Игорь Фёдорович Стравинский и его балет «Петрушка. Смотреть что такое "Петрушка (балет)" в других словарях Балет петрушка история создания

Петрушка
Балет в одном действии
Либретто А. Бенуа и И. Стравинского.
Балетмейстер М. Фокин.
Первое представление: Париж, театр «Шатле», 13 июня 1911 г.
Действующие лица^
Петрушка. Балерина. Арап. Фокусник. Уличные танцовщицы. Шарманщик. Ухарь-купец, Две цыганки. Кучера, извозчики. Кормилицы. Купцы. Ряженые: Баба, Черт, Коза, Гусар,Поваренок. Мастеровые. Гуляющие.

Гулянье на Масленицу в Петербурге. Балаганы на Царицыном лугу. Движется пестрая толпа: военные, купцы, петербургские франты, старая графиня с лакеем, воспитанники кадетского корпуса, горничные, мастеровые. Появляются шарманщики и уличные плясуньи. Они озябли, но все же начинают представление. Шум праздничной толпы прерывается барабанным боем. Два гренадера эпохи Николая I отодвигают толпу и открывают скрытый за ситцевой занавеской балаган. Появляется Фокусник-чародей, одетый в восточный костюм. Он делает пассы и наигрывает на флейте.Внутри балагана видны три куклы на штативах: слева Арап, посередине Балерина, справа Петрушка. Куклы начинают плясать, вначале на месте, а потом и среди толпы. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим. Петрушка, ревнуя ее к Арапу, ударяет соперника палкой.
Гаснет свет. Падает занавес. Появляются гренадеры. Звучит барабанная дробь.
Комната Петрушки, серая, неприглядная. В ней одиноко, как в тюремной камере. Раздается пронзительный вопль. Ударом ноги Фокусник вталкивает Петрушку в дверь. Он падает на пол - жалкий, несчастный. Петрушка плачет. Чародей груб и жесток с ним, а Балерина, которую он любит, увлечена Арапом. Неожиданно появляется Балерина. Петрушка счастлив! Он радостно кружится от избытка счастья. О радость, она наконец пришла! Но Балерина не намерена задерживаться в комнате Петрушки. Не понимая его радости, она испуганно пятится к двери, уходит.
Петрушка опять одинок и никому не нужен. В отчаянии он бросается к портрету безжалостного хозяина-фокусника, грозит ему. Что делать? Выхода нет. В исступлении Петрушка пробивает стенку своей комнаты. Вдалеке слышны звуки гармошки. Там жизнь и веселье!
Темнота. Снова выходят гренадеры и бьют в барабаны.
Комната Арапа с пестрыми экзотическими узорами на стенах. Ленивый Арап, лежа на оттоманке, развлекается большим кокосовым орехом. Ему нравится, что в орехе что-то шумит, и он пытается расколоть его своей кривой саблей. Это ему не удается, тогда он начинает молиться. В орехе сверхъестественная сила - божество для тупого Арапа.
Раскрывается дверь, и на пороге появляется Балерина. Она наигрывает веселую мелодию на кларнете. Арап недоволен ее появлением и не скрывает этого. Но Балерина побеждает его своим кокетством. Арап пытается ее обнять. Внезапно дверь распахивается и с пронзительным криком влетает Петрушка. Он в исступлении носится по комнате. Арап выталкивает Петрушку. Балерина восторгается храбростью и силой Арапа и падает в его объятия.

Дробь гренадерских барабанов.
Снова масленичное гулянье. Вечереет. В медленном, как бы скользящем танце проходит вереница кормилиц, их сменяет поводырь медведя, потом пьяный купчик с двумя молодыми цыганками. Купчик сорит деньгами. Пляшут, чтобы согреться, кучера и конюхи. Вбегают ряженые.

Пляс и веселье обрываются. За ситцевой занавеской балагана что-то происходит: точно кто-то хочет вырваться наружу, на волю. Наконец выбегает испуганный Петрушка, настигаемый Арапом. Арап убивает Петрушку. Зовут будочника. Появляется Фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь кукла, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана появляется Петрушка; он грозит кулаками своим мучителям.

И.Ф.Стравинский

Балет «Петрушка»


Игорь Фёдорович Стравинский

Русский композитор. Он родился в Петербурге, в семье известного певца. Музыкальная обстановка в семье, встречи с выдающимися музыкантами, знакомство с богатой библиотекой отца, посещение оперного театра - всё это способствовало раннему увлечению мальчика музыкой. К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку. Занятия в юношеские годы с Н. А. Римским-Корсаковым завершили музыкальное образование И. Стравинского.

Долгие годы И. Стравинский жил в США, но всегда оставался русским композитором.


Балет «Петрушка»

В начале XX в. русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет «Петрушка» («Потешные сцены»). Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.


Краткое содержание балета

1-я картина

народное праздничное гулянье

на масленицу, весёлый праздник

проводов русской зимы. Уличные

музыканты играют

на шарманке.

Барабанный бой возвещает о начале

фокуса. Старый фокусник оживляет

Трёх кукол: Балерину, Арапа и

Петрушку.

Начинается представление.


Петрушка, Арап, Балерина

  • 2-я картина характеризует образ Петрушки - незадачливого, но тонко чувствующего народного шута. Он тяжело переживает своё уродство, одиночество, неразделённое чувство к Балерине.
  • 3-я картина - портреты Арапа и Балерины. Это смазливые пустышки. Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески старается его очаровать. Петрушка взбешён от ревности. Куклы ссорятся.
  • 4-я картина - сцена на улице. Пляшут кормилицы, мужик с медведем, купец с двумя цыганками, кучера с конюхами и, наконец, ряженые.

В момент наивысшего разгула ожившие куклы выбегают на улицу. Арап поражает Петрушку ударом сабли. Петрушка умирает в окружении толпы гуляк. Но неожиданно он вновь появляется на крыше балагана. Он показывает «нос» толпе. «Дух Петрушки всё ещё протестует».



О балете «Петрушка»

«Петрушка» до последней степени забавен, жив, весел, остроумен и интересен».

С. Прокофьев

Современники Игоря Стравинского писали о музыке балета:

«...точно вы сами в снежно-солнечный, сверкающий масленичный день... втесались в праздничную, весёлую, хохочущую толпу и слились с ней в неразрывное ликующее целое».


Музыка И.Ф.Стравинского написана в народном стиле


В чем особенность музыки Игоря Стравинского?

  • Музыка в народном стиле – композиторская музыка, но очень похожая на народную

Проверь себя:

  • Что такое балет?
  • Назовите композитора балета «Петрушка».
  • Перечислите главных действующих персонажей балета «Петрушка».
  • Назовите народный праздник, представленный в балете «Петрушка»
  • В чем особенность музыки балета «Петрушка»?

Проверь себя:

  • Спектакль, где актёры танцуют
  • И.Ф.Стравинский
  • Балерина, Арап, Петрушка
  • Масленица
  • Музыка в народном стиле

Ахметов Вячеслав, 4в

Марсакова Дарья, 4в


Действующие лица балета «Петрушка» глазами детей

Хужамов Артем, 4д

Назаров Дмитрий, 4д


Балет «Петрушка»

  • Нарисуй Петрушку, Арапа и Балерину так, как их изображает музыка И.Ф.Стравинского.

Еще два образа в копилку архетипа Шута: Петрушка и Балерина из одноименного балета на музыку Стравинского, художник-постановщик Бенуа.

Прототипом главного героя балета послужила перчаточная кукла из русского народного театра. Про куклу в Википедии

После успеха балета «Жар-птица» Дягилев и Стравинский решили продолжить сотрудничество, создав новый балет «Весна священная». Но получилось так, что Стравинский, отдыхая, сочинил мелодию, которая легла в основу балета «Петрушка».

Стравинский: «Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжной жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и образ моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. «Петрушка!» Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран! Это было именно то, что нужно, - я нашел ему имя, нашел название!»

При следующей же встрече с Дягилевым композитор показал ему свое сочинение. Дягилев, моментально услышав главную философскую линию в мелодии композитора: одиночество таланта, ненавидимого и затравленного совместными коллективистскими объединениями, - пришел в восторг и предложил создать на эту тему новый балет, отодвинув другую начатую работу - балет «Весна священная».

В отличие от остальных балетов того времени, когда музыку создавали под уже написанное либретто, в «Петрушке» либретто писалось после прослушивания новых музыкальных кусков. Оно придумывалось по ходу дела самим композитором, подключившимся сразу же Дягилевым, и привлеченным в качестве художника к новому, еще только создающемуся балету, А.Бенуа. Учитывая, что все постоянно переезжали, общение с обсуждение сюжета шло в письмах и коротких встречах. Подробнее о сложностях, возникших у композитора и художника-постановщика при написании либретто, можно прочитать . Там же и про первые репетиции балета и дальнейшее развертывание событий.

В конечном итоге получилось так: композитор Игорь Стравинский, либретто Игорь Стравинский и Александр Бенуа, балетмейстер Михаил Фокин, Петрушка - Вацлав Нижинский, Балерина - Тамара Карсавина, Арап - Александр Орлов, Фокусник - Энрико Чеккетти. Премьера состоялась 13 июня 1911 года в Парижском, театре Шатле, под управлением Пьера Монтё.

Первая редакция 1910―1911, вторая редакция 1948.
Балет вошел в ряд выдающихся мировых шедевров.

Бенуа, эскиз декорации 1-й картины для постановки балета Стравинского «Петрушка», Масленица в Петербурге, 1911


Бенуа, эскиз декорации 2-й картины для постановки балета Стравинского «Петрушка», Комната Петрушки, 1911


Бенуа, эскиз декорации 3-й картины для постановки балета Стравинского «Петрушка», Комната Арапа, 1917


1911


1911


1911


Бенуа, эскизы костюмов, Петрушка и Балерина


Костюмы по эскизам Бенуа


Вацлав Нижинский в образе Петрушки, 1911


Тамара Карсавина в образе Балерины


слева: Александр Бенуа, Тамара Карсавина, Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский, 1928
справа: Бенуа, эскиз костюма Балерины, 1911


Бенуа, эскизы костюма Уличной танцовщицы


Бронислава Нижинская в образе уличной танцовщицы, 1910

Последующие постановки


Лидия Лопухова в образе Балерины, 1919


Сергей Юрьевич Судейкин, оформление балета «Петрушка» для театра «Метрополитен Опера», 1925
слева вверху: эскиз занавеса, 1924
слева внизу: эскиз комнаты Волшебник, 1924
справа: эскиз мизансцены к постановке, 1924
местонахождение работ неизвестно


Сергей Юрьевич Судейкин, 1924, эскизы костюмов Балерины и Петрушки


Helene Kirsova stars in the De Basil Ballet Russe Petrouchka, Theatre Royal, Sydney, 11 January 1937


Элен Элизабет Кирстен (Элен Кирсова) в образе Балерины, 1936-37


Тамара Туманова (Балерина) и Альберто Алонсо (Арап), Оригинальный Русский балет, гастроли, Мельнбурн, Театр Его Величества, 1940


Тамара Туманова с Давидом Лишиным и Леоном Вуйцеховским


слева сверху и справа: Надя Нерина, Кейт Россон и Рудольф Нуреев, Королевский балет
слева снизу: Рудольф Нуреев, постановка не указана


Tonia Looker and Qi Huan, 2011

И. Ф. Стравинский «Петрушка»

сюита из балета

Балет в одном действии, четырех картинах

Либретто : А. Бенуа, И. Стравинского. Постановка М. Фокина. Художник А. Бенуа.

Первое представление : Париж, Театр Шатле , 13 июня 1911 г.

Действующие лица : Петрушка. Балерина. Арап. Фокусник. Ба-лаганный дед.

Две уличные танцовщицы. Шарманщик. Купец. Три цыганки.

Кучера. Извозчики. Кормилицы. Ряженые: Баба, Черт, Коза,

Гусар, Поваренок. Мастеровые. Гуляющие .

Как известно, начиналось все с того, что Стравинский сочинил небольшую концертную пьесу для оркестра с солирующим роялем. В этой пьесе оркестр и рояль из послушных исполнителей композиторской воли превращаются в самостоятельно действующих персонажей, «жизнь» которых, точнее, спектакль, который ими разыгрывается, композитор наблюдает как бы со стороны, из ложи какого-то неведомого театра. Оркестр и рояль ожесточенно спорят, точно соревнуясь в силе извлекаемых ими динамических эффектов и изощряясь друг перед другом в техническом мастерстве. В пьесе словно запечатлена тщетность технических усилий одного, пусть даже очень виртуозного рояля перед более примитивной, но лапидарной и целенаправленной силой коллектива исполнителей. Оркестр подавляет рояль своей «массой».

«Когда я сочинял эту музыку, - вспоминает Стравинский, - перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости: «Петрушка!» Вечный и несчастный герой всех ярмарок всех стран!» Кто знает, может быть «Петрушка» так и остался бы жить в форме концертной пьесы для рояля с оркестром, если бы не Дягилев. Слушая эту музыку, он ее «увидел».

Дягилев увлек Стравинского идеей хореографической драмы, в центре которого был образ смешного и несчастного Петрушки. Названная пьеса составила в последствии 2-ю картину балета – музыкально-хореографический «монолог» главного героя. И в художественном контексте всего произведения, особенно во взаимодействии с замечательным пластическим образом М. Фокина – В. Нежинского, эта музыка приобрела более глубокий и обобщающий смысл.

Кроме образа самого Петрушки в музыкальной драматургии большое значение имеют массовые сцены, в которые сотканы из самых знакомых, привычных интонаций народных песен, бытовавших в современности. и нтонации популярнейшей городской песни «Под вечер осенью ненастной» контрапунктируют с шарманочным звучанием уличного вальса «Чудный месяц» (бродячие танцовщицы из 1 картины); широкий разудалый напев «Вдоль по Питерской» забавно переплетается с загадочными ритмическими акцентами плясовой «Ах, вы сени», то с грузным притоптыванием и веселой частушечной скороговоркой шуточной песни «Не лед трещит, не комар пищит» (кормилицы и кучера с конюхами из 4-й картины). Если прибавить сюда короткие, многократно повторяемые квартовые попевки (флейтовая и виолончельная темы в начале 1-й картины), в которых остроумно обобщены характерные выкрики уличных торговцев и ярмарочных зазывал, то перед глазами встает полный набор уличных сцен ярмарки начала ХХ века.

Наряду с этим «площадным» материалом композитор использовал и старинную песню «Далалынь, далалынь» - один из основных тематических элементов 1-й картины, и ритмически переосмысленные интонации хороводной песни «Ай, во поле липынька ».

Случайно ли композитор ввел в балет столько цитат и квази-цитат ? Многие современники Стравинского обвиняли автора в отсутствии индивидуального композиторского языка, эклектичности и лубке. Но он работал с фольклором вполне осознанно. В его задачи входило показать народ как толпу, как русскую «коллективную душу», ту самую, из которой вековая «сердечная тоска» не вытравила «разгула удалого». Такое видение народных образов воплотилось в новой форме художественного обобщения – позиция художника как «отстраненного наблюдателя». Стравинский запечатлел в музыке обобщенный многосоставный образ масленичного гулянья как последовательное и одновременное звучание разных, порой случайных музыкально-звуковых элементов.

Тот характерный музыкальный «концентрат», в котором тесно сплелись краткие флейтовые попевки-возгласы и густая гармоническая «вязь» беспрерывно повторяемого сопоставления двух аккордов – то, что мы считаем неумолкаемым уличным фоном, - становится единственной темой массовых картин. Кроме того, в «Петрушке», в силу художественного замысла, индивидуальное начало тематически связывается только с образом главного персонажа – Петрушки.

И. Вершинина . Ранние балеты Стравинского. М., 1967

Краткое содержание балета:

Все действие балета происходит на ярмарочном гулянье в Петербурге.

Картина первая.

Широкая русская масленица. В празд-нично и ярко одетой толпе появляются две танцовщицы и шарман-щик. Знакомый мотив шарманки привлекает гуляющих. Начинается представление балаганного театра. Перед зрителями возникает та-инственный Фокусник, приоткрывающий занавес.

. За Фокусником стоят три неподвижные фигуры: куклы Петрушка, Балерина, Арап. Фокусник играет на волшебной дудочке завораживающую мелодию, и посте-пенно все трое начинают оживать. Танцует Балерина, неуклюже при-соединяется к ней Арап. В первых же движениях Петрушки чув-ствуется импульсивность, напряженность. Ему не нравится, что Арап танцует с Балериной. Петрушка даже пытается ударить Арапа. Между тем толпа все более оживляется, в русскую пляску вовлека-ются все.

Картина вторая.

. В небольшую мрачноватую комнатку с воплем влетает Петрушка, заброшенный ударом ноги Фокусника. Негодование, отчаяние Петрушки сменяются глубокой печалью. Спо-собный на пылкие и искренние чувства, он, некрасивый и несклад-ный, не может нравиться Балерине, предпочитающей тупого, но ка-жущегося ей красивым Арапа. В комнату неожиданно входит Бале-рина. Петрушка счастлив, он торопится выразить ей свой восторг, но Балерине непонятны его чувства, и она старается скорее уйти. Петрушка в исступленном отчаянии опять один. За стеной слышны ярмарочный гул и звуки гармошки.

Картина третья.

Между тем Арап в своей комнате, пре-бывая в ленивой безмятежности и безделье, играет орехом. Сопро-вождаемая пустоватой, но эффектной музыкой корнет-а-пистона (вы-сокой трубы), появляется Балерина. Легкомысленная куколка пыта-ется понравиться Арапу, и тот постепенно нелепо, комично вовлека-ется в ее игру. Арап даже пытается обнять Балерину. И в этот момент в комнату с криком вбегает Петрушка. Арап пытается вытол-кать его и для устрашения хватает свою кривую саблю. Балерина в восторге от храбрости своего избранника. Петрушка, а следом за ним и Арап убегают.

Картина четвертая. И снова ярмарочная площадь. Мас-леничное гулянье продолжается.

. День клонится к вечеру. Проходят гуляющие: кормилицы, кучера и конюхи, купец с цыганками, масте-ровые. Показывают свое искусство медведчик с медведем. Появ-ляются ряженые: Коза, Гусар, Поваренок, Черт. Всеобщее веселье и пляска прерываются воплем бегущего Петрушки. За ним несется разъяренный Арап, который, настигнув своего соперника, срубает саблей ему голову. Все в ужасе замирают. Появившийся Фокусник, показывая опилки, которыми набито туловище Петрушки, объясня-ет всем, что это всего лишь кукла. Наступает тишина, и гуляющие постепенно расходятся... Фокусник начинает чинить куклу. Однако внезапно над балаганом, пугая Фокусника, возникает озорной, не-истовый, дразнящий всех, вечно живой Петрушка. Петрушка не умер - его дух бессмертен.

«Музыка», Москва, 2002

Творческие принципы И.Ф. Стравинского

на примере балета «Петрушка»

Творчество И.Ф. Стравинского (1882-1971) – это, можно сказать, живая эстетика и композиторская практика ХХ века.

Стр. – чрезвычайно противоречивая фигура как в русск., так и в европ. музыке. Его творчество впитало и отразило множество стилистич. признаков отеч. и заруб. музыки прошлого и ХХ века (в этом плане Стр. – типично русский композитор, восприимчивый ко всему «иноземному»). Сам Стр. всю жизнь считал себя русским, говорил, мыслил и сочинял по-русски.

В целом Стр. – представитель антиромантической линии в европейской музыке : он избегал чрезмерной эмоциональной открытости, лиричности, субъективности. Его музыка часто бывает «холодновата», сдержанна. Здесь он – явный антипод Чайк. и Рахманинова. Не случайно героями произведений Стр-го иногда бывают неодушевленные или «не вполне одушевленные» персонажи – куклы, карты, маски, ожившие герои картин, гравюр, мифов. Огромную роль у Стр-го играет рациональный, конструктивный момент творчества.

Стр. – один из самых ярких новаторов в музыке ХХ века. Он совершил выдающиеся открытия в области:

    Метроритма – создал т. наз. нерегулярную акцентную ритмику;

    Методов тематического развития – широко использовал т. наз попевочный метод, состоящий в многократном повторении и варьировании кратких мотивов (т. наз. ротация);

    Оркестровки – отразил тенденцию музыки ХХ века к камерности и вариабельности составов.

С другой стороны, он никак не отреагировал на крайности 2-й волны европейского авангарда – никогда не применял таких техник, как алеаторика, сонористика, конкретная и электронная музыка.

В творчестве Стр-го выделяются 3 периода: русский (1908-1922), неоклассический (1923-53), поздний, или додекафонный (1954-1968).

Ведущее значение среди творч. принципов Стр-го имеет игра . Ее смысл может быть различен:

    Свобода, раскованность, удовольствие от самого процесса музицирования;

    Неожиданность, эксцентрика («вдохновенная насмешка»);

    Условность, «правила игры»;

    Театральность, маска, за которыми скрывается авторское лицо (обилие творческих манер).

    Виртуозная композиторская техника.

В европейской музыке Стр-го наряду с Бартоком относят к течению неофольклоризма: оба они по-особому использовали элементы музыкального фольклора своих стран, сочетая их с достижениями музыки ХХ века.

Стр. – представитель эстетики «чистого искусства», «искусства для искусства», далекого от политики и злободневности. В этом – одна из причин сложности восприятия музыки Стр.

Стр. – композитор универсального склада. Его творческое наследие – огромное по объему и худож. ценности. Он писал музыку во всех жанрах (кроме, разве что, киномузыки), но, пожалуй, ведущую роль у него играет театральность и сценические жанры – опера, балет.

Задание: Выпишите важнейшие произв. Стр-го вместе с датами создания (можно ориентироваться на учебник «Русская муз. лит.», вып. 4, и на статью в Муз. энциклопедии или Музыкально-энцикл. словаре).

Прочесть биографию Стр-го в учебнике, обратить внимание на то, что он не учился в консерватории , покинул Россию до революции , а также на круг его знакомств.

«ПЕТРУШКА»

В русский период творчества появились 3 первых балета Стр. – «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913). Их создание связано с деятельностью труппы Дягилева, распознавшего огромный талант Стр-го. Большое влияние оказала и группа художников «Мир искусства» (Бакст, Бенуа, Сомов, Добужинский, Н.Рерих и др.). Главные области творчества – книжная графика, театральные эскизы и декорации. Подлинным соавтором «Петрушки» стал Александр Бенуа, «Весны священной» – Николай Рерих.

Задание: Прочесть в учебнике краткую характеристику балетов «Жар-птица», «Весна священная».

«Петрушка» – одновременно и характерное для Стр., и уникальное произведение. Это одно из последних произведений, связанный с эстетикой XIX века, и одно из первых, отражающих эстетику ХХ века. В замысле балета есть явные отголоски романтизма, что не типично (или мало типично) для Стр. Первоначально произведение мыслилось как концертная пьеса для ф-но с орк. Ф-но напоминало здесь «канатного плясуна». Эти признаки остались в музыке балета (найдите их!).

Подзаголовок – «потешные сцены в 4-х картинах». Можно по-разному объяснять смысл балета, что связано как с его исключ. богатством , так и с преднамеренной недосказанностью, загадочностью . Точность «попадания в жизнь» здесь поистине удивительна: это действительно угаданная, услышанная, вспоминаемая музыка, чрезвычайно ярко воспроизводящая маленький эпизод жизни. В фиксации быстрых впечатлений есть нечто от импрессионизма, но отличие в том, что абсолютно нет поэтизации : все подчеркнуто обыденно, иногда банально. Общее с Дебюсси – также в мастерском использовании пространства, объемности: музыка балета – «стереофонична», содержит наложения, сочетания нескольких разных «музык». Единство зрительного и слышимого здесь замечательно, но после просмотра видео нужно сосредоточиться на самой музыке – исключительно сложной и богатой .

Первое, что предстает в балете – жизнь улицы, картина масленичного гуляния. Бенуа и Стр. чувствовали, что эта часть русской жизни скоро навсегда исчезнет. (Вопрос: когда, т.е. в каком веке и в какие десятилетия происходит действие балета? Какой в этом смысл? Уточните также, кому посвящен балет. Почему именно этому человеку?)

«Петрушка» – своеобразная «симфония улицы» (А. Бенуа). Здесь возникает прежде всего толпа , мало напоминающая образ народа у Глинки и кучкистов. Социально-критич. элемент полностью отсутствует. Из толпы выделяются отд. персонажи, но индивид. характеристик нет. Музыка, посвященная толпе, занимает почти половину балета – 1-ю и 4-ю картины. «Фон» драмы интересует автора ничуть не меньше, чем сама драма. Материал организован очень просто, четко, стройно, и возникающее впечатл-е некоторой «размытости» контуров здесь достигнуто намеренно.

Необычен подлинный фольклорный материал, взятый Стр-ским. Он чрезвычайно популярный, в основном городской, отчасти банальный (выпишите названия мелодий и песен) . Исключение – цитата русской волочебной (выясните, что это значит!) песни «Далалынь, реченька», рисующая толпу подвыпивших гуляк. Кроме того, использованы интонации рожечных и гармошечных наигрышей, выкриков разносчиков.

Строение 1-й картины (до Русской пляски) связано с рондообразностью, где рефрен – тема улицы; строение 4-й картины близко сюите. Тональный центр 1-й карт. – ре минор, 4-й – ре мажор (гуляние близится к апогею). Широко используются полифонические сочетания, «наплывы» одной музыки на другую. Это создает особый эффект многослойности и пространственности.

В «Русской» материал организуется иначе. Музыка гораздо более динамична, есть элемент автоматизма, так как танцуют куклы. Сюжетный мотив оживающих кукол напоминает о «Щелкунчике». Форма «Русской пляски» – рондо. В музыке есть и бесконечность, с вращением, кружением, и нагнетание динамики, заметное в окончании. В оркестре выделяются инструменты, словно соревнующиеся друг с другом. Ф-но соло – один из таких тембров Петрушки. Яркий контраст вносит медленное умиротворенное проведение рефрена на фоне хроматизмов.

В 4-й картине аналогичный материал подан ярче и рельефнее. Здесь музыкально характеризуются образы: кормилиц, мужика с медведем, ухаря-купца с цыганочками, кучеров и конюхов, ряженых. Нагнетание и эффект приближения усиливают контраст, связанный с появлением Петрушки, Арапа, Балерины, с развязкой балета.

В центральных картинах – 2-й и 3-й – даны индивидуальные характеристики, хотя это и куклы. Косвенно раскрыт образ Фокусника (напоминающего Звездочета из «Золотого петушка»; возникают также явные ассоциации с «русским востоком» – напр., с Арабским танцем из «Щелкунчика»). Из трех главных героев – Петрушки, Арапа, Балерины – ярче всех раскрыт образ Петрушки. Он – самый «живой» из кукол, глубже чувствующий. Это актер, виртуоз, потешающий публику, но в его образе есть и трагедия, боль, отпечаток романтической коллизии (конфликт тонко чувствующего художника и равнодушной толпы, мечты и действительности).

В конце балета Петрушка погибает, но Стр. воскрешает его дух: он грозит и показывает Фокуснику длинный нос. Как бы Вы объяснили этот поворот сюжета?

Образ Петрушки раскрыт во 2-й карт. Это тем более интересно, что позже Стр. отойдет от характеристик отдельных личностей, хотя здесь он делает это блистательно.

В музыке 2-й карт много пантомимы, жестикуляции: танец здесь – т.наз. характерный, неклассический, не связанный с квадратностью муз.построений. Партия оркестра – очень сложна.

Основа характеристики Петрушки – его лейтмотив, политональное сочетание трезвучий до мажора и фа-диез мажора. Выразительные возможности этого – удивительны. Исток мотива – фанфара, звучащая то грозно, то жалобно, фальшиво (приведите примеры разных вариантов ее звучания). Линии, составляющие политональный лейтмотив, сходны, но не тождественны, могут тяготеть к слиянию и к самостоятельности, выстраиваться в одну мелодическую линию. Отсюда же образуется музыка «речитативов», «монологов» Петрушки. Инструменты Петрушки – рояль, кларнеты, иногда – труба, скрипка соло. Мечты Петрушки о Балерине, его грезы – образец лирики Стр-го. Образ Петрушки развивается в 3-й (драка с Арапом) и в 4-й картинах. В эпизоде смерти Петрушки – реприза его мечтаний из 2-й карт.

Характеристика др. персонажей (Арап, Балерина) – гораздо проще, оттеняет образ Петрушки. Арап – типичный персонаж «русского востока», он либо загадочный и таинственный (пусть чисто внешне), либо злой и жестокий. У него 2 тематич. эл-та: один – краткий, резкий и грубый, с триолью, медные духовые, другой – более протяженный, в натуральном миноре.

У Балерины даже нет своего лейтмотива: она – изящная, привлекательная кукла, исправно и четко действующий механизм, не более. Здесь вспоминается кукла – героиня балета Л.Делиба «Коппелия» (по новелле Э.Т.А. Гофмана «Песочный человек»). Для характеристики Балерины Стр. выбирает самые избитые жанры – старые вальсы (комически преображенные цитаты из вальсов Йозефа Ланнера, популярного венского автора XIX века) и военный марш (танец Балерины в костюме гусара с корнетом в руках). Наиболее гротесковый номер – вальс Балерины и Арапа, в 3-частной форме. Обратите внимание на контрастность их характеристик: кто как показан? В музыке – блестящие по остроумию политональные и полиметрические сочетания тем вальса и Арапа.

Основное задание: постарайтесь на основе разбора музыки балета «Петрушка» раскрыть черты композиторской индивидуальности Стравинского, приведенные в начальном разделе данной лекции.

О возможных трактовках смысла “Петрушки” Стравинского.

Балет «Петрушка» – как уже говорилось, произведение удивительно ёмкое, неоднозначное по смыслу. Вот несколько возможных вариантов «расшифровки» его содержания:

    Выражение социального конфликта (жестокого Фокусника и притесняемых им кукол, прежде всего – самого Петрушки): трактовка в духе социалистического реализма.

    Романтический конфликт между художником и обществом (тонко чувствующий Петрушка и равнодушная толпа зрителей).

    Проявление эстетики «искусства для искусства» (в частности, столь важных для Стравинского принципов маски, игры).

    Замысел балета несет черты преднамеренной загадочности, неоднозначности, как в “Золотом петушке” (NB: вспомните о признаках русск. музыки XIX века в содержании данного балета, а также «Жар-птицы» и «Весны священной»).

    «Балет-улица» (А.Бенуа) – сочный, реалистичный показ уличного масленичного гулянья 1830-х гг., которое, как чувствовал Стравинский, уже исчезает.

Следует иметь в виду и тот факт, что сначала возник замысел не балета, а пьесы для ф-но с оркестром , признаки которой вошли в музыку балета.