Как нарисовать череп на маске. Рисуем череп

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Основные источники

1. Косовский, Н.И. Справочник фрезеровщика: (текст) справочник/ Н.И.Косовский. -М.: Высшая школа, 1997.-368с,

2..Макиенко,Н.И. Практические работы по слесарному делу: (текст) лабораторный практикум / Н.И.Макиенко –Л.: Центр академия,1999.-265с.;ил.

3..Схиртладзе, А.Г. Станочник широкого профиля: (текст) учебное пособие / А.Г.Схиртладзе – М.: Высшая школа, 1998.-464с.

4..Катаев, А.М. Слесарное дело: (Текст) учебное пособие / А.М. Катаев, - М.: Лань, 2000.-352 с.; ил.

5. Интернет - источники

к Теме2.1. Рисунок черепа человека

по дисциплине «Спецрисунок и художественная графика»

Для работы над изображением черепа понадобится лист бумаги (ватман) формата А-2, набор чернографитных карандашей (HB, B, 2B), ластик, клячка.

Прежде чем начать работу над построением рисунка с натуры, необходимо строго соблюдать методическую последовательность в рисунке.

1 . Необходимо правильно выбрать точку зрения. Линия горизонта соответственно находится на уровне вашего глаза. Перед тем, как начать компоновку, следует внимательно рассмотреть изображаемый объект, обходя и изучая его со всех сторон, продумав размещение изображения на листе.

2 . Легкими движениями карандаша следует наметить общий приблизительный силуэт черепа. Затем необходимо проверить правильность размещения предполагаемого объекта на листе, одновременно следя за его размером.

Размер черепа по отношению к листу должен быть оптимальным, т.е. не маленьким и не слишком крупным. С лицевой стороны изображения должно оставаться чуть больше свободного места, чем со стороны затылка.

3 . При построении изображения черепа следует, прежде всего, ориентироваться по средней профильной (осевой) линии, проходящей вдоль всей формы черепа и условно разделяющей череп симметрично на две половины (правую и левую).

Строя форму в линейно-конструктивной схеме, необходимо соблюдать парность строения формы черепа и определять по натуре местоположение конструктивных точек и линий. При работе над построением, следует постоянно сверяться с натурой, уточняя пропорции, степень перспективного сокращения и положение черепа относительно вертикальной контрольной линии, чтобы форма модели была правильно установлена в соответствии с натурой.



На лицевой поверхности черепа, а именно на поверхности лба, отчетливо проступают два симметрично расположенных относительно средней осевой линии, так называемых лобных бугра, которые служат границей, разделяющей лицевую и лобную поверхности. По обе их стороны на височной линии имеются еле различимые выступы.

Разграничительными линиями лицевой и боковых плоскостей служат выступы лобных и скуловых отростков, чуть ниже – выступы скуловых костей. А в нижней части черепа – парные выступы на боковых поверхностях нижнечелюстной кости в ее среднем отделе.

4 . Теменная поверхность разграничивается от боковых височными линиями, идущими от виска вдоль верхнебоковых поверхностей к теменным буграм. От теменных бугров и до сосцевидных отростков идут разграничительные линии, отделяющие затылочную поверхность от боковых. Затылочная и теменная поверхности разграничиваются от теменных бугров затылочно-теменным возвышением.

5 . Построив обобщенную конструктивную форму черепа в трехчетвертном положении, следует сверить свой рисунок с натурной моделью. При построении черепа следует внимательно следить за правильностью пропорционального членения, соотнося части друг с другом и с целым. Важное значение в работе над построением имеет соблюдение законов перспективы и характера формы.

6 . По мере уточнения и освоения крупных форм, соблюдая методическую последовательность, необходимо приступить к анализу мелких форм: скуловых и лобных отростков, надбровных дуг, лобных и теменных бугров, надпереносья, носовых костей и т.д.

На всем протяжении работы над рисунком следует строго и неукоснительно придерживаться принципа «от общего к частному и от частного к общему». Наиболее распространенная ошибка: – работая над деталями, упускают из виду общую форму черепа, забывая увязать части с целым, из-за чего нарушается его объемно-пространственая характеристика, а главное – цельность. Следует , не заостряя что-либо одно, уточняя и анализируя детали, не забывать общее.

7 . Соблюдая закономерности членения головы человека на пропорциональные части, следует приступить к разметке уровней местоположения надбровных дуг, основания носа и его костей разделительной линии челюстных костей подбородка, лобных бугров, скуловых костей и нижних краев глазничных впадин. Следует проверить и уточнить среднюю осевую линию.

Ориентируясь по намеченным линиям, следует приступить к уточнению характера форм как всего черепа, так и его деталей, добиваясь убедительного объемно-конструктивного построения изображения. Уточняя детали на лицевой поверхности, следует помнить, что вся эта поверхность имеет выпуклую форму.

В процессе анализа конкретных деталей на лицевой поверхности черепа становится понятно, что всякая форма предмета состоит из многочисленных плоскостей, которые ограничивают ее от окружающего пространства. Задача в том, чтобы разобраться и правильно понять, как образуется форма при сочетании этих поверхностей.

8 . Передняя поверхность лба . Передняя поверхность лба имеет выпуклую форму с тремя плоскостями: серединной, фронтальной и прилегающими к ней двумя крайними промежуточными плоскостями. Наружные края этих плоскостей ограничиваются с двух сторон линиями виска. Лобные бугры отчетливо выражены и служат опорными точками и ориентиром в построении формы лба. Надбровная дуга завершает формирование передней поверхности лба. Она также имеет выгнутую дугообразную форму. Надбровная дуга, выделяясь над нижним основанием лба, одновременно формирует надглазничный край. Наибольший выступ надбровная дуга имеет в области надпереносья и носит название надбровных бугров . Они расположены симметрично по обе стороны от средней осевой линии, приблизительно на расстоянии ширины крыльев носа.

9 . Рисуя форму глазниц , прежде всего стоит определится с их расположением относительно горизонтальных вспомогательных линий, уточняя пропорциональные величины как по отношению к общей массе черепа, так и по отношению друг к другу.

Главное при построении глазничных отверстий – правильно определить их положение по отношению друг к другу, так как они расположены не горизонтально, а под углом, сообразно выгнутой дугообразной форме надбровной дуги.

10 . Носовые кости. При построении формы носовых костей следует обратить внимание на размер грушевидного отверстия. Форма носовых костей напоминает призму, состоящую из трех плоскостей ограниченных краями грушевидного отверстия. Носовые кости и их форма тесно связаны с конструкциями скуловых и верхнечелюстных костей.

11 . Форма верхнечелюстных костей, верхняя область костей нижней челюсти также имеют форму призмы поэтому их также надо рассматривать в качестве плоскостей. При построении следует ориентироваться на средние профильные (осевые) линии, а также на опорные точки, расположенные симметрично по обе стороны в области клыков верхней и нижней челюстей.

Передняя фронтальная плоскость начинается от краев грушевидного отверстия носа, проходит вдоль клыков вниз до подбородочных бугорков и располагается симметрично вдоль осевой профильной линии. Две боковые плоскости, примыкая к краям фронтальной, образуют «призму» формы верхней челюсти и частично передненижнюю область нижнечелюстной кости. Ветви нижнечелюстной кости, образуя угол и направляясь вверх, раздваиваются на венечный и суставной отростки. Суставной отросток упирается в нижнечелюстную суставную ямку, находящуюся перед слуховым отверстием.

12 . Уточняя плоскости скуловых костей, следует внимательно следить за их строением. Скуловая кость, раздваивается и одним отростком направляется назад, в средний отдел боковых поверхностей и плавно соединяется с черепной коробкой. В верхней части скуловой отросток, направляясь вверх, участвует в формировании наружного края глазничных впадин и соединяется с лобным отростком.

Проверьте границы раздела лицевой и боковой, а также боковой и теменной плоскостей, опираясь на опорные точки на поверхности черепа и наметьте границы этих плоскостей.

13 . Возвращаясь к рисунку боковой поверхности черепа, следует помнить о парности строения формы. Рисуя видимую часть, нужно помнить о части, находящейся на невидимой стороне, или, изображая дальнюю половину, не забывать о ближней половине. Следуя принципу парности строения форм, необходимо строго придерживаться средней профильной линии с учетом пропорций и перспективного сокращения.

14 . Приближая рисунок к завершающему этапу построения, необходимо его проверить. Это следует делать обязательно вставая и отходя на расстояние 3-4 метра от рисунка. Так легче увидеть ошибки, допущенные в процессе построения рисунка, а также проследить за его цельностью.

К заданию «Череп» мы подошли основательно и рассмотрели и изучили эту сложную форму как можно подробнее. Постановка была не одна. Изучение состояло и четырех этапов и четырех разных задач.

Задача №1

Постановка: гипсовый череп

Требования к листу: конструктивно-пространственный рисунок.

Формат и материалы: лист ватмана А2, графитный карандаш различной твердости, ластик.

К постановке прилагалась схема черепа, нарисованная преподавателем:

Предлагалось рассмотреть, изучить и передать на листе основную конструкцию черепа. Мы должны были разложить цельную форму на составляющие. Сначала рисовали главные (большие формы), затем рассматривали детали и узлы (малые формы).

Результаты:


Алексей



Марина


Оля


Наталья


Аня

Задача №2

Постановка: "живой" и пластиковый (качественный) череп.

Требование к листу: конструктивно-пространственный рисунок. Нужно закомпоновать три различных ракурса.

Формат и материалы: лист ватмана А2, графитный карандаш различной твердости/монолитный графитный карандаш, ластик.

Продолжаем изучать конструкцию черепа, для чего рассматриваем череп с трех различных ракурсов.

Результаты:


Георгий



Марина


Ирина


Аня (другая)


Оля


Наталья


Алексей

Задача №3

Постановка: "живой" череп, направленное контрастное освещение.

Требование к листу: светотеневой (тональный) рисунок.

Формат и материалы: лист ватмана (формат на выбор автора), графитный карандаш различной твердости, ластик.

Результат:


Алексей

Задача №4

Домашнее задание: слепить череп человека меньше натуральной величины, используя скульптурный пластилин и каркас. Для выполнения этой задачи участники группы могли пользоваться собственным, наработанным в процессе выполнения предыдущих задач опытом, а также дополнительным материалом.


Многие живописцы считают создание портретов самым любимым занятием. Однако не менее интересным занятием может стать и рисование черепа. Правильно нарисованное изображение может быть очень красивым. К тому же его можно сделать с помощью обычного карандаша. Главное условия – знание, каким именно деталям необходимо уделить максимум внимания при создании изображения. Если вы знаете хотя бы чуть-чуть о строении черепа, то картинка получится очень реалистичной.

Для создания картины вам понадобится:

— чистый лист бумаги,
— стирательная резинка,
— обычный карандаш.

Шаг первый

Прежде чем приступать непосредственно к процессу рисования, нужно знать, что череп – это совокупность костей, образующих каркас, который защищает мозг от повреждений извне.

Череп состоит из двадцати двух костей, соединенных очень плотно и абсолютно неподвижно. Лишь одна кость подвижна – двадцать третья – нижняя челюсть.

На некоторых изображениях черепа все детали совершенно одинаковы и симметричны. Однако следует отметить, что глазницы в редких случаях бывают абсолютно идентичны. Это же утверждение относится и к зубам.

Поэтому помните, что на своем изображении вы должны отметить небольшие изъяны, мелкие неровности. Ведь идеальный череп найти крайне сложно.

Первым делом, нужно на чистый лист нанести элементарные фигуры. Они будут первоначальными контурами черепа. Затем более подробно, используя только нежирные линии, прорисовываем черепную коробку.

Шаг второй

Главное правило – соблюдайте пропорции головы и расположение разных составляющих изображения относительно друг друга. Для того чтобы не сделать ошибок, нарисуйте легкими линиями разлиновку. Ее потом можно будет стереть при помощи резинки.

Шаг третий

Самое время для прорисовки рта, глаз, челюсти и зубов на ней. Не нужно переживать из-за небольших неточностей или неровностей. От мелких недостатков можно будет легко избавиться чуть позже. Обязательно соблюдайте естественное расположение деталей.

Шаг четвертый

Вы уже практически нарисовали череп. Сейчас самое время приступить к важным деталям. Их следует обвести толстыми линиями. Все дополнительные и вспомогательные линии, лишние элементы можно удалить стирательной резинкой.

Шаг пятый

Завершающий этап – наносим тени на наше изображение. Проявите фантазию и подумайте, как падает свет, и отобразите все тени на рисунке.

Видите, изобразить на чистом листе бумаги реалистичный череп совсем не сложно. Самое главное представлять себе героя иллюстрации правильно и внимательно следовать советам.

В этом уроке рисунка я подготовил материал так, чтобы были видны ключевые принципы рисования головы человека. Чтобы научиться рисовать портрет, нужно понять форму головы, а это возможно при помощи упрощения и обобщения излишних подробностей. Для этой цели я использовал схематичное изображение головы с названием «обрубовка», академический рисунок черепа, поэтапный рисунок головы человека и дополнительные схематичные рисунки, позволяющие понять особенности анатомического строения.

1. Объемность формы. Упрощение и обобщение.

На начальном этапе обучения рисованию люди чаще всего видят контуры объекта вместо его объема. Именно так начинающие и рисуют портрет: срисовывают контуры глаз, носа… А ведь голова человека, глаза, нос, губы — все они имеют объем, это не просто контуры. Кроме того, у них достаточно сложная форма. Поэтому в начале обучения нужно уметь обобщать второстепенное и осознавать объем каждой формы.

Вначале, попробуем нарисовать лицо человека с выступающими вперед носом и лбом, представленными в виде прямоугольных геометрических фигур.

2. Череп — основа формы головы.

Далее нужно усвоить один важный урок. Все основные изгибы и контуры лица образуются от выпуклостей и изгибов черепа. Ведь именно череп является той основой, на которой строится форма головы в портрете. Попробуйте проследить эту взаимосвязь, сопоставляя форму черепа с рисунком головы. Это очень важный момент в обучении.

Поскольку череп имеет сложную форму, то понять сразу эту взаимосвязь будет непросто. Поэтому сначала мы нарисуем череп обобщенно.

Череп состоит из двух основных отделов: мозгового и лицевого.

К тому же форму черепа можно условно представить в виде куба. Череп имеет фронтальную сторону, две боковые, затылочную и, так называемый, свод черепа или крышу.

После условных, обобщенных рисунков привожу в качестве примера учебный академический рисунок черепа. При множестве деталей, в нем можно увидеть фронтальную, затылочную, боковые стороны и свод. Также видно как детали группируются в два основных отдела — мозговой и лицевой.

Еще следует отметить, что самая широкая часть черепа находится ближе к затылку. Ее хорошо видно на рисунке ниже.

Для тех, кто учится рисовать портрет, могут пригодиться следующие анатомические названия различных частей черепа:

  • надбровные дуги;
  • лобная кость;
  • теменная кость;
  • затылочная кость;
  • височная кость;
  • скуловой отросток;
  • скуловая кость;
  • верхнечелюстная кость;
  • нижнечелюстная кость;
  • носовая кость;
  • глазница или глазная впадина.

3. «Орубовка» — ключ к пониманию формы головы человека.

Кроме черепа, на форму головы и лица влияют мышцы, хрящи, жировые отложения и т. п. Чтобы не запутаться в деталях, разобраться в анатомическом строении поможет обрубовка. Обрубовка представляет собой условное изображение головы человека, состоящее из граней. При помощи таких плоскостей формируется объем всей головы. Благодаря этим граням хорошо видны основные изгибы черепа и основные мышечные группы лица. В любом портрете, у любого человека форма головы строится на основе этих граней обрубовки. Конечно у каждого человека свои особенности лица, свои пропорции, но ключевые точки в построении головы соответствуют обрубовке. Поэтому в рисовании портрета художник всегда держит в памяти эти ключевые грани.

Попробуйте проследить основные плоскости обрубовки в рисунке черепа и в тональном рисунке головы, выполненном карандашом.

4. Формирование объема посредством светотени на фронтальной, боковой и верхней сторонах головы.

Чтобы рисунок головы был объемным, его нужно проработать штриховкой. Штриховка создает нужный тон. Посредством изменения тона (светлее-темнее) мы видим объем и форму. По закону светотени свет распределяется на поверхности формы в следующей последовательности: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падющая тень. Если рисовать шар или подобные простые геометрические фигуры, то все намного проще. Но как показать светотень в тональном рисунке головы человека? В портрете светотень также прокладывается штриховкой как и в рисунке шара. Но с той разницей, что художник должен проследить свет и тень на каждом отдельном фрагменте лица в частности и на всей голове в целом. Т. е. нужно показать свет, полутень, тень — на носу, на лбу, на глазных впадинах, на губах, подбородке и т. д. Но кроме этого, свет и тень нужно показать на всей голове в целом, то есть на ее основных крупных гранях или сторонах. Например, одна сторона головы может быть темнее другой. Это важный момент при создании объема головы в портрете.

Для лучшего понимания данной темы я привожу в качестве примера наглядные схемы и рисунки гипсовой обрубовки, черепа и головы человека. В них вы можете отчетливо увидеть фронтальную, боковую и верхнюю грани головы. Схемы и рисунки карандашом составлены таким образом, что с помощью них можно поэтапно проследить основные грани головы, что поможет начинающим художникам увидеть светотень на поверхности головы в целом.

5. Мозговой и лицевой отделы головы.

Выше я уже приводил схематичный рисунок в котором были видны мозговой и лицевой отделы черепа. Но, как на практике увидеть эти области в рисовании портрета? В этом может помочь ряд рисунков и схем ниже. Здесь вы можете проследить границу между лицевой и мозговой частями головы в привычном рисунке карандашом, гипсовой обрубовке и учебном рисунке черепа.

6. Поэтапный тональный рисунок карандашом.

После изучения основных анатомических особенностей строения головы, можно приступить к поэтапному рисунку карандашом. Здесь нужно усвоить такую последовательность. Сначала мы рисуем обобщенно. Потом усложняем рисунок, добавляя подробности.

а) Поскольку форма головы напоминает форму яйца, то в начале рисуем линией соответствующую фигуру.

б) После этого выполняем построение рисунка головы. Рисуем ось симметрии, которая будет проходить по середине головы. Это очень важно так как ось позволит сравнивать левую и правую стороны, что поможет избежать ошибок и неровностей. Далее, намечаем уровни на которых располагаются брови, глаза, нос, губы. Намечаем их с помощью легких линий. О том, как определить эти уровни я писал в уроке

в) На следующем этапе можно наметить глазные впадины, глаза, нос, губы, а также скуловую кость, лобные доли, основные мышечные группы и складки на лице.

г) Уточняем детали.

д) Облегчаю ластиком черноту вспомогательных линий, которые будут стерты в итоге, однако, нужны в начале построения головы.

е) Начинаем тональный рисунок. Вводим штриховку. Обозначаем тени и свет. «Лепим» форму головы тоном. Я не стал фиксировать промежуточные стадии штриховки, поэтому опубликовываю сразу заключительный этап рисунка.

7. Различная манера и техника исполнения рисунка.

В конце этого урока хочу добавить, что манера и техника исполнения рисунка может быть разной. Рисунок может быть линейный и тоновой. Можно рисовать линией, а можно рисовать с помощью пятна. Можно вести работу в свободной манере наброска, допуская неточности. А можно выполнить точный академический рисунок. Можно рисовать подробно, а можно обобщенно.

Но при всем многообразии подходов, в рисунке должна быть видна грамота. Принципы построения головы сохраняются — будь то на бумаге или в сознании художника. Профессиональный художник, имеющий опыт работы, может и не рисовать вспомогательные линии построения. Он может вести работу в другой последовательности. Однако, какой бы ни была техника исполнения, в его рисунке будет видно понимание основ пластической анатомии. Поэтому если Вы хотите научиться рисовать портрет, нужно понимать суть, а не просто поэтапно копировать натуру или картинку. Когда начинающий художник обретает такое понимание и начинает видеть натуру анализируя, а не просто копируя, то он будет значительно более успешен в обучении. Надеюсь рисунки и схемы из этого урока помогут начинающим в этом.

Рисунок черепа - это анатомический рисунок, задача которого полнее представить себе характер объемной формы головы. Знакомство с анатомией дает возможность рисовать осмысленно, не копируя лишь то, что видит глаз.

При построении головы человека отображается ее внутренняя конструкция - структура костей черепа и располагающихся на нем мышц.

Как уже было сказано выше, череп состоит из двух частей: мозговой, имеющей форму слегка сплюснутого шара, и лицевой, в геометризованной форме, напоминающей призму. Форма свода черепа относительно проста и статична в отличие от более сложной динамичной формы лица.

Возрастные, типовые и индивидуальные особенности черепа очень велики. Череп новорожденного отличается от черепа взрослого человека не только своими размерами, но и всем своим строением и пропорциями. На черепе новорожденного еще нет швов, и его кости несколько подвижны относительно друг друга. У новорожденного соотношение между лицевой и мозговой частями иное, чем у взрослого: высота лицевого отдела меньше высоты мозгового. Голова новорожденного укладывается в высоте его роста только четыре раза, в то время как у взрослого - до восьми раз.

Характерной особенностью старческого черепа является то, что его швы зарощены, так что вся верхняя часть черепа представляет собой сплошную монолитную кость; кроме того, наблюдается атрофия зубных луночек верхней и нижней челюстей, происходящая после выпадения зубов, а это ведет к уменьшению высоты лицевого отдела.

Если через наружные слуховые отверстия черепа провести воображаемую вертикальную плоскость, то при изучении его формы можно будет сопоставить размеры его переднего и заднего отделов. Степень преимущественного развития переднего отдела по сравнению с задним не всегда одинакова. В одних случаях бросается в глаза значительно больший размер переднего отдела черепа по сравнению с задним, а в других обращают на себя внимание относительно большие размеры заднего отдела черепа (рис.3, а, б).

Для лучшего представления о костной основе головы следует сделать несколько рисунков черепа в различных поворотах и положениях. Прежде чем приступить к рисунку, необходимо рассмотреть череп со всех сторон, а именно спереди, сверху, сбоку, сзади и снизу. Рассмотрев череп, нужно выбрать наиболее интересную точку зрения и приступить к работе над рисунком. При длительном рисовании с натуры важным является последовательный ход работы над рисунком, который может включать в себя несколько этапов (рис. 3).

Рис. 3. Основные соотношения размеров переднего и заднего отделов черепа

Первый этап. Композиционное размещение рисунка на листе (рис.4, а).


Легкими линиями намечаем общую композицию. Следует учесть, что в учебном рисунке целесообразно брать размер черепа в натуральную величину или немного меньше.

Делаем общий набросок черепа яйцевидной формы без деталей. При этом необходимо передать положение черепа: вертикальное, когда лоб и нижняя челюсть - на одной линии, или запрокинутое, тогда нижняя челюсть будет впереди лба, и т. д.

Для лучшего композиционного размещения желательно, чтобы середина формы по горизонтали проходила чуть выше середины листа.

Второй этап. Линейно-конструктивное построение формы. Работа ведется от целого, общего, минуя мелкие детали.

Построение производится на основе условной осевой линии, которая начинается под затылком, проходит посередине свода черепа, лобной кости, переносице, носовым костям, середине верхней и нижней челюстей, до подбородочных возвышений. Эта линия называется серединной линией и помогает наметить расположение черепа в пространстве.

Рис.4. Этапы рисования черепа

Горизонтальной линией, проходящей через переносицу, делим форму черепа на две части: верхнюю (мозговую) и нижнюю (лицевую). Точка пересечения серединной линии с горизонтальной называется крестовиной и служит опорной точкой для построения черепа или головы, и дает возможность на начальной стадии рисунка определить пространственное положение всего объема черепа (рис.4, а).

среднюю - от носового отверстия до верхнего края глазниц;

Рис.5. Последовательность рисования черепа в прямом положении

верхнюю - от верхнего края глазниц до выступающей точки свода черепа.

Затем, ведя работу «от общего к частному», уточняем пропорции черепа по вертикали (рис.4, в). Намечаем линию разделения верхней и нижней челюстей в нижней трети черепа. В средней трети - линию нижнего края глазниц, сравнивая высоту глазниц с высотой скуловых костей. В верхней части черепа намечаем линию лобных бугров, которая определяет границу передней и верхней поверхностей черепа.

Корректируя общую форму черепа, наполняем ее более мелкими частями. Следует заметить, что рисунок нужно вести парными формами, что будет способствовать его целостности, так как это дает возможность сравнивать симметрично расположенные части черепа. Объем черепа на этой стадии намечают основными большими поверхностями (рис.4, г).

Рис.6. Последовательность рисования черепа в профильном положении

Третий этап. Обобщение рисунка (рис.4, д). Намеченное на предыдущих стадиях рисования конкретизируется и уточняется, затем обобщается посредством разработки формы тоном. Путем многократных проверок и сравнений рисунка с оригиналом надо привести его к гармоничному целому.

Мы рассмотрели последовательность рисования черепа на примере расположения его в трехчетвертном повороте. Рисование черепа в прямом положении и в профиль ведется в той же последовательности (рис.5 и 6).