Андрей белый бердичев. Краткая биография: Бугаев Борис Николаевич

Андрей Белый (1880–1934) - русский писатель, поэт, прозаик, публицист, критик, мемуарист. Его не сразу признавали критики и читатели и называли «непристойным клоуном» за его своеобразный юмор, но впоследствии он будет признан одним из самых неординарных и влиятельных символистов серебряного века. Давайте взглянем на наиболее интересные факты из жизни Андрея Белого .

  1. Настоящее имя писателя - Борис Николаевич Бугаев . Псевдоним «Андрей Белый» был предложен его учителем и наставником М.С.Соловьевым. Белый цвет символизирует чистоту, высоту помыслов и успокоение. Б. Бугаев использовал и другие псевдонимы: А., Альфа, Быков, В., Гамма, Дельта и другие.
  2. Будущий писатель родился в семье профессора физико-математического факультета Московского университета и первой московской красавицы . Отношения родителей мальчика были сложными и во многом повлияли на формирование его личности, так как каждый пытался привить сыну свои ценности: отец – интерес к науке, мать – любовь к искусству и музыке.

  3. Белый обладал незаурядной внешностью, многие считали его красивым, но взгляд Андрея не единожды описывали, как «безумный» . Современники выделяли не только необычную внешность писателя, но и его повадки.

  4. Будучи подростком, Андрей познакомился с семьей Соловьевых, что впоследствии сильно повлияло на карьеру будущего писателя . С подачи Соловьевых начинает интересоваться литературой, новейшим искусством, и философией. Благодаря М.С. Соловьеву творчество Белого вышло в печать.

  5. Белый был прилежным студентом и любил учиться . Андрей обладал великолепными способностями к математике; был успешен как в точных, так и гуманитарных дисциплинах, что позволило ему с отличием окончить знаменитую гимназию имени Л.И. Поливанова.

  6. В 1903 году по настоянию отца будущий писатель завершил обучение на естественном отделении физико-математического факультета в Московском университете , а в 1904 поступил на историко-филологический, где недоучился из-за отъезда за границу.

  7. В 1901 году Белый выпустил свое первое литературное произведение в жанре «симфонии» (вторая драматическая симфония) . Необычное творение вызвало недоумение и критику среди читателей, однако его сумели оценить коллеги-символисты.

  8. Белый инициировал знакомство с Александром Блоком . Писатели долгое время делились опытом и вскоре стали очень близки. Однако позже оба друга становятся вовлечены в «любовный треугольник» вследствие чего их пути разошлись. Белый назвал свои почти двадцатилетние отношения с Блоком «дружбой-враждой».

  9. Несколько лет Андрей был влюблён в супругу А. Блока Любовь Менделееву . Их роман длился 2 года. Блок был любителем злачных заведений, из-за его супруга страдала и находила утешение в обществе Белого. Блок знал об этих отношениях, но не проявлял к ним особого интереса. В конечном итоге Менделеева разорвала отношения с Белым, чем нанесла ему сильнейший удар. Позже писатель посвятит Любе множество своих произведений.

  10. Разрыв с возлюбленной чуть не довел писателя до самоубийства . Однако в то утро, когда он собрался свести счеты с жизнью, приглашение повидаться от Менделеевой вселило огонек надежды в разбитое сердце.

  11. Писатель дважды был женат . Первой его супругой стала Анна Алексеевна (Ася) Тургенева. Союз недолго был счастливым, и в 1918 году пара рассталась. Клавдия Николаевна Васильева стала второй женой Белого. У пары сложились дружеско-доверительные отношения.

  12. Много лет жил в Европе, трудился в Горьковском журнале «Беседа» в Берлине , а также работал над своими произведениями.

  13. В 1912 сошелся Андрей сошелся с Рудольфом Штейнером и впоследствии 4 года прожил в его резиденции в Швейцарии вместе с супругой Асей . Там он принял участие в строительстве храма под руководством Штейнера, которое велось непрофессиональными строителями.

  14. Андрей Белый скончался в возрасте 54 лет от инсульта и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

  15. В квартире на Арбате, где до 26 лет жил писатель, сейчас располагается мемориальный музей , посвященный жизни и творчеству Андрея Белого. Адрес музея: Москва, ул. Арбат 55.

Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев). Родился 14 (26) октября 1880 год, Москва - умер 8 января 1934, Москва. Русский писатель, поэт, критик, мемуарист, стиховед, один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма в целом.

Родился в семье математика Николая Васильевича Бугаева (1837-1903), декана физико-математического факультета Московского университета, и его жены Александры Дмитриевны, урождённой Егоровой (1858-1922).

До двадцати шести лет жил в самом центре Москвы, на Арбате, в квартире, где он провёл детские и юношеские годы, в настоящее время действует мемориальная квартира. Бугаев-старший обладал широкими знакомствами среди представителей старой московской профессуры; в доме бывал Лев Толстой.

В 1891-1899 гг. Борис Бугаев закончил знаменитую московскую гимназию Л. И. Поливанова, где в последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу. Особое влияние на Бориса оказывали тогда Достоевский, Ибсен, Ницше. Здесь у него пробудился интерес к поэзии, в особенности к французской и русским символистам ( , Брюсов, Мережковский).

В 1895 г. сблизился с Сергеем Соловьёвым и его родителями - Михаилом Сергеевичем и Ольгой Михайловной, а вскоре и с братом Михаила Сергеевича - философом Владимиром Соловьёвым.

В 1899 году по настоянию отца поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. С юношеских лет пытался соединить художественно-мистические настроения с позитивизмом, со стремлением к точным наукам. В университете он работает по зоологии беспозвоночных, изучает труды Дарвина, химию, но не пропускает ни одного номера «Мира искусства». Осенью 1899 года Борис, по его выражению, «всецело отдается фразе, слогу».

В декабре 1901 года Белый знакомится со «старшими символистами» - Брюсовым, Мережковским и Гиппиус. Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты».

В 1904 году «аргонавты» собирались на квартире у Астрова. На одном из заседаний кружка было предложено издать литературно-философский сборник под названием «Свободная совесть», и в 1906 году вышли две книги этого сборника.

В 1903 году Белый вступил в переписку с , а через год состоялось их личное знакомство. До этого, в 1903 году он с отличием окончил университет. С момента основания журнала «Весы» в январе 1904 года Андрей Белый стал тесно сотрудничать с ним.

Осенью 1904 года поступил на историко-филологический факультет Московского университета, выбрав руководителем Б. А. Фохта, однако в 1905 году прекратил посещать занятия, в 1906 году подал прошение об отчислении и стал заниматься исключительно литературной работой.

После мучительного разрыва с Блоком и его женой Любовью Менделеевой Белый полгода жил за рубежом. В 1909 году стал одним из сооснователей издательства «Мусагет».

В 1911 году совершил ряд путешествий через Сицилию - Тунис - Египет - Палестину (описано в «Путевых заметках»).

В 1910 г. Бугаев, опираясь на владение математическими методами, читал начинающим поэтам лекции о просодии - по словам Д. Мирского, «дата, с которой можно отсчитывать само существование русского стиховедения как отрасли науки».

С 1912 года редактировал журнал «Труды и дни», основной темой которого были теоретические вопросы эстетики символизма.

В 1912 в Берлине он познакомился с Рудольфом Штейнером, стал его учеником и без оглядки отдался своему ученичеству и антропософии.

Фактически отойдя от прежнего круга писателей, работал над прозаическими произведениями. Когда разразилась война 1914 года, Штейнер со своими учениками, в том числе и с Андреем Белым, находились в швейцарском Дорнахе, где начиналось строительство Гётеанума. Этот храм строился собственными руками учеников и последователей Штейнера. Перед началом Первой Мировой войны А. Белый посетил могилу Фридриха Ницше в деревушке Рёккен под Лейпцигом и мыс Аркона на острове Рюген.

В 1916 году Б. Н. Бугаев был вызван в Россию «для проверки своего отношения к воинской повинности» и кружным путём через Францию, Англию, Норвегию и Швецию прибыл в Россию. Жена за ним не последовала. После Октябрьской революции он вёл занятия по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей.

С конца 1919 г. Белый задумывался о возвращении к жене в Дорнах, за границу его выпустили только в начале сентября 1921 г. Из объяснения с Асей стало ясно, что продолжение совместной семейной жизни невозможно. Владислав Ходасевич и другие мемуаристы запомнили его изломанное, скоморошеское поведение, «выплясывание» трагедии в берлинских барах: «его фокстрот - чистейшее хлыстовство: даже не свистопляска, а христопляска», - говорила .

В октябре 1923 г. Белый неожиданно вернулся в Москву за своей подругой Клавдией Васильевой. «Белый - покойник, и ни в каком духе он не воскреснет», - писал в «Правде» в то время .

В марте 1925 года он снял две комнаты в Кучине под Москвой.

Среди последних работ Андрея Белого - теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и "Медный всадник"» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934), которые позволили назвать его «гением въедливости». Сокращённое изложение теоретических выкладок Белого о ритме русского стиха приведено Набоковым в приложении к переводу «Евгения Онегина» на английский язык (Notes on Prosody).

Писатель умер на руках у своей жены Клавдии Николаевны 8 января 1934 года от инсульта - следствие солнечного удара, случившегося с ним в Коктебеле. Такая судьба была предсказана им в сборнике «Пепел» (1909).

Личная жизнь Андрея Белого:

Белый состоял в «любовных треугольниках» сразу с двумя собратьями по течению - Валерием Брюсовым и Александром Блоком. Отношения Белого, Брюсова и Нины Петровской вдохновили Брюсова на создание романа «Огненный ангел» (1907).

В 1905 году Нина Петровская стреляла в Белого.

Треугольник Белый - Блок - Любовь Менделеева замысловато преломился в романе «Петербург» (1913). Некоторое время Любовь Менделеева-Блок и Белый встречались в съёмной квартире на Шпалерной улице. Когда же она сообщила Белому, что остаётся с мужем, а его хочет навсегда вычеркнуть из жизни, Белый вступил в полосу глубокого кризиса, едва не закончившегося самоубийством.

Ощущая себя покинутым всеми, он уехал за границу.

По возвращении в Россию в апреле 1909 года Белый сблизился с Анной Тургеневой («Ася», 1890-1966, племянница великого русского писателя ). В декабре 1910 она сопровождала Белого в путешествии по Северной Африке и Ближнему Востоку. 23 марта 1914 года женился на ней. Церемония бракосочетания состоялась в Берне.

В 1921 году, когда писатель вернулся к ней в Германию после пяти лет пребывания в России, Анна Алексеевна предложила ему разойтись навсегда. Она осталась жить в Дорнахе, посвятив себя служению делу Рудольфа Штейнера. Её называли «антропософской монахиней». Будучи талантливой художницей, Ася сумела выработать особый стиль иллюстраций, которыми пополняла антропософские издания. Её «Воспоминания об Андрее Белом», «Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума» содержат интересные подробности их знакомства с антропософией, Рудольфом Штейнером и многими талантливыми людьми Серебряного века. Её образ можно узнать в Кате из «Серебряного голубя».

В октябре 1923 года Белый вернулся в Москву. В его жизни появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы - Клавдия Николаевна Васильева (урожд. Алексеева; 1886-1970) стала последней подругой Белого. Тихая, заботливая Клодя, как называл её писатель, 18 июля 1931 года стала супругой Белого.



(1880 - 1934)

Белый Андрей - псевдоним. Настоящее имя - Бугаев Борис Николаевич, поэт.
Родился 14 октября (26 н.с.) в Москве в семье профессора Московского университета. Получил прекрасное домашнее образование. Учился в гимназии крупного педагога Л. Поливанова, где проявились его незаурядные гуманитарные дарования, проявившиеся в занятиях литературой и философией. Среди русских классиков особо ценил Н. Гоголя и Ф. Достоевского. В 1903 окончил естественное отделение математического факультета Московского университета. Наряду с изучением трудов Ч. Дарвина и философов-позитивистов увлекался теософией и оккультизмом, религиозной философией и поэзией Вл. Соловьева и философско-поэтическим творчеством Ф. Ницше. В то же время "серьезно относился к вопросам религиозным".
Принадлежал к символистам "младшего поколения" (вместе с А.Блоком, Вяч. Ивановым, С.Соловьевым, Эллисом). В 1904 выходит первый сборник стихов "Золото в лазури", дополненный особым разделом "Лирические отрывки в прозе". А. Белый был одним из теоретиков русского символизма "второй волны", разработчиком нового эстетического мировидения. Развивая тезис о музыке как о главенствующем виде искусства и необходимости подчинения ей других, он попытался создать литературное произведение по музыкальным законам: это его четыре "симфонии" - "Северная" (1901), "Драматическая", "Возврат" (1902), "Кубок метелей" (1907), воплотившие основные идеи русского религиозно-философского, теургического символизма. От "симфоний" начинается прямая линия к орнаментантной стилистике первого романа Белого "Серебряный голубь", написанного через год.
Революция 1905 - 07 заставила А.Белого обратиться к действительности, вызвала интерес к общественным проблемам. В 1909 выходят сборники "Пепел", затем "Урна".
В 1912 вместе с женой, художницей А. Тургеневой, уезжает в Европу, где увлекается мистическим учением Р.Штейнера, основателем антропософии. В 1914 поселяется в антропософском центре в Швейцарии, вместе с другими последователями Штейнера принимает участие в строительстве Иоаннова храма. Здесь его застает война, и только в 1916 он возвращается в Россию.
В эти годы прозаические произведения занимают главное место в его творчестве. Среди них наиболее знаменит роман "Петербург" (1913 - 14, вторая редакция - 1922). А. Белый не был враждебно настроен к Октябрьской революции, хотя и не стал ее певцом. В послереволюционные годы вел занятия по теории поэзии с молодыми писателями в Пролеткульте, издавал журнал "Записки мечтателей".
В 1920-е были написаны повести "Котик Летаев" (1922), "Крещеный китаец" (1927), историческая эпопея "Москва".
Последние годы жизни А. Белый посвятил писанию обширных мемуаров, представляющих чрезвычайно большой интерес для истории и литературоведения ("На рубеже двух столетий", 1930, "Начало века. Воспоминания", 1933, "Между двух революций", 1934). 8 января 1934 он скончался в Москве.

Настоящие имя и фамилия – Борис Николаевич Бугаев .

Андрей Белый – русский поэт, прозаик, теоретик символизма, критик, мемуарист – родился 14 (26) октября 1880 года в Москве в семье математика Н.В. Бугаева, который в 1886-1891 – декан физико-математического факультета Московского университета, основатель Московской математической школы, предвосхитивший многие идеи К. Циолковского и русских «космистов». Мать занималась музыкой и пыталась противопоставить художественное влияние «плоскому рационализму» отца. Суть этого родительского конфликта постоянно воспроизводилась Белым в его позднейших произведениях.

В 15 лет познакомился с семьей брата Вл.С. Соловьева – М.С. Соловьевым, его женой, художницей О.М. Соловьевой, и сыном, будущим поэтом С.М. Соловьевым. Их дом стал второй семьей для А. Белого, здесь сочувственно встретили его первые литературные опыты, придумали псевдоним, познакомили с новейшим искусством и философией (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл.С. Соловьев). В 1891-1899 Белый учился в Московского частной гимназии Л.И. Поливанова. В 1903 году он окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1904 году поступил на историко-филологический факультет, однако в 1906 году подал прошение об отчислении.

В 1901 году Белый сдал в печать «Симфонию (2-ю, драматическую)». Жанр литературной «симфонии,» созданный А. Белым (при жизни были опубликованы «Северная симфония (1-я, героическая)» (1904 ), «Возврат» (1905 ), «Кубок метелей» (1908 )), продемонстрировал ряд существенных черт его поэтики: тяготение к синтезу слова и музыки (система лейтмотивов, ритмизация прозы, перенесение структурных законов музыкальной формы в словесные композиции), соединение планов вечности и современности.

В 1901-1903 гг . входил в среду московских символистов, группирующихся вокруг издательства «Скорпион» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис) и «Гриф»; затем познакомился с организаторами петербургских Религиозно-философских собраний и издателями журнала «Новый путь» Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус. С января 1903 года начал переписку с А. Блоком (личное знакомство состоялось 1904 г .), с которым его связали годы «дружбы-вражды». Осенью 1903 года Андрей Белый стал одним из организаторов и идейных вдохновителей кружка «аргонавтов» (Эллис, С.М. Соловьев, А.С. Петровский, Э.К. Метнер и др.), исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества («теургин»), равенства «текстов жизни» и «текстов искусства», любви-мистерии как пути к эсхатологическому преображению мира. «Аргонавтические» мотивы развивались в статьях Белого этого периода, напечатанных в журналах «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно», а также в сборнике стихов «Золото в лазури» (1904 ).

Крушение «аргонавтического» мифа в сознании Андрея Белого (1904-1906 ) произошло под влиянием ряда факторов: смещения философских ориентиров от эсхатологии Ф. Ницше и Вл.С. Соловьева к неокантиантству и проблемам гносеологического обоснования символизма, трагических перипетий неразделенной любви к Л.Д. Блок (отразившихся в сборнике «Урна», 1909 ), раскола и ожесточенной журнальной полемики в символистском лагере. События Революции 1905-1907 гг. были восприняты Белым поначалу в русле анархического максимализма, однако именно в этот период в его поэзии появляются социальные мотивы и «некрасовские» ритмы и интонации (сборник стихов «Пепел», 1909 ).

1909-1910 гг . – начало перелома в мироощущении А. Белого, поиск новых позитивных жизненных путей. Подводя итоги прежней творческой деятельности, издал три тома критических и теоретических статей («Символизм», «Луг зеленый», оба 1910 ; «Арабески», 1911 ). Попытки обретения «новой почвы», синтеза Запада и Востока ощутимы в романе «Серебряный голубь» (1909 ). Началом возрождения стало сближение и гражданский брак с художницей А.А. Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910-1912 , Сицилия – Тунис – Египет – Палестина), описанные в двух томах «Путевых заметок». Вместе с ней Андрей Белый переживает годы восторженного ученичества у создателя антропософии Р. Штайнера. Высшее творческое достижение этого периода – роман «Петербург» (1913-1914 ), сосредоточивший в себе историософскую проблематику, связанную с осмыслением пути России между Западом и Востоком, и оказавший огромное влияние на крупнейших романистов 20 века (М. Пруст, Дж. Джойс и др.).

В 1914-1916 гг . жил в Дорнахе (Швейцария), участвуя в строительстве антропософского храма «Гетеанум». В августе 1916 вернулся в Россию. В 1915-1916 гг . создал роман «Котик Летаев» - первый в задуманной серии автобиографических романов (продолжение – роман «Крещёный китаец», 1921 ). Начало Первой мировой войны Белый воспринял как общечеловеческое бедствие, русскую революцию 1917 – как возможный выход из глобальной катастрофы. Культурфилософские идеи этого времени нашли воплощение в эссеистическом цикле «На перевале» («I. Кризис мысли», 1918 ; «II. Кризис мысли», 1918 ; «III. Кризис культуры», 1918 ), очерке «Революция и культура» (1917 ), поэме «Христос воскрес» (1918 ), сборнике стихов «Звезда» (1922 ).

В 1921-1923 гг . Андрей Белый в Берлине пережил мучительное расставание с Р. Штайнером, разрыв с А.А. Тургеневой и оказался на грани душевного срыва, хотя и продолжал активную литературную деятельность. По возвращении на родину предпринял ряд безнадежных попыток найти свое место в советской культуре, создал романную дилогию «Москва» («Московский чудак», 1926 ; «Москва под ударом», 1926 ), роман «Маски» (1932 ), выступал как мемуарист («Воспоминания о Блоке», 1922-1923 ; трилогия «На рубеже двух столетий», 1930 ; «Начало века», 1933 ; «Между двух революций», 1934 ), написал теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и «Медный всадник»» (1929 ) и «Мастерство Гоголя» (1934 ). Эти исследования оказали во многом определяющее влияние на литературоведение XX в. (формалистская и структуралистская школы в СССР, «новая критика» в США), заложили основы современного научного стиховедения (различение метра и ритма и др.). В творчестве Андрея Белого выразилось ощущение тотального кризиса жизни и мироустройства.

Под именем Александр Белый скрывался Борис Николаевич Бугаев. Он был писателем, ярким представителем русского символизма, поэтом-декадентом, критиком, стиховедом.

Родился будущий поэт 26 октября 1880 года в интеллигентной семье. Отец - Николай Васильевич Бугаев, профессор, декан в Московском университете и знаменитый математик. Мать - Александра Дмитриевна (в девичестве Егорова), считалась признанной московской красавицей. Первые 26 лет своей жизни Борис прожил на Арбате в самом центре Москвы. Всё детство маленького Бориса прошло под строгим контролем родителей. В 1891 Бугаев младший поступил в престижную гимназию Л. И. Поливанова, которую окончил в 1899 году. В старших классах Белый увлёкся буддизмом, оккультизмом и мистикой, одновременно изучая литературу. Знакомство с семьей Соловьевых круто поменяло жизнь юного Бориса. Их дом стал для пятнадцатилетнего юноши по-настоящему родным. Соловьевы поддержали Белого в его первых литературных опытах, познакомили с творчеством , с философией Ницше и Шопенгауэра. После гимназии Александр Белый поступил в Московский университете на естественное отделение математического факультета. Здесь он изучал зоологию беспозвоночных и теорию Дарвина, химию. Поэт с отличием окончил университет. Но Бориса не переставало сильно тянуть к литературе.

В 1900 году Александр Белый окончательно решил связать свою жизнь с поэзией, поэтому в 1902 году он с друзьями организовал свой литературный кружок, получивший название «Аргонавты». Внутри кружка царила атмосфера отсутствия всяких литературных штампов и приветствовалась свобода мышления. В 1903 году молодой поэт завязал дружбу и переписку с , а 1904 году познакомился с ним лично. В этом же году Александр Белый поступил на историко-филологический факультет, но после двух лет учебы он сам захотел отчислиться, его больше привлекала работа в журнале «Весы». В 1906 году увидели свет две книги сборника под названием «Свободная совесть».

В тот период времени самым близким человеком для Александра стал Блок, недавно женившийся на Любови Менделеевой. Сам Блок мало уделял внимания своей жене (ходили слухи, что Блок предпочитал Любови легкодоступных женщин). Менделеева часто жаловалась Белому на это, Александр почти каждый день наведывался к молодой женщине. Вся эта интрижка затянулась, и Любовь даже призналась в чувствах Александру Белому. Как итог, они стали страстными любовниками на два года. Блок посвятил этой запутанной связи свою знаменитую пьесу о любовном треугольнике - . История завершилась для Белого печально, Менделеева вычеркнула из своей жизни молодого поэта и осталась с мужем. Александр долго пребывал в депрессии и решил бросить все и уехать за границу.

Белый больше двух лет прожил за рубежом из-под его пера вышли несколько сборников, посвященных Блоку и Менделеевой. Оказавшись снова в России поэт встречает новую любовь - юную художницу Асю Тургеневу. Молодая женщина в скором времени становится его женой, и они в 1911 году отправляются в долгое путешествие, которое проходит через Сицилию, Тунис, Египет и Палестину. В 1912 году в Берлине Александр Белый познакомился с основателем антропософии («науке в духе») Рудольфом Штейнером, поэт с удовольствием стал его учеником.

В 1914 году началась ужасная война. И Рудольф вместе с учениками перебрался в Швейцарию. Там стартовало строительство Иоанова здания - Гётеанума, храма, который должен был собрать под своей крышей представителей всех религий. Эта сооружение возводилось руками последователей Штейнера. В 1916 году Белого принудительно вызвали в Россию для проверки годности к несению воинской службы. Ася не последовала за мужем, она осталась в храме в Швейцарии.

В 1917 году Белый вернулся за границу к жене. Встреча с Асей дала ему понять, что они разошлись навсегда. Жена поэта решила посвятить себя служению в храме. Она даже получила имя «антропософской монахини». Александр очень тяжело переживал эту разлуку, он снова остался один. Депрессия овладела им, он создал в тот период огромное количество стихов, посвященных Асе Тургеневой.

Спустя годы, в жизни Александра Белого появилась третья женщина - Клавдия Николаевна Васильева. Она-то и провела рядом с поэтом остаток его жизни. Борис Николаевич не испытывал никаких страстных или любовных чувств к Клавдии, но все-таки она была для него лучом надежды. Тихая, покорная, заботливая Клодя, как называл её писатель, смогла уйти от первого мужа лишь в 1929 году и спустя несколько месяцев стала супругой Белого. Писатель умер у неё на руках 8 января 1934 года в Москве.