Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки, и буква З». Занимай свои места

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

План-конспект занятия

на тему:

«Буква З»

Подготовила и провела

педагог дополнительного образования

объединения « Радуга»

Р.Г. Тихонова

Тимашевск,

2016

Тема занятия по обучению грамоте: «Буква З».

Цель: формирование умения выделять изучаемые звуки в речи и отработка навыка чтения слов с новыми и изученными буквами.

Задачи:

Образовательные:

- научить выделять звуки в речи, обозначать их на схеме; научить читать слоги, слова с буквой З;

Закрепить умения детей делить слова на слоги; выполнять модели слов; - обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать связную речь, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление;

Совершенствовать графический навык письма;

Закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитательные:

- формирование культуры общения, сотрудничества и взаимопонимания.

Оборудование: мультимедийная презентация; индивидуальные сигнальные карточки, карточки со словами; цветные сердечки;

Конспект занятия

1.Актуализация знаний.

Психологический настрой.

Приветствие детей.

На занятиях каждый день

Делаем зарядку. Выполняем упражненья строго по порядку.

Все присели, дружно встали.

Повертели головой.

Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись.

Подготовка рабочего места.

Отношение к учению и поведение на занятиях.

Аутотренинг «Психологическая минутка».

Подготовительная работа: (развитие речевого аппарата)

Мы должны подготовить наших помощников, чтобы произносить звуки правильно. –Кто наши помощники?

-Выполним упражнения для развития артикуляционного аппарата:

-«ИГОЛОЧКА»: напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперёд. Повторяем 3-4 раза.

«УЛЫБКА»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4 раза.

«ВКУСНАЯ КОНФЕТКА»: языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт.

«ЗУБНАЯ ЩЁТКА»: языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт.

-(губки, зубки, язычок).

Правильное произношение звуков

Игровая

Определение темы занятия.

Какое сейчас время года? - Кто летом серый, а зимой белый?
- Наша планета.
- Слово – приветствие при встрече.
- Буквы мы пишем, а произносим…? (на экране появляются иллюстрации и слова с названиями). -Что особенного заметили в словах? -Назовите тему занятия.

Зима
-Заяц.

Земля.

Здравствуйте!

Звуки.

Все слова начинаются с одной буквы.

Тема занятия: Буква Зз.

Определение темы занятий ведется на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено детьми, и того, что ещё не известно.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Мультимедийный проектор

2.Цель.

Кто определит цель нашего занятия?

Какие задачи нужно решить, чтобы достичь эту цель?

Будем изучать букву Зз.

Дать характеристику звуков;

Познакомиться с буквой Зз;

3.Открытие новых знаний.

Отгадайте загадку:

Маленькая собачка Свернувшись лежит. Не лает, не кусает, А в дом не пускает

Правильно, это замок.

Ребята, с какого звука начинается слово «замок»?

Назовите слова на рисунке, которые начинаются с этого звука (зонт, забор, зебра, заяц, зима).

А с какого звука начинается слово зебра?

Произнесите отдельно звуки [З] и [З ΄]

Какие это звуки?

Составьте схемы слов (по вариантам)

Проверка на доске

Замок.

Со звука [З]

Зонт, забор, зебра, заяц, зима.

-[з΄]

Это разные звуки: твердый и мягкий согласный.

Дети работают с карточками.

Поиск и выделение необходимой информации;

Применение методов информационного поиска;

Способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Словесный, наглядный;

Частично - поисковый.

картинки

Частично - поисковый метод

Презентация

«Картинки со звуками»

Оцените себя как составили схемы с помощью волшебных линеечек. (Если схему составили быстро и правильно - звездочку поставьте вверху, если вызвало затруднение - чуть ниже, а если не смогли –то внизу).

Что было трудно?

Оценивание.

Оценка – выделение и осознание детьми того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Ориентация на понимание успеха при изучении нового.

Критериальный подход к оценке деятельности. Дети включаются в ситуации самоконтроля, и самооценивания.

Развитие внимания и запоминание графического образа буквы Зз.

Для двух разных звуков - твердого З и мягкого З - есть одна буква З . Найдите ее на странице тетради.

Возьмите карандаш, обведите буквы З з.

Какую задачу выполнили?

В тетради дети находят и обводят буквы З з.

Дали характеристику звуков и познакомились с буквой Зз.

Удержание учебной цели.

Частично- поисковый метод.

4.Преобразование полученных знаний.

А сейчас будем решать третью задачу: будем учиться читать слоги с буквой Зз.

Игровой приём «Эхо».

На доске написаны слоги:

за за за за зо зо зо зо зу зу зу зу

зя зе зю зи зе

Первую строку читаем «как эхо», вторую – «как ручеёк» (быстро).

Хоровое чтение слогов с изменением интонации голоса.

Дети читают слоги

Коллективная работа

Игровой приём

Разминка.

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Да смотри, не упади.

Давай с тобой попрыгаем

И ножками подвигаем.

Раз прыжок и два прыжок.

Остановимся и снова

Мы к занятиям готовы.

А сейчас поработаем со словами. Перед вами карточки со словами (Зина, Зоя, зонт, зонтик, зима)

Прочитайте их и разделите на 2 группы.

Как можно разделить слова?

Давайте проверим.

Как написаны имена (с заглавной буквы)

Что особенного в словах второго столбика?

Как еще можно разделить слова?

Дети делят на группы по признакам.

Слова с 2 слогами в одну группу, с 1 слогом в другую.

Дети проверяют

(коллективная работа)

Имена в одну группу, остальные в другую.

С мягким согласным в один столбик, с твердым - в другой.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта

нализ объектов с целью выявления признаков (существенных, несущественных);

- Построение логической цепи рассуждений;

Здоровьесберегающие упражнения.

Исследовательский метод

(самостоятельность обучающихся в выборе форм, проявление деловой и творческой активности).

Частично – поисковый метод деятельностного подхода в обучении.

Технология перспективно - опережающего обучения

Какую задачу выполняли?

Удержание цели и задач.

Я предлагаю вам еще поработать в парах.

Скажите девиз совместной работы

Назовите слова с противоположным значением, которые начинаются на звук З.

Вместе – не трудно,

Вместе - не тесно,

Вместе легко

И всегда интересно.

Летний – зимний;

добрый – злой;

глухой – звонкий.

- Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с педагогом и сверстниками.

Технология сотрудничества.

5.Рефлексия. Психологическая разгрузка и снятие напряжения.

6.Оценка деятельности.

Закройте глазки и вспомните всё, что у нас сегодня было на занятии. – Какой была тема занятия? – Что нового для себя узнали? – Что было интереснее всего? Выскажите своё впечатление.

- У вас на столах лежат сердечки трёх цветов. Если вам не понравилось занятие, то выберите синее сердечко; если чему-то научились, но не очень хорошо запомнили, то – зелёное сердечко; если всё понятно и всё запомнили, то–красное сердечко. Спасибо за работу!

Познакомиться с буквой Зз.

Дети высказывают мнение.

Оценка – осознание качества и уровня усвоения.

Саморегуляция – как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 340 комбинированного вида» города Казани, Республика Татарстан.

Учитель-логопед высшей кв. категории Минина Евгения Викторовна.

Конспект занятия по обучению грамоте

с детьми подготовительной логопедической группы на тему:

«Звук и буква З»

Задачи;

Автоматизация звука З в речи;

Развитие фонематического слуха и восприятия в процессе выделения заданного звука из речевого потока; определения местоположения звука в слове,

Развитие навыка звукобуквенного анализа слов, умения делить слова на слоги. Закрепление понятий «согласный звук», «твёрдый и мягкий согласный»;

Развитие навыков согласования слов в словосочетаниях; обогащение активного словарного запаса существительными и глаголами;

Знакомство с графическим изображением буквы З, составление и чтение прямых слогов, слов;

Совершенствование у детей навыка коллективной деятельности.

Оборудование : магнитная доска, ноутбук, демонстрационный материал (предметные и сюжетные картинки), аудиозапись «Зелёная песенка», тетради, простые карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед напоминает детям, что:

«Надо разговаривать, надо выговаривать

Так правильно, так внятно,

Чтоб было всем понятно!».

Артикуляционные упражнения: «Почистим зубки», « Горка», «Катушка».

2. Определение темы занятия.

Логопед предлагает детям отгадать загадки и выделить начальные звуки отгадок.

Длинное ухо. Комочек пуха.

Прыгает ловко. Любит морковку. (заяц).

От дождя спасает, а сам не намокает.

Хоть и намокает, а не промокает. (зонт)

Лежит верёвка. Шипит, плутовка.

Брать её опасно! Укусит. Ясно? (змея)

Запорошила дорожки. Разукрасила окошки.

Радость детям подарила. И на санках прокатила. (зима)

3. Логопед просит детей охарактеризовать звук (согласный, звонкий).

Игра «Летит комарик»: дети произносят звук З то громче, то тише (комар летает то близко, то далеко).

4. Педагог просит детей назвать несколько слов, начинающихся на звук З.

Слова для анализа: зонт, змея, земляника, зима, забор, заяц, зеркало.

Задания:

Делить слова на слоги;

Определить, твёрдо или мягко звучит З в каждом слове.

Ответы даются полной фразой.

5. Детям предлагается прослушать «Зелёную песенку » и составить словосочетания со словом зеленый (все дети отвечают по очереди).

6. Задание «Назови наоборот»

Открыть – закрыть

Говорить – замолчать

Помнить – забыть

Развязать – завязать

Разжечь – затушить

Веселиться – загрустить

Расстегнуть – застегнуть

Расплести – заплести

7. Объяснение значения пословицы: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь!»

8. Физ.минутка:

На улице зима и стало холоднее!

Теперь одежда нам нужна теплее.

Чьи варежки?- Мои.

Чья шапочка? – Моя.

Чей шарфик? – Мой.

Пойдем гулять скорей с тобой.

Чтоб ножки не замёрзли, мы потопаем.

Чтоб ручки отогрелись, мы похлопаем.

Будем весело играть.

Хорошо зимой гулять!

9. Логопед предлагает познакомиться с буквой З:

« Ты на букву посмотри. Она похожа на цифру три».

Логопед читает стихотворение Н. Филатовой («Азбука-сказка»)

Зайчик букву З искал,

Всех зверей на помощь звал.

Даже зебра прискакала,

Из далёких жарких стран.

Букву З змея искала,

Обезьяна и фазан…

Еле-еле отыскали

На опушке под сосной.

Дружно букву обнимали,

Очень рад народ лесной!.

10. Составление и чтение прямых слогов. Словесная игра « Закончи слово»

ЗА (замок, забор, закат)

ЗО (зонт, золото)

ЗУ (зубы, зубр)

ЗИ (зима, Зина)

11. Логопед просит детей отгадать загадку: « Не лает, не кусает, а в дом не пускает». Дети по буквам диктуют слово ЗАМ О К, а логопед пишет на доске. Далее происходит звукобуквенный анализ слова: количество слогов, букв, гласных и согласных звуков.

Логопед обращает внимание детей на то, что один звук в слове выделяется голосом («ударение») и демонстрирует превращение слова ЗАМ О К в слово З А МОК.

12. Игра для развития мелкой моторики:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Постучали, повертели, покрутили..

И – открыли!

13. Письмо в тетрадях печатного варианта буквы З.

14. Итог занятия. Ответы детей на вопросы: « С какой буквой познакомились? Какой это звук?». Определение лучших ответов детей.

Основными задачами урока являются: закрепление знаний детей по звукам [З] и [З"] и букве З; формирование умения дифференцировать звук [З]и [С]; развитие навыков фонематического представления и фонематическою анализа и синтеза; воспитание заинтересованности в приобретении знаний об особенностях родного языка.

Оборудование: картинка с изображением комара или бумажный комарик на ниточке, картинки символы для характеристики звука ; мешочек с предметами, в названии которых слышится звук [З] “чудесный мешочек”, крупа (кукуруза или фасоль) для выкладывания буквы 3; индивидуальные футляры с символами звуков для звукового анализа, сигнальчики.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психогимнастика “Комар”

Дети встают в полукруг, педагог поднимает над ними комарика на ниточке и произносит: З-з-з-з.

Скажите, ребята , с каким звуком прилетел к нам комарик?

Покажите, как меняется выражение вашего лица, когда назойливый комарик к нам пристает, когда мы “боимся комара”, “когда комар нас укусил”, когда “мы не боимся комара”.

II. Вводная часть.

Изолированное произношение, артикуляции звука [З] и его характеристика

Давайте еще раз произнесем все вместе звук “назойливого комарика”: З-З-З
- Когда мы его произносим, что делают наши губы, зубы. язык, воздушная струйка?
- Если воздушная струйка встречает препятствие, значит этот звук какой? (это согласный звук)
- Работает ли “голосовой моторчик”, когда этот звук произносите? Какой это согласный звук? (это согласный звонкий звук)
- Есть ли у этого звука “мягкий братец”? (есть мягкий звук [З"])

III. Основная часть.

1. Работа над звуками [З] и [З"] в слогах.

Игра “Повтори правильно”

I. Вариант: Дети делятся на две команды, одна команда повторяет по три раза слоги с твердым звуком[З], а вторая с мягким [З"]

2. Работа над звуками [З]и [З"] в словах.

Игра “Придумай слово на звук [З]”

Педагог читает текс, останавливаясь в тех местах, где необходимо договорить слово на звук [З].

“Зина утром встала, постель...(заправила) , сделала... (зарядку) , почистила… (зубы) . Паста, которой она чистила, называется...(зубная) . Зина причесалась, косички (заплела) , бант... (завязала) и пошла па кухню... (завтракать) .

Физкультурная минутка.

Скок – поскок, скок-поскок (подпрыгиваем)
Зайка прыгнул на пенек (подпрыгнули на двух ногах)
Зайцу холодно сидеть (обхватили себя двумя руками)
Нужно лапочки погреть, (потереть руки)
Лапки вверх, лапки вниз (поднимаем и опускаем руки)
На носочках подтянись (подняться на носочках и потянуть руки вверх)
Лапки ставим на бочок, (руки на поясе)
На носочках скок-поскок, (прыжки, на носочках меняя ноги)
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки. (приседаем)

Упражнение “Определение мести звука в слове” Игра “Чудесный мешочек”.

Педагог предлагает детям “чудесный мешочек”, в котором находятся предметы со звуками [З] или [З"] в названиях. Дети подходят к педагогу по одному, достают предмет. Называют его и определяют какой звук слышится в слове: твердый или мягкий и где он слышится в начале, середине, в конце слова.

Упражнение на формирование правильного фонематического представления. Игра “Какое слово звучит правильно?”

Педагог раздает детям сигнальчики и просит слушать внимательно слова, которые она будет зачитывать. Если слово звучит неверно, дети поднимают красный сигнальчик, правильно синий.

Слово для упражнения: зайка.

Зайка – зайка – зайка – зыйка – зака – зайка.
Зайка – сайка – шайка – зайка – жайка.

Закрепление звука [З] в предложениях Игра “Незнайкины предложения”.

Педагог просит помочь исправить предложения, которые составил Незнайка:

Зоя телефон позвонит.
Розы ваза поставили в зеленая.
У зубы зайка заболел.
Коза зеленая глаза.

Работа с буквой З.

Выкладывание буквы из крупы (дети берут крупы и выкладывают букву З).

Игра “Собери слова”.

(На доске зарисована схема).

Педагог просит детей собрать и записать на листках все возможные слова с буквой З (зубы, зонты, тазы).

Разделить слова на слоги.
- Изменить эти слова так, чтобы каждое из них имело по одному слогу.
- Изменить теперь так, чтобы в этих словах появилось три слога.
- Выложите звуковые схемы этих слов.

Дифференциация звуков [З] - [С].

Какой звук очень похож на звук [З] по произношению? Что у них общего? В чем различия?

Игра “В слове слог договори, будь внимательным”, смотри!”

Педагог предлагает детям добавлять либо слог зы, либо слог сы к началу слов которые будут произноситься:

Та... (зы), ко... (сы). или (зы), но... (сы), ва.. (зы), бу... (сы), ча... (сы), бере... (зы), колба... (сы), рель... (сы), арбу... (зы), гро... (зы).

Игра “Подскажи словечко”.

Педагог просит подсказать подходящее для стихотворения слово:

Распустились утром розы.
На цветах сверкают... (росы) (повторяют все двустишие вместе)
Щиплет травушку коза
Косит травушку... (коса)
На столе лежала сайка
А по лесу бегал... (зайка)
Лиза пробовала суп
Заболел у Лизы… (зуб)
Занятие по художественному труду с дошкольниками "Приглашение для Деда Мороза"
| конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | обучению | программа обучения | грамоте | обучение грамоте | звук | скачать звуки | буква | русские буквы | дифференциация | социальная дифференциация | звуков | [з] | [c] | скачать c | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Конспект занятия по обучению грамоте Звук и буква З Дифференциация звуков [з] и [c] Детский сад

Цель занятия: изучаем букву З, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой З, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву З по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Замок (Нойшванштайн) Замок Заяц Зонт

  1. Скажи, как поет комар? (З-з-з…)
  2. Какой звук есть и в слове ЗОНТ, и в слове ЗАМОК, КОЗА?
  3. В начале, в конце или в середине звук [з] в слове ЗОНТ? — ЗАМОК? — КОЗА? — РОЗА?

Когда мы произносим звук [з], кончик языка - за нижними зубами, а зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Повтори: ЗЗЗ. Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [з].

  • Гласный или согласный звук [з]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?
  • А какие ты знаешь глухие согласные звуки?

Задание: печатная буква З для дошкольников

Рассмотри букву З. Нашили букву З в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Мчится без оглядки.
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу.
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? … (Зайка.)

Ясными ночками гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно!
Потому что мать - луна,
А дочурки … (звезды).

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку.
Быстро делаю … (зарядку).

Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка.
Как зверек зовется? … (Зайка.)

Я сижу, едва не плача,
Очень трудная … (задача).

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла… (зима).

В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс … (звонок).

Сказка про букву З

Нелетающий зонт

Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит - прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.

3-з-западня,- затрясся заяц,- убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет.

Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит…
И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.
Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.

Давай, давай! Нажимай! - кричит заяц.
- Зарядкой надо заниматься - быстрее бы бегал!

Плюнул волк. Видит - не догнать ему зайца. Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц. Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!

Ах, козел! - рычит.
- Нелетающий зонт продал!

И весь зонт зубами разорвал.

Загадки для детей на букву З

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
(Зима)

По полю скачет -
Ушки прячет.
Встанет столбом -
Ушки торчком.
(Заяц)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)

Хоть сама - и снег, и лед,
А уходит - слезы льет.
(Зима)

Когда все укрыто седыми снегами
И солнышко рано прощается с нами?
(Зимой)

Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
(Змея)

Лежит веревка,
Шипит плутовка.
Брать ее опасно -
Укусит.
Ясно?
(Змея)

По земле ползает,
А к себе не подпускает.
(Змея)

Свернешь - клин,
Развернешь - блин.
(Зонт)

Гуляю я и в дождь, и в зной:
Характер у меня такой.
(Зонт)

Тридцать два молотят,
Один поворачивает.
(Зубы и язык)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
(Заяц)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы?
(Заяц)

Длинное ухо.
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц)

Кто любит морковку
И прыгает ловко.
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки?
(Заяц)

Не барашек и не кот.
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Шуба для зимы - другого цвета.
(Заяц)

На черный платок
Просыпано просо.
Пришел петушок,
А склевать-то не просто.
(Звезды)

Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают.
(Звезды)

За бесчисленной отарой
Ночью шел пастух усталый,
А когда пропел петух -
Скрылись овцы и пастух.
(Звезды и месяц)

В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем таких, как я,
Будет целая семья!
(Зерно)

Что видно только ночью?
(Звезды)

Пословицы и поговорки на букву З

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит.
Знайка все с полуслова понимает, а Незнайка на все только рот разевает.
Земля, на которой родился,- золотая.
Зацепился за пень и стал на весь день.
Здоровье дороже богатства.
Люди с базара, а Назар - на базар.

Веселые стихи про букву З для детей

Сегодняшний завтрак
«Завтра,- думал я вчера,
- Сяду завтракать с утра.
Завтрак тут, а где же завтра?
Я сегодня сел за завтрак.
(В. Берестов)

Зайка, заинька-дружок!
Посиди со мной часок.
- Ни минуты не могу -
В гости к ежику бегу.
Он вчера меня встречал.
Есть морошку приглашал.
(Ф. Бобылев)

Зайке холодно в лесочке -
Свяжем серому носочки.
(А. Пудваль)

Зайка
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
«Если я купил билет,
Кто я: заяц или нет».
(А. Шибаев)

Зачем у маленькой хозяйки
Зеленый зонтик взяли зайки?
Затем, чтоб прятаться от волка
Под этим зонтиком из шелка.
(Г. Сатир)

Заяц зайцу говорит:
- Мне бы волчий аппетит!
- В аппетите мало толку,
Мне бы зубы как у волка.
(В. Викторов)

Занят заклинатель змей
Звонкой музыкой своей.
А под музыку, друзья,
Затанцует и змея.
(В. Берестов)

Резиновую Зину
Купили в магазине,
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она была разиней.
Резиновая Зина,
Упала из корзины -
Измазалась в грязи.
(А. Барто)

Рано солнышко встает
И спешит на огород:
- Все ли, овощи, в порядке?
Как дела на вашей грядке?
Одолела вас дремота?
Шевельнуться неохота?
Всем командую: подъем!
Физзарядку проведем.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз,
Потянись,
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень -
Впереди рабочий день.
Надо к вечеру успеть
Помидорам - покраснеть.
Баклажанам - посинеть,
Дыне с тыквой - пожелтеть.
Надо к ужину поспеть.
(Т. Полякова)

Зебу не знает ни снега, ни вьюги.
Он и родился, и вырос на юге.
К пальмам и к южному небу привык.
Хотя он всего только бык…
(Б. Заходер)

Земляничка
Земляничка Возле пня всем сказала:
- Нет меня!
- Оглянулась и потом
Притаилась под листом.
Солнца луч ее нашел.
Закричал:
- Нехорошо!
Обманула! Ай-ай-ай!
Земляничка, вылезай!
- Покраснела ягода и сказала:
- Ябеда…
(Л. Фадеева)

Знать бы, зачем
Залилась спозаранку
В замерзших зарослях
Крошка-зарянка?
Знать бы, зачем,
Заглядевшись в зенит,
Звонко и весело зяблик звенит?
Знать бы, зачем
Зашуршала змея?
Знать бы, зачем
Зеленеет земля?
(В. Лунин)

Хотят ко дню рождения
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»
(С. Михалков)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группе «Звук и буква З»

Автор конспекта НОД: Титаренко Галина Борисовна, учитель-логопед, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 68»

Задачи приоритетной образовательной области: «Речевое развитие» Формирование лексико-грамматических средств языка. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Овладение элементами грамоты. Развитие навыков связной речи (обучение диалогической и монологической речи).
Образовательная область: «Речевое развитие»
Задачи ОО в интеграции: «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое»
Образовательные: автоматизация правильного произношения звука «З», совершенствование навыка слогового анализа и синтеза, совершенствование навыка чтения слогов и слов, совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие: развивать грамматический строй речи, фонематическое восприятие, темпо-ритмическую сторону речи, развивать внимание, память, логическое мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, развивать технические навыки работы с карандашом.
Воспитательные: формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Предпосылки учебной деятельности: формировать умение слушать и понимать речь взрослого, развитие внимания, памяти, мышления, развивать самостоятельность в нахождении способов решения новых задач, свободно владеть вербальными средствами общения, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника, развивать усидчивость при выполнении задания.
Оборудование для учителя - логопеда: магнитная доска, наборное полотно, предметные картинки (зонт, коза, замок, язык, зубы, зайка, мимоза, сом), персонаж и атрибуты сюрпризного момента (Незнайка, письмо, тетрадь).
Оборудование для детей : разрезная азбука, колокольчики, тетрадь, цветные карандаши, альбомный лист.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Ребята, сейчас я вам загадаю загадки (по мере отгадывания картинки-отгадки выставляются на наборное полотно):
Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю (зубы)
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего (звезды)
Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает.
Только дождичек пройдет –
Сделает все наоборот (зонт)
- Какой одинаковый звук слышится во всех этих словах? (звук З).
- уточнение артикуляции звука;
- хоровое произнесение звука;
- характеристика звука (согласный, свистящий, твердый, звонкий)
Основная часть (содержательный, деятельный этап)
Стук в дверь. Появляется Незнайка с конвертом.
- Здравствуйте ребята! Мне сказали, что вы знакомитесь со звуками.
- А с каким звуком вы знакомитесь?
(со звуком З)
- В моем имени есть звук З? (да)
Да, Незнайка! Дети знают и слышат звук, вот посмотри – выделение звука на слух (звенит колокольчик)
- в слогах – СА, ЗА, АЗ, ЖА, ЗУ, ОС
- в словах – жук, суп, зуб, зал, ваза, замок, весы, сук.

Игра «4 лишний» зонт – замок – зима – зубы.
- Ребята, я тоже хочу с вами поиграть, повторяйте за мной:
За-за-за – уходи домой коза
Зо-зо-зо – Зое повезло
Зу-зу-зу – я пасу козу
Зы-зы-зы – моем мы тазы.
Незнайка, а ребята могут определить место звука в слове.
Проговаривание картинок на панно, отбор картинок со звуком «З» - в начале, середине, конце. Игра «Исправь ошибку» - картинка со звуком «С» (сом). Почему эта картинка не подходит? (потому что там нет звука «З»)
Игра «Подбери предмет»
звонкий, звонкая, звонкие
Игра « 1-2 -5» - звонкий звонок
Физкультминутка
Зайку бросила хозяйка (руки к щекам).
Под дождем остался зайка (развести руки в стороны, ладошками вверх).
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок (приподнять плечи).
Солнце вышло из-за туч (поднять руки вверх, обрадоваться солнышку)
Зайка высох наш и в путь.
Быстро скачет зайка (подскоки на месте),
Ты его поймай-ка (садятся на свои места).
Незнайка: «Ребята, я принес вам свою тетрадь, проверьте, правильно ли я написал?»
Я люблю кататься …качели.
Зоя пришла сегодня …красивом платье.
Собака сидит …будке.
Гнездо …ветке.
Яблоки лежат …корзине.
Ребята, еще я хочу выиграть приз в передаче «Самый умный», но не могу справиться с вашей игрой «Путаница». Помогите, пожалуйста!
- Ребята, поможем Незнайке! Игра «Путаница» Сидит, куст, за, зайка –
Выглядывать, из-за, куст, зайка –
За, идет, зима, осень –
Знакомство с буквой З
Буква З и цифра три,
Как родные две сестры.
Ты внимательно смотри:
Пишем З, как цифру три.
Работа с разрезной азбукой:
- выкладывание слогов, слов
- составление схем к этим словам.
Развитие мелкой моторики:
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас не скрою,
Карандаш я правильно возьму.
Сяду ровно, не согнусь,
И за дело я возьмусь.
- печатание буквы в тетради.
Незнайка, наши дети могут делить слова на слоги.
Игра «Телеграф» - с хлопками
(дети ставят на панно картинки, на заданное количество слогов).
Проверка правильности выполнения задания

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Игра «Доскажи словечко»
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?.../зайка/
Михаил залез на дуб,
Чтобы врач не вырвал…/зуб/
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла…/зима/
Игра «Звук заблудился»
Закричал охотник: «Ой! Двери (звери) гонятся за мной!»
Слова – я. ык, . онт, . убы, ко. а, гне. до, . айка, . амок.
Ребята, давайте подарим Незнайке рисунок, где изобразим букву.
Заманите эту птицу
К нам на альбомную страницу.
(дети зарисовывают букву, любование рисунками, затем дарят Незнайке).
Ребята, давайте повторим Незнайке!
- С каким звуком и буквой познакомились?
- Какой он?
- Что вам понравилось в нашей сегодняшней работе?
Вы все сегодня молодцы!
Похлопайте себе!