Майкопская культура доклад. Майкопская археологическая культура. Майкопская культура, дольменная культура, «северокавказская» культура эпохи бронзы, кобанская культура ий феномен. Террасное земледелие

Майкопская культура названа по имени кургана, раскопанного в 1897 в Майкопе (ныне пересечение улиц Курганная и Подгорная в г. Майкопе). Люди, создавшие майкопскую культуру жили в конце четвертого - начале третьего тысячелетий до нашей эры. Искусно владея искусством добычи и обработки металлов, они изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разного рода крашения, ритуальные фигурки животных. Владея так же гончарным ремеслом, из разных сортов глины они изготавливали различную посуду и другую утварь.

Народы майкопской культуры чаще всего селились в горных ущельях. Они выбирали для своих селений труднодоступные и удобные для обороны места. Их поселения были огорожены мощными каменными стенами. Эти народы вели постоянные войны, сопровождаемые захватом пленных, которых впоследствии обращали в рабов.

Основными археологическими памятниками майкопской культуры являются захоронения. Каждое из таких захоронений находится под искусственной земляной насыпью - курганом. При раскопке могилы рядом с умершим археологи обнаруживают многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду.

Вождей общины хоронили под большими курганами. Помимо большого числа драгоценных украшений, оружия, гончарных изделий, вместе с умершим в могилу помещали тела других людей, которых специально убивали для этого. Простые члены общины были похоронены под сравнительно небольшими курганами, а посмертные дары в таких захоронениях очень немногочисленны.

Вокруг захоронения обычно изготавливали каменный круг - кромлех. Перед захоронением тела умерших посыпали красной краской (охрой). Некоторые исследователи полагают, что красная краска символизировала у этих племен огонь, которому они поклонялись.

Майкопская культура распространена в Предкавказье и на Северном Кавказе в раннебронзовом веке. Поселения (Мешоко и др.) долговременные, некоторые укреплены (каменные стены, рвы), дома прямоугольные. Чрезвычайно ярки погребальные памятники; один из них, Майкопский курган, давший название культуре, содержал богатый набор золотых и серебряных изделий. Захоронения в майкопском кургане совершались в ямах или на галечных вымостках, погребенные лежат в скорченном положении на боку. Сосуды красно-охристого, желтого или серого цвета имели округлое и яйцевидное тулово (иногда - плоское дно), отогнутый венчик, лощеную поверхность, тесто хорошо отмучено. Культуру отличает высокий уровень металлообработки, контраст которому представляет архаичный облик каменного (клиновидные топоры, браслеты) и кремневого инвентаря (скребки, наконечники стрел, микролиты). К позднему этапу майкопской культуры, многие ученые относят подкурганные дольмены станицы Новосвободной, иногда выделяемые в отдельную культуру вместе с верхним слоем поселения Мешоко и рядом других памятников. Датировка майкопской культуры., имеющей аналогии в Передней Азии, - 2-я половина 3-го тысячелетия до н.э.

Высокого мастерства достигли майкопские племена и в производстве керамических сосудов. Ранняя керамика характеризуется небольшими, прекрасно обожженными тонкостенными сосудами. Поздние сосуды были более разнообразными по форме и назначению: горшки, кувшины, миски, крупные шаровидные и яйцевидные сосуды. Гончарное ремесло выделилось в самостоятельную отрасль производства, начали использовать гончарный круг.

Часть орудий труда и оружия (вкладыши серпов, наконечники стрел, проколки и др.) майкопские племена изготовляли еще из камня и кости.

Больших успехов племена майкопской культуры достигли в изготовлении тканей. Об этом свидетельствуют находки пряслиц в поселениях, а также обрывков льняной ткани и остатков шерстяных и холщовых одежд в захоронениях.

Поселения майкопских племен располагались обычно на труднодоступных мысах плато или на высоких речных террасах. Известны также и пещерные стоянки майкопской культуры. Большинство поселений были укреплены каменными оборонительными стенами, окружены рвами. Майкопские племена вели оседлый образ жизни. Об этом свидетельствуют мощные культурные слои в их поселениях, имевших форму круга или овала. Жилища располагались, в основном, у оборонительной стены. В центре поселений были загоны для скота. Жилища имели прямоугольную форму и представляли собой легкие каркасные постройки, обмазанные глиной. В поселениях имелось большое количество ям, которые использовались как хранилища. Некоторые ямы - остатки очагов - в них найдено большое количество мелких камней со следами воздействия огня.

Майкопская культура формировалась и развивалась на местной основе, но значительное влияние на нее оказали также культуры Передней Азии. Погребальный инвентарь некоторых майкопских памятников имеет значительное сходство с соответствующими предметами из Сирии и Месопотамии. Керамика и бронзовые изделия, серебряные сосуды, украшения из золота и серебра, бирюзы и сердолика и т.д. находят многочисленные аналоги в древних памятниках Ближнего Востока. Тесные связи были у майкопцев и с племенами Юго-Восточной Европы и особенно с племенами куро-аракской культуры и дольменной культуры Западного Кавказа, которая сложилась во второй половине III тысячелетия до н. э.

Религиозные представления майкопских племен были основаны на культе солнца и быка. Каменные кольца (так называемые кромлехи) вокруг могил связаны именно с этим культом. Погребальные обряды свидетельствуют о вере в загробную жизнь, так как в могилу помещали предметы, которыми человек пользовался до смерти: разнообразную посуду, орудия труда, оружие, украшения. Погребенных посыпали красной краской (сурик, охра). Красной краске придавалось значение очистительной силы огня.

Эти архаичные черты в верованиях майкопских племен сочетались с различными культурами Закавказья и Передней Азии. Очажные роговидные подставки из майкопских поселений, связанные с культом быка, были распространены на обширной территории, где проживали древние синокавказские племена, от Средиземноморья до Северо-Восточного Кавказа.

В конце III - начале II тыс. до н. э. на основе майкопской культуры, прекратившей свое существование, возникает генетически связанная с ней северокавказская культура. Причина этого кроется в массовом переселении майкопцев в Переднюю Азию, где они завоевали огромные территории и создали государства, сыгравшие во II-I тыс. до н. э. в истории Древнего Востока значительную роль.

Майкопский курган, памятник эпохи ранней бронзы (конец 3-го тысячелетия до н. э.) на территории города Майкоп. Исследован Н. И. Вессловским в 1897. Курган высотой 11 м содержал богатейшее погребение племенного вождя и его двух жён. Вождь был похоронен под дорогим балдахином, который поддерживали 4 серебряных шеста, оканчивавшиеся литыми из золота и серебра фигурами быков. Полотно балдахина было расшито рядами золотых бляшек в виде штампованных колец, фигурок львов и быков. Рядом с погребённым стояли 2 золотых и 14 серебряных сосудов. На одном из последних вырезаны пейзаж, напоминающий очертания Кавказского хребта, и вереница зверей. Изображение на этом сосуде -- один из древнейших картографических рисунков. Найдены разнообразные медные предметы: кирки, топоры, долота, шилья, кинжал. Ряд украшений -- золотая диадема, серебряные пронизки, разнообразные золотые и сердоликовые бусы, привески из бирюзы и ляпис-лазури, а также фигурки животных и некоторые изображения на сосудах -- свидетельствует о тесных культурных связях между племенами Северного Кавказа и странами Древнего Востока.

Майкопская культура.

Майкопская культура (кон.IV – ¾ III тысячелœетия до н. э.) занимала предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья до Чечено-Ингушетии. Названа по имени кургана, раскопанного в 1897 в ᴦ.Майкопе). Эта культура предстается довольно развитой для своего времени. Е. И. Крупнов в свое время заметил, что вся территория Европы бронзовой эпохи (кроме Греции) не дала такого богатого погребения, как Майкопский курган.

Народы майкопской культуры чаще всœего селились в горных ущельях. Οʜᴎ выбирали для своих селœений труднодоступные и удобные для обороны места. Их посœелœения были огорожены мощными каменными стенами. Эти народы вели постоянные войны, сопровождаемые захватом пленных, которых впоследствии обращали в рабов. Искусно владея искусством добычи и обработки металлов, они изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта͵ посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разого рода крашения, ритуальные фигурки животных. Владея так же кончарным ремеслом, из разных сортов глины они изготавливали различную посуду и другую утварь.

Основными археологическими памятниками майкопской культуры являются захоронения. Каждое из таких захоронений находится под искусственной земляной насыпью - курганом. Вокруг захоронения обычно изготавливали каменный круг - кромлех. Перед захоронением тела умерших посыпали красной краской (охрой). Некоторые исследователи полагают, что красная краска символизировала у этих племен огонь, которому они поклонялись.

При раскопке могилы рядом с умершим археологи обнаруживают многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду. Вождей общины хоронили под большими курганами. Помимо большого числа драгоценных украшений, оружия, гончарных изделий, вместе с умершим в могилу помещали тела других людей, которых специально убивали для этого. Простые члены общины были похоронены под сравнительно небольшими курганами, а посмертные дары в таких захоронениях очень немногочисленны.

Основу экономики майкопских племен составляло отгонное скотоводство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ существовало наряду с земледелием. Уровень развития хозяйства племен определялся значительными достижениями в области металлургии и керамического производства. Майкопцы имели развитое бронзовое производство, использующее мышьяковистую бронзу (или сплав меди, мышьяка и никеля), их металлургическая продукция и сырье попадали к племенам Подонья-Приазовья. Развитыми были ткацкое и гончарное производства, именно с этим населœением связано появление гончарного круга и колеса. Было развито и земледелие. Следует также упомянуть один немаловажный факт - в данный период на Северном Кавказе уже была домашняя лошадь, и она использовалась для верховой езды и таким образом, наряду с Передней и Средней Азией Северный Кавказ может войти в число регионов, где впервые был одомашнен конь.

С точки зрения социального строя майкопское общество стоит на сравнительно высоком уровне развития. Учитывая редкость курганов, подобных Майкопскому и Нальчикскому, В. М. Массон полагает, что в них могли быть захоронены не просто племенные вожди, а вожди одного или нескольких племенных объединœений, которые сосредоточили в своих руках большую власть и богатства.

Майкопская культура предоставляет ряд загадок. Одна из них - знаки на днищах майкопских сосудов, вполне аналогичные знакам на сосудах из цитадели ᴦ. Эребуни. По мнению ученых, такой клинописью обозначали емкость, а иероглифами - количество помещенных в него продуктов. Изображение двух таких колец - знаков - имеется и на дне сосуда из кургана около сел. Чегем II.

Разумеется, всœе сказанное сделало майкопскую культуру объектом пристального внимания ученых нескольких поколений. Исследователям приходилось решать вопросы, касающиеся этнической принадлежности культуры в целом, экономики и социального строя, идеологии, генезиса, хронологии и внешних ее связей.

Перейдем к самому трудному вопросу, к вопросу об этнической принадлежности племен - создателœей и носителœей рассматриваемой культуры. Известнейшие исследователи высказывали мысль о древнеадыгской базе майкопской культуры. ʼʼНа основании тщательного анализа археологических памятников, - писал Е. И. Крупнов, - данных этнографии и языкознания можно высказать мнение о том, что древние культуры края являлись материальным отражением того сложного состава местного этнического субстрата͵ который и являлся глубокой основой для будущего формирования адыго-черкесо-кабардинского массива Кавказаʼʼ. В одной из работ В. И. Марковин отмечал, что ʼʼсо II тыс. до н. э., несмотря на довольно ощутимое влияние скифской культуры, сарматское и даже греческое воздействие, и до самого последнего времени на территории Западного Кавказа (по археологическим материалам) не ощущается значительной смены населœенияʼʼ.

Занятия племен Майкопской культуры. Приоритетное значение в хозяйстве майкопских племен имело животноводство. В составе стада преобладал крупный рогатый скот и свиньи, затем - мелкий рогатый скот. Наравне со скотоводством было развито и земледелие, но оно стояло на втором месте после скотоводства. Земледелие было мотыжным.

Важнейшим достижением майкопских племен были цветная металлургия и металлообработка. Большинство бронзовых предметов - из позднемайкопских памятников местного производства: топоры, тесла, долота͵ наконечники копий, кинжалы, бронзовая посуда, что указывает на интенсивное развитие металлургии. Часть предметов были привозными. Так, большинство из найденных в Майкопском кургане золотых и серебряных предметов, так же как и часть бронзовых, попали сюда из Передней Азии, как считают исследователи из Месопотамии. Привозными являются и бусы из полудрагоценных камней: сердолика, бирюзы, лазурита͵ морской пенки. Сердолик поступал из Ирана или Индии, бирюза - из Ирана, лазурит из Средней Азии (Бадахшан), морская пенка - из Анатолии (Малая Азия), что свидетельствует о торговых связях с далекими странами.

Наравне с металлургией и металлообработкой у племен майкопской культуры гончарное дело являлось важной и самостоятельной отраслью производства. На посœелœениях находят фрагменты груболепной посуды, преимущественно серых тонов с различными примесями в тесте. В погребальных памятниках майкопской культуры и в ряде посœелœений представлена иная керамика, которая и известна как майкопская. Ее характерной особенностью является красно-оранжевый или красно-охристый цвет. Недавно учеными установлено, что значительная часть этой керамики изготовлялась с помощью примитивного гончарного круга, что говорит о высоком уровне гончарного искусства. До сих пор нигде в Юго-Восточной Европе, включая Закавказье, как отмечает Р. М. Мунчаев, применение гончарного круга для этого времени не зафиксировано.

Майкопская культура формировалась и развивалась на местной основе. Но весьма существенную роль в данном сложном процессе сыграло также влияние переднеазиатских цивилизаций.

Кура-Аракская культура - археологическая культура, представленная в IV - начале III тысячелœетия до н. э. на территории Закавказья и прилегающих областей Ближнего Востока (Армения и северный Иран). Культура зародилась в Передней Азии, а затем распространилась на Кавказ. Продвигаясь на север, они частично вытеснили, частично ассимилировали широколицый орлиноносый кроманьонский тип, породив кавкасионскую расу.

Носители культуры обитали в укрепленных посœелках со стенами из сырцового кирпича. Дома в плане имели круглую форму, оборудованы особыми глиняными очагами. В центре посœелœений располагались ямы для хранения зерна. Основное занятие: земледелие и скотоводство. Керамика лепная, чернолощеная с розовой подкладкой и краснолощеная, орнаментрельефный. В инвентаре выделяютсякремневые вкладыши серпов, каменные топоры и зернотерки, бронзовые орудия и украшения. Захоронения (в т.ч. под курганами) совершались в ямах и каменных ящиках (костяки скорчены на боку). К.-а. к. датируется 3-м тысячелœетием до н.э.

Важное место в общем ряду памятников куро-аракской культуры занимают раннебронзовые посœелœения и погребальные сооружения Дагестана и Чечено-Ингушетии. Исследования их свидетельствуют о распространении куро-аракской культуры далеко на север и северо-восток. В случае если памятники Дагестана представляют из себялокальный вариант куро-аракской культуры, то памятники Чечено-Ингушетии, в частности посœелœение Луговое, имеют синкретический характер.
Размещено на реф.рф
С одной стороны, им присущи черты куро-аракской культуры, с другой-признаки, характерные для майкопской культуры.

Погребальные сооружения на территории Лугового посœелœения в планировке и устройстве во многом напоминают захоронения, характерные для куро-аракской культуры (грунтовые конструкции, способ захоронения на спинœе, в вытянутом положении); сам факт захоронения на территории посœелœения восходит к традициям неолитических и энеолитических племен Передней Азии и Закавказья. В то же время обычай посыпания покойника охрой сближает захоронения на Луговом посœелœении с погребениями майкопской культуры.

Считается, что культура была уничтожена нашествием хурритов. В то же время многие ученые пытаются отождествить куро-аракскую культуру с хуррито-урартской общностью

Из базовых признаков куро-араксской культуры – спиралеобразный орнамент, рапиры и заштрихованные треугольники наблюдаются в крито-микенской культуре (Балканы, Эгеида, Малая Азия), которая принадлежит догреческому населœению – пеласгам и родственным им племенам.

К общим признакам ʼʼкуро-араксскойʼʼ культуры относятся:

1) заселœение городища скученными круглыми жилищами;

2) определœенные формы кубка;

3) орнамент в виде двух расходящихся спиралей (на булавке или на керамике);

4) так называемые ʼʼрапирыʼʼ; археологи утверждают, что они заимствованы из крито-микенской культуры и сохранились, чуть ли не тысячелœетие;

5) типичный орнамент – выгнутая вверх или вниз черта с круглым и спиральным завершением на обоих концах;

6) орнамент в виде свисающих треугольников, часто заполненных волнистыми линиями и иногда сопровождаемых профильными изображениями толстых птиц или просто кружками;

7) кремация.

Установлено, что отдельно взятый признак может стать модным и перекочевать к носителям сосœедней культуры, но если существует таких общих 5-10 признаков, то этническую принадлежность носителœей данной археологической культуры можно определить с достаточной уверенностью.

Майкопская культура. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Майкопская культура." 2017, 2018.

В III тыс. до н.э. человек сделал важное открытие. Была получена бронза (сплав меди и олова). На Кав­казе олово редко встречается в природе. Поэтому вме­сто него использовался мышьяк. Новые бронзовые орудия оказались тверже и острее медных. Благода­ря им появилась возможность развивать земледель­ческое и скотоводческое хозяйство в степной и лесо­степной зонах.

К этому времени относится существование на Севе- ро-Западном Кавказе оригинальной скотоводческо- земледельческой культуры – майкопской.

1. Майкопский курган. Свое название майкопская культура получила от всемирно известного огромно­го (высота 10,6 м) кургана. Его раскопал в 1897 г. на перекрестке двух улиц города Майкопа профессор Петербургского университета Н.И. Веселовский. Под курганом находилась могильная яма размерами 5,3×3,73 м, глубиной 1,4 м. Она была разделена пе­регородками и сохранила три скорченных скелета, гу­сто засыпанных краской. Могила была обложена де­ревом и перекрыта деревянным накатом.

В южной камере погребения, самой большой, нахо­дилось, как предполагают, захоронение вождя, усыпан­ное золотыми бляшками в виде львов, золотыми коль­цами и бусами. В камере стояли два золотых и 14 серебряных сосудов. Два серебряных сосуда были украшены рисунками: на одном из них мастер изоб­разил процессию разных зверей, а на другом, кроме того, еще и горный пейзаж. На рисунке легко угады­вается Главный Кавказский хребет с вершинами Каз­бека и Эльбруса и стекающими с них реками. Шесть серебряных трубок поддерживали балдахин. На труб­ки были надеты золотые и серебряные фигурки бы­ков. В могиле обнаружено много золотых лент, розе­ток, бус из бирюзы и сердолика. Здесь же были найдены кремневые наконечники стрел и орудия: ка­менный топор, медные топоры и долота, – медные и глиняные сосуды. Набор вещей из Майкопского кур­гана выделяется по богатству среди других археоло­гических памятников бронзового века.

К настоящему времени ученые открыли уже около 200 памятников майкопской культуры - от Таманс­кого полуострова до Дагестана. Они разнообразны: есть погребения с небольшим количеством вещей, но есть и целые клады. Так, в одном из них обнаружен серебряный сосуд, в котором находились 2500 золо­тых и серебряных бусин, 400 бусин из сердолика, ла­зурита и золотая головка хищника.

2. Поселения майкопской культуры. В конце 50-х и в 60-х годах XX в. археологи открыли большую группу древних поселений в бассейне реки Белой и по реке Фарс южнее Майкопа. Это Мешоко, Скала, навесы Хаджох, Ясенева Поляна и др. Все они распо­ложены в предгорной и нагорной части Адыгеи. В 1981г. было открыто поселение майкопской культу­ры в равнинной части, между селом Красногвардейс­ким и хутором Свободным, по которому оно и полу­чило свое название – “Свободное”.

Наиболее впечатляющее из них – поселение Ме­шоко (в районе поселка Каменномостского). Оно рас­положено на высоком плато и имеет площадь в 1,5 гектара.

Поселение Мешоко было укреплено мощной оборо­нительной стеной, выложенной из камня и достигав­шей ширины в 3-4 м. Жилые помещения мешокцев были построены из самана и прилегали к оборони-

тельным стенам. Большая часть поселения, однако, не была застроена и предназначалась для загона ско­та и его сбережения в случае внешней опасности.

Во время раскопок археологи обнаружили огром­ное количество костей домашних животных: коров, овец, свиней, – которые составляли 90% всех живот­ных остатков. Были найдены также керамические цедилки для обработки молочных продуктов, зерно­терки и кремневые вкладыши для серпов. Сохранив­шаяся посуда сделана из красной глины с примене­нием гончарного круга. Ученые считают, что это был самый древний очаг гончарства не только на Кавказе, но и в Европе, Кроме того, при раскопках были обна­ружены незначительные остатки одежды.

Племена майкопской культуры достигли заметных успехов в металлургии бронзы. В ряде погребений ар­хеологи нашли бронзовые псалии (деталь конской узды).

Ученые считают, что племена майкопской культу­ры являлись переселенцами из Месопотамии или Малой Азии. Они принесли на Кубань многие дости­жения древневосточной цивилизации: гончарный круг, колесо, ткачество, умение обрабатывать художе­ственные изделия из металла. Они также перенесли на новые места знакомый им образ жизни и деление общества на бедных и богатых.

3. Новосвободненский курган. В 1898 г. Н. И. Ве- селовским в урочище с символическим названием “Клады”, недалеко от станицы Новосвободной, были раскопаны два кургана с замечательными захороне­ниями в каменных гробницах. Погребенные были по­сыпаны охрой и обставлены богатым инвентарем: бронзовым оружием, котлами, орудиями труда, посу­дой. Имелись предметы из золота, серебра и драго­ценных камней.

В 1979 и 1982 гг. в этом же урочище “Клады” архе­ологи открыли еще две каменные гробницы. Самым замечательным здесь являлась роспись на стенах од­ной из камер, которая была нанесена красной и черной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголо­вая фигура. Четвертая стена была украшена фризом “Бегущие лошади”, а в центре находилась фигура че­ловека с раскинутыми в стороны руками и ногами.

Культура населения Северного Кавказа в III тысячелетии 19 до н.э., в эпоху ранней бронзы, получила название майкопской по знаменитому памятнику, ее представляющему, - Майкопскому кургану. Майкопская культура была распространена от Таманского полуострова на северо-западе до Дагестана на юго-востоке. В этом ареале известны как погребальные, так и бытовые памятники. Наибольшая концентрация их наблюдается в Прикубанье.

P.M. Муннаев

На заре бронзового века на Северном Кавказе складывается майкопская культура, распространенная от Таманского полуострова до Чечено-Ингушетии включительно. Наибольшее количество памятников сосредоточено в Майкопском районе, в бассейнах рек Белой и Фарса. Важно отметить, что большинство их относится к раннему этапу майкопской культуры.

Майкопская культура получила свое название от знаменитого Майкопского кургана - памятника мирового значения. Курган был раскопан в 1897 г. известным русским археологом Н.И.Веселовским. Расположен он на восточной окраине Майкопа. Высота кургана достигала почти 11 м. В центре была расположена большая могильная яма, глубиной 14 м, окруженная кромлехом в виде кольца из плит известняка. Яма имела прямоугольную форму с закругленными углами и со слегка вогнутыми продольными сторонами. Стенки могильной ямы в древности были обшиты деревом, совершенно сгнившим, потолок был бревенчатый в два наката и поддерживался столбами, стоявшими по углам. Дно было выложено речным булыжником. Могила делилась деревянными перегородками на три неравные части. Поперечной перегородкой она была разделена на южную и северную половины, а последняя в свою очередь делилась продольной перегородкой на восточную и западную. Главный покойник был положен в южную, большую половину. В двух других, меньших камерах помещались женские захоронения. Судя по всему, женские погребения играли подчиненную роль по отношению к основному, мужскому погребению. Все скелеты лежали в скорченном положении на правом боку с подогнутыми ногами и согнутыми и поднятыми к лицу руками, густо посыпанные красной краской (суриком). Красной краской было посыпано и дно могилы. Главный покойник был усыпан золотыми штампованными бляшками с изображением зверей, колец. Здесь было 68 пластинок в виде фигурок львов (двух размеров), 19 пластинок с маленькими изображениями бычков и 40 колец. Украшения эти, по-видимому, были нашиты на полог или покрывало, которым был накрыт покойник. Кроме того, на скелете найдена масса золотых и серебряных бус различной величины и формы, а также много сердоликовых и бирюзовых бус. У пояса лежали пять крупных золотых бус, у черепа - золотые серьги, а под черепом две узкие золотые диадемы в виде тонких лент, с маленькими просверленными дырочками, расположенными парами. От этих диадем происходят найденные здесь же золотые двойные розетки - одна большая, другая меньшая, нашивавшиеся друг на друга. Диадемы, украшенные розетками, были нашиты, по-видимому, на высокий головной убор, найденный на покойнике. Перед скелетом лежали параллельно друг другу восемь серебряных стержней длиной 1,17 м. Два из них были сплошь серебряные, у четырех нижние концы золотые, на них были надеты массивные фигурки золотых бычков, и два с золотыми вставками, с насаженными на серебряные нижние концы фигурками серебряных бычков. Верхние концы стержней были украшены винтообразной насечкой и имели прорези. Все восемь стержней должны были принадлежать одному предмету.

Большинство исследователей, начиная с В. Фармаковского, считали, что стержни с надетыми на них фигурками бычков составляли остов балдахина, который несли над покойником. На месте погребения балдахин был разобран, и остов его, состоящий из серебряных стержней, положен рядом с покойником. В настоящее время некоторые исследователи (Ю.Ю.Пиотровский) считают, что интерпретация стержней как составной части балдахина полностью исключается, и склонны рассматривать трубки с бычками как штандарты.

Вместе с покойником были положены металлические и глиняные сосуды, медные и каменные орудия труда. Вдоль восточной стенки камеры в ряд стояли семнадцать сосудов: два золотых, каменный шаровидный с приставным золотым горлом и такой же крышечкой и четырнадцать серебряных. Среди последних особенно замечательны два, украшенные богатыми гравированными рисунками, составляющими на первом сосудике сложную композицию. Сосуды округлой формы с широким горлышком. На горлышке одного сосуда изображен горный ландшафт, состоящий из трех горных цепей, среди которых выделяются две особенно высокие горы с двуглавыми вершинами. Между гор изображены два дерева и стоящий на задних лапах медведь. В горах берут начало две реки, которые, извиваясь по тулову сосуда, сливаются на дне его в небольшое озеро. Вода изображена ломаными линиями. Устья рек - одно против другого на разных сторонах сосуда, под ушками, служившими для подвешивания. Все ту-лово заполнено изображениями животных, расположенных фризообразно в два ряда. В первом ряду лошадь, лев и два быка, симметрично поставленные друг против друга, в нижнем ряду горный козел, дикий кабан, львица и дикий баран. В устье реки изображена плавающая птица, другая птица находится над львом. Изображения на сосуде имели не просто декоративное значение, а определенное символическое. Художник изобразил типичных животных земли, воду, горы и над ними небо. Таким образом, сосуд не был простым бытовым предметом, а имел культовое назначение. На втором серебряном сосуде орнаментация менее сложна, чем на первом. Здесь мы имеем только один фриз, на котором изображены пять животных, идущих друг за другом: два козерога, бык и два барса, кроме того, помещены еще три птицы. Туловище отделяется от горла гравированной лентой, представляющей узор рек первого сосуда. Дно сосуда снаружи украшено большой розеткой.

Вдоль западной стенки камеры стояли восемь глиняных сосудов из желтой, красной и черной глины, округлой формы, с небольшим венчиком и закругляющимся дном. Около колен скелета лежали ромбические кремнёвые наконечники стрел и мелкие кремнёвые сегментовидные орудия, служившие вкладышами. В юго-восточном углу могилы находились орудия труда и предметы вооружения, десять из которых были из чистой меди: это проушный топор, мотыга (или тесло), комбинированное орудие в виде топора и тесла (с двумя накрест поставленными лезвиями), два плоских топорика, два долота, шило, малый кинжальчик примитивной формы и большой тонкий кинжал с закругленным концом. Кроме металлических предметов, здесь были и каменные: большой оселок серповидной формы с отверстием для подвешивания, небольшой оселок с золотым украшением и каменный клиновидный топорик с тупым лезвием, имевший скорее не бытовое, а ритуальное назначение.

В двух северных отделениях могильной ямы было по одному захоронению. При скелете, находившемся в северо-восточной камере, найдены в области черепа золотые массивные кольца, сделанные из толстой проволоки, с надетыми сердоликовыми бусами и большое количество разнообразных золотых и сердоликовых бус. Вдоль восточной стены стояли пять медных сосудов разной формы и величины: два котла, плоская чаша, ведерко с дужкой и большой кувшин. На скелете в северо-западной камере были такие же золотые и сердоликовые бусы, а в углу стоял большой глиняный сосуд - горшок с яйцевидным туловом.

Майкопский курган по своему богатству, по художественной и исторической ценности найденных вещей представляет выдающийся памятник на Северном Кавказе. В нем был погребен старейшина рода или племенной вождь, выполнявший одновременно и жреческие функции. Майкопский курган большинство исследователей относят к середине III тысячелетия до н.э.

В том же году в станице Старомышастовской при добыче глины в кургане был найден клад: в серебряном гладком сосудике с крышкой находились золотая головка льва, серебряная фигурка быка, 3 золотые розетки, свыше 2500 золотых и серебряных бус различной величины и формы, более 400 бус из полудрагоценных камней (сердолика, лазурита, гагата, морской пенки) и 30 золотых проволочных колец, на некоторых из них нанизаны сердоликовые бусы. Старомышастовские вещи одновременны майкопским и стилистически очень близки им.

В майкопской культуре в настоящее время выделяют два хронологических этапа - ранний, представленный Майкопским курганом и примыкающими к нему курганными погребениями и поселениями, и более поздний, получивший название новосвободненского этапа по курганному могильнику близ станицы Новосвободной Майкопского района.

В 5 км к северу от станицы Новосвободной, по левому берегу реки Фарс, в урочище «Клады», расположена довольно большая курганная группа. Наибольшую известность приобрели два кургана с замечательными захоронениями в каменных дольменообразных гробницах, раскопанных Н.И.Веселовским в 1898 г. В обоих курганах на уровне почвы обнаружены своеобразные дольмены, каждый из которых состоял из двух помещений. В первом кургане дольмен был сложен из массивных каменных плит с двускатной крышей. Поперечной плитой гробница разделялась на два отделения: большое и маленькое. В плите имелось прямоугольное отверстие (38x27 см), плотно заложенное каменной втулкой такой же формы. Пол в большой камере состоял из массивной каменной плиты, а в меньшей был земляной. Покойник был помещен в большом отделении гробницы у западной стенки, головой на юг. Скелет лежал в скорченном положении на боку и был посыпан красной краской. Инвентарь погребения был очень разнообразен и богат. Многие предметы были из драгоценных металлов и драгоценных камней, что указывало на особое положение, которое занимал в роде умерший.

В области черепа найдено: золотые серьги в виде тонких колец с привесками из лазурита; золотые височные кольца (спиральные и простые); бусы золотые, серебряные, хрустальные и сердоликовые, в том числе одна хрустальная подвеска в золотой оправе; пять серебряных веретенообразных пронизок; золотая игла с ушком; две серебряных булавки посо-ховидной формы.

Около груди скелета находились бронзовые орудия труда и оружие: три долота с желобчатым лезвием; три плоских топора - тесла; девять небольших ножей-кинжальчиков; наконечник копья с четырехгранным стержнем для насадки на рукоятку; два вилообразных орудия с загнутыми концами (крюками) и втулкой для укрепления деревянной рукоятки и третий такого же типа предмет, но меньшей величины, имеющий на конце крюк, а на втулке два крюка и две человеческие фигуры, стоящие друг против друга. Кроме того, у скелета найдены четыре проушных топора, один из которых украшен рядами насечек и «жемчужинок» на обушной части. Здесь же находился большой черпак с длинной рукояткой.

У восточной стенки камеры стояли три котла из тонкой листовой меди, две маленькие медные чаши и пять глиняных сосудов.

Котлы больших размеров с шаровидно-уплощенным туловом и орнаментированные рядами «жемчужинок». Чаши имеют округлые формы с широким устьем. В одной из них находились сердоликовые, хрустальные и серебряные бусы.

В меньшем отделении дольмена лежали только вещи: пращовый шарик из белой пасты, шесть кремнёвых листовидной формы наконечников дротиков, два каменных точильных бруска, пять четырехгранных медных шильев, четыре глиняных ангобированных и лощеных сосуда, костяные бусы и подвески.

Во втором кургане, раскопанном Н.И.Веселовским в том же году, была обнаружена дольменообразная гробница с тем же обрядом погребения, что и в первом кургане. Гробница разделялась поперечной каменной плитой на два отделения, из которых большее с каменным полом служило погребальной камерой, а меньшее с земляным - только для вещей. Отличие заключалось в том, что во втором кургане дольмен имел не двускатную крышу, а плоскую, состоящую из двух плит. Одна из них весила около 3 т. В средней поперечной плите, разделяющей обе камеры, было сделано круглое отверстие диаметром 40 см. Оно было заложено каменным, чрезвычайно точно пригнанным кружком, в свою очередь заставленным со стороны второго помещения особой заслонкой в виде каменного полукруга, заваленного каменной плитой. В камере с каменным полом у западной стенки головой на юг в скорченном положении на правом боку лежал покойник, густо посыпанный суриком. Наиболее интересными в данном погребении являлись остатки одежды, найденной на скелете. Верхняя одежда, в нашем понятии подобие шубы, была на черном меху, шерстью наружу. Под ней одежда, шитая из тонкой шерстяной ткани желтоватого (верблюжьего) цвета с черным узором из клеток и полос. Под остатками шерстяной одежды были обнаружены остатки холщовой ткани, ярко выкрашенной в пурпуровый цвет и покрытой красными же нитями в виде кистей. У черепа лежали семь кремнёвых наконечников стрел треугольной формы, две посоховидные серебряные булавки, подобие тем, которые были найдены в первом дольмене, бронзовый обушной топор, плоский топор-тесло, нож, небольшой кинжальчик в медных ножнах, и два четырехгранных шила. С восточной стороны скелета лежал деревянный предмет в виде изогнутой палки с медным крюком, который был закреплен в деревянном стержне медным спиральным кольцом и обмотан нитками. Над головой покойника устроен тайник, куда положены толстое и тонкое золотые кольца и золотые, серебряные и сердоликовые бусы, нанизанные на красный плетеный шнур. У колен скелета лежали три пращовых шарика из цветного камня. У восточной стены камеры стояли в ряд четыре глиняных горшка, из которых два были покрыты красной краской, а два-черные. На горшках елочный и жемчужный орнаменты. Около горшков лежал точильный каменный брусок.

Во втором отделении дольмена было найдено большое количество костяных бус, таких же, как и в первом дольмене, и среди них бронзовое шило и два кабаньих клыка.

В 1979 и 1982 гг. в урочище «Клады» были открыты еще две дольмено-образные гробницы, по конструкции совершенно аналогичные вышеописанным. В кургане № 31 (1979 г.) каменная двухкамерная гробница была сооружена в более древнем кургане на уровне почвы и отличалась необычайным богатством инвентаря. В первой камере на каменном полу в скорченном положении лежали два скелета - взрослого и ребенка. При них было найдено большое количество различных предметов. Одних только вещей из бронзы и серебра около пятидесяти, в том числе семь бронзовых сосудов, два бронзовых крюка, пять бронзовых топоров, причем один из них топор-скипетр с деревянной рукояткой, обернутой серебряной лентой, маленькие кинжальчики, тесла, долота, шилья, бронзовый штандарт в виде круга со втулкой. Уникальным является бронзовый обоюдоострый меч длиной 63,5 см. Кроме металлических орудий труда и оружия, найдены две скульптурные фигурки собачек из бронзы с серебряными накладками. Встречены каменные изделия; кремнёвый топор, кинжал, наконечники стрел, скульптура быка. В могиле найдено более двухсот бус и других украшений из сердолика, горного хрусталя, золота и серебра.

Во второй камере, отделявшейся от первой поперечной плитой с круглым отверстием, земляной пол был засыпан галькой и погребения не содержал. Здесь лежали кости животных - остатки погребальной пищи и вдоль западной стены стояли шесть глиняных сосудов.

Вторая гробница, открытая в 1982 г. А.Д.Резепкиным в кургане № 35, содержала скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем. Но самым замечательным являлась роспись на стенах одной из камер, нанесенная красной и черной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и щит, на четвертой помещен фриз «бегущие лошади», как трактуют его исследователи. Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла.

Архитектура погребальных сооружений (Майкопский курган, новосвободненские дольменообразные гробницы) отражает социальное положение в роде и племени погребенных. Богатства концентрировались в руках родоплеменной верхушки складывавшегося уже патриархального строя. Наряду с богатыми погребениями известно много курганных захоронений со скромным вещевым инвентарем.

Большинство найденных в Майкопском кургане как золотых и серебряных, так и бронзовых предметов привозные. Попали они сюда из Передней Азии, скорее всего, как считают исследователи, из Месопотамии. Привозными являются и бусы из полудрагоценных цветных камней. Материал этих бус разнообразен и свидетельствует о получении их путем межплеменных сношений из далеких стран. Сердолик и бирюза происходят из Ирана, лазурит - бадахшанского (афганского) происхождения, особый минерал - морская пенка из Анатолии. Некоторые бронзовые предметы, как котлы из листовой меди, топоры-тесла, четырехгранные шилья, желобчатые долота, проушные топоры, изготовлялись на месте. Во второй половине III тысячелетия до н.э. и особенно в конце его на Северном Кавказе интенсивно развивается местная металлургия бронзы. Есть предположение, что в эпоху ранней бронзы было налажено и производство изделий из драгоценных металлов, главным образом из золота (височные кольца).

Майкопская культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. Важным достижением советской археологической науки в изучении майкопской культуры явилось открытие и исследование в конце 50-х-60-х годах большой группы поселений в бассейне реки Белой и по реке Фарс южнее Майкопа (Мешоко, Скала, Хаджох , Каменномостская пещера, Ясенова Поляна и др.).

Большинство известных в настоящее время поселений расположены на труднодоступных мысах, плато или на высоких речных террасах. Кроме того, открыты и пещерные стоянки майкопской культуры. Лучше изучено поселение Мешоко, расположенное на окраине поселка Каменномостского. Поселение было укреплено мощной каменной стеной, толщиной в 4 м. Такие же стены имеет и поселение Ясенова Поляна близ поселка Колосовки. Раскопки поселений позволили судить о занятиях населения, о чем умалчивали курганы. Основное значение в хозяйстве майкопских племен имело животноводство, причем в раннее время преобладало свиноводство. На втором месте стоял крупный рогатый скот, а затем мелкий. На некоторых поздних поселениях майкопской культуры наблюдается увеличение в составе стада мелкого рогатого скота. В прикубанских поселениях майкопской культуры хотя и в очень незначительном количестве были найдены кости домашней лошади. Наравне со скотоводством было развито и земледелие, о чем говорят находки кремнёвых вкладышей от серпов, которые вставлялись в деревянную или костяную основу серпа, каменных зернотерок и мотыги из поселения Мешоко. Но в хозяйстве племен майкопской культуры земледелие стояло на втором месте после скотоводства и не имело столь важного значения, как в экономике племен Закавказья в эпоху ранней бронзы. Развитие скотоводства давало значительно больше прибавочного продукта, чем земледельческое хозяйство, а это приводило к росту и накоплению богатства в отдельных семьях и вело к возникновению имущественной дифференциации, что и находит отражение в погребальных памятниках (Майкопский курган).

Майкопская культура формировалась и развивалась на местной основе. Но весьма существенную роль в этом сложном процессе сыграло также влияние переднеазиатских цивилизаций.

МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА — археологическая культура раннего бронзового века (2-я половина 3-го тыс. до н. э.) на Северном Кавказе. Названа по Майкопскому кургану. Раскопаны остатки укрепленных поселений и курганы. Население занималось скотоводством и земледелием.

Курган представлял собой насыпь высотой более десяти метров, под которой находились два погребения: одно, основное, непосредственно под насыпью, в яме, другое в самой насыпи. Основная могила представляла собой четырехугольную яму, вырытую в грунте, ориентированную по оси северо-восток - юго-запад. Вокруг нее был сооружен кромлех из известковых плит. Стены могилы были укреплены деревянными конструкциями, а дно выложено мелкими речными булыжниками. Она была поделена деревянными перегородками на южную и северную половину, а последняя была разделена на две равные части. В южной половине могилы было одно погребение(погребенный лежал в скорченном положении на боку, засыпанный красной краской, головой на юго-восток), в северной половине в каждой из частей было по одному погребению.

Могила (большей частью южная его половина) содержала большое количество золотых бляшек в форме львов, быков, золотые кольца и бусы, золотые и серебряные сосуды, кремневые наконечники стрел, каменный шлифованный топор, медные орудия труда, керамику различной формы и назначения

Еще ранее была открыта группа курганов у станицы Новосвободной (Царской), погребальный обряд (скорченные и окрашенные костяки) и инвентарь которых имел много общего с Майкопским курганом, но погребения в новосвободненских курганах совершались не в ямах, а в каменных гробницах - дольменах. Они содержали богатый инвентарь в виде золотых и серебряных украшений, бронзовых орудий труда и оружия, бронзовые котлы и чаши, керамику в виде ангобированных и лощеных сосудов, украшенных орнаментом.

Но при множестве сходных черт, которые дают все основания относить Майкопский курган и курганные погребения у станицы Новосвободной к одной археологической культуре, у них есть определенные различия в способе захоронения (ямы и дольменообразные сооружения), а также в изготовлении оружия и керамики. По всей видимости, они носят хронологический характер, а открытие памятников майкопской культуры промежуточной стадии развития позволяет говорить о трех этапах ее существования (А.А. Формозов, Р.М. Мунчаев).

В XX веке, в течение нескольких десятилетий, погребальные и бытовые памятники майкопской культуры были открыты в Ставрополье, в Кабардино-Балкарии, в Чечне (у ст. Мекенской на Тереке, у селения Бамут на Фортанге, у селения Бачи-юрт на реке Гонсол, у селения Сержень-юрт, у селения Зандак).

Таким образом, майкопская культура в период своего расцвета распространилась на всю предгорную и равнинную часть Северного Кавказа от Таманского полуострова на западе и до границы Дагестана на юго-востоке. На юге и юго-востоке Чечено-Ингушетии, в основном, в приграничных с Грузией и Дагестаном районах, племена майкопской культуры приходят в соприкосновение с племенами более древней куро-араксской культуры. Инвентарь бытовых и погребальных памятников содержит в себе устойчивые черты и признаки обеих культур. Однако сочетание в археологических комплексах позднемайкопских черт с ранними куро-араксскими, учитывая границы существования этих культур (куро-араксская - от середины IVтысячелетия и до конца III тысячелетия до нашей эры, майкопская - от конца IV и до конца II тысячелетия до нашей эры), не находит пока рационального, научного объяснения.

Очевидно, майкопская культура первоначально зародилась в северо-западных и центральных районах Северного Кавказа. Подтверждением этому служит концентрация археологических памятников раннего периода существования этой культуры на Северо-Западном Кавказе, в Прикубанье и Пятигорье. Но памятники раннего этапа развития майкопской культуры обнаружены и восточнее, на территории Чечни, у станицы Мекенской. При этом, бытовые предметы и орудия труда из ранних памятников майкопской культуры отличаются крайней архаичностью. Здесь представлены кремневые и обсидиановые орудия труда в виде сегментов и трапеций, каменные зернотерки, скребки, сверла, долота, костяные шилья, рыболовные крючки, оружие в виде клиновидных каменных топоров, кремневые наконечники стрел, копий, дротиков, украшения в виде каменных браслетов.