906 году был кандидатом в депутаты Государственной думы I созыва от Санкт-Петербургской губернии.

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907-1911), рассказы о животных, рассказы «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), фантастическая повесть «Жидкое солнце» (1912). Его проза стала заметным явлением русской литературы. В 1911 году со своей семьёй поселился в Гатчине.

После начала Первой мировой войны, открыл в своём доме военный госпиталь, и агитировал в газетах граждан брать военные займы. В ноябре 1914 года был мобилизован в армию и направлен в Финляндию командиром пехотной роты. Демобилизован в июле 1915 года по состоянию здоровья.

В 1915 году Куприн завершает работу над повестью «Яма», в которой рассказывает о жизни проституток в российских публичных домах. Повесть подверглась осуждению за излишний, по мнению критиков, натурализм.Издательство Нуравкина, выпустившее в немецком издании «Яму» Куприна, привлечено прокуратурой к ответственности «за распространение порнографических изданий».

Отречение Николая II встретил в Гельсингфорсе, где проходил лечение, и воспринял его с энтузиазмом. После возвращения в Гатчину, был редактором газет «Свободная Россия», «Вольность», «Петроградский листок», симпатизировал эсерам. После захвата власти большевиками писатель не принял политику военного коммунизма и сопряжённый с ней террор. В 1918 году ходил к Ленину с предложением издавать газету для деревни - «Земля». Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном . В это время сделал перевод «Дон Карлос» . Был арестован, три дня просидел в тюрьме, был выпущен и внесён в список заложников.

16 октября 1919 года, с приходом в Гатчину белых, поступил в чине поручика в Северо-Западную армию, получил назначение редактором армейской газеты «Приневский край», которую возглавлял генерал П. Н. Краснов.

После поражения Северо-Западной армии отправился в Ревель, а оттуда в декабре 1919 года в Хельсинки, где пробыл до июля 1920 года, после чего отправился в Париж.

К 1930 году семья Куприна обеднела и погрязла в долгах. Его литературные гонорары были скудными, а алкоголизм сопровождал все его годы в Париже. С 1932 года его зрение постоянно ухудшалось, и почерк стал значительно хуже. Возвращение в Советский Союз стало единственным решением материальных и психологических проблем Куприна. В конце 1936 года он всё же решился обратиться за визой. В 1937 году по приглашению правительства СССР вернулся на Родину.

Возвращению Куприна в Советский Союз предшествовало обращение полпреда СССР во Франции В. П. Потёмкина 7 августа 1936 года с соответствующим предложением к И. В. Сталину (который дал предварительное «добро»), а 12 октября 1936 года - с письмом к наркому внутренних дел Н. И. Ежову. Ежов направил записку Потёмкина в Политбюро ЦК ВКП(б), которое 23 октября 1936 года приняло решение: «разрешить въезд в СССР писателю А. И. Куприну» (проголосовали «за» И. В. Сталин, В. М. Молотов, В. Я. Чубарь и А. А. Андреев; воздержался К. Е. Ворошилов).

Умер в ночь на 25 августа 1938 года от рака пищевода. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой И. С. Тургенева.

Повести и романы Александра Куприна:

1892 - «Впотьмах»
1896 - «Молох»
1897 - «Прапорщик армейский»
1898 - «Олеся»
1900 - «На переломе» (Кадеты)
1905 - «Поединок»
1907 - «Гамбринус»
1908 - «Суламифь»
1909-1915 - «Яма»
1910 - «Гранатовый браслет»
1913 - «Жидкое солнце»
1917 - «Звезда Соломона»
1928 - «Купол св. Исаакия Далматского»
1929 - «Колесо времени»
1928-1932 - «Юнкера»
1933 - «Жанета»

Рассказы Александра Куприна:

1889 - «Последний дебют»
1892 - «Психея»
1893 - «Лунной ночью»
1894 - «Дознание», «Славянская душа», «Куст сирени», «Негласная ревизия», «К славе», «Безумие», «На разъезде», «Аль-Исса», «Забытый поцелуй», «О том, как профессор Леопарди ставил мне голос»
1895 - «Воробей», «Игрушка», «В зверинце», «Просительница», «Картина», «Страшная минута», «Мясо», «Без заглавия», «Ночлег», «Миллионер», «Пиратка», «Лолли», «Святая любовь», «Локон», «Столетник», «Жизнь»
1896 - «Странный случай», «Бонза», «Ужас», «Наталья Давыдовна», «Полубог», «Блаженный», «Кровать», «Сказка», «Кляча», «Чужой хлеб», «Друзья», «Марианна», «Собачье счастье», «На реке»
1897 - «Сильнее смерти», «Чары», «Каприз», «Первенец», «Нарцисс», «Брегет», «Первый встречный», «Путаница», «Чудесный доктор», «Барбос и Жулька», «Детский сад», «Allez!»
1898 - «Одиночество», «Лесная глушь»
1899 - «Ночная смена», «Счастливая карта», «В недрах земли»
1900 - «Дух века», «Погибшая сила», «Тапёр», «Палач»
1901 - «Сентиментальный роман», «Осенние цветы», «По заказу», «Поход», «В цирке», «Серебряный волк»
1902 - «На покое», «Болото»
1903 - «Трус», «Конокрады», «Как я был актёром», «Белый пудель»
1904 - «Вечерний гость», «Мирное житие», «Угар», «Жидовка», «Брильянты», «Пустые дачи», «Белые ночи», «С улицы»
1905 - «Чёрный туман», «Жрец», «Тост», «Штабс-капитан Рыбников»
1906 - «Искусство», «Убийца», «Река жизни», «Счастье», «Легенда», «Демир-Кая», «Обида»
1907 - «Бред», «Изумруд», «Мелюзга», «Слон», «Сказочки», «Механическое правосудие», «Исполины»
1908 - «Морская болезнь», «Свадьба», «Последнее слово»
1910 - «По-семейному», «Леночка», «В клетке зверя»
1911 - «Телеграфист», «Начальница тяги», «Королевский парк»
1912 - «Травка», «Чёрная молния»
1913 - «Анафема», «Слоновья прогулка»
1914 - «Святая ложь»
1917 - «Сашка и Яшка», «Храбрые беглецы»
1918 - «Пегие лошади»
1919 - «Последний из буржуев»
1920 - «Лимонная корка», «Сказка»
1923 - «Однорукий комендант», «Судьба»
1924 - «Пощёчина»
1925 - «Ю-ю»
1926 - «Дочь великого Барнума»
1927 - «Синяя звезда»
1928 - «Инна»
1929 - «Скрипка Паганини», «Ольга Сур»
1933 - «Ночная фиалка»
1934 - «Последние рыцари», «Ральф»

Очерки Александра Куприна:

1897 - «Киевские типы»
1899 - «На глухарей»

1895-1897 - цикл очерков «Студент-драгун»
«Днепровский мореход»
«Будущая Патти»
«Лжесвидетель»
«Певчий»
«Пожарный»
«Квартирная хозяйка»
«Босяк»
«Вор»
«Художник»
«Стрелки»
«Заяц»
«Доктор»
«Ханжушка»
«Бенефициант»
«Поставщик карточек»

1900 - Путевые картинки:
От Киева до Ростова-на-Дону
От Ростова до Новороссийска. Легенда о черкесах. Тоннели.

1901 - «Царицынское пожарище»
1904 - "Памяти Чехова"
1905 - «События в Севастополе»; «Сны»
1908 - «Немножко Финляндии»
1907-1911 - цикл очерков «Листригоны»
1909 - «Не трогайте нашего языка». О русскоязычных писателях-евреях.
1921 - «Ленин. Моментальная фотография»


Александр Иванович Куприн – известный русский писатель и переводчик. Он внес весомый вклад в фонд русской литературы. Его произведения отличались особой реалистичностью, благодаря чему он получил признание в самых разных слоях общества.

Краткая биография Куприна

Вашему вниманию предлагается краткая биография Куприна. Она, как и все , содержит много .

Детство и родители

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчат, в семье простого чиновника. Когда маленькому Александру было всего один год, его отец – Иван Иванович умер.

После смерти мужа, мать будущего писателя – Любовь Алексеевна, решила отправиться в Москву. Именно в этом городе прошло детство и юность Куприна.

Обучение и начало творческого пути

Когда юному Саше исполнилось 6 лет, его отдали на обучение в Московское сиротское училище, которое он окончил в 1880 г.

Александр Иванович Куприн

В 1887 г. Куприн был зачислен в Александровское военное училище.

В этот период биографии ему приходится сталкиваться с разными трудностями, о которых он потом напишет в рассказах «На переломе (Кадеты)» и «Юнкера».

Александр Иванович имел неплохие способности к написанию стихов, однако они так и остались неопубликованными.

В 1890 г. писатель служил в пехотном полку в чине подпоручика.

Находясь в этом звании, он пишет такие рассказы как «Дознание», «Впотьмах», «Ночная смена» и «Поход».

Расцвет творчества

В 1894 г. Куприн решает подать в отставку, находясь на тот момент уже в звании поручика. Сразу же после этого, он начинает путешествовать по , знакомясь с разными людьми и набираясь новых знаний.

В этот период ему удается познакомиться с , Максимом Горьким и .

Биография Куприна интересна тем, что все впечатления и переживания, полученные им во время его немалых путешествий, он сразу же брал за основу для будущих произведений.

В 1905 г. печатается повесть «Поединок», которая получает настоящее признание в обществе. В 1911 г. появляется его самый значимый труд «Гранатовый браслет», который сделал Куприна по-настоящему знаменитым.

Следует заметить, что ему легко давалось написание не только серьезной литературы, но и детских рассказов.

Эмиграция

Одним из важнейших моментов в жизни Куприна стала Октябрьская революция. В краткой биографии сложно описать все переживания писателя, связанные с эти временем.

Вкратце лишь заметим, что он наотрез отказался принимать идеологию военного коммунизма и связанный с ним террор. Оценив сложившуюся ситуацию, Куприн практически сразу решает эмигрировать во .

На чужбине он продолжает писать повести и рассказы, а также заниматься переводческой деятельностью. Для Александра Куприна было немыслимо жить без творчества, что отчетливо видно по всей его биографии.

Возвращение в Россию

Со временем, помимо материальных трудностей, Куприн все чаще начинает испытывать ностальгию по Родине. Возвратиться обратно в Россию ему удается лишь спустя 17 лет. Тогда же он пишет свое последнее произведение, которое называется «Москва родная».

Последние годы жизни и смерть

Советским чиновникам был выгоден известный литератор, вернувшийся на Родину. Из него пытались создать образ раскаявшегося писателя, приехавшего с чужбины, чтобы воспевать счастливую .


О возвращении Куприна в СССР, 1937 год, «Правда»

Однако в служебных записках компетентных органов зафиксировано, что Куприн слаб, болен, неработоспособен и, практически, не в состоянии ничего писать.

Кстати, именно поэтому появилась информация, что «Москва родная» принадлежит не самому Куприну, а приставленному к нему журналисту Н. К. Вержбицкому.

25 августа 1938 г. Александр Куприн умер от рака пищевода. Его похоронили в Ленинграде на Волковском кладбище, рядом с великим писателем .

  • Когда Куприн еще не был известным, ему удалось освоить множество самых разнообразных профессий. Он работал в цирке, был артистом, педагогом, землемером и журналистом. В общей сложности он освоил более 20 разных профессий.
  • Первая жена писателя – Мария Карловна, очень не любила беспорядки и неорганизованность в работе Куприна. Так, например, застав его спящим на рабочем месте, она лишила его завтрака. А когда он не написал нужные главы для какого-то рассказа, жена отказалась впускать его в дом. Как тут не вспомнить американского ученого, который под давлением жены !
  • Куприн любил одеваться в национальный татарский наряд, и ходить в таком виде по улицам. По материнской линии у него были татарские корни, чем он всегда гордился.
  • Куприн лично общался с Лениным. Он предлагал вождю создать газету для деревенских жителей под названием «Земля».
  • В 2014 году был снят телесериал «Куприн», повествующий о жизни писателя.
  • По воспоминания современников, Куприн был по-настоящему очень добрым и неравнодушным к чужим судьбам человеком.
  • Именем Куприна названы многие населенные пункты, улицы и библиотеки.

Если вам понравилась краткая биография Куприна – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вы вообще любите и биографии – подписывайтесь на сайт сайт любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Куприн Александр Иванович - одна из самых заметных фигур отечественной литературы 1-й половины 20 века. Он является автором таких известных произведений, как "Олеся", "Гранатовый браслет", "Молох", "Поединок", "Юнкера", "Кадеты" и др. Александр Иванович необычную, достойную жизнь. Судьба порой была к нему сурова. Как детство Александра Куприна, так и зрелые годы отмечены нестабильностью в различных сферах жизни. Ему приходилось в одиночку сражаться за материальную независимость, славу, признание и право называться писателем. Через многие невзгоды прошел Куприн. Детство и юность его были особенно непростыми. Обо всем этом мы подробно поговорим.

Происхождение будущего писателя

Куприн Александр Иванович родился в 1870 г. Его родной город - Наровчат. Сегодня он находится в Дом, где родился Куприн, в настоящее время является музеем (фото его представлено ниже). Родители Куприна не были состоятельными. Иван Иванович, отец будущего писателя, относился к роду обедневших дворян. Он служил мелким чиновником и часто пил. Когда Александру шел только второй год, от холеры умер Иван Иванович Куприн. Детство будущего писателя, таким образом, прошло без отца. Его единственной опорой была мать, о которой стоит рассказать отдельно.

Мать Александра Куприна

Любовь Алексеевна Куприна (в девичестве - Кулунчакова), мать мальчика, была вынуждена поселиться во Вдовьем доме города Москвы. Именно отсюда текут первые воспоминания, которыми поделился с нами Иван Куприн. Детство его во многом связано с образом матери. Она играла роль высшего существа в жизни мальчика, являлась для будущего писателя целым миром. Александр Иванович вспоминал, что эта женщина была волевой, сильной, строгой, похожей на восточную княжну (Кулунчаковы относились к старинному роду татарских князей). Даже в убогой обстановке Вдовьего дома она оставалась такой. Днем Любовь Алексеевна была строгой, но вечером превращалась в загадочную ворожею и рассказывала своему сыну сказки, которые переделывала на свой лад. Эти интересные рассказы с удовольствием слушал Куприн. Детство его, весьма суровое, скрашивали сказки о дальних странах и неведомых существах. Еще будучи Иванович столкнулся с печальной действительностью. Однако трудности не помешали реализоваться в качестве писателя такому талантливому человеку, как Куприн.

Детство, проведенное во Вдовьем доме

Детство Александра Куприна прошло вдали от уюта дворянских поместий, званых обедов, отцовских библиотек, куда можно было прокрадываться втихомолку по ночам, рождественских подарков, которые так упоительно искать под елкой на рассвете. Зато он хорошо знал серость сиротских комнат, скудные гостинцы, выдаваемые по праздникам, запах казенной одежды и затрещины от воспитателей, на которые те не скупились. Безусловно, отпечаток на его личность наложило раннее детство его дальнейших лет отмечена новыми трудностями. Следует вкратце рассказать и о них.

Военно-муштровое детство Куприна

Для детей его положения было не так много вариантов дальнейшей судьбы. Один из них - военная карьера. Любовь Алексеевна, заботясь о своем ребенке, приняла решение сделать из своего сына военного. С матерью Александру Ивановичу вскоре пришлось расстаться. В его жизни началась унылая военно-муштровая пора, которой продолжилось детство Куприна. Биография его этой поры отмечена тем, что он несколько лет провел в казенных заведениях города Москвы. Сначала был Разумовский сиротский пансион, через некоторое время - Московский кадетский корпус, а потом Александровское военное училище. Куприн по-своему ненавидел каждое из этих временных пристанищ. Одинаково сильно будущего писателя раздражала тупость начальства, казенная обстановка, испорченные сверстники, недалекость воспитателей и преподавателей, "культ кулака", одинаковая для всех форма и публичная порка.

Вот таким нелегким было детство Куприна. Для детей важно иметь близкого человека, и в этом смысле Александру Ивановичу повезло - его поддерживала любящая мать. Она умерла в 1910 году.

Куприн отправляется в Киев

Куприн Александр, окончив училище, провел еще 4 года на военной службе. Он вышел в отставку при первой же возможности (в 1894 году). Поручик Куприн навсегда снял военный мундир. Он решил перебраться в Киев.

Настоящим испытанием для будущего писателя стал большой город. Куприн Александр Иванович всю свою жизнь провел в казенных заведениях, поэтому был не приспособлен к самостоятельной жизни. По этому поводу он позднее иронизировал, что в Киеве был будто "институтка-смолянка", которую ночью завели в дебри лесов и оставили без компаса, пищи и одежды. Нелегко пришлось в это время такому великому писателю, как Александр Куприн. Интересные факты о нем во время пребывания в Киеве связаны и с тем, чем приходилось заниматься Александру для того, чтобы заработать себе на жизнь.

Как Куприн зарабатывал на жизнь

Для того чтобы выжить, Александр брался почти за любое дело. Он в короткие сроки попробовал себя в качестве продавца махорки, прораба на строительстве, столяра, служащего в конторе, заводского рабочего, помощника кузнеца, псаломщика. Одно время Александр Иванович даже всерьез подумывал о том, чтобы уйти в монастырь. Нелегкое детство Куприна, кратко описанное выше, вероятно, навсегда оставило след в душе будущего писателя, которому с юных лет пришлось столкнуться с суровой действительностью. Поэтому его желание уединиться в монастыре вполне объяснимо. Однако Александру Ивановичу была уготована другая судьба. Вскоре он нашел себя на литературном поприще.

Важным литературным и жизненным опытом стала служба репортером в газетах Киева. Александр Иванович писал обо всем - о политике, убийствах, социально-общественных проблемах. Ему приходилось заполнять также развлекательные рубрики, писать дешевые мелодраматичные рассказы, которые, кстати, пользовались немалым успехом у безыскусного читателя.

Первые серьезные произведения

Из-под пера Куприна мало-помалу начали выходить серьезные произведения. Рассказ "Дознание" (другое название его - "Из отдаленного прошлого") был напечатан в 1894 году. Затем появился сборник "Киевские типы", в который поместил свои очерки Александр Куприн. Творчество его этого периода отмечено и многими другими произведениями. Через некоторое время было опубликовано собрание рассказов под названием "Миниатюры". Повесть "Молох", изданная в 1996 году, сделала имя начинающему писателю. Его славу укрепили вышедшие следом произведения "Олеся" и "Кадеты".

Переезд в Петербург

В этом городе началась для Александра Ивановича новая, яркая жизнь со множеством встреч, знакомств, кутежей и творческих достижений. Современники вспоминали, что Куприн любил хорошо погулять. В частности, Андрей Седых, русский литератор, отметил, что в молодости он жил буйно, нередко бывал пьян и в это время делался страшен. Александр Иванович мог творить безрассудные вещи и порой даже жестокие. А Надежда Тэффи, писательница, вспоминает, что он был очень сложным человеком, отнюдь не добряком и простачком, каким на первый взгляд мог показаться.

Куприн пояснял, что творческая деятельность отнимала у него много энергии и сил. За каждую удачу, как и за неудачу, приходилось расплачиваться здоровьем, нервами, собственной душой. Но злые языки видели лишь неприглядную мишуру, а затем неизменно шли слухи о том, что Александр Иванович - гуляка, дебошир и пьяница.

Новые произведения

Как бы Куприн ни выплескивал свой пыл, он всегда после очередной пьянки возвращался к письменному столу. Александр Иванович в буйный период жизни в Петербурге написал свою ставшую культовой повесть "Поединок". К этому же периоду относятся его рассказы "Болото", "Суламифь", "Штабс-капитан Рыбников", "Река жизни", "Гамбринус". Через некоторое время, уже в Одессе, он завершил "Гранатовый браслет", а также принялся за создание цикла "Листригоны".

Личная жизнь Куприна

В столице он познакомился со своей первой женой, Давыдовой Марией Карловной. От нее у Куприна родилась дочь Лидия. Мария Давыдова подарила миру книгу под названием "Годы молодости". Через некоторое время их брак распался. Александр Куприн женился через 5 лет на Гейнрих Елизавете Морицовне. С этой женщиной он прожил до самой своей смерти. У Куприна от второго брака - две дочери. Первая - Зинаида, которая рано умерла, заболев воспалением легких. Вторая дочь, Ксения, стала известной советской актрисой и моделью.

Переезд в Гатчину

Куприн, устав от напряженной столичной жизни, покинул Петербург в 1911 году. Он переехал в Гатчину (небольшой город, расположенный в 8 км от столицы). Здесь, в своем "зеленом" доме, он поселился вместе с семьей. В Гатчине все располагает к творчеству - тишина дачного городка, тенистый сад с тополями, просторная терраса. Этот город сегодня тесно связан с именем Куприна. Здесь находятся библиотека и улица, названные в его честь, а также и памятник, посвященный ему.

Эмиграция в Париж

Однако степенному счастью пришел конец в 1919 году. Сначала Куприн был мобилизован в армию на стороне белых, а через год все семейство эмигрировало в Париж. Александр Иванович Куприн вернется на родину лишь через 18 лет, уже в преклонном возрасте.

В разное время по-разному трактовались причины эмиграции писателя. Как утверждали советские биографы, он был едва ли не насильно вывезен белогвардейцами и все последующие долгие годы, до самого возращения, томился на чужбине. Недоброжелатели стремились уколоть его, выставив предателем, променявшим родину и талант на заграничные блага.

Возвращение на родину и смерть писателя

Если верить многочисленным воспоминаниям, письмам, дневникам, ставшим доступными общественности несколько позже, то Куприн объективно не принял революцию и установившуюся власть. Он называл ее фамильярно "совком".

Когда он вернулся на родину уже разбитым стариком, его возили по улицам, чтобы продемонстрировать достижения СССР. Александр Иванович говорил, что большевики - замечательные люди. Одно лишь неясно - откуда у них так много денег.

Тем не менее о возвращении на родину Куприн не жалел. Для него Париж был прекрасным городом, но чужим. Куприн умер 25 августа 1938 г. Он скончался от рака пищевода. На другой день многотысячная толпа окружила Дом писателей в Петербурге. Пришли и знаменитые коллеги Александра Ивановича, и верные поклонники его творчества. Все они собрались для того, чтобы отправить в последний путь Куприна.

Детство писателя А. И. Куприна, в отличие от юных лет многих других деятелей литературы того времени, было весьма непростым. Однако во многом именно благодаря всем этим пережитым трудностям он нашел себя в творчестве. Куприн, детство и юность которого прошли в нищете, приобрел и материальное благополучие, и известность. Сегодня с его творчеством мы знакомимся еще в школьные годы.