Авторы романтизма 19 века. Романтизм в русской литературе

Лекция 1. Общеевропейский литературный процесс 1790-1830 годов.

    Исторические события и «литературная революция» романтизма. Романтизм как принцип мировидения и как творческий метод. Теоретические постулаты раннего романтизма и философия рубежа XVIII- XIX веков.

Литературная карта мира в первой половине XIX в. оставляет впечатление удивительной пестроты и многообразия. Романтизм - первое по времени возникновения новое художественное направление века - основывался на общекультурном сдвиге, захватившем все сферы общественного сознания и изменившем мировосприятие людей эпохи.

Романтизм был ответом человеческого духа на движение истории, ставшее вдруг до осязаемости наглядным. В одну человеческую жизнь вместились изменения, раньше доступные лишь историческому изучению. Эмоциональное переживание, а затем осмысление трагического опыта Великой французской революции играли решающую роль в генезисе романтического миросозерцания. Но и вне последующего исторического опыта: наполеоновских войн, национально-освободительных движений, развития буржуазных отношений и обнищания народных масс, сопровождающего это развитие, победившей в Латинской Америке революционной Войны за независимость, наконец, нового социального обострения в Европе, приведшего к революциям 1830 и 1848 гг. - понять романтизм невозможно.

По сути своей романтизм - искусство, на свой лад стремящееся к объективности, пытающееся понять и уловить характер всемирного развития. Громадное влияние на первое поколение романтиков, и не только немецких, но и английских и - опосредованно - французских оказал Шеллинг: его философия тождества духа и природы, субъекта и объекта давала теоретическое обоснование стремлению к объективности. «Познание высшего» (т. е. универсума в его движении) требовало не анализа, раздроблявшего целое на механически соединяемые части, но синтеза: отсюда у Шеллинга и близких к нему немецких романтиков апология универсальности искусства, в идеале обнимающего художественное и философское познание.

Отсюда же и чрезвычайно важная для романтической эстетики идея органической формы, развитая А. В. Шлегелем, подхваченная С. Т. Кольриджем: произведение искусства должно, подобно творению природы, рождаться и развиваться, повинуясь заложенному в его замысле импульсу, единое и неделимое на форму и содержание.

    Связь нового искусства с просветительской традицией и разрыв с предшествующей художественной системой. Романтический субъективизм и двоемирие. Новое отношение к личности и специфика романтического героя.

Характерная черта эпохи - сосуществование художественных направлений. На протяжении нескольких десятилетий просветительская и классицистическая традиции, романтизм, а затем и реализм поддерживали отношения, в которых борьба и преодоление сочетались со взаимовлиянием. Хотя романтизм в существенных своих чертах был реакцией на Просвещение и в особенности на просветительский рационализм, хотя теоретические выступления романтиков пронизаны пафосом отказа от ведущих идей Просвещения и ниспровержения всех норм и предписаний классицизма, все же на деле романтики больше взяли, чем отбросили из наследия XVIII в.

Возникает такая сугубо романтическая особенность, как двоемирие, точно охарактеризованное Гегелем: «С одной стороны, духовное царство, завершенное в себе... С другой стороны, перед нами царство внешнего как такового, освобожденного от прочного единства с духом».

Шеллингианский «целостный человек», которого можно назвать «искателем» или «энтузиастом», сменяется героем «отчужденным», расщепляется на одинокого мечтателя, непризнанного художника, разочарованного скитальца, отчаявшегося бунтаря, холодного нигилиста. Отпавший и противопоставленный миру герой идеализируется, его недовольство жизнью обретает характер «мировой скорби», его субъективность разрастается и подчас грозит заслонить собой все человечество.

Вот это отпадение, бунт, разлад между субъектом и не соответствующим высоким требованиям субъекта, но навязывающим ему свои правила миром настолько ярко воплощены романтиками, что обычно представляются фундаментальной и чуть ли не единственной темой романтизма.

    Стремление к универсализму в творчестве первых романтиков. У. Блейк, Новалис и другие. Национальные варианты романтического движения.

Ф. Шлегель обозначил романтическую поэзию как универсальную. Само понятие «универсальность» Ф. Шлегель, однако, употреблял и в другом, более глубоком смысле: как способность романтического поэта постигать мир в его целостности и многогранности, видеть одно и то же явление под разными углами зрения. Здесь воплотилось еще и коренное положение всей романтической эстетики, согласно которому поэт, творец наделялся самыми неограниченными полномочиями и возможностями. В этом смысле романтический универсализм был специфичен: он выражал прежде всего субъективное, личностное отношение к окружающему миру.

Ранним, ярким и в то же время недостаточно признанным явлением английского романтизма оказалось творчество Уильяма Блейка (1757- 1827). В рисунках и стихах, которые он не печатал, а, как рисунки, гравировал, Блейк творил свой особый мир. Задача этой особой, рационализированной религии - всеобщий синтез. Сочетание крайностей, соединение их через борьбу - таков принцип построения блейковского мира. В стихах Блейка немало созвучного романтикам: универсализм, диалектика, пантеистические мотивы, стремление к всеохватывающему, духовно-практическому постижению мира.

Самым выдающимся писателем йенской школы был Фридрих фон Гарденберг, принявший литературное имя Новалиса (1772-1801). В сфере философии для Новалиса характерно движение от субъективного идеализма Фихте к мистически окрашенному пантеизму. Философ-идеалист, горный инженер и поэт иногда спорили в нем друг с другом, но чаще сливались в единое целое, создавая неповторимый облик мыслителя и художника. Для героя Новалиса истинным является интуитивный, свойственный именно поэту характер познания. Мифологизм Новалиса остался незавершенной заявкой поэта-романтика на решение многих трудных философских и этических проблем.

Актуальность типологии национальных романтизмов как самостоятельных художественных систем в полной мере может быть выявлена лишь в рамках всемирной литературы, где возможны сопоставления межрегионального и межконтинентального порядка. А в более тесных пределах Западной Европы должны быть отмечены различия между немецким, английским, французским романтизмом и португальским, бельгийским, голландским, датским, шведским.

Вопросы для самоконтроля

    Какие исторические события и каким образом повлияли на возникновение романтизма?

    Чья философия оказала влияние на первое поколение романтиков?

    Каким образом романтизм был связан с Просвещением?

    В чем суть романтического двоемирия?

    Какова специфика нового романтического героя?

    Как Ф. Шлегель понимал «универсальность»?

    В чем особенность творчества У. Блейка?

    Кто был самым выдающимся писателем йенской школы?

Лекция 2. Йенский романтизм в Германии.

    Ранний этап немецкого романтического движения как «теоретический период» в истории национального романтизма. Философская основа йенского романтизма: И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг.

Основные принципы романтической теории были сформулированы Фридрихом Шлегелем (1772-1829) в его «Фрагментах» (1797); в 1797 г. вышла в свет книга Вильгельма Генриха Вакенродера «Сердечные излияния монаха, любителя искусств». В журнале «Атеней» были напечатаны в 1798 г. «Фрагменты» Новалиса. В те же годы началась деятельность А. В. Шлегеля (1767-1845) и Л. Тика. Эта группа писателей получила в истории литературы название йенской школы. Важную роль в формировании романтической эстетики сыграла философия Фихте и Шеллинга.

    Теоретические труды Ф. Шлегеля. Творчество Жан-Поля и В. Г. Вакенродера. Схема противостояния двух типов культур; идея романтической иронии.

Ф. Шлегель ведущим жанром современной эпохи объявил роман. Роман, по его мысли, в наибольшей степени отвечал требованию универсальности, ибо способен был охватить самые разные грани действительности. Образец романа как жанра Ф. Шлегель видел в романе Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера», которому он посвятил обстоятельный критический обзор, а также ряд фрагментов.

Жан-Поль Рихтер (1763-1825) в новом столетии продолжал свою литературную деятельность, начало которой положили его книги 80-х годов XVIII в. Жанр своих романов Жан-Поль обозначал как идиллии, хотя одновременно они являются и пародиями на идиллию. Рисуя судьбу маленького человека, сочувствуя его невзгодам и восхищаясь его умением довольствоваться малым, Жан-Поль, “адвокат бедных”, как его называли, тут же иронически снимает эту идиллию жалкого существования. В романах Жан-Поля нередко проступают признаки просветительской притчи. В его романах мало действия; события, происходящие с героями, тонут в потоке рассуждений автора и действующих лиц. «Приготовительная школа эстетики» (1804) Жан-Поля - произведение не менее оригинальное по своей структуре и жанру, чем его романы.

Очерки и наброски рано умершего В. Г. Вакенродера, опубликованные Тиком в книге «Фантазии об искусстве для друзей искусства» (1799), наметили многие линии развития немецкой литературы: романтический универсализм, антирационалистические аспекты эстетики и критики, национальную тему (образ Дюрера). Наконец, новелла Вакенродера «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иосифа Берглингера» открыла галерею образов, программных для всего европейского романтизма, - образов художников, противостоящих окружающей социальной среде, которая ощущалась как враждебная подлинному искусству.

Первоначальная устремленность романтизма к новой объективности, к гармонии личности и целого иллюстрируется, в частности, трактовкой, которую Шеллинг дает иронии, - это «единственная форма, в которой то, что исходит или должно исходить от субъекта, самым определенным образом от него отделяется и объективируется». Романтическая ирония выковывается именно в качестве диалектической ловушки для обыденного здравого смысла, в качестве средства преодолеть субъективную ограниченность миропонимания.

    «Генрих фон Офтердинген» Новалиса - роман-странствие за романтической мечтой. Символизм романа; его философское наполнение.

В историю немецкой и мировой литературы Новалис вошел прежде всего как автор незаконченного романа «Генрих фон Офтердинген» (опубл. 1802). Время действия условно, и это позволяет говорить о романе-мифе, насыщенном к тому же многозначной символикой. За каждым образом стоит целый мир. В частности, в эпизоде с восточной пленницей впервые представлена идея синтеза культур Востока и Запада, которая станет важнейшей для всего немецкого романтизма. Роман Новалиса воплощает в себе всю оптимистическую философию раннего немецкого романтизма, его веру в торжество идеала.

    Поэзия и проза Ф. Гельдерлина. «Гиперион». Своеобразие поэтической системы Ф. Гельдерлина и особенности романтической лирики.

Творческий путь Фридриха Гельдерлина (1770-1843) охватывает относительно недолгий отрезок времени - с 1792 до 1804 г. Древнегреческие мифы у Гельдерлина органически переплетаются с мифами, которые создавали французские революционеры. «Гимн человечеству» (1791), «Гимн дружбе» (1791), гимны свободе (1790-1792) напоминали не только патетику речей в Конвенте, но и организовывавшиеся якобинцами республиканские праздники в честь Верховного существа, в честь Свободы и Разума. С наибольшей полнотой трагическое мироощущение Гельдерлина выражено в романе «Гиперион» (т. 1 -1797, т. 2 - 1799). Это в значительной мере итоговое произведение вобрало в себя весь исторический опыт поэта, все главные проблемы, волновавшие его на протяжении целого десятилетия. Гельдерлин очень скуп в изображении внешних событий. Иногда «Гипериона» сравнивают со «Страданиями юного Вертера». Но сходство здесь лишь внешнее - роман в письмах; различие - в мировоззрении, художественном методе, типе героя. Гиперион противостоит не только миру социального зла, но и всей реальной действительности. Идеал Гельдерлина - универсальная гармоническая личность. Но осознание недостижимости этого идеала в послереволюционном обществе обусловливает глубокий трагизм миросозерцания поэта. Образная система Гельдерлина сложна и, как правило, не допускает однозначного истолкования. Лейтмотив ее - романтическое противостояние идеала и действительности, причем трагическое звучание этого лейтмотива с годами усиливается.

Вопросы для самоконтроля

    Кем были разработаны основные принципы романтической теории?

    Что такое «йенская школа»?

    Какой жанр считал ведущим Ф. Шлегель?

    Каковы жанровые и содержательные особенности романов Жан-Поля Рихтера?

    Какие черты немецкой романтической литературы намечены в очерках и набросках В. Г. Вакенродера?

    Галерею каких образов открывает новелла В. Г. Вакенродера «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иосифа Берглингера»?

    Каково философское наполнение романа Новалиса «Генрих фон Офтердинген»?

    В чем особенности «мифологии» в лирике Ф. Гельдерлина?

    С каким произведением сравнивают роман Ф. Гельдерлина «Гиперион» и оправданно ли?

    Что определяет трагическое звучание романа?

Лекция 3. Поздний немецкий романтизм.

    Гейдельбергский и берлинский кружки. Усиление роли «национальной идеи» в немецком романтизме и его идеологическая противоречивость. Национальная ориентация, интерес к фольклору, исторические и филологические изыскания романтиков.

Освободительная война против Наполеона вызвала к жизни комплекс идей, существенно отличавшихся от суждений и взглядов романтиков йенской школы. Теперь на первый план выдвигаются понятия нации, народности, исторического сознания. Своеобразным центром романтического движения в первом десятилетии XIX в. стал Гейдельберг, где образовался кружок поэтов и прозаиков, представлявших новое поколение романтиков и проявлявших повышенный интерес ко всему немецкому, истории и культуре. В эти годы публикуются и комментируются памятники средневековой немецкой литературы.

    Сборник народных песен А. Арнима и К. Брентано, сборник сказок братьев Я. и В. Гримм.

Сборник песен «Волшебный рог мальчика» (1805-1808), опубликованный А. фон Арнимом и К. Брентано, вызвал большой резонанс в стране, его одобрил Гёте. Тематический состав сборника был достаточно широким: песни любовные и бытовые, солдатские, разбойничьи, песни о монахинях. Арним и Брентано отдавали предпочтение песням, в которых и были запечатлены черты патриархального уклада, исконно немецкого, по их представлению. Но все же в этих песнях выражены чувства и настроения бесчисленных поколений, и Гейне мог с полным правом сказать, что в них «бьется сердце немецкого народа».

Еще более широкий отклик во всем мире получили «Детские и семейные сказки», изданные братьями Якобом (1785-1863) и Вильгельмом (1786-1859) Гримм (состав и текст в окончательной редакции - 1822). Здесь были и сказки о животных, и волшебные сказки, и сказки, в разных ситуациях сталкивающие умного, доброго, смелого сказочного героя (часто это простой крестьянин) с его противниками как в человеческом облике, так и в обличье разных чудищ, воплощающих злое начало мира. Гриммы не считали себя лишь собирателями и публикаторами: будучи знатоками истории языка и национальной культуры, они не только комментировали тексты, но и придавали им такую стилистическую форму, которая сделала их собрание выдающимся литературным памятником эпохи романтизма.

Вопросы для самоконтроля

    Какие понятия вышли на первый план в связи с войной против Наполеона?

    Где сформировался кружок писателей нового поколения романтиков?

    Кто издал сборник «Волшебный рог мальчика»?

    Каков тематический состав сборника?

    Какой сборник издали Я. и В. Гримм?

    Какие сказки входили в этот сборник?

    В чем еще была заслуга братьев Гримм при издании сборника?

Лекция 4. Жанры легенды и сказки в романтической прозе.

    Появление и развитие романтической новеллы, ее специфика (Новалис, Л. Тик, К. Брентано, А. Арним, А. Шамиссо).

Людвиг Тик (1773-1853) писал стихи, романы, драмы рока и дерзкие иронические комедии, явился одним из создателей жанра новеллы-сказки. Созданием жанра новеллы-сказки немецкий романтизм обязан прежде всего Тику. И хотя в известной мере Тик опирается на фольклорную традицию, структура новелл, образы героев и мотивировки их поступков кардинально отличают литературную новеллу-сказку от народной сказки. Чаще всего автор рисует трагические судьбы.

Среди новелл Ахима фон Арнима наибольшей известностью пользуется «Изабелла Египетская» (1812), фантастическая новелла. В полуисторический-полуфантастический фон вписано романтическое повествование о трагической любви цыганки Изабеллы и Карла V. Исторический колорит - хотя и в ином освещении - имеет новелла «Рафаэль и его соседка» (1824), новая для романтиков полемическая транскрипция образа «божественного Рафаэля». Арним отвергает энтузиазм Вакенродера и всей иенской школы по отношению к этой великой эпохе европейской культуры.

С наибольшей остротой воплотил в своем творчестве основные тенденции гейдельбергской школы, ее взлеты и падения Клеменс Брентано (1778-1842) - поэт, прозаик и драматург.

Романтический протест против буржуазного стяжательства ярко выражен Адальбертом Шамиссо (1781-1838) в сказке-новелле «Удивительная история Петера Шлемиля» (1814), которая принесла автору широкую известность. Это - сказка о роковой силе золота. Существует много толкований главного сюжетного хода: утраты героем своей тени. Как романтик, он ставил вопрос о том, что ради золота, обогащения человек не должен жертвовать ни малейшей частью своего существа, даже таким, казалось бы, незначительным свойством, как способность отбрасывать тень.

    Творчество Г. Клейста: трагизм поисков высшей справедливости.

Особое место в литературном движении первого десятилетия XIX в. занимает творчество драматурга и новеллиста Генриха фон Клейста (1777-1811). В историю немецкой литературы он вошел как трагичнейший из романтиков. События в последней трагедии Клейста «Принц Фридрих Гомбургский» (1810) происходят в 1675 г. Смысл трагического конфликта сводится к вопросу: в чем состоит подлинная верность - в сознательном служении делу государя или в беспрекословном слепом подчинении его повелениям. Значителен вклад Клейста в историю немецкой и европейской новеллы. Повесть «Михаэль Кольхаас» (1810) - широкое историческое полотно, и в ход событий вовлечены многие исторические деятели. Есть известная связь между «Михаэлем Кольхаасом» и «Принцем Фридрихом Гомбургским» (написаны они примерно в одно время) - в обоих произведениях исследуется вопрос о праве и долге человека. Кольхаас не помышляет об уничтожении и феодальных правителей, более того, он хочет именно от них добиться справедливости. В финале повести эта справедливость торжествует формально. Парадоксальность финала подчеркивает неразрешимость конфликта между человеком и государственными институтами. Это лишь один из аспектов трагического мировосприятия Клейста.

Вопросы для самоконтроля

    Созданием какого жанра романтизм обязан Л. Тику?

    Чему посвящена наиболее известная новелла А. фон Арнима?

    Каков главный смысл новеллы А. Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля»?

    В чем смысл трагического конфликта в трагедии Г. Клейста «Принц Фридрих Гомбургский»?

    Какие проблемы поднимаются в повести Г. Клейста «Михаэль Кольхаас»?

    В каких новеллах раскрывается важнейшая тема Э. Т. А. Гофмана?

    Где происходит действие новеллы Гофмана «Золотой горшок»?

    Какова роль иронии в этой новелле?

    Какие вопросы ставятся в сказке Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»?

    Какое произведение считают вершиной творческого пути Гофмана?

Лекция 5. Английская литература.

    Влияние политического устройства и экономического развития страны на литературный процесс. «Озерная школа» романтиков (У. Вордсворт, С. Т. Кольридж, Р. Саути). Эстетическая программа лейкистов и ее воплощение в поэзии. Романтическая лирика, ее основные темы, образы и формы.

Англию можно считать, в известной мере, прародиной романтизма. Раннее буржуазное развитие вызвало там и первые антибуржуазные устремления, ставшие впоследствии характерными для всех романтиков. Решающий толчок, кристаллизовавший романтизм как духовное направление, пришел к англичанам извне. Это было воздействие Великой французской революции. В Англии в то же время совершалась так называемая «тихая», хотя на самом деле совсем не тихая и очень болезненная, революция - индустриальная. В романтических, направленных против поступательного движения устремлениях нашла выражение трагическая сторона буржуазного преуспеяния.

Признанными зачинателями английского романтического движения явились У. Вордсворт и С. Т. Кольридж, основатели и вожди так называемой «Озерной школы». к которой кроме них причислили еще Р. Саути.

Предисловие У. Вордсворта и С. Т. Кольриджа ко второму изданию (1800) «Лирических баллад» является манифестом естественности, понимаемой широко: как сама жизнь, отразившаяся в поэзии, как лишенный искусственности, непосредственный способ выражения. Принцип был один: все, чего только ни касается поэтическое перо, должно производить впечатление естественности.

Основная творческая заслуга Вордсворта как поэта и заключается в том, что он словно заговорил стихами - без видимого напряжения и общепринятых поэтических условностей. Лирические зарисовки - лучшее в наследии Вордсворта. Ведущая поэтическая мысль Кольриджа - о постоянном присутствии в жизни неизъяснимого, таинственного, с трудом поддающегося умопостижению. Чеканные, поистине завораживающие строки гипнотизируют слушателя, а вместе с ним и читателя, создавая картины необычайные и неотразимые. Кольридж запечатлевает в своих стихах состояние полусна, грез, ощущение ускользающего времени, это и явилось его творческим вкладом не только в поэзию, но и в развитие всей литературы.

Третий из поэтов, причисляемых к «Озерной школе», Р. Саути, демонстрирует окрашенный иронией взгляд и на происходящее, и на историю. Ирония проистекает из неоднозначной оценки событий, из различия в точках зрения. В лучших произведениях Саути проверке подверглись и общеромантические представления о «необычайном», «неизъяснимом», «таинственном».

    Поэзия П. Шелли и Дж. Китса.

Несмотря на короткую и неустроенную жизнь, П. Б. Шелли оставил литературное наследие, поражающее своим объемом и насыщенностью: лирика, поэмы, поэтические драмы. Пафос его творчества - возвышенный идеализм. Поэма Шелли «Королева Маб» (1813) по размаху и по масштабу образов напоминает мистерии Блейка. Перед читателем в символических картинах и видениях развертывается вся история человечества. В поэтической драме «Прометей освобожденный» (1819) история предстает как процесс постепенного заглушения инициативы, угасания воли, подавления смелости. Лирика Шелли - «гимн интеллектуальной красоте», если использовать заглавие его же одноименного стихотворения (1817).

Если прислушаться к отзывам соотечественников, то при всей разноголосице мнения сходятся на известной странности стихов Дж. Китса. В них поражали цветистость, временами чрезмерная, некоторая надуманность и в то же время значительная оригинальность. Лирика Китса - это, как и у других романтиков, состояния ума и сердца, запечатленные в стихах. «Изабелла», «Канун святой Агнессы», «Гиперион» и «Эндимион» - эти поэмы, созданные на материале английской мифологии или средневековых легенд, представляют собой чередование отдельных эпизодов или же поэтических картин.

    Разновидности романтической повести и романа: исповедальный, готический и исторический. В. Скотт - создатель жанра исторического романа. Романтические традиции в историческом романе, их сохранение и преобразование в позднейшей литературе.

Одним из самых популярных жанров предромантической литературы в Англии был «готический роман» или, как его называли иногда, «роман ужасов». Жизнь предстает здесь не разумно постижимой, а таинственной, полной роковых загадок; в судьбу людей вмешиваются неведомые, зачастую сверхъестественные силы.

Метод Скотта формировался в русле историзма, который постепенно складывался на протяжении второй половины XVIII в. В известном смысле, по способу воссоздания «времени», какого бы то ни было - прошлого, текущего или будущего, - роман XIX столетия оставался «историческим».

Наследие Вальтера Скотта велико: массивный том стихотворных произведений, 41 том романов и повестей, 12 томов писем, 3 тома дневников. Его исторические романы распадаются по национальной тематике на две группы - «шотландские» и «английские». Конкретность - вот что прежде всего отличает исторические картины Вальтера Скотта от приблизительной и туманной, фантастической «старины» других романтиков. Во всю меру отпущенных ему возможностей Вальтер Скотт старался постичь народную жизнь и через нее общие закономерности в смене времен и нравов. В своих романах он изобразил множество разных эпох - от средневековой Англии до современной Шотландии, причем материальная и духовная культура каждой эпохи показана им не как бутафорский фон, но как живой мир. Сохранив элементы романа приключенческого и «готического», свободно вводя фольклорные мотивы и документально точные сведения, Вальтер Скотт подчиняет все центральной задаче: созданию убедительной истории человеческих судеб в пределах определенной эпохи. Он не только основоположник «исторического» романа, он стоит у истоков последующей прозы постольку, поскольку любое повествование говорит о прошлом.

Вопросы для самоконтроля

    Как общественная ситуация повлияла на характер английского романтизма?

    Кто были зачинатели английского романтического движения?

    В чем суть «Предисловия» ко второму изданию «Лирических баллад»?

    Как представлена история в драме П. Шелли «Прометей освобожденный»?

    В чем особенности лирики Дж. Китса?

    На какие группы делятся исторические романы В. Скотта?

    Что отличает его исторические картины?

    Какова центральная задача В. Скотта в его романах?

Лекция 6. Особенности американского романтизма, его основные темы и жанры.

    Историческая и национальная специфика американской литературы и европейские традиции. Связь американского романтизма с Просвещением.

Романтическая эпоха в истории американской литературы охватывает почти полстолетия: начало ее приходится на второе десятилетие XIX в., конец озарен пламенем Гражданской войны 60-х годов. Фундаментом романтической идеологии явилось стремительное социально-экономическое развитие страны в начале XIX в., поднявшее ее до уровня наиболее развитых европейских держав и обеспечившее плацдарм для последующего капиталистического прогресса. Подобных темпов не знала в XIX столетии ни одна страна мира. Эпоха романтизма в истории американской литературы более или менее отчетливо делится на три этапа. Романтическая идеология и романтическая литература в США возникли значительно позднее, чем в передовых странах Европы. Американские мыслители и поэты широко пользовались завоеваниями европейского - особенно английского - романтизма. Речь идет не только о подражаниях и заимствованиях, коих было предостаточно, но и о творческом использовании опыта европейской романтической философии, эстетики и литературы.

Всеобщий интерес к национальной истории и национальной литературе породил исключительно благоприятные условия для появления исторических жанров. Вторжение литературы в историю или истории в литературу сопутствует романтическому движению в США от истоков и почти до самого конца, хотя со временем несколько ослабевает.

Наложил свой отпечаток на романтическое творчество и регионализм, весьма влиятельный в американской духовной жизни и, соответственно, в литературе.

Американский романтизм в большей степени, чем романтизм европейский, обнаруживает глубокую и тесную связь с идеологией и эстетикой Просвещения. Это касается политических теорий, социологических идей, методологии мышления, жанровой эстетики. Иными словами, американский романтизм выступает не только в роли разрушителя просветительской идеологии, но и в роли прямого ее наследника.

    Романы Ф. Купера - цикл о Кожаном Чулке. Национальный пафос и просветительские идеи.

Автор 33 романов, Джеймс Фенимор Купер (1789-1851) стал первым американским писателем, которого безоговорочно и широко признала культурная среда Старого Света, включая Россию. «Шпион» Купера заложил традицию американского исторического романа. Купер отыскал новый метод соединения истории и вымысла, не жертвуя ни воображением, ни исторической достоверностью. И все же репутация Купера, классика национальной и мировой литературы, прочно держится на пенталогии о Натти Бампо - Кожаном Чулке (называют его, впрочем, по-разному - Зверобоем, Соколиным Глазом, Следопытом, Длинным Карабином). Куперу было больно видеть, как корневая Америка, которую воплощает любимый его герой, уходит на глазах, подменяясь совсем другой Америкой, где бал правят спекулянты и проходимцы. Три романа о Кожаном Чулке, написанные Купером в 20-е годы, образуют законченную трилогию. В начале 40-х годов писатель прибавил к ней еще два романа - «Следопыт» и «Зверобой». Эти два романа органично вошли в серию как новые главы жизнеописания героя, «пропущенные» автором в трилогии. Как писал Белинский, «Купера нельзя превзойти, когда он приобщает вас к красотам американской природы».

Образ Кожаного Чулка - сложный сплав философских идеалов Просвещения, фольклорных и литературных традиций, характерных особенностей национальной американской истории и современной действительности.

    Г. Лонгфелло как представитель «университетской» поэзии: «Песнь о Гайавате».

Творчество Генри Уодсуорта Лонгфелло (1807-1882) приходится в основном на второй период американского романтизма. Жизненная и литературная судьба Лонгфелло складывалась на редкость удачно. С самого начала и до самого конца литературной деятельности Лонгфелло ему неизменно сопутствует успех. Язык поэта прозрачен, прост и естествен, лишен вымученной изысканности и напыщенности, и это результат огромной тщательной работы поэта. Стихи Лонгфелло очень мелодичны, легко запоминаются. Более, чем кто-либо из поэтов, его современников, Лонгфелло тяготеет к фольклорным мотивам, стремясь к созданию мифологически-легендарного национального эпоса. Значение Лонгфелло для развития американской поэзии не подлежит сомнению: черпая из сокровищницы мировой культуры, он определяет вехи, закладывает основы национальной литературы. Неоспоримое свидетельство тому - шедевр Лонгфелло поэма «Песнь о Гайавате» (1855).

Источником поэмы послужили древние предания индейских племен северо-востока Америки, а также этнографические труды, посвященные культуре и быту индейцев. Образ самого Гайаваты сочетает исторические и легендарные черты и также строится по законам древнего героического эпоса, включающего рассказ о происхождении героя, его подвигах, битвах с врагами и т. п. Романтическое начало в поэме связано со звучащим в ней сожалением об ушедшем мире чудес, мире сказки. Лонгфелло удалось художественно убедительно показать цельность картины вселенной, этические представления индейцев, метафоризм их мышления и речи.

Вопросы для самоконтроля

    Каковы основные особенности американского романтизма по сравнению с европейским?

    В чем заслуга Ф. Купера в американской романтической литературе?

    Что можно сказать о главном герое пенталогиии Ф. Купера?

    В чем своеобразие творчества Г. Лонгфелло и его поэмы «Песнь о Гайавате»?

Кто являлся представителем романтизма в литературе, Вы узнаете, прочтя эту статью.

Представители романтизма в литературе

Романтизм является идейным и художественным направлением, которое возникло в американской и европейской культуре конца XVIII века — начале XIX века, в качестве реакции на эстетику классицизма. Вначале романтизм сложился в 1790–тые годы в немецкой поэзии и философии, позже распространился во Франции, Англии и остальных странах.

Основные идеи романтизма – признание ценностей духовно-творческой жизни, права на свободу и независимость. В литературе герои обладают бунтарским сильным нравом, а сюжеты отличались накалом страстей.

Основные представители романтизма в литературе России XIX века

Русский романтизм сочетал в себе человеческую личность, заключенную в прекрасный и таинственный мир гармонии, высоких чувств и красоты. Представители данного романтизма в своих произведениях изображали не реальный мир и главного героя, наполненного переживаниями и мыслями.

  • Представители романтизма Англии

Произведения отличаются мрачноватой готикой, религиозным содержанием, элементами культуры рабочего, национального фольклора и крестьянского класса. Особенность английского романтизма в том, что авторы подробно описывают путешествия, странствия в далекие земли, а также их исследования. Самые известные авторы и произведения: «Путешествие Чайльд-Гарольда», «Манфред» и «Восточные поэмы» , «Айвенго» .

  • Представители романтизма Германии

На развитие немецкого романтизма в литературе оказала влияние философия, которая пропагандировала свободу и индивидуализм личности. Произведения наполнены размышлениями о бытие человека, его душе. Они также отличаются мифологическими и сказочными мотивами. Самые известные авторы и произведения: сказки, новеллы и романы , сказки , произведения .

  • Представители романтизма Америки

В американской литературе романтизм развился намного позже, чем в Европе. Литературные произведения разделены на 2 вида — восточные (сторонники плантаторства) и аболиционистские (те, кто поддерживают права рабов, их освобождение). Они переполнены острыми чувствами борьбы за независимость, равенство и свободу. Представители американского романтизма — («Падение дома Ашеров», («Лигейя»), Вашигтон Ирвинг («Жених-призрак», «Легенда о сонной лощине»), Натаниэль Готорн («Дом о семи фронтонах», «Алая Буква»), Фенимор Купер («Последний из могикан»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), («Легенда о Гайавате»), Герман Мелвилл («Тайпи», «Моби Дик») и (поэтический сборник «Листья травы»).

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, все об самых ярких представителях течения романтизма в литературе.

– (фр. romantisme , от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в.

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу «классицизм» – «романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм «не просто отрицание

правил“, но следование «правилам» более сложным и прихотливым».

Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Просветительство проповедовало новое общество как самое «естественное» и «разумное». Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной «разуму», будущее – непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р.Шатобриана

, А.Мюссе , Дж.Байрона , А.Виньи , А.Ламартина , Г.Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре» (в предромантическом «готическом романе» – А.Радклиф, Ч.Мэтьюрин, в «драме рока», или «трагедии рока», – З.Вернер, Г.Клейст, Ф.Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана , Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», – прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма – это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация – лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А.Де Виньи). Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан

, В.А.Жуковский ). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж.Байрон, П.Б.Шелли , Ш.Петефи, А.Мицкевич , ранний А.С.Пушкин ). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Можно говорить о романтике как об особом типе личности – человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым с обыденным миром. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания – все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Уверенность

в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классицистическое «подражание природе» противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. Создается свой, особый мир, более прекрасный и реальный, нежели эмпирически воспринимаемая действительность. Именно творчество является смыслом сущего, оно представляет собой высшую ценность мироздания. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их.

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа (Ф.Купер , А.Виньи , В.Гюго ), основоположником которого считается В.Скотт ,и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху. Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно – и современности. Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.О.Менье).

Именно в эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья, а восхищение античностью, свойственное прошлой эпохе, также не ослабевает и в конце

18 – нач. 19 вв. Разнообразие национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело и философский смысл: богатство единого мирового целого состоит из совокупности этих отдельных черт, а изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить, по выражению Берка, не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых поколений.

Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами. Пытаясь постичь роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. В то же время действие их произведений часто разворачивается в необычной для европейца обстановке – например, на Востоке и в Америке, или, для русских – на Кавказе или в Крыму. Так, романтические

поэты – по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж – прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.

Необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов – также вдохновляли романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа. Национальная самобытность проявляется прежде всего в устном народном творчестве. Отсюда интерес к фольклору, переработка фольклорных произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.

Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады – заслуга романтиков. Их новаторство проявилось и в лирике, в частности, в использовании многозначности слова, развитии ассоциативности, метафоричности, открытиями в области стихосложения, метра, ритма.

Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтическая художественная система основывалась на синтезе искусства, философии, религии. Например, у такого мыслителя, как Гердер, поискам путей революционного обновления культуры служат и лингвистические исследования, и философские доктрины, и путевые заметки. Многое из достижений романтизма унаследовал реализм 19 в. – склонность к фантастике, гротеск, смешение высокого и низкого, трагического и комического, открытие «субъективного человека».

В эпоху романтизма расцветает не только литература, но и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия (Гегель

, Д.Юм , И.Кант , Фихте, натурфилософия, суть которой сводится к тому, что природа – одно из одеяний Бога, «живое одеяние Божества»).

Романтизм – культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности.

Германию можно считать страной классического романтизма. Здесь события Великой французской революции были осознаны скорее в области идей. Общественные проблемы рассматривались в рамках философии, этики, эстетики. Воззрения немецких романтиков становятся всеевропейскими, оказывают влияние на общественную мысль, искусство других стран. История немецкого романтизма распадается на несколько периодов.

У истоков немецкого романтизма стоят писатели и теоретики иенской школы (В.Г.Ваккенродер, Новалис , братья Ф. и А.Шлегели, В.Тик). В лекциях А.Шлегеля и в трудах Ф.Шеллинга концепция романтического искусства приобрела свои очертания. Как пишет одна из исследовательниц иенской школы Р.Хух, иенские романтики «выдвигали в качестве идеала объединение различных полюсов, как бы последние ни назывались – разумом и фантазией, духом и инстинктом». Иенцам же принадлежат и первые произведения романтического направления: комедия Тика Кот в сапогах (1797), лирический цикл Гимны к ночи (1800) и роман Генрих фон Офтердинген (1802) Новалиса. К этому же поколению принадлежит поэт-романтик Ф.Гёльдерлин , не входивший в иенскую школу.

Гейдельбергская школа – второе поколение немецких романтиков. Здесь заметнее проявился интерес к религии, старине, фольклору. Этим интересом объясняется появление сборника народных песен Волшебный рог мальчика (1806–08), составленного Л.Арнимом и Брентано, а также Детских и семейных сказок (1812–1814) братьев Я. и В.Гримм . В рамках гейдельбергской школы оформилось первое научное направление в изучении фольклора – мифологическая школа, в основе которой лежали мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей.

Для позднего немецкого романтизма характерны мотивы безысходности, трагизма, неприятие современного общества, ощущение несовпадения мечты и реальности (Клейст

, Гофман). К этому поколению относятся А.Шамиссо, Г.Мюллер и Г.Гейне, назвавший себя «последним романтиком».

Английский романтизм сосредоточен на проблемах развития общества и человечества в целом. Английским романтикам присуще ощущение катастрофичности исторического процесса. Поэты «озерной школы» (У.Вордсворт

, С.Т.Колридж , Р.Саути ) идеализируют старину, воспевают патриархальные отношения, природу, простые, естественные чувства. Творчество поэтов «озерной школы» проникнуто христианским смирением, им свойственно обращение к подсознательному в человеке.

Романтические поэмы на средневековые сюжеты и исторические романы В.Скотта отличает интерес к родной старине, к устной народной поэзии.

Основная тема творчества Дж. Китса , члена группы «лондонских романтиков», куда помимо него входили Ч.Лэм, У.Хэзлитт, Ли Хант, – красота мира и человеческой природы.

Крупнейшие поэты английского романтизма – Байрон и Шелли, поэты «бури», увлеченные идеями борьбы. Их стихия – политический пафос, сочувствие к угнетенным и обездоленным, защита свободы личности. Байрон до конца жизни остался верен своим поэтическим идеалам, смерть застала его в самой гуще «романтических» событий войны за независимость Греции. Образы героев-мятежников, индивидуалистов с чувством трагической обреченности, надолго сохраняли влияние на всю европейскую литературу, а следование байроновскому идеалу получило название «байронизма».

Во Франции романтизм утвердился довольно поздно, к началу 1820-х. Здесь были сильны традиции классицизма, и новому направлению пришлось преодолевать сильное противодействие. Хотя романтизм и принято сопоставлять с развитием антипросветительского движения, тем не менее он сам связан и с наследием Просвещения, и с предшествующими ему художественными направлениями. Так лирический интимно-психологический роман и повесть Атала (1801) и Рене (1802) Шатобриана, Дельфина (1802) и Коринна, или Италия (1807) Ж.Сталь, Оберман (1804) Э.П.Сенанкура, Адольф (1815) Б.Констана – оказали большое влияние на формирование французского романтизма. Жанр романа получает дальнейшее развитие: психологический (Мюссе ), исторический (Виньи, раннее творчество Бальзака , П.Мериме), социальный (Гюго, Жорж Санд, Э.Сю). Романтическая критика представлена трактатами Сталь, теоретическими выступлениями Гюго, этюдами и статьями Сент-Бёва, родоначальника биографического метода. Здесь же, во Франции, блестящего расцвета достигает поэзия (Ламартин, Гюго, Виньи, Мюссе, Ш.О.Сент-Бёв, М.Деборд-Вальмор). Появляется романтическая драма (А.Дюма-отец, Гюго, Виньи, Мюссе).

Романтизм получил распространение и в других европейских странах. А развитие романтизма в США связано с утверждением национальной независимости. Для американского романтизма характерна большая близость традициям просветительства, особенно у ранних романтиков (У.Ирвинг, Купер, У.К.Брайант), оптимистические иллюзии в ожидании будущего Америки. Большая усложненность и многозначность характерны для зрелого американского романтизма: Э.По, Хоторн, Г.У.Лонгфелло , Г.Мелвилл и др. В особое течение тут выделяется трансцендентализм – Р.У.Эмерсон, Г.Торо, Хоторн, которые воспевали культ природы и простой жизни, отвергали урбанизацию и индустриализацию.

Романтизм в России явление во многом отличное от западноевропейского, хотя и на него безусловное влияние оказала Великая Французская революция. Дальнейшее развитие направления связано прежде всего с войной 1812 и ее последствиями, с дворянской революционностью.

Расцвет романтизма в России пришелся на первую треть 19 в., значительный и яркий период русской культуры. Он связан с именами В.А.Жуковского

, К.Н.Батюшкова , А.С.Пушкина , М.Ю.Лермонтова, К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского, Е.А.Баратынского , Н.В.Гоголя. Романтические идеи явственно проявляются к концу 18 в. Произведения, относящиеся к этому периоду, несут в себе разные художественные элементы.

В начальный период романтизм тесно переплетается с различными доромантическими влияниями. Так, на вопрос, считать ли Жуковского романтиком, или его творчество принадлежит эпохе сентиментализма, разные исследователи отвечают по-разному. Г.А.Гуковский считал, что тот сентиментализм, из которого «вышел» Жуковский, сентиментализм «карамзинского толка», уже был ранним этапом романтизма. А.Н.Веселовский видит роль Жуковского во внесении в поэтическую систему сентиментализма отдельных романтических элементов и отводит ему место в преддверии русского романтизма. Но как бы ни решался этот вопрос, имя Жуковского тесно связано с эпохой романтизма. Будучи членом Дружеского литературного общества и сотрудничая в журнале «Вестник Европы», Жуковский играл значительную роль в утверждении романтических идей и представлений.

Именно благодаря Жуковскому в русскую литературу входит один из любимейших жанров западноевропейских романтиков – баллада. По мнению В.Г.Белинского, она позволила поэту привнести в русскую словесность «откровение тайн романтизма». Жанр литературной баллады возникает во второй половине 18 в. Благодаря переводам Жуковского русские читатели познакомились с балладами Гете, Шиллера, Бюргера, Саути, В.Скотта. «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах – соперник», эти слова принадлежат самому Жуковскому и отражают его отношение к собственным переводам. После Жуковского к жанру баллады обращаются многие поэты – А.С.Пушкин (Песнь о Вещем Олеге

, Утопленник), М.Ю.Лермонтов (Воздушный корабль , Русалка ), А.К.Толстой ( Василий Шибанов) и др. Другой жанр, прочно утвердившийся в русской литературе благодаря творчеству Жуковского, – элегия. Романтическим манифестом поэта можно считать стихотворение Невыразимое (1819). Жанр этого стихотворения – отрывок – подчеркивает неразрешимость вечного вопроса: Что наш язык земной пред дивною природой ? Если в творчестве Жуковского сильны традиции сентиментализма, то поэзия К.Н.Батюшкова, П.А.Вяземского , юного Пушкина отдают дань анакреонтической «легкой поэзии». В творчестве поэтов-декабристов – К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского и др. – ясно проступают традиции просветительского рационализма.

Историю русского романтизма принято делить на два периода. Первый заканчивается восстанием декабристов. Романтизм этого периода достиг своей вершины в творчестве А.С.Пушкина, когда он пребывал в южной ссылке. Свобода, в том числе и от деспотических политических режимов, – одна из основных тем «романтического» Пушкина. (Кавказский пленник

, Братья разбойники» , Бахчисарайский фонтан , Цыганы – цикл «южных поэм»). С темой свободы переплетаются мотивы заточения, изгнания. В стихотворении Узник создан чисто романтический образ, где даже орел – традиционный символ свободы и силы, мыслится как товарищ лирического героя по несчастью. Завершает период романтизма в творчестве Пушкина стихотворение К морю (1824). После 1825 русский романтизм изменяется. Поражение декабристов стало переломным моментом в жизни общества. Романтические настроения усиливаются, но акценты смещаются. Противопоставление лирического героя и общества становится роковым, трагическим. Это уже не сознательное уединение, бегство от суеты, а трагическая невозможность найти гармонию в обществе.

Творчество М.Ю.Лермонтова стало вершиной этого периода. Лирический герой его ранней поэзии – мятежник, бунтарь, личность, которая вступает в битву с судьбой, в битву, исход которой предопределен. Однако эта борьба неизбежна, потому что она и является жизнью (Я жить хочу! хочу печали… ). Лирическому герою Лермонтова нет равных среди людей, в нем видны и божественные и демонические черты (Нет, я не Байрон, я другой… ). Тема одиночества – одна из основных в творчестве Лермонтова, во многом дань романтизму. Но она имеет и философскую основу, связанную с концепциями немецких философов Фихте и Шеллинга. Человек – не только личность, ищущая жизнь в борьбе, но при этом сама полна противоречий, соединяющая в себе добро и зло, и во многом из-за этого одинокая и непонятая. В стихотворении Дума Лермонтов обращается к К.Ф.Рылееву, в творчестве которого жанр «думы» занимает немалое место. Ровесники Лермонтова одиноки, жизнь для них бессмысленна, они не надеются оставить свой след в истории: Его грядущее иль пусто, иль темно… . Но и для этого поколения святы абсолютные идеалы, и оно стремится к обретению смысла жизни, но ощущает недостижимость идеала. Так Дума из рассуждения о поколении становится размышлением о смысле жизни.

Поражение декабристов усиливает пессимистические романтические настроения. Это выражается в позднем творчестве писателей-декабристов, в философской лирике Е.А.Баратынского и поэтов-«любомудров» – Д.В.Веневитинова , С.П.Шевырёва, А.С.Хомякова). Развивается романтическая проза: А.А.Бестужев-Марлинский, ранние произведения Н.В.Гоголя (Вечера на хуторе близ Диканьки

), А.И.Герцен . Завершающей романтическую традицию в русской литературе можно считать философскую лирику Ф.И.Тютчева . В ней он продолжает две линии – русского философского романтизма и классицистической поэзии. Ощущая противостояние внешнего и внутреннего, его лирический герой не отказывается от земного, но устремляется к бесконечному. В стихотворении Silentium ! он отказывает «земному языку» не только в способности передать прекрасное, но и любовь, задаваясь тем самым вопросом, что и Жуковский в Невыразимом . Необходимо принять одиночество, ибо истинная жизнь настолько хрупка, что не вынесет вмешательства извне: Лишь жить в себе самом умей – / Есть целый мир в душе твоей…А размышляя об истории, Тютчев видит величие души в способности отрешиться от земного, почувствовать себя свободным (Цицерон ). В 1840-х романтизм постепенно отходит на второй план и уступает место реализму. Но традиции романтизма напоминают о себе на протяжении всего 19 в.

В конце 19 – начале

20 вв. возникает так называемый неоромантизм. Он не представляет целостного эстетического направления, его появление связано с эклектичностью культуры рубежа веков. Неоклассицизм связан, с одной стороны, с реакцией на позитивизм и натурализм в литературе и искусстве, с другой, противостоит декадентству, противополагая пессимизму и мистицизму романтическое преображение действительности, героическую приподнятость. Неоромантизм – результат разнообразных художественных поисков, характерных для культуры рубежа веков. Тем не менее это направление тесно связано с романтической традицией прежде всего общими принципами поэтики – отрицанием обыденного и прозаического, обращением к иррациональному, «сверхчувственному», склонностью к гротеску и фантастике и др.

Наталья Яровикова

P омантизм в театре. Романтизм возник как протест против классицистской трагедии , в которой к концу 18 в. строго формализованный канон достиг своего апогея. Строгая рациональность, проходящая через все компоненты классицистского спектакля – от архитектоники драматургии до актерского исполнения – вступили в полное противоречие с основополагающими принципами социального функционирования театра: классицистские спектакли перестали вызывать живой отклик зрительного зала. В стремлении теоретиков, драматургов, актеров оживить искусство театра поиски новых форм явились насущной необходимостью. Sturm und Drang ), яркими представителями которого были Ф.Шиллер (Разбойники , Заговор Фиеско в Генуе , Коварство и любовь ) и И.В.Гете (в своих ранних драматических опытах: Гец фон Берлихинген и др.). В полемике с классицистским театром «штюрмеры» разрабатывали жанр свободной по форме тираноборческой трагедии, главным героем которой становится сильная личность, восстающая против законов общества. Однако эти трагедии еще во многом подчинены законам классицизма: в них соблюдены три канонических единства ; язык пафосно торжественен. Изменения скорее касаются проблематики пьес: на смену строгой рациональности нравственных конфликтов классицизма приходит культ неограниченной свободы личности, мятежный субъективизм, отвергающий все возможные законы: морали , нравственности, социума. В полной мере эстетические принципы романтизма были заложены в период т.н. Веймарского классицизма, тесно связанного с именем И.В.Гете , руководившего на рубеже 18 – 19 вв. придворным Веймарским театром. Не только драматургическая (Ифигения в Тавриде , Клавиго , Эгмонт и др.), но и режиссерская и теоретическая деятельность Гете заложила основы эстетики театрального романтизма: воображение и чувство. Именно в Веймарском театре того времени было впервые сформулировано требование к актерам вживаться в роль , а в театральную практику впервые введены застольные репетиции .

Однако особенно остро проходило становление романтизма во Франции. Причины этого двояки. С одной стороны, именно во Франции особенно сильны были традиции театрального классицизма: справедливо считается, что свое законченное и совершенное выражение классицистская трагедия приобрела в драматургии П.Корнеля и Ж.Расина . И, чем сильнее традиции, тем жестче и непримиримее протекает борьба с ними. С другой стороны, коренным преобразованиям во всех областях жизни дала толчок французская буржуазная революция 1789 и контрреволюционный переворот 1794. Идеи равенства и свободы, протеста против насилия и социальной несправедливости оказались чрезвычайно созвучными проблематике романтизма. Это дало мощный толчок развитию французской романтической драматургии. Ее славу составили В.Гюго (Кромвель , 1827; Марион Делорм , 1829; Эрнани , 1830; Анджело , 1935; Рюи Блаз , 1938 и др.); А. де Виньи (Жена маршала д"Анкр, 1931; Чаттертон, 1935; переводы пьес Шекспира); А.Дюма-отец (Антони, 1931; Ричард Дарлингтон, 1831; Нельская башня, 1832; Кин, или Беспутство и гениальность, 1936); А. де Мюссе (Лорензаччо, 1834). Правда, в своей поздней драматургии Мюссе отошел от эстетики романтизма, переосмыслив его идеалы в ироническом и несколько пародийном ключе и насыщая свои произведения изящной иронией (Каприз, 1847; Подсвечник , 1848; Любовью не шутят , 1861 и др.).

Драматургия английского романтизма представлена в творчестве великих поэтов Дж.Г.Байрона (Манфред , 1817; Марино Фальеро , 1820 и др.) и П.Б.Шелли (Ченчи , 1820; Эллада , 1822); немецкого романтизма – в пьесах И.Л.Тика (Жизнь и смерть Геновевы , 1799; Император Октавиан , 1804) и Г.Клейста (Пентесилея , 1808; Принц Фридрих Гомбургский , 1810 и др.).

Романтизм оказал огромное влияние на развитие актерского искусства: впервые в истории основой создания роли стал психологизм. На смену рационально выверенной актерской манере классицизма пришла бурная эмоциональность, яркая драматическая экспрессия, многогранность и противоречивость психологической разработки характеров. Сопереживание вернулось в зрительные залы; кумирами публики стали крупнейшие драматические актеры-романтики: Э.Кин (Англия); Л.Девриент (Германия), М.Дорваль и Ф.Леметр (Франция); А.Ристори (Италия); Э.Форрест и Ш.Кашмен (США); П.Мочалов (Россия).

Под знаком романтизма развивается и музыкально-театральное искусство первой половины 19 в. – как опера (Вагнер, Гуно, Верди, Россини, Беллини и др.), так и балет (Пуни, Маурер и др.).

Романтизм обогатил и палитру постановочно-выразительных средств театра. Впервые принципы искусства художника, композитора, декоратора начали рассматриваться в контексте эмоционального воздействия на зрителя, выявления динамики действия.

К середине 19 в. эстетика театрального романтизма, казалось, себя изжила; на смену ей шел реализм, вобравший в себя и творчески переосмысливший все художественные достижения романтиков: обновление жанров, демократизацию героев и литературного языка, расширение палитры актерских и постановочных средств. Однако в 1880–1890-х в театральном искусстве сформировалось и укрепилось направление неоромантизма – преимущественно как полемика с натуралистическими тенденциями в театре. Неоромантическая драматургия в основном развивалась в жанре стихотворной драмы, близкой лирической трагедии. Лучшие пьесы неоромантиков (Э.Ростан , А.Шницлер , Г.Гофмансталь, С.Бенелли) отличаются напряженным драматизмом и изысканным языком.

Несомненно, эстетика романтизма с его эмоциональной приподнятостью, героическим пафосом, сильными и глубокими чувствами чрезвычайно близка именно театральному искусству, принципиально строящемуся на сопереживании и ставящему своей главной целью достижение катарсиса. Именно поэтому романтизм просто не может безвозвратно кануть в прошлое; во все времена спектакли этого направления будут востребованы публикой.

Татьяна Шабалина

ЛИТЕРАТУРА Гайм Р. Романтическая школа . М., 1891
Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом . Л., 1962
Европейский романтизм . М., 1973
Эпоха романтизма. Из истории международных связей русской литературы . Л., 1975
Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978
Русский романтизм . Л., 1978
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Западно-европейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX — XX вв. Очерки. М., 2001
Манн Ю. Русская литература XIX в. Эпоха романтизма . М., 2001

Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, появившееся в 90-х годах 18 века в Европе и получившее широкое распространение в других странах мира (Россия входит их число), а также в Америке. Основными идеями данного направления является признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и целительном ключе.

Появившись в эпоху Великой Французской Революции и мировой промышленной революции, романтизм сменил такое направление как классицизм и эпоху Просвещения в целом. В противопоставление приверженцам классицизма, поддерживающим идеи культового значения человеческого разума и зарождение цивилизации на его основах, романтики ставят на пьедестал поклонения мать-природу, подчеркивают важность естественных чувств и свободу стремлений каждой личности.

(Алан Мэйли "Изящный век" )

Революционные события конца 18 века полностью изменили ход привычной жизни, как во Франции, так и в других в странах Европы. Люди, чувствуя острое одиночество, отвлекались от своих проблем, играя в различные азартные игры, и развлекаясь самыми различными способами. Именно тогда возникла идея вообразить, будто человеческая жизнь это бесконечная игра, где есть победители и побежденные. В романтических произведениях часто изображались герои, выступающие против окружающего мира, бунтующие против судьбы и рока, одержимые собственными мыслями и размышлениями о собственном идеализированном виденье мира, остро не совпадающим с реальностью. Осознав свою беззащитность в мире, где правит капитал, многие романтики находились в смятении и растерянности, ощущая себя бесконечно одинокими в окружающей их жизни, в чем и заключался главный трагизм их личности.

Романтизм в русской литературе XIX века

Главными событиями, имевшими огромное влияние на ход развития романтизма в России, были Война 1812 года и восстание декабристов 1825 года. Однако отличаясь самобытностью и оригинальностью, русский романтизм начала 19 века является неотделимой частью общеевропейского литературного движения и обладает его общими чертами и основными принципами.

(Иван Крамской "Неизвестная" )

Возникновение русского романтизма совпадает по времени с назреванием социально-исторического перелома в жизни общества того времени, когда общественно-политический уклад Российской державы находился в неустойчивом, переходном состоянии. Люди передовых взглядов, разочаровавшись в идеях эпохи Просвещения, пропагандирующие создание нового общества, основанного на принципах разума и торжества справедливости, решительно отторгнув принципы буржуазной жизни, не понимая суть антагонистических жизненных противоречий, чувствовали ощущения безысходности, потерянности, пессимизма и неверия в разумное решение конфликта.

Главной ценностью представители романтизма считали человеческую личность, и заключенный в ней таинственный и прекрасный мир гармонии, красоты и высоких чувств. В своих произведениях представители данного направления изображали не реальный мир, слишком низменный и пошлый для них, они отображали вселенную чувств главного героя, его внутренний мир, наполненный мыслями и переживаниями. Через их призму и проступают очертания реального мира, с которым он не может смириться и поэтому старается возвыситься над ним, не подчиняясь его социально-феодальным законам и моралям.

(В. А Жуковский )

Одним из основоположников русского романтизма считается известный поэт В.А Жуковский, создавший ряд баллад и поэм, имевших сказочное фантастическое содержание («Ундина», «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее»). Его произведениям присущ глубокий философский смысл, стремление к нравственному идеалу, его поэмы и баллады наполнены его личными переживаниями и размышлениями, присущие романтическому направлению.

(Н. В. Гоголь )

Задумчивые и лирические элегии Жуковского сменяют романтические произведения Гоголя («Ночь перед Рождеством») и Лермонтова, творчество которых носит своеобразный отпечаток идейного кризиса в сознании общественности, впечатленной разгромом движения декабристов. Поэтому романтизм 30-х годов 19 века характеризуется разочарованием в реальной жизни и уходом в придуманный мир, где все гармонично и идеально. Романтические главные герои изображались как люди, оторванные от действительности и потерявшие интерес к земной жизни, вступающие в противоречие с обществом, и обличающие сильных мира сего в их грехах. Личная трагедия этих людей, наделенных высокими чувствами и переживаниями, состояла в гибели их нравственных и эстетических идеалов.

Умонастроения прогрессивно думающих людей той эпохи наиболее ярко отразилось в творческом наследии великого русского поэта Михаила Лермонтова. В его произведениях «Последний сын вольности», «Новгороду», в которых четко прослеживается образец республиканского вольнолюбия древних славян, автор выражает горячее сочувствие борцам за свободу и равенство, тем, кто выступает против рабства и насилия над личностью людей.

Для романтизма характерно обращение к историческим и национальным истокам, к народному фольклору. Это наиболее ярко проявилось в последующих произведениях Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), а также в цикле стихотворений и поэм о Кавказе, который воспринимался поэтом как страна вольнолюбивых и гордых людей, противостоящих стране рабов и господ под властью царя-самодержца Николая I. Образы главных в произведениях «Измаил-бей» «Мцыри» изображены Лермонтовым с большой страстью и лирическим пафосом, несут ореол избранников и борцов за свою Отчизну.

К романтическому направлению также можно отнести раннюю поэзию и прозу Пушкина («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), поэтические произведения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова, творчество поэтов-декабристов К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева-Марлинского, В. К. Кюхельбекера.

Романтизм в зарубежной литературе XIX века

Главной особенностью европейского романтизма в зарубежной литературе 19 века является фантастичность и сказочность произведений данного направления. В своем большинстве это легенды-сказки, повести и новеллы с фантастическим, нереальным сюжетом. Наиболее выразительно романтизм проявился в культуре Франции, Англии и Германии, каждая из стран внесла свой особенный вклад в развитие и распространение данного культурного явления.

(Франсиско Гойя " Урожай" )

Франция . Здесь литературные произведения в стиле романтизма носили яркий политический окрас, во многом настроенный против новоявленной буржуазии. По мнению французских писателей, новое общество, появившееся в результате социальных перемен после Великой Французской революции, не понимало ценность личности каждого человека, губило ее красоту и подавляло свободу духа. Наиболее известные произведения: трактат «Гений христианства», повести «Аттала» и «Рене» Шатобриана, романы «Дельфина», «Корина» Жермены де Сталь, романы Жорж Санд, Гюго «Собор Парижской богоматери», серия романов о мушкетерах Дюма, собрание сочинений Оноре Бальзака.

(Карл Бруллов "Всадница" )

Англия . В английских легендах и преданиях романтизм присутствовал довольно давно, но не выделялся как отдельное направление до середины 18 века. Английские литературные произведения отличает наличие немного мрачноватой готики и религиозного содержания, здесь присутствует много элементов национального фольклора, культуры рабочего и крестьянского класса. Отличительная особенность содержания английской прозы и лирики - описание путешествий и странствий в далекие земли, их исследование. Яркий пример: «Восточные поэмы», «Манфред», «Путешествие Чайльд-Гарольда» Байрона, «Айвенго» Вальтера Скотта.

Германия . Огромное влияние на основы немецкого романтизма оказало идеалистическое философское мировоззрение, которое пропагандировало индивидуализм личности и его свободу от законов феодального общества, вселенная рассматривалась как единая живая система. Немецкие произведения, написанные в духе романтизма, наполнены размышлениями о смысле человеческого бытия, жизни его души, также они отличаются сказочными и мифологическими мотивами. Наиболее яркие немецкие произведения в стиле романтизма: сказки Вильгельма и Якоба Гримма, новеллы, сказки, романы Гофмана, произведения Гейне.

(Каспар Давид Фридрих "Этапы жизни" )

Америка . Романтизм в американской литературе и искусстве развивался немного позже, чем в странах Европы (30-е года 19 века), его расцвет приходится на 40-60-е годы 19 столетия. Огромное влияние на его появление и развитие оказали такие масштабные исторические события как война за независимость США в конце 18 века и гражданская война между Севером и Югом (1861-1865 годов). Американские литературные произведения условно можно поделить на два вида: аболиционистские (поддерживающие права рабов и их освобождение) и восточные (сторонники плантаторства). Американский романтизм основывается на тех же идеалах и традициях, что и европейский, в его переосмыслении и понимании на свой лад в условиях своеобразного уклада и темпа жизни жителей нового, малоизведанного материка. Американские произведения того периода богаты на национальные веяния, в них остро чувствуется чувство независимости, борьбы за свободу и равенство. Яркие представители американского романтизма: Вашигтон Ирвинг («Легенда о сонной лощине», «Жених-призрак», Эдгар Аллан По («Лигейя», «Падение дома Ашеров»), Герман Мелвилл («Моби Дик», «Тайпи»), Натаниэль Готорн («Алая Буква», «Дом о семи фронтонах»), Генри Уодсворт Лонгфелло («Легенда о Гайавате»), Уолт Уитмен, (поэтический сборник «Листья травы»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), Фенимор Купер («Последний из могикан»).

И пусть романтизм в искусстве и литературе царил совсем недолго, и на смену героизму и рыцарству пришел прагматичный реализм, это ни в коей мере не уменьшает его вклад в развитие мировой культуры. Произведения, написанные в данном направлении, любят и читают с огромным удовольствием большое количество поклонников романтизма во всем мире.

К концу 18 века классицизм и сентиментализм как целостные направления уже не существуют. В недрах отживавших свой век классицизма и сентиментализма стало зарождаться новое направление, которое впоследствии назвали предромантизмом .

Предромантизм – общеевропейское явление в литературе рубежа 18 и 19 веков. В начале 19 века предромантизм наиболее ярко проявился в творчестве поэтов и прозаиков, объединившихся в 1801 году в «Вольное общество любителей русской словесности, наук и художеств», куда вошли И.П. Пнин, А.Х. Востоков, В.В. Попугаев, А.Ф. Мерзляков, К.Н. Батюшков, В.А. и Н.А. Радищевы, Н.И. Гнедич. Русский предромантизм сформировался под влиянием идей французских просветителей Руссо, Гердера и Монтескье.

Между предромантизмом и собственно романтизмом есть два существенных отличия, и оба они связаны с характером героя. Если романтическим героем был, как правило, бунтарь, раздираемый противоречиями, то герой предромантизма, испытывая конфликт с окружающим миром, в борьбу с обстоятельствами не вступает . Герой романтизма – личность противоречивая, герой предромантизма – личность страдающая и одинокая, но целостная и гармоничная .

Алексей Фёдорович Мерзляков
Самой яркой фигурой предромантизма стал Алексей Фёдорович Мерзляков (1778 – 1830), профессор Московского университета, переводчик, учитель Вяземского, Тютчева и Лермонтова. Ведущим жанром в лирике Мерзлякова стала российская песня – стихотворение, близкое по поэтике к народным песням. Мир поэта исполнен особой красоты: в его стихах часты такие образы, как красное солнышко, светлый месяц, алые розы, шумящие ключи, зелёные сады, чистые реки. Герой поэзии Мерзлякова – одинокий, страдающий без любви и понимания близких молодой человек. Героиня поэзии Мерзлякова – девица-красавица, красивая от природы и уподобляемая птицам и зверям. К лучшим произведениям Мерзлякова относятся «Среди долины ровныя», «Не липочка кудрявая», «Соловушко», «Ожидание». В его произведениях преобладает субъективно-личное начало, и в этом смысле Мерзляков – предшественник поэта А.В. Кольцова.

Василий Андреевич Жуковский

Собственно романтизм начал складываться в России во втором десятилетии 19 века – первоначально в творчестве В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852) считается основателем русского романтизма. Его поэтическое мироощущение сложилось под влиянием творчества Державина и Карамзина, а также под влиянием немецкой романтической лирики. Основной мотив поэзии Жуковского – злой рок, тяготеющий над жизнью человека . Жуковский работал в жанрах баллады, элегии, поэмы, сказки, романтической повести.
В элегиях Жуковский впервые показал исполненную страданиями душу человека. Его элегии носят философский характер. Основная идея – мысль о скоротечности и таинственности жизни («Море», «Вечер», «Сельское кладбище»).
Своего расцвета романтизм достиг в творчестве Е.А. Баратынского, Д.В. Веневитинова, поэтов-декабристов и раннего А.С. Пушкина. Закат русского романтизма связывают с творчеством М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева.

Характерные черты романтизма как художественного метода.

1. Общая тенденция романтизма – неприятие окружающего мира, его отрицание . Для романтического героя существуют два мира: мир реальный, но несовершенный, и мир мечты, мир идеальный. Эти миры в сознании героя трагически разделены.

2. Романтический герой – это герой-бунтарь . Его борьба за осуществление мечты завершается либо крахом мечты, либо гибелью героя.

3. Герой романтического произведения находится вне общественно-исторических связей . Его характер, как правило сформировался сам по себе, а не под влиянием эпохи, исторических обстоятельств.

5. Романтический герой живёт и действует в исключительных, нередко экстремальных обстоятельствах – в ситуации несвободы, войны, опасного путешествия, в экзотической стране и т.п.

6. Для поэзии романтиков характерно использование образов-символов. Например, у поэтов философского течения роза – символ быстро увядающей красоты, камень – символ вечности и неподвижности; у поэтов гражданско-героического течения кинжал или меч – символы борьбы за свободу, а имена тираноборцев содержат намёк на необходимость бороться с неограниченной властью монарха (например, Брут, убийца Юлия Цезаря, рассматривался поэтами-декабристами как положительная историческая личность).

7. Романтизм субъективен по своей сути. Произведения романтиков носят исповедальный характер.

Константин Николаевич Батюшков

В русском романтизме выделяют 4 течения :
а) философское (Батюшков, Баратынский, Веневитинов, Тютчев),
б) гражданско-героическое (Рылеев, Кюхельбекер, Вяземский, Одоевский),
в) элегическое (Жуковский),
г) лермонтовское .

Первые два течения – философское и гражданско-героическое – противостояли друг другу, так как преследовали противоположные цели. Вторые два – элегическое и лермонтовское – представляли собой особые модели романтизма.

Кондратий Фёдорович Рылеев

Творчество поэтов, принадлежавших к философскому течению, базировалось на идеях английского и немецкого романтизма. Они считали, что романтическая поэзия должна ориентироваться только на вечные темы любви, смерти, искусства, природы. Всё суетное, сиюминутное рассматривалось как недостойная пера поэта тема.

В этом отношении они противостояли поэтам гражданско-героического течения, считавшим своим священным долгом обращаться в поэзии к общественным проблемам, пробуждать и воспитывать в читателе патриотические чувства, призывать его на борьбу с самодержавием и социальной несправедливостью. Любые отклонения от гражданской тематики поэты-декабристы полагали недопустимыми для истинных романтиков.