Смысл использования фантастики в повести гоголя портрет. Фантастика в произведениях гоголя гоголевская фантастика необычна. Общая характеристика творчества Н.В. Гоголя

  • Расширение представлений учащихся о творчестве Гоголя, помочь увидеть мир реальный и фантастический в повести "Портрет".
  • Формирование умений исследования, сравнительного анализа.
  • Укрепить веру в высокое назначение искусства.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, два варианта повести, иллюстрации к повести.

Подготовка к уроку. Заранее учащимся дается задание прочитать повесть "Портрет": первой группе - вариант "Арабесок", второй группе - второй вариант. Подготовить ответы на вопросы:

  1. Каково идейное содержание повести?
  2. Каким образом портрет появился у героя?
  3. Кто изображен на портрете?
  4. Как художник пытался избавиться от страшного портрета?
  5. Как происходит духовное падение художника?
  6. Какова дальнейшая судьба портрета?

Ход урока

Организационная часть. Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

Одна из особенностей творчества Н.В. Гоголя - видение мира через фантастику. Его как романтика увлекали фантастические сюжеты, сильные характеры людей из народа. Любимые многими читателями повести "Ночь перед Рождеством", "Майская ночь, или утопленница", "Вий", "Страшная месть", "Заколдованное место" похожи на сказку, потому что в них мир поделен на обычный, реальный и необычный, "потусторонний". В его произведениях реальная действительность причудливо переплетается с фантастическим вымыслом.

Такую связь реальности с фантастикой мы видим и в повести "Портрет". Она считается одной из самых противоречивых и сложных повестей петербургского цикла; интересна не только как своеобразное выражение эстетических взглядов писателя, но и как произведение, в котором сказались противоречия мировоззрения Гоголя. Мир Петербурга у Гоголя - реальный, узнаваемый и в то же время - фантастический, ускользающий от понимания. В 30-годы пользовались особой популярностью повести о людях искусства, музыкантах, художниках. На фоне этих произведений гоголевский "Портрет" выделялся значительностью идейного замысла, зрелостью обобщений писателя.

Беседа об истории создания повести.

Учитель. Обратите внимание на дату издания повести.

Первоначальный вариант повести был напечатан в сборнике "Арабески" в 1835 году. Второй, переработанный вариант напечатан в 1942 году в журнале "Современник". Они и похожи, и различны.

Оказывается, первоначальная редакция повести вызвала ряд отрицательных отзывов критики. Особенно резко отозвался о ней великий критик В.Г. Белинский. В статье "О русской повести и повестях г. Гоголя" он пишет: "Портрет" есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество юмористических картин и очерков во вкусе г. Гоголя: Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия: Вообще надо сказать, фантастическое как-то не совсем дается г. Гоголю".

Под воздействием критики Белинского Гоголь переработал повесть в 1841-1842 годах во время пребывания в Риме и послал Плетневу для издания, сопровождая словами: "Она была напечатана в "Арабесках", но вы этого не пугайтесь. Прочитайте ее: вы увидите, что осталась одна только канва прежней повести, что все вышито по ней вновь. В Риме я ее переделал вовсе, или, лучше, написал вновь, вследствие сделанных еще в Петербурге замечаний" - писал он Плетневу.

Сравнительный анализ произведения.

Учитель. О чем же эта повесть?

В центре внимания писателя - трагическая судьба художника в современном обществе, где все продается, вплоть до красоты, таланта и вдохновения. Столкновение идеалов искусства, прекрасного с действительностью составляет основу содержания и первой, и второй редакции.

Талантливый, но бедный молодой художник приобрел на последние деньги старый портрет. Странность портрета - в глазах, пронзительном взгляде изображенного в нем таинственного человека. "Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью... Это были живые, это были человеческие глаза! Они были неподвижны, но, верно, не были бы так ужасны, если бы двигались". Молодой художник провел ночь, полную кошмаров. Он видел то ли во сне, то ли наяву, как изображенный в портрете страшный старик выпрыгнул из рам: Вот он стал приближаться к художнику, стал разворачивать свертки, а там - золотые монеты: "Боже мой, если бы хотя часть этих денег!" - мечтал художник, и его мечта сбылась. Но с этого дня стали происходить странные изменения в душе молодого человека. Польстившись богатством, не без вмешательства портрета постепенно он превратился из подающего надежды талантливого художника в жадного, завистливого ремесленника. "Скоро нельзя было в нем узнать скромного художника: Слава его росла, работы и заказы увеличивались: Но даже достоинств самых обыкновенных уже не было видно в его произведениях, а между тем они все еще пользовались славою, хотя истинные знатоки и художники только пожимали плечами, глядя на последние его работы. Золото сделалось его страстью и идеалом, страхом и наслаждением, целью. Пуки ассигнаций росли в сундуках его". Чартков опускался все ниже, дошел до того, что стал уничтожать талантливые творения других мастеров, сошел с ума и, наконец, умер. После смерти на аукцион были выставлены его картины, среди них был и тот портрет. Узнанный одним из посетителей, таинственный портрет исчез, чтобы продолжить свое губительное влияние на людей.

Учитель. Сравним два варианта повести. Какое различие между повестями двух редакций вы найдете?

Каким образом портрет появился у героя?

Кто изображен на портрете?

Как художник пытался избавиться от страшного портрета?

Как происходит духовное падение художника?

Какова дальнейшая судьба портрета?

Редакция "Арабесок". Вторая редакция.
1. Картина появилась у художника Черткова таинственным образом. Чертков заплатил за портрет 50 рублей, но, ужаснувшись его глаз, убежал. Вечером портрет загадочным образом появился у него на стене. (Мистический элемент) 1. Чартков купил в лавке портрет за последний двугривенник и "потащил с собой". (Вполне реальное событие)
2. На портрете изображен таинственный ростовщик, то ли грек, то ли армянин, то ли молдаванин, которого автор назвал "странным существом". Но он имеет конкретную фамилию - Петромихали. Перед смертью он умолял, заклинал художника "нарисовать с него портрет". Половина его жизни перешла в портрет. 2. Неизвестный ростовщик, "существо во всех отношениях необыкновенное". Никто не знает его имени, но не сомневается о присутствии нечистой силы в этом человеке. "Дьявол, совершенный дьявол! - думает о нем художник, - вот бы с кого мне следовало написать дьявола". Будто узнав о его мыслях, ужасный ростовщик сам явился к нему заказать портрет. "Какая дьявольская сила! Он у меня просто выскочит из полотна, если только хоть немного буду верен натуре:" - Как он был прав, этот художник!
3. Автор портрета сжег его в камине, но страшный портрет снова появился, и художник пережил много несчастий. 3. У автора картину выпросил приятель, и портрет стал приносить людям несчастья одно за другим.
4. Клиенты каким-то загадочным образом узнают о славном художнике Черткове. Духовное падение художника происходит в результате вмешательства "дьявола". 4. Чартков сам заказывает объявление в газету "О необыкновенных талантах Чарткова". Из-за склонности к светской жизни, щегольству, любви к деньгам он опускается все ниже и ниже.
5. В конце портрет таинственно и бесследно исчез с полотна. (Опять мистика!) 5. Портрет украден. Но он продолжает существовать и губить людей. (Реалистический смысл)

Учитель. Каково идейное содержание повести?

Если в первой редакции "Портрет" - это повесть о вторжении таинственных демонических сил в творчество и жизнь художника, то во второй редакции - это повесть о художнике, изменившем искусству, понесшем возмездие за то, что он стал относиться к творчеству как к выгодному ремеслу. Во второй повести Гоголь значительно ослабил фантастический элемент и углубил психологическое содержание повести. Нравственное падение художника вовсе не было случайным, объяснялось не магической силой портрета, а склонностями самого художника, обнаружившего "нетерпеливость", "чрезмерную бойкость красок", любовь к деньгам. Таким образом, финал во второй редакции приобрел реалистический смысл.

Учитель. В повести Гоголь осудил коммерциализацию творчества, когда автор и его талант покупаются. Как автор предупреждает гибель таланта художника?

Гибель живописца Чарткова предопределена в самом начале повести в словах профессора: "Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь: Берегись: тебя уж начинает свет тянуть: Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант:". Однако молодой человек не обратил особого внимания на предупреждение наставника.

Учитель. Искусство призвано открыть человеку святость, тайну жизни, ее оправданность. О примиряющей миссии искусства говорит в "Портрете" художник, написавший таинственный портрет. Годами уединения и смирения он искупает зло, содеянное им невольно. Он передает свое новое понимание искусства сыну, тоже художнику. Эти идеи особенно близки, дороги Гоголю. Он пытается постичь сложнейшую природу творчества; поэтому в повести соотнесены судьбы трех художников. Назовите их.

Во-первых, Чартков, наделенный искрой Божьей и утративший талант; во-вторых, художник, создавший в Италии картину, которая поражает всех гармонией и тишиной; в-третьих, автор злополучного портрета.

Подведение итогов урока.

Учитель. В повести Гоголь постепенно разворачивает причину гибели не только таланта, но и самого художника. В погоне за богатством гоголевский персонаж теряет цельность духа, уже не может творить по вдохновению. Погубленная "светом" душа ищет спасения в материальном благе и мирской модной славе. Читатель верит, что в этом есть и участие мистических сил. Результат подобной сделки, а Гоголь считает это сделкой с дьяволом, - гибель таланта, гибель художника. В этом заключается слияние фантастического и реалистического в повести.

Фантастика - это один из жанров современной литературы, который «вырос» из романтизма. Предтечами этого направления называют Гофмана, Свифта и даже Гоголя. Об этом удивительном и волшебном виде литературы мы поговорим в этой статье. А также рассмотрим самых известных писателей направления и их произведения.

Определение жанра

Фантастика - это термин, который имеет древнегреческое происхождение и дословно переводится как «искусство воображать». В литературе им принято называть направление, основывающееся на фантастическом допущении в описании художественного мира и героев. Этот жанр рассказывает о вселенных и созданиях, которые в реальности не существуют. Часто эти образы заимствуются из фольклора и мифологии.

Фантастика - это не только литературный жанр. Это целое отдельное направление в искусстве, главным отличием которого является нереальное допущение, лежащее в основе сюжета. Обычно изображается другой мир, который существует в не нашем времени, живет по законам физики, отличным от земных.

Подвиды

Книги жанра фантастика, стоящие сегодня на книжных полках, могут запутать любого читателя разнообразием тем и сюжетов. Поэтому их давно стали делить на виды. Классификаций существует немало, но попробуем отразить здесь самую полную.

Книги этого жанра можно разделить по особенностям сюжета:

  • Научная фантастика, более подробно о ней поговорим ниже.
  • Антиутопическая - сюда можно отнести «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «Корпорация бессмертия» Р. Шекли, «Град Обреченный» Стругацких.
  • Альтернативная: «Трансатлантический туннель» Г. Гаррисона, «Да не опустится тьма» Л.С. де Кампа, «Остров Крым» В. Аксенова.
  • Фэнтези - самый многочисленный подвид. Писатели, работающие в жанре: Дж. Р.Р. Толкин, А. Белянин, А. Пехов, О. Громыко, Р. Сальваторе и пр.
  • Триллер и ужасы: Г. Лавкрафт, С. Кинг, Э. Райс.
  • Стимпанк, паропанк и киберпанк: «Война миров» Г. Уэллса, «Золотой компас» Ф. Пулмана, «Пересмешник» А. Пехова, «Стимпанк» П.Д. Филиппо.

Часто происходит смешение жанров и появляются новые разновидности произведений. Например, любовное фэнтези, детективное, приключенческое и пр. Отметим, что фантастика, как один из популярнейших видов литературы, продолжает развиваться, с каждым годом появляется все больше ее направлений, и как-то систематизировать их практически невозможно.

Зарубежные книги жанра фантастика

Самая популярная и известная серия этого подвида литературы - «Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкина. Произведение было написано в середине прошлого века, но до сих пор пользуется большим спросом у поклонников жанра. История рассказывает о Великой войне со злом, которая длилась столетия, пока темный властелин Саурон не был повержен. Прошли века спокойной жизни, и миру вновь грозит опасность. Спасти Средиземье от новой войны может только хоббит Фродо, которому предстоит уничтожить Кольцо Всевластья.

Еще один прекрасный образец фантастики - «Песнь льда и пламени» Дж. Мартина. На сегодняшний день цикл включает 5 частей, но считается неоконченным. Действие романов происходит в Семи Королевствах, где долгое лето сменяется такой же зимой. Несколько семей ведут борьбу за власть в государстве, пытаясь захватить трон. Серия далека от привычных волшебных миров, где добро всегда побеждает зло, а рыцари благородны и справедливы. Здесь царят интриги, предательства и смерть.

Цикл «Голодные игры» С. Коллинз также достоин упоминания. Эти книги, быстро ставшие бестселлерами, относятся к подростковой фантастике. Сюжет рассказывает о борьбе за свободу и той цене, которую приходится платить героям, чтобы ее получить.

Фантастика - это (в литературе) отдельный мир, который живет по своим законам. И появился он не в конце 20 века, как думают многие, а гораздо раньше. Просто в те годы подобные произведения относили к другим жанрам. Например, это книги Э. Гофмана («Песочный человек»), Жюля Верна («20 000 лье под водой», «Вокруг Луны» и пр.), Г. Уэллса и пр.

Российские писатели

Немало книг за последние годы написали и отечественные авторы фантастики. Российские писатели немногим уступают зарубежным коллегам. Перечислим здесь самых известных из них:

  • Сергей Лукьяненко. Очень популярный цикл - «Дозоры». Сейчас по миру этой серии пишет не только ее создатель, но и многие другие. Также является автором следующих прекрасных книг и циклов: «Мальчик и Тьма», «Не время для драконов», «Работа над ошибками», «Диптаун», «Искатели неба» и пр.
  • Братья Стругацкие. У них есть романы различных видов фантастики: «Гадкие лебеди», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Трудно быть богом» и пр.
  • Алексей Пехов, книги которого сегодня пользуются популярностью не только на родине, но и в Европе. Перечислим основные циклы: «Хроники Сиалы», «Искра и ветер», «Киндрэт», «Страж».
  • Павел Корнев: «Приграничье», «Всеблагое электричество», «Город Осень», «Сиятельный».

Зарубежные писатели

Известные писатели-фантасты зарубежья:

  • Айзек Азимов - известный американский автор, написавший более 500 книг.
  • Рэй Брэдбери - признанный классик не только фантастики, но и мировой литературы.
  • Станислав Лем - очень известный в нашей стране польский писатель.
  • Клиффорд Саймак - его считают основателем американской фантастики.
  • Роберт Хайнлайн - автор книг для подростков.

Что такое научная фантастика?

Научная фантастика - это направление в фантастической литературе, которое берет за основу сюжета рациональное допущение, согласно которому необычные вещи происходят благодаря невероятному развитию технической и научной мысли. Один из самых популярных жанров сегодня. Но часто его бывает сложно отделить от смежных, так как авторы могут сочетать несколько направлений.

Научная фантастика - это (в литературе) прекрасная возможность предположить, что было бы с нашей цивилизацией, если бы технический прогресс ускорился или наука выбрала другой путь развития. Обычно в таких произведениях не нарушаются общепринятые законы природы и физики.

Первые книги этого жанра начинают возникать еще в 18 веке, когда происходило становление современной науки. Но как самостоятельное литературное направление научная фантастика выделилась только в 20 веке. Одним из первых писателей, работавших в этом жанре, считается Ж. Верн.

Научная фантастика: книги

Перечислим самые известные произведения этого направления:

  • «Пыточных дел мастер» (Дж. Вульф);
  • «Восстаньте из праха» (Ф. Х. Фармер);
  • «Игра Эндера» (О. С. Кард);
  • «Автостопом по галактике» (Д. Адамс);
  • «Дюна» (Ф. Герберт);
  • «Сирены Титана» (К. Воннегут).

Довольно разнообразна научная фантастика. Книги, представленные здесь, - это только самые известные и популярные ее образцы. Перечислить же всех писателей этого вида литературы практически невозможно, так как их за последние десятилетия появилось несколько сотен.

Основная функция фантастики в художественных произведениях – доводить то или иное явление до логического предела, причем неважно, какое именно явление изображается с помощью фантастики: это может быть, скажем, народ, как в образах былинных богатырей, философская концепция, как в пьесах Шоу или Брехта, социальный институт, как в «Истории одного города» Щедрина, или же быт и нравы, как в баснях Крылова.

В любом случае фантастика позволяет выявить в исследуемом явлении его главные черты, причем в максимально заостренной форме, показать, что будет представлять из себя явление в полном своем развитии.

Из этой функции фантастики прямо вытекает другая – прогностическая функция, то есть способность фантастики как бы заглядывать в будущее. На основе тех или иных черт и черточек сегодняшнего дня, которые пока малозаметны или же им не придается серьезного внимания, писатель строит фантастический образ будущего, заставляя читателя представить себе, что будет, если ростки сегодняшних тенденций в жизни человека, общества, человечества разовьются через некоторое время и проявят все свои потенции. Прекрасным примером прогностической фантастики может служить роман-антиутопия Е. Замятина «Мы». На основе тех тенденций, которые Замятин наблюдал в общественной жизни первых послереволюционных лет, он смог нарисовать образ будущего тоталитарного государства, предвосхитив в фантастической форме многие его основные черты: стирание человеческой индивидуальности вплоть до замены имен номерами, полная унификация жизни каждого индивидуума, манипулирование общественным мнением, система слежки и доносов, полное принесение личности в жертву ложно понимаемым общественным интересам и т.д.

Следующей функцией фантастики является выражение разных видов и оттенков комического – юмора, сатиры, иронии. Дело в том, что комическое основывается на несоответствии, несообразности, а фантастика – это и есть несоответствие изображенного в произведении мира миру реальному, а очень часто – и несообразность, нелепость. Связь фантастики с различными разновидностями комического мы видим в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в «Дон Кихоте» Сервантеса, в повести Вольтера «Простодушный», во многих произведениях Гоголя и Щедрина, в романе Булгакова «Мастер и Маргарина» и во многих других произведениях*.

___________________

* Подробнее о связи комического и фантастики см.: Бахтин ММ. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Наконец, не следует забывать и о такой функции фантастики, как развлекательная. При помощи фантастики повышается напряженность сюжетного действия, создается возможность строить необычный и тем интересный художественный мир. Тем самым возбуждается читательский интерес и внимание, а интерес читателя к необычному и фантастическому носит устойчивый характер на протяжений веков.

Формы и приемы фантастики

Условно-фантастическая образность реализуется с помощью ряда форм и приемов.

Во-первых, это то, что можно назвать собственно фантастическим – когда писатель вымысливает несуществующие в природе сущности или свойства. Так происходит, например, в повести Гоголя «Вий», где действует всяческая нечистая сила, в природе не существующая.

Такого же рода фантастическое и в «Пиковой даме» Пушкина, где три карты наделены таинственной способностью приносить непременный выигрыш. Фантастика этого типа наиболее часто используется в произведениях художественной литературы.

Во-вторых, существует форма иносказательной фантастики, которая основана на реализации в изображенном мире того или иного речевого тропа*. Чаще всего эта форма фантастического основана на гиперболе (великаны, богатыри, исполинские животные и т.п.), литоте (карлики, гном, Мальчик с пальчик, Дюймовочка и т.п.) и аллегории (басенная образность, где животные, растения, предметы выступают как действующие лица, воплощая в себе ту или иную аллегорию человеческих характеров).

___________________

* О тропах см. ниже, гл. «Художественная речь».

Следующий прием, который мы рассмотрим, это гротеск – соединение фантастического и реального в одном образе, причем для гротеска характерно соединение фантастического не просто с реальным, а с приземленно-бытовым, обыденным. Так, в сказке Щедрина «Медведь на воеводстве» медведь, отправляясь на свое воеводство (фантастическая черта) собирается разорять типографии и университеты (не просто бытовая, но остросовременная, разрушающая сказочную атмосферу деталь). В духе гротеска выдержан и тот, скажем, эпизод в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», когда один из приближенных Воланда Бегемот выдает Николаю Ивановичу справку, выдержанную строго в духе канцелярской стилистики, да еще и оттискивает на ней штамп «Уплочено».

Наконец, еще одним приемом фантастического является алогизм – нарушение в произведении причинно-следственных связей, необъяснимость, парадоксальность ситуаций, сюжетных ходов, отдельных предметов и т.п. Блестящим примером алогизма как формы фантастического может служить повесть Гоголя «Нос». Первый парадокс, который никак не объясним с позиций логики, ждет нас уже в завязке повести: у героя ни с того ни с сего, без всяких причин вдруг пропадает нос и на лице остается гладкое место. Необъяснимым же образом он вдруг оказывается одновременно в пироге у цирюльника и превращается в важного господина. Без всяких видимых причин полицейский обращает внимание на цирюльника, собравшегося выбросить нос, необъяснимым образом нос вдруг возвращается на свое место. В общем, любой сюжетный ход в повести алогичен, немотивирован, и именно потому фантастичен.

Разные формы фантастики могут сочетаться друг с другом в системе одного произведения. Так, в той же повести «Нос» алогизм сочетается с гротеском (фантастические события происходят с самым заурядным, пошлым человеком, на фоне прозаической, бытовой, пошлой действительности); в сказках Щедрина гротеск сочетается с иносказанием и т.п.

Свойства изображенного мира

Жизнеподобие и фантастика являются основными свойствами изображенного мира, так же как психологизм, сюжетность и описательность. Про психологизм подробно говорилось выше, кратко охарактеризуем теперь сюжетность и описательность. Сюжетность выражается в преобладании в произведении событийной динамики. Она связана, как правило, с динамическим сюжетом, который несет существенную содержательную нагрузку, в огромной мере воплощая особенности художественного содержания. При этом статические элементы в произведении – внесюжетные элементы, психологические мотивировки событий и действий и т.п. – сведены к минимуму. Напротив, описательность характеризуется преобладанием в стиле произведения статических моментов, подробной детализацией внешнего мира, акцентов на внешних формах бытия. При описательности сюжет ослаблен, так же, как и психологизм; эти свойства художественной формы начинают играть вспомогательную роль.

Один из самых значительных критиков своего времени, В.Г.Белинский неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: "это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом”.

Вероятно, успех пушкинской “Пиковой дамы” побудил Гоголя рассказать историю о человеке, которого погубила жажда золота. Автор назвал свою повесть “Портрет”. Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев -художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что Гоголь хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?

Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов XIX века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.

Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отняла у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр, обнажать ножом-кистью “отвратительного человека”. Он отвергает художников, у которых “самая природа... кажется низкою, грязною”, так что “нет в ней чего-то озаряющего”. Чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к житейским удовольствиям, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь и наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство, становятся его кумирами. Своим успехом Чартков обязан тем, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта - рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. Но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни, стал притягательным, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. “Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою”, - говорит отец сыну во второй части повести. И это почти дословный повтор слов Моцарта в пушкинской трагедии: “Гений и злодейство - две вещи несовместные”. Но для Пушкина добро - в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушительным для личности.

Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение. Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дал обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова “Последний день Помпеи”. Но потрясение, испытанное Чартковым, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого необходимо отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.

Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира? Гоголь двойственно ответил на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова “черт”, “дьявол”, “тьма”, “бес” оказываются в повести речевой рамой портрета.

Пушкин в “Пиковой даме” по существу опровергает мистическое истолкование событий. Повесть, написанная Гоголем в год появления и всеобщего успеха “Пиковой дамы”, является ответом и возражением Пушкину. Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И “твердый характер, честный прямой человек”, написав портрет зла, чувствует “тревогу непостижимую”, отвращение к жизни и зависть к успехам талантливых своих учеников.

Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые “глядели демонски-сокрушительно”, уже не может писать добро, кистью его водит “нечистое чувство”, и в картине, предназначенной для храма, “нет святости в лицах”.

Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни, гибнут, изменив лучшим свойствам своей натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика отнимает у людей радость жизни и пробуждает “тоску такую... точно как будто бы хотел зарезать кого-то”. Характерно стилистически это сочетание: “точно как будто бы...” Разумеется, “точно” употреблено в смысле “как”, чтобы избежать тавтологии. Вместе с тем сочетание “точно” и “как будто бы” передает свойственную Гоголю манеру детализированного реалистического описания и призрачности, фантастического смысла событий.

Повесть “Портрет” не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика таинственно испарялся с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету.

Гоголевская фантастика необычна. В ее основе, с одной стороны глубоко национальные, народные корни, с другой стороны, она опирается на известные западноевропейские традиции. Перед нами удивительная комбинация украинского фольклорного материала и немецкого романтизма. К тому же особую окраску приобретает она в связи с мировоззрением самого автора. Более того, фантастика эволюционирует от повести к повести.

Все произведения Гоголя, в которых так или иначе присутствует фантастика, делятся на два типа. Деление зависит от того, к какому времени относится действие произведения – к современности или к прошлому (давность прошлого: полвека или же несколько веков – не имеет значения; важно, что это прошлое) В каждом из произведений Гоголь реализует свои, особенные подходы к изображению ирреального, высвечивая при помощи этих «странностей» вполне реальные проблемы человеческой жизни.

"Сорочинская ярмарка" и "Майская ночь. . . " В «Сорочинской ярмарке» и «Майской ночи…» время действия начало XIX в. , время читателя Гоголя. «Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки? » («Сорочинская ярмарка»). Читатель может принять участие в ярмарке как ее современник и очевидец.

"Сорочинская ярмарка" В повести «Сорочинская ярмарка» в самом начале возникает ожидание каких-то страшных событий и бед: под ярмарку отведено «проклятое место» , в дело «замешалась чертовщина» . Обо всем странном ходят слухи. Купец говорит, что волостной писарь видел, как во окне сарая «выставилось свиное рыло и хрюкнуло так, что у него мороз подрал по коже» «Все наполнилось слухом, что где-то между товаром показалась красная свитка. Старухе, продававшей бублики; почудился сатана…»

Прямого указания на ирреальность событий в повествовании нет. Но фантастический отсвет заметен: и в фигуре цыгана и, в образе Хиври. «В смуглых чертах цыгана было что-то злобное, язвительное, низкое и вместе высокомерное…Совершенно провалившийся между носом и острым подбородком рот, вечно-осененный язвительною улыбкой небольшие, но живые, как огонь, глаза, беспрестанно меняющиеся на лице молнии предприятий и умыслов, все это как будто требовало особенного, такого же странного для себя костюма» . В другом месте «цыгане» вызывают ассоциацию с гномами: «…они казались диким сонмищем гномов, окруженных тяжелым подземным паром, в мраке непробудной ночи» . Гномы (неизвестные украинской и русской демонологии)были подсказаны Гоголю немецкими источниками, причем именно как фантастический образ злой силы.

Двойственно построен в «Сорочинской ярмарке» и образ Хиври. В то время супруга Черевика выступает просто злой, сварливой женщиной, и ведьмой нигде не названа, способ ее описания настойчиво убеждает в обратном. В ее лице «проскальзывало что-то столь неприятное, столь дикое, что каждый тотчас спешил перевести встревоженный взгляд…» Парубок при встречи с Хиврей бросает ей: «А вот … и дьявол сидит!» Черевик боится, что «разгневанная сожительница не замедлит вцепится в его волосы своими супружескими когтями» . Хивря очень напоминает типичную сельскую ведьму, какой она виделась Гоголю.

" Майская ночь, или утопленница " Так же соотнесено фантастическое и реальное в «Майской ночи…» . Голова приходит к выводу: «Нет, тут сатана не на шутку вмешался» . Вновь ходят слухи. «Мало ли чего не расскажут бабы и народ глупый» , предваряет Левко свой рассказ о злой мачехе-ведьме и утопленнице-русалке. Помимо фантастического оттенка, «Майская ночь…» демонстрирует материальный остаток фантастики. Вторично фантастический план возникает в «Майской ночи…» в форме сна, причем переход от яви ко сну замаскирован. Но вот события сна отменены пробуждением Левко, а в руках его – непостижимым образом оказавшаяся записка от панночки-русалки.

Таким образом, первый этап развития гоголевской фантастики характеризуется тем, что писатель отодвинул носителя фантастики в прошлое, оставив в современном плане его влияние, «след» .

" Ночь перед Рождеством " В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» описания чертовщины у Гоголя построены на откровенной аналогичности бесовского. Ведьма Солоха после путешествия по воздуху предстала в своей избе обыкновенной «сорокалетней кумушкой» , «говорливой и угодливой хозяйкой» , у которой можно отогреться и «поесть жирных вареников со сметаною» .

Многие эпизоды это явное снижение представлений о нечистой силе. Достаточно вспомнить черта в аду из «Ночи перед Рождеством» , который, «надевши колпак и ставши перед очагом, будто в самом деле кухмистр, поджаривал…грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на Рождество колбасу» .

Повесть о том как поссорились Иванович с Иваном Никифоровичем В «Повести о том, как поссорился Иванович с Иваном Никифоровичем из цикла «Миргород» мы наблюдаем эволюцию фантастики. Алогизм в речи повествователя. Утверждается какое-то качество персонажей, требующие подтверждения, но вместо этого утверждается совсем другое. «Прекрасный человек Иванович! Какой у него дом» , «Прекрасный человек Иванович! Он очень любит дыни» .

Наблюдается нечто странное и необычное в именах и фамилиях персонажей. Нарушается принятая логическая основа сравнения «Иванович очень сердится, если ему попадется в борщ муха» - «Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться» . Появляется что –то необычное в плане изображения. Удивительным образом в ход дела вмешивается животное. Бурая свинья Ивана Ивановича «вбежала в комнату и схватила, к удивлению присутствовавших, не пирог или хлебную корку, но прошение Ивана Никифоровича…»

"Шинель" В «Шинели» есть два вида: нефантастическая фантастика и завуалированная фантастика. В повести осуществляется принцип «мира наизнанку» . Формы нефантастической фантастики: алогизм в речи повествователя, странное и необычное в именах и фамилиях персонажей. На первый план Гоголь выдвигает понятие «лицо» . У Гоголя «лицо» , если оно «значительное» , фигурирует как частное обозначение иерархии. Мотив «лица» - составная часть гоголевского гротескного стиля.

Здесь же другой вариант гоголевской фантастики – жизнь после смерти, карнавализация: мертвый оживает, униженный становится мстителем, а обидчик униженным. Завуалированная фантастика сосредоточена в эпилоге повести. Вводится особый тип сообщения от повествователя – сообщение о факте, якобы имевшим место в действительности, но не имевшим законченного результата. Это переводит повествование о жизни и смерти «маленького человека» в размышление о неотвратимости наказания и о торжестве высшей справедливости.

Гоголь развивал принцип параллелизма реального и фантастического. Важная особенность гоголевской фантастики в том, что божественное в концепции Гоголя – это естественное, это мир, развивающийся закономерно, а демоническое - это сверхъестественное, мир, выходящий из колеи. Итак, Гоголь отодвинул носителя фантастики в прошлое, потом спародировал поэтику романтической тайны сна. Фантастика ушла в быт, в вещи, в ведение людей и в их способ мыслить и говорить.