Евгений и ленский сравнение. Евгений Онегин и Владимир Ленский: друзья или враги. Что же тогда явилось причиной дружбы Онегина и Ленского

Два молодых, но совершенно разных человека всё-таки смогли стать друзьями на некоторое время. И их дружба описана в романе Пушкина «Евгений Онегин». Но что же на самом деле связывало этих людей? Молодой, мечтательный поэт и циник, знаток жизни и её законов. Они смогли найти общий язык, но что на самом деле способствовало их сближению? Могут ли такие люди с удовольствием общаться и находить для себя друг в друге что-то интересное? Эти вопросы задаёт себе каждый, кто читал роман «Евгений Онегин». ? Ответ на вопрос кроется в прошлом каждом из этих героев и в жизненном этапе, на котором они встретились.

Общие представления о дружбе того времени. Прошлое Онегина

Во времена Пушкина на формирование жизни влияла в большей степени, чем сейчас религия, поэзия, труды философов и писателей того века, пропагандировавшие нравственные идеалы. Дружеские отношения считались чем-то величественным, богоугодным, особенно среди верующих людей, и охранялись понятиями о чести и добром имени, которое стремился иметь каждый, кто много времени проводил в обществе.

Онегин был воспитанным человеком, однако «резкий и охлаждённый ум» не позволял раскрыться его сердцу. Он умел красиво преподнести себя, обладал прекрасными актёрскими способностями, знак, как и в какой ситуации себя подать. Благодаря этому счастливому дару с Евгением стремились подружиться многие люди, особенно важные и влиятельные. Он был очень обаятельным человеком, умел нравиться окружающим, знал, как правильно вести себя в обществе, но никто не трогал его сердце. Утомившись светской жизнью и бесконечными любовными приключениями, он искал постоянных перемен, но не знал где и как сменить обстановку.

И вот, узнав о наследстве своего умирающего дяди, он переезжает в деревню, где и знакомиться с Ленским. К этому времени Евгений уже хорошо знает людей, общество, нравы, но его цинизм не открывает его путь к искренним отношениям, в том числе и дружеским. Хотя многие в высшем свете мечтали с ним подружиться или относились к нему, как к молодому и перспективному человеку.

Ленский. Прошлое поэта

Возвышенный, светский, интересный юноша, только что приехавший в родную деревню из Германии и мечтающий о поэтическом будущем. Уединённая жизнь и чтение не располагали его к общению и светской жизни, поэтому в свои 18 лет Владимир был ещё наивным юношей. Не зная людей, разочарований, крупных неудач, для него ещё вся жизнь была в розовом цвете. Вдохновлённый прочитанными книгами, он мечтал о неземной любви, поэтических лаврах и прославлении своей невесты Ольги как идеала женственности и красоты. Недаром он сочинял ей стихи, любовные послания, хотя и не слишком задумывался, а нужны ли все они Ольге.

Он верил в искренность и простоту дружбы, в то, что друзья готовы жизнью пожертвовать ради высоких идеалов преданности и благородства. Сам способный на жертвы ради любви, высоких отношений, Ленский свято верил, что и другие будут делать то же самое.

Лёд и пламя или противоположности притягиваются

Почему Ленский и Онегин стали друзьями? Что их сблизило, даже несмотря на такое разное отношение к дружбе?

Вот несколько основных психологических причин.

  1. Скука и однообразие деревенской жизни. Это первое, что их сблизило в деревне. Онегину были, как и Ленскому, скучны разговоры о деревенском быте, «о псарне и своей родне», как пишет Пушкин. Он искал в этой глуши интересного собеседника, как и Ленский. И, хотя по началу они друг другу не понравились, общие разговоры на возвышенные темы положили начало их дружеским отношениям. Онегину было приятно, хотя и без особой радости, слушать наивные речи Ленского и оценивать его творческий труд, а Ленский с удовольствием общался с Евгением, так как он был, в отличие от других сельских жителей, образован и достаточно начитан.
  2. Непрожитые юношеские события. Ранний успех Онегина у дам и высшего света освободил светского льва от поэтических терзаний, мук творчества, необходимости изливать свои чувства дневнику или поэтической тетради. А врождённое обаяние и светская жизнь заставили его пропустить этап юношеской влюблённости и возвышенной страсти, которую воспевал в своём творчестве Ленский. Общаясь с юным поэтом, Онегин снова как бы снова вспоминал и проживал свои юношеские мечты. И это ещё одна причина, почему Ленский и Онегин стали друзьями.
  3. Общение с Лариными. Оно значительно сблизило этих людей, даже несмотря на разное их отношение к дружбе. Для Онегина всё это общение было просто способом скоротать сельский досуг и удовлетворить потребность в общении, для Ленского Онегин был настоящим, как ему казалось, другом – умным, образованным, начитанным, всё знающим и способным восполнить его собственную «зыбкость ума» и пробелы в знании жизни. Поэтому Ленскому было интересно с ним общаться.

Выводы

Это основные причины, почему Ленский и Онегин стали друзьями, хотя по большому счёту такие отношения никак нельзя назвать дружбой, особенно в момент дуэли. Ведь Онегин был равнодушен ко всему, в том числе и к наивным чувствам Владимира к Ольге, его мечтам и переживаниям. Поэтому искреннее отношение было только у Ленского, но не у Онегина. И дружбой в высоком понимании, которое в него вкладывал Ленский, отношения не были. Их можно было назвать приятельскими, скрашивающими унылость деревенского досуга.

В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал.
По имени Владимир Ленский,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Такое описание своего героя дает Пушкин. Молодой помещик дворянского происхождения, Владимир Ленский не мог вызывать иных чувств, кроме симпатии, уважения, снисходительности к его молодости. Он был одним из самых выгодных женихов во всей губернии, и поэтому помещичьи семьи, где росли дочери, его охотно принимали и привечали. Вдобавок к своему богатству, он был красив собой. Его черные волнистые волосы, легкая гибкая фигура могли взволновать любое девичье сердце.

Но сердцем молодого человека успела овладеть Ольга Ларина, которую

…он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена:

Ленский был умен, талантлив, писал лирические стихи. Не жених, а мечта. Он учился и получил образование в Германии, в Геттингене, где кроме знаний, набрался вольнолюбивых идеалистических идей, был сторонником философии Канта. Он не успел еще разочароваться в жизни, на которую смотрел сквозь розовые очки.

Ленский был по-юношески сентиментален. Любовь к была его первой и единственной любовью, она была чиста и светла, как лесной родник.

Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседи, их отцы.

Об Ольге Владимир говорит с восторгом неиспорченного юноши.

Да и сама Ольга никогда не давала повода ни для ревности, ни для тревог. Возможно, просто не возникало предпосылок и условий для этого.

Образ Ленского был необходим в романе, как антипод Онегину. И хотя они сблизились и сдружились, Ленский и Онегин совершенно разные люди.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.

Но не была той самой мужской дружбой, за которую люди готовы в огонь и в воду. По крайней мере, в душе Онегина не родилось такое чувство привязанности к Ленскому. Да и что это за дружба, если люди из-за недоразумения готовы стать врагами.

От своего незнания и неопытности молодой поэт шутку, может быть и злую, воспринял как предательство и коварство. Но когда наутро встретился с Ольгой, все такой же милой и непосредственной, он понял, что погорячился. И не найдя в себе духа и повода, чтобы помириться с Онегиным,

Он мыслит: «Буду ей спаситель,
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал;
Чтоб червь презренный, ядовитый
Точил лилеи стебелек;
Чтобы двухутренний цветок
Увял еще полураскрытый».
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.

Накануне поединка юноша всю ночь не спал. То ли это было волнение перед первой в его жизни дуэлью, то ли его угнетало предчувствие смерти. Скорее всего, второе. Это предчувствие вылилось в его элегические строчки:

А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень,
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета,
Забудет мир меня; но ты
Придешь ли, дева красоты,

В цитатных характеристиках, использованных в данной статье, Ленский показан со всех сторон, в строчках Пушкина ярко изображены его мысли, поступки, душевные порывы.

Литературные критики упрекают юношу в незнании жизни. О чем мог знать юноша в 18 лет? Разве это его вина, что Владимир Ленский рос, как тепличное растение, в закрытом учебном заведении, где была книжная теория, философия, искусства, но никто и никогда не говорил, с ним о жизни, о том, что в ней существуют и темные стороны: алчность, лицемерие, хитрость, подлость.

Пушкин нигде не описывает состояние его имения. Как оно управлялось? Кем? Как жили его крестьяне? А ведь этот факт мог показать, применял ли молодой человек свои знания на практике, или он их использовал лишь в спорах с Онегиным и ему подобными, если вдруг случалось встретить образованного человека.

Пушкин видит две перспективы для будущего Ленского: первая — обретя смысл в жизни, он мог развить свой литературный талант и превратиться в «животворящий глас», и вторая –

Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

И почему именно скучал? Ведь Ленский, мог применить свои знания на практике, найти смысл жизни в развитии своего хозяйства, в применении прогрессивных технологий и экономических программ, воспитывал ты детей. Да, он мог бы быть счастлив, тем, что счастливы его люди, его семья. Что в том плохого?

Почему смысл жизни передовой молодежи должен заключаться в том, чтобы отстреливать царей? Правда, Белинский увидел портрет Ленского в горе-литераторах, осаждавших журналы.

«Ленские не перевелись и теперь; они только переродились. В них уже не осталось ничего, что так обаятельно прекрасно было в Ленском; в них нет девственной чистоты его сердца, в них только претензии на великость и страсть марать бумагу.»

Разница в возрасте между героями составляет около восьми лет, поскольку на момент гибели Ленского Онегину двадцать шесть, а упоминаемый незадолго до этого возраст Ленского - восемнадцать.

Евгений представляет собой типичный образец «золотой молодежи» того времени: молодой мужчина, утомленный шумной жизнью большого города, чередой увеселительных мероприятий и светскими приемами. Ему наскучило его привычное окружение, он стремится найти спасение от повседневной суеты, но не очень получается.

Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.

И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он - с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…

Владимир Ленский напротив, представляется юношей чрезвычайно пылким и полным жажды жизни.

Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Еще пленяли юный ум.
Он забавлял мечтою сладкой
Сомненья сердца своего;
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой…

На первый взгляд, между молодыми людьми мало общего. Но, как известно, притягиваются именно противоположности:

Они сошлись. Вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столько различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Так что, возможно, дуэль и не была роковой случайностью. Автор сразу подчеркивает, что какой-то глубокой искренней дружбы между героями изначально и не было.

И Онегин, и Ленский - новые жители деревни, в которой происходит действие. Отношения с окружающими у героев складываются по-разному. Евгений вызывает недоумение своими, как сейчас сказали бы, эпатажными поступками: он игнорирует принятые в том обществе устои, пытаясь жить сам по себе, ни на кого не оглядываясь. Владимир напротив вызывает симпатии, производя впечатление выгодной партии для многих девиц на выданье. Богат, хорош собою…

Открытость поэта миру проявляется не только в восторженных одах и пленительных мечтах. Преисполненный любви к Ольги (наивного, пылкого юношеского чувства…), он, грезя о ней денно и нощно, ничтоже сумняшеся делится своими любовными переживаниями с Евгением, которому это в какой-то момент просто надоедает.

Сцена в доме Лариных, в которой Онегин уделяет повышенное внимание невесте Ленского, показывает очевидную разницу в восприятии жизни. Евгений будто бы ставит себя выше всего происходящего и с легкостью вступает в своеобразную игру, не особенно задумываясь, насколько серьезными могут стать последствия. Он не склонен всерьез воспринимать терзания своего соседа, для него это скорее возможность немного поразвлечься, ведь Ольга сама по себе ему совершенно не интересна (как, впрочем, и автору, но речь сейчас не об этом). Владимир вспыхивает мгновенно.

Его романтический ум рисует какие-то чудовищные картины при относительно невинных исходных данных. В этом плане трудно не отметить, что в Онегине как-никак все же больше естественного здравомыслия: когда ему все на свете наскучило, и он вроде бы утратил смысл жизни, он все же не пытался с ней расстаться.

Юный поэт не настолько рассудителен… Он искренне верит в свои пламенные идеи и романтические идеалы, воспеваемые им в стихах… Настолько искренне, что возможное расставание с жизнью его особенно не страшит. Поэт полностью олицетворил самого себя с одним из романтических героев - за что, собственно, и поплатился…

Роковая дуэль, в сущности, стала досадным недоразумением. У Онегина не было желания убивать, у Ленского - тем более. Оба в какой-то мере стали заложниками своей романтической идеи о том, что по выбранным правилам надо играть до конца. Дуэль не была нужна никому. Онегин по здравом размышлении понимал, что погорячился, что не стоило так далеко заводить неловкую ситуацию… Ленский и вовсе накануне поединка увидел Ольгу, которую собрался было возненавидеть, но хватило одной ее улыбки, чтоб сердце поэта оттаяло и жажда жизни вернулась с новой силой. Но ни один, ни другой не смогли сделать шаг назад (или вперед…).

Так что, на мой взгляд, герои, при всем своем внешнем различии, оба - безнадежные романтики. Просто один из них безуспешно пытается прикрываться за циничной маской старого скептика, которая, кроме всего прочего, ему еще и не по годам…

Друзья мои, вам жаль поэта…
Вам. Не мне.

Судьба обоих героев незавидна. Наверное, можно даже предположить, что речь идет о крахе романтического героя как такового, о его несостоятельности в реальной жизни. Ленскому автор изначально не особенно благоволил: приводится рассуждение о возможном развитии дальнейшей его жизни, если б не дуэль. Либо поэта ждала бы слава на литературном поприще, либо, что даже более вероятно, с годами весь романтический ореол снизошел бы на нет, и юный влюбленный пополнил бы собою бесчисленное множество сытых и спокойных русских помещиков.

Как мне кажется, Онегин вызывает большую симпатию автора, но и его жизнь пошла под откос с того самого поединка. Становится ясно, что все то скептическое пренебрежение жизнью, что объяснялось «русской хандрой», ничего не значит в сравнении с тем чудовищным душевным опустошением, которое охватывает Евгения после убийства Ленского. «Игра» зашла слишком далеко…А затем еще такое жестокое в своей простоте разочарование в собственной былой недальновидности и легкомыслии при встрече с Татьяной…

А в реальной (не романной) жизни потом… Злой рок? Ирония судьбы? Нестыковка благородного романтизма и суровой действительности? Спустя несколько лет сам Александр Сергеевич повторил путь своего возвышенного поэта едва ли не в точности… Что было впервые подмечено следующей жертвой коварной дуэли - юным М.Ю. Лермонтовым.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВ ОНЕГИНА И ЛЕНСКОГО. Источником развития общества во все времена была не­удовлетворенность, неудовольствие людей собственной жиз­нью и общественными устоями. На пороге девятнадцатого века в России среди передовой дворянской молодежи неосознанно, постепенно начало ощущаться недовольство окружающей дей­ствительностью. Типичными представителями этого круга яв­ляются Евгений Онегин и Владимир Ленский - герои романа А. С, Пушкина «Евгений Онегин».

Главной общей чертой Онегина и Ленского является их не­удовлетворенность дворянским обществом, хотя они получили вос­питание типичное для дворян того времени. Оторванные от рус­ской культуры, воспитанные французскими гувернерами, они не имели сколь-нибудь серьезной цели в жизни, Поэтому скоро Оне­гин разочаровался в праздной суете света: «хоть он был повеса пылкий, но разлюбил он, наконец, и брань, и саблю, и свинец», к жизни «совсем охладел», Ленскому тоже были чужды светские интересы: «пиры не нравились ему, бежал он от беседы шумной».

В деревне, живя среди ограниченных, самодовольных по­мещиков и будучи выше окружающих по духовным запро­сам, они подружились, хотя и представляли собой противо­положные человеческие натуры. Онегин в лучшие годы впал в хандру, был «равнодушен ко всему». Ленский - натура лирическая, обладающая «вольнолюбивыми мечтаниями», всегда «восторженною речью», он был «поклонник Канта и поэт». Ленский считал поэзию своей стихией, в Онегине же Пушкин подчеркивает «резкий охлажденный ум».

У Ленского поэт отмечает любовь к природе, «благородное стремленье чувств, и мыслей молодых, высоких, нежных, уда­лых», «жажду знаний и труда и страх порока и стыда». У Оне­гина же по приезду в деревню «два дня казались ему новы уеди­ненные поля, прохлада сумрачной дубравы, журчанье тихого ручья, на третий - роща, холмы его не занимали более», «труд упорный был ему тошен», и, когда он, «зевая, за перо взялся», у него ничего не вышло. Будучи от природы незаурядным чело­веком, Онегин не может ни к чему приложить себя в том обще­стве, в котором он вынужден жить, и сам страдает от этого.

В Онегине Пушкин выделяет умение разбираться в людях, критически относиться к ним. Он сразу же понял заурядность Ольги и с первого взгляда оценил своеобразие Татьяны, выделив ее из остальных. Ленского поэт показывает как человека, которо­му не достает знаний и понимания действительности. «Сердцем милый невежа», - так характеризует его Пушкин. Ленский иде­ализирует Ольгу, простую девушку. Ее поведение после бала при­нимает за измену. Это обстоятельство приводит к необоснованной дуэли и его гибели. Но если Ленский ведег себя в связи с дуэлью как сентиментальный юноша, непрактически относящийся к жизни; то Онегин, будучи трезво мыслящим человеком, «всем сердцем юношу любя», должен был проявить себя «мячиком пред­рассуждений.., но мужем с честью и умом». Но Онегин оказался ниже сознаваемых им предрассудков воспитавшего его общества, оказался эгоистом и, испугавшись «шепота, хохота глупцов», убил друга. Ложное понятие Онегина о дворянской чести толкнуло его на убийство Ленского. Белинский назвал Онегина страдающим эгоистом, эгоистом поневоле, так как его эгоизм обусловлен вос­питанием, которое он получил в дворянском обществе.

В образах Онегина и Ленского Пушкин показал характер­ный путь, внутреннюю жизнь целого слоя молодых людей России того времени. Более умные, более чуткие, более совест­ливые, они не смогли найти призвание в жизни и угасли.

Для нас сейчас, я имею в виду свое поколение, нисколько не легче найти призвание в жизни. В нынешнем обществе хаоса и беспорядка очень трудно не ошибиться, Мне кажется, что каждый человек предназначен сотворить в своей жизни нечто, оставить след, иначе зачем мы, люди, созданы?

Нужно об этом помнить всегда и стремиться к своему при­званию, Да, это трудно, может быть невозможно, но я попро­бую не отступиться.

«Евгений Онегин» - произведение во многом новаторское. Одно из подтверждений этого факта - Пушкин создал принципиально новый типаж, коим стал Евгений Онегин - главный герой «романа в стихах». Роль Ленского скромнее - он сюжетный партнер Онегина, однако и в Ленском в полной мере «отразился век».
Пушкин сразу знакомить читателя с Онегиным и лишь тогда, когда известно множество подробностей жизни, характера, воспитания Онегина, в романе появляется Ленский. Эти два героя были совершенно разные, однако между ними было много общего.
Например, оба - дворяне, молодые и имеющие состояние, принадлежащие к высшему слою общества. Онегин - "продукт" светского Петербурга. Он «учился» «шутя», легко говорил по-французски, был «умен и очень мил». Онегин рос без матери, его учил, весьма посредственнл, гувернер-француз, героя постоянно баловали. Онегина никогда не приучали к труду, что впоследствии стало причиной многих проблем героя. Жизнь молодого дворянина не обремененного службой была «однообразной и пестрой».
О том, как рос Ленский известно намного меньше. Он, как и Онегин, получил нерусское образование: учился в Европе, откуда «с душою прямо геттингенской» вновь вернулся в усадьбу. Ленский - поэт и этим он близок Пушкину, хотя автор иронизирует над стихами героя.
Ленский восхищался немецкой культурой, Шиллером, Гете, Кантом. Онегин предпочитал трактаты Адама Смита, пренебрегал древнегреческими авторами. В начале 19 века молодое поколение увлекалось поэтами и философами, Онегина привлекали естественные науки, которые он даже пытается применить в своей деревне: «ярем он барщины... оброком... заменил». Адам Смит доказывал неэффективность крепостного права, так что в то время увлечение подобными вещами говорило и о смелости, свободомыслии.
Если Онегин успел насытиться любовными приключениями, светскими радостями, стать циником, скептиком, то Ленский наивен как ребенок, он верует в нежные чувства. Онегин снисходителен к откровенным признаниям приятеля..
Да, герои были в чем-то похожи и одновременно совершенно разные. Несмотря на то, что их дружба возникла «от делать нечего», это порождало между ними жаркие дискуссии и споры. Они противопоставлены провинциальным соседям с их "низкой" тематикой разговоров.
Оба героя одинаково непонятны окружающим: и Онегин с его «неподражательной странностью» - своеобразным протестом против сложившихся стереотипов поведения в обществе, и Ленский, со своей наивной и пылкой душой. Они не могли вписаться в унылую и монотонную деревенскую жизнь.
Оба характера дисгармоничные: у Онегина разум довлеет над чувствами, у Ленского - наоборот. Оба персонажа не являются пушкинскими идеалами: у одного гипертрофированы чувтства, у другого - разум.
Кульминацией романа является дуэль Ленского и Онегина. Несмотря на то что она нелепа, немотивированна, поединок обнаружил яркие черты характеров персонажей.
Пушкину нравилась в Онегине «неподражательная странность», и «игру страстей» знал и Онегин и сам Пушкин. Но герой интересен Пушкину не только этим: Онегин не просто «прекрасный человек», а характер, способный развиваться. Уже в первой главе происходит один из переломных моментов его судьбе: герой отказывается от стереотипов светской жизни, и среди одноликой толпы вдруг появляется яркая, незаурядная личность. Онегин был в духовном поиске: он занимается чтением, пытается писать. Герой долгие годы хочет освободиться от старх привычек, установок, но у него ничего не получается. И в столице, и в провинции его одолевает скука. Замена светской жизни деревенкской сделала Евгения созерцателем. В деревне его ожидали в два испытания - любовью и дружбой, которые показали, что за внешней свободой не всегда следует избавление от ложных предрассудков.
Евгений был благороден с Татьяной был благороден и тонок. Он сумел разглядеть в Татьяне что-то настоящее, искреннее. Но будучи человеком с «резким, охлажденным умом», Онегин не способен полюбить в ответ. Несовпадение их нравственных точек зрения и является сущностью несостоявшихся отношений. Евгений просто не верил в любовь.
По этой же причине - неспособности героя жить жизнью чувства - Онегин не выдерживает испытание дружбой. Но Онегин был равнодушен к участи Ленского и все думал о том, какое впечатление он произведет на окружающих. И только убив Ленского, Онегиным вдруг овладела «тоска сердечных угрызений».
В восьмой главе мы видим совершенно преображенного Онегина. Теперь это не рассудочный, холодный человек, а пылкий влюбленный. Теперь разум побежден - Онегин любит. Однако автор не подводит итогов, он лишь подчеркивает способность Онегина к смене ориентиров, готовность к поступку. На примере Онегина Пушкин показывает путь духовного развития: от ложных ценностей к истинным - любви и дружбе.
Онегин и Ленский объединены авторским сочувствием к их разрушенным судьбам, несбывшимся надеждам. Оба эти героя - антиподы. Но антагонистами они не являются, как Чацкий и Молчалин или Печорин и Грушницкий. Это не герой и злодей, а люди, по-разному воплотившие в себе чувство эпохи. Герои Пушкина отрицали общепринятые нормы и будили живое чувство...