Эссе о душе. Сочинение рассуждение душа человека Несколько интересных сочинений


Каждый человек имеет душу. При размышлении об этом вспоминается стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», где поэт сравнивает человека с сосудом, в котором может быть пустота, а может гореть огонь. От самого человека зависит, какой будет его душа. Если он будет стремиться к духовному росту, к гармонии с самим собой и окружающим миром, если его помыслы будут чисты, а дела полезны, то на душе у него будет легко и спокойно.

В чем же состоит укрепление духа и воспитание души? Это может быть молитва, во время которой человек очищается духовно, освобождается от того гнета, который мешает ему чувствовать себя счастливым. Это могут быть добрые дела. Помогая другим людям, мы чувствуем их благодарность, которая помогает нам стать лучше, духовно выше и чище.

Еще одним средством воспитания души являются искусство, музыка. Талантливыми художниками и музыкантами создано столько великих произведений, что все даже невозможно запомнить, но, вглядываясь в картины, слушая музыкальные произведения, нельзя не задуматься о том, что в жизни есть гораздо более важные вещи, чем простое бренное существование.

Духовно развиваться человеку помогает и литература. На примере героев художественных произведений мы знакомимся с жизнью, сочувствуем им или восхищаемся ими, и в этом тоже содержится глубокий воспитательный момент для нашей души.

Наконец, еще одно, пожалуй, самое важное воспитательное средство, благодаря которому душа способна развиваться, – это природа. Восхищаясь прекрасным, любуясь природой, мы наполняем свой внутренний мир новым содержанием, делаем его интересным и богатым.

Нельзя забывать о своей душе, она играет в жизни человека куда более важную роль, чем тело. Только тот человек может быть счастливым, который живет в согласии с самим собой и думает о своей душе.

ГЛАВА 11. ЭССЕ О «ДУШЕ»

Древние представляли «душу» в виде особой жизненной силы, обитающей в теле человека и покидающей его во время сна или смерти.

Материалисты отвергают факт существования «души», обосновывая это тем, что в момент смерти не наблюдается выделения каких-либо объектов из тела человека, при анатомических исследованиях не обнаружено каких-либо материальных признаков, указывающих на существование «души».

Идеалистические теории, напротив, придают учению о «душе» основополагающее значение и определяют ее как бессмертную и духовную (нематериальную) часть человека.

Спор о существовании «души» может иметь свое решение, если рассматривать его с точки зрения информационной теории.

Если считать, что разумное существо - это соединение биологического тела и управляющей им вполне реально существующей программы, возникающей в биологическом компьютере этого тела - мозге, тогда «душой» человека можно считать именно такую биокомпыотерную программу, возникающую в любом высокоразвитом живом существе в процессе его жизни и осознающую себя и управляемое ею тело как единое целое - организм, используя понятие «Я» и явление сознания. Следует отметить, что сознание не эквивалентно интеллекту. Наше сознание парадоксально и загадочно, а осознание себя как «Я» - специфический прием и особенность нашего сознания как программы, позволяющей объединить в единое целое, т. е. организовать все ресурсы организма. По-видимому, осознание «Я» позволяет биокомпыотерной программе снизить затраты интеллектуальных ресурсов, направленных на решение управленческих задач. За счет этого облегчается оценка степени приоритетности и важности потоков информации, т.е. задача арбитража. Доказано, что ряд процессов в организме не «осознается» высшими отделами мозга до тех пор, пока они не становятся критическими для его жизнедеятельности. Можно привести множество примеров - это кровообращение и дыхание, пищеварение и гормональная регуляция, зрение и слух. Пока системы управления такими процессами в автоматическом режиме функционируют нормально - они находятся вне восприятия высших отделов мозга - вне «Я». Однако если в них возникает не поддающееся саморегулированию нарушение, решение задачи берет на себя значительно более мощный аппарат сознания, создающий расположенные вне организма сложные искусственные системы (знаний, приборов, механизмов, устройств, веществ).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что возникающее в биокомпь- ютерных программах сознание, порождающее понятие «Я», - это способ обобщения группы ресурсов, имеющихся в распоряжении каждой такой программы в виде специфического понятия с целью решения управленческих задач. Именно потому, что понятие личности как «Я» - продукт деятельности внекомпьютерной программы, невозможно указать конкретную область в головном мозге, где оно расположено и какие именно клетки мозга его образуют.

Можно предположить, что «душа» человека не возникает в момент рождения организма человека, а формируется в течение всей жизни. Временем же рождения «души» человека можно считать момент, когда ребенок впервые осознает себя как личность, что происходит примерно в 3-4 года. До этого возраста осознание себя как единого «Я» возникает эпизодически, вспышками. В процессе совершенствования способов управления биологическими ресурсами тела и накопления знаний в достаточно развитом мозге рано или поздно происходит качественный переход - начинается осознание индивидом себя как единого целого. Это - момент рождения мыслящего разумного существа. Если мозг способен адекватно воспринимать (отражать) окружающий мир по информации, поступающей от органов чувств, следовательно, в нем возникает и запоминается определенная копия (слепок) того пространственно-временного промежутка мира, в котором он существует. Если «душа» - это программа, возникающая в мозге в процессе его существования, она есть и своеобразный внекомпьютерный слепок (отражение) окружающего мира.

С другой стороны, в зависимости от возможностей и специфических для каждого организма ресурсов, обусловленных, прежде всего, эволюцией в течение миллионов лет и наследственностью, характерный внекомпьютерный слепок мира в каждом конкретном организме будет иметь свои особенности. «Душа» человека базируется на неимоверно большом объеме информации о прошлом. Можно сказать так, что она написана на информационном холсте истории Вселенной, планеты, биологического вида, истории цивилизации, нации, государства, рода, семьи и, собственно, его жизни. Весьма вероятно, что это обстоятельство и определяет возможность интуитивного или врожденного знания.

В то же время внекомпьютерные программы есть не что иное, как активная информация, которой условимся называть информацию, воздействующую саму на себя и на окружающий ее мир, т.е. имеющую обратную информационную связь, в том числе с активными инструментами, воздействующими на окружающий мир.

Она сохраняет и накапливает пассивную информацию о прошлом и генерирует новую информацию в каждый текущий момент времени. Взаимодействуя с окружающей средой с помощью органов чувств и конечкостей тела, активная информация способна на основе ранее полученных сведений создавать и накапливать новую информацию о будущем, т.е. прогнозировать или предугадывать возможный ход событий и свои действия. Так, например, мы знаем, что Земля будет вращаться вокруг Солнца еще много тысячелетий. Этот прогноз основан на информации из прошлого о том, что Земля уже вращалась вокруг Солнца несколько миллиардов лет. Можно спорить о том, что никто не может знать будущее точно и всегда существует возможность чего-то необычного. Но это только подтверждает вероятность прогноза с учетом невозможности абсолютного знания и подтверждает невозможность абсолютной закономерности.

Они - близкие аналоги по принципу действия и своеобразное отображение нашего физического мира по устройству.

Информационные объекты и структуры сознания образуют информационное пространство мозга, которое можно считать аналогом мнимого физического пространства, создающего квантовые объекты действительного пространства. В то же время клетки мозга образуют его материальную действительную структуру, что не только аналогично действительному физическому пространству, но и является его составной частью. Изменение объектов «души» и тела осознается как время. Программы, изменяющие сами себя (самообучение) на основе взаимодействия с окружающими миром управляемых ими объектов, в какой-то степени аналогичны рождающим время процессам взаимодействия объектов пространства.

В компьютере без программы ничего произойти не может, так же как и пространство не может образоваться без взаимодействующих объектов. Программа без компьютера не может существовать в активном состоянии, так же как и время не может возникнуть там, где нет образующих единое пространство объектов. Без компьютера программа может существовать только в виде пассивного образа, например, в виде распечатки знаковых символов в ассоциативно связанной с компьютерной системой взаимодействия письменной (знаковой) ИС. В этом случае носитель можно рассматривать как остановившийся компьютер (со временем операции, равным в предельном случае бесконечности).

Известно, что любая масса может перейти в энергию, а энергия в массу. При высокоэнергетическом взаимодействии элементарных объектов экспериментально наблюдались случаи рождения элементарных частиц из вакуума. Следовательно, масса в состоянии образовываться не только из энергии, но и из физического вакуума, который при определенных условиях может стать носителем информации и проявлять себя как материальное тело.

Воздействие информации на вакуум приводит к его изменению и образованию материальных объектов в виде элементарных частиц и полей, т.е.

образуется вполне реальная материя. Возможно, расширение Вселенной порождается именно генерацией элементов пространства за счет функционирования активной информации, которая, генерируя новую информацию о будущем, формирует его. Информация о будущем определяет, в значительной степени, сегодняшнее поведение людей, а значит, формирует их настоящее и будущее - их судьбу. Следует подчеркнуть, что информацию о будущем сознание генерирует на основании сведений из прошлого.

В том, что активная информация действительно трансформирует материальный мир, можно убедиться на каждом шагу. Люди, их активная информация в виде «души» (биокомпыотерной программы), вооруженные знаниями о свойствах и неабсолютных закономерностях окружающего мира (законах природы), преобразуют его, создают новые, более сложные системы и структуры, помогающие им, в свою очередь, увеличивать свое могущество. В предельном случае трансформация материи есть ее генерация из новой информации.

Если новая информация зарождается в структурах мозга человека, то структуры его тела и орудия труда - мощнейшие ее усилители. Их можно назвать силовыми элементами структур, в которых материализуется собственно мысль (информация), которая позволяет человеку значительно ускорить реализацию или материализацию идей, направленных на решение насущных проблем.

«Душа» каждого человека влияет на мир своими мыслями. Если сравнить структуру мира с деревом, образованным соединяющимися, опирающимися друг на друга и переплетающимися ветвями множества взаимодействующих ИС, то «души» людей можно представить в виде листьев на нем. Мысль человека, как продукт деятельности «души», будет аналогом молекулы питательного вещества. Можно проследить, как, возникнув в ИС мозга человека и двигаясь по ветвям различных ИС, соединяясь с мыслями и трудом других людей, объединяя информацию, мысли, как продукт деятельности «души», материализуются в виде элемента грандиозного дерева Мироздания, тем самым изменяя его. Хорошие мысли изменяют мир к лучшему, а плохие нарушают его гармонию.

Мысль (информация), родившаяся в голове одного человека, словно капля воды, попавшая в ручеек, проходя по различным, соединяющимся элементам структур взаимодействующих И С, многократно трансформируется и усиливается за счет присоединения и объединения вокруг себя множества другой, необходимой информации, образует, в конечном итоге, материальный объект.

Влияние информации на общество подобно росту снежной лавины, причем ее рост способен вызвать не всякий снежный ком. Огромное значение имеет состояние среды, по которой предстоит «катиться снежному кому» информации, а также потенциальная ценность реализуемой идеи.

Если идея своевременна, а люди понимают и осознают ее ценность, то «ком» идеи покатится, и к нему присоединятся миллионы «снежинок» труда множества людей. В результате наблюдается целенаправленное движение общества, а идея становится могучей силой, способной направить общество по определенному пути.

Если же идея обладает необходимой ценностью, но общество не знает о ней, то к «снежному кому» некому будет присоединяться. Идея забудется на время, пока ее снова «не обнаружат» и не направят «в народ».

Если идея не имеет ценности или изложена так, что общество ее не понимает, значит, у идеи нет собственной потенциальной энергии - значит, «снежный ком» лежит в глубоком ущелье. Такая идея сама не покатится. «Ком» останется лежать на месте и со временем будет погребен под слоем новых знаний. Общество все равно найдет новую идею, и еще неизвестно, будет ли она лучше погребенной.

Известна гипотеза, что мысль человека определяет его судьбу. Если у человека мрачные мысли и его гложет зависть, если он считает, что он бездарь и неудачник - так и будет.

Наоборот, если человек считает себя талантливым, удачливым, энергичным - он будет удачлив, умен и богат, а это значит, что он родился под счастливой звездой и будет счастлив.

Я глубоко убежден в правильности этой идеи. Вряд ли нужно ее доказывать. Предлагаю читателю проверить верность этого утверждения на практике. Если читатель заметил в своей душе что-то мрачное и нехорошее, необходимо немедленно изменить образ мышления. Мыслите светло и чисто, гоните прочь плохие мысли, а самое главное, много работайте для своего удовольствия и пользы окружающих. И вам обязательно повезет.

Мы кажемся себе плотными непроницаемыми объектами, но это не так. Внешние факторы влияют на внутренние процессы. И всё же мы сохраняем свою целостность. Наш организм всё время обновляется: одни клетки отмирают, другие рождаются. И всё же мы сохраняем свою целостность. Чем же обусловлена эта целостность? Разумеется, присутствием души.
Генетики мне возразят: целостность организма обусловлена генокодом. Но почему генокод работает именно так, а не иначе? Почему он вообще работает? Его работа поддерживается присутствием души. Мы можем как-то почувствовать свою душу? Разумеется. Душа – это наше чувство собственного «я». В этом чувстве нет ничего плохого, предосудительного. В чистом чувстве собственного «я» нет даже эгоизма. Это естественное чувство. Это чувство в своём расцвете есть самосознание. Это чувство в своей кульминации есть осознание Абсолютного Сознания, то есть Бога. Чувство собственного «я» у каждого своё и у всех одно: у людей, зверей, растений и камней. У планет, квазаров и проч. То, что нас разъединяет, нас и объединяет в сложной и величественной симфонии Жизни.
Душа не есть некий абстрактный принцип наподобие Платоновской «идеи». И в тоже время душа связана с телом, как мысль с её словесным выражением. Материальна ли мысль? Есть мнение, что в известной степени материальна. Мы говорим, что мысль «посещает», «приходит в голову». Как знать, может быть за этими образными выражениями стоит некая реальность. Во всяком случае, несомненно, что мысль обладает влиянием, порой огромным. Так же несомненно, что мысль предшествует своему словесному выражению. Вот так и душа предшествует своему физическому воплощению и превосходит его. Можно сказать, что душа творит тело по своему образу и подобию. Мне могут возразить, что тогда мы все были бы прекрасны, как ангелы. Но представления о красоте в разные эпохи у разных народов весьма различны. Они различны даже у представителей одной эпохи и одного народа. Кроме того, души, как и живые существа, наделены разными способностями: одни менее, другие более талантливы. Степень одарённости, вероятно, зависит от чистоты канала, связующего душу с её Создателем, по образу и подобию которого она и создана. Душа Иисуса Христа была гениальна: она сумела воскресить свою физическую оболочку после того личного апокалипсиса, которое мы называем «смерть». Но и наши души талантливы уже потому хотя бы, что воскрешают наши тела каждое утро после маленькой смерти под названьем «сон» (кому ничего не снится, меня поймут).
С небольшой долей условности можно сказать, что душа – частица Бога в каждом из нас. Условность в том, что душа и Бог на самом деле не отделимы друг от друга. При этом душа обладает реальной свободой воли. Мы едины в Боге, это и есть соборность. Соборность же на уровне физических единиц – это толпа (футбольных болельщиков, религиозных фанатиков – не имеет значения). Несмотря на единство душ в Боге, каждая душа – индивидуальность. Индивидуальность же обладает свойствами. С одной стороны, присущими всем (что создаёт возможность для коммуникации), с другой стороны, присущими только ей (что обеспечивает её уникальность). Подвержена ли душа эволюции? И да, и нет. Нет, потому что в душе изначально есть всё, что нужно. Да, потому что то, что есть в душе изначально, должно проявиться, развёртываясь во времени.
Подвержена ли душа злу? И да, и нет. Да, потому что душа связана с физической оболочкой, чья природа является, так сказать, более низкой, чем природа души, и интенции этой низкой природы могут быть негативными. Но, поскольку зло (в отличие от добра) не имеет субстанции, оно проходит сквозь душу, не искажая её. Так отражение в зеркале не меняет природу зеркала. Душа по определению не может быть грешной. Что бы с ней ни происходило и как бы она сама не действовала, она остаётся частицей Бога. И поскольку душа – частица Бога, она свободна и от смерти.

Душа и разум - две наиболее важные составляющие внутреннего мира, которые, будучи в гармонии, позволяют человеку оставаться человеком. Их взаимодействие рождает наши поступки и устремления. Что делать, если доводы рассудка вступают в противоборство с голосом чувств? «Слушайте своё сердце, оно не обманет», - говорят одни. Другие же предпочтут эмоциям логику, здравый смысл и холодный расчёт. «Если выбросить из жизни все чувства, боль исчезнет вместе с ними, и я стану неуязвим, - говорил герой книги американской писательницы Жаклин Сююзан «Машина любви». Может быть… Но гораздо чаще безудержность и сила эмоций, страстей одерживают верх над логикой умозаключений и рациональностью разума. К чему это приводит: счастью победы или горечи поражения? Попробуем в этом разобраться.

Ответ на этот вопрос можно найти в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Большое впечатление произвела на меня история Сони Мармеладовой. Перед нами «великая грешница», как называет ее Раскольников. Мы видим, что она и сама понимает, какого ее положение в обществе, подобные ей не имеют права находиться в приличном обществе, жить со своей семьей. Само их положение компрометирует их самих, их близких и окружающих их людей. Соня осознает все это, именно поэтому она живет отдельно от семьи, лишь изредка заглядывая к ним в гости, чувствует себя неловко при знакомстве с Разумихиным, матерью Раскольникова и его сестрой, боится сесть и находиться рядом. Ты «умертвила и предала себя»- в этих словах Родиона раскрывается общественное отношение к тем, кто живет по желтому билету. То, насколько позорно и бесчестно положение подобных Соне, видно в описании мыслей главного героя:»Ей три дороги: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце». Однако, читая историю Сони, начинаешь понимать, что на этот путь ее толкнули чувства. «внешне» бесчестие порой не является показателем внутреннего состояния человека. Она девушка из бедной семьи, где детей-сирот постоянно избивают, жалкий и безработный отец выпивает, а полусумасшедшая чахоточная мачеха зачастую впадает в истерику. Денег нет совсем. Такая картина открывается читателю при прочтении известного романа. Соня жалеет всех: и бедную больную чахоточную мать, и вечно плачущих малышей с глазами, полными страха, и даже пьяницу-отца. Становится ясно, что Соня, вопреки голосу разума выбирает худшую жизнь для себя самой, но лучшую для дорогих ей людей Ф.М.Достоевский показывает, что нравственность присуща этой героини, не смотря на ее положение, и родилась она искренними, чистыми чувствами.

Из произведения И.С. Тургеньева «Отцы и дети» мы можем вынести урок о том, почему полное руководство разумом порой может привести к не самым лучшим последствиям. Автор романа искусно изображает главного героя, Евгения Базарова, яркого представителя молодежи второй половины 19 века. Он харизматичен, амбициозен, остроумен и умен. Окружающие подчас побаиваются его остроумия и прямоты. Будучи убежденным нигилистов, он отвергает все прежние ценности и чувства, искусство и историю. И такой холодный, прямолинейный, устремленный лишь к науке персонаж, на первый взгляд, казалось, не способен испытывать никаких чувств. Лишь ум и холодный расчет - вот его спутники жизни. Ожднако И.С. Тургенев решает провести своего героя через главное испытание - испытание любовью. В романе появляется новое действующее лицо, Одинцова, полностью изменившая Евгения. После общения с ней поведение Базарова постепенно меняется, читатель замечает перемены и в его поступках, мыслях, речах. Что же с ним происходит. Попав во власть романтики, которую раньше считал белибердой, он поступается многими своими убеждениями и взглядами. Осознав свои истинные чувства, он корит себя за слабость, которую себе позволил. Но как бы он не старался, стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой уже невозможно. Базаров «с негодованием осознавал романтика в самом себе» и это лишь причиняло ему страдания. И.С. Тургенев рисует сцену смерти Базарова очень символично, только на краю жизни Евгений признается сам себе в истинных чувствах, отступает перед любовью, перед презираемой им романтикой, перед могущественной жизнью. Автор романа умело показывает читателю, как скудна, как тяжела может быть человеческая жизнь без чувств, и как порой мы можем пожалеть, однажды не доверившись сердцу.

Как часто мы гонимся за призрачными идеалами, за статусом, карьерой и деньгами. Мы используем в собственной жизни один лишь разум, стараясь не разбрасываться чувствами, боясь обжечься. Однако какие ошибки мы совершаем, не доверяя порой сердцу. Об этих ошибках мы жалеем всю жизнь и они губят нас. Я считаю, что в наши дни нужно больше доверять чувствам, ведь чувства - истинная нравственность.

Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Н.С. Лескова "По обычаю своему эконом Бобров был домосед."

Как Вы понимаете значение слова ДУШЕВНОСТЬ ? Напишите сочинение-рассуждение на тему "Какого человека можно назвать душевным? "

Исходный текст

Душевность – редкое качество человека, которое заключается в доброте, милосердии, умении сопереживать и воспринимать невзгоды других людей как свои. Душевным человеком называют того, кто по-доброму относится ко всем людям без исключения, пытается поставить себя на место этих людей.Душевным человеком является герой текста Лескова Андрей Петрович. Он – любимый воспитанниками эконом кадетского училища, который при всей своей нарочитой строгости на самом деле всегда жалел своих воспитанников. Автор описывает его как жалостливого человека, который даже нарушал правила, если не мог поступить иначе. Он подкармливал провинившихся кадетов, посаженных на хлеб и воду, а когда ему приходилось кого-то ругать, то после этого он всегда подбадривал, утешал наказанного. Такого человека, безусловно, можно назвать «душевным». Это его качество не могло остаться незамеченным: «кадеты его любили», даже носили его на руках. Этот пример доказывает, что душевность - прекрасное качество. К душевному человеку и окружающие люди относятся с теплотой.

Душевным можно назвать и героя одноименного рассказа А.П. Платонова Юшку. Он обладает огромным сердцем, в котором есть место и для каждой травинки, которую он не спешит срывать, и для каждого мальчишки, кинувшего в него камень, и для сироты, которой он отдает все свои деньги, чтобы она получила образование.

Таким образом, можно сделать вывод, что душевность – высшее проявление добра в человеке. Это качество делает человека особенным, к душевному человеку тянутся окружающие, а он, в свою очередь, делает людей лучше, подавай им пример человеколюбия и доброты.