В м гаршин годы жизни. Гаршин всеволод михайлович, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. Болезнь и смерть

Среди прозаиков XIX века ярким пятном выделяется творчество выдающегося писателя Всеволода Михайловича Гаршина. Являясь центральной личностью, он на века закрепил за собой понятие «человек гаршинского склада».

Дата рождения известного прозаика – 2 февраля 1855 год. Детские годы будущего автора связаны с Приятной Долиной, где атмосфера была наполнена разговорами на военную тему, так как его отец был человеком этой профессии, а уют обеспечивала мать Всеволода – приятная, образованная женщина.

Однако счастливые дни на пятом году жизни мальчика были омрачены не простыми отношениями родителей. Его психическое здоровье было подорвано тем, что он испытал, наблюдая, как отец пытался отомстить любовнику матери Всеволода. Распад семьи угнетал состояние ребенка с каждым днем. Сложившееся мироощущение отразилось на творчестве будущего писателя.

Вынужденный в связи с изменой матери переезд в Петербург также впоследствии отразился на психике ребенка, выражаясь в нервных расстройствах. В этом городе на протяжении 10 лет Всеволод посещал гимназию № 7. Обучение в Горном институте было прервано началом военных действий, в которых он принял участие. Полученное ранение привело к отставке, после чего молодой человек занялся литературной деятельностью. Тема войны мгновенно нашла отражение в его первом рассказе «Четыре дня». Второе его сочинение «Красный цветок» (1883 г.) относится к новой художественной форме - жанру новеллы.

Пик популярности литературной деятельности Гаршина приходит на 80-е годы. В его произведениях чувствуется искренность, человечность, участие в судьбах окружающих людей, талант. В силу психической нестабильности он был слишком чувствителен к происходящим событиям в обществе, политической жизни страны. Смертная казнь народовольца И. Млодецкого, совершившего попытку убийства графа М. Лорис-Меликова, окончательно нарушили его рассудок. В смятении, не находя выход из несправедливой ситуации, он бесцельно объездил несколько городов. После этого его поместили на принужденное лечение в лечебницу для душевнобольных. Несмотря на улучшение состояния, проживание в имении дяди, состояние вновь ухудшилось. Длительная депрессия привела его к попытке самоубийства. На протяжении нескольких дней врачи пытаются его спасти, но тщетно. В марте 1888 года В. Гаршин умер.

Литературное наследие талантливого писателя не велико. Однако каждое его сочинение является своеобразным шедевром, получившим всемирную известность. Каждый факт из биографии В. М. Гаршина является составляющей его внутреннего мира, наполненного добром и позитивным началом.

Очень кратко

Дата рождения – 2 февраля 1855 года, дата смерти – 5 апреля 1888 года. Всеволод Михайлович – русский критик, прозаик, а также публицист. Родился в семье офицера, его отец являлся участником Крымской войны.

Творчество прозаика имело в большей своей степени особую социальную направленность, а именно затрагивало проблемы, существующие в жизни интеллигенции. Чаще всего Гаршин писал в жанре рассказа или же новеллы. Также в его творчестве можно найти достаточно большое количество военных произведений.

Свое обучение писатель проходил сначала в гимназии, где он уже начал писать, а позже и в Горном институте. Через некоторое время Гаршин начинает посещать филологический факультет знаменитого Петербургского университета. В это время он пишет несколько своих произведений: «Художники», а также «Встреча».

Позже прозаик принимает непосредственное участие в русско-турецкой войне, которая дает ему повод написать такие свои произведения, как «Очень коротенький роман», а также «Четыре дня».

В начале семидесятых годов девятнадцатого столетия писатель начинает страдать от психического расстройства. Позже по этой же причине Гаршин совершает самоубийство. Хоронят знаменитого прозаика в Петербурге.

Биография 3

Всеволод Гаршин – замечательный русский поэт, писатель, и прозаик, написавший множество интереснейших произведений, которые, так или иначе, оказали своё влияние, как на мировоззрение читателей, так и на весь литературный мир в частности. В его произведениях часто можно увидеть события, которые, так или иначе, отразились на жизни самого писателя, так как его жизнь весьма трагична и тяжела.

Родился данный деятель литературы в 1855 году, в довольно известной семье аристократии того времени. Всё его девство его оберегали и заботились о мальчике, как только могли, к чему он после привык, и что стало одним из отягощающих факторов в его психических проблемах. В пять лет мальчика, который до того времени жил спокойной жизнью настигает страшнейшее несчастье. В его семье происходит разногласия, и его мать, влюбившись в другого человека, уходит к нему, что узнает отец Всеволода, и решает обратиться в полицию, и после долгих судебных разбирательств конфликт разрешается, и мать уходит из семьи. По мере взросления мальчик становится всё более закрытым в себе юношей, однако его также начинает интересовать литература. После достижения определенного возраста, отец отправляет его учиться в горный институт, но, к его сожалению, юношу интересует больше литература и стихосложение, чем наука и открытия, и юный Всеволод решает полностью отдать себя данному делу. После окончания учебы, парень начинает писать множество различных произведений, которые впоследствии замечают большие литературные издания, которые обещая парню несметную популярность и богатство, берут его под своё издательство. Таким образом, молодой, тогда ещё не очень состоявшийся Всеволод, пишет большое количество произведений, которые под эгидой издательства набирают хоть и не большую, но популярность.

Также писатель участвовал в Турецкой войне. Когда война только началась, Всеволод первым же делом решает отправиться на фронт добровольцем. Подначиваемый своим энтузиазмом и храбростью, он ведёт за собой отряд, но в первом же бою его ранят в ногу. Ранение не критично для возможной военной карьеры парня, однако он решает больше не возвращаться на фронт из-за страха смерти.

Позже у писателя всплывают его психические заболевания, которым он не придавал особого значения, после чего он отправляется на лечение в психиатрическое лечебное учреждение. После некоторого времени он выпускается из него, однако его психологическое заболевание так и остаётся неизлеченным, и в одном из припадков он кончает с собой.

4 класс. Краткое содержание. 5 класс. Для детей.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Габдулла Тукай

    Габудалла Тукай это советский, татарский народный писатель. Его считают основателем современного татарского языка. Он внес огромный вклад в развитие татарской литературы. За свою короткую жизнь он смог изменить многих писателе, в том числе и русских.

  • Иван Сусанин

    Иван Сусанин – крестьянин, выходец из Костромского уезда. Он является национальным героем России, так как уберег царя, Михаила Федоровича Романова, от поляков, которые приехали убить его.

  • Оливер Кромвель

    Оливер Кромвель – величайший английский революционер и демократ, защитник пуритан, ярый общественно-политический деятель Англии, Шотландии и Ирландии.

  • Борис Николаевич Ельцин

    Борис Ельцин – первый президент Российской Федерации, который руководил страной с 1991 по 1999 гг. Борис Николаевич Ельцин появился на свет 1 февраля 1931 года в селе Бутка

  • Альбрехт Дюрер

    Альбрехт Дюрер являлся одним из известнейших художников немецкого Ренессанса. Он стал самым лучшим художником в стиле ксилографии (изображение на дереве), также разработал методические рекомендации для достижения успехов в изобразительном искусстве.

Г аршин Всеволод Михайлович - один из наиболее выдающихся писателей литературного поколения семидесятых годов. Родился 2 февраля 1855 г. в Бахмутском уезде, в старой дворянской семье. Детство его было небогато отрадными впечатлениями; в его восприимчивой душе, на почве наследственности, очень рано стал развиваться безнадежно-мрачный взгляд на жизнь. Немало этому содействовало и необыкновенно раннее умственное развитие. Семи лет он прочел "Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго и, перечитав его 20 лет спустя, не нашел в нем ничего для себя нового. 8 и 9 лет он зачитывался "Современником". В 1864 г. Гаршин поступил в 7 петербургскую гимназию (теперь первое реальное училище) и по окончании в ней курса, в 1874 г., поступил в горный институт. В 1876 г. он совсем уже собрался отправиться добровольцем в Сербию, но его не пустили, потому что он был призывного возраста. 12 апреля 1877 г. Гаршин вместе с товарищем готовился к экзамену по химии, когда принесли манифест о войне. В ту же минуту записки были брошены, Гаршин побежал в институт подавать просьбу об увольнении, а через несколько недель он уже был в Кишиневе вольноопределяющимся Болховского полка. В сражении 11 августа под Аясларом, как гласила официальная реляция, "рядовой из вольноопределяющихся В. Гаршин примером личной храбрости увлек вперед товарищей в атаку, во время чего и ранен в ногу". Рана была неопасная, но в дальнейших военных действиях Гаршин уже участия не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, с полгода пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности, которую, незадолго до того, начал с блестящим успехом. Еще до своей раны он написал военный рассказ "Четыре дня", напечатанный в октябрьской книжке "Отечественных Записок" 1877 г. и сразу обративший на себя всеобщее внимание. Последовавшие за "Четырьмя днями" небольшие рассказы: "Происшествие", "Трус", "Встреча", "Художники" (также в "Отечественных Записка") укрепили известность молодого писателя и сулили ему светлую будущность. Душа его, однако, все более и более омрачалась, и в начале 1880 г. появились серьезные признаки психического расстройства, которому он подвергался еще до окончания гимназического курса. Сперва оно выражалось в таких проявлениях, что трудно было определить, где кончается высокий строй души, и где начинается безумие. Так, тотчас после назначения графа Лорис-Меликова начальником верховной распорядительной комиссии, Гаршин отправился к нему поздно вечером и не без труда добился свидания с ним. Во время разговора, продолжавшегося более часа, Гаршин делал весьма опасные признания и давал весьма смелые советы всех помиловать и простить. Лорис-Меликов отнесся к нему чрезвычайно ласково. С такими же проектами всепрощения Гаршин поехал в Москву к обер-полицеймейстеру Козлову, затем отправился в Тулу и пешком пошел в Ясную Поляну к Льву Толстому , с которым провел целую ночь в восторженных мечтаниях о том, как устроить счастье всего человечества. Но затем душевное его расстройство приняло такие формы, что родным пришлось поместить его в харьковскую психиатрическую клинику. Пробыв в ней некоторое время, Гаршин поехал в херсонскую деревню дяди по матери, оставался там 11/2 года и, совершенно выздоровев, в конце 1882 г. приехал в Петербург. Чтобы иметь определенный нелитературный заработок, он поступил в контору Аноловской бумажной фабрики, а затем получил место в общем съезде русских железных дорог. Тогда же он женился и чувствовал себя вообще хорошо, хотя по временам у него и бывали периоды глубокой, беспричинной тоски. В начале 1887 г. показались угрожающие симптомы; болезнь развилась быстро. 19 марта 1888 г. Гаршин бросился с площадки 4-го этажа в просвет лестницы и 24 марта умер. Выражением глубокой горести, вызванной безвременной кончиной Гаршина, явились два сборника, посвященных его памяти: "Красный Цветок" (Санкт-Петербург, 1889, под редакцией М.Н. Альбова , К.С. Баранцевича и В.С. Лихачева ) и "Памяти В.М. Гаршина" (Санкт-Петербург, 1889, редакцией Я.В. Абрамова , П.О. Морозова и А.Н. Плещеева ), в составлении и иллюстрировании которых приняли участие наши лучшие литературные и художественные силы. В чрезвычайно субъективном творчестве Гаршина с необыкновенной яркостью отразился тот глубокий душевный разлад, который составляет самую характерную черту литературного поколения 70-х годов и отличает его как от прямолинейного поколения 60-х годов, так и от поколения позднейшего, мало заботившегося об идеалах и руководящих принципах жизни. По основному складу своей души Гаршин был натура необыкновенно гуманная; первое же его художественное создание - "Четыре дня" - отразило именно эту сторону его духовного существа. Если он сам пошел на войну, то исключительно потому, что ему казалось постыдным не принять участия в освобождении братьев, изнывавших под турецким игом. Но для него достаточно было первого же знакомства с действительной обстановкой войны, чтобы понять весь ужас истребления человеком человека. К "Четырем дням" примыкает "Трус" - такой же глубоко прочувствованный протест против войны. Что в этом протесте не было ничего общего с шаблонною гуманностью, что это был крик души, а не тенденция в угоду тому лагерю, к которому примкнул Гаршин, можно видеть из самой крупной "военной" вещи Гаршина - "Из записок рядового Иванова" (превосходная сцена смотра). Все, что писал Гаршин, было как бы отрывками из его собственного дневника; он не хотел пожертвовать в угоду чему бы то ни было ни одним чувством, которое свободно возникло в его душе. Искренняя гуманность сказалась и в рассказе Гаршина "Происшествие", где, без всякой сентиментальности, он сумел отыскать человеческую душу на крайней ступени нравственного падения. Рядом с всепроникающим чувством гуманности в творчестве Гаршина, как и в нем самом, жила и глубокая потребность в деятельной борьбе со злом. На этом фоне создался один из наиболее известных его рассказов: "Художники". Сам изящный художник слова и тонкий ценитель искусства, Гаршин в лице художника Рябинина показал, что нравственно-чуткий человек не может спокойно предаваться эстетическому восторгу творчества, когда кругом так много страданий. Всего поэтичнее жажда истребить неправду мира сказалась в удивительно-гармоничной сказке "Красный цветок", сказке полубиографической, потому что и Гаршин, в припадках безумия, мечтал сразу уничтожить все зло, существующее на земле. Но безнадежный меланхолик по всему складу своего духовного и физического существа, Гаршин не верил ни в торжество добра, ни в то, что победа над злом может доставить душевное равновесие, а тем более счастье. Даже в почти юмористической сказке "То, чего не было" рассуждения веселой компании насекомых, собравшихся на лужайке потолковать о целях и стремлениях жизни, кончаются тем, что приходит кучер и сапогом раздавливает всех участников беседы. Рябинин из "Художников", бросивший искусство, "не процвел" и пошедши в народные учителя, и не из-за так называемых "независящих обстоятельств", а потому, что интересы личности, в конце концов, тоже священны. В чарующе-поэтической сказке "Attalea princeps" пальма, достигнув цели стремлений и выбившись на "свободу", с скорбным удивлением спрашивает: "и только-то?" Художественные силы Гаршина, его умение живописать ярко и выразительно, очень значительны. Немного он написал - около десятка небольших рассказов, но они дают ему место в ряду мастеров русской прозы. Лучшие его страницы в одно и то же время полны щемящей поэзии и такого глубокого реализма, что, например, в психиатрии "Красный Цветок" считается клинической картиной, до мельчайших подробностей соответствующей действительности. Написанное Гаршиным собрано в трех небольших "книжках". Рассказы Гаршина, впервые изданные самим Гаршиным в 1882 - 85 годах в 2 томах, после смерти его перешли в собственность литературного фонда и выдержали 12 изданий.

Творения Всеволода Михайловича Гаршина смело можно поставить в один ряд с произведениями крупнейших мастеров русской психологической прозы - Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова. Увы, писателю не дано было прожить долгую жизнь, биография В. М. Гаршина обрывается на цифре 33. Писатель родился в феврале 1855 года, а умер в марте 1888. Смерть его оказалась такой же фатальной и трагической, как все мироощущение, выразившееся в коротких и пронзительных рассказах. Остро чувствуя неизбывность зла в мире, писатель создал удивительные по глубине психологического рисунка произведения, пережил их сердцем и разумом и не смог защититься от чудовищной дисгармонии, царящей в социальной и нравственной жизни людей. Наследственность, особый склад характера, пережитая в детском возрасте драма, острое чувство личной вины и ответственности за несправедливости, творящиеся в действительности, - все подвело к безумию, точку в котором, бросившись в лестничный пролет, поставил сам В. М. Гаршин.

Краткая биография писателя. Детские впечатления

Он родился в Украине, в Екатеринославской губернии, в имении с милым названием Приятная Долина. Отец будущего писателя был офицером, участником Мама отличалась прогрессивными взглядами, владела несколькими языками, много читала и, несомненно, сумела внушить сыну нигилистические настроения, свойственные шестидесятникам 19-го века. Женщина дерзко порвала с семьей, страстно увлекшись революционером Завадским, который жил в семье на правах воспитателя старших детей. Безусловно, событие это «ножом» пронзило маленькое сердце пятилетнего Всеволода. Отчасти из-за этого не лишена мрачных красок биография В. М. Гаршина. Мать, конфликтовавшая с отцом за право воспитывать сына, увезла его в Петербург и определила в гимназию. Спустя десять лет Гаршин поступил в Горный институт, но не получил диплома, поскольку учеба была прервана русско-турецкой войной 1877 года.

Опыт войны

Студент в первый же день записался добровольцем и в одном из первых сражений бесстрашно ринулся в атаку, получив нетяжелое ранение в ногу. Гаршин получил чин офицера, но на поле боя не возвратился. Впечатлительного юношу потрясли картины войны, он не мог смириться с тем, что люди слепо и безжалостно истребляют друг друга. Не вернулся он и в институт, где начал обучаться горному делу: молодого человека властно влекла к себе литература. Некоторое время он посещал вольнослушателем лекции на филологическом факультете Петербургского университета, а потом начал писать рассказы. Антивоенные настроения и пережитый шок вылились в произведения, которые мгновенно сделали начинающего писателя знаменитым и желанным во многих редакциях того времени.

Самоубийство

Душевный недуг писателя развивался параллельно его творчеству и общественной деятельности. Он лечился в психиатрической клинике. Но вскоре после этого (биография В. М. Гаршина упоминает это светлое событие) его жизнь была озарена любовью. Брак с начинающим медиком Надеждой Золотиловой писатель расценивал как лучшие годы своей жизни. К 1887 году болезнь писателя усугубилась тем, что он вынужден был оставить службу. В марте 1888 года Гаршин собирался на Кавказ. Уже были упакованы вещи и назначено время. После терзающей бессонницей ночи Всеволод Михайлович вдруг вышел на лестничную площадку, спустился на один пролет ниже и с высоты четырех этажей кинулся вниз. Литературные образы самоубийства, которые жгли душу в его новеллах, воплотились страшно и непоправимо. Писателя отвезли в больницу с тяжелыми травмами, а через шесть дней он скончался. Сообщение о В. М. Гаршине, о его трагической гибели, произвело большое общественное волнение.

Проститься с писателем на «Литераторские мостки» Волковского кладбища в Петербурге (теперь здесь музей-некрополь) собрались люди самых разных слоев и сословий. Поэт Плещеев написал лирический некролог, в котором выразил острую боль, что Гаршина - человека большой чистой души - нет больше среди живых. Литературное наследие прозаика по-прежнему тревожит души читателей и выступает предметом исследований филологов.

Творчество В. М. Гаршина. Антимилитаристская тема

Живейший интерес к внутреннему миру человека, окруженного немилосердной действительностью, - центральная тема в сочинениях Гаршина. искренности и сопереживания в прозе автора, несомненно, питается из источника великой русской литературы, которая со времен книги «Житие протопопа Аввакума» демонстрирует глубокий интерес к «диалектике души».

Гаршин-рассказчик впервые предстал пред читающей публикой с произведением «Четыре дня». Столько пролежал солдат с перебитыми ногами на поле боя, пока его не отыскали однополчане. Рассказ ведется от первого лица и напоминает поток сознания человека, изможденного болью, голодом, страхом и одиночеством. Он слышит стоны, но с ужасом понимает, что это стонет он сам. Вблизи него разлагается труп убитого ним противника. Взирая на эту картину, герой ужасается лицу, на котором лопнула кожа, страшно оголился оскал черепа, - лицу войны! Подобным антивоенным пафосом дышат другие рассказы: «Трус», «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова».

Жажда гармонии

С предельной откровенностью предстает пред читателем героиня рассказа «Происшествие», зарабатывающая на жизнь своим телом. Повествование построено в той же манере исповеди, беспощадного самоанализа, свойственного Гаршину. Женщина, встретившая свою «опору», человека, невольно поставившего ее на путь выбора между «нахальной нарумяненной кокоткой» и «законной женой и… благородной родительницей», пытается изменить свою судьбу. Такое осмысление темы блудницы в русской литературе 19-го столетия встречается, пожалуй, впервые. В рассказе «Художники» Гаршин с новой силой воплотил идею Гоголя, свято верившего, что эмоциональный шок, произведенный искусством, может изменить людей к лучшему. В новелле «Встреча» автор показывает, как циничное убеждение в том, что для достижения благополучия все средства хороши, овладевает умами, казалось бы, лучших представителей поколения.

Счастье - в жертвенном поступке

Рассказ «Красный цветок» - особое событие, которым отмечена творческая биография В. М. Гаршина. Он повествует о безумце, уверенном в том, что «кровавый» цветок в больничном саду вместил в себя всю неправду и жестокость мира, и миссия героя заключается в том, чтобы уничтожить его. Совершив поступок, герой умирает, и его мертвое посветлевшее лицо выражает «горделивое счастье». По мнению писателя, человек не в силах победить мировое зло, но высокая честь тем людям, которые не могут мириться с этим и готовы, чтобы одолеть его, жертвовать своей жизнью.

Всех сочинений Всеволода Гаршина - очерков и новелл - набралось на один только том, но потрясение, которое его проза произвела в сердцах вдумчивых читателей, невероятно велико.

ГАРШИН Всеволод Михайлович родился в семье офицера - писа­тель.

В детстве его воспитате­лем был П. В. Завадский, участник рево­люционного кружка, связанного с Герце­ном .

В 1864 Всеволод Михайлович был определен в реальную гимназию в Петербурге и окончил ее в 1874. В гимназические годы он много чи­тал, интересовался общественными нау­ками и естествознанием. В сту­денческие годы Гаршин сблизился с круж­ком молодых художников-передвижников и начал писать критические статьи о жи­вописи. Окончив гимна­зию, он мечтал поступить в университет или в Медицинскую академию, но воспи­танников реальных гимназий туда не при­нимали, и он поступил в Горный институт.

В 1876 в газете «Молва» появилось первое его печатное произведение «История Энского земского собрания» - остросатирический очерк, в котором шла речь о голоде в де­ревне и о полном равнодушии земских учреждений к народным нуждам.

Учение в институте было прервано русско-турецкой войной, начавшейся в апреле 1877. Всеволод Михайлович, увлеченный идеей помощи славянским братьям, пошел добровольцем в действующую ар­мию. 11 августа в сражении при Аясларе (Болгария) он был ранен.

В 1877 под свежим впечатлением пережитого на войне был написан рассказ «Четыре дня» , появившийся в «Отечествен­ных записках», и сразу принес­ший известность автору. За ним последо­вали другие военные рассказы Гаршина:

«Трус» (1879),

«Денщик и офицер» (1880),

«Из воспоминаний рядового Иванова» (1883).

Герои этих рассказов, молодые люди народнического поколения, мучительно размышляют над вопросом о природе и смысле страшного и загадочного явле­ния - войны. Они ясно видят ее ужасы, остро осуждают ее противоестественность, враждебность человеку («Четыре дня»), в то же время они не могут и не хотят противиться живому чувству справедли­вости, вызывающему непреодолимое стремление разделить вместе с народом «об­щее горе, общее страдание» («Трус»). Характерно поэтому, что именно на войне герой Гаршина обретает душевное спокойствие и мир с самим собой («Из воспоминаний рядового Иванова»). Положение народа на войне, его участь, его суровая доля - это другая сторона гаршинской военной темы.

В конце 70-х гг. Всеволод Михайлович Гаршин задумал целый цикл рассказов под общим заглавием «Люди и война» . Замысел этот не осущест­вился, частью его был упомянутый выше очерк «Денщик и офицер», в котором, как и в более позднем рассказе «Из воспоми­наний рядового Иванова», показаны быт и настроения рядовых солдат, образы которых согреты душевным сочувствием автора.

Во многих произведениях Гаршин стал­кивает своего героя, человека уязвленной совести и тревожной мысли, с картинами повседневного, будничного зла, в кото­рых проявляется сущность всего общест­венного строя. Это - проституция, растлевающая человеческую душу («Проис­шествие» , 1878; «Надежда Николаевна» , 1885), это - эксплуатация рабочего, физи­чески убивающая человека изнурительным трудом («Художники» , 1879), это - ци­ничное буржуазное хищничество («Встре­ча» , 1879), это - гибель души, поражен­ной индивидуализмом, разобщенностью с миром («Ночь» , 1880). Столкновение с фактом вопиющей неправды потрясает гаршинского героя и порождает глубо­кий душевный кризис.

В рассказе «Проис­шествии» , он разреша­ется самоубийством.

В рассказе «Художники» уходом «в народ».

В рассказе «Ночь» , нравственным переломом, отка­зом от решения покончить с собой, зарож­дением первых проблесков мысли о необ­ходимости «идти туда, в это горе, взять на свою долю часть его...». Человек, рав­нодушный к социальному злу, как, например, герой «Встречи» , для Гаршина нравствен­но мертв. Зато подлинным восхищением овеяны у писателя образы, воплощающие нача­ло активного протеста и самоотвержен­ной борьбы, даже если борьба не при­водит к победе.

В 1880 вышла аллегори­ческая сказка «Attalea princeps» , героиня которой, мятежная пальма, раз­бивает стеклянную крышу своей темницы и гибнет под ударами топора, испытав к тому же горечь предсмертного разочаро­вания при виде того серого и унылого мира, который открылся перед ней за ре­шетками ее тюрьмы.

В 1883 написан рассказ «Красный цветок» . Его герой - безумец, томящийся в сумасшед­шем доме,- также гибнет в призрачной борьбе со всем злом мира, но его гибель, пусть бесплодная, в глазах Гаршина возвышен­на и свята. Его болезнь полна высокого значения: в «безумии» своём. Герой Всеволода Михайловича про­видит грядущие времена, когда «распа­дутся железные решетки», когда «весь мир содрогнется, сбросит с себя ветхую оболочку и явится в новой, чудной красо­те». Такими же благородными «безумца­ми» были для писателя и его революционные современники. Он видел безрезультат­ность их борьбы и в то же время преклонял­ся перед величием их подвига. В «Крас­ном цветке» отразилась, таким образом, трагедия целого поколения.

В 1886 написан рассказ «Сказании о гордом Агее» .

В 1887 вышел рассказ «Сигнал» . К самоотвер­жению и героизму призывает писатель своих героев в этом рассказе.

Наряду с рассказами Всеволод Михайлович Гаршин писал также статьи о живописи. Он был тесно связан с передвижниками и отстаивал худо­жественные принципы их тревожного, бес­покойного искусства. Недаром его самого называли передвижником в литературе.

Герой рассказа «Художники» живописец Рябинин, обращаясь к фигуре замучен­ного рабочего, изображенного им на по­лотне, восклицает: «Ударь их в сердце, лиши их сна, стань перед их глазами при­зраком, убей их спокойствие, как ты убил мое!» В этом возгласе выражена краткая формула эстетики Гаршина и одновременно тех художников, проникновенным истолко­вателем которых он был.

С юности Гаршин страдал психическим неду­гом; болезнь его питали нерадостные впе­чатления социальной действительности. Тягостное влияние на всю его дальнейшую жизнь оказала безрезультатная по­пытка вступиться за осужденного на смертную казнь революционера Млодецкого (1880).

В 1888 в состоянии тяжелой тоски Гаршин Всеволод Михайлович бросился в пролет лестницы.

В историю русской литературы Гаршин В.М. во­шел как большой мастер психологического рассказа, главной темой которого была трагедия сознания, потрясенного зрели­щем социального зла. Картины современ­ной ему жизни приобретают в его расска­зах характер широчайшего обобщения, и образы его иной раз наполняются аллего­рическим смыслом. Характерно, что «Крас­ный цветок» - это одновременно и пси­хологический рассказ, и аллегорическая сказка.

Во многих рассказах писателя герой мучи­тельно разбирается в своем положении, наедине с собой решает вопрос о сво­ем долге и поведении. Рассказы Гаршина наполняются раздумьями над самыми больными вопросами жизни и превращаются в свое­образные трагические монологи, отражаю­щие в разной форме предчувствие неиз­бежности обновления мира.

Творчество Всеволода Михайловича было высоко оценено и корифеями русской литературы старшего поколения (Л. Толстой, Тургенев , Сал­тыков-Щедрин , Г. Успенский) и его литературными свер­стниками (Чехов , Короленко).

Умер - , Петербург.

Русская литература XIX века

Всеволод Михайлович Гаршин

Биография

Гаршин Всеволод Михайлович - выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье. Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на мироощущение и характер. Его мать влюбилась в воспитателя старших детей П. В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. До 1864 г. он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия объявила войну Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. В одном из первых своих сражений он увлек полк в атаку и был ранен в ногу. Рана оказалась неопасной, но в дальнейших военных действиях Гаршин участия уже не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрел известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления, - «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова». В начале 80-х гг. обострился психический недуг писателя (это была наследственная болезнь, и проявлялась она, когда Гаршин был еще подростком); обострение во многом было вызвано казнью революционера Млодецкого, за которого Гаршин пытался вступиться перед властями. Около двух лет он провел в харьковской психиатрической лечебнице. В 1883 писатель женится на Н. М. Золотиловой, слушательнице женских медицинских курсов. В эти годы, которые Гаршин считал самыми счастливыми в своей жизни, создан лучший его рассказ - «Красный цветок». В 1887 г. выходит последнее произведение - детская сказка «Лягушка - путешественница». Но очень скоро наступает очередная тяжелая депрессия. 24 марта 1888 г. во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой - он бросается в лестничный пролет. Похоронен писатель в Петербурге.

Гаршин Всеволод Михайлович остался в памяти русской прозы. На свет он появился 2 февраля 1855 г. на территории Екатеринославской губернии, в имении Приятная Долина (сейчас Донецкая область, Украина) в семье офицера при дворе. В возрасте пяти лет он впервые испытал неведомые чувства, которые впоследствии нанесут урон его здоровью, и окажут влияние на характер и мировоззрение.

Воспитателем старших детей на тот момент был П.В. Завадский, он же главарь подпольного политического общества. В него влюбляется мать Всеволода и уходит из семьи. Отец же, в свою очередь, обращается за помощью в полицию, и Завадский оказывается в ссылке в Петрозаводске. Чтобы быть поближе к любимому, мать переезжает в Петрозаводск. Но поделить ребенка родителям сложно. До девятилетнего возраста маленький Всеволод жил с отцом, но при переезде мать забирает его в Петербург и отдает учиться в гимназию.

После окончания гимназии в 1874 г. Гаршин становится студентом Горного института. Но наука на втором плане, на первый план выходит искусство и литература. Путь в литературу начинается с коротких очерков и статей. Когда в 1877 году Россия открывает войну с Турцией, Гаршин изъявляет желание воевать, и тут же идет в ряды добровольцев. Скорое ранение в ногу поставило крест на дальнейшем участии в боевых действиях.

Офицер Гаршин вскоре уходит в отставку, на короткое время став слушателем филологического факультета при университете в Петербурге. 80-е начались обострением наследственной психической болезни, первые проявление которой начались в отрочестве. Причиной тому во многом послужила казнь революционера Молодецкого, которого яростно защищал Гаршин перед властями. Его помещают на лечение в Харьковскую психиатрическую лечебницу на два года.

После лечения, в 1883 году, Гаршин создает семью с Н.М. Золотиловой, имеющей медицинское образование. Эти годы становятся самыми счастливыми в его жизни, и именно в эти годы выходит лучшее произведение, - рассказ «Красный цветок». Его перу принадлежат также повествования «Сигнал» и «Художники». Последним детищем, в 1887 году, стала детская сказка «Лягушка-путешественница». Но в скором времени Гаршина снова настигает тяжелое обострение. Он не в силах справиться с депрессией. 24 марта 1888 года становится последним днем в жизни прозаика, он бросился в лестничный пролет. Вечный покой Всеволод Михайлович Гаршин обрел на кладбище в Петербурге.