Лучано паваротти семья и дети. Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) биография, фото, личная жизнь, его семья и друзья. Детство и годы обучения

Италия

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Лучано Паваротти родился на окраине города Модена на севере Италии в семье Фернандо Паваротти - пекаря и певца, и Адель Вентури - рабочей на фабрике по производству сигар. Несмотря на то, что семья имела мало денег, певец всегда отзывался с любовью о своём детстве. Четверо членов семьи жили в двухкомнатном жилище. Вторая мировая война вынудила семью уйти из города в 1943 году . В течение последующего года они снимали одну комнату на ферме в соседней деревне, где Паваротти заинтересовался фермерством.

    Ранние музыкальные пристрастия Паваротти заключались в записях его отца, большинство из которых включали популярных теноров тех времен - Энрико Карузо , Беньямино Джильи , Джованни Мартинелли и Тито Скипа . Когда Лучано было около девяти лет, он начал петь со своим отцом в небольшом местном церковном хоре. Также в период молодости он провел несколько уроков с профессором Донди и его женой, однако не придавал им большого значения.

    После окончания школы Schola Magistrale Паваротти столкнулся с необходимостью выбора профессии. Увлекаясь футболом, он подумывал о спорте, хотел быть вратарём, но мать убедила его стать учителем. Впоследствии он преподавал в начальной школе два года, но в конце концов интерес к музыке взял верх. Осознавая весь риск, отец с неохотой согласился содержать Лучано до 30 лет, после которых, если ему не повезёт с карьерой певца, он будет зарабатывать себе на пропитание сам, теми способами, которыми сможет.

    Паваротти начал серьёзное обучение в 1954 году в возрасте 19 лет с тенором Арриго Пола в Модене , который, зная о бедности семьи, предложил давать уроки без оплаты. Занимаясь с этим педагогом, Паваротти узнал, что у него абсолютный слух. Примерно в это время Паваротти познакомился с Адуа Верони, которая также была оперной певицей. Лучано и Адуа поженились в 1961 году . Когда через два с половиной года Пола уехал в Японию, Паваротти стал учеником Эттори Кампогаллиани, который также учил подругу детства Паваротти, в дальнейшем также успешную певицу, сопрано Миреллу Френи . Во время обучения Паваротти работал сначала учителем в начальной школе, затем страховым агентом.

    Первые шесть лет обучения не привели ни к чему большему, чем нескольким бесплатным сольным концертам в маленьких городах. Когда на голосовых связках образовалось утолщение (складка), что вызвало «ужасный» концерт в Ферраре, Паваротти решил завязать с пением. Однако впоследствии утолщение не только исчезло, но, как певец говорил в своей автобиографии, «всё, что я выучил, пришло вместе с моим натуральным голосом, чтобы сделать звук таким, какого я так тяжело добивался».

    Карьера

    1960-1980

    Творческая карьера Паваротти началась в 1961 году с победы на Международном конкурсе вокалистов, которую он разделил с обладателем баса Дмитрием Набоковым . В том же году вместе с Дмитрием он дебютировал в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию Рудольфа в «Богеме » Дж. Пуччини . Эту же партию он исполнил в 1963 году в Венской опере и лондонском «Ковент-Гардене ».

    Дебют Паваротти в Америке состоялся в оперном театре Майами в феврале 1965 года , когда он спел Эдгара в «Лючии ди Ламмермур » Гаэтано Доницетти вместе с Сазерленд . Тенор, который должен был петь в тот вечер, заболел и не имел дублёра. Так как Сазерленд была с ним в туре, она рекомендовала молодого Паваротти, хорошо знакомого с ролью.

    В последующие годы он пел в «Ковент-Гарден» партии Эльвино в «Сомнамбуле » Беллини , Альфреда в «Травиате» Верди , Герцога Мантуанского в вердиевском «Риголетто ». Партия Тонио в опере «Дочь полка » Доницетти, спетая в 1966 году , принесла Паваротти международную известность. После этого его стали называть «королём верхнего до». В том же году Паваротти дебютировал в миланском «Ла Скала », где исполнил партию Тибальда в «Капулетти и Монтекки » Беллини . Со временем певец стал обращаться к драматическим ролям: Каварадосси в «Тоске » Пуччини , Риккардо в «Бале-маскараде », Манрико в «Трубадуре », Радамес в «Аиде » Верди , Калаф в «Турандот ».

    В середине 1980-х годов Паваротти возвращается к сотрудничеству с Венской государственной оперой и Ла Скала. В Вене Паваротти исполняет Рудольфо из «Богемы» дуэтом с Миррелой Френи в роли Мими; Неморино - в «Любовном напитке»; Радамеса в «Аиде »; Рудольфо в «Луизе Миллер » ; Густаво в «Бале-маскараде»; в последний раз Паваротти выступает в Венской опере в 1996 году в «Андреа Шенье » (фр. «Andrea Chénier» ).

    В 1985 году на сцене Ла Скала Паваротти, Мария Кьяра и Лука Ронкони (итал. Luca Ronconi ) под руководством Маазеля исполнили «Аиду». Ария «Celeste Aida» в его исполнении была встречена двухминутными овациями. 24 февраля 1988 года в Берлине Паваротти устанавливает новый рекорд Книги Гиннесса : в Дойче Опера после исполнения «Любовного напитка» по просьбе зрителей занавес поднимали 165 раз. В этот год тенор снова поет в «Богеме» с Миррелой Френи в доме Оперы Сан-Франциско. В 1992 году Паваротти в последний раз появляется на сцене Ла Скала в новой постановке «Дона Карлоса» Франко Дзеффирелли. Это выступление было негативно оценено критиками и частью зрителей, после чего Паваротти в Ла Скала больше не выступал.

    Новую волну мировой славы Паваротти принесло исполнение арии «Nessun Dorma» из оперы Джакомо Пуччини «Турандот» в 1990 году. Компания ВВС сделала её темой своих трансляций Чемпионата мира по футболу в Италии . Эта ария стала такой же популярной, как поп-хит, и стала визитной картой исполнителя. Во время финала чемпионата «Три тенора» исполнили арию «Nessun Dorma» на территории древних бань Каракаллы в Риме, и копий этой записи было продано больше, чем копий какой-либо другой мелодии за всю историю музыки, что также зафиксировано в Книге рекордов Гинесса. Так Паваротти вынес оперу на улицу к людям. В 1991 году он сольно выступил в лондонском Гайд-парке , где собрал 150-тысячную аудиторию; в июне 1993 года в Центральном парке Нью-Йорка великого тенора собралось послушать более 500 тысяч человек, и более миллиона зрителей смотрели трансляцию по телевидению. В сентябре того же года состоялся открытый концерт на Марсовом поле в Париже для более, чем 300 тысяч слушателей. По традиции концерты «трёх теноров» также состоялись и на следующих чемпионатах мира по футболу в Лос-Анджелесе (1994) года, в Париже (1998) и Йокогаме (2002) .

    Одновременно с популярностью в профессиональных кругах шоу-бизнеса росла слава Паваротти как «Короля отмен». Будучи непостоянной артистической натурой, Лучано Паваротти мог отменить своё выступление в последний момент, причиняя тем самым значительные убытки концерт-холлам и домам оперы.

    В 1998 году Паваротти был награждён премией «Легенда Грэмми», которой награждали всего 15 раз с момента основания (1990 г.).

    Музыкальная деятельность

    Лучано Паваротти был одним из самых популярных у публики и признаваемых критикой оперных теноров XX столетия.

    На свои сольные концерты Паваротти собирал сотни тысяч слушателей. На одном из выступлений в нью-йоркском «Метрополитен Опера » зрители настолько были покорены красотой голоса певца, что занавес пришлось поднимать 165 раз . Этот случай был занесен в Книгу рекордов Гиннесса . 500 тысяч зрителей слушали его концерт в Центральном парке Нью-Йорка - такую аудиторию не собирал ни один из популярных исполнителей . С 1992 года Паваротти участвовал в благотворительных концертах «Паваротти и друзья». Благотворительный проект получил колоссальную известность благодаря участию рок-музыкантов Брайана Мэя и Роджера Тейлора (Queen ), Стинга , Элтона Джона , Боно и Эджа ( ), Эрика Клептона , Джона Бон Джови , Брайана Адамса , Би Би Кинга , Селин Дион , группы Cranberries , известных итальянских исполнителей, которые вместе с Паваротти и оркестром пели свои лучшие песни. Работать в этом проекте почитали за честь многие поп- и рок-музыканты. Альбомы, записанные проектом «Паваротти и друзья», стали сенсацией на рынке популярной музыки.

    Многие любители критиковали Паваротти за подобные эксперименты, заставляющие воспринимать серьезную музыку как развлечение, и во многих крупных театрах ходило выражение: «Оперу загубили три человека и все три - теноры». К проекту «3 тенора» можно, конечно, относиться по-разному, но не стоит забывать, что это была благотворительная акция, посвященная выздоровлению Хосе Каррераса, и именно благодаря «трем тенорам» Паваротти и Доминго - давние враги помирились и стали выступать вместе в серьезных «настоящих» спектаклях, таких, как «Плащ» Пуччини и «Паяцы» Леонкавалло в «Метрополитен Опера » в один вечер. Лучано Паваротти - легенда. Он произвел оперную революцию, и даже его самые непримиримые критики не будут спорить, что его имя навсегда останется синонимом красоты человеческого голоса.


    Умер знаменитый итальянский оперный певец Лучано Паваротти.

    В 2006 году знаменитейшему певцу врачи поставили страшный диагноз - рак поджелудочной железы. Однако, по словам супруги 71-летнего тенора Николетты Мантовани, он "боролся, как лев".

    "Я могу сказать, что он отлично справляется, - говорила Мантовани в интервью итальянской газете La Stampa . - Он хорошо реагирует на пятый цикл радиотерапии. Он борется, как лев, и не теряет мужества. В том числе и потому, что семья, которую он обожает, рядом с ним. Он настроен решительно. У него высокие шансы. Несмотря на серьезное лечение, он не сбросил вес (чего бы он, кстати, хотел) и не лишился волос".


    Сообщения о значительном ухудшении состояния здоровья 71-летнего певца появились в среду вечером. По данным итальянских СМИ, он находился в очень тяжелом состоянии.

    8 августа 2007 года Лучано Паваротти был госпитализирован из-за онкологических проблем. В июле Паваротти перенес операцию по удалению злокачественной опухоли поджелудочной железы. В связи с этим были отменены все запланированные на 2006 года выступления легендарного тенора.

    Несколько дней назад певец был выписан из больницы. По некоторым данным, он находился дома, в Модене.

    В последние годы Паваротти отошел от концертной деятельности. За пять лет певец выступал всего лишь четыре раза в январе 2002 года в Лондоне и один раз в июне 2003 года - в Берлине. Однако в интервью Паваротти говорил, что чувствует себя нормально и полон творческих планов.

    "Независимая газета"

    Лучано Паваротти был более 40 лет на сцене. В его репертуаре - десятки главных партий из различных опер и отдельные вокальные произведения. Перед ним были открыты двери лучших оперных театров мира: Ковент-Гардена, Ла Скала, Метрополитен-оперы, Штатсопер.

    Паваротти - первый в истории оперы тенор, который спел все девять до второй октавы в арии «Quel destin» из «Дочери полка» Доницетти, за что его наградили титулом «Короля верхнего до». Он руководил мастер-классами во многих известных консерваториях мира. Имел множество почетных международных наград, в том числе и за благотворительную деятельность.

    Не родись счастливым - родись тенором

    Все началось шестьдесят пять лет назад, в тот день, когда пятилетний Лучано вышел во двор со своей игрушечной мандолиной и исполнил « La Donna e Mobile » (самую известную арию из «Риголетто»). Соседи, оценив талант юного исполнителя, бурно зааплодировали и щедро одарили мальчика конфетами и орехами. Так Лучано Паваротти завоевал первых поклонников и заработал первый гонорар. Вероятно, с этого момента начался его долгий путь оперного артиста.

    Музыкальный талант и обаяние мальчика во многом объяснялись его происхождением и окружающей обстановкой.

    Родился Лучано Паваротти в Модене - провинциальном городке северной Италии, самой «поющей» стране мира. Его отец, хотя и зарабатывал на жизнь, выпекая хлеб, обладал на диво красивым тенором и регулярно посещал моденский хор «Корала Росси». А мать, которая трудилась долгими часами на табачной фабрике, была пылкой поклонницей оперы и, приходя домой, всегда слушала пластинки великих теноров эпохи - Энрико Карузо, Беньямино Джили и Джованни Мартинелли. Маленький Лучано был единственным сыном своих родителей и, как ни странно, единственным мальчиком во всем пятнадцатиквартирном доме. Поэтому уже с детства он привык быть в центре внимания и, несмотря на нехватку денег в семье, чувствовал себя весьма счастливым и воплощал радость жизни.

    Италия, как известно, страна не только оперы, но и футбола. Немного повзрослев, Лучано Паваротти увлекся футболом и стал капитаном юношеской городской команды. Он славился тем, что мог поднять всеобщий дух своим призывным «кличем» и привести команду к победе.

    Но судьбу не перехитрить: футболистом Паваротти так и не стал - опера помешала. Отправился по стопам отца - петь в «Коралу Росси». Случилось так, что в один прекрасный день любительский провинциальный хор победил на престижном конкурсе в Уэльсе. Хормейстер даже потерял сознание от неожиданности, когда объявили результаты. Паваротти же, испытав всю «красоту и благодатность» жизни, посвященной пению, срочно начал брать уроки вокального мастерства у Арриго Пола, профессионального бельканто, проживающего в Модене.

    Несмотря на то, что родители благосклонно относились к увлечению своего сына пением, они хотели, чтобы Лучано стал учителем. И Лучано, будучи послушным сыном, пошел работать преподавателем начальных классов школы. Работа в школе стала для него серьезным испытанием. Дети часто шалили. На них приходилось ругаться, кричать и даже срывать голос, что противоречило добродушному и мягкому характеру Паваротти и вредило его певческому голосу.

    Однако Лучано Паваротти все-таки дождался своего звездного часа: в 1961 году, после победы на Международном конкурсе вокалистов им. А.Перу, юноша исполнил партию Родольфо в опере Пуччини «Богема» на сцене театра «Реджио Эмилия». Да так исполнил, что буквально за одну ночь из сына пекаря и учителя начальной школы превратился в известного тенора.

    Это выступление чудесным образом сохранилось для истории. Дело в том, что в опере вместе с Лучано Паваротти был занят другой дебютант - молодой Дмитрий Набоков, сын великого русского писателя-эмигранта, отец которого не пожалел денег на самых искусных звукорежиссеров своего времени для сохранения в семейном архиве столь важного события. Но кто теперь знает оперного певца Дмитрия Набокова? А Паваротти знают все.

    Весь мир - театр

    Италия, Амстердам, Вена, Цюрих, Лондон, Нью-Йорк? Слава Паваротти росла с головокружительной скоростью. Рос и сам Паваротти, и не только творчески. Одной из самых больших слабостей певца всегда была и остается любовь к итальянской кухне. Он прекрасно готовит сам и зачастую возит с собой на выступления повара, чтобы в любой момент успеть подкрепиться. Лучано Паваротти с каждым днем становился все крупнее. Однако певец не унывал: главное не внешность, а вокальное мастерство и душевная щедрость. А поклонники, число которых расширялось беспредельно, превращали этот недостаток своего кумира в его достоинство: «В нем феноменален не только голос!», «150 кг чистого обаяния и добродушия» - писали газеты. И, наверное, если бы не угроза потерять голос, Паваротти никогда бы не сел на диету.

    Очень скоро театральные подмостки стали слишком маленькими для огромного Паваротти. Его душа и тело рвались на свободу: на концертные площадки и в парки, на стадионы и телевидение. Ему хотелось дарить оперу не только узкому кругу ценителей оперного искусства, но даже тем людям, которые никогда не переступали порога оперного театра.

    Уже в 1970-1980-х годах он часто выступал по телевидению, давал сольные вечера и участвовал в сборных концертах. Его ария Родольфо взволновала всю Америку во время прямой трансляции в марте 1977 года. Из всех опер, показанных по телевидению, «Богема» собрала самую большую аудиторию, что позволило Паваротти подняться в Америке на уровень голливудской звезды.

    В 1990 году Паваротти совместно с известными тенорами Хосе Каррерасом и Плачидо Доминго участвовал в записях оперных хитов, которые совпали с футбольными соревнованиями за Кубок мира. Его интерпретация Нессун Дормы из «Турандот» Пуччини стала основной музыкальной темой для соревнований, а Паваротти выбрали официальным символом итальянской сборной по футболу. Мог ли предположить Пуччини, что ария из его сложнейшей модернистской оперы благодаря Паваротти станет эстрадным хитом! После выступления певец снимался в многочисленных рекламных роликах, а звукозаписывающие компании боролись за право выпустить хотя бы одну запись с его участием, заранее зная, что успех ей гарантирован.

    Встречи Каррераса, Доминго и Паваротти вошли в традицию, несмотря на нередкую ругань между тремя тенорами: они оказались фанатами разных футбольных клубов. В творчестве же они солидарны практически во всех вопросах, а главное, в том, что музыка, как и спорт, должна быть для всех.

    Так, в июле 1994 года во время прямой трансляции со стадиона Лос-Анджелеса их пением наслаждались 1,2 миллиарда человек из 102 стран мира, что составляет одну пятую населения Земли.

    Традиционными стали и творческие встречи Паваротти с поп- и рок-звездами, получившие название «Паваротти и друзья». Ведь если Лучано Паваротти решил с кем-то встретиться, лучше молча согласиться. Он не сдается, пока не добивается своего.

    Так, ежегодно начиная с 1992 года Паваротти проводит дружеские встречи в Модене, куда по «ненавязчивой» просьбе великого маэстро спешат приехать такие артисты, как Элтон Джон , Эрик Клэптон , Стинг, Брайан Адамс, Селин Дион, Боно и другие известные личности, чтобы выйти к микрофону с легендарным тенором.

    Как-то раз Лайза Минелли, которая должна была выступать на дружеской встрече 1995 года, не смогла приехать, так как накануне попала в больницу. Но на концерте она все-таки выступила - организаторы устроили прямую видеосвязь с больницей, и безо всякого аккомпанемента она исполнила несколько куплетов из мюзикла «Кабаре».

    Все сборы от концертов «Паваротти и друзья» идут детям из неблагополучных стран.

    Журнал «Форбс» назвал Паваротти «самым рыночным голосом в мире» (по оценкам журнала, годовой доход Паваротти в 1996 году составил 25 миллионов долларов). Именно Паваротти несет всю ответственность за возникновение термина «попера» - гибрид поп-культуры и оперы.

    Музыкальные критики жестко осудили выход Паваротти на эстраду: «До какой степени музыка, и в частности опера, должна быть как спорт?..» Паваротти же хотел, чтобы его услышали, и использовал для этого все возможности. Каждый концерт певца становился незабываемым и очень ярким событием, и для миллионов людей итальянский тенор стал воплощением оперного искусства, «O sole мio» современной оперы. Отвечая на вопрос о том, какого оперного певца вы знаете, многие не задумываясь называли имя Паваротти.

    «Я бы позволил женщинам править миром»

    «Очаровательный», «неподражаемый», «любвеобильный», «дамский угодник»? Лучано Паваротти всегда был окружен женщинами. Когда он родился, его матери не было и 20 лет, бабушке было 38, а прабабушке - 56. Первая жена Паваротти родила ему трех дочерей. Вторая жена подарила ему еще одну дочку.

    Постоянно чувствуя женское тепло и заботу, певец всегда был благосклонен к женщинам: «Была бы моя воля, я бы позволил женщинам править миром».

    Женщины отвечали ему взаимностью: Паваротти как магнит притягивал их, даже несмотря на свою комплекцию.

    В 30 лет Лучано Паваротти женился. И с первой женой, Адуей Вероне, они прожили 35 лет. Вероне воспитывала детей, содержала дом, вела все финансовые дела мужа и, наконец, была его музой. Несмотря на то, что Паваротти всегда появлялся в окружении других женщин, что вызывало немало слухов, он оставался верен жене и семье.

    Но однажды их семейному счастью пришел конец. 60-летний маэстро неожиданно влюбился в свою секретаршу, Николетту Мантовани.

    Спустя некоторое время Паваротти и Мантовани поженились, и у них родилась дочь. Роман великого тенора и секретарши, которая была его вдвое моложе, потрясли Италию и весь мир: некоторые восхищались и говорили о любвеобильности Паваротти, другие выступали с резкими порицаниями. Сам певец считает, что настоящая любовь заставляет иногда человека делать заведомо неразумные вещи. Именно поэтому он симпатизирует Риккардо, герою-тенору из оперы Верди «Бал-маскарад», безумно влюбленному в жену своего друга.

    «Я ухожу счастливым»

    Карьера Паваротти не безоблачна: смерть родителей, ссоры с многими старыми друзьями, жутко тяжелый и длительный бракоразводный процесс с Адуей Вероне, бурный скандал с неуплатой налогов (широко освещенный в прессе), проблемы со здоровьем, - он по-прежнему чувствует себя самым счастливым человеком на свете: «Я достиг в жизни всего, о чем только мог мечтать, и даже большего».

    Как Паваротти удалось вывести консервативный элитарный жанр оперы на планетарный уровень? Возможно, ответ кроется в свободном, творческом отношении певца к жизни. Он всегда мог то, что хотел, а хотел то, что мог. И это удивительным образом нашло отклик в сердцах миллионов людей. Лучано Паваротти, рассуждая о своей жизни, как-то сказал: «Я получаю огромное удовольствие от жизни, и, вероятно, поэтому я привлекаю людей, и дело вовсе не в моем голосе и моей музыке».

    Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) – мировая знаменитость, оперный певец Италии с исключительным слухом и голосом широкого диапазона. Участник проекта «Три тенора», выступал на сцене больше 40-ка лет, давал мастер-классы в нескольких консерваториях по всему миру.

    Лучано Паваротти появился на свет 12 октября 1935 года в итальянском регионе (Emilia-Romagna), в (Modena).

    Семья

    Глава семейства Фернандо (Fernando) работал на пекарне и страстно любил музыку, мать Адель Вентури (Adele Venturi) была работницей на фабрике сигарет. Семья жила бедно, занимая маленькую квартирку из двух комнат, но детство Лучано и его младшая сестренка Габриэлла (Gabriella, 1940 — 2013) вспоминали с теплотой. Мальчик был единственным ребенком мужского пола в доме из 15-ти квартир, где они проживали, и привык к особому вниманию.

    Фернандо Паваротти имел хороший тенор, но плохой характер и поэтому не стал популярным певцом, хотя и был участником моденского хора «Корала Росси» («Coral Rossi») . В его коллекции находилось много пластинок с записями Беньямино Джильи (Beniamino Gigli), (Enrico Caruso), Тото Скипа (Attilio Schipa), которые он слушал каждый день вместе с сыном.

    Детство и юность

    Мальчик, как и все итальянцы, любил музыку, все время пел и мечтал стать знаменитым. Используя вместо сцены кухонный стол, он забирался на него и громко пел арию «La donna è mobile» («Сердце красавицы») герцора Мантуанского из оперы Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi) «Риголетто» («Rigoletto»). Первые слушатели Лучано, соседи многоквартирного дома, не желали слушать эти вопли и требовали тишины.

    Но пока что маленькому мальчику было интереснее не заниматься музыкой, а отлавливать ящериц с лягушками и играть в футбол.

    Во Время второй мировой войны наступили трудные дни и семья приняла решение сменить место жительства. В 1943 г. они поселились в деревне неподалеку, сняв небольшую комнатушку на всех и начав работу на фермерском подворье.

    Обучаясь в школе, Лучано, по желанию родителей, стал ходить с отцом петь в церковь. Но любовь к футболу брала свое и молодой человек становится капитаном юношеской команды города. Его жизнерадостность и вера в победу передавались всей команде, приводя к победам.

    Поиск себя

    Закончив школу Scuola Magistrale Лучано жаждет поступить в Спортивную Академию и всерьез подумывает стать вратарем. Однако, родители не разделяли намерений сына и убедили его, что быть учителем начальных классов лучше и серьезнее. Целых два года молодой педагог преподавал детям в школе. Паваротти не нравилась эта работа, дети иногда не слушались и приходилось на них кричать, срывая голос. А ему хотелось петь.

    В 19 лет, в 1954 году, Лучано начинает петь вместе с отцом в хоре «Корала Росси». Глава семьи говорил, что его сын не Карузо и ему нужна более серьезная профессия. По просьбе сына отец с трудом, но все же соглашается помогать ему материально до достижения последним 30-летнего возраста. Потом Лучано должен был зарабатывать себе на жизнь любыми способами самостоятельно.

    Будущая звезда начинает ходить на уроки тенора Арриго Пола (Arrigo Pola), который заметив у Лучано голос необычайной красоты и удивительный слух соглашается на бесплатные занятия с юношей, ввиду тяжелого материального положения семьи.

    В 1955 году хор из маленького городка занимает призовое место на конкурсе исполнителей Eisteddfod в Уэльсе (Wales), Лучано окрыляется достигнутым успехом и принимает окончательное решение стать певцом. В это же время он знакомится с будущей женой начинающей оперной певицей Адуа Верони (Adua Veroni) и вскоре они объявляют о помолвке.

    В 1956 г. А. Пола покидает Италию и уезжает на постоянное место жительства в Японию. Наставником Паваротти становится Эттори Кампогаллиани (Ettore Campogalliani).

    Обучаясь музыке Лучано продолжал преподавать в школе, потом перешел в сферу страхования. 6 лет учебы не были ознаменованы какими-нибудь яркими событиями музыкальной карьеры. Паваротти дал несколько концертов с бесплатным входом в небольших городках и на этом все.

    Один из таких концертов в Ферраре (Ferrara), прошел с провалом: на голосовых связках тенора появилась складка и он решил, что больше не будет заниматься музыкой. Но его будущая жена, уговорила Лучано не делать этого. Через некоторое время складка прошла, а голос певца зазвучал еще сильнее и лучше.

    Карьера

    В 1960 году начинающий певец становится участником конкурса Главного городского театра Teatro Reggio Emilia. Он хочет получить главную роль в новой опере, но заболевание горла не позволило вытянуть все ноты.

    В 1961 г. Лучано повторяет попытку, побеждает и получает партию Рудольфа в «Богеме» («La Bohème») Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini).

    Вместе с ним в конкурсе участвует Дмитрий Набоков, сын Владимира Набокова. Отец со всей ответственностью запечатлел для потомков выступление сына, на пленке оказался и Паваротти.

    Весь гонорар от первой премьеры Паваротти тратит на свадьбу с Адуа.

    Солист оперных театров

    • В 1962 г. Паваротти выступил в национальном театре Белграда в Югославии исполнив партию Альфредо из»Травиаты» («La traviata») Джузеппе Верди.
    • В 1963 г. певец стал дебютантом в театре «Covent Garden». Тенор Джузеппе ди Стефано (Giuseppe Di Stefano) не смог спеть уже знакомую Паватории партию Рудольфа в связи с недомоганием. Лучано успешно и с удовольствием заменяет больного.
    • В 1963 г. он впервые выступает с той же арией в «Wiener Staatsoper».
    • В 1963 г. в Ирландии организован 1-й сольный концерт Лучано Паваротти.
    • В 1965 г. Паваротти предложили выйти на сцену «Florida Grand Opera» в Майами , где он вновь заменяет тенора, спев арию Эдгара в опере «Лючия ди Ламмермур» («Lucia di Lammermoor») композитора Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti). Его партнером по сцене стала сопрано Джоан Сазерленд (Joan Sutherland). Голос Лучано Паваротти так понравился австралийской певице, что она предложила ему организовать совместный тур. За 2 месяца они выступили на 40 концертах, что позволило растущему тенору набраться огромного вокального опыта и опыта выступлений.
    • В 1966 г. Паваротти достиг своей заветной мечты, он принят солистом мирового центра оперной культуры в Италии (Teatro alla Scala или La Scala), исполнив партию Тибальда в опере «Капулетти и Монтекки» («I Capuleti ed i Montecchi») Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini). До этого его дважды не принимали в театр, но дирижёр Герберт фон Караян (Herbert von Karajan) добился того, что Паваротти взяли на подмену. Позже Караян назовет его лучшим тенором мира.

    • В 1967 г. партию Тонио (ария «Quel destin»), в исполнении Паваротти в опере «Дочь полка» (» La figlia del reggimento») композитора Гаэтано Доницетти (Domenico Donizetti), пришел слушать в «Covent Garden» весь городской бомонд. С этого дня Лучано получил звание «короля верхнего до»: он без труда, легко и непринужденно исполнил все 9 верхних «до» подряд. Зал замер, раньше такого не мог сделать ни один певец.
    • В 1968 г. Лучано Паваротти 1-й раз выступил в нью-йоркской «Metropolitan Opera» . Он повторил успех арии «Quel destin» и ему аплодировали так неистово, что театр заставляли открывать занавес 160 раз. Этот момент не остался без признания и был записан в Книгу рекордов Гиннесса.

    Так, начиная с лирических арий (Эльвино в «Сомнамбуле» («La sonnambula») и Артуро в «Пуританах» («I puritani») композитора Беллини, герцог Мантуанский в «Риголетто» («Rigoletto») Верди), постепенно Паваротти приходит к драматическим ариям (Риккардо в «Бале-маскараде» («Un ballo in maschera»), Манрико в «Трубадуре» («Il trovatore») и Рамадес в «Аиде» («Aida») Верди, Каварадосси в «Тоске» («Tosca») Пуччини). Но наступает время когда тенору становится мало стен театров.

    Всемирная известность

    В 1970-80 гг. Паваротти становится медийной личностью. Его все время показывают по телевидению, он дает сольные концерты в концертных залах и парках, участвует в смешанных номерах. Лучано становится постоянным участником фестиваля «Arena di Verona» и выступает на .

    В 1974 г. тенор впервые посетил Моску с театром «La Scala».

    В 1980 г. концертная постановка «Риголетто» в центальном нью-йоркском парке транслируется для аудитории в 200 тысяч слушателей. После этого итальянец выступает основателем международного конкурса для неизвестных талантов вокала («The Pavarotti International Voice Competition»). Финалистам конкурса предоставляется возможность петь вместе с маэстро в Модене, Пекине и Филадельфии.

    В 1984 г. Лучано Паваротти выступает в «Covent Garden» перед царственной четой Дианой и Чарльзом, после чего начинается их дружба. Однако, на похоронах Дианы итальянец петь отказывается, так как принял трагедию близко к сердцу.

    В 1988 г. тенор побивает свой рекорд, выступая в «Deutsche Oper Berlin» . «Любовный напиток» («L’elisir d’amore») Г. Доницетти с его участием прошел так блистательно, что занавес открывали 165 раз!

    Три тенора

    Ария «Nessun Dorma» из «Турандота» Дж. Пуччини вновь приносит ему славу в 1990 г., но уже не театральную, а в кругах поп-культуры. Песня прозвучала на открытии кубка FIFA, после чего стала хитом.

    На финальном матче турнира был дан 1-й концерт «Трех теноров»: Пласидо Доминго (Plácido Domingo), Хосе Каррераса (José Carreras), Лучано Паваротти. Фоном для их выступления стали старинные римские (Terme di Caracalla).

    Запись выступления побила все мировые рекорды по продажам музыки, что тоже отмечено в Книге рекордов. Трио еще несколько раз выступало на футбольных чемпионатах: в США в 1994 г., во Франции в 1998 г., в Японии в 2002 г. Проект «Три тенора» просуществовал 15 лет и имел ошеломительный успех по всему миру. Оперные певцы смогли донести серьезную музыку до широких масс, выйдя из стен театра.

    В 1992 г. Лучано Паваротти последний раз поет в «Ла скала» в «Дон Карлосе» («Don Carlo») композитора Франко Дзеффирелли (Franco Zeffirelli). Это единственный случай, когда ни зрителям, ни критикам выступление не понравилось.

    Паваротти и друзья

    Выступления с известными поп- и рок-музыкантами на благотворительных концертах «Паваротти и друзья» начались с 1992 г. и проводились до 2005 г.

    Вместе с тенором пели: Дзуккеро (Zucchero), Брайан Мэй (Brian May), Стинг (Sting), Роджер Тейлор (Roger Taylor), Селин Дион (Céline Dion), Брайан Адамс (Bryan Adams), группа «U2», Мерайя Кэри (Mariah Carey) и другие знаменитости.

    Денежные сборы с концертов шли на оказание помощи беженцам по всему миру. Альбомные концертные записи стали сюрпризом для меломанов и расходились огромными тиражами.

    Прощание со сценой и жизнью

    В 2004 году тенор официально попрощался со сценой. Ария Каварадосси из оперы «Тоска» Лучано Паваротти исполнена после сообщения гостям нью-йоркской «Metropolitan Opera» о последнем выходе итальянца. В зале был аншлаг, а заслуженного певца проводили оваций, которая длилась 11 минут.

    В том же году у Паваротти обнаружена злокачественная опухоль на поджелудочной железе. Он перенес операцию по удалению новообразования. 8 августа 2007 года тенора госпитализируют в больницу с температурой, в стационаре он находится 2 недели.

    6 сентября 2007 года в 5 часов утра Лучано Паваротти умер у себя дома. По завещанию, его похоронили на кладбище «Montale Rangone» в склепе семьи, где находились родители Паваротти и сын от второй жены.

    Семья

    Первая жена Адуа была для Лучано ангелом-хранителем, верной спутницей, помощницей и хранительницей очага. Рождение первой дочери Лоренцы (Lorenza) в 1962 г. новоиспеченный папа пропустил, потому что не ночевал дома. Он с друзьями всю ночь праздновал свой успешный дебют в «Риголетто». В 1967 г. Адуа родила Кристину (Cristina), в 1967 г. Джулиану (Giuliana). И все эти новости отец семейства узнавал по телефону. Примерным отцом он тоже не стал.

    После развода Адуа сокрушалась, что ее экс-муж мог провести в яслях больной кобылы всю ночь, если ей нездоровилось, но никогда не сделает такого ни для одной из своих дочерей.

    Многочисленные романы любвеобильного мужа не вызывали гнева у его мудрой жены. Пока супруг зарабатывал миллионы, она их вкладывала: в недвижимость, в акции, в предприятия. Она знала все о его доходах. При этом свое развратное поведение Лучано заглаживал дорогими подарками.

    Чтобы жена не препятствовала его роману с секретаршей Мадлен Рени (Madeline Renee) длиной в 7 лет, он презентовал супруге браслет стоимостью 250 тысяч долларов. Впоследствии Мадлен нашла себе другого мужчину и они обвенчались, а Паваротти чуть не выбросился из окна, когда узнал об этом.

    Многие из секретарш Лучано побывали не только в рабочих отношениях со своим боссом, но никто из них не афишировал этого так как Николетта Мантовани (Nicoletta Mantovani). Ей было 27 лет, Паваротти 61 и их фотографии с Барбадоса были растиражированы по всей Италии. Лучано открыто сказал, что счастлив с девушкой, которая моложе его младшей дочери . Николетта, в свою очередь, всем и каждому говорила, что хочет родить ему сына.

    В марте 1996 г. супруги Паваротти объявили, что больше не вместе. Адуа выгнала Лучано из дома. Развод был громким и официально состоялся через 6 лет. Сложностей с разделом имущества возникло много, так как брак был заключен на условиях раздельного владения.

    В возрасте 65 лет Паваротти закончил постройку нового дома, где планировал жить с молодой женой. Но началась полоса неприятностей: у Николетты диагностировали рассеянный склероз, родители Лучано умерли в 2002 г. от рака. В 2003 г. Мантовани производит на свет двух разнополых близнецов – Рикардо (Ricardo) и Аличе (Alice). Один мальчик сразу умирает.

    Николетта и Лучано сочетаются узами брака. Но молодая супруга оказалась не ангелом. Она не смогла выстроить с мужем теплых отношений после того, как у него диагностировали рак. Лучано из-за неуважения жены хотел было с ней развестись, но 4-летняя дочь стала препятствием для такого решения.

    Одновременно у Паваротти начали налаживаться отношения с первой женой. В последние дни жизни он кардинально переписал завещание, разделив все свое наследство (дома, коллекцию картин, парфюмерный бизнес, 11 работающих предприятий) между четырьмя дочками и сестрой.

    1. Друзья и коллеги в шутку звали Лучано «Big P». По признанию тенора, он родом из «города обжор» и не в состоянии сесть на диету, сколько бы ни платил своим диетологам. Его 150 килограмм веса однажды на сцене парижской «Гранд-оперы» (GrandOpéra) подмяли под себя стул во время оперы «Тоски», хотя мебель была укреплена заранее металлом.
    2. Лучано пропустил рождение всех троих дочерей от Адуа. Он узнавал об этом по телефону.
    3. Первой женщиной Лучано была соседка Сандра. Юноше на тот момент было 15 лет, а девушке 20.
    4. Любовь Паваротти к футболу доходила до того, что он мог отменить концерт, если боялся пропустить важный матч.
    5. На конкурсе вокалистов в 1961 г. мать тенора пожелала ему удачи и положила в карман пиджака сыну гвоздь, в надежде что металл не даст завистникам испортить выступление сына. Долгие годы Паваротти носил этот гвоздь с собой на все выступления, считая, что он приносит успех.
    6. При признанию самого Лучано, он не знал нот и чтобы запомнить музыку пользуется своими знаками.
    7. Однажды в Бали в комнату к тенору заползла змея, но Николетта спасла Лучано от смерти, выгнав ее.
    8. На всех сольных выступлениях Паваротти его аксессуаром с 1973 года был носовой платок. Впервые он появился на сцене с платком в руках в Миссури, где сильно нервничал и потел.
    9. Певец был очень суеверным: он не проходил под лестницами, не воспринимал пурпурный цвет, верил, что рассыпанная соль не к добру.

    ↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

    Человек с редкими вокальными данными, обладатель проникновенного, чрезвычайно чистого голоса с широким диапазоном, металлическим блеском и плавным переходом от одного регистра к другому - все эти слова характеризуют Лучано Паваротти. Биография великого тенора интересна всем поклонникам его таланта, а таких людей миллионы. Знаменитого итальянца знает весь мир, его природная музыкальность и выработанный на протяжении многих лет взыскательный вкус вызывают уважение и трепет. Не только меломаны, но и музыкальные критики приравнивают Паваротти к лучшим тенорам не только современности, но и прошлых веков.

    Юные годы итальянского тенора

    В итальянском городе Модена родился будущий знаменитый вокалист Лучано, это значимое для семьи Паваротти событие произошло 12 октября 1935 года. Пением мальчик занимался с самого детства, поскольку хоть его родители и не были профессиональными музыкантами, но отец обладал оперным баритоном и часто пел дома или в небольших залах, где собирались все свои. Несмотря на прекрасные вокальные данные, старший Паваротти не смог построить музыкальную карьеру, потому что панически боялся сцены.

    Лучано Паваротти в юности увлекался такими певцами, как Ди Стефано, Вместе с отцом пел в хоре оперного театра Модены, а вечерами под аккомпанемент гитары исполнял серенады собственного сочинения. Уже тогда Лучано понимал, что музыка для него - смысл жизни, поэтому он должен с ней связать свою судьбу. В 18 лет он записался на курсы учителей пения. Жизнь Паваротти изменилась после того, как он вместе с отцом принял участие в хоровом фестивале, проходившем в Ланголлене, где их дуэт получил высшую награду. Такое событие подтолкнуло парня к совершенствованию вокальной техники, в этом ему помогали педагоги Кампогальяни и Пол.

    Первые шаги в мире музыки

    В 1961 году весь мир услышал Лучано Паваротти. Биография запечатлела этот прорыв: тогда молодой итальянец победил на конкурсе Акилла Пери в Реджо-нель-Эмилия. Затем, в этом же городке, он выступал вместе с оркестром в «Богеме». В 1962 году Паваротти пел в «Риголетто» в Палермо, тогда ему посчастливилось стоять на одной сцене с дирижером Туллио Серафином. Сам Лучано как-то признался, что, несмотря на победы в конкурсах, его карьера могла так и не сложиться, потому что сегодня музыкантом восхищаются, а завтра о нем забывают. Зрителю постоянно нужно напоминать о себе, а для этого необходимы средства и связи.

    Паваротти сказочно повезло, ведь во время выступления в «Богеме» его заприметил Алессандро Зилиани - известный миланский агент. Благодаря этому человеку мир узнал о великом теноре. Зилиани подыскивал работу Лучано, который в то время получил свои первые внушительные гонорары. Певец несколько сезонов выступал по европейским провинциальным театрам. Он ездил не только по всей Италии, но и по Великобритании, Голландии. Лучано Паваротти уже не мог довольствоваться малым и мечтал о большой сцене.

    Первые победы

    В 1963 году Ди Стефано заболел и не смог выступать в «Богеме» на сцене «Ковен-Гарден» в Лондоне, в качестве замены был выбран Лучано Паваротти. Биография будущего маэстро повествует, что жизнь молодого итальянца в этот период претерпевает кардинальные изменения, к нему относятся как к великому артисту. В 1965 году Паваротти впервые выступил на сцене миланского театра «Ла Скала», что было для него большой честью. Потом он отправился вместе с Джоан Сазерленд, одной из сильнейших певиц ХХ столетия, в турне по Австралии. Тогда-то талант Лучано раскрылся в полную силу: голос его стал сильным и гибким, к тому же он научился правильно вести себя на сцене, убедительно играть роль. С 1968 года Паваротти входит в список самых лучших теноров мира.

    Сотрудничество с рок и поп музыкантами

    Певец Лучано Паваротти пел во многих операх, из самых известных стоит назвать «Богему», «Любовный напиток», «Кармен», «Луизу Миллер», «Вертер», «Бал-маскарад» и др. Но итальянец был известен не только как оперный певец, но и как эстрадный. Возможно, кому-то это покажется странным, но Лучано много песен записал в дуэте со знаменитыми поп- и рок-музыкантами, многие из которых являлись его близкими и давними друзьями. Например, с Элтоном Джоном Паваротти записал песню «Живи как лошадь», с Лайзой Минелли - «Нью-Йорк, Нью-Йорк». И с Адамсом, Каас, Стингом, группой «Куин» выступал Лучано Паваротти. Песни маэстро пользовались популярностью, он выпустил более 100 дисков.

    Личная жизнь итальянского тенора

    В 1961 году, после получения первого ощутимого гонорара, Лучано Паваротти решил жениться на Адуа Верони, с которой они были помолвлены уже 7 лет. Итальянец очень любил свою жену и всегда говорил, что женитьба на этой женщине является самым лучшим событием в его жизни. Немногие представительницы прекрасной стати смогли бы вынести совместную жизнь с Паваротти, но Адуа терпела. Его постоянно не было дома, жена видела его максимум 5 дней в месяц, а когда Лучано приезжал, то их квартира превращалась в проходной двор. Обо всех важных событиях певец узнавал по телефону, таким же образом ему сообщили о рождении дочек.

    Адуа Верони занималась домашними делами, воспитывала детей, а еще управляла огромной империей Паваротти. Она никогда не обращала внимания на сплетни, закрывала глаза на похождения своего благоверного, не ревновала мужа к красавицам, окружавшим его во время концертов. Адуа постоянно смеялась, говорила, что Лучано кроме еды ничего не интересует, и ничего страшного нет в том, что он посмотрит на какое-то милое личико.

    Идиллия растаяла как дым, когда в прессе все чаще стали появляться заметки и совместные фотографии Паваротти с его молоденькой секретаршей Николетти Мантовани. Женщину взбесило то, что любовница расписывала, как она мечтает родить певцу сына. Это было унижением и самой Адуа Верони, и ее трех дочерей. Последовал громкий развод, который, впрочем, не очень-то и смутил Лучано Паваротти. Биография его содержит информацию, что тенор не побоялся связать свою судьбу с молодой избранницей, родившей ему... еще одну дочку.

    Кончина лучшего тенора современности

    Сообщение о том, что Лучано Паваротти умер, застало всех его поклонников врасплох. Многие знали, что у великого певца рак поджелудочной железы, но не верили, что его может не стать. Паваротти скончался 6 сентября 2007 года в Модене, там же его и похоронили 8 сентября (в семейном склепе). Все свое состояние великий тенор завещал второй жене Николетти Мантовани, выделил что-то он и своим дочерям, но конкретных сумм нотариус не уточнял.

    Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) - выдающийся оперный певец ХХ века, выступавший на сцене более 40 лет. В репертуаре лирического тенора Паваротти - десятки главных оперных партий и отдельные вокальные произведения.

    Перед ним были открыты двери лучших оперных театров мира: Ковент-Гардена, Ла Скала, Метрополитен-оперы и Штатсопер. Лучано Паваротти руководил мастер-классами во многих известных консерваториях мира.

    Паваротти – первый в истории оперы тенор, который спел все девять партий до второй октавы в арии Quel destin из «Дочери полка» Доницетти, за что его наградили титулом «Короля верхнего до».

    Популярности Лучано Паваротти , несомненно, способствовало и то, что он был медийной личностью: о Лучано часто писала пресса, его выступления постоянно транслировали по ТВ по всех странах мира.

    В поп-культуру Паваротти вошел после того, как он исполнил в 1990 году на церемонии открытия Кубка мира FIFA, который проходил в Италии, Nessun Dorma - арию из последнего акта оперы «Турандот» Джакомо Пуччини , одну из самых известных арий тенорового репертуара. И именно в это время начинается сотрудничество Лучано Паваротти с двумя знаменитыми певцами - Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом - в рамках имевшего большой коммерческий успех проекта «Три тенора ». Проект состоял из цикла концертов, в которых выступали три оперные звезды и его целью было популяризировать оперный репертуар. Однако только этим проектом сотрудничество трех певцов не ограничилось: они выступали вместе на протяжении 15 лет.

    У Паваротти гениально получалось удерживать за собой статус выдающегося академического певца и при этом дружить и выступать вместе с поп- и рок-звездами, устраивая совместные концерты под названием «Паваротти и друзья ».

    Биография Лучано Паваротти / Luciano Pavarotti

    Лучано Паваротти родился на окраине города Модена на севере Италии в небогатой семье. Его отец Фернандо был пекарем и певцом, а мать - Адель Вентури - работала на сигаретной фабрике. Жили Паваротти в небольшой двухкомнатной квартире. Из Модены семья из-за войны бежала в соседнюю деревню в 1943-м. Именно там Паваротти увлекся фермерством.

    У отца Лучано были записи популярных теноров тех времен - Беньямино Джильи, Энрико Карузо, Джованни Мартинелли и Тито Скипа , и это, несомненно, повлияло на музыкальные пристрастия молодого Паваротти. В 9 лет Лучано он вместе с отцом стал петь в церковном хоре. В молодости Лучано взял несколько уроков у профессора Донди, но, правда, не придал им большого значения.

    Паваротти окончил школу Schola Magistrale и задумался о выборе профессии. Он увлекался футболом, поэтому подумывал посвятить себя спорту, но мать отговорила его, убедив, что профессия учителя куда серьезнее. Лучано Паваротти даже преподавал в течение двух лет в начальных классах, однако победила любовь к музыке. Отец, хотя и большой неохотой, но дал свое согласие содержать сына до 30 лет с условием, что, как только Лучано достигнет этого возраста и, если не добьется успехов в певческой карьере, он начнет зарабатывать на пропитание сам, как сможет.

    Серьезные уроки музыки Лучано Паваротти стал брать, когда ему было 19 лет, в 1954 году. Он занимался с тенором Арриго Пола . Причем Пола согласился, узнав о тяжелом положении семьи Паваротти , согласился давать уроки бесплатно. Именно Арриго Пола открыл Лучано то, что он обладает абсолютным слухом.

    Во время обучения Паваротти работал сначала учителем в начальной школе, затем страховым агентом. В это же время Лучано Паваротти знакомится с оперной певицей Адуа Верони , а в 1961 году они поженились.

    К сожалению, шесть лет обучения ни к каким большим достижениям не привели, если не считать нескольких бесплатных сольных концертах, которые дал Лучано в провинциальных городах.

    И тут в жизни Лучано произошло судьбоносное событие. На голосовых связках у Паваротти образовалась складка, Лучано решил, что на карьере певца можно ставить точку. Однако впоследствии утолщение не только исчезло, но, как певец говорил в своей автобиографии, «всё, что я выучил, пришло вместе с моим натуральным голосом, чтобы сделать звук таким, какого я так тяжело добивался».

    Певческая карьера Лучано Паваротти / Luciano Pavarotti

    В том же Лучано и Дмитрий Набоков дебютировали в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию Рудольфа в «Богеме» Дж. Пуччини. Эту же партию он исполнил в 1963 году в Венской опере и лондонском «Ковент-Гардене».

    В последующие годы Лучано Паваротти пел в «Ковент-Гарден» партии Эльвино в «Сомнамбуле» Беллини, Альфреда в «Травиате» Верди, Герцога Мантуанского в вердиевском «Риголетто». Партия Тонио в опере «Дочь полка» Доницетти, спетая в 1966 году, принесла Паваротти международную известность. После этого его стали называть «королем верхнего до». В том же году Паваротти дебютировал в миланском «Ла Скала», где исполнил партию Тибальда в «Капулетти и Монтекки» Беллини. Со временем певец стал обращаться к драматическим ролям: Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Риккардо в «Бале-маскараде», Манрико в «Трубадуре», Радамес в «Аиде» Верди, Калаф в «Турандот».

    С 1971 года Паваротти регулярно выступал на фестивале «Арена ди Верона», участвовал в концертах. Гастролировал с «Ла Скала» в Москве (1974). Среди записей партии в десяти операх Верди, пяти операх Пуччини; партии Канио в «Паяцах» (дирижёр Риккардо Мути, Philips), Энцо в одной из наиболее удачных записей «Джоконды» Понкьелли (дирижёр Бруно Бартолетти, Philips) и другие.

    А на празднование 25-летия своей карьеры Лучано Паваротти пригласил победителей конкурса в Италию, где они вместе исполняли «Богему», в его родном городе Модене, а также в Генуе. Тур продолжился в Пекине, где Паваротти впервые выступил перед 10 000-й аудиторией, которая аплодировала ему стоя. Победители пятого по счету конкурса отправились в 1997 году вместе в Лучано на гастроли в Филадельфию.

    В середине 80-х Паваротти вернулся в Венскую государственную оперу и Ла Скала. В 1985 г. на сцене Ла Скала Паваротти, Мария Кьяра и Лука Ронкони (итал. Luca Ronconi), под руководством Маазеля исполнили «Аиду». Ария Celeste Aida в его исполнении была встречена двухминутными овациями.

    24 февраля 1988 в Берлине Паваротти установил рекорд Книги Гиннесса: в Дойче Опера после исполнения «Любовного напитка» по просьбе зрителей занавес поднимали 165 раз.

    Однако были у певца и провалы. В 1992 году Паваротти появляется на сцене Ла Скала в новой постановке «Дона Карлоса» Франко Дзеффирелли. Это выступление было негативно оценено критиками, после чего Паваротти в Ла Скала больше не выступал.

    На волну мировой славы Лучано Паваротти вновь попадает после исполнения арии Nessun Dorma из оперы Джакомо Пуччини «Турандот» в 1990 году. Компания ВВС сделала её темой своих трансляций Чемпионата мира по футболу в Италии. Эта ария стала такой же популярной, как поп-хит, и стала визитной картой исполнителя.

    Во время финала чемпионата «три тенора» исполнили арию Nessun Dorma на территории древних бань Каракаллы в Риме, и копий этой записи было продано больше, чем копий какой-либо другой мелодии за всю историю музыки, что также зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса. Так Паваротти вынес оперу в люди.

    По традиции концерты «трех теноров» также состоялись и на следующих чемпионатах мира по футболу: в Лос-Анджелесе (1994), в Париже (1998) и Йокогаме (2002).

    Одновременно с популярностью в профессиональных кругах шоу-бизнеса росла слава Паваротти как «Короля отмен». Будучи непостоянной артистической натурой, Лучано Паваротти мог отменить свое выступление в последний момент, причиняя тем самым значительные убытки концерт-холлам и домам оперы.

    В 1998 году Паваротти был награждён премией «Легенда Грэмми», которой награждали всего 15 раз с момента основания (1990 г.).

    С 1992 года Лучано Паваротти участвовал в благотворительных концертах «Паваротти и друзья ». Благотворительный проект получил колоссальную известность благодаря участию рок-музыкантов Брайана Мэя и Роджера Тэйлора (queen), Стинга , Элтона Джона , Боно и Эджа (), Эрика Клэптона , Джона Бон Джови , Брайана Адамса , Би Би Кинга , Селин Дион , Cranberries , известных итальянских исполнителей, которые вместе с Паваротти и оркестром пели свои лучшие песни. Работать в этом проекте почитали за честь многие поп- и рок-музыканты.

    Многие критиковали Паваротти за подобные эксперименты, в некоторых крупных театрах ходило выражение: «Оперу загубили три человека и все три - теноры».

    Однако следует помнить: проект «Три тенора » - это была благотворительная акция, посвященная выздоровлению Хосе Каррераса, и именно благодаря «трем тенорам», давние враги Паваротти и Доминго помирились и стали выступать вместе в серьезных спектаклях.

    Лучано Паваротти - легенда. Он произвел оперную революцию, и даже его самые непримиримые критики не будут спорить, что его имя навсегда останется синонимом красоты человеческого голоса.

    Личная жизнь Лучано Паваротти / Luciano Pavarotti

    Первой женой Лучано Паваротти стала в 1961 году Адуа Верони. Развод Лучано Паваротти с Адуей потряс всю Италию. Он в течение многих лет жил со своей женой Адуей, которая родила ему троих дочерей. Правда, газеты неоднократно писали о любовных похождениях синьора Паваротти, но жена старалась не обращать на это никакого внимания. Впоследствии в жизни Паваротти было много романов. Адуя и Лучано прожили вместе 35 лет. Много лет спустя Лучано Паваротти не раз признавался, что именно Адуа заставила его всерьез задуматься о карьере в мире оперного искусства.

    В более преклонном возрасте, в 63 года, он все-таки решился вновь связать себя узами брака. Его новой спутницей жизни стала его же секретарша Николетта Мантованни . Несмотря на значительную разницу в возрасте - 34 года, они прекрасно ладили друг с другом. Николетта родила тенору дочь, которая стала для него уже четвертым ребенком.

    «Лучано не раз жаловался мне на одиночество. Он уважает свою супругу, но прежнего влечения к ней уже давным-давно не испытывает. Они не занимались сексом уже долгие годы. Мне представляется это сущим безумием, ведь Лучано переполнен энергией, он так страстен в постели. Ему просто необходим рядом молодой, активный человек, муза-вдохновительница. Ведь он же художник, ему нужны новые, острые ощущения, а не тлеющие эмоции и навязанное судьбой монашество», - рассказывала Николетта Мантованни.

    Даже знакомые певца не упускали повода поддеть знаменитого певца.

    На одном из светских раутов Пласидо Доминго заметил: «Старик, у тебя забавная внучка, вот только не помню, какая из твоих дочерей произвела ее на свет».

    Из-за этого Лучано и Николетта старались как можно меньше бывать на публике и большую часть свободного времени проводили в бело-голубом доме в Пезаро. Стены этого дома украшены картинами Паваротти, которые он писал на протяжении всей жизни. Несмотря на все слухи, Николетта оставалась со своим супругом вплоть до его кончины.

    Завершение карьеры Лучано Паваротти / Luciano Pavarotti

    В 2004 году Лучано Паваротти простился со зрителями, выйдя на сцену «Метрополитен-опера» в роли Марио Каварадосси в опере Пуччини «Тоска» .

    Перед спектаклем он официально объявил о том, что покидает оперную сцену. В «Метрополитен-опере» был аншлаг - несмотря на то, что временами голос Паваротти звучал слабее, чем обычно, зал проводил его 11-минутной овацией.

    Последнее выступление Паваротти состоялось 10 февраля 2006 года в Турине, на церемонии открытия XX Зимних Олимпийских игр.

    Еще в середине 2000-х годов у Лучано был обнаружен рак поджелудочной железы. Именно он стал причиной его смерти.

    Лучано Паваротти скончался ранним утром 6 сентября 2007 года от рака поджелудочной железы в своём доме в Модене. Там же 8 сентября 2007 года прошли прощание и похороны маэстро. Похоронен на кладбище Монтале Рангоне (Montale Rangone) под Моденой, в семейном склепе, рядом с родителями и мертворождённым сыном. Незадолго до своей смерти выдающийся оперный певец написал завещание, в котором передал все свои миллионы жене, сестре и четырем дочерям.