Как называется человек который любит минимализм. Монголы - самый минималистичный народ в мире. Демократия как система и вопрос духовности

Определение минимализма и характерные идеи для мастеров этого движения.

Белое на белом

Минимализм

Определение

Возникшее в Нью-Йорке в 1960-х годы, минимализм стал одним из основных направлений постмодернизма. Этот стиль характеризуется предельно простой формой, зачастую работы сводятся к изображению геометрических абстракций. Термин минимализм обычно применяется по отношению к трудам таких художников, как Карл Андре, Дэн Флавина, Дональда Джадда, Роберт Моррис, Тони Смит и др. Иногда этот аскетичный тип искусства ассоциируется с концептуализмом.

Происхождение и история

Истоки минимализма видны в некоторых работах русского супрематиста Казимира Малевича, а также в трудах Марселя Дюшана и Фрэнка Стелла. Минималистские картины и скульптуры, как правило, состоят из точных и бескомпромиссных форм, с жесткими цветовыми переходами, используют холодную цветовую палитру или вовсе один или два оттенка.

Не удивительно, что движение подвергалось резкой критике со стороны экспертов и историков в области искусства «театральность» и методы.

Нео-минимализм

Неоминимализм представляет собой довольно расплывчатый художественный архитектурный, скульптурный, живописный и музыкальный стили конца 20-го - начала 21-го века. Его иногда называют «Неогео», «Неоконцептуализм», «Неофутуризм» и так далее. Современные художники, связанные с этим движением: Катарина Берджесс, Пол Кун, Кристофер Уиллард и некоторые другие.

Постминимализм

Постминимализм описывает попытки выйти за рамки идиомы минимализма во всех сферах искусства. Проще говоря, минимализм является довольно интеллектуальным стилем искусства, характеризующимся крайней простотой формы и преднамеренном отсутствии выразительного содержимого. Художники-минималисты были заинтересованы только в передаче чистой «идеи». В постминимализме (1970-е годы) фокус смещался от чистой идеи к форме ее передачи. Известными мастерами движения являются Том Фридман, Ева Хессе, Аниша Капура, Чарльз Рэй, Ричард Таттл, Ханна Вильке и другие.

Уже не в первый раз во всяком глянце попадаются слюнявые статейки, рассказывающие истории про всяких "минималистов": людей, которые, дескать, решили отказаться от вещизма, поэтому теперь живут как бомжи, практически не имеют личных вещей, но при этом страшно, дескать, счастливы и учат всех окружающих, что им надо отказаться от всего, тогда, значить, от счастья просто разопрет. Журнал "Афиша" тоже включился в этот бред - попалась на глаза статья "Беспредметное искусство: как живет человек, у которого всего 50 вещей" . Как живет? Понятно, как живет. Живет как бомж, выглядит как бомж и пахнет как бомж. При этом не отрывается от смартфона и планшета - ну как же, он ведь должен о своим великом минимализме в бложик писать, учить других, как не заболеть вещизмом. Я сам, кстати, тоже категорически против вещизма. И у меня есть железное правило: одежда и обувь, которой я не пользуюсь - периодически отдается бедным, всякие предметы и гаджеты, которыми я за год ни разу не воспользовался, тоже все раздается или выкидывается, если это вообще мало кому может понадобиться. Но это не означает, что у меня не должно быть жилья для моей семьи, что у меня не должно быть необходимого в быту автомобиля, компьютера и всяких электронных цацек, которыми я пользуюсь постоянно и которые меня радуют постоянно. И с какого хрена я должен от этого отказываться? Чтобы стать счастливым? Да я именно с этими гаджетами становлюсь счастливым. Я прежде всего становлюсь счастливым от того, что у моей семьи есть дом и машина. И если у нас этого не будет - я буду несчастным. А раздать все, делать мебель из коробок и иметь в гардеробе трое трусов и полтора носка - да таких людей лечить надо. Галоперидолом. Еще одним шагом к минимализму стало расставание с девушкой. Когда я уезжал из дома, где мы прожили около двух лет, я распродал и раздал практически все свое имущество. Потом сел в машину и увидел, что единственным объемным предметом, который я увожу с собой, является оборудование для подводного плавания. Я почувствовал огромное облегчение - в моей жизни будто бы освободилось пространство для воображения, мыслей о себе, мире и счастье. Раздал все имущество и оставил оборудование для подводного плавания. Тут же, конечно, освобождается пространство для воображения, кто б сомневался. С каждым переездом я брал с собой все меньше вещей. Постепенно мой гардероб уменьшился до двух пар трусов, носков и обуви. Еще есть две футболки и два комбинезона - летний с короткими рукавами, зимний с длинными, - плед и рюкзак. Вот, пожалуй, и все. Это называется - нашла, дура, чем гордиться. А чего не одни трусы и один носок? Единственное, от чего я не хочу отказываться, - это от своего планшета. С его помощью я читаю книги, слушаю музыку, веду свой блог о минимализме, отвечаю на электронные сообщения. Обойтись без телефона я тоже не могу. И совсем недавно приобрел Apple Watch , чтобы держать здоровье под контролем: мой отец умер от сердечного приступа, поэтому я хочу отслеживать свой сердечный ритм. Самое ржачное место во всей статье. Чувак отказался от трусов, жилья, нормальной кровати, снимает пустую комнатушку у знакомого. Но приобрел Apple Watch. Я боюсь, что галоперидол тут уже не поможет. Мои основные источники дохода - это пенсия и гонорары за семинары по минимализму: да, мой стиль жизни вызывает особый интерес в Швейцарии, Австрии и Германии, и я езжу с лекциями о нем. Какие-то идиоты за его лекции деньги платят - это очень смешно. Радость от покупки испарится через несколько секунд: согласно исследованиям, чувство удовлетворения от приобретения чего-то нового длится в среднем восемь секунд. А это какой британский ученый установил? Например, чувство удовлетворения от приобретения мною часов на данный момент длится три месяца, шесть дней, десять часов и пятьдесят четыре минуты. И чем больше вещей человек скупает, тем больше пространства и мыслей они будут занимать - это обслуживание квартиры, дома, машины, налоги на все эти принадлежности. Странно. У меня налоги, обслуживание дома и машины мысли вообще не занимают: я просто знаю, что должен на все это заработать - вот и зарабатываю. Минимализм - это как раз-таки один из инструментов, который помогает подойти к сценарию своей жизни индивидуально и высвободить пространство для креативности. И что ты сам-то накреативил, чувак? Лекции о том, что не иметь никаких вещей - это счастье? Смешно. Помимо счастливой стороны минимализма, я рад, что могу с помощью моего образа жизни внести небольшой вклад в сохранность мировых ресурсов: энергии и материалов, задействованных в производстве одежды и других вещей. О, да. Чувак сохранил мировые ресурсы - за счет того, что у него нет нужного количества трусов. Браво, браво! Несмотря на отсутствие потребности в миссионерстве, меня часто приглашают на семинары и лекции в качестве оратора. После одного из таких семинаров мне позвонил слушатель и рассказал историю. Они с женой были в IKEA, набрали две тележки «необходимых» вещей, а потом жена повернулась к нему и сказала: «Помнишь, ты рассказывал мне про господина Клекнера? Ты уверен, что все эти вещи нам действительно нужны?» Они бросили обе тележки и уехали довольные домой. В каком-то смысле я невольно переквалифицировался из консультанта по энергетике в консультанта по стилю жизни. Да, идиотизм - это заразно, факт! P.S. А у меня, кстати, была одна такая подруга славная. Тоже в какой-то момент сдвинулась на минимализме, раздала хорошую мебель и смастерила себе новую - из картонных коробок. Вместо табуреток стала использовать деревянные ящики, поставленные вертикально. Как-то раз один такой ящик подо мной развалился. И я получил здоровенную занозу в заднице. В буквальном смысле этого слова. Именно тогда я понял, что подобные вещи - это не очень забавно, это опасно для окружающих. Больше эту подругу славную я не видел. Интересно, где она сейчас, что с ней?..

Последнее обновление: 07.06.2019

«Меньше – больше». На протяжении своей карьеры архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ повторял эту фразу, которая была фактически впервые принята его наставником Петером Берренсом в начале 20-го века. Минимализм – это один из подходов к творческим начинаниям, который уходит своими корнями в архитектуру и искусство 20-го века. Он оказал длительное влияние практически на все художественные дисциплины: от музыки до продуктов, от дизайна к моде. По иронии судьбы, хотя все вещи, которые мы склонны считать минималистическими, легко идентифицируются по их блаженной простоте и ясности цели, само движение минимализма все-таки не поддается категоризации.

Минималистская архитектура – это прямые линии, пространства открытой планировки и бетонные и стеклянные поверхности. Происходит от (и часто взаимозаменяемы с) международного стиля модернизма. Минималистическая музыка, созданная Терри Райли, Стивом Райхом и Филиппом Глассом кажется при первом прослушивании, как это ни странно, имеет много летающих нот. В моде слово «минималистский» можно было легко применить к почти невидимому брендингу и пристрастию Мэйсона Мартина Марджелы.

Кроме того, когда «меньше – больше» становится «насколько этого достаточно?», минималистский подход вызвал оживленные, даже агрессивные ответы. Когда композитор Джон Кейдж показал премьеру своей самой известной композиции, 4’33» (состоящей из четырех минут, 33 секунды молчания) в 1952 году, люди просто ушли. «Они не смеялись, они просто раздражались … и они все еще злились», – размышлял он в интервью 1982 года. Когда в галерее Tate выставлялись работы Карла Андре «Эквивалент VIII» (прямоугольная куча кирпичей) в 1976 году, она была вандализирована синим растительным красителем. Жесткость редукционизма минимализма была пародирована в массовом развлечении.

«Они не смеялись, они просто раздражались … и они все еще злились» – Джон Кейдж

Однако, хотя все это нельзя игнорировать, также верно и то, что минимализм в настоящее время несколько ортодоксальный как в высокой, так и в популярной культуре. Когда-то загадочные тотемические скульптурные стоги покойного художника Дональда Джадда стали священными. Повторяющиеся петли и импульсы, создаваемые такими композиторами, как Кейдж и Райх, нашли свой путь во всем: от окружающей электроники The Orb до народной музыки Суфьяна Стивенса. Архитекторы по требованию, такие как Дэвид Чипперфилд (человек, стоящий за храмовым магазином Valentino в Нью-Йорке) и японский дуэт, который создал SANAA, были описаны как нео-минималисты. Джонатан Ив, руководитель дизайна Apple, явно минималист. Самое популярное изобретение компании, iPhone, является ярким примером менее приемлемого подхода.

Действительно, термин «минимальный» теперь настолько небрежно брошен, что ты должен напомнить себе, что он имел в виду нечто совершенно конкретное в разных средствах массовой информации и в разное время. И отслеживать историю и развитие минимализма непросто, потому что многие из тех, кто был объявлен минималистами, были далеки от самоидентификации себя с этим ярлыком. Сказав это, есть ряд исключительных личностей, которые всегда будут связаны с минимализмом, благодаря исключительной экономике жестов и цели своей работы. Если ты задумываешься об приведении порядка в свою жизнь, то наверняка будешь рад ближе познакомится с минималистами, которые точно подарят массу вдохновения.

Людвиг Мис ван дер Роэ

Мис ван дер Роэ – возвышающаяся фигура архитектуры 20-го века. Он родился в Германии в 1886 году и отправился учиться к немецкому художнику и архитектору Петеру Беренсу, работая вместе с Ле Корбюзье и Вальтером Гропиусом, прежде чем начать свою собственную практику. Он был главой школы Bauhaus между 1930 и 1933 годами, прежде чем покинуть Германию и уехать в Чикаго.

Объединив элементы русского конструктивизма (особенно поставив акцент на промышленные материалы и эффективность дизайна), чистые линии и яркие цвета голландской группы De Stijl и свободно распространяющиеся пространства стиля Prairie Фрэнка Ллойда Райта, он разработал архитектуру, которая была за функциональную честность и избавлена от лишнего украшения. Его работы наполнены светом и легкостью, открытостью и прозрачностью, из стекла и стали. Он разработал серию того, что теперь является культовыми зданиями, уточняя и определяя модернизм. Barcelona Pavilion 1929 года, революционная одноэтажная структура, построенная из тонких материалов, таких как мрамор и оникс, которые размывали идеи внутреннего и внешнего пространства. Farnsworth House, окончательная модернистская стеклянная коробка. Жилые здания Lake Shore Drive в Чикаго, модель для всех небоскребов из стекла и стали, завершенные в 1951 году. Также его работа Seagram Building в Нью-Йорке в 1958 году, шедевр корпоративного модернизма.

Фрэнк Стелла

В искусстве термин «минималистический» обычно применяется к определенному набору художников, в основном работающему в Нью-Йорке, который прибыл после могущественных абстрактных экспрессионистов – Джексона Поллока, Виллема де Кунинга, Марка Ротко и остальных.

Для абстрактных экспрессионистов искусство все еще было предметом всплеска чего-либо от души на холсте или гигантской борьбы за возвышение. Это было героическое и личное. С другой стороны, минимализм возвращался к Малевичу, Мондриану, Баухаузу и «Де Стейл». Он больше касался формы, геометрии и материала – оптика, а не эмоция, метафора или символ.

Стелла окончил Принстон в 1958 году и сразу же переехала в Нью-Йорк. Яростно умный и уже погруженный в художественную сцену города, у него была большая идея на ранней стадии. Он производил картины, которые были о… краске. Его полностью черные полосы конца 1950-х годов считаются стартовой линией минимализма. «Искусство исключает ненужное. Фрэнк Стелла счел нужным рисовать полоски. В его картине нет ничего другого», – прокомментировал Андре. Стелла просто сказал: «То, что ты видишь, это то, что ты видишь».

Дональд Джадд

Хотя художник Стелла был зачинщиком этого, художественный минимализм проявил себя наиболее мощно в трех измерениях. Были тщательно контролируемые композиции Дэна Флавина цветных флуоресцентных ламп. Были гипнозные стеклянные кубики Ларри Белла. Была концептуальная геометрия Сола Левитта. Но наиболее поразительно просто были «конкретные предметы» Дональда Джадда. Особенно его вертикально выровненные, точно спроектированные коробки из нержавеющей стали, анодированного алюминия или плексигласа.

Дональд Джадд, почти на десять лет старше Стеллы, изучал философию и историю искусства. В начале 1960-х годов он работал художественным критиком и теоретиком. Его работы стали чрезвычайно влиятельными, а в качестве художника его работа продвигалась через живопись и гравюры на дереве до его первозданных стогов.

Дональд Джадд был намерен разорвать связи с великой европейской традицией. Его «конкретные объекты» не были скульптурами в традиционном смысле. Его работы не представляли ничего. Они были просто объектами в космосе. И пространство, которое они создали, – отрицательное пространство – было такой же частью образца, как и сам объект. «Фактическое пространство по своей природе является более мощным и специфичным, чем краска на плоской поверхности», – сказал он.

Джадд также настаивал на том, что его искусство может быть изготовлено квалифицированными производителями, которые могли бы сделать это даже лучше. Он позже разработал модель дизайнерской мебели – и его влияние на современный дизайн стало еще глубже, но он всегда старался настаивать на том, чтобы его стол был столом, а не «конкретным объектом».

Джон Поусон

Хотя этот термин был применен к мексиканскому архитектору Луису Баррагану и японскому Тадао Андо, то, что большинство людей теперь считают минималистской архитектурой, иллюстрируется работой Джона Поусона, чья репутация и влияние намного перевешивают его фактический результат.

Когда он появился на архитектурной сцене в начале 1980-х годов, Поусон, казалось, был отправлен в небо, способствуя спокойствию и порядку после беспорядка и диссонанса постмодернизма (архитектурное движение, которое имело определенный смысл на бумаге, но не столько в кирпичах и строительном растворе). Его минимализм заключался в архитектуре, которая вновь открывала свою душу и чувство возвышенности – идею, которая, как ни странно, была в прямом противоречии с миссией минимализма в искусстве.

Джон Поусон не начинал обучение формальной архитектуре, пока ему не исполнилось 30 лет, и он никогда не завершал его (причина остаточной слабости среди некоторых его полностью квалифицированных сверстников). Но к тому времени, как он начал, у него уже было четкое представление о том, что он хотел сделать. Как и для Ллойда Райта еще в 1920-х годах, японская архитектура оказала ключевое влияние на Поусона. Он путешествовал и преподавал в Японии, стремясь стать буддийским монахом, но вместо этого отправился в круг дизайнера и архитектора Широ Курамата.

Когда он, наконец, пришел к созданию пространств, будь то монастырь в Богемии, магазин Calvin Klein на Мэдисон-авеню или дом в Токио, они были храмами идеально выполненной пустоты: элегантный баланс, лучшие материалы, идеальная пропорция, чистые белые или серые проекции и медленное движение света и тени. Это была материальная медитация, но, в четкой связи с работой Джадда, они требовали самых острых углов, самых строгих допустимых отклонений. У Людвига Миса ван дер Роэ был афоризм: «Бог сокрыт в мелких деталях».

Наото Фукасава

Япония оказала большое влияние на минималистический дизайн. Японский дизайнер Наото Фукасава, вместе со своим другом и британцем, Джаспером Моррисоном, который пришел, чтобы определить минималистический дизайн. Фукасава проектировал мебель и электронику, принимая сильный функционализм Дитера Рамса и привнося в него более органичное чувство чистой формы. Он также долгое время работал консультантом и дизайнером MUJI (он разработал знаменитый настенный CD-плеер). Ты можешь оценить сеть японских канцелярских товаров как чемпиона повседневного, доступного минимализма. Его рисовая плита для MUJI и увлажнитель воздуха для собственного ± 0 (плюс минус ноль) бренда – элегантные изгибы и едва ли присутствующие кнопки и дисплеи иллюстрируют то, что Фукасава назвал «супер нормальным» дизайном. Это объекты, которые превращают визуальную и функциональную экономику в, своего рода, искусство.

Минимализм - это стиль жизни, который подразумевает, что нужно избавиться от всего лишнего. Переход к простой жизни, умение обходиться малым - это путь к свободе от оков потребительства и материализма. Когда вы возьмете на вооружение эти принципы, то постепенно начнете избавляться от всего ненужного. По большому счету, можно уменьшить количество мебели, переехать в меньшее жилище или отказаться от транспортного средства. Минималистический стиль жизни не подчиняется определенным правилам. Он довольно гибкий, чтобы подстроится под ваши нужды, невзирая на обстоятельства.

Шаги

Правильный настрой

    Представьте преимущества минимализма. Минимализм в значительной мере сводится к практике осознанности. Отказ от вещей - это отступление от материализма, ценностей общества потребления и отвлекающих факторов современного мира. Рассмотрите следующие преимущества минималистической жизни:

    • меньшая сосредоточенность на материальных благах как источнике удовлетворения;
    • снижение уровня стресса из-за количества зарабатываемых денег;
    • меньше беспорядка от ненужных вещей, больше свободного пространства.
  1. Ограничьте свое общение. Изнуряющая социальная жизнь идет в разрез с фундаментальными целями минимализма - избавление от ненужного, снижение стресса и переориентация жизненного фокуса. Проявите инициативу, избавьтесь от отношений, отравляющих вашу жизнь , и сосредоточьтесь на людях, которые делают вас счастливее. Не чувствуйте себя обязанным поддерживать отношения, не способствующие вашему благополучию, к примеру:

    • дружба с людьми, которые не считаются с вашими интересами;
    • отношения, в которых вы то сходитесь, то расходитесь, что вгоняет вас в уныние.
  2. Сократите свою активность в социальных сетях. Выберите несколько приложений социальных сетей и деактивируйте остальные аккаунты. Так вы уменьшите количество оповещений и уведомлений, получаемых в течение дня. Если же вы не готовы удалять приложения, то хотя бы выключите оповещения и проверяйте обновления, когда ничем не заняты.

    Вступите в общество минималистов. Во многих странах существуют разнообразные сообщества, посвященных минималистическому образу жизни. Они организовывают встречи местных групп - это уникальная возможность встретиться с другими людьми, которые разделяют ваши жизненные принципы, и обменяться опытом. Узнайте о таких встречах в вашем городе или поищите онлайн-сообщества минималистов.

    Выбросьте просроченные товары. Среди домашней утвари точно найдется то, что давно пора выбросить, чтобы освободить место и не допустить дальнейшего применения этих товаров. Просроченная еда, приправы, специи и старая косметика должны сразу же отправляться в мусор, чтобы вы случайно не воспользовались ими в будущем и не навредили себе. Регулярно проверяйте свои запасы и выбрасывайте ненужное, чтобы не накапливать хлам.

Подумайте о больших переменах

    Избавьтесь от лишней мебели. Принятие минимализма как жизненной философии также включает уменьшение количества мебели, без которой вы можете спокойно обойтись. Кофейные столики, к примеру, часто используются не по назначению и становятся просто средоточием бардака. Декоративные серванты (и все безделушки в них) также не особо вписываются в минималистическое пространство, поскольку не выполняют никакой практической функции. Продайте или подарите крупногабаритные предметы мебели и наслаждайтесь дополнительным пространством.

С самого рождения человек постоянно сталкивается с “острыми углами” действительности, познавая на собственном опыте, что жизнь - сложная штука. Многие пытаются преодолеть эту видимую враждебность Мира приобретая собственность, копя деньги, восходя по карьерной лестнице. Вещи, словно наркотики, на время отвлекают человека от неприятного чувства незащищенности. Но, чем больше появляется возможностей, денег, власти, тем, парадоксальным образом, беспокойнее становится существование человека. Большие деньги, как правило, означают большие риски, большая власть - большую ответственность, обилие имущества - постоянный страх его потерять.

Многие талантливые, рассудительные люди попадаются в эту ловушку. Они пытаются достичь свободы, приобретая солидное положение в обществе, сколачивая крупный капитал, создавая максимально комфортные условия существования, а, в результате, оказывались в плену у своих денег, статуса и собственности.

Таким образом, гнетущая тревога существования, живущая в сердце каждого человека с самого его появления на свет, не побеждается вещами, которыми владеет человек, общественным положением, которое он занимает, властью, которой пользуется. В лихорадочной гонке за жизненными благами человек только растрачивает время, которое он мог бы посвятить себе. Не своим амбициям и пристрастиям, а себе самому. Ведь, стоит признать, что себя самих мы совсем не знаем, как не знаем мы и того, что нас окружает.

Часто ли мы остаемся с собой один на один? Часто ли пытаемся разобраться в своих чувствах, в своем отношении к тем или иным вещам, людям? Часто ли интересуемся тем, что волнует наших друзей и родных? Часто ли наблюдаем за мерным течением времени, воплощенном в смене времен года?

Обычно нам некогда. Мы все время куда-то торопимся. Всегда у нас куча планов, сиюминутных желаний, мелких дел. Нас то и дело отвлекают, заставляют вникать в свои проблемы, отвлекая от наших. Мы слепы к тому, что происходит вокруг нас. Мы живем как будто во сне, ведомые чьей-то неведомой волей, живем по-инерции, слепо, бездумно.

А ведь этот бесконечный бег совершенно не нужен человеку, чтобы почувствовать себя счастливым. Вспомните, когда вы чувствовали себя по-настоящему счастливыми? Обычно, в такие моменты Мир вокруг вас как будто застывает. Все вещи, даже самые незначительные, наполняются смыслом, начинают играть новыми красками. Счастье всегда ощущается как беззаботность, безмятежность, ощущение бесконечности момента и величайшей осмысленности происходящего. Можно ли купить эти моменты за деньги? Обеспечить властью? Обрести во владении вещами? Конечно, нет.

Для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно совсем немного. Лишние события, вещи, действия, слова, мысли - только отвлекают человека от счастья. А значит, от них нужно избавляться. Удивительно, но человек, который сознательно отказывается от загромождающих его жизнь вещей, в результате оказывается в большем выигрыше, чем человек, тратящий все свои силы и время на их приобретение.

Минималист - это тот, кто занимается расчисткой своей жизни от ненужного хлама. Этот тот, кто избавляется от всякого балласта, чтобы наполнить свою жизнь смыслом, начать ощущать ее вкус, научиться переживать каждый момент в его искрящейся новизне. Минималист - это человек, желающий изгнать из своей жизни скуку. С этой целью он очищает свое жизненное пространство от бессмысленных нагромождений, и концентрируется на самом главном. Так он обретает неисчерпаемый источник радости, который делает его жизнь по-настоящему ценной.

Минималист - это не религиозный фанатик, не защитник какой-то экзотической доктрины. Это просто человек, решивший упростить свою жизнь и сделать ее по-настоящему удобной. Поэтому все принципы, которыми он руководствуется, исходят из здравого смысла и не играют роль каких-нибудь незыблемых догматов.

Таким образом, минималистом может стать каждый желающий. Для этого не нужно придерживаться какого-то определенного мировоззрения, верить во что-то конкретное и принадлежать какой-то определенной культурной традиции. Для этого нужно только желание избавить свою жизнь от хлама. А что считать хламом - решать вам.