История казахской литературы. Казахская литература первой половины XIX в.: литературный и культурный подъем Современная казахская литература

В многовековой истории развития искусства художественного слова казахского народа XIX веку принадлежит особое место. Уже в первой половине этого столетия устное народное творчество переживает период подъема, появляется все больше самобытных индивидуальных авторов, зарождается письменная литература.

Расцвет акынского творчества в первой половине XIX в. особенно знаменателен. Наиболее видные его представители не только создавали новые талантливые произведения, но и сохраняли поэтические предания прошлого. Велика их заслуга в том, что многие образцы народно-героических и социально-бытовых поэм древности дошли до нас.

В это время казахские акыны совершенствовали традицию импровизации. Импровизация, остроумие и находчивость в поэтических состязаниях (айтысах) — это та школа, которую должны были пройти все, кто претендовал на поэтический титул акына.

С расцветом акынского творчества казахская литература обогащается новыми для нее поэтическими жанрами, такими, как эпическое сказание, стихи, элегии, политическая лирика, песни; совершенствуется жанр толгау (размышления).

В первой половине XIX в. в жизни казахов происходили существенные социально-экономические изменения, обусловленные добровольным вхождением Казахстана в состав России. Постепенная утрата ханскими потомками былых преимуществ, неуклонный распад феодально-патриархального уклада, а также последствия двойного гнета царских колонизаторов и местных феодалов не могли не отразиться на духовной жизни народа и обусловили изменения в идейно-художественном содержании творчества акынов и жырау (певцов).

Некоторые акыны, например Байток, Жанузак, Нысанбай, Досхожа, прославляли ханов, султанов, оправдывали их жестокость, поддерживали феодально-родовой правопорядок, идеализировали патриархальную старину. Противоречиво творчество двух крупных акынов Дулата Бабатаева и Шортанбая Канаева.

Стихи Дулата Бабатаева (1802—1874) были записаны лишь после его смерти. Единственный сборник его стихов был издан Маулекеем в 1880 г. в Казани под названием «Осиет-наме» («Завещание»). Дулат лучше и глубже, чем кто-либо из его современников, видел и отражал противоречия эпохи.

Критикуя феодально-патриархальный уклад, он выступал против жестокого отношения царских чиновников, новой администрации к местному населению. Однако, рисуя любую сторону жизни, он неизменно приходил к выводу, что жизнь изменилась не в лучшую сторону, что ее счастливая пора осталась позади («С кочевья предков Арки»).

Даже когда Дулат обращается к разработке традиционных тем восточной поэзии о противоборстве добра и зла, дружбы и ненависти, щедрости и скупости, он горько скорбит о прошлом, утверждает, что молодежь перестала уважать родителей, младшие — старших. Он видит эпоху в том, что так резко изменились нравы людей.

Творчество Шортанбая Канаева (1818—1881) как бы дополняет поэтическое наследие Дулата. Единственный поэтический сборник Шортанбая «Шортанбайдын бала зары» («Плач дитяти Шортанбая») впервые был издан в Казани в 1888 г.

В этой книге, начиная со стихотворения «Праотец наш пророк Адам» и кончая стихотворением «Все известно единому аллаху», поэт рассматривает те же проблемы, на которые обращал свое внимание и Дулат, но решает их с ортодоксально-мусульманских позиций.

По глубокому убеждению поэта, причины неблагоприятных социально-экономических изменений, повлекших за собой изменения в нравственно-этической сфере, кроются в том, что расшатываются основы веры, что люди начали пренебрегать шариатом, т. е. догматами Корана.

Однако оставаясь человеком глубоко религиозным, сторонником феодально-патриархальных нравов, Шортанбай в некоторых стихах, таких, например, как «Проклятый богом бай» и других, правдиво изображает тяжелую жизнь бедняков.

Акыны Шоже Каржаунов (1805—1891), Шернияз Жарылгасов, Суюнбай Аронов (1827—1896) были сторонниками иного направления, они отражали интересы и нужды трудового народа, разоблачали деспотизм феодально-байской верхушки.

Особое место в казахской литературе рассматриваемого периода принадлежит крупнейшему поэту-воину, борцу за народные интересы Махамбету Утемисову (1804—1846). Махамбет как поэт формируется в условиях столкновений и борьбы крестьян с феодалами, ханами, представителями местных властей.

Непокорный поэт с молодых лет был постоянно в неладах с баями, стал одним из руководителей известного крестьянского восстания, вспыхнувшего в Букеевской орде против хана Джангира в 1836—1837 гг.

Литературное наследие Махамбета настолько тесно связано с этим восстанием, что по его стихам можно проследить все этапы борьбы, начиная с первых шагов восставших до трагического поражения.

В годы, предшествующие восстанию, Махамбет с пламенными стихами обращается к народу, призывает смело подняться против притеснителей («Призыв к народу», «Дело чести», «На наше дело нужен нар» и др.).

Поэт не сулит людям легкую победу, откровенно предупреждает о том, что борьба будет суровой и сложной, потребует больших жертв, тяжелых утрат. Его стихи проникнуты уверенностью в справедливости задуманного дела, верой в победу.

Махамбет как один из вожаков, находясь в дни борьбы в передовых отрядах повстанцев, непосредственно участвуя в самых жарких схватках и сражениях, в то же время своими вдохновенными песнями-стихами поднимает боевой дух соратников, поддерживает их в трудные моменты.

Стихи, обращенные к восставшим, проникнуты чувством товарищества, заботой и искренним сочувствием к погибшим в бою героям. Его стихи «Обращение к друзьям», «Не печальтесь, мои друзья», «Доблестный сын», «К нам вернется счастье» силой эмоционального воздействия сплачивали и вдохновляли повстанцев.

В творчестве Махамбета художественное воспроизведение героической борьбы народа сочетается с раскрытием социальных причин, приведших к вооруженному восстанию. Это жестокая эксплуатация феодалами, ханами, баями тружеников, слабых и бедных родов, насильственный захват земель, переселение их с насиженных мест и т. д.

Поэт с болью говорит о том, как «жизнь положили» и «гибли толпой» доблестные сыны народа. Гневно звучат стихи, обращенные к местному властелину Джангиру и султану Баймагамбету. Смелый и гордый поэт называет их волками, змеями, трусами и лицемерами. Поэзия Махамбета отличается свободолюбием, боевым духом и глубоким оптимизмом.

Произведения Махамбета, созданные в изгнании после поражения восстания, хотя в них и встречаются грустные нотки, вызванные тоской по близким, по родине, также полны надежд; в них нет сожаления по поводу участия в народном восстании. Он верит, что придет время, когда народ расправится с баями («Обращение к султану Баймагамбету»).

Воспевая героизм участников восстания, он впервые в истории казахской литературы создает образ народного борца-героя. Свой идеал поэт нашел в лице руководителя крестьянского движения Исатая Тайманова.

В характере Исатая поэт особенно подчеркивает его непоколебимое мужество, бесстрашие перед смертельной опасностью, огромную волю и выдержку, а самое главное — беспредельную любовь к народу, готовность отдать жизнь во имя его счастья. Махамбет посвятил Исатаю цикл стихов, в которых народный полководец характеризуется с разных сторон: как преданный и достойный сын своего народа, опора и защитник обездоленных, отважный предводитель, мудрый советчик и добрый друг товарищей по оружию и как нежный, любимый и любящий отец.

Опираясь на поэтические традиции предшествующей и современной ему литературы, Махамбет обогатил ее идейно и тематически. Он ввел в казахскую поэзию политическую лирику, усилил в ней гражданские и патриотические мотивы. Его поэзия отражает бурную эпоху национально-освободительных движений.

Доминирующим в казахской литературе первой половины XIX в. было демократическое направление. В творчестве Махамбета Утемисова оно нашло свое наиболее яркое выражение, став идейно-художественной основой дальнейшего развития литературы и предвосхитив появление таких ее корифеев, как Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев.

История всемирной литературы: в 9 томах / Под редакцией И.С. Брагинского и других - М., 1983-1984 гг.

Литературные процессы шли по двум направлениям: устное творчество и письменная литература. Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов, дастанов, героических и лиро-эпических поэм, сказок, поговорок и пословиц, загадок и т. д. Конец Х111 - середина XIX вв. - это период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества.

Сохранились несколько произведений известного жырау XVIII в. Бухара Калкаманулы (1693-1787 гг.)., которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Бухар-жырау родился и вырос на территории нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. Он создал много дидактических песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения независимости, поддерживал хана Среднего жуза Абылая. Бухар вместе с тем верно отразил в своем творчестве отдельные важные исторические события своего времени. Одна из стержневых тем сочинений Бухар-жырау - любовь к Родине, патриотизм. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгарских захватчиков, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы - батыров Богембая, Кабанбая, Жаныбека. В песнях «Желание», «?й, Абылай», «Смерть высокой горы» и других он в стихотворной форме образно излагал свои мысли о человеческой жизни и морали.

Жырау мечтал о сильном централизованном государстве, объединяющем в себе все три казахских жуза. Во времена, когда Казахстан был обессилен набегами внешних врагов и внутренними междоусобицами, самым сильным из ханов был Аблай. Бухар воспевал образ хана как деятеля как деятеля, призванного воплотить в жизнь лучшие идеи народа, одобрял его политику лавирования между Россией и Китаем.

Сочинения Бухара, который, благодаря своему таланту, пользовался большим авторитетом не только среди ханов, султанов и крупных феодалов, но и народе, явились могучей идеологической силой, оказавшей благотворное воздействие на общественное сознание казахов XVIII в.

Песни других жырау - Таттикары, Умбетея, Шала, Котеша - сохранились отрывочно. Известна жоктау- поминальная песня Умбетея, посвященная смерти батыра Богембая, в которой акын воспевает его подвиги в сражениях с джунгарами. Он создает яркий, впечатляющий образ Богембая. Богембай в жоктау Умбетея - идеальный образ защитника народа.

Крупным певцом - импровизатором и сказителем XVIII в. был Таттикара. Поэт участвовал в качестве рядового воина во многих сражениях. В стихах, рожденных в походах, он призывал воинов не склоняться ни перед какими трудностями в борьбе за свободу.

Певцы Шал, Котеш, Жанкиси- жырау, жившие в начале XIX в., в своих песнях изобличали социальное неравенство, насилие ханов над народом. Жанкиси с гневом и горечью указывал на жестокость и насилие кокандских беков.

Песни акынов - импровизаторов исполнялись на понятном, доступном для народных масс языке.

Актамберды - жырау (1675-1768гг.) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров.

Акын призывал современное ему молодое поколение к стойкости и мужеству, к воинской отваге, доблести.

Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамберды и другие певцы - импровизаторы и сказители, чьи песни и сказания дошли до нас, являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Их песни во многом отличались от эпоса и обрядово- бытовой поэзии предшествующей эпохи. В этих произведениях сильнее, чем раньше, проявлялись гражданские мотивы, полнее раскрывалась жизнь народа, несмотря на противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII- начале XIX вв., они занимают видное место в истории казахской литературы.

Песни этого периода по художественной форме совершеннее, чем песни более раннего времени. В этих песнях, сохранивших все основные черты и традиции устного творчества казахов, уже имелись элементы, свойственные письменной поэзии.

В многочисленных айтысах (состязаниях) XIX -- начала XX в. отличались острословием, находчивостью, импровизацией, глубоким знанием обычаев, тради­ций, языка акыны Жанак, Шоже, Акан Сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара Тастанбекова, Асет Найманбаев, Биржан сал.

В XIX в. началось зарождение казахской прессы. 28 апреля 1870 г. вышел первый номер газеты «Туркестан уалаяты». Она издавалась на казахском и узбекском языках. На ее страницах печатались материалы о Чокане Валиханове, восстании казахов Мангыстау 1870 г.

В 1911 г. увидел свет первый казахский журнал «Айкап», за четыре года существования которого вышли 88 номеров. В 1913--1918 гг. издавалась газета «Казах». «Айкап» и «Казах» освещали все стороны жизни общества. Они выступали за переход казахов к оседлому образу жизни и овладение земледельческой культурой, в то же время, не отрицая значения и места кочевничества, смело поднимали женский и национальный вопросы, распространяли медицинские, агрономические знания, поддержали идею созыва Всеказахского съезда.

Расширялось издание книг казахских авторов. В Петербурге, Казани, Оренбурге, Ташкенте вышли произведения Абая Кунанбаева, Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Ахмета Байтурсынова, Мыржакыпа Дулатова, Абубакира Диваева и многих других. В 1912 г. в Семипалатинске была создана типография «Жардем» («Помощь»), специализировавшаяся на выпуске книг на казахском языке. До Октябрьской революции на казахском языке было издано приблизи­тельно 700 названий книг (не считая переизданий).

Однако не все духовные ценности и достижения культуры доходили до народа. Сказывались массовая неграмотность населения, малочисленность культурно-просветительных учреждений, колониальная политика царизма.

Основоположникам казахской письменной литературы является А. Кунанбаев. Он родился (1845--1904) в Чингисских горах Семипалатинской области в семье старшины тобыктинского рода. Получил первоначальное образование дома, у наемного муллы. Абай затем был направлен в медресе Семипалатинского имама Ахмет-Ризы. Однако, не дав Абаю закончить учение в городе, отец вернул его в аул и начал постепенно готовить к судебной и будущей административной деятельности главы рода. Абай постиг приемы ведения словесных турниров, в которых главным оружием служило отточенное красноречие, остроумие и находчивость. Судебное разбирательство велось на основе веками существовавшего обычного права казахов. В течение двадцати лет Абай, уже зрелый человек, изучал народное поэтическое творчество, восточных поэтов и русскую классическую литературу. В 1886 г. в 40 лет Абай написал свое стихотворение «Лето», последующие двадцать лет жизни прошли в поэтической деятельности.

Абай был носителем всего нового, прогрессивного в казахском обществе. По его мнению, каждый мыслящий человек должен был выработать свое сознательное отношение к окружающей действительности. Он хотел видеть человеческое общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся.

Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля», было одним из главных направлений творчества Абая. Пути служения человеческому обществу каждым человеком в отдельности Абай Кунанбаев видел прежде всего в труде, как средстве достижения и расцвета материальных и духовных благ общества.

Все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к бездействию. Человеческий характер, по его мнению, закаляется лишь в борьбе с трудностями, в их преодолении. Поэт глубоко верил в творческие силы народа, хотя и понимал, что при современных условиях общественной жизни народные массы не имеют возможности полностью пользоваться плодами своего труда.

Пути улучшения жизни трудящихся масс Абай видел в изменении экономической основы общества. Прогрессивное развитие казахов Абай неразрывно связывал с развитием земледелия, ремесла и торговли. Эти три рычага развития экономики являются предметом постоянного внимания казахского просветителя, на них, по его мнению, и должны ориентироваться народные массы.

У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношение с другими народами, населяющими Россию. Основной принцип, которым он руководствовался при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия.

XIX -- начало XX в. был периодом небывалого подъема музыкальной культуры казахского народа. Композиторы Курмангазы, Даулеткерей, Дина Нурпеисова, Таттимбет, Казангап, Сейтек, Ихлас создавали бессмертные кюи. Вся казахская степь пела песни Биржан сала, Ахан сэре. Mухита, Абая, Балуан шолака, Жаяу Мусы, Мади, Ибрая, Естая и др. Творчество народных композиторов отражало горячую любовь человека к родному краю, воспевало красоту природы, заклю­чало в себе нравственные и эстетические ценности. Оно запечатляло рост социальной напряженности в обществе, желание простых людей жить в мире и благополучии. Так, первое музыкальное произведение Курмангазы «Кишкентай» было посвящено восстанию Исатая и Махамбета, а события 1916 г. послужили причиной создания кюя Дины Нурпеисовой «Набор». Если песня «Гакку» Ибрая стала своеобразным гимном любви, то «Зауреш» Мухита, по определению академика А. Жубанова, настоящий «Реквием». Песни Абая и Жаяу Мусы отличались насыщенностью элементами европейской музыкальной культуры.

Большинство обывателей слишком мало знают, о чем пишут современные казахские писатели. Литературный процесс уже давно стал предметом исключительного интереса узких специалистов - филологов и культурологов. Остальным же общение с литературой заменили интернет-заметки. Однако без общения с литературой дух нищает. Поэтому тем, кто хочет узнать, какие имена представляют современную литературу Казахстана, эта статья будет интересна.

Национальная литература - это отображение души народа. Современный этап развития литературы особенно интересен, поскольку по тому, о чем пишут писатели, и как они это делают, можно судить об образе мыслей народа и его ценностях на данном этапе развития.

У многих складывается впечатление, что казахская литература законсервирована на этапе становления независимости Казахстана. Однако это не так. Как и любая сфера культуры, литература интенсивно развивается, каждый год открывает новые имена, новые темы и новые художественные методы. Просто литература менее публична, чем телевидение или шоу-бизнес, интимна. Поэтому, чтобы узнать о ней что-то новое, нужно поинтересоваться.

Восстановим информационный пробел и расскажем, какие казахские писатели представляют современный литературный процесс.

Мухтар Магауин

Он известный литературный критик и писатель. Особой популярностью пользуются романы «Вешние снега» и «Шахан-Шер - человек - тигр». Автор этих произведений известен как фольклорист, этнограф, переводчик.

Мухтар Магауин в 2008 году начал работу над тетралогией, посвященной великому хану Степи - Чингисхану. С 2011 года выходят книги этого цикла.

На основе арабских, персидских и китайских хроник автор реконструировал жизнь и деяния великого завоевателя. В книгах представлены интересные наблюдения писателя о жизни и становлении культуры тюркских народов, поселившихся на территории Казахстана: их нравах, обычаях, ментальности.

Ермек Турсунов

Писатель и кинорежиссер, автор нескольких романов и сборника рассказов. Славу писателю принес роман об известном полководце, султане Египта и Сирии, правителе мамлюков - Бейбарсе. Историческая ретроспектива романа заставляет задуматься над тем, кто мы такие, во что и почему верим, какие ценности оберегаем.

В 2010 году вышла книга «Семь майских дней» - художественно-публицистическая детективная повесть о банде Мухлисова. В 2016 году автор презентовал книгу рассказов «Мелочи жизни», написанных в стиле устного повествования.

Гульбахрам Кургулина

Современный автор, дебютировавший в 2012 году. Гульбахрам Кургулина - автор серии романов, посвященных непростым отношениям в семье, психологии взаимоотношений, проблемам двоеженства: «Байбише. Старшая жена», «Токал. Младшая жена», «Бессовестные снохи», «И свекровь бывает золотой».

Ее романы этой серии отображают непростую жизнь казахских жен, поднимают проблему младших жен - токал, касаются проблем психологического комфорта и самореализации в семье и любви современной казахской женщины.

В этих книгах есть все, что интересно современным женщинам, - любовь, самопожертвование во имя любимого, страдание неразделенного чувства, сложный путь к счастью. Произведения написаны легко. Их отличает психологизм и драматический накал событий.

Аян Кудайкулова

Ее произведения близки по духу и тематике романам Г. Кургулиной. Аян по-философски рассматривает проблемы, которые возникают в современной семье. Ее герои - знакомый всем круг байбише, токал, свекровей.

Она поднимает проблему многоженства и его последствий не только для отдельно взятой личности, но и для общества в целом. Ее романы «Сумочка от Коко», «Колечко с сердоликом», «Садовник для одиноких дам» написаны легко, но раскрывают глубокую психодраму современных женщин.

Сабыр Каирханов

Писатель и журналист, был главным редактором газеты «Ак Жайык». Его роман «Синхро» наделал много шума в 2014 году. Это произведение относится к оригинальному жанру - speculative fiction. События разворачиваются в вымышленных мирах. Повествование характеризуется переплетением мистики, фантастики и детективной интриги.

Вместе с тем писатель касается огромнейшей психологической травмы, которую еще не пережили казахстанцы - загрязнение почвы и атмосферы ядерными отходами - печальными и разрушительными для экосистемы и антропологии Казахстана событиями на Семипалатинском ядерном полигоне.

Синхро - деформированная реальность, таинственное поле, затягивающее все окружающее. Чтобы спасти близких людей, герои романа жертвуют своими жизнями. Жертва символична: это жертва целого народа.

Галымжан Курмангалиев

Произведения этого казахстанского поэта поражают тонкой лиричностью и психологизмом. Глубокое переживание диссонансов современности, заброшенности человека в неидеальный мир, его трагедия - черты, которые присущи неоромантическому мироощущению Курмангалиева.

В поисках света и чувств всех прекрасных

Я юный поэт, потерянный в темной глуши…

Зира Наурызбаева и Лили Калаус

Тандем культуролога и писательницы воплотился в интересном фэнтезийном литературном проекте для детей - «В поисках Золотой чаши: приключения Бату и его друзей». Увлекательный динамичный сюжет переносит современных школьников в древние времена.

Вместе с царевичем муссагетов Аспарой они отправляются на поиски золотой чаши мудрости. На пути им встретятся мифологические и фольклорные персонажи. Увлекательное повествование непринужденно знакомит детей эпохи Всемирной паутины с культурным наследием Степи.

Ильмаз Нургалиев

Если хотите больше узнать о казахстанском фэнтези, то произведения этого автора не обойти стороной. В его романах серии «Дастан и Арман» синтезированы древние мифы и легенды Степи.

Простой сказочный сюжет захватывает с первых же поворотов. Читатель не заметит, как попадет в средневековый выдуманный мир, где царствуют мифологические существа и духи. С ними придется сразиться Дастану, чтобы добиться руки любимой.

Карина Серсенова

В ее писательской копилке лирические стихи (сборники «Песня сердца», «Навстречу», «Вселенная любви», «Взгляд сквозь небо», «Вдохновение жизнью» и т. д.), мистико-эзотерическое сочинение «Жизнь для тебя» и роман «Хранители пути», книги «Дыхание пустоты», «Всевластие пути».

Современные казахские поэты и прозаики активно интересуются историей, жизнью великих ханов, тонко чувствуют и переживают трагедию человека ХХІ века - его одиночество, растерянность, заброшенность, потерянность в информационном пространстве, где растворяется личность.

Реализуются казахстанские писатели в разных жанрах: реалистично-психологических триллерах, мелодраматических романах, фантастической прозе, тонкой медитативной лирике.

А какие произведения современных писателей и поэтов Казахстана нпавятся вам?

Это подтверждаютШаблон:Нет АИ также различные элементы эпической поэзии (эпитеты, метафоры и другие литературные приёмы), обнаруженные в орхонских памятниках - текстах надгробных стел Кюльтегина и Бильге-кагана, повествующих о событиях V-VII веков.

Эпосы «Коркыт-Ата» и «Огузнаме»

На территории современного Казахстана сложились наиболее известные древние эпосы на тюркских языках - «Коркыт-Ата » и «Огузнаме ». Распространявшийся устно эпос «Коркыт-Ата», возникший в кыпчакско-огузской среде в бассейне реки Сырдарья около VIII -X вв. Шаблон:Нет АИ , был записан в XIV -XVI вв. турецкими писателями в виде «Книги деда Коркыта». В действительности Коркыт - это реальный человек, бек огузо-кыпчакского племени кият, который считается основоположником эпического жанра и музыкальных произведений для кобыза. Эпос «Коркыт-Ата» состоит из 12 поэм и рассказов о похождениях огузских богатырей и героев. В нём упоминаются такие тюркские племена, как усуни и канглы .

Поэма «Огузнаме» посвящена детству тюркского правителя Огуз-хана , его подвигам и победам, женитьбе и рождению сыновей, которых звали Солнце , Луна , Звезда , Небо , Гора и Море . Став правителем уйгур, Огуз вёл войны с Алтыном (Китаем) и Урумом (Византией). Также в этом сочинении обсуждается вопрос о происхождении славян, карлуков, кангаров, кыпчаков и других племёнШаблон:Нет АИ .

Героические и лирические поэмы

Казахская устная литература XV-XIX вв

В истории казахской литературы поэзия и поэтические жанры занимают главенствующее положение. В развитии казахской поэзии четко прослеживаются три периода:

Наиболее ранние произведения казахского устного народного творчества, чьё авторство можно считать установленным, относятся к в. В XVI -XVII в. были хорошо известны сочинения легендарного Асан-Кайгы, акынов Доспамбета, Шалкииза, а также Бухар-жырау Калкаманова, автора острых политических стихотворений. В Казахстане сложилась традиция проведения песенно-поэтических состязаний между акынами - так называемых айтысов . Стали выделяться такие жанры песен, как толгау - философское размышление, арнау - посвящение и т. д. В XVIII -XIX вв. в творчестве казахских акынов Махамбета Утемисова, Шернияза Жарылгасова, Суюнбая Аронова появляются новые темы - призывы к борьбе против баев и биев. В то же время акыны Дулат Бабатаев, Шортанбай Канаев, Мурат Монкеев представляли собой консервативное направление, идеализируя патриархальное прошлое и восхваляя религию. Акыны второй половины XIX в. - Биржан Кожагулов, Асет Найманбаев, Сара Тастанбекова, Жамбыл Жабаев и др. - использовали айтысы как форму выражения общественного мнения, отстаивая социальную справедливость.

Зарождение казахской письменной литературы

Казахская письменная литература в её современном виде начинает складываться только во второй половине XIX в. под влиянием контактов и диалогов с русской и западной культурами. У истоков этого процесса стоят выдающиеся казахские просветители, такие как Шокан Валиханов , Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев .

Начало XX в. стало периодом расцвета казахской литературы, впитавшей в себя многие черты европейской литературы. В это время были заложены основы современной казахской литературы, окончательно сформировался литературный язык, появились новые стилистические формы.

Нарождающаяся казахская литература осваивала крупные литературные формы, до сих пор незнакомые казахским писателям, - романы, повести. В это время большую известность приобрёл поэт и прозаик Миржакип Дулатов , автор нескольких поэтических сборников и первого казахского романа «Несчастная Жамал» (), выдержавшего несколько изданий и вызвавшего большой интерес у русской критики и казахской общественности. Он также занимался переводами Пушкина, Магжан Жумабаев , после 1917 года перешедшие в лагерь контрреволюции.

Творчество Жамбыла Жабаева

В советский период наибольшую известность в СССР приобрело творчество казахского народного поэта-акына Жамбыла Жабаева, певшего под аккомпанемент домбры в стиле толгау. С его слов были записаны многие эпосы, например, «Суранши-батыр» и «Утеген-батыр». После Октябрьской революции в творчестве Джамбула появились новые темы («Гимн Октябрю», «Моя Родина», «В Мавзолее Ленина», «Ленин и Сталин»). В его песни вошли почти все герои советского властного пантеона, им придавались черты героев, богатырей. Песни Жамбула были переведены на русский язык и языки народов СССР, получили всенародное признание и в полной мере использовались советской пропагандой. В годы Великой Отечественной войны Жамбыл писал патриотические произведения, зовущие советский народ на борьбу с врагом («Ленинградцы, дети мои!», «В час, когда зовет Сталин» и т. д.)

Литература второй четверти XX века

Родоначальниками казахской советской литературы стали поэты Сакен Сейфулин , Баймагамбет Изтолин , Ильяс Джансугуров , писатели

До распада СССР национальному литературному искусству союзных республик уделялось большое внимание. Сейчас, несмотря на сохранение культурно-экономических связей со странами СНГ, большая часть читающего населения имеет весьма смутное представление о том, что происходит на литературной арене того же Казахстана. Между тем казахский язык и литература - это масштабный культурный пласт, достойный детального ознакомления. И речь идет не только о классических произведениях, но и о книгах современных авторов.

Казахский язык и литература

Исследователи сходятся во мнении, что временем появления авторских произведений на национальном языке является период начала XV века. Однако история казахской народной литературы началась гораздо раньше и была связана с развитием языковых традиций.

Ее предтечами стали средневековые авторы, создававшие сочинения на чагатайском и персидском языках. На территории современного Казахстана были распространены этносы, относившиеся к тюркской языковой группе, а в некоторых районах длительное время использовался согдийский язык иранской группы. Первая руническая письменность (на деревянных табличках) появилась примерно в V-VI вв.

Если верить китайским летописям, в VII веке у тюркоязычных племен уже существовали устные поэтические традиции. Сохранились предания о священной земле и жизни в прекрасной и защищенной от всех невзгод долине Ергене-Конг. Поэтические элементы эпоса встречаются и на обнаруженных археологических памятниках, надгробных стелах.

Устное народное творчество

В первом, дописьменном литературном периоде, лидирующее положение занимали поэтические жанры и эпос. Выделяют три основных этапа в истории казахской поэзии.

  1. XV - первая половина XVIII века. Период жырау (народный певец и поэт, автор и исполнитель поэтических произведений). Основным жанром для них стали «толгау», стихотворения в форме раздумий, содержащих советы, назидания и афоризмы. В них жырау выражали народные интересы, идеи единства, справедливости, воспевали красоту природы. Такие поэты нередко являлись серьезной политической силой, выполняли общественные и даже военные функции. Наиболее ранние произведения с установленным авторством относятся именно к этому периоду. Среди основоположников казахской литературы можно назвать Асан-Кайгы, автора политических стихотворений Бухар-жырау Калкаманова, акынов (поэтов-импровизаторов) Шалкииза и Доспамбета.
  2. Вторая половина XVIII - первая половина XIX века. Поэтический период. В это время жанр поэтической песни становится более разнообразным, кроме мотива раздумий, появляется также «арнау» (обращение, посвящение). В своих произведениях акыны стали чаще обращаться к темам народной и политической борьбы. Такая проблематика характерна для произведений Суюнбая Аронулы и Махамбета Утемисова. Одновременно формировалось и консервативное религиозное направление (Мурат Монкеев, Шортанбай Канаев).
  3. Вторая половина XIX - начало XX вв. Период айтысов. Традиция айтысов, поэтических состязаний-импровизаций между акынами, сложившаяся ранее, получила в это время наибольшее распространение. Поэты второй половины 19 века, Жамбыл Жабаев, Биржан Кожагулов, использовали поэзию как способ выражения общественной мысли и стремления к социальной справедливости.

Зарождение письменной литературы

Первые письменные литературные произведения начинают появляться только во второй половине XIX века в ходе культурного диалога с Россией и Западом. В это время оформляется современная грамматика казахского языка. У истоков этих процессов стоят основоположники казахской письменной литературы, просветители Абай Кунанбаев, Шокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин.

Национальная литература постепенно приобретает некоторые европейские черты, появляются новые стилистические формы, в частности, повести и романы. Автором первого романа «Несчастная Жамал» стал известный поэт и прозаик Миржакип Дулатов. Именно в этот период формируется современный литературный язык, появляются переводы произведений М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Ф. Шиллера, издаются первые печатные книги и газеты.

В противовес формируется литературная группа «книжников» (Нуржан Наушабаев и другие), собиравших фольклорный материал и придерживавшихся патриархальных и консервативных взглядов.

Основоположники казахской литературы

Литературный казахский язык, ставший нормированным вариантом народного, формировался на базе северо-восточного диалекта, которой в наименьшей степени подвергся влиянию персидского и арабского языков. Именно на нем свои произведения создавали и Абай Кунанбаев. Последний является признанным классиком казахской литературы.

Ибрагим Кунанбаев - поэт, общественный деятель, композитор, просветитель, философ, реформатор в сфере литературы, сторонник сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного ислама. Он родился в 1845 году в Семипалатинском уезде в знатной семье. «Абай», полученное еще в детстве прозвище, означающее «осторожный, внимательный», закрепилось за ним на долгие годы как в жизни, так и в литературе. Будущий классик казахской художественной литературы учился в медресе, изучая арабский и персидский языки, одновременно посещая русскую школу. Первые стихи он начал писать еще в 13 лет, скрывая собственное авторство, но свои признанные произведения создал уже в зрелом возрасте. На его становление как писателя большое влияние оказали гуманистические идеи ряда мыслителей и поэтов Востока и Запада. Впоследствии он занимался переводами их произведений на казахский язык и распространением идей русской культуры.

Абаем создано более 50 переводов, примерно 20 мелодий, около 170 стихотворений и поэм. Одной из самых известных стала состоящая из 45 притч и философских трактатов поэма в прозе «Простые слова». В ней поднимаются проблемы морали, педагогики, истории и права.

Литературное творчество XIX-XX вв.

Особенностью казахской литературы 19 века было сосуществование двух видов письменности. С одной стороны, используемая в произведениях так называемых книжников, включавшая целый ряд заимствований из арабского и персидского языков, с другой - новая письменная литература, у истоков которой стояли Алтынсарин и Кунанбаев.

Досоветский период стал важным этапом в истории казахской литературы 20 века. В это время окончательно складываются каноны современной литературы и письменной речи, появляются новые жанры и стили.

Выдающимся литературным деятелем начала века стал Ахмет Байтурсын. Его первой работой в поэтической сфере был перевод басен И. А. Крылова, за которым последовал собственный поэтический сборник «Маса». Он также являлся исследователем в области языкознания, выступал за очищение национального языка от иностранных слов.

Одним из создателей стилистического строя современного казахского языка был поэт Магжан Жумабай. Его влияние на развитие национальной поэзии сравнимо с влиянием Абая. Произведения автора публиковались в большинстве газет и журналов.

Яркий представитель литераторов того периода - Спандияр Кобеев. Его роман «Калым», изданный в 1913 году, стал значительным событием в истории национальной литературы.

Распространение советской власти на территории Казахстана и вхождение в состав СССР оказали огромное влияние не только на общественно-политический строй, но и значительно изменили векторы развития национальной литературы. В 1924 году началась реформа казахской письменности и орфографии. Первоначально на основе арабского алфавита, затем - латинского (использовался до 1940 года). Впоследствии был поставлен вопрос о необходимости сближения казахской и русской письменности.

В 1926 году была сформирована ассоциация казахских пролетарских писателей, а через несколько лет - союз писателей Казахской республики.

Среди ярких писателей казахской литературы этого периода следует отметить Сабита Муканова, Мухтара Ауэзова, Беимбета Майлина.

События Великой Отечественной войны дали толчок к развитию гражданской и патриотической поэзии и прозы. Были изданы поэмы «Сказание о смерти поэта», романы «Грозные дни», «Солдат из Казахстана».

В послевоенное время активно развивались крупные литературные формы, а также драматургия (Хусаинов) и научная фантастика (Алимбаев). Был создан известный роман Мухтара Ауэзова «Путь Абая».

Советский период стал временем расцвета казахской детской литературы. Здесь нельзя не отметить повести и рассказы Сапаргали Бегалина («Девушка-табунщица», «Соколиная охота») и Бердибека Сокпакбаева («Чемпион», «Путешествие в детство»). Герои этих произведений смелые, выносливые ребята, сталкивающиеся с первыми трудностями, делающие выбор, верящие в дружбу и справедливость.

Поэзия Жамбыла Жабаева

Произведения этого народного поэта-акына считаются классикой казахской литературы советского времени. Он родился еще в середине XIX века в семье кочевника и прожил 99 лет. Научившись играть на домре, в подростковом возрасте ушел из дома, чтобы стать акыном. Много лет участвовал в айтысах, выступая в стиле толгау исключительно на казахском языке. Прославился как автор обличительных песен. Во время революции 1917 года ему было уже под семьдесят, однако, новые веяния ознаменовали очередной этап в творчестве Жамбыла. Проникшись революционными идеями, в своих произведениях он придавал советским руководителям черты героев эпоса: «Песня о батыре Ежове», «Аксакалу Калинину», «Ленин и Сталин». К 40-м гг. Жамбыл стал самым известным и почитаемым акыном Казахстана, его имя было практически нарицательным.

Несмотря на политизированность творчества последних лет, его вклад в развитие казахской литературы огромен. Поэтическая манера Жамбыла характеризуется простотой повествования и, одновременно, психологической насыщенностью, задушевностью. В произведениях он активно сочетал прозу и поэзию, устные и литературные формы. За годы творчества создал множество социально-сатирических, бытовых, лирических песен, поэм, сказок.

Творчество Олжаса Сулейменова

Еще одним ярким представителем казахской литературы, чей творческий путь начался в советские годы, является Олжас Сулейменов. Поэт, писатель, литературовед, дипломат и общественно-политический деятель. Первоначальную известность получил как автор лингвистических исследований, неоднократно высказывал идеи, связанные с национализмом и пантюркизмом.

Олжас родился в 1936 году в семье бывшего офицера. Закончив геологоразведочный факультет и, поработав некоторое время по специальности, начал журналистскую и литературную деятельность, поступив в литинститут в Москве. Первые его стихи были опубликованы в 1959 году в «Литературной газете». Литературный успех пришел к Сулейменову через два года, когда была издана его поэма «Земля, поклонись человеку!», посвященная первому полету в космос.

После выпуска нескольких поэтических сборников и романов «Год обезьяны» и «Глиняная книга», на пике активной общественной и политической деятельности, в 1975 году он пишет литературоведческое произведение «Аз и Я. Книга благонамеренного читателя». В нем Сулейменов обращает внимание на многочисленные заимствования из тюркского языка в русском, формулирует предположения о родстве казахов и древних шумеров. Книга вызвала общественный резонанс, была запрещена, а ее автор на 8 лет лишен возможности публиковаться. Развивать свои идеи он продолжил в конце XX века, будучи постоянным представителем Казахстана в ЮНЕСКО.

Современное литературное творчество

Общие тенденции развития казахской литературы в последние десятилетия связывают со стремлением авторов осмыслить западный постмодернизм и использовать полученные тезисы в собственном творчестве. По-новому оцениваются известные произведения казахских авторов. Усилился интерес к наследию репрессированных писателей.

Примечательно, что в Казахстане сейчас развивается целый ряд литературных пластов. Например, есть произведения русскоязычных писателей разных национальностей (казахи, корейцы, немцы), а также русская литература Казахстана. Творчество русскоязычных авторов - это оригинальное литературное течение, возникшее при слиянии нескольких культур. Здесь можно назвать имена Роллана Сейсенбаева, Бахытжана Канапьянова, Александра Кана, Сатимжана Санбаева.

Авторы XXI века

Сегодня казахская литература развивается всецело в русле общемировых тенденций, с учетом современных веяний и собственных возможностей. Если составлять литературный шорт-лист современных авторов, заслуживающих внимания читательской аудитории, то в него будут включены не менее двух десятков фамилий. Вот лишь некоторые из них.

Илья Одегов. Прозаик и литературный переводчик. Автор произведений «Звук, с которым встает Солнце» (2003), «Любая любовь», «Без двух один», «Тимур и его лето». Обладатель множества наград, в частности, является победителем литературного конкурса «Русская премия» и лауреатом премии «Современный казахский роман».

Карина Сарсенова. Драматург, поэтесса, писатель, сценарист, психолог. Одновременно является создателем одного из крупнейших продюсерских центров Казахстана. Член Союза писателей РФ и глава Евразийского творческого союза. Основоположник нового литературного жанра - неоэзотерической фантастики. Автор 19 произведений, изданных в России, Казахстане, Китае, а также сценариев фильма и мюзиклов.

Айгерим Тажи. Поэтесса, автор сборника «БОГ-О-СЛОВ», многочисленных публикаций в литературных изданиях России, Европы, США, Казахстана. Финалист литературной премии «Дебют» в номинации «Поэзия», лауреат премии «Ступени». Ее стихи переведены французский, английский и армянский языки.

Аян Кудайкулова. Работает в жанре остросоциальной и психологической прозы («Колечко с сердоликом», «Эйфелева башня»). Выпустив дебютный роман в 2011 году, через пару лет стала самым продаваемым автором в Казахстане. Основная тема произведений - проблемы семьи и общества.

Ильмаз Нургалиев. Писатель-фантаст. Фактический основоположник жанра «казахское фэнтези» с фольклорным уклоном, автор серии «Дастан и Арман».