Курсы робототехники для малышей. Робототехника онлайн: шесть бесплатных курсов на русском языке

Современная наука не стоит на месте. Инновации заполонили мир. Роботы-пылесосы, компьютеры и умные телевизоры огромными шагами врываются в нашу жизнь. Так почему бы не идти в ногу со временем? Почему бы не взять будущее в свои руки?

На курсе робототехники Ваши дети будут очень просто и увлекательно создавать настоящих роботов! Смогут научить их говорить, перемещаться, отвечать на команды и даже летать! Наши преподаватели приложат все усилия, чтобы ребята смогли сами запрограммировать собственного робота и управлять им. Даже не представляете насколько это просто и интересно!

От 4000 RUB /мес

1 раз в неделю по 3 ак.часа

Филиалы рядом с Вашим домом!

Как мы учим на курсах Робототехники

Уроки робототехники для детей начинаются с изучения основ электроники, где ученики узнают, что такое электричество, подключают светодиоды, работают с резисторами, пъезопищалками, датчиками движения, протечки воды и прочими электронными компонентами. Уже на этих занятиях дети могут реализовывать свой потенциал, могут создавать электронные проекты, которые придумывают сами, например, пианино или автоматическую поливалку цветов.

Далее, в зависимости от уровня, дети выбирают направление изучения. В каждом робототехническом классе имеется множество Робонаборов для детей на базе Lego (для детей 4-6 лет) и на базе Arduino (для учеников старше 6 лет). На этих платформах дети экспериментируют, создают "умные дома", роботы-манипуляторы, строят робомобили и ищут новые способы их перемещения в пространстве. Также они сами программируют созданные устройства на базе специальной среды программирования Lego или Arduino в зависимости от возраста.

Кроме того большое внимание мы уделяем концепции Do It Yourself, то есть даем детям возможности для технической реализации проекта из подручных средств, применяя технические навыки с использованием режущих станков и 3d-принтеров. А на последних занятиях каждого семестра мы приглашаем родителей на презентацию проектов, где дети рассказывают о том, какое устройство они создали и каково его применение.

Учебный план

# Тема занятия (1-4 класс) Тема занятия (5-11 класс) Продолжительность
1 Вводное занятие. Работа со светодиодами и резисторами Вводное занятие. История Робототехники. Работа со светодиодами и резисторами. Знакомство с контроллером Ардуино 3 ак. часа
2 Использование потенциометра, фоторезистора, кнопок Основы проектирования и моделирования электронного устройства на базе Ардуино 3 ак. часа
3 Работа с двигателями Широтно - импульсная модуляция 3 ак. часа
4 Программирование Arduino. Пользовательские функции 3 ак. часа
5 Комплексное соединение основных элементов. Закрепление основ схемотехники Сенсоры. Датчики Arduino 3 ак. часа
6 Знакомство с платформой Arduino. Источники питания. Простые скетчи Кнопка –датчик нажатия 3 ак. часа
7 Введение в S4A. Основы программирования в S4A Цифровые индикаторы. Семисегментный индикатор 3 ак. часа
8 Основы работы с аналоговыми сигналами. Часть 1 Микросхемы. Сдвиговый регистр 3 ак. часа
9 Основы работы с аналоговыми сигналами. Часть 2 Творческий конкурс проектов по пройденному материалу 3 ак. часа
10 Основы работы с цифровыми сигналами. Часть 1 Библиотеки, класс, объект 3 ак. часа
11 Основы работы с цифровыми сигналами. Часть 2 Жидкокристаллический экран 3 ак. часа
12 Основы работы с цифровыми сигналами. Часть 3 Транзистор–управляющий элемент схемы 3 ак. часа
13 Закрепление полученных знаний Управление двигателями 3 ак. часа
14 Закрепление полученных знаний. Разработка проекта Управление Arduino через USB 3 ак. часа
15 Робот - манипулятор. Часть 1 - сборка Работа над творческим проектом 3 ак. часа
16 Робот - манипулятор. Часть 2 - программирование Заключительная конференция 3 ак. часа

Фотографии с наших занятий по Робототехнике

Несколько причин почему ваши дети (и вы!) полюбите Робототехнику для детей в Москве:

  • Уникальный учебный план. (скачать) Во время, когда ваш ребенок будет получать незабываемые эмоции при работе с электроникой и сборкой собственного робота, вы будете знать, что он осваивает практические навыки инженерного творчества (Только представьте как эти навыки помогут в будущем вдохновить его на реализацию уникальных идей!)

  • Творческое решение проблем. На каждом занятии курса "Робототехника для детей" ваш ребенок участвует в сложных творческих активностях, которые прививают любовь к науке, технике и инженерии.

  • Увлекательные практические занятия. Наши занятия наполнены интерактивом и многие проекты дети делают в ручную с нуля, это занимает детские умы, и отлично подходит для детей с разным уровнем подготовки.

  • Постоянный контакт с родителями. Мы всегда держим Вас в курсе успеваемости Вашего ребенка на занятиях по робототехнике. Вы будете знать как он выполняет домашние задания, работает на уроках, и все ли у него получается.

Где проходит программа "Робототехника для детей"?

Программы робототехники доступны в наших 20 центрах по всей Москве! Свяжитесь с нами , чтобы найти Робокласс поблизости.

Найти ближайший филиал

Детский научный лагерь

Сезонные программы

Каждые три месяца мы проводим детский лагерь инженерного творчества, где ребята могут попробовать себя в роли изобретателей, ученых, исследователей и предпринимателей.

Робототехника со стороны может казаться достаточно комплексным и требовательным предметом, который не то что дома, но и в специальных учебных заведениях получается освоить с трудом. В то же время занятиями по робототехнике в школах уже трудно кого-то удивить, как и самыми разными онлайн-уроками от китайского языка до графического дизайна. Но можно ли научиться создавать и программировать робота дома по дистанционной программе? Сегодня разбираем русскоязычные бесплатные онлайн-курсы по робототехнике.

Сразу оговоримся, что каждый курс предполагает, что роботов надо из чего-то собирать. Разные преподаватели предпочитают работать с разными конструкторами и на разных платформах, поэтому, прежде чем приступить к занятиям, стоит внимательно изучить эти вопросы и приобрести необходимую электронику заранее в соответствии с вашими интересами и запросами.

Возраст: от 13 лет

Платформа: Arduino

Преподаватели: руководитель и научный сотрудник направления робототехники Лаборатории инновационных образовательных технологий МФТИ Алексей Перепёлкин и Дмитрий Савицкий

Длительность: 6 недель

Эта программа существует уже почти два года, за это время её прошли несколько сотен человек. Из основных плюсов студенты выделяют структурированность и доступность учебного материала. Видео-лекции расскажут, как проектировать, собирать и программировать устройства. Каждую неделю - новое практическое задание. Создателям удалось рассказать о сложном простыми словами, и курс действительно подходит даже тем, у кого нет бэкграунда по теме. Можете не сомневаться: к концу занятий вы перейдете на «ты» с роботами и самостоятельно соберете 3D-принтер.

2. Курс «Роботы в быту» от МГТУ им. Н.Э. Баумана на «Универсариуме»

Возраст: от 15 лет

Преподаватели: Андрей Витальевич Кравцов и Борис Сергеевич Старшинов - к.т.н., доц., проф. Академии военных наук, доцент кафедры «Основы физики» МГТУ им. Н.Э. Баумана

Длительность: 1 месяц

Это более общий и теоретический курс для аудитории, которая понимает, чем мехатроника отличается от робототехники. Он состоит из четырех модулей, и практические задания предусмотрены на последнем этапе из 6 занятий с захватывающим названием «Применение робототехнических устройств в экстремальных условиях».

3. Курс «Основы программирования роботов» от МГУПИ на «Универсариуме»

Возраст: от 13 лет

Платформа: Arduino

Преподаватели: Андрей Назарович Будняк - Заместитель директора ЦТПО МГУПИ, Вице-президент Ассоциации спортивной робототехники, победитель соревнований Российской Федерации 2012 года по робо-сумо в номинации «Самый технологичный робот». Победитель и лауреат многочисленных соревнований по спортивной робототехнике: Кубок Политехнического музея, GEEK PICNIC, Чемпионат России по робо-сумо, RobotChallenge в Вене.

Длительность: по своему усмотрению

Ближайший курс: лекции доступны в записи

Курс от титулованного робототехника, победителя всевозможных соревнований Андрея Будняка рассчитан на тех, кто освоил школьную программу по физике и информатике (особенно разделы о электричестве и алгоритмах). При этом курс будет полезен даже тем, кто далек от электроники, но может применять микроконтроллеры в своей работе: архитекторы, дизайнеры, врачи, звуковики. В общем, всё, что вы хотели знать о регуляторах, индикаторах, приводах и датчиках, но боялись спросить.

4. Курс «Arduino для начинающих» от «Занимательной робототехники»

Возраст: от 10 лет

Платформа: Arduino

Длительность: по своему усмотрению

Ближайший курс: уроки доступны в записи

Команда «Занимательной робототехники» создала простой курс для новичков, где есть текстовые объяснения, фотографии и обучающие видео. Роль ведущего исполняет мальчик Саша, который последовательно выполняет все необходимые действия и сопровождает их комментариями. В этом заключается сразу и основной плюс и главный минус этой программы: действительно, каждый сможет повторить манипуляции, описанные в пошаговой инструкции, тем более когда есть подробное видео, но при этом часто остаются пробелы в понимании, что и зачем делается. С другой стороны, у курса довольно оживленное онлайн-коммьюнити, где все вопросы можно обсудить.

5. Уроки на Robot Class

Возраст: от 10 лет

Платформа: разные

Преподаватель: Олег Евсегнеев

Длительность: по своему усмотрению

Ближайший курс: уроки доступны в записи

Сборник разрозненных уроков по робототехнике и программированию от Олега Евсегнеева, которые разделены по уровню сложности: для новичков и для продвинутых. Это скорее тематический блог, нежели полноценный курс, но найти что-то полезное и интересное для себя смогут все, кто уже интересуется робототехникой. В отличие от других вариантов здесь нет видео - только текст с фотографиями, формулами, схемами и кусками кода. И такой, казалось бы, устаревший формат даже немного освежает.

6. Курс «Мой друг – робот. Социокультурные аспекты социальной робототехники» на Coursera

Платформа: нет

Преподаватель: Надежда Зильберман, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных проблем информатики Томского государственного университета ()

Длительность: 7 недель

Этот курс не занимается техническими особенностями разработки роботов. Эта программа исходит из предпосылки, что роботы с минуту на минуту станут часть повседневности (а на самом деле - уже давно стали). Здесь обсуждаются именно социокультурные аспекты робототехники: как выглядит робот, как он взаимодействует с человеком, какие отношения выстраиваются между роботом и «хозяином» и на чем основывается этика этих отношений. Интересный теоретический курс, пройдя который вы узнаете, что такое «синдром Франкенштейна» и познакомитесь с «эффектом зловещей долины».

Дети нашего века уже привычны к всевозможным современным устройствам, которые окружают их едва ли не с рождения. Это и смартфоны, и планшеты, и ноутбуки. В некоторых обеспеченных семьях есть даже свои собственные роботы — удивительно, но факт. Они пылесосят, убираются, моют окна и посуду — словом, всячески облегчают жизнь современной хозяйки. Многие ребята видели роботов в кино и мультфильмах, на выставках и в центрах развлечений.

Вопрос «А как же устроен робот?», наверное, волнует немало современных дошкольников и ребят постарше. В нашем городе появляется все больше и больше технологических центров, клубов, лабораторий, в которых юные любители техники не только смогут узнать, из чего «состоят» роботы, но и со временем научатся их конструировать. Отметим, что подобные занятия нередко могут посещать дети, достигшие даже 4-летнего возраста, а иногда и более раннего.

Занятия робототехникой позволяют ребятам развить творческие и креативные способности, улучшить математические навыки, получить знания в области проектирования, алгоритмизации, программирования. Кроме того, это развивает внимательность, аккуратность, усердие, точность — ведь создание сложных моделей требует ювелирной, выверенной работы.

Почему создавать роботов нужно в секции

Робототехника - достаточно специфическое, но, конечно, интересное дело, которое обожают многие ребята. Все дело в том, что они буквально оживляют своих «питомцев»: пусть на первых порах они не отличаются сложностью, зато ребенок понимает, что ему по силам самостоятельно создать модель. Конечно, этим можно заняться и дома с родителями, но лучше посетить специализированную секцию, благо их сейчас достаточно. В них преподают мастера своего дела, которые точно знают, что именно потребуется детям для создания робота, как лучше организовать процесс работы и отдыха, как научить ребят работать в команде, обеспечить безопасность своих подопечных. Даже здоровое соперничество - и то позволяет ученикам заставить себя мыслить интенсивнее, ставить перед собой новые задачи.

Два распространенных типа роботов

Среди классов роботов массового назначения, которые являются на сегодняшний день важнейшими в науке и производстве, выделяют мобильный и манипуляционный. Первый представляет собой автоматическую машину, снабженную двумя важными элементами. Это движущееся шасси и управляемые приводы. К числу таких роботов относят шагающие, гусеничные, плавающие, колесные, ползающие, летающие. Манипуляционный робот оснащен манипулятором с рядом степеней подвижности. Программное управление такого робота обеспечивает на производстве двигательные функции. Манипуляционная машина бывает как передвижной, так и стационарной. Конструкции могут быть также напольными, портальными или подвесными. Сегодня их широко используют машино- и приборостроительные предприятия.

Наверное, каждый родитель слышал о занятиях по робототехнике. На сегодняшний день существует множество кружков и пришкольных классов, в которых обещают вырастить из ребенка настоящего инженера будущего — способного создавать роботов и системы “Умного дома”. Что такое “три кита” робототехники? Что же на самом деле можно почерпнуть в кружке по роботостроительству? Как выбрать кружок, который подойдет именно вашему ребенку?

Дополнительное образование закон рассматривает не так подробно, как общее (регулирует дополнительное образование — Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 3 мая 2000 года № 1726). Министерство образования выделяет 11 направленностей, научно-техническая направленность включает такие виды деятельности, как:

  • конструирование и моделирование;
  • технический дизайн и художественное проектирование;
  • основы технической культуры;
  • искусство фотографии;
  • искусство кино и телевидения;
  • техника звука;
  • инженерная графика;
  • LEGO-конструирование и моделирование;
  • электроника, радиотехника;
  • робототехника;
  • светотехника;
  • машинопись;
  • информационная культура и информационные технологии.

На практике виды кружков пересекаются. Например, в кружках робототехники ученики изучают в разном объеме и конструирование, и электронику, и светотехнику, и многое другое.

Государственного стандарта для программ дополнительных занятий не существует. Однако, общепринятые нормы и правила в образовательной среде уже сложились, подтверждает Владислав Халамов, руководитель учебно-методического центра Российской Ассоциации Образовательной Робототехники.

“Кружки робототехники начали появляться в 2000-х годах, примерно к 2005-му программы оформились и унифицировались. Сейчас мы обладаем большой методической базой. Каждый преподаватель может с ней ознакомиться и взять на вооружение”, — говорит Владислав Халамов.

Всем юным робототехникам предстоит освоить определенный набор компетенций.

“Три кита” робототехники — это конструирование, программирование и электроника. “Эти “киты” идут последовательно, без предыдущего сложно освоить следующий”, — отмечает Андрей Гурьев, федеральный тьютор по робототехнике и высоким технологиям в организации “Детские технопарки «Кванториум».

На начальном уровне, когда ребенок еще не знаком с предметом, например, в силу возраста, в кружках учат конструировать.

“Мы начинаем с простого, с понятия “деталь”, правил их соединения. Такие занятия подходят для детей от 5 лет. С 7 лет (и старше) переходим на конструирование с мелкими деталями. На занятиях дети получают не только навыки конструирования, но и так называемые soft skills — учатся работе в группе и в паре, взаимопомощи”, — продолжает Андрей Гурьев.

Следующий уровень — программирование. Ученики с помощью наборов (например, LEGO WeDo) и программ выстраивают алгоритмы, анализируют ошибки, пишут свои первые проекты.

Металлическая робототехника — более сложный уровень конструирования. Здесь к конструкции присовокупляются моторчики и электросхемы.

Далее — электроника и программирование микроконтроллеров Arduino. Этот уровень считается продвинутым. Дети учатся работать с паяльником, сами изготавливают детали на станках и 3D принтерах. Робот на платформе Arduino с датчиками, запрограммированный ребенком, умеет не только двигаться по заданной траектории, но и учитывать изменяющуюся внешнюю среду и самостоятельно огибать препятствия.

Переход от одного уровня к другому чаще всего обусловлен не возрастом ученика, а его знаниями. Группы в кружках часто формируют в соответствии с уровнем подготовки ребенка. Андрей Гурьев выделяет 7 уровней подготовки. Чтобы перейти с “нулевого” до уровня “Пользователь”, необходимо от 2 до 36 часов занятий. Следующий уровень, “Продвинутый юзер” требует в среднем до 144 академических часов профильных уроков. Далее — “Любитель” (около 500 часов), “Мастер” (2 000 часов), “Эксперт” (10 000 часов), “Профи” (более 10 000 часов), “Гуру” (бесконечно).

Чтобы определить уровень ребенка, достаточно привести его на первое занятие. Чаще всего в кружках перед распределением детей в подгруппы проводят тестирование.

Каждый уровень, как и их совокупность, цикличен. Эксперты отмечают, что, к примеру, конструирование можно изучать на разных уровнях — от простого до самого сложного. Так и программирование начинается с простых визуальных сред, вроде Скретч, усложняется и приводит к “взрослому” написанию программ.

Занятия по робототехнике ведут к главной цели — научить ребенка проектировать и создавать программируемые конструкции, которые “умеют” что-то полезное. Кроме того, занятия по робототехнике расширяют кругозор и помогают освоить школьные предметы. По мнению Виктора Тарапаты, учителя и ведущего методиста по образовательной робототехнике издательства “ПИЛОТ. Лаборатория знаний”, занятия робототехникой позволяют стать успешным в жизни а также:

  1. Сформировать у обучающихся базовые представления в сфере инженерной культуры.
  2. Развивать интерес обучающихся к естественным и точным областям науки.
  3. Развивать нестандартное мышление, а также поисковые навыки в решении прикладных задач.
  4. Посредством включения робототехнических решений, доступных для реализации в образовательном учреждении, в такие предметы, как: математика, информатика, физика, биология, экология, химия, — развивать познавательный интерес и мотивацию к учению и выбору инженерных специальностей.
  5. Развить творческий потенциал подростков и юношества в процессе конструирования и программирования роботов

Чек-лист по выбору робототехнического кружка:

  • Если у вас действительно есть возможность выбирать между несколькими кружками, Владислав Халамов советует обратить внимание на отзывы других родителей. Сарафанное радио остается лучшим каналом коммуникации, несмотря на век высоких технологий.
  • Стоит задуматься о смене кружка, если его ученики никогда не участвовали ни в каких соревнованиях. Сегодня в каждом городе проводят фестивали и соревнования по робототехнике, после городских призеры и победители выходят на региональный, федеральный и международный уровни. Соревновательный элемент в обучении подталкивает к более динамичному прогрессу, на примере сильных соперников показывает практически бесконечные возможности к совершенствованию собственных знаний.
  • Расспросите преподавателей, делают ли дети что-то кроме типовых заданий? Хорошо, если в кружке используют не только типовые детали и собирают модели по инструкции. Отличный показатель — ручной труд. Конечно, важно, чтобы ученик “работал головой”, но владение инструментом (ножовка, напильник, 3D-принтер, паяльник) здорово развивает.
  • Выбирайте прикладные кружки. Важно, чтобы преподаватель понимал сам и разъяснял ученикам, как соприкасается робототехника со школьными предметами: информатикой, физикой, химией, даже биологией и историей. Часто естественные науки преподносятся в школе как нечто оторванное от реальности школьника. Через робототехнику наоборот можно в доступной форме объяснить, например, чем важны законы физики и как может пригодиться в жизни их понимание.

Робототехник одновременно является инженером, программистом и кибернетиком, должен иметь знания в области механики, теории проектирования и управления автоматическими системами. Поэтому, чтобы стать квалифицированным специалистом в этой области, нужно иметь колоссальные знания и практические навыки в разных областях.

Самые востребованные специальни будущего, связанных с робототехникой

Инженеры-робототехники занимаются созданием роботов. Исходя из целей проекта, они продумывают электронную начинку, механику движения, программируют машину на определённые действия. Причём работа по созданию робота обычно ведётся целой командой разработчиков.

Однако недостаточно создать инновационную автоматизированную технику, нужно управлять её работой, проводить регулярный осмотр и ремонт. Этим, как правило, занимается обслуживающий персонал.

Кроме того, робототехника постоянно развивается. Начинает процветать кибернетика, которая подразумевает сочетание био- и нанотехнологий. Квалифицированные специалисты этой области регулярно занимаются исследованиями и совершают революционные открытия .

В робототехнике можно выделить 7 востребованных специальностей:

1. Инженер-электроник – разрабатывает робототехнику, ремонтирует оборудование и обеспечивает надёжность электронных элементов управления.

2. Сервисный инженер – занимается техническим обслуживанием и ремонтом робототехники, производит диагностику оборудования, а также проводит обучение и консультации операторов, которые будут управлять роботами.

3. Электротехник – универсальный специалист по электронным приборам, который отвечает за корректное генерирование, преобразование и формирование электрических сигналов, а также обеспечивает проведение многих других процессов. Должен иметь обширные знания в области физики, математики и химии.

4. Программист робототехники – разрабатывает программное обеспечение для роботов, согласно их назначению. Также участвует в сервисном обслуживании, осуществляет запуск и отладку инновационных механизмов.

5. Специалист 3D-моделирования – совмещает в себе навыки визуализатора и модельера. В обязанности специалиста входит разработка трёхмерных моделей робототехники.

6. Разработчик приложений – занимается созданием функциональных приложений для дистанционного управления робототехникой.

7. Педагог специальности «Робототехника» – может заниматься обучением школьников, студентов профильных вузов, преподавать на продвинутых или подготовительных курсах, вести курсы повышения квалификации, участвовать в семинарах и лекциях.

Где обучают робототехнике в России?

Вузы, готовящие специалистов по робототехнике:

1. Московский технологический университет (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ) – www.mirea.ru

2. Московский государственный технологический университет «Станкин» – www.stankin.ru

3. Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана – www.bmstu.ru

4. Национальный исследовательский университет «МЭИ» – mpei.ru

5. Сколковский институт науки и технологий – sk.ru

5. Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II – www.miit.ru

6. Московский государственный университет пищевых производств – www.mgupp.ru

7. Московский государственный университет леса – www.mgul.ac.ru

Дистанционные курсы:

Первый российский вуз, запустивший онлайн-курсы обучения робототехнике. На данный момент студенты и ученики старших классов могут записаться на два потока: «Практическая робототехника» и «Основы робототехники».

2. Просветительский проект «Лекториум» – www.lektorium.tv

Проводит онлайн-курсы по основам робототехники для старшеклассников, студентов и специалистов.

3. Образовательная программа Intel – www.intel.ru

Клубы и кружки для подростков:

Университет Innopolis запустил в трёх регионах России программу обучения школьников.

2. Клуб «РОБОТРЕК» в Саратове – робототехника-саратов.рф

3. «Лига роботов» в Москве – obraz.pro

4. Учебный центр Edu Craft в Москве – www.edu-craft.ru

5. Клубы My Robot в Санкт-Петербурге – hunarobo.ru

6. Академия робототехники в Краснодаре – www.roboticsacademy.ru

7. Лаборатория робототехники Политехнического музея Москвы – www.roboticsacademy.ru

Полный список кружков и клубов во всех городах России можно найти на сайте: edurobots.ru .

Таким образом, люди любого возраста и специальности имеют возможность в кратчайшие сроки освоить навыки создания автоматизированных систем. Практически на всех курсах обучения выдают сертификат, подтверждающий факт приобретения слушателем теоретических и практических знаний по разработке робототехники.