Конспект урока по русской литературе на тему: Анализ повести «Бэла. Конспект урока по русской литературе на тему: Анализ повести «Бэла Печорин - герой нашего времени, со слов Максима Максимыча

Ведь смеялся-то он над Грушницким, в отношениях же с Мери был расчет, была сознательная игра, часто увлекавшая и самого Печорина, но не насмешка. Противоречит этой внешней жестокости чувство жалости и волнения, овладевшее Печориным, когда он увидел бледненькую, исхудавшую Мери, «…еще минута, и я бы упал к ногам ее»,- пишет герой, О мощи говорит и следующая запись: «Итак, вы сами видите,- сказал я сколько мог твердым голосом и с принужденной усмешкой.. .»

Вот примерный план к анализу этого отрывка:

Сочинение анализ отрывка «В погоне за Верой» (со слов «Солнце уже спряталось в черной туче.. .» до слов «. . .нам только труднее будет расставаться»). Здесь, помимо выяснения чувства, испытываемого героем, и причин его искреннего горя, возможно раскрыть, как характер мыслей и настроений, передаваемых автором, определяет особенности языка повествования.

    Эпизод прощания с Мери также важен для понимания Печорина. Часто его рассматривают неверно, якобы здесь герой последовательно доводит до конца жестокую игру, наслаждается возможностью еще раз помучить свою жертву. Действительно, Печорин говорит Мери безжалостные слова, объясняется «откровенно и грубо». Но, если вдуматься, разве лучше было бы для Мери, если б он, не считая возможным жениться, оставил у девушки сомнение в том, была ли она любима. В этом случае Мери было бы много труднее побороть свою любовь к Печорину, потому что он остался бы в ее глазах загадкой, благородным героем, вступившимся за ее честь, но по каким-то неизвестным ей причинам отказавшимся от ее руки. Жестокая правда скорее способна излечить ее, чем добрая ложь. Может быть, Печорин и понимает это? Едва ли случайны его слова:

    Человечность , душевная тонкость и благородство Печорина проглядывают здесь, где он на первый взгляд кажется действительно бессердечным, сознательно разбивающим человеческие сердца и губящим жизни. Этот эпизод лучше прокомментировать, потому что психологически он труден для самостоятельного анализа восьмиклассников, которые не всегда могут сами понять оттенки сложных человеческих чувств. От подготовленности класса зависит, следует ли останавливаться на прощании Печорина и Мери или достаточно анализа двух других сцен. Может быть, учитель выберет другие отрывки, например бал в ресторации или сцену у Елисаветинского источника. Важно показать, как проявляет себя герой в том или ином эпизоде, и обратить внимание на противоречивость поведения Печорина, на сложность его характера, на сочетание в нем противоречивых особенностей (эгоизм и человечность, хладнокровное обдумывание поступков и искренние сердечные порывы, жестокость и способность к жалости, отзывчивость и т. д.)

    Любовь Печорина к Вере – большое и искреннее чувство. Сознание, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать «погибшее счастье». Искренний порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать коня, определяет характер повествования. Здесь – все движение!

  • О каких сторонах личности героя говорит искренность этого порыва?
  • Как особенности языка отрывка помогают передать взволнованность и силу переживаний Печорина?
  • Печорин торопится , волнуется, ему не до проносящихся перед его взором картин, он не пишет о них, потому что не замечает окружающей природы. Одна мысль владеет им: во что бы то ни стало догнать Веру. Отбор слов и характер предложений выражает это стремление. Печорин действует, движется и ничего не описывает, и поэтому в тексте нет определений-прилагательных, но он максимально насыщен глаголами (на пять предложений здесь тринадцать глаголов). Так как герою некогда раздумывать, естественным оказывается общий синтаксический строй разбираемого отрывка: несложные и немногословные предложения, часто обрываемые многоточиями, как будто Печорин , спеша, не успевает додумать, докончить мысль. Взволнованность героя определяет эмоциональность интонаций, многие предложения оканчиваются восклицательными знаками. Встречаются повторы, подчеркивающие силу переживаний Печорина: «.. .одну минуту, еще одну минуту видеть ее. . .», «.. .Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья», Эмоциональность проявляется не только в восклицательных интонациях, но и в отборе слов. Большинство из них обозначает человеческие чувства и переживания. Таковы существительные «нетерпение», «беспокойство», «отчаяние», «счастье» и глаголы «проклинал», «плакал», «смеялся», «скакал, задыхаясь». Выразительность этого отрывка велика, хотя здесь почти нет эпитетов, метафор, сравнений, кроме очень убедительного и веского метафорического сравнения: «Мысль… молотком ударяла мне в сердце».

    Описание скачки , отчаяния героя, его слез – одно из самых волнующих мест в повести. И как много значит эта сцена для понимания Печорина! Не холодный и расчетливый эгоист, не равнодушный к себе и другим скептик, а живой, глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от одиночества и невозможности удержать счастье – таков здесь герой.

    • «Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и даже в этом признаюсь; вот все, что я могу для вас сделать». А можно ли с полной верой отнестись к фразе героя: «Княжна. . . вы знаете, что я над вами смеялся! . .»
  • Чем объяснить порыв отчаяния и горя Печорина после отъезда Веры?

Разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

9 класс.

Комбинированный урок.

ЗАГАДКА ОБРАЗА ПЕЧОРИНА

Печорин скрывается от нас таким же

неразгаданным существом, как и является

Нам в начале романа.

В.Г.Белинский

Цель: заинтересовать учащихся личностью странного человека-Печорина, создав проблемную ситуацию. Дать представление о психологизме в литературе.

Задачи:

Образовательная:

  • совершенствовать умение анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;
  • сформировав первоначальное представление о психологическом портрете в литературе, объяснить двойственный, противоречивый характер Печорина.

Развивающая:

  • совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
  • развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;
  • развивать устную и письменную монологическую (диалогическую) речь учащихся.

Воспитательная:

  • способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;
  • воспитание нравственных качеств личности.

Слово учителя: Вы знаете, что литература, книги помогают нам понимать других людей, мир и себя в нём. Одной из таких книг является роман Лермонтова «Герой нашего времени», над которым мы продолжаем работу. Наш урок мы посвятим главному герою романа-Григорию Александровичу Печорину. Обратимся к эпиграфу. (Слова Белинского) Слайд 1

Какое слово ключевое в эпиграфе? (неразгаданный )

Подберите синонимы к этому слову, попытаемся определить тему урока.

Тема урока «Загадка образа Печорина»

А теперь предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма Ст.Ростоцкого и сформулировать проблему, над которой мы будем размышлять на уроке (К/Ф, ФРАГМЕНТ 1) Слайд 2

Учитель: Какая же проблема будет в центре нашего внимания, как вы думаете?

Верно, говорить мы будем о противоречивом образе Печорина (дети формулируют цели урока)

В чём загадка образа Печорина? Поиск ответа на этот вопрос будет целью сегодняшнего урока. Кто же он – Печорин – Герой Нашего Времени - «добрый малый или мерзавец»? Слайд 3

М. Ю. Лермонтов в «Предисловии» к роману пишет: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» Слайд 4

Задача автора – указать болезнь! А общество должно с болезнью справиться. Печорин же – один из членов общества. Получается, что главный герой романа – отрицательный персонаж?! Или всё-таки положительный?

Дело в том, что значение слова «герой» можно понимать по-разному. В толковом словаре приводится несколько его значений.

Я предлагаю вам следующие определения: Слайд 5

1) Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.

2) Главное действующее лицо литературного произведения.

3) Человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи.

Учитель: Какое из этих определений подходит образу Григория Печорина? (3определение)

Недостатки каждого отдельного человека могут быть присущи только ему – тогда можно пытаться их исправить. Но когда пороки свойственны целому поколению – вина ложится не на отдельных людей, а на общество, породившее эти пороки! Исправлять надо было русскую действительность, целое поколение!

Учитель: Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой? Слайд 6

Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Характернейшая черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию.

Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.

Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. . Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

В подтверждение вышесказанного звучат цитаты:

«Герой нашего времени»- грустная дума о нашем поколении» В.Г. Белинский

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно…М. Ю. Лермонтов Слайд 7

Учитель: После крушения декабризма, обнаружившего свою внутреннюю несостоятельность, русская общественная мысль находилась в ситуации мучительного поиска.

Такую ситуацию современник Пушкина и Лермонтова французский писатель Альфред де Мюссе символично представил так: «Позади – прошлое, уничтоженное навсегда, но еще трепетавшее на своих развалинах… Впереди – сияние необъятного горизонта… А между этими двумя мирами – бурное море, полное обломков кораблекрушения, где изредка белеет далекий парус».

Учитель: Какое лирическое стихотворение Лермонтова вы вспоминаете, читая эту цитату? (Дети читают наизусть стихотворение «Парус») Слайд 8

Можно ли одинокий Парус сопоставить с характером Печорина?

(Парус, символ мятежности, вызова судьбе, - важнейший образ в творчестве Лермонтова Вспомним хотя бы запись в дневнике Печорина: “Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига... он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце... и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там... желанный парус...” Печорин одинок в любом обществе, куда бы он ни попал.

Печорин, как и “ парус ” Лермонтова, путешествует без цели, сам не сознавая того, “он счастия не ищет и не от счастия бежит”. Печорин не может обрести счастья, так как его деятельная натура не находит себе применения.)

?????

Уже многое услышав на уроке и прочитав первые повести романа, попробуйте самостоятельно ответить на вопрос: «Что я знаю о Печорине?». Напишите 5 слов и словосочетаний, характеризующих, по вашему мнению, характер

Г.А. Печорина, что вы об этом знаете. На работу вам отводится 1 минута Слайд 9

У каждого в тетради появляется первичный список, с которым дальше предстоит работать.

Например:

«Что я знаю о Печорине?».

Умный человек

Эгоистичный

Подчиняет людей своей воле

Не способен на сильные чувства

Холодный

Учитель: Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Добавьте себе те замечания напарника, которых у вас нет. Если вы не согласны с мнением, то подчеркните это слово или словосочетание.

(Дети работают в парах, составляя общий список, обсуждая моменты, которые вызвали затруднения, сомнения)

Во время парной работы происходит двойной эффект:

  • Происходит приращение мнений о Печорине за счет другого ученика;
  • Под сомнение ставятся личные взгляды.

Например:

Уважает только равных себе по интеллекту

Никого не любит (сомневаюсь)

Обсуждение

Этот герой с момента своего появления и до сегодняшнего дня вызывал и вызывает разные мнения. Он привлекает художников, режиссёров, читателей непосредственно.

Может быть, он так привлекателен, потому что роман «Герой нашего времени» - психологический роман.

Слайд: Психологический роман –эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено

На внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков.(Слайд 10 )

Внутренний мир героя – психология души – психологический портрет личности. Давайте рассмотрим данную цепочку.

Можно ли увидеть внутренние качества человека ? (ответы учащихся)

Правильно, нет. Но они проявляются в его поведении, в отношении к окружающим. В русском языке много слов, обозначающих различные внутренние качества человека. Например: работоспособный, трудолюбивый, ленивый, веселый….(учащиеся продолжают ряд).

Итак, слово личность происходит от слов “лицо”, “личина”. В древнегреческом, а затем и в древнеримском театрах актер выходил на сцену в маске, (так, чтобы было видно из последних рядов амфитеатра) наносились черты того или иного характера – комика или злодея. Раскраска маски указывала на нравственные и психологические качества человека. Именно они составляют основу человеческой личности. Психологический портрет личности включает следующие основные свойства: (Слайд 11)

  • характер
  • способности
  • интеллект
  • чувства

Каков же психологический портрет Печорина?

Чтобы раскрыть внутренний мир героя Л. использует такой приём, как смена рассказчиков и изображение героя во взаимоотношениях с другими персонажами. Мы видим Печорина глазами разных героев, слышим суждения о нём разных людей.

Я много путешествовала по роману. И на память о его героях у меня сохранились некоторые их вещи. По предмету и краткому описанию его владельца определите хозяина вещи. (Слайды 12, 13,14)

ПРЕДМЕТ ИЗ СУНДУЧКА + ЦИТАТА. (Учитель достаёт предметы и читает цитаты из текста)?????? (либо на презентации показать картинки)

(предметы: Бэла – платок, Максим Максимыч – трубка, офицер - чугунный чайник)

Цитаты для характеристики к предметам

  1. За телегою шёл её хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно-поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду.
  2. … она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу.
  3. со мной был чугунный чайник - единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.

Итак, мы увидим Печорина глазами Бэлы, Максим Максимыча, офицера – рассказчика и проанализируем характеристику главного героя романа, которую он даёт сам себе. Перед вами на партах лежат кластеры по ходу урока, на каждом его этапе прошу вас их заполнять, вписывая черты характера Г. А. Печорина, чтобы в конце урока создать общий психологический портрет героя. Приложение 4

Ребята объединяются в группы по 4 человека и получают вопросы (Обсуждение в группах)

Приложение 1 (Слайд16)

Ответы на поставленные вопросы (Учащиеся из других групп дополняют)

Учитель: Немаловажную роль для создания образа играет автохарактеристика героя

При просмотре фильма постарайтесь, ответить на вопросы, которые перед вами

Просмотр фрагмента2 фильма(исповедь Печорина ) (Слайд 17)

Анализ автохарактеристики Печорина

«Послушайте, Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер…»).

Вопросы для анализа (Слайд 18) Вопросы у ребят на партах

  1. Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.
  2. В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?
  3. В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?
  4. Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

Обобщение

«…тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа, золотое сердце.»

О ком говорит В.Г. Белинский?(О Максиме Максимыче) Слайд 19

Не менее интересен и образ штабс-капитана Максима Максимыча, находящегося как бы в тени столь яркой, неоднозначной личности, как Печорин.

Что вы узнали о нем?

(Рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени он провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт. И видим, что он пользуется их уважением (приглашение на свадьбу)).

Несмотря на то что он с явным пренебрежением говорит о них, он все же хорошо изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки.

Учитель: Помните, как он рассказывал о том, что у него нет семьи (« У меня нет семейства. Об отце и матери я двенадцать лет уже не имею известия…») .

Кому он отдает все свое нерастраченное чувство любви?

(Он очень привязан к Бэле, по – отечески любит ее и Печорина – единственного, пожалуй, близкого ему человека – и такого далекого!)

Это ли не качества, достойные уважения и восхищения!

Обратите внимание на то, как заканчивается повесть «Бэла». Почему последний абзац посвящен не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу.

Он подготавливает переход к следующей повести, где Максим Максимыч займет еще более важное место, - и названа она его именем!

Хотя главным лицом в ней является, конечно, Печорин.

Учитель: Прошло 5 лет… Максим Максимыч и Печорин снова встретились. Что изменилось в их отношениях?? Изменились ли они сами ?

Ребята снова объединяются в микрогруппы по 4 человека, получают вопросы, обсуждают и дают ответы. Приложение 2 (слайд 21)

«Все, что Лермонтов хотел прибавить к тому, что рассказал в «Герое нашего времени», высказано в портрете Печорина». Слайд 22

Определите ключевые слова в цитате Аллы Марченко?

(все высказано в портрете Печорина)

Итак, все высказано в портрете .

Почему же для Лермонтова так важен портрет героя? И что все высказано в портрете героя?

Сообщение учителя о Лафатере. (Слайд 23)

В 19 веке особой популярностью среди современников Лермонтова пользовался трактат швейцарского писателя Иоганна Каспера Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором лицо человека, его облик рассматривался как анатомический атлас душевного устройства. Каждая черточка лица по данной теории соответствовала внутренней черте характера. Марченко пишет, что, создавая портрет Печорина, Лермонтов опирался на этот трактат.

Какой вывод вы сделаете из данного сообщения? (Для Лермонтова важно уже в портрете героя отметить особенности характера. Портрет героя – ключ к пониманию характера, его внутреннего мира

В главе «Максим Максимыч» мы видим Печорина глазами рассказчика, он даёт нам психологический портрет героя. Слайд 24

Ваша задача: прослушивая аудиозапись и пользуясь текстом, заполнить графы таблицы

Cлайд 25 Работа по анализу портрета героя (по рядам) Приложение 3

Странности и противоречия в портрете

1 ряд

слева

Социальное в портрете

1 ряд справа

Черты романтического героя в портрете героя

2 ряд слева

2 ряд

справа

Описание глаз Печорина

3 ряд

слева

Описание улыбки

3 ряд справа

Итоги:

Какова роль портрета Печорина в раскрытии его характера? Какими композиционно-изобразительными средствами пользуется Лермонтов в описании портрета Печорина? (Лермонтов через психологический портрет подчёркивает противоречивость внутреннего мира героя, его дисгармоничность. Всё в Печорине противопоставлено.)

В черновом варианте портрета Печорина автор сравнивает своего героя с тигром. Почему? (Печорин несёт по жизни зло, рядом с ним всегда есть жертва).

Учитель: «Если верить тому, что каждый человек имеет сходство с каким-нибудь животным, то, конечно, Печорина можно было сравнить только с тигром; сильный и гибкий, ласковый или мрачный, великодушный или жестокий, смотря по внушению минуты, всегда готовый на долгую борьбу, иногда обращённый в бегство, но не способный покориться, не скучающий один в пустыне с самим собою, а в обществе себе подобных требующий беспрекословной покорности»

Алла Марченко «Печорин: знакомый и незнакомый» Слайд 26

С каким животным вы можете сравнить Печорина? Прокомментируйте ваш ответ

(Слайды 27)

Почему Лермонтов не ввёл этот фрагмент в текст? (чтобы читатель не воспринял его однобоко, только как злодея.)

А может быть Печорин и не грустит вовсе, когда причиняет другим боль?

Анализ эпизода «Встреча Максима Максимыча и Печорина».

Главная сцена в повести- это встреча М.М.и Печорина

1) Какой, по-вашему, должна была быть их встреча?
(вопрос требует творческого воображения, умения под новым углом вспомнить содержание «Бэлы»)
2) Чтение эпизода встречи в лицах (3 человека)
(со слов «Я обернулся к площади и увидел…» до «глаза его поминутно наполнялись слезами»).

Заполните таблицу, которая поможет понять состояние героев, их переживания.

(по ходу чтения) Приложение 5

Сделайте вывод об отношении Печорина к жизни, к людям, о его характере.


Равнодушный ко всему на свете, в том числе и собственной судьбе, он не может спокойно вынести этого не прощенного им самому себе упрека, как не может спокойно вспоминать историю с Бэлой в беседе за фазаном и кахетинским с Максимом Максимычем!
Печорин знает, что встреча со стариком не развеет его скуки, а горечь лишь усилит, и потому избегает непростых объяснений. Он боится воскресить прежнюю боль.

Наталья Долинина считает,что « это и называется эгоизм. Из-за того, чтобы не обеспокоить себя воспоминаниями, он так холоден со стариком, который был ему близким человеком; чтобы уберечь от боли свою душу, он, не задумываясь, ранит чужую...» Слайд 28

- Согласны вы с ее мнением?

Анализ иллюстрации. Слайд 29

Ребята, перед вами иллюстрация Н. Н. Дубовского к роману. Прочитайте фрагмент текста, соответствующий ему. Что он передает?

«Немногие слова передают смятение чувств, мыслей старого армейца: «Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, - а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости».

И все-таки кого нам больше жаль – Максима Максимыча или Печорина? Почему


Итоговая беседа .


- Обобщим наши наблюдения над образами Максима Максимыча и Печорина.

Образ Максима Максимыча

В небольшом по объему произведении автор сумел воссоздать неповторимый образ Максима Максимыча – человека простодушного и доброго, верного своим привязанностям. Он способен на глубокие и сильные чувства, и при этом у него есть самообладание. Это, по мнению В. Г. Белинского, «добрый простак, который и не подозревает, как глубока его натура, как высок и благороден он».
Такие люди - редкость, и дружба с ними - это счастье.
Печорин встретился с таким человеком и – прошел мимо. До какой же степени надо разочароваться в людях, утратить интерес к жизни, чтобы это произошло!

Образ Печорина

Рассмотрим происшедшее с т. зр. Максима Максимыча. Обида его привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения Печорина и объясняет по-своему (текст).
- Что чувствует Максим Максимыч? Понимаем ли мы его чувства? Прав ли он, говоря, что Печорин пренебрег им, т.к. он «не богат, не чиновен»?
К сожалению, штабс-капитан не смог понять, что встретился с другим Печориным.
Каким? Ведь фабульно эта глава – последняя!
/Духовно сломленным, разочаровавшимся/.
Равнодушие и апатия воцарились в его душе. Так у него все наболело, что нет желания ни рассказать о себе, ни выслушать другого (он-то ни о чем не спросил Максима Максимыча!)
Будучи проницательным человеком, он не мог не заметить радости Максима Максимыча от встречи и огорчения, но Печорину не до него.
Он говорит Максиму Максимычу: «Я спешу». Но на самом деле он бежит. От кого или чего?
/От самого себя/.
Некогда он писал, что «Дневник» со временем будет для него драгоценным воспоминанием, а теперь он безразличен к судьбе своих записей. Прошлое перечеркнуто, настоящее мало радует. Будущее бесперспективно.
Таковы безрадостные итоги незаурядной, одаренной личности.
Слово учителя. (Рефлексия)

Над какой темой сегодня работали?

Что мы выявили в ходе работы?


Составление общего кластера. Слайд 30


«Герой нашего времени». «Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
Мы видели героя в двух эпизодах его жизни, отделенных друг от друга пятью годами.
В «Бэле» он был активен, деятелен, неутомим, на кабана ходил один, не страшился ни чеченских пуль, ни кинжала Казбича. Но уже и тогда Максим Максимыч поражался внезапной изменчивости его характера: «… а другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет…» Через пять лет он стал холоден и равнодушен – вот все, что нам известно.
Пять долгих лет прошли одиноко, бесплодно, не возникло ни радостей, ни надежд, ни деятельности…
Надежды не осталось, будущего нет. Печорин обречен. Почему?
Приоткрыть завесу над этой тайной души Печорина помогут те самые листы, что были небрежно оставлены героем у Максима Максимыча, - «Дневник Печорина».

2) ответить на вопрос письменно: «Что нового вы узнали о Печорине?»

3)составить синквейн «Печорин» (по желанию)

Вопросы для работы в группах по 4 человека (глава «Бэла») Приложение 1

1 группа

Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?

2 группа

Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?

3 группа

Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем?

4 группа

Охарактеризуйте жизнь горцев. Чем Казбич и Азамат отличались от Печорина?

5 группа

Почему Печорин разлюбил Бэлу?

Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?

6 группа

Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?

7 группа

Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.

Вопросы в 7 микрогруппах (глава «Максим Максимыч») Приложение 2

1 группа

1) Почему повесть называется «Максим Максимыч», а не «Печорин»?

2)Объясните эмоциональную интонацию начала повести.

2 группа

  1. Отчего и у кого могла появиться обида? А ирония?
  2. Как всретились Максим Максимыч и «странствующий офицер?

3 группа

  1. Изменилось ли отношение рассказчика к Максиму Максимычу? Почему?
  2. Как отнесся Максим Максимыч к известию приезде Печорина?

4 группа

  1. Какой, по-вашему, должна была быть эта встреча?
  2. Почему Максим Максимыч обрадовался, узнав о приезде Печорина?

5 группа

  1. Что изменилось в жизни штабс-капитана после встречи с Печориным в крепости?
  2. Какой след в жизни Печорина могла оставить встреча с Максим Максимычем в крепости?

6 группа

  1. Почему Печорин так сухо разговаривал с Максим Максимычем?
  2. Можно ли его оправдать?

7 группа

  1. Вам жалко Максим Максимыча?
  2. Чего не понимает Максим Максимыч?

Задания для заполнения таблицы

Приложение 3

Задания для ряда №1

2. Найдите в данном портрете странности и противоречия.

3. Сделайте вывод: почему Лермонтов преподносит читателю такой противоречивый портрет?

Задания для ряда №2

1. Прочитайте портрет Григория Александровича Печорина (глава «Максим Максимыч»)

2. Найдите в портрете указания на социальное происхождение героя.

3. Почему это указание важно для Лермонтова?

Задания для ряда №3

2. Найдите в портрете черты романтического героя.

3. С какой целью Лермонтов создает портрет романтического героя?

Задания для ряда №4

1.Прочитайте портрет Григория Александровича Печорина (глава «Максим Максимыч»)

2. Найдите в данном описании отношение автора к своему герою.

Задания для ряда № 5

1.Проанализируйте 2 абзац портретного описания Печорина

2.Почему Лермонтов обращает внимание на глаза героя?

Задания для ряда № 6

1. Найдите описание улыбки Печорина.

2. Какой смысл вкладывает Лермонтов в эпитет «детская улыбка»? Проанализируйте слово «детский»

«На минуту остолбенел», потом …

Не знает, как называть:

Речь сбивчивая

Напоминает о …

Упрашивает Печорина …

Старается скрыть…

«чуть-чуть побледнел и отвернулся»

Напоминает о …


Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы "Демон: восточная повесть" Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие поэмы "Мцыри" Лермонтова М.Ю.
  • Идейно-художественное своеобразие произведения "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский

И странно полюбил я мглу противоречий И жадно стал искать сцеплений роковых.
В.Я.Брюсов

По жанру «Герой нашего времени» — роман, в котором раскрываются социальные, психологические и философские проблемы российского общества 30 — 40-х годов XIX века. Тема произведения — изображение общественной ситуации в период николаевской реакции, которая наступила после разгрома декабристов. Эта эпоха характеризовалась отсутствием значимых общественных идей, способных объединить передовых людей России. Общественные идеалы декабристов должны были быть переосмыслены следующими поколениями и уточнены в соответствии с новыми историческими обстоятельствами, сложившимися после подавления восстания на Сенатской площади. Но к тому времени, когда в активную общественную жизнь вступило поколение Лермонтова (по возрасту они были детьми или младшими братьями декабристов), русское общество ещё не выработало новых идеалов. Из-за этого молодые энергичные люди нового поколения чувствуют свою ненужность, то есть ощущают себя «лишними», хотя они принципиально отличаются от «лишних» молодых людей поколения Евгения Онегина.

Социальная идея романа выражена в названии — «Герой нашего времени». Название это весьма иронично, так как Печорин мало похож на привычного для того времени благородного литературного героя. Он занят мелкими авантюрами (разрушает перевалочный пункт контрабандистов в Тамани), активно устраивает свои сердечные дела (добивается любви всех приглянувшихся ему женщин, а потом жестоко играет их чувствами), стреляется с Грушницким, совершает немыслимые по смелости поступки (обезоруживает казака — убийцу Вулича). Иными словами, свои незаурядные душевные силы и таланты он тратит на пустяки, без злобы ломает чужие жизни, а потом сравнивает себя в романтическом духе стопором судьбы, но при этом мучается своей ненужностью, одиночеством, безверием. Поэтому Печорина часто называют «антигероем».

Главный герой романа вызывает недоумение, даже осуждение у читателя. Но почему? Чем он хуже окружающих его второстепенных персонажей? Представители «водяного общества» (Грушницкий, драгунский капитан и их товарищи) тоже проматывают жизнь: веселятся в ресторанах, флиртуют с дамами, сводят мелкие счёты между собой. Мелкие, потому что на серьёзные конфликты и принципиальное противостояние не способны. То есть между Печориным и людьми его круга внешне нет особых различий, но по сути главный герой, конечно, на голову выше всех окружающих: он тяжело переживает свои поступки, которые приносят окружающим одни неприятности, а иногда даже беды (смерть Бэлы, Грушницкого). Следовательно, Лермонтов описал в романе «общественную болезнь» своего поколения, то есть выразил серьёзное общественное содержание.

«Герой нашего времени» — психологический роман, так как главное внимание автор уделяет изображению внутренней жизни Печорина. Для этого Лермонтов использует разные художественные приёмы. В повести «Максим Максимович» находится психологический портрет главного героя. Психологический портрет — это изображение души, характера человека через определённые детали его внешнего облика. Офицер-путешественник в Печорине отмечает сочетание контрастных черт. У него были светлые волосы, но тёмные ресницы и усы — признак породы, по мнению офицера-рассказчика. У Печорина была крепкая, стройная фигура (широкие плечи, тонкая талия), но, когда он сидел у ворот, ожидая Максима Максимовича, он согнулся так, как будто в его спине не было ни одной косточки. На вид ему было лет тридцать, а в улыбке сквозило что-то детское. Когда он ходил, не размахивал руками — признак скрытного нрава. Его глаза не смеялись, когда он смеялся, — признак постоянной грусти.

Лермонтов часто использует психологический пейзаж, то есть такой приём, когда душевное состояние героя изображается через его восприятие окружающего мира. Примеры психологических пейзажей можно увидеть в любой из пяти повестей романа, но наиболее ярким является пейзаж в «Княжне Мери», когда Печорин едет на дуэль с Грушницким и возвращается обратно. Печорин записывает в дневнике, что утро перед дуэлью запомнилось ему как самое прекрасное в жизни: лёгкий ветерок, ласковое раннее солнце, свежий воздух, блестящие росинки на каждом листке — всё создавало великолепную картину просыпающейся летней природы. Через два-три часа Печорин возвращался в город по той же дороге, но солнце светило для него тускло, лучи его не грели. Почему же один и тот же пейзаж воспринимается героем по-разному? Потому что, когда Печорин едет на дуэль, он вполне допускает, что может быть убит и что это утро — последнее в его жизни. Отсюда так чудесно выглядит для него окружающая природа. Печорин убивает на дуэли Грушницкого, и его тяжёлые переживания по этому поводу выражены через безрадостное, мрачное восприятие того же самого летнего утра.

Душевные движения героя автор передаёт через внутренние монологи из дневника Печорина. Конечно, дневник, строго говоря, и есть один большой внутренний монолог, но Печорин описывает памятные для себя и любопытные для читателя случаи из своей жизни. Иными словами, в трёх последних повестях можно отделить действие, диалоги, характеристики, пейзажи от собственно внутренних монологов автора дневника. Трагический внутренний монолог включён в описание вечера перед дуэлью. Допуская, что завтра он может быть убит, Печорин задаётся вопросом: «Зачем я жил? Для какой цели родился?.. А, верно, она была большая, ибо я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных...» («Княжна Мери»). Этот внутренний монолог доказывает, что Печорин страдает от своей ненужности, что он несчастлив. В «Фаталисте», подводя итог своего опасного приключения, герой размышляет: «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убеждён ли он в чём или нет?.. (...) Я люблю сомневаться во всём...». Здесь Печорин утверждает, что ему, в отличие от Вулича и Максима Максимовича, нужна свобода воли, свобода деятельности и он готов сам отвечать за свои поступки, а не ссылаться на судьбу.

Три повести из пяти («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») представляют собой дневник Печорина, то есть ещё один способ раскрытия «истории души» героя. В предисловии к «Журналу Печорина» автор обращает внимание читателей на то, что дневник писался только для самого героя, который не предполагал читать его друзьям, как Ж.-Ж.Руссо некогда поступил со своей «Исповедью». Это подсказка автора: рассуждениям Печорина из дневника вполне можно доверять, они не приукрашивают, но и не очерняют героя, то есть являются вполне честными свидетельствами мыслей и чувств Печорина.

Для раскрытия характера главного героя Лермонтов использует необычную композицию романа. Повести расположены с нарушением хронологической последовательности. Автор выстраивает повести, соблюдая постепенность в раскрытии характера героя своего времени. В повести «Бэла» о Печорине рассказывает Максим Максимович, человек внимательный и добросердечный, но по своему развитию и воспитанию очень далёкий от Печорина. Штабс-капитан не может объяснить характер главного героя, однако может отметить противоречивость его натуры и одновременно свою приязнь к этому странному человеку. В «Максиме Максимовиче» Печорина наблюдает офицер-путешественник, который принадлежит к тому же поколению и к тому же общественному кругу, что и герой. Этот офицер замечает (в психологическом портрете) противоречивость характера Печорина и понимает, хотя не оправдывает поведение героя в отношении Максима Максимовича. В журнале Печорин говорит сам о себе вполне откровенно, и читатель узнаёт, что герой глубоко несчастен, что его губительные для окружающих поступки не доставляют ему никакой радости, что он мечтает о другой жизни, содержательной и деятельной, но не находит её. Только в «Фаталисте» он совершает поступок, который можно оценить как деятельное добро: обезоруживает пьяного казака, предотвращая жертвы, которые могли бы быть, если бы урядник приказал брать избу штурмом.

Философское содержание романа касается нравственных вопросов человеческого существования: что такое человек, что он сам, помимо судьбы и Бога, может, какими должны быть его взаимоотношения с окружающими, в чём цель и счастье его жизни? Эти нравственные вопросы переплетаются с социальными: как социально-политические обстоятельства влияют на характер человека, может ли он сформироваться вопреки обстоятельствам? Лермонтов раскрывает сложную жизненную позицию героя своего (и не только своего) времени, который в начале романа представлен человеком беспринципным, жестоким, даже не эгоистом, а эгоцентристом; а в конце романа, в повести «Фаталист», после ареста пьяного казака, после рассуждений о смысле жизни, о судьбе раскрывается как человек глубокий, сложный, как трагический герой в высоком смысле слова. Печорину не дают покоя его ум и творческие способности. В дневнике он признаётся: «...тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует» («Княжна Мери»), Однако никакого серьёзного дела у героя в жизни нет, поэтому он сам предвидит свой печальный финал: «... гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара» (там же).

Подводя итог, следует отметить, что «Герой нашего времени» является первым серьёзным социально-психологическим романом в русской литературе. В.Г.Белинский в статье «"Герой нашего времени", сочинение М.Лермонтова» (1840) утверждал, что в образе главного героя автор изобразил самого себя. Писатель же в предисловии к роману демонстративно отделил себя от Печорина, стал над ним. Нарушение временной последовательности событий, бодрый финал повести «Фаталист», который не согласуется с полным духовным опустошением Печорина, доказывают правоту автора, а не критика. Лермонтов отразил своё понимание эпохи николаевского «межвременья» и показал судьбу поколения, к которому принадлежал сам. В этом смысле содержание романа перекликается с идеей стихотворения «Дума» (1838):

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

«Герой нашего времени» является высоко художественным произведением, потому что автору удалось мастерски изобразить и философски осмыслить «историю души» незаурядного представителя своего (потерянного) поколения. Для этого Лермонтов использует самые разнообразные приёмы: психологический портрет, психологический пейзаж, внутренний монолог, форму дневника, необычную композицию.

С романа «Герой нашего времени» в русской литературе зарождается традиция социально-психологического романа, которая продолжится в творчестве И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Иными словами, зарождается традиция, которая станет гордостью всей русской литературы.

«Мы расстаемся навеки…»- это строчки из того последнего письма Веры. Незначительное, вроде, событие. Это для нас, со стороны читающих. Но я вчитываюсь в страницы и открываю для себя новое лицо Печорина, не пресытившегося всеми удовольствиями жизни, не то лицо уставшего, равнодушно взирающего на все окружающее лишь с любопытством, но без сожаления. Я чувствую взволнованную душу Печорина, его чуть дрожащие руки. Да, они дрогнули, потому что Печорин долго не решался открыть письмо. Чувствуется, что с ощущением тревожного, тяжелого предчувствия открывал он его. И вот она, та фраза, которой, наверное, боялся Печорин больше всего: «Мы расстаемся навеки…»

А далее пойдут страницы, описывающие погоню Печорина за Верой. Страницы, которые невольно заставили меня вспомнить дневниковую запись 14-го июня, в которой он признается, что «не способен к благородным порывам», что « двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту … Но свободы моей не продам…

Но как много рассказал мне всего лишь маленький эпизод из жизни героя! Как изменил он мое окончательное мнение о нем. Как по-человечески переживаю вместе с ним. «Нет, господин Печорин, — хочется сказать ему, — душа ваша не угасла совсем, ей присущи благородные душевные порывы, ибо не вскочили бы « как безумный» на крыльцо, не прыгнули бы на своего Черкеса, не пустились бы во весь дух по дороге.

Одна лермонтовская фраза – а за ней целый кадр погони. Да какой! Как в последний раз (а, может, и в последний) вспыхнуло так ярко это чувство – он беспощадно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал его по каменистой почве. Казалось, что в эту минуту главным вопросом жизни Печорина стала Вера. Догнать несостоявшееся, погибшее счастье с ней. Он не думает, зачем это надобно ему. Ну, хотя бы ради одного горького, прощального поцелуя. Маленький эпизод, а в нем – отрезок жизни. Да какой!

Даже природа, кажется, почему-то противится этой встрече. «В черной туче» спрячется солнце, в ущелье станет темно и сыро. А между тем, душевное состояние Печорина жило одним всепоглощающим желанием; мысль молотком (какое сравнение!) ударяла в сердце: «видеть ее, проститься, пожать руку…» Так мог Лермонтов – писатель о многом сказать так коротко. Выразительные средства языка настолько убедительны, что ощущаешь рассказанное автором не как прочитанное, а как видимое. Напряженность душевного состояния я читаю в глаголах действия: «молился», «проклинал», «плакал», «смеялся», «пустился…»

И самый кульминационный момент. Конь пал, потерян последний шанс увидеть Веру. Но не потеряна надежда поднять коня, попробовать догнать пешком. Но «ноги мои подкосились». Подкашиваются ноги от напряженности, усталости и безнадежности. И вот Печорин один в степи. И уже не воин. А дальше последуют строчки, которые заставят нас плакать вместе с героем. Вот они: «И долго я лежал неподвижно, и плакал, горько, не стараясь, удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли, как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если бы в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся». Нет, не отвернулся бы, потому что Печорин впервые плакал, плакал горько, навзрыд. А ведь плакать может не каждый.

Всего несколько предложений о душевном состоянии, но в них можно увидеть и не высказанную автором мысль о том, что душа Печорина – не засохшая почва, ей свойственны и «души прекрасные порывы». Могла бы быть таковой. Но жизнь героя, которая протекала в борьбе с самим собой и светом, искалечила ее, лучшие порывы захоронил Печорин где-то в самой глубине её.

А потом короткой фразой Лермонтов напишет о том, что «ночная роса и горный ветер» освежит голову героя и приведет ее « в обычный порядок ». И мы понимаем, в какой «обычный порядок!»

Когда не сердцем, а трезвым рассудком с легкой иронией: «Все к лучшему! Это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию». Приплетет еще сюда расстроенные нервы, ночь без сна, «пустой желудок ».

Но это уже слова другого Печорина, Печорина – страдающего эгоиста. Печорина с его порочным нравственным принципом: «Я смотрю на страдания и радости людей, как- на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

С1. Как ремарка Печорина – «приняв глубоко тронутый вид» - корректирует содержание его монолога в глазах читателя?

«Приняв глубоко тронутый вид», Печорин сознательно играет на чувствах Мери. Он не просто излагает подлинные причинно-следственные связи между событиями, повлёкшими за собой нравственные «увечья» (схема верна – но лишь отчасти), - Печорин знает, что его рассказ обязательно вызовет сочувствие со стороны Мери, девушки чувствительной и доброй. От сострадания один шаг до влюблённости – а это полная победа печорина над Грушницким. Такая «адресная» исповедь заставляет Печорина утрировать собственные переживания, острее обозначать противоречия собственной натуры. Записи в журнале – это исповедь перед самим собой, искренняя и беспощадная; монолог перед Мери – романтическая маска, условный образ, и цель его создания вполне прагматична – добиться того, чтобы девушка в Печорина влюбилась.

Мастерами психологической прозы были Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский; в «Войне и мире» и «Преступлении и наказании» внутренние монологи героев – важнейший приём изображения внутренней жизни персонажей. Л.Н.Толстой наследует лермонтовские принципы слежения за динамикой человеческих чувств и их осмыслением (внутренние монологи Андрея Болконского и Пьера Безухова вполне сопоставимы с записями Печорина); толстовская «диалектика души» есть не что иное, как совершенствование литературных приёмов, позволяющих фиксировать тончайшие душевные движения. Внутренние монологи героев Ф.М.Достоевского – это очень часто спор с самим собой, подтверждение и мгновенное опровержение только что выдвинутого тезиса, бесконечная «дискуссия» разных граней человеческого характера в рамках одной личности. В «Герое нашего времени» предметом размышлений Печорина была двойственность его характера; в «Преступлении и наказании» расколотость души и сознания главного героя впрямую переданы антитезами во внутренних монологах. Примером может служить размышление Раскольникова после убийства старухи: «Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу?» Любовь и ненависть соединяются в душе Раскольникова, споря на разные «голоса».

Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, хрипя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! - одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ей руку... Я молился, проклинал плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей... И между тем я все скакал, погоняя


беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте... Оставалось пять верст до Ессентуков - казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.

Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод - напрасно: едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком - ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.

И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие - исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.

Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? - ее видеть? - зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.

Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.

Все к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих.

Я возвратился в Кисловодск в пять часов утра, бросился на постель и заснул сном Наполеона после Ватерлоо.

Когда я проснулся, на дворе уж было темно. Я сел у отворенного окна, расстегнул архалук - и горный ветер освежил грудь мою, еще не успокоенную тяжелым сном усталости. Вдали за рекою, сквозь верхи густых лип, ее осеняющих, мелькали огне в строеньях крепости и слободки. На дворе у нас все было тихо, в доме княгини было темно.

Взошел доктор: лоб у него был нахмурен; и он, против обыкновения, не протянул мне руки.

Откуда вы, доктор?

От княгини Лиговской; дочь ее больна - расслабление нервов... Да не в этом дело, а вот что: начальство догадывается, и хотя ничего нельзя доказать положительно, однако я вам советую быть осторожнее. Княгиня мне говорила нынче, что она знает, что вы стрелялись за ее дочь. Ей все этот старичок рассказал... как бишь его? Он был свидетелем вашей стычки с Грушницким в ресторации. Я пришел вас предупредить. Прощайте. Может быть, мы больше не увидимся, вас ушлют куда-нибудь.

Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку... и если б я показал ему малейшее на это желание, то он бросился бы мне на шею; но я остался холоден, как камень - и он вышел.

Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, - а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..

(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

В1. Укажите название главы романа «Герой нашего времени», из которого
взят приведенный фрагмент.

В2. От чьего лица ведется повествование в данном фрагменте?

В3. Как называется изобразительное средство, которое использует

В4. Укажите название средства иносказательной выразительности: «мысль… молотком ударяла мне в сердце»,

В5. Как называется изобразительное средство: «как ребёнок заплакал», «остался холоден, как камень »?

В6. Как называется скрытая насмешка, к которой прибегает автор: «Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок»?

В7. Как в литературе называется композиционный приём, основанный на изображении картин природы (например, утро после погони)?

С1. Что именно заставило Печорина совершить погоню и какие черты характера героя проявились в этой сцене?

С2. Каковы основные особенности психологизма Лермонтова и кого из писателей можно назвать продолжателем его традиций в изображении «души человеческой»?

В1. Княжна Мери

В2. Печорин

В3. Олицетворение

В4. Метафора

В5. Сравнение

В6. Ирония

В7. Пейзаж

В3. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их характеристикой, данной в романе. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В4. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне son coeur et sa fortune;14 но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, - прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?.. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие... Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей... Признаться ли?.. Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе... Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется; по крайней мере буду стараться, чтоб оно сбылось как можно позже.

В1. Частью какой главы романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» является приведённый выше фрагмент дневника Печорина»?

В2. Назовите город, в котором разворачивается действие этой главы лермонтовского романа?

В3. Черты какого литературного направления сохраняются в прозе Лермонтова, создающей образ одинокого, исключительного и загадочного героя, действующего в исключительных обстоятельствах?

В4. Как называется форма развёрнутого высказывания героя, обращённого к самому себе (дневниковые размышления Печорина), к читателям или к другим персонажам романа?

В5. Укажите название художественного приёма преувеличения, цель которого – усилить выразительность речи героя: «двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту…».

В6. Какой художественный троп использован в данном фрагменте текста для создания образа эгоистичного, бесчувственного, жестокого героя – «Моё сердце превращается в камень» ?

В7. Укажите название известного стихотворения М.Ю.Лермонтова, с которым идейно и тематически перекликается роман «Герой нашего времени».

С1. Какую роль дневниковые записи играют в композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

С2. С какой проблемой романа перекликаются вопросы, заданные героем самому себе в приведённом выше фрагменте, и как они соотносятся с проблематикой других произведений русской классики.

В1. «Княжна Мери»

В2. Пятигорск

В3. Романтизм

В4. Монолог

В5. Гипербола

В6. Метафора

В7. «Дума»

Василий Петрович, - сказал есаул, подойдя к майору, - он не сдастся - я его знаю. А если дверь разломать, то много наших перебьет. Не прикажете ли лучше его пристрелить? в ставне щель широкая.
В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу.
- Погодите, - сказал я майору, я его возьму живого.
Велев есаулу завести с ним разговор и поставив у дверей трех казаков, готовых ее выбить, и броситься мне на помощь при данном знаке, я обошел хату и приблизился к роковому окну. Сердце мое сильно билось.
- Ах ты окаянный! - кричал есаул. - что ты, над нами смеешься, что ли? али думаешь, что мы с тобой не совладаем? - Он стал стучать в дверь изо всей силы, я, приложив глаз к щели, следил за движениями казака, не ожидавшего с этой стороны нападения, - и вдруг оторвал ставень и бросился в окно головой вниз. Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет. Но дым, наполнивший комнату, помешал моему противнику найти шашку, лежавшую возле него. Я схватил его за руки; казаки ворвались, и не прошло трех минут, как преступник был уж связан и отведен под конвоем. Народ разошелся. Офицеры меня поздравляли - точно, было с чем!
После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет?.. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..
Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера - напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!
Возвратясь в крепость, я рассказал Максиму Максимычу все, что случилось со мною и чему был я свидетель, и пожелал узнать его мнение насчет предопределения. Он сначала не понимал этого слова, но я объяснил его как мог, и тогда он сказал, значительно покачав головою:
- Да-с! конечно-с! Это штука довольно мудреная!.. Впрочем, эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или не довольно крепко прижмешь пальцем; признаюсь, не люблю я также винтовок черкесских; они как-то нашему брату неприличны: приклад маленький, того и гляди, нос обожжет… Зато уж шашки у них - просто мое почтение!
Потом он примолвил, несколько подумав:
- Да, жаль беднягу… Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать!.. Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано…
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.

(М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" )

B1 Как называется глава (повесть) романа М.Ю. Лермонтова, фрагмент из которой вы прочитали?

B2 Из текста выпишите словосочетание, которое в данном фрагменте является оценкой внутреннего, психологического состояния героя, решившего «испытать судьбу».

ВЗ Укажите термин, которым называют развернутые рассуждения героя, обращенные к самому себе?

B4 Назовите фамилию героя, от лица которого ведется повествование в этой главе.

B5 К какому известному в литературоведении социально-психологическому типу традиционно относят этого героя?

B6 Укажите термин, которым обозначают способ отображения внутренних, душевных переживаний лермонтовского героя: его стремление к максимальному самовыражению и самоанализу, дневниковый характер повествования и т.д.

B7 Как в литературном произведении называют разговор двух (или более) персонажей между собой?

С1. В чём разница и в чём сходство объяснений, которые дают трагическим событиям повести Печорин и Максим Максимыч?

С2. В каких произведениях классической литературы так или иначе звучит тема судьбы, предопределения и как эти произведения соотносятся с романом Лермонтова «Герой нашего времени»?

В1. Фаталист

В2. «странная мысль»

В3. Внутренний монолог

В4. Печорин

В5. Лишний человек

В6. Психологизм

Скоро все разошлись по домам, различно толкуя о причудах Вулича и, вероятно, в один голос называя меня эгоистом, потому что я держал пари против человека, который хотел застрелиться; как будто он без меня не мог найти удобного случая!..

Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие

потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...

И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлеченной мысли. И к чему это ведет?.. В первой молодости моей я был мечтателем, я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.

(М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" )

В1. Частью какой главы романа является представленный выше фрагмент текста?

В2. Укажите название сюжетно-композиционного элемента художественного произведения, представляющего собой описание природы («звёзды спокойно сияли…»).

В3. К какому художественному приёму неоднократно прибегает , «надежды давно угасли вместе с ними, как огонёк, зажжённый на краю леса» и т.д.?

В4. Как называется форма развёрнутого высказывания героя, обращённого к самому себе и произнесённого в собственных мыслях (размышления Печорина, идущего по ночной дороге)?

В5. Как называются образные определения, встречающиеся в приведённом фрагменте текста: «беспечный странник», «беспокойное воображение», «радужные образы» и т.п.?

В6. Из первого абзаца фрагмента выпишите слово-характеристику, которой сам себя «награждает» Печорин.

В7. Укажите название художественного приёма, основанного на противопоставлении различных явлений и лежащего в основе композиции данного фрагмента: «страсти и надежды» предков противопоставлены «сомнениям и заблуждениям» потомков.

С1. Какие темы, значимые для всего романа, поднимает Лермонтов в данном фрагменте текста?

С2. Почему вопрос о предопределённости судьбы так занимает Печорина, и в каких произведениях русской классики затрагиваются подобные вопросы.

В1. «Фаталист»

В2. Пейзаж

В3. Сравнение

В4. Внутренний монолог

В5. Эпитеты

В6. Эгоист