Образ андрея болконского на протяжении всего романа. Мини-сочинение на тему "Образ Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Князь Болконский и война

Одной из самых незаурядных и многогранных личностей в романе Толстого «Война и мир» является образ блестящего русского князя и офицера Андрея Болконского.

На протяжении романа он оказывается в различных жизненных ситуациях: теряет молодую жену, участвует на войне с французами, переживает тяжелый разрыв с молоденькой невестой и несбывшейся женой Ростовой, в самом конце умирает от смертельной раны, полученной на поле боя.

Характеристика героя

("Князь Андрей Болконский", эскизный портрет. Николаев А. В., иллюстрация к роману Л.Н. Толстого "Война и мир", 1956 )

Князь Андрей — молодой русский дворянин и офицер, отличается красивой внешностью и статной фигурой. Его первая встреча с читателями происходит в салоне Анны Шерер, куда он приходит с женой, племянницей Кутузова. Он имеет скучающий и отстраненный вид, оживляющийся только после встречи со старым знакомым Пьером Безуховым, дружбой с которым он очень дорожил. Его взаимоотношения с женой весьма натянуты и прохладны, они живут словно чужие друг другу люди. Он устал от пустой светской жизни, которая так близка его молодой и неискушенной жене, и не видит в ней никакого смысла.

Тщеславный и амбициозный князь, желая почестей и славы, отправляется на войну. Там он ведет себя совсем по-другому, здесь раскрываются такие качества как смелость, благородство, выдержка, ум и великое мужество. Получив тяжелейшее ранение в битве под Аустерлицем и осознав всю быстротечность жизни и свое бессилие и ничтожество перед вечностью, он полностью меняет свои жизненные позиции.

Разочаровавшись в ратном деле, как и в своем бывшем кумире Наполеоне, князь решает посвятить всего себя семье. Однако этому не суждено сбыться, приехав в имение он застает жену на смертном ложе в результате тяжелейших родов. Андрей Волконский, которого семья уже не чаяла увидеть в живых, остается с новорожденным сыном Николенькой на руках, разбитыми мечтами о счастливой семейной жизни и опустошенным от горя и печали сердцем. Он ощущает свою вину перед умершей женой и жалеет, что не был ей хорошим мужем при жизни.

Встретив и полюбив чистую и открытою душой и сердцем молоденькую Наташу Ростову, Болконский оттаивает и понемногу начинает проявлять интерес к жизни. Обычно он холоден и сдержан в эмоциях, по натуре он закрытый человек, держащий свои эмоции в узде, и только с Наташей раскрывается по-настоящему и показывает свои истинные чувства. Графиня Ростова отвечает ему взаимностью, происходит обручение и не за горами свадьба. Однако, будучи примерным сыном, уважающим мнение старших, он по настоянию отца, который был против его брака, уезжает на некоторое время за границу. Легко увлекающаяся натура и еще совсем молоденькая невеста влюбляется в молодого повесу Курагина, и князь, не сумевший простить измену, порывает с ней.

Опустошенный и раздавленный её предательством Волконский,желая загасить душевные раны уезжает обратно на войну. Там он уже не ищет славы и признания, движимый душевным порывом он просто защищает свою Отчизну и как может облегчает нелегкую солдатскую жизнь.

Получив смертельное ранение в Бородинском сражении, он попадет в госпиталь, и там встречает любовь всей своей жизни Наташу Ростову. Перед смертью он успевает признаться ей в своих чувствах и великодушно прощает и обидчика Курагина, и ветреный и бездумной поступок девушки, который разрушил жизнь их обоих. Наконец он понимает истинный смысл любви, их соединяющей, но уже слишком поздно...

Образ главного героя

(Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967 )

Возможно если бы в момент второй встречи Ростовой и Болконского на тот момент не было бы войны между Россией и Францией. Все кончилось бы счастливым финалом и их свадьбой. И может быть брак так горячо влюбленных сердец был бы идеальным символом семейных отношений. Но человеку издавна присуще истреблять себе подобных и всегда на войне гибнут самые благородные и яркие представители своего Отечества, которые могли бы в дальнейшем принести немалую пользу своей стране, но этого не суждено им сделать.

Лев Толстой не зря проводит своего героя Андрея Волконского через тяжелые испытания и мучения, ведь они подняли его на вершину духа, показали ему путь достижения гармонии с другими людьми и мира с самим собой. Очистившись от все пустого и неискреннего: гордыни, ненависти, эгоизма и тщеславия, он открыл для себя новый духовный мир, полный чистых помыслов, добра и света. Он умирает счастливым человеком на руках своей возлюбленной полностью приняв мир каким он есть и в полной гармонии с ним.

На страницах романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир» можно встретить множество разнообразнейших и любопытнейших персонажей с литературной точки зрения. Положительных и отрицательных, обладающих своими сильными и слабыми сторонами, одним словом – самых обыкновенных людей, которых множество в любом городе и в любой стране мира. Однако одного героя романа мне хотелось бы выделить отдельно – безусловно, Андрея Болконского.

Болконский – человек глубокий, чрезвычайно умный, гордый и целеустремлённый. Он не боится открыто высказывать своё мнение и способен отстаивать его, а решив что-либо сделать, всегда идёт до конца, не откладывая дело на половине пути. Болконский рассудителен и рационален, он не склонен к опрометчивым поступкам или нецелесообразным действиям, и эта цельность его образа, безусловно, притягивает и восхищает и читателей, и многих других героев произведения.

Во время военных действий Андрей Болконский раскрывает себя не только в качестве образованного и умного человека, обладающего трезвым рассудком, но ещё и как мудрого бойца, способного проявить и хладнокровие, и пойти на верную смерть, не опасаясь за сохранность собственной жизни. С поля боя Болконский возвращается изменившимся – разочарованном в своём кумире, Наполеоне, осознающим потребность не только в постоянном саморазвитии, но и в желании помочь своей родине выиграть войну – пусть даже ценой собственной гибели. В герое просыпается истинный патриотизм, который заключается именно в любви к своей родине и безудержном стремлении помогать ей, не создавая себе ни кумиров, ни человеческих идеалов.

На мой взгляд, Андрей Болконский объединяет в себе все самые лучшие качества, которые можно представить и в мудром мужчине, и в отважном бойце, и в любящем человеке. Он готов пожертвовать собой ради великой цели, философски относится к жизни, а в то же время способен и глубоко любить, и искренне дружить, и признавать свои ошибки, и прощать других людей, что раскрывает его как человека необычайного великодушия и доброты.

Я полагаю, что в своём романе Лев Николаевич Толстой стремился показать читателям, каким должен быть настоящий герой. Безусловно, образ Андрея Болконского нельзя назвать идеализированным – он такой же человек, как и каждый из нас, склонный и к самоанализу, и к некой неуверенности, и к душевным терзаниям, однако в нём есть внутренний стержень, который можно назвать и силой воли, и твёрдым характером, и железной волей. Именно это позволяет Болконскому идти своим путём, восхищая и вдохновляя других людей, показывая, как важно и как правильно быть хорошим человеком, живущим в гармонии со своей совестью и со своим сердцем.

Вариант 2

Болконский является одним из основных персонажей произведения, на примере которого писатель знакомит читателей с судьбами русских людей во время русско-французской войны.

Отправляясь на военное сражение, Болконский мечтает обрести воинскую славу и людскую любовь, поскольку светская жизнь ему кажется пустой и никчемной, а офицерская служба открывает перед ним радужные перспективы и возможность реализовать свои амбиции.

Служа у Кутузова адъютантом и получив ранение, Андрей переосмысливает собственную жизнь и приоритеты в ней, он жестоко разочарован в Наполеоне, которого ранее считал великим полководцем и преклонялся перед его воинскими подвигами, а сейчас видит мелким, ничтожным, никчемным человеком. Оправившись от ранения, Болконский принимает решение оставить службу и посвятить жизнь семье, но его ждет нерадостная весть о том, что жена умерла при родах.

С помощью поддержки друга, Пьера Безухова, который убеждает Андрея продолжать жить дальше и бороться с мучительными страданиями, Болконский восстанавливается после жизненного удара и встречает свою истинную любовь в лице чистой, юной и целеустремленной Наташи Ростовой. Влюбленные обручаются, но случайный флирт Наташи, который Болконский не может понять и простить, приводит к их расставанию и расторжению помолвки.

Андрей снова возвращается на место боевых действий, уже не имея честолюбивых планов в отношении своих воинских почестей, его основное желание – защита родной земли и русских людей от французских захватчиков. На фронте Болконский не чурается простых людей, заботится о сослуживцах, люди гордятся своим офицером, восторгаются и любят его.

Во время Бородинского сражения князь Андрей Болконский получает тяжелое ранение, которое становится для него смертельным. Смерть Андрей принимает спокойно, она его не пугала. Князь умирает с сознанием выполненного долга перед родиной, мыслями о прожитой не зря жизни и пережитой настоящей искренней любви. Видя перед кончиной снова свою возлюбленную и прощая ее за измену, Болконский ощущает вновь, то восторженное чувство возрожденной любви, у которой уже нет будущего, но Андрей все равно счастлив, ведь впереди у него дорога в вечность.

Сочинение Образ Андрея Болконского

Творчество Льва Николаевича является величайшей ценностью в мировой литературе. Его редкий писательский дар позволяет провести читателя через радость и горе, через любовь и предательство, через войну и мир и в мельчайших деталях показать развитие внутреннего мира каждого своего героя. Читая Толстого, начинаешь лучше понимать двойственную природу человеческой души и учишься осознавать последствия своих поступков заранее. Одно неосторожное слово может разрушить чью-то жизнь, а за минутную слабость придется расплачиваться долгие годы.

Моим самый ценным литературным образом является благородный князь Андрей Болконский. Он человек слова, человек чести и человек действия. Толстой удостоил его недолгой, но яркой жизнью. По праву рождения князь Андрей принадлежал к элите общества. Он был хорош собой, умен, образован, имел красавицу жену и все сопутствующие блага высшего света. Но это не радовало молодого Болконского, он считал такую жизнь скучной, лишенной смысла. Он грезил великими делами, способными принести пользу всей стране, поэтому при первой же возможности отправился на войну.

Военная обыденность, лишенная светского лицемерия и праздной мишуры, позволяет рассмотреть князя Андрея, как настоящего человека, имеющего твердый характер и цельную натуру. Он герой, он патриот. Но предельно-цельное мировоззрение князя, выстроенное долгими годами, рушится в одно мгновение. Его разрушает небо. Вечное небо над полем боя, безмятежное небо над раненным героем. И все логические конструкции ломаются, заставляя Андрея Болконского строить новую теорию своего бытия. Это так по-толстовски, взять и одним кадром разрушить все прежние жизненные ориентиры героя. А дальше, после войны, будет мир.

Прекрасный мир, в котором есть надежды, любовь и юная Наташа. Она молода настолько, что еще не видела ни войны, ни бала. Она является логичным продолжением синего неба, которое рассказало князю о новой жизни, о новом мире, где есть другие простые человеческие смыслы. Не только аристократичная публика, но и обычные люди. Болконский увлекается реформаторской деятельностью, но бюрократическая машина быстро разочаровывает масштабно-мыслящего князя. К тому же мирная утопия Андрея Болконского разрушается невинной Наташей Ростовой.

Это предательство больно ранило благородного князя. Последние душевное равновесие далось князю Андрею самой высокой ценой. На смертном ложе он приходит к целой охапке новых чувств, которые позволяют ему научиться прощать. Ухаживает за смертельно больным Андреем повзрослевшая, познакомившаяся с предательством и войной, Наташа.

Почему Толстой решил убить моего любимого героя для меня осталось загадкой. Видимо, чтобы подчеркнуть, что человек не может жить в слишком контрастном мире черно-белого мышления. Потомучто жизнь находится именно в отрезках между войной и миром, где нужно уметь прощать, находить компромиссы или отвечать за свои мысли по всей строгости.

Несколько интересных сочинений

  • Аленький цветочек - анализ сказки Аксакова

    Сюжет Аленький цветочек повествует о семье без матери, в которой остались трое девочек с отцом, загруженный бытовыми делами. Не успевая в воспитание, он пытается пополнить любовь и заботу

    Произведение по жанровой направленности относится к романтическим сочинениям писателя, рассматривающим взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» отражает важнейшие моменты жизни народа, менталитет разных общественных слоев во время мира и в часы войны. Автор презирает высшее общество и очень трепетно описывает жизнь простого русского народа. Однако и среди аристократов есть люди, достойные уважения и восхищения. К ним относится князь Андрей Болконский, жизнь которого переполнена поисками ответов на важнейшие нравственные вопросы, желанием постичь смысл бытия, стремлением к истине и доброте.

Князь Андрей в начале романа

При первом же появлении князя Андрея на страницах романа читатель видит его человеком, не находящим покоя, не довольным собственной жизнью. Все его мечтания сводятся к единственной цели – быть полезным обществу. Поэтому в 1805 году он едет служить в армию, полон восторженных мыслей о Бонапарте.

Болконского не интересуют чины, поэтому он сначала служит в звании адъютанта. Он патриот, каждой клеткой души ощущает ответственность за будущее России, русской армии.

Вопрос патриотизма и героизма – один из основных в романе. Болконский без сомнения отдаст жизнь за родное отечество, сам напрашивается в самые горячие точки, только бы помочь армии выиграть решающие бои, пусть и ценой жизни.

Духовные искания князя Болконского

В самый разгар военной кампании Андрей получает известие о рождении ребенка и смерти жены, перед которой он чувствует вину из-за отсутствия любви к ней. Эти новости потрясли героя и усилили ощущения духовной пустоты и отчаяния. Жизнь для него близилась к логическому завершению, разочарование во всем охватило его существо целиком.

Возрождения князя Андрея произошло после увиденного высокого неба Аустерлица, когда герой оказался на грани жизни и смерти. В дальнейшем душа героя излечилась в разговорах с Пьером Безуховым и после знакомства с молодой Наташей Ростовой, которая окончательно возвратила его к жизни. Герой начинает понимать, что не все еще кончено.

Встреча с Наташей

Встреча с юной, веселой жизнерадостной Наташей вновь пробуждает в Андрее мечты о простом человеческом счастье – семье, детях, новой жизни. Болконскому не хватало мечтательности и поэтичности Наташи, это и привлекло его к ней.

Постепенно, открывшись девушке в чувствах, Андрей начинает чувствовать ответственность за возлюбленную и в то же время бояться обязательств. Отложив свадьбу на год, герои начинают понимать, насколько они различны. За плечами князя опыт, испытания, несчастья, война, ранение. Наташа жене видела жизнь, не чувствовала ее вкуса. Она живет чувствами, Андрей – умом.

Необходимость постоянной деятельности, смены чувств и мест, новых знакомств и событий приводит неопытную девушку в мир Курагиных – циничных и холодных людей. Наташа не смогла устоять перед обаянием Анатоля тем самым разрушив надежды Болконского на счастливую семью. Князь вновь обращается к службе.

Последний этап жизни князя Андрея

Армия заставляет Андрея позабыть личные неудачи, разочарования и обиды. Думать тут приходится о судьбе своего полка. Солдаты любят и гордятся таким предводителем и называют «наш князь».

Перед Бородинской битвой уверенность в победе не покидала Болконского, он верил в силы своих солдат, в свои силы. Он неспешно любовался красотами родной природы, когда получил смертельную рану. Глядя в глаза смерти, князь Андрей понимает собственное единство с окружающим его миром, чувствует всепоглощающую любовь и всепрощение.

Встретившись с Наташей в последний раз, Андрей видит в ней значительные изменения – она стала взрослее, в ее глазах проступало пережитое страдание, осознание собственной вины перед Болконским. Он дарует ей прощение и погружается в любовь к Наташе, любит ее возвышенно, неземной любовью. Эти чувства окрашивают последние часы его жизни. Так князь Андрей обрел веру, соединил в сознании возвышенное и земное – сделал то, к чему стремился всю жизнь.

ОБРАЗ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО
“ВОЙНА И МИР”

“В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский” - так в круговороте лиц сало­на Анны Павловны Шерер появляется главный, хотя и не самый любимый автором герой романа. Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский. Даже имя Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Безупречны сухие черты его лица, мундир адъютанта и тихий, медленный, стариков­ский шаг. Завершает картину вселенская скука в глазах.

Князь Андрей - светский человек. В этом смысле он подвер­жен всем движениям и переменам моды не только в одежде, но прежде всего в поведении, в стиле жизни.

И тихая походка, и скука во взгляде, и манера держать себя сокружающими - все выдает в нем приверженца начинающего вхо­дить в светский европейский и российский обиход дендизма. И дей­ствительно, князь Андрей чрезвычайно дистанцирован от посетите­лей салона. Его лицо портит гримаса, замечает Толстой. Все и вся надоело и наскучило. Все окружающее ниже и уже поэтому хуженего.

Но подобное отношение к миру не затрагивает людей, симпа­тичных ему. Он преображается, встретив Пьера. Улыбка князя Андрея становится “неожиданно доброю и приятною”. А их даль­нейшая беседа - разговор двух добрых товарищей, и, несмотря на то что Пьер младше Болконского, разговор равных, безмерно ува­жающих друг друга людей.

Князь Андрей дан нам в романе полностью сформированным, законченным человеком, в отличие от Пьера Безухова, становления которого происходит все семь лет романной жизни. Таким сформи­рованным, готовым Толстой проводит князя через главные событие европейской и отечественной истории, через любовь и смерть. Все его испытания, все сюжетные движения сводятся к поискам и мо­мента истины”, точки или события, в которых за личиной просту­пает личность, за телесным - духовное и, самое важное, душевное.

Князь Андрей закрыт, загадочен, непредсказуем.

Чего стоит его сватовство к Наташе Ростовой. Князь полюбил шестнадцатилетнюю девочку. Сделал ей предложение и получил со­гласие на брак. После этого он преспокойно объявляет молодой не­весте о своем решении ехать за границу на год. Путешествовать. Однако и здесь не укладывается, отсутствуя более, чем надобно. Любовь невинной черноглазой девочки не разбудила Болконского. Его душа по-прежнему спит.

И все семь лет романного существования преследует князя самый прекрасный сон его жизни. Небо Аустерлица. Одни из луч­ших страниц романа. Одновременно дань байронической романтике эпохи. “Прекрасная смерть”, - глядя на князя Андрея, произно­сит Наполеон. Здесь много театра и позы, несмотря на пейзаж, на­полненный мертвыми и умирающими людьми. Пробуждение не на­ступает ни здесь, ни позже, ни даже в “славный день Бородина”. Все было не настоящим: смерть, любовь и, как следствие, сама жизнь.

Образ любого человека кристаллизуется в его отношениях с ок­ружающими. У князя Андрея нет отношений. Его движения в сю­жете подчиняются скрытым от глаз закономерностям.

Бородино. Полк Болконского в резерве. Уже в резерве выбита половина солдат. Чтобы сократить потери, солдатам приказано сесть. Но офицеры ходят под выстрелами. Дворянину не должно кланяться пулям. Рядом падает бомба. Глядя на ее горящий фи­тиль, князь ощущает нечто. Это нечто есть жизненный порыв. Био­логическое начало. Желание жить. Ему кричат: “Ложитесь!” Поклониться смерти - противоречит внутреннему кодексу чести.

Только в конце книги, в середине четвертого тома, Толстой при­открывает тайну души князя Андрея, а возможно, и тайну смысла всей книги.

Это касается тех полутора страниц книги, где “князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся”. Несомненно, главное место. Ибо с этого дня начинается пробуждение Болконского “от жизни”.

По чувствованию князя Андрея, смерть высвободила в нем дре­мавшую прежде светлую и могучую силу, и в душе его появилась легкость, которая уже не оставляла его.

Андрей Болконский умер. Но в этом событии не осталось места трагическому. Его смерть стала “моментом истины” его жизни. С ним прощаются герои романа. Но слишком светло, спокойно и тор­жественно написаны эти строки. В них нет скорби. Разве что вопрос: “Где он теперь?”

«Он слишком хорошо, чтобы жить» - эти слова героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова сказала о своем женихе – князе Андрее Болконском. Верны ли эти слова в отношении данного героя?
Андрей Болконский - «небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами» - восхищает Пьера Безухова своей начитанностью и эрудицией. Его суждения и вопросы поражают точностью и определенностью формулировок, а отношения с людьми имеет четкий, недвусмысленный характер. Кроме того, в свете перед князем Андреем открыты все двери и горизонты – он «легко может быть и флигель-адъютантом».
Но Болконский мечтает о большем – ему наскучил свет с его пустотой и посредственностью. Герой жаждет славы, почестей и восхищения, равных тем, что есть у самого Наполеона - недаром этот французский полководец в начале романа является его кумиром.
Таким образом, мы видим, что князь Андрей эгоистичен, очень тщеславен и честолюбив. Все в жизни Болконского подчинено одной цели, во всем он руководствуется своим блестящим, холодным умом, мало внимания уделяя душе, чувствам.
Попав на фронт, Болконский пользуется уважением у солдат и офицеров: «Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела». Но именно здесь герою придется расстаться со своими прежними идеалами.
В Аустерлицком сражении автор дает возможность Болконскому претворить свою мечту в жизнь. Именно здесь князь Андрей окончательно приходит к убеждению, что настает его «Тулон». Все размышления героя накануне боя заканчиваются одной мыслью: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими...»
Князю Андрею выпадает стать «спасителем армии», повернуть вспять постыдно бегущее «российское воинство». Именно он подхватывает знамя и, раненный, падает, а вперед идет возвращенный им батальон.
Но с этого момента начинается новая эпоха в жизни Болконского: куда-то исчезает суета войны - ее сменяет полная, ненарушимая тишина. Раненый, князь Андрей впервые видит «небо» - «неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нем серыми облаками». «Небо» символизирует здесь вечную, бесконечную жизнь, которую силилась прервать война, но отступила бесславно, потерпев поражение перед жизнью.
Неожиданное появление на поле боя Наполеона, недавнего кумира, теперь рождает в Болконском неприятное, враждебное чувство, соединенное с раскаянием. Все, пережитое в действительности и в мечтах, в прошлом, настоящем и будущем, сливается в едином образе мира, каким он видится теперь князю Андрею: «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему».
Болконский возвращается домой из плена одушевленный верой в то, что возможно исправить содеянное, отдавшись той жизни, которую символизировало «небо». Но смерть жены, последовавшая за рождением сына; то, что она «не удивилась, что он приехал... не поняла того, что он приехал», потрясают душу Болконского. Он вновь замыкается в себе, в своем раскаянии. Живя с отцом, сестрой и сыном, герой занимается делами хозяйства, однако это не приносит ему истинного счастья.
Так продолжалось до встречи с Безуховым, который убедил Болконского, что «надо жить, надо любить, надо верить... что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем…». С этими словами к князю Андрею вновь возвращается ощущение своей причастности к бесконечной жизни. Впервые после Аустерлица Болконский видит «небо» и всей душой устремляется навстречу жизни, сулящей ему неизведанные, необъятные возможности. Именно в это время на пути князя Андрея встречается Наташа, поражая его самобытностью своей «отдельной... веселой и счастливой жизни».
Петербургский период жизни Болконского, последовавший затем, проходит под знаком усиленной работы сознания и одновременно близости к природным истокам бытия. Усилия князя Андрея направлены на полезную общественную деятельность под началом видного деятеля эпохи М. М. Сперанского.
Однако вскоре приходит разочарование и фигурой Сперанского, и всей его преобразовательной деятельностью. Князь Андрей с иронией думает о том, как он мог увлечься формой вместо сущности: участвовать в работе комитетов, где избегали говорить о деле; верить, что презирающий людей Сперанский действительно заботится о благе человечества.
Вслед за этим разочарованием наступает другое – сокрушительное: измена Наташи и бесчестие Болконского, связанное с этим. Герой вновь замыкается в себе, в своем оскорбленном достоинстве и поруганном идеале любви и счастья.
И лишь война 1812 года «вытягивает» Болконского из этого состояния, заставляет его забыть о личном ради общего. Сначала, попав на фронт, князь Андрей стремится отомстить своему обидчику Курагину, однако в условиях Отечественной войны он забывает о личном чувстве: узнав в раненом Анатоле, оказавшимся рядом с ним на перевязочном пункте, Болконский с умилением открывает, что связывает их гораздо большее, чем то, что в недавнем прошлом сделало врагами.
Важно, что на этой войне князь Андрей не ищет славы - он командует полком, и «устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его».
Окончательно избавиться от бремени «внешнего человека», от пустых и ложных идеалов Болконскому помогает близость смерти, которая оставляет его один на один с первичными, главными вопросами. Отечественная война и страдания, испытанные им вместе со всеми, обогащают героя «жалостью и любовью» ко всем, побуждая его не только «простить» Наташу, но и полюбить ее новой, более духовной любовью.
Оказавшись перед выбором: навсегда остановиться на достигнутом или вернуться в обыкновенную жизнь с ее бесчисленными, не всегда возвышенными свойствами, князь Андрей (который всегда мечтал о воплощении идеала) выбирает первое, то есть смерть.
Таким образом, стремлению «быть вполне хорошим» этот герой остается верен до конца. Выбрав смерть, он выбрал новый этап духовного развития, новый шаг к самосовершенствованию. В этом смысле, на мой взгляд, слова Наташи Ростовой о нем верны.
В любом случае, смерть явилась логическим финалом жизни этого героя. Думаю, он выполнил свое земное предназначение, прошел свой земной путь до конца. Понять и до конца принять истину (как трактовал ее Толстой) князю Андрею суждено, наверное, только в другой жизни.