В чем же разница между компетентностью и компетенцией? Значение слова «компетенция

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «КОМПЕТЕНЦИЯ»

Для начала обозначим основные понятия, которыми будем оперировать, рассматривая тему компетенций. Это необходимо для единообразного и четкого понимания излагаемого материала. Учитывая многообразие различных определений и толкований, применяющихся в теории и практике, следует помнить, что приводимые определения являются не истиной в последней инстанции, а лишь вариантами. Предложенные определения не являются стандартизированными, но они позволяют корректно обозначить основные термины.

К сожалению, в русском языке исторически прижилось несколько популярных и часто употребляемых выражений, включающих однокоренные слова со словом «компетенция». Это существенно сбивает с толку при попытке осмыслить суть этого понятия применительно к бизнесу и области управления персоналом. Например, мы любим говорить: «Он не компетентен», «Это не входит в область моей компетенции». «Он не компетентен» вовсе не означает, что человек не обладает никакими компетенциями. Как правило, за этими выражениями скрывается оценка уровня полномочий субъекта. И ровным счетом никакого отношения не имеет к терминологии, используемой в системе компетенций.

Прежде всего обозначим разницу между понятиями «компетенция» и «компетентность». В их основе латинский корень competo - добиваюсь, соответствую, подхожу.

Итак, компетентностный подход базируется на таких основных понятиях, как «компетенция» и «компетентность». Понимание содержания данных терминов определяет круг тех аспектов, на которые следует обращать внимание при управлении персоналом предприятия.

Следует отметить, что в исследованиях российских авторов сходства и различия понятий «компетенция» и «компетентность» глубоко не рассматривались.

Термин «компетенция» происходит от латинского слова competere, основное значение которого - подходящий. Первоначально он применялся в психологии как понятие, характеризующее способность индивидуума соответствовать требованиям, предъявляемым к нему окружением. В экономике и социологии его сопоставили с основными характеристиками личности, которые находят выражение в эффективном поведении на работе.

Приведем пример определения компетенции зарубежных школ (разных подходов) с указанием соответствующих источников. Итак, компетенция(и) - это:

  • характеристика индивида, лежащая в основе успешной деятельности в рамках данной работы или данной ситуации (Spencer & Spencer, 1993);
  • то, чем является индивид, то, что он знает и что делает (Brockbank , 1999);
  • детализированное, выраженное в поведенческих терминах описание навыков и личностных черт, необходимых работнику для успешного выполнения своей работы (Mansfield, 1996);
  • определенные характеристики или способности человека, которые позволяют ему выполнить действия, приводящие к эффективному выполнению работы (Boyatzis, 1982);
  • наблюдаемые характеристики человека, включая знания, навыки и формы поведения, необходимые для выполнения работы (Ledford, 1995);
  • знания, навыки или личностные установки, отношения к окружающей действительности, необходимые для успешного выполнения данной профессиональной деятельности (Lambrecht, 1991);
  • факторы, способствующие достижению высокого уровня эффективности деятельности (Armstrong, 1999);
  • компоненты поведения в отличие от личностных и интеллектуальных особенностей (McClelland, 1973);
  • знания, навыки, способности и другие атрибуты индивида, необходимые для выполнения некоторой деятельности (Blancero, Boroski, & Dyer, 1996);
  • проявляемые индивидом знания, навыки или способности (Ulrich, Brockbank, Yeung, & Lake, 1995);
  • формы поведения, которые более характерны для лучших сотрудников, чем для посредственных (Klein, 1996);
  • некоторая совокупность знаний, навыков, способностей, мотивации, убеждений, ценностей и интересов (Fleishman, Wetrogen, Uhlman, & Marshall-Mies, 1995);
  • описание измеряемых привычных способов действия и навыков индивида, используемых для достижения целей трудовой деятельности (Green, 1999);
  • одна из особенностей индивида, обеспечивающая высокую эффективность его трудовой деятельности (Mitrani, Dalziel & Fitts, 1992);
  • описание поведения (образа действий) сотрудников, необходимого для достижения целей организации и соответствующего ее корпоративной культуре (У. Intagliata, D. Ulrich, & N. Smallwood, 2000);
  • индивидуальные особенности человека, обеспечивающие выполнение деятельности на высшем уровне эффективности (Weiss & Hartle, 1997).

Л.М. Спенсер и С.М. Спенсер определяют компетенцию как «базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и (или) наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях» .

Базовое качество означает, что компетенция является очень глубоко лежащей и устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение человека во множестве ситуаций и рабочих задач.

Причинное отношение означает, что компетенция предопределяет или вызывает определенное поведение и исполнение.

Определение компетенции на основе критериев значит, что компетенция действительно прогнозирует хорошее или плохое исполнение, которое измеряется при помощи конкретного критерия или стандарта.

Примером критериев может служить объем продаж в долларах для продавцов или количество отказавшихся от употребления спиртных напитков клиентов для консультантов по избавлению от алкогольной зависимости.

Компетенции - есть базовые качества людей. Это «варианты поведения или мышления, распространяемые на различные ситуации и длящиеся довольно значительный период времени» .

Существует пять типов базовых качеств.

1. Мотивы - то, о чем человек думает или чего хочет постоянно и что вызывает действие. Мотивы нацеливают, направляют и выбирают поведение на определенные действия или цели и уводят в сторону от остальных.

Пример: мотивированные на достижение люди постоянно ставят перед собой многообещающие и трудные цели, несут личную ответственность за их достижение и пользуются обратной связью для достижения лучшего результата.

2. Психофизиологические особенности (или свойства). «Физические характеристики и соответствующие реакции на ситуации или информацию.

Пример: скорость реакции и хорошее зрение - физиологические особенности для компетенции боевого пилота»".

Эмоциональный самоконтроль и инициативность - более сложные соответствующие реакции на ситуации. Некоторые люди не бросаются на окружающих и действуют за пределами голоса долга во имя решения проблем в условиях стресса. Такие свойства характерны для компетенции успешных менеджеров. Мотивы и компетенции присущи оперативным или самозапускающимся свойствам мастера, которые прогнозируют долгосрочное выполнение работы без тщательного контроля.

3. Я-концепция. «Установки, ценности или образ я-человека.

Пример: я-концепция - вера человека в то, что он может эффективно действовать в любой ситуации, - является частью представления человека о самом себе» .

Человеческие ценности - это ответные или реактивные мотивы, которые прогнозируют действия человека на краткосрочный период в ситуациях, когда за старшего остаются другие.

Например, человек, который ценит лидерство, имеет большую вероятность проявить лидерство в поведении, если ему дадут задание, которое будет тестом на лидерские способности. Люди, ценящие работу, заключающуюся в руководстве, но не склонные влиять на других на уровне мотивации, часто добиваются руководящих постов, но терпят на них неудачу.

4. Знание. Информация, которой обладает человек в определенных содержательных областях.

Пример: знания хирурга о нервах и мускулах человеческого тела.

Знание - сложная компетенция. Баллы за тесты на знания зачастую не в состоянии прогнозировать исполнение работы, ибо не могут измерить то, как знания и навыки используются в работе. Во-первых, многие тесты на знания измеряют механическое запоминание, тогда как на самом деле важна способность найти информацию. Запоминание конкретных фактов менее важно, чем знание о том, какие факты по конкретному вопросу вообще существуют и где при необходимости их найти. Во-вторых, тесты на знания - «ответные». Они измеряют способность тестируемых выбрать правильный ответ из нескольких вариантов, а не способность человека действовать на основе своих знаний. Например, способность выбрать, какой из пяти пунктов действенен в качестве доказательства, сильно отличается от способности выстоять в конфликтной ситуации и приводить убедительные доводы. Наконец, знания лучше всего прогнозируют, что человек может сделать.

5. Навык. Способность выполнять определенную физическую или умственную задачу.

Пример: навык стоматолога пломбировать зубы, не повреждая при этом нерв; способность программиста написать программу в 50 000 строк, логически оформленных.

Умственные, или познавательные (когнитивные) компетенции включают аналитическое мышление (обработка знаний и данных, определение причины и следствия, организация данных и планов) и концептуальное мышление (выявление модели и (или) принципов в комплексных данных).

Тип или уровень компетенции имеет практический смысл для планирования человеческих ресурсов. На рис. 2.4 показано, что знания и навыки имеют тенденцию быть видимыми и относительно поверхностными характеристиками людей. «Я-концепция, свойства и мотивы, присущие компетенции, более скрыты, глубоки и спрятаны в самой сердцевине личности».

Рис. 2.4.

Поверхностные компетенции (знания и навыки) относительно просто развить. Тренинг - наиболее рентабельный способ укрепить и сохранить эти способности у сотрудников.

Глубинные компетенции (мотивы и свойства), лежащие в основе айсберга личности, оценить и развить труднее; рентабельнее отбирать людей по наличию этих характеристик компетенции на основе я-концепции. Установки и ценности, такие как уверенность в себе (видение себя руководителем, а не техником-профессионалом), можно изменить при помощи тренинга, психотерапии и (или) упражнения для позитивного развития, хотя это потребует больше времени и усилий.

Организации должны набирать людей в зависимости от базовых компетенций, включающих мотивы и свойства, обучать их навыкам и знаниям, нужным для конкретной работы. Или, как выразился один директор по персоналу: «Можно и индейку научить лазать по деревьям, но проще нанять белку». В сложных работах, при прогнозировании наилучшего исполнения, компетенции относительно важнее, чем связанные с заданием навыки, умственные способности или дипломы. Все дело в «ограниченных по времени последствиях». В более высокоуровневых технических, маркетинговых, профессиональных и руководящих работах почти каждый имеет уровень интеллекта (IQ) 120 баллов и выше и ученую степень, полученную в хорошем университете. На таких работах наилучшего исполнителя отличают мотивация, межличностные навыки и навыки политеса - все они являются компетенциями. Получается, что изучение компетенции - самый рентабельный способ найти персонал на необходимые позиции.

Близкое определение этой дефиниции дает Словарь по экономике и финансам: «Компетенция - единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью» .

Краткий словарь по социологии дает следующую трактовку понятия «компетенция». Это 1) знания и опыт в определенной области, особая осведомленность в каких-либо вопросах; 2) узаконенный круг, объем полномочий и прав должностного лица или учреждения .

Современный словарь иностранных слов содержит определение компетентности: 1) обладание компетенцией; 2) компетентный - знающий, сведущий в определенной области 1 .

Следует отметить, что в процессе исследования мы взяли за основу два основных подхода к определению понятия компетенция и компетентность: психологический и экономический (табл. 2.1, 2.2).

(психологический подход)

Таблица 2.1

Определение понятий «компетенция» и «компетентность»

В.С. Безрукова

Компетентностью является владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения

Компетенция персонала - совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности

Дж. Равен

Компетентность - специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия

А.В. Растян- ников

Компетентность - способность субъекта действовать адекватно, сообразно условиям ситуации, в направлении получения имеющих определенную ценность результатов

С.Е. Шишов, И.Г. Агапов

Компетенция - общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, направленные на успешное включение личности в трудовую деятельность

Проведя анализ различных авторских точек зрения и различных подходов, можно сделать вывод, что в большинстве определений понятия «компетенция» присутствуют (и это вполне логично) следующие компоненты: знания, умения, владение навыками, профессионально важные качества личности.

Психологический подход предполагает определение компетенции как понятия, характеризующего способность индивидуума соответствовать требованиям, предъявляемым к нему окружением. Экономический подход сопоставляет понятие «компетенция» с основными характеристиками личности, которые находят выражение в эффективном поведении на работе.

Если внимательно присмотреться к приведенным определениям, то получается, что компетенция - это любое качество индивида, которое влияет на эффективность его деятельности. Но ведь по большому счету самые разные качества человека влияют на эффективность его деятельности: и знания, и навыки, и способности, и мотивация, и убеждения, и ценности, и темперамент, и острота зрения, и особенности поведения. Однако есть некоторые нюансы. Например, если от секретаря на ресепшене (англ, reception) часто требуется презентабельная внешность, следовательно, компетенциями могут быть названы и цвет волос, и размер талии, и длина ног. Если толкование компетенции настолько широко, то возникает вопрос: зачем изобретать новые понятия? Почему бы не остановиться на общепринятых терминах, например, «профессионально важные качества»?

Таблица 2.2

Определение понятий «компетенция» и «компетентность» (экономический подход)

Определение понятий «компетенция» и «компетентность»

А.Я. Ки- банов

Компетенция - рациональное сочетание знаний, способностей, рассматриваемых в течение небольшого промежутка времени, которыми обладают работники данной организации

О.В. Иванов

Компетенция персонала - способность субъекта действовать адекватно, сообразно условиям ситуации, в направлении получения имеющих определенную ценность результатов

С.В. Ше- кшня

Компетенции - демонстрируемая способность систематически, т.е. постоянно выполнять определенные производственные функции или определенные действия. Это поведение, действия и стратегии, которые поддерживают высокие стандарты работы

В.А. Демин

Компетентность представляет собой уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях

Определение понятий «компетенция» и «компетентность»

Л.В. Лабун- ский

Компетенции персонала - система взаимосвязанных элементов: личной квалификации работника, полномочий, делегированных ему собственником капитала в виде права на использование необходимых для исполнения функции ресурсов

Толковый словарь по управлению

Компетенции представляют собой совокупность полномочий (прав, обязанностей) органов или должностных лиц, определяющих границы их правомочий в процессе осуществления ими функций. Границы компетенции устанавливаются в соответствии с функциями

Ч. Вудроф

Компетенции позволяют сотруднику компетентно выполнять свою работу, однако каждое из этих понятий, по его мнению, имеет свой определенный смысл. В частности, компетенция связана с конкретным сотрудником, т.е. акцентирование внимания происходит на личностном аспекте, наличие компетенций у сотрудника позволяет ему компетентно выполнять свою работу, быть компетентным, тогда как понятие «компетентность» связано с конкретной работой

Ю.Г. Олегов

Компетенция - совокупность активно используемых знаний, умений, навыков, а также профессионально важные качества личности, необходимые работнику для эффективного выполнения определенной работы

Х.З. Ксено- фонтова

Компетентность организации характеризуется совокупностью компетенций организации и компетенций персонала, влияющих на формирование ее конкурентных преимуществ

Е. Рудавина

Компетенция - это определенная характеристика личности, необходимая для выполнения определенных работ и позволяющая ее обладателю получать необходимые результаты работы

Компетентность - это способность индивидуума, обладающего личной характеристикой для решения рабочих задач, получать необходимые результаты работы

А. Стеганцев

Компетентность - владение специалистом набором необходимых для его работы компетенций, либо соответствие данного специалиста требованиям его должности, либо способность специалиста эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность

Термин «компетенции» пришел к нам из английского языка. И у англо-говорящих существует термин, аналогичный ПВК, - это Knowledge, Skills, Aptitudes and Other characteristics (KSAO) - знания, навыки, способности и другие характеристики», а по сути - знания, навыки, способности и другие характеристики индивида, влияющие на эффективность его деятельности. Но специалисты по управлению персоналом используют термин «компетенции».

Чем же компетенции отличаются от отдельных качеств индивида? Попробуем привести примеры компетенций из разных источников .

Стратегические навыки. Способен мыслить, опережая события, держать в голове общую картину, даже будучи погруженным в решение текущих вопросов; строит долговременные планы, воспринимает приближающиеся угрозы и потенциальные возможности, способен выделить главное и наиболее существенное в ситуации (.Archer North).

Предприимчивость. Распознает возможности развития рынка новых продуктов и услуг внутри и вне организации, склонен быть инициатором действий, связанных с разумным риском и необходимых для получения прибыли или достижения конкурентного преимущества {HR-Survey, LLC).

Лидерство. Мобилизует людей на деятельность для достижения общих целей в интересах подразделения, людей, которые в нем работают, и людей, которых это подразделение обслуживает. Привлекает в свою команду сотрудников, одаренных различными способностями, оказывает им всестороннюю поддержку, способствует их развитию и закреплению в команде. Заботится о моральном духе своего коллектива {Saskatchewan Public Service).

Ориентированность на клиента. Направляет свои усилия на раскрытие и удовлетворение потребностей клиента, что предполагает наличие неподдельного желания помочь клиенту, оказать ему услугу и удовлетворить его запросы {Hay Group).

Можно ли назвать приведенные характеристики отдельными качествами индивида или даже совокупностью отдельных качеств? Скорее всего - нет. На наш взгляд, компетенция - это прежде всего описание желательного для организации поведения индивида.

В процессе работы над данным учебником была предпринята попытка систематизировать теорию и найти яркие примеры из практики, которые позволят студентам понять, как работает компетентностный подход к управлению персоналом. Очень наглядно демонстрирует следующий пример. Поведение человека во многом зависит от него самого, от его индивидуальных особенностей, но компетенции - это не просто их совокупность... Воспользуемся аналогией. Картины пишутся с использованием различных красок. Компетенцию можно представить изображением, сюжетом картины, а краски - индивидуальным качеством сотрудника.

Для одной картины ведущими являются синие тона, для другой - зеленые. Так и с компетенциями: например, понимание руководителем настроения, устремлений и целей подчиненных {компетенция) происходит в основном за счет способностей восприятия и эмоционального сопереживания {индивидуальные особенности руководителя), для формулирования стратегии (компетенция) ведущими являются аналитическое мышление и стиль принятия решения {индивидуальные особенности).

Художник реализует свое творческое кредо в тех или иных сюжетах. Стратегия фирмы требует наличия у своих сотрудников тех или иных компетенций: инновационная стратегия - творческих компетенций, стратегия сокращения издержек - компетенций контроля и отчетности.

Далеко не все любители живописи разбираются в технике нанесения краски на полотно (да и не всем это нужно). Однако практически любой из них понимает сюжет картины (ограничим аналогию реалистическим направлением живописи). Так и с компетенциями. Специальных знаний психологической терминологии не требуется. Описание компетенций понятно всем: от рядовых сотрудников до высшего руководства организации. Сравните по сложности формулировку одной из компетенций, приведенных выше, и, например, такой психологический пассаж: «...генерализованная и сфокусированная нейропсихическая система (характерная для индивидуума), обладающая способностью воспроизводить функциональный эквивалент, релевантный множеству стимулов, а также инициировать и регулировать устойчивые (эквивалентные) формы адаптивного и экспрессивного поведения» {Allport, 1937).

Для того чтобы определить, какие компетенции важны для той или иной должности, необходимо:

  • во-первых, понимание стратегии организации",
  • во-вторых, знание специфики данной должности",
  • в-третьих, так называемый справочник компетенций {competency dictionary), из которого можно выбрать те компетенции, которые имеют прямое отношение к рассматриваемой профессиональной деятельности.

Таким образом, становится очевидным тот факт, что компетенция и компетентность - понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но не тождественные. Компетенция является одним из основных инструментов системы управления трудом и персоналом. Компетенция, как справедливо отмечает Ю.Г. Одегов, является совокупностью активно используемых знаний, умений, навыков, а также профессионально важных качеств личности, необходимых работнику для эффективного выполнения определенной работы . Компетенция позволяет описать практически все элементы готовности человека к эффективной работе в заданной ситуации.

Компетентность - это интегральное, т.е. более широкое понятие. Компетентность сотрудника определяется наличием у него суммы компетенций; каждая из них имеет необходимый уровень развития, характеризует глубокое, доскональное знание работником своего дела, сути выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей.

Компетентность в общепринятом смысле предполагает наличие основательных знаний, способностей и, соответственно, веса, авторитета человека в глазах общества. Компетентность в рамках какого-либо отдельного предприятия означает умелое и квалифицированное выполнение лицом возложенных на него должностных и профессиональных обязанностей.

Компетенция очерчивает круг тех проблем (область действия), в которых данный человек обладает знанием и опытом, характеризует совокупность его полномочий, прав и обязанностей.

Компетенции, помимо элементов квалификации (теоретических и профессиональных знаний, навыков выполнения работы и универсальных навыков, способности к освоению новых видов деятельности), включают в себя ценностные ориентации и характеристики мотивации, а также личностные черты и психофизиологические особенности .

Следует подчеркнуть, что использование компетентностного подхода является не просто желательным, а необходимым в управлении персоналом предприятия, поскольку позволяет полноценно выявить потенциал и способности сотрудников, грамотно построить систему обучения и развития кадров, а следовательно, максимально повысить конкурентоспособность и эффективность функционирования предприятия.

  • Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе: пер. с англ. М.: HippoPublishing Ltd., 2005. С. 9. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/glossary
  • См.: Краткий словарь по социологии / авт.-сост. П.А. Павленок. М.:ИНФРА-М, 2000.
  • URL: http://www.antropos.ru
  • Одегов Ю.Г., Руденко Г. Г., Бабынина Л.С. Экономика труда: учебник: в 2 т. /под ред. Ю.Г. Одегова. М.: Альфа-пресс, 2007. Т. 1. С. 674.
  • Рудавина Е. Построение системы компетенций в компании: метод, пособие.М.: МЦФЭР; ВКК - национальный союз кадровиков, 2008. С. 5.

Компетенция и компетентность

Вопрос

Как правильно: «уровень языковой компетентности» или «языковой компетенции»?

Компете/нтность - существительное, образованное от прилагательного компетентный в значении «знающий, осведомленный в какой-либо области». Компетентность – знания в какой-нибудь области. Правильно: уровень языковой компетентности; компетентность этого специалиста не вызывает сомнения .

Правильно

уровень языковой компетентности .

Различай

компетенция и компетентность .


Словарь трудностей русского языка . Ю. А. Бельчиков, О. И. Ражева . 2015 .

Смотреть что такое "компетенция и компетентность" в других словарях:

    Компетентность компетенция - Компетентность, компетенция * кампетэнтнасць, кампетэнцыя * competence 1. Физиологическое состояние клеток, определяющее способность воспринимать трансформирующую ДНК. 2. Свойство части зародыша, дающее ему возможность реагировать на определенное … Генетика. Энциклопедический словарь

    КОМПЕТЕНТНОСТЬ - КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Термин, получивший распространение в литературе по педагогике и лингводидактике с 60 х годов прошлого столетия для обозначения способности личности к выполнению какой либо деятельности на основе жизненного опыта и приобретенных… …

    Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность (лат. competens подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) качество человека, обладающего всесторонними знаниями в… … Википедия

    компетенция, компетентность - Ср. Мы, говорит один, и только мы одни имеем совершенно правильные и здравые понятия насчет института городовых!.. Нет, огрызается другой, истинная компетентность в этом деле не на вашей, а на нашей стороне. Мы первые подали мысль о снабжении… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Компетенция - Компетенція, компетентность. Ср. Мы говоритъ одинъ и только мы одни имѣемъ совершенно правильныя и здравыя понятія насчетъ института городовыхъ!.. «Нѣтъ», огрызается другой, «истинная компетентность въ этомъ дѣлѣ не на вашей, а на нашей сторонѣ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Компетентность - I ж. отвлеч. сущ. по прил. компетентный I II ж. Обладание компетенцией [компетенция II]; правомочность. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    КОМПЕТЕНЦИЯ (компетентность) ЯЗЫКОВАЯ - овладение нормами русского литературного язы­ка и его функциональными стилями …

    компетенция (компетентность) коммуникативная - знания о ре­чи, ее функциях; сформированность умений в об­ласти четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и по­нимания, чтения, письма); способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    компетенциЯ (компетентность) лингвистическАЯ - знания о языке, о его системе, т.е. владение метаязыком лингвистики … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ - КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Книги

  • Социально-коммуникативная компетентность начинающих медсестер. Динамика личностных ограничений на этапе профессионализации , Елена Богданова. Социально-коммуникативная компетенция (СКК) является органичной составляющей общей профессиональной компетентности специалистов занятых в социономических видах деятельности, ориентированных… Купить за 7682 руб
  • Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика. Монография , Чуланова О.Л.. В монографии обоснована актуальность и изучены исторические тенденции развития компетентностного подхода в работе с персоналом. Изучено социально-экономическоесодержание понятий «компетенция»…

Начнем с вопроса терминологического плана, а именно: откуда взялось понятие «компетенция»? На первый взгляд, ответ очевиден – это перевод английского слова competence. При этом утверждается, что одно и то же слово competence имеет два разных, но равноправных перевода на русский язык – «компетенция» и «компетентность». Обратимся к англо-русскому словарю, в котором к слову competencе приводится несколько значений, в том числе: 1) способность, умение; 2) компетентность; 3) юр. компетенция, правомочность. Посмотрим словарное значение слов «компетенция» и «компетентность». «Компетенция (…”добиваюсь, подхожу, соответствую”) – 1. Совокупность полномочий официального лица, установленная законом или уставом; … 4. Знания, осведомленность в какой-л. области» . «Компетентность – способность данного лица производить определенный вид работы, наличие достаточного запаса знаний для вынесения обоснованного суждения по какому-л. вопросу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 2 «Теремок» городского округа Власиха

Московской области

Компетенция и компетентность.

Педагогические технологии.

Ст.воспитатель

Голубничая Е.А.

2013-

Отличительные для конца XX - начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании - все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти накапливающиеся изменения, которые нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года.

Начнем с вопроса терминологического плана, а именно: откуда взялось понятие «компетенция»? На первый взгляд, ответ очевиден – это перевод английского слова competence. При этом утверждается, что одно и то же слово competence имеет два разных, но равноправных перевода на русский язык – «компетенция» и «компетентность». Обратимся к англо-русскому словарю, в котором к слову competencе приводится несколько значений, в том числе: 1) способность, умение; 2) компетентность; 3) юр. компетенция, правомочность. Посмотрим словарное значение слов «компетенция» и «компетентность». «Компетенция (…”добиваюсь, подхожу, соответствую”) – 1. Совокупность полномочий официального лица, установленная законом или уставом; … 4. Знания, осведомленность в какой-л. области» . «Компетентность – способность данного лица производить определенный вид работы, наличие достаточного запаса знаний для вынесения обоснованного суждения по какому-л. вопросу.
Таким образом, перевод английского слова competence как «компетенция» является некорректным, поскольку значение последнего термина находится за пределами образовательной проблематики, характеризуя формальные полномочия, которыми наделено данное должностное лицо (его функционал). Более правильным является термин «компетентность», поскольку он обращен к оценке способностей человека и его знаний в связи с готовностью принимать эффективные решения в рамках конкретной предметной области, то есть к его психологической характеристике, непосредственно связанной с образовательным процессом. Именно в этом значении используется термин «компетентность» в работах Дж. Равена.

В отечественной педагогике (Г. В. Горланов, Д. А. Мещеряков, А. В. Хуторской и др.) принято различать понятия «компетентность» как характеристику работника (специалиста) и «компетенция» как характеристику рабочего места (должности, позиции). В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.

Как раскрывает понятие компетенции и компетентности А.В.Хуторской:

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

В понимании компетентности следует различать информацию как простые сведения о чем-либо и знание как форму существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Только в таком понимании знание становится основой компетентности специалиста, компонентом его профессиональной деятельности, «живым знанием», оперируя которым педагог оптимально реализует свой профессиональный потенциал. Такое знание становится компонентом профессионального мировоззрения педагога, информация соединяется с личностным отношением, в основе которого лежат этические критерии.

Овладение знаниями помогает педагогу эффективно достигать результатов деятельности в соответствии с принятыми профессиональными и социальными нормами, стандартами, требованиями. «Быть компетентным - значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл). Знания становятся для педагога ориентиром в разнообразных педагогических и жизненных ситуациях, основой адаптации в профессиональной среде, базой для самообучения и профессионально-личностного саморазвития. Понимание и принятие профессиональных норм обеспечивает человеку профессиональную идентификацию, т.е. критическое соотнесение своей позиции с профессиональными установками педагогического сообщества (когда педагог говорит: «Я как учитель не могу себе позволить…»).

Компетентность как «живое знание» в структуре профессиональной деятельности педагога обеспечивает ее эмоциональный компонент, активизирующий профессиональный потенциал учителя.

В настоящее время наблюдается тенденция к развитию профессиональных функций преподавателя, ориентированных не столько на знание предмета и способность организовать свой труд, сколько на формирование самостоятельности и ответственности учителя, его способности эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся в условиях инновационных преобразований, проводимых в системе образования.

Если образно представить модель педагогического мастерства специалиста в виде здания, то фундаментом будет являться профессиональная компетентность; стены здания будут образованы способностью применения традиционных и инновационных технологий и разнообразных психолого-педагогических техник; крыша – вершина творческой зрелости мастера. Внутри образного здания находится уникальная творческая индивидуальность мастера, состоящая из его профессиональной индивидуальности, педагогического опыта, интеллектуальной культуры и личностной зрелости. Педагогическое мастерство – высокий уровень профессиональной деятельности учителя, преподавателя вуза, педагога. Внешне, педагогическое мастерство проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном использовании различных способов учебно-воспитательной работы и достижении её целей. Педагогическое мастерство – это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение задач обучения и воспитания. В этом плане педагогическое мастерство – выражение личности педагога, его возможностей и способностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью. В психической и педагогической литературе педагогическое мастерство нередко трактуется или как совокупность знаний, навыков, умений, или же как единство личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых педагогу.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения:

  1. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)».

Можно рассмотреть что такое «технология» на более понятном примере: приготовление пищи, отсюда можно выделить структуру технологии, которая включает в себя: проблему, цель, срок выполнении, прогнозирование результата, задачи, способы и методы, конечный результат.

Рассмотрим понятие «педтехнология».

  1. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
  2. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
  3. описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
  4. Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
  5. Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
  6. Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
  7. Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
  8. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)».

Материал подготовлен
с использованием источников сети интернет
педагогом дополнительного образования
МБОУДОД «ДЮЦ» Гылкой О.В.

Проблема дефиниций сводится к их множеству и отсутствию общепринятой дефиниции. Она вовсе не означает отрицание новой качественной характеристики образования вообще и высшего образования, в частности. Ознакомимся с существующими определениями и попытаемся выяснить общее между ними.

И.А. Зимняя пишет, что есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются.

Обобщенное представление о компетентности как научной категории мы рассмотрим на основе анализа некоторых определений понятий "компетентность", "компетенция", "образовательная компетенция", взятых из разных источников:

Компетентность (лат. competens - подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) - качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным;

Компетентность - способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта - ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентностей определяет превращение ресурса в продукт;

Компетентность - потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, т. е. обладание оперативным и мобильным знанием;

Компетентность - это обладание определённой компетенцией, т.е. знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения;

Слово "компетенция" происходит от латинского "competere", что значит "добиваться, соответствовать, подходить".

В словарях и научной литературе "компетенция" объясняется по-разному:

Знания, умения, опыт, теоретико-прикладная подготовленность к использованию знаний;

круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён ;

Совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познаниями и опытом собственной деятельности .

Компетентность и компетенция, считает В.А.Метаева являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий компетенцией, не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать.

A.B. Хуторской так разделяет понятия "компетентность" и "компетенцию" следующим образом: "Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия "компетенция". Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности но отношению к ним. Компетентность -- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В российском документе "Стратегии модернизации содержания общего образования" были сформулированы основные положения компетентностного подхода в системе современного российского образования, узловое понятие которого - компетентность. Было подчеркнуто, что это понятие шире понятия знания, или умения, или навыка; оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания - умения - навыка, это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и пр. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается обучающийся.

В.Д. Шадриков исходит из определения, согласно которому, компетенция - это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав. "Таким образом, мы видим, что компетенция относится не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, относящихся к деятельности. Другими словами, компетенции - это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетентность же относится с субъекту деятельности. Это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи".

По В.Д. Шадрикову, "компетенция является системным проявлением знаний, умений, способностей,и личностных качеств. В каждой деятельности вес этих компонентов и их сочетания могут существенно различаться. В образовательном процессе наблюдается определенная диалектика в формировании компетенций. Компетенции формируются на основе знаний, умений, способностей, личностных качеств, но сами эти знания и др. во многом не являются компетенциями, они выступают как условия для формирования компетенций. Было бы большой ошибкой (которая намечается), если при реализации компетентностного подхода мы противопоставим его знаниям, умениям, способностям, личностным качествам"