Сочинение Что такое патриотизм? Чацкий и Фамусов: кого из них можно считать истинным патриотом? Чацкий, Софья и патриотизм или К чему приводят эксперименты? Истинный и ложный патриотизм в высказываниях чацкого

Всем глупым - счастье от безумья,
Всем умным - горе от ума.

Слово патриотизм происходит от слова «patris», которое переводится как «родина», отцов, любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.

Родители еще в детстве заложили во мне любовь к своей Родине, любовь к ее народу. Даже несмотря на то, сколько тяжелейших периодов пережила наша Россия, люди всегда боролись за нее, отдавали жизни на войне, трудились на ее полях - этот патриотизм народа и смог возвысить страну на почетный мировой пьедестал, несмотря на все попытки искажения этой истины.

Необъятные просторы России расстилаются на 17 тысяч квадратных километров. Здесь находятся все красоты Земли: глубокие леса, широкие поля, высочайшие горы, быстрые реки, яркие цветочные поляны, бушующие моря и океаны. Многие покушались на эти территории, но русский народ ни за что не хотел отдавать в чужое владение свои родные и любимые земли. Поэтому всегда шла борьба за жизнь. И сейчас, мы живем в огромной стране, под ярко-голубым мирным небом, у нас есть все для комфортной жизни.

Россия гордится не только своими размерами и природными ресурсами, но также и великими , которые внесли огромнемнейший вклад в развитие русcкого и языка и “верного русского слова”.

И я, как представитель подрастающего поколения, искренне желаю внести свою лепту в эту рубрику. Первый материал был посвящен , а я в свою очередь хотела бы рассказать об А.С. Грибоедове и обсудить истинный и ложный в великом произведении этого автора “Горе от ума”.

Биографические сведения

Александр Сергеевич Грибоедов родился 4 (15) января 1795 года в обеспеченной родовитой семье. В детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык.

В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион; через три года Грибоедов поступил в университет на словесное отделение Московского университета.

В 1808 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на нравственно-политическое отделение, а потом на физико-математическое отделение.

Во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель появился на территории России, он вступил в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение) графа Петра Ивановича Салтыкова, получившего дозволение на его формирование. Прибыв на место службы, он попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» - князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве. До 1815 года Грибоедов служил в звании корнета под командованием генерала от кавалерии.

Весной 1816 года начинающий писатель оставил военную службу, а уже летом опубликовал статью “О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора» - отзыв на критические замечания Н. И. Гнедича о балладе П. А. Катенина «Ольга». Тогда же имя Грибоедова появляется в списках действительных членов масонской ложи «Les Amis Reunis» («Соединённые друзья»).

В 1818 году назначен секретарём русской миссии в Тегеране. С 1822 года был в Тбилиси секретарём по дипломатической части при командующем русскими войсками на Кавказе А. П. Ермолове. Здесь Грибоедов начал писать комедию “Горе от ума”. Как и декабристы, Грибоедов ненавидел самодержавно-крепостнический строй, но скептически относился к возможности успеха чисто военного заговора.

“Горе от ума” - главное произведение Александра Грибоедова. В нём отразилась целая историческая эпоха. Замысел “Горя от ума”, содержание комедии связаны с идеями декабристов. Драматический конфликт комедии был выражением борьбы двух общественных лагерей: феодально-крепостнической реакции и передовой молодёжи, из среды которой вышли декабристы. В комедии дана также, говоря словами Пушкина, “…резкая картина нравов” барской Москвы.

Направленный в апреле 1828 года полномочным министром-резидентом (послом) в Иран, Грибоедов отнёсся к этому назначению как к политической ссылке. По пути в Иран Грибоедов снова провёл несколько месяцев в Грузии; в Тбилиси женился на Нине Чавчавадзе, дочери своего друга, грузинского поэта А. Чавчавадзе.

В качестве посла Грибоедов проводил твёрдую политику. “…Уважение к России и к ее требованиям - вот мне что нужно” , - говорил он. Опасаясь усиления русского влияния в Иране, агенты английской дипломатии и реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию. Во время разгрома миссии Александр Сергеевич Грибоедов был убит, все его тело было обезображено. Похоронен в Тбилиси на горе Давида.

Истинный и ложный патриотизм в комедии “Горе от ума”.

“Горе от ума” - уникальная комедия гениального писателя, однако при жизни Грибоедова она не была полностью опубликована. Замысел комедии заключается в соединении светской комедии с комедией нравов. В этом произведении есть два сюжетных конфликта: социальный и любовный.

Главный герой - Чацкий. В течение всей комедии мы наблюдаем, что этот герой демонстрирует душевное здоровье, бодрость, жизнелюбие, честность, и самое важное - “просветительский ум” .

Его же антогонист Фамусов ценит лишь чины и деньги. Он лжив и двуличен. Отвергает книги, говоря: “забрать все книги бы да сжечь”.

“Служить бы рад
Прислуживаться тошно…”
- говорит А.А.Чацкий. Истинный патриот своей делает все на ее благо. Вся трагедия Чацкого была в том, что он выступал за то, чтобы общество достигло нового этапа развития. Чтобы на смену “веку минувшему” пришел “век нынешний”. Он являлся защитником свободы личности, осмеивал тех, которые слепо подражают иностранной моде. Александр Андреевич называет народ «добрым и умным», он страдает по судьбе этого самого народа. Особенно заставляют страдать пороки и изьяны фамусовского общества. Он переживает из-за помещичьих издевательств над крестьянином.

Он потратил все свои душевные силы, чтобы внести благородные идеи в “фамусовское общество”, но под воздействием преобладающей силы потерпел неудачу.

“Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя”
- слова из монолога П.А. Фамусова. Он осуждает передовую молодежь, призывает их к тому, чтобы она прислушивалась к старшему поколению. Павел Афанасьевич не выступает за развитие общества, он привык к такому, которое существовало издавна. В «фамусовском» обществе все держится на связях, и такая модель жизни представляется членам московского общества идеальным, они считают ее единственно правильной и не хотят никаких изменений.

Так какие можно сделать выводы?

Образ Чацкого – образ гражданина в высоком понимании этого слова. Он и есть истинный патриот, который всегда выступает за развитие общества, отвергает все неправильные позиции, имеет чувство справедливости и равенства.

Ложный патриот ровно сидит на месте и считает это правильным. Его патриотизм лишь на словах. Лучшего для своей страны он не желает, ссылаясь на то, что ему и так хорошо живется, и он ни в чем не нуждается. Таких псевдо-патриотов ещё называют “квасными” .

Что есть патриотизм? По моему мнению, патриотизм - это любовь к родной земле, вера в ее будущее. Более того, это стремлении защищать интересы родины и своего народа. Истинный патриот для своей страны делает все на ее благо. Данная проблема поднимается в комедии великого писателя А.С. Грибоедова «Горе от ума» .В этом произведении автор показывает нам двух противоположных персонажей: Фамусова и Чацкого, каждый из которых может по-своему считаться патриотом. Давайте же разберемся, кто является из них является настоящим.


Комедия написана в 1824 году, в период подготовки восстания декабристов. В то время происходили большие социальные и общественные изменения, которые автор показал нам в своей комедии.


В центре пьесы лежит столкновение сторонников фамусовской Москвы с представителем нового времени - Александром Андреевичем Чацким.


Ему не безразлично будущее Москвы, он страдает по судьбе народа, переживает из-за помещичьих издевательств над крепостными. Ему надоели эти изъяны фамусовского общества. Он являлся защитником свободы личности, осмеивал тех, кто подражает иностранной моде. Александр Андреевич не желает мириться со старыми устоями, так как они лишь ухудшают положение страны. «Служить бы рад, да прислуживаться тошно». Этой репликой Чацкий высмеивает одну из самых наболевших проблем того времени - чинопочитания. Чацкий, в одиночку бросает вызов «веку минувшему».

Его же антагонист - Фамусов осуждает его, призывая к тому, чтобы он прислушивался к старому поколению «… Спросили бы, как делали отцы..». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Он консерватор, не терпит никаких перемен, не выступает за развитие общества. Он привык к тому образу жизни, которое существовало издавна. Его не волнуют проблемы в обществе, он лишь обеспокоен тем, "что скажет Марина Алексеевна".

Как мы видим, единственный человек, который заботиться о своей родине из всего этого фамусовского общества является Александр Андреевич. Образ Чацкого - это не просто образ патриота, но еще и образ гражданина. Он истинный патриот, который всегда выступает за развитие общества и отвергает все ложные позиции. Лжепатриотом тут является, конечно же, Фамусов. Лучшего для страны он не желает, ссылаясь на то, что ему и так хорошо живется, и он ни в чем не нуждается.

Полезный материал

Александр Андреевич Чацкий – дворянин, имеющийся в своем поместье около 400 крепостных. Он рано осиротел, поэтому большую часть воспитания прошло в доме друга отца, Фамусова. Как только Александр вошел в пору взросления, он стал жить самостоятельно. Ему захотелось познакомиться с жизнью света, и он уехал на 3 года из своего дома. В данной статье мы рассмотрим образ и характеристику Чацкого в комедии в стихах «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Образование Чацкого

Чацкий является членом Английского клуба, куда входили богатые и знатные представители дворянства. Он умен, что подтверждается его умением говорить красноречиво. Из слов героев комедии становится известно, что молодой человек знает иностранные языки, пытается сам писать:

«Он славно пишет, переводит».

Речи Чацкого так правильно сложены, что, кажется, он не говорит, а пишет. Передовые взгляды молодого человека не схожи с позициями представителей круга Фамусова. Именно знания и стремление к самосовершенствованию выделяют Александра Андреевича среди других героев произведения. Фамусов видит причину поведения Александра в образовании:

«Ученье – вот чума,

Ученость – вот причина…»

Уходящее в прошлое дворянство готово закрыть школы, лицеи и гимназии, только чтобы Чацкие не появлялись на их пути.

Противоречивость характера

Грибоедов пытается приблизить ситуацию в доме помещика к реальности. Это объясняет то, что все герои произведения имеют положительные и отрицательные черты, как обычные люди. Чацкий не исключение.

Ум и категоричность. Интеллект героя не мешает ему быть бестактным. Он не анализирует свои суждения, не боится высмеивать беззащитных. Они не могут ему ответить тем же, так как ограничены в умственных возможностях. Оправдывает поведение молодого дворянина только высказывания против безнравственности. Категоричными суждениями он пытается с ней бороться. Но, как умный человек, он мог бы понять, что говорит зря. Его высказывания не доходят до тех, к кому они направлены. Временами он просто сотрясает воздух. Создается впечатление, что это разговор с самим собой. Именно это качество не понравилось А.Пушкину. Он считает: метать бисер перед Репетиловыми – не дело умных людей.



Любовь и страсть. Другое противоречие – это чувства героя. Он влюблен в девушку, которая выбрала другого. Причем их сложно даже просто сравнивать. Любовь сделала Чацкого слепцом. Страсть и желание узнать, кому его предпочли, сравняла его со смешными персонажами комедийного бала. Хочется, чтобы герой ушел со сцены с гордо поднято головой, а он просто бежит подальше от тех, кто пустили про него клевету и развели сплетни.

Свободолюбие героя

Чацкий мыслит свободно и не придерживается правил, навязываемых ему старшим поколением. Именно речи пугают Фамусова. Старый помещик включает его в число якобинцев и карбонариев. Ему не понятны идеи Чацкого. Вольномыслие вызывает страх и опасение. Свободолюбие привело молодого человека к непонятному для стариков пути. Привычными для века были две карьерные линии:

  • воинская служба;
  • работа чиновником.

Чацкий не стал ни тем, ни другим. Он не принял законов службы, где следовало подчиняться установленным правилам. Служба сковывала чувственного человека, мешала его развитию. Роль чиновника не подошла к Чацкому. Сидеть за рутиной, бумагами не давала возможности заниматься творчеством, исканиями. Александр пытается найти себя в научной деятельности или на нише литературного творчества:

«В науки вперил ум…».

«В душе …жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».

Не интересуют его ни должность среди чиновников, ни повышения в рангах воинской службы и чины штатских.

Правдолюбие – основная черта характера. Герой везде добирается до истины, какой бы она ни была. Именно свобода мыслей, либерализм позволили вести его в разряд сумасшедших.

Слабости Чацкого

Александр Андреевич, тонко подмечая особенности характера и поведения людей, легко подкалывает и высмеивает их пороки и слабости. Он не пытается словами обидеть или унизить собеседников. Его колкости не все понимают. Большую часть своих суждений он направляет против глупых и ограниченных в интеллекте людей. Он поднимет на смех, выставит шутом так, что высмеиваемый может и не понять, за что над ним потешаются. Другие слабости молодого помещика:

Резкость суждений. Злится – интонация меняется:

«грозный взгляд, и резкий тон».

Гордость. Чацкий не принимает неуважения к себе:

«…все вы гордецы!».

Искренность. Александр не хочет хитрить, не желает притворяться. Он изменяет себе только из-за любви к Софии:

«Раз в жизни притворюсь».

Чувствительность. Качество героя отличает его от всех гостей в доме Фамусова. Он единственный переживает за девушку, не верит в ее изменения, любовь к ничтожному Молчалину, без принципов и моральных устоев.

Патриотизм Чацкого

Через героя Грибоедов передал свое мировоззрение. Он не может изменить раболепство русских людей. Его удивляет преклонение перед всем иностранным. Автор высмеивает такие стремления помещиков: учителя-иностранцы, одежды, танцы, игры и увлечения. Он уверен, что у русского народа должны быть свои учителя. Особое отношение у героя к языку. Ему не нравится, что из русской речи сделали смесь «французского с нижегородским». Он слышит красоту русской речи, ее необычность и напевность. Поэтому в речи много народных слов: давеча, пуще, чай. Он легко вставляет в речь пословицы и поговорки, уважает литературу. Чацкий цитирует классику, но показывает, что иностранные слова должны присутствовать в речи образованного человека, но только там, где им есть место.

Как доказать, что классика не перестанет быть современной? В Русском драматическом театре имени Лермонтова нашли ответ на этот вопрос: через театральные уроки, которые актеры играют не только на сцене театра, но и в самых обычных школьных классах. Это и урок литературы, и возможность подумать о вызовах времени. Хотя, без любви здесь тоже не обошлось. Но ведь любовь – вечная тема…

Пикантная история

Для того чтобы сделать урок литературы интересным, достаточно, чтобы он начинался со стука в дверь. Правда, не в обычную, а в воображаемую дверь. И чтобы за ней были двое влюбленных, которых вот-вот застанет строгий отец. Стучать само собой, должна горничная, которую попросили предупредить об опасности. То есть, о приближающемся отце. Чем в это время занимаются влюбленные до поры до времени, а точнее до начала следующей сцены временно остается загадкой. Хотя чуть позже и оказывается, что создатели театрального урока «Грибоедов. Горе от ума » решили не отклоняться от классической версии пьесы. А потому молодые люди разговаривали и «музицировали», отчего в доме почти всю ночь раздавались звуки то скрипки, то фортепиано, о чем зрителям сообщает проснувшийся, и все-таки нагрянувший не вовремя отец, он же Фамусов, он же артист и режиссёр Русского драматического театра имени Лермонтова Игорь Герман.

Спасает положение все та же горничная Лиза в исполнении Ольги Изотовой. Или то, что одинокому вдовцу Фамусову вдруг вздумалось с ней пофлиртовать. Что в принципе, тоже вполне современная история, если мысленно заменить длинное платье с оборками и передником горничной на униформу покороче, а костюм времен Пушкина и Грибоедова на какой-нибудь модный Версаче или Армани, к которым, если верить модным журналам, пристрастились чиновники и владельцы больших бизнесов современной России.

Впрочем, по меркам России двадцать первого века Лиза поступает совершенно недальновидно: отвергает «ухаживания» богатого вдовца, вместо того, чтобы изобразить искреннюю любовь и мысленно прикалывать к платью бриллиантовую брошь подороже. Но оно и понятно: в пьесе другие реалии. Горничная не член команды домашнего персонала, который может уйти к другому работодателю на более высокую зарплату, или выйти замуж за хозяина дома и самой стать хозяйкой. Лиза – собственность олигарха времен Грибоедова, и потому ей не хочется становиться игрушкой. Ведь, в конце концов, купить могут не брошь, а саму Лизу, а когда она надоест барину, и он решит продать крепостную, которая слишком много от него хочет. Горничная, как всякий «маленький» подневольный человек, привыкла лавировать между опасностями. «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь », – выдохнула она, практически сбежав из цепких рук «хозяина жизни».

В тренде

Вы, наверное, уже заметили, что театр не гонится за образовательными стандартами – зрители должны запомнить, пусть не основное, но оригинальное и полезное, – скажет мне позже о проекте «Театральные уроки » (в рамках которого проходит показ спектакля «Грибоедов. Горе от ума ») специалист по связям с общественностью Русского драматического тетра Нина Тодыбаева. – А еще, обязательное условие ведения «театрального урока» – разграничение личностей рассказчика и героя. Так, сначала артист рассказывает об авторе, произведении, теме, а уже потом появляется в образе. Ну а зрители, в свою очередь, наблюдают за перевоплощениями, происходящими на сцене, учатся понимать «театральную условность», размышляют вместе с артистами, открывают для себя что-то новое, я надеюсь.

Мы намеренно высказываем спорные точки зрения на темы пьесы, потому что надеемся на диалог театра и школы. Все мы знаем, что героям Грибоедова – Чацкому и Фамусову – уже почти двести, но, давайте все же представим, что они живут не в девятнадцатом, а в двадцать первом веке? Кто из них был бы успешен сегодня? Это хороший вопрос и хочется найти на него ответ, правда? Кстати, если вы еще не знали, театральные уроки актеры театра дают уже третий год. И за это время их посмотрели сотни школьников Хакасии, и в том числе и Абакана. А сегодня как видите у нас был показ для педагогов, – подытоживает Нина.

В маленьком зале, сделанным из самой обычной аудитории даже немного тесно. Аудитория небольшая, а зрителей много. Они пришли сюда не только для того, чтобы решить для себя, будут ли они ставить перед учениками вопросы, предложенные режиссером спектакля Евгением Ланцовым и актерами, но и для того, чтобы понять, хотели бы они показать этот спектакль своим ученикам. Как-никак, он ломает стереотипы.

Задумайтесь, большинство из нас, уже взрослых людей учили в школе, что тот же Чацкий (его играет Денис Энгель) – это прогрессивно мыслящий человек, а Фамусов – помещик-беспредельщик, в котором нет ничего хорошего. Но если отойти от привычной трактовки пьесы Грибоедова, обнаруживается, что, например, Фамусов – просто заботливый отец, которого волнует, что представляет собой претендент на руку его дочери. И сможет ли этот претендент обеспечить ей тот же уровень жизни, к которому она привыкла, сможет ли он адаптироваться в обществе, в которое вернулся после нескольких лет отсутствия и учебы заграницей? Обычные человеческие вопросы, которые волнуют отцов и сегодня.

Кстати, о сегодняшнем дне. Творческие отступления от классического текста весьма интересны.

«Если он такой патриот, чего же тогда по заграницам ездит? » – задают вопрос о Чацком создатели спектакля. «Чиновники ему плохие! Чиновники у нас такие, какие есть. И так испокон веков: что есть, с тем и работаем », – это еще одна театральная ремарка. Согласится с ней, или спорить, это личное дело зрителя. Ведь никто ничего не утверждает, искусство существует для того, чтобы заставить людей подумать. Снова и снова.

Дерзновенный или глупый

Например, о том же Чацком, который при ближайшем рассмотрении может показаться попросту…глупым. Приехал издалека, не обращая внимания на жизненный опыт и менталитет других людей, навязывает им свои идеалы. А идеалы – личное дело каждого. Убеждения других не так-то легко поменять, и спор с людьми точно не лучший для этого способ. Конфронтация, и есть конфронтация. Больше тут ничего не добавишь. Но вместо того, чтобы подбирать аргументы и слушать, он спорит. И выходит, что соперник Молчалин умнее! Он не ожидает, что окружающие безоговорочно встанут на его сторону, потому что знает: так не бывает.

Между тем, подобную манеру общения (мы имеем в виду, как у Чацкого) почему-то называют «дерзновенной». По крайней мере, многие литературные критики, зачастую используют именно это слово. Только встретившись с таким поведением в жизни, о дерзновенности тут же забывают. Реагируют, как на личный выпад или грубость, ожидая, что с ними будут не спорить с горящими глазами, а внимательно слушать и соглашаться.

Как завоевать женщину

Что уж тут говорить о чувствах Софьи (в исполнении Галины Лопутько), которая предпочитает отдать сердце «какому-то Молчалину», как об этом персонаже отзывались раньше на уроках литературы. А между тем, какой бы он ни был, симпатии молодой женщины получает. Почему? Потому что все просто. Проще, чем кажется. Она любит, чтобы ее понимали, а не требовали сделать так, как считает правильным поклонник. Но поклонник это осознать не в силах, а таких быстро обгоняют конкуренты. Ведь женское сердце – материя тонкая. Дерзания утомляют, романтики хочется, скрипки, фортепиано, разговоров за полночь, сердечных тайн. Молчалин это понимает. Наверняка, даже нет смысла спорить.

Возможно, с этой точкой зрения согласится и кто-то из учителей литературы, которые делились друг с другом и с корреспондентом «Абакана » впечатлениями от спектакля. По крайне мере, звучали интересные мнения: «не зря ведь Пушкин отказывал Чацкому в уме» и «Пушкин говорил, что единственный умный человек в случае с комедией «Горе от ума », это сам Грибоедов, то есть ее автор». «А мы-то задаем детям на уроках вопросы: кто лучше? Молчалин или Чацкий? А оказалось, надо ставить другие вопросы! Я теперь поняла ».

В общем, хороший спектакль, и хороший урок жизни всем нам, и читателям и зрителям. Чтобы все еще раз убедились: классика бессмертна. А в рамках школьного урока всегда есть место театральному эксперименту.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...

    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали...

    Комедия Грибоедова “Горе от ума” - выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека,...

    Отношение к народу и крепостному праву Век нынешний: Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века. Век минувший: Фамусов – защитник старого века, времени расцвета...

    В произведениях русской литературы XIX века я особенно люблю и ценю три образа. Это Дмитрий Рудин, Владимир Ленский и Александр Чацкий. Три очень разных человека. И в то же время между ними есть много общего. Всех их роднит глубокий, незаурядный ум,...

    Фамусов - убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещения, «низкопоклонник, льстец», человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими...