История суффиксов русского языка. Какие бывают суффиксы? Двойное с пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на -с с возвратной частицей -ся, например: спасся, нёсся

THESE NAUGHTY SUFFIXES: DIFFICULT QUESTIONS OF MORPHEMIC ANALYSIS

Krylova Maria Nikolaevna
Azov-Black Sea State Agroengineering Academy
PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department


Abstract
The article is devoted to the review of difficult questions of morphemic analysis associated with the allocation of suffixes in the word. This article discusses ways allocation a zero suffixes, variants of suffixes, irregular suffixes, status -ть (-ти) in the infinitive, suffixoides, postfixes and interfixes and processes of simplification and applications associated with the suffixes. The conclusion about necessity a creative, research approach to the morphemic analysis.

Морфемный анализ, или разбор слова по составу является сложным для многих учеников средней школы, для студентов-филологов и даже для учителей. Как отмечает Н.А. Исаева, «на сегодняшний день существуют реальные проблемы профессионально-методической готовности студентов-бакалавров и учителей в области анализа и интерпретации морфемно-словообразовательных понятий, представленных в школьных учебниках, а, соответственно, и формализм в обучении школьников этим важным, системообразующим понятиям, составляющим базу для развития разных метапредметных умений» .

Вопросы морфемного анализа и обучения ему рассматривались М.Т. Барановым, Е.А. Земской, Н.А. Исаевой, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, А.В. Текучевым, Н.М. Шанским и другими учёными и методистами, однако по-прежнему остаются трудно решаемые в силу наличия различных толкований тех или иных явлений языка проблемы.

Особенно непросто бывает выделить в слове суффикс (суффиксы), отграничить его от других морфем. Связано это, прежде всего, с тем, что выделить суффикс можно только при умении вычленять в слове окончание и корень.

Морфема – наименьшая значимая единица языка. По роли в слове морфемы делятся на: корневые, или корни – основные морфемы и аффиксальные, или аффиксы – дополнительные (от лат. affixus – ‘прикреплённый’). Виды аффиксов: префикс (приставка), суффикс, интерфикс, постфикс. В других языках есть ещё такие аффиксы, как конфикс, инфикс, трансфикс и т. п.

Суффикс – служебная морфема (аффикс), которая располагается после корня и служит для образования слов и их несинтаксических форм.

По функции аффиксы делятся на словообразующие – выражают лексическое значение, образуют разные слова и являются менее регулярными, менее стандартными, например, без -дом-н -ый, и формообразующие – обладают высочайшей степенью регулярности и стандартности, обладают грамматическим значением, образуют грамматические формы, например, на -пис-а-нн -ая . Окончание всегда является формообразующим аффиксом, суффиксы могут быть и слово- и формообразующими. Информация о формообразующих суффиксах поступает к учащимся постепенно при изучении морфологии, и старшеклассники должны уже хорошо ориентироваться в формообразовании и знать все формообразующие суффиксы русского языка:

1. Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий: -ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-, -ейше, -айше . Например: добр-ее (добр-ей ), тонь-ше , выш-е , добр-ейш -ий, тонч- айш-ий, глубоч-айше , покорн-ейше .

2. Суффиксы причастий и деепричастий: -ущ-, (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), – енн-, -нн-, -т-, ом-, -ем-, -им-, -в, -вши, – а, -я . Например: бег-ущ -ий, гон-им -ый, уста-вш -ий, обиж-енн -ый, обиде-в , разбира-я .

3. Суффикс прошедшего времени -л -, при помощи которого форма прошедшего времени образуется от основы инфинитива: обиде-л , нес (нулевой).

4.Суффикс повелительного наклонения -и -, при помощи которого форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего (будущего простого) времени. Например: выбер-и , нес-и -те, брось и стирай (нулевой).

5. Суффиксы существительных, при помощи которых образуются:

а) формы множественного числа и косвенных падежей (синтаксические формы): -ес-, -ер-, -ен-, - j - , -ят-, -ов j - . Например: чуд-ес -а, мат-ер -и, плем-ен -а, брать- j -я, кот-ят -а, сын-овь j ;

б) форма единственного числа: -ин -. Например: граждан-ин .

6. Суффикс настоящего (будущего простого) времени глагола в изъявительном наклонении: - j -. Например: чита- j -ю, прочита- j -ешь . Вопрос об этом суффиксе спорный, его выделяют не все ученые.

Морфемный анализ – это выделение всех морфем в слове. Производя его, нужно помнить, что «подлинно научный анализ структуры слова, а не механическое деление слова на морфемы (иногда не существующие) возможен только в том случае, когда слово рассматривается, во-первых, на фоне родственных и одноструктурных ему в данный момент слов, а во-вторых, в совокупности всех присущих ему в грамматических форм. Это является основным принципом словообразовательного анализа (как и морфемного)» .

Описать все трудные вопросы морфемного анализа в рамках статьи невозможно. Рассмотрим наиболее сложные проблемы морфемного анализа конца слова. Информацию мы представим в вопросно-ответной форме, которая должна облегчить восприятие.

Есть ли специальные способы выделения суффикса?

Прежде чем выделять суффикс или суффиксы, нужно провести подготовительную работу: определить, какой частью речи является слово, так как у каждой части речи свой набор суффиксов; выделить корень (по возможности) и окончание (обязательно). И только после это применять указанные ниже способы, причём желательно не какой-то один, а все вместе:

1. Соотнесение слова с однокоренными словами и грамматическими формами слова. Например, соотнеся слово лисий со словами лиса и лись- j и вспомнив о беглых гласных, мы без труда выделим в нём суффикс -ий .

2. Сопоставление слова со словами такого же состава, того же словообразовательного типа . Ведь соотносим же мы слово с однокоренными словами, чтобы выделить корень, почему бы не соотнести его с «односуффиксными» словами, чтобы выделить суффикс. Например, рад-ость , слад-ость , пошл-ость и под.

3. Принцип «матрёшки» (термин Н.М. Шанского) необходим, когда в слове несколько суффиксов. Их выделяют с помощью анализа формы и словообразовательного анализа, пошагового «раздевания» слова. Например, словообразовательные суффиксы в слове водянистость станут явными после выстраивания словообразовательной цепочки: вода → вод-ян -ой → водян-ист -ый → водянист-ость . В слове вчитывавшаяся мы сначала, проанализировав грамматическую форму, выделим формообразовательный постфикс -ся , окончание -ая - и формообразовательный суффикс причастия -вш -, а затем выделим глагольный суффикс -ыва -.

В любом случае, решая вопрос о морфемном составе того или иного слова, нужно одновременного произвести анализ словоформы (вычленить окончание и формообразующие суффиксы) и словообразовательный анализ. Как пишет Н.А. Исаева, «словообразовательный анализ должен идти не после морфемного, а предшествовать ему и на определённых этапах органически “вплетаться” в ткань морфемного разбора – это простой и понятный закон грамотного анализа структуры слова» .

Иначе ошибки неизбежны.

Включать ли формообразующие суффиксы в основу?

Сложности появляются при выделении основы слова, так как формообразующие аффиксы в основу не входят, а словообразующие входят. Мы же привыкли не включать в основу окончание, а формообразующие суффиксы забываем отсечь от основы. Думается, что истина где-то посередине: ученикам младших классов не стоит объяснять, что в основу могут не входить ещё и некоторые суффиксы, а начиная с 5-го класса нужно постепенно вводить эту новую информацию, что поможет освоению морфологии русского языка, способов словоизменения.

Нужно ли выделять нулевые суффиксы?

Чтобы решить для себя этот вопрос, нужно сначала такой суффикс в слове обнаружить. О том, что нулевыми (материально не выраженными) могут быть окончания, знают все. Примеры: дом , семей , лисий□, развлечений□, стой□. Выделять нулевое окончание пустым квадратом является обязательным, его невыделение – серьёзная ошибка. Иначе обстоит дело с нулевыми суффиксами, так как многие вообще не знают об их существовании.

Нулевыми могут быть два формообразующих суффикса : 1) суффикс прошедшего времени -л- в мужском роде у некоторых глаголов, например, умер- Æ , нес- Æ ; сравните: умер-л -а, несли ; 2) суффикс повелительного наклонения -и-, например, брось- Æ ; сравните: нес-и . После нулевого формообразующего суффикса обязательно стоит нулевое окончание.

Нулевой суффикс прошедшего времени глагола и нулевое окончание после него возникли в результате утраты слабых редуцированных и отпадания -л- после согласных в конце слова (сравните древнерусское высох-л-ъ ).

Кроме того, нулевой суффикс появляется в результате нулевой суффиксации, в этом случае он является словообразующим, и после него может быть не только нулевое, но и материально выраженное окончание. Например, переход- Æ ¬ переходить , синь- Æ ¬ синий , заик- Æ -а- ¬ заикаться, пят- Æ -ый ¬ пять, физик- Æ ¬ физика и под. Как считает Т.Ю. Гаврилкина, словообразовательные типы с нулевыми суффиксами в современном языке обладают высоким деривационным потенциалом .

В практике преподавания русского языка нулевые суффиксы не принято выделять, для них нет специального значка. Вводить его или нет (один из вариантов приведён выше) – вопрос сложный, большинство педагогов скажут, что не стоит. Тем не менее, понятие о нулевом суффиксе надо ввести, показав его существование сопоставлением ряда словоформ. По мнению Н.А. Исаевой, понятие нулевого суффикса ввести в понятийный аппарат учащихся необходимо: «Хотя оно не является обязательным в школьном преподавании, по характеру своего значения и по соотношению с другими словами вполне вписывается в группу «нулей», изучаемых в школе, – нулевого окончания и нулевой связки» .

Как не назвать варианты суффикса разными суффиксами?

Морфемы реализуются в речи в морфах, или алломорфах. Часть суффиксов не имеют морфов: -тель, -ость, -нича- . Например: учи-тель , зл-ость , сопер-нича -ть . С ними нет сложностей.

Но чаще всего в зависимости от позиции в слове один и тот же суффикс может иметь несколько вариантов с различным звучанием и написанием:

-к - и -ок -: памят-к -а – памят-ок ,

-ец - и -ц -: сыр-ец – сыр-ц ,

-н - и -ен - в краткой форме прилагательных: памят-ен – памят-н ,

-ова - и -у j - в формах глагола: пир-ова -л, пир-у j ,

- j (а) и -ий : прыгунь- j -я – прыгун-ий .

Если суффиксы изменяются при образовании форм слов, то это варианты одного и того же суффикса, а не разные суффиксы. Их изменения связаны с фонетическими процессами, произошедшими в языке, с множеством существующих в языке чередований. Сопоставление словоформ и знание возможных чередований поможет нам понять, что варианты – это различные формы одного и того же суффикса: любим-ец – любим-ч -ик, сын-ок – сын-оч -ек, собачь- j -я, собач-ий .

Суффиксом или окончанием является -ть (-ти ) в неопределённой форме глагола?

Несомненно, финаль -ть (-ти ) – это формообразующий суффикс, так как он образует форму инфинитива: чита-ть , вез-ти . Инфинитив (неопределённая форма глагола) – это неизменяемая форма, поэтому окончания у неё просто не может быть, ведь окончание – это изменяемая часть слова. Отсечением -ть (-ти ) мы получаем основу инфинитива, от которой образуются многие глагольные формы: строи-ть – строи-л , строи-вш-ий .

В школьном учебнике по традиции -ть (-ти ) выделяется как окончания. В новых пособиях есть двоякий вариант, когда -ть (-ти ) выделяется и как окончание, и как суффикс. По-видимому, самым разумным решением для педагога будет учить выделять данную морфему так, как рекомендовано в учебнике, объяснив при этом её природу. Учащиеся должны знать, что это формообразующий суффикс.

А вот -чь в конце инфинитива вообще не является отдельной морфемой, входит в корень. Сравните: пек -у, печ -ёшь, печь .

Нужно ли выделять суффиксы, не обозначенные отдельной буквой?

Этот вопрос можно решить по-разному. Например, слово строю орфографичеки делится на две морфемы (стро-ю ), а фонетически (то есть на самом деле) – на три (стро- j ) , - j - является суффиксом. Нужно ли его выделять? Несомненно, нужно, так как, во-первых, он есть в слове, во-вторых, в повелительном наклонении глагола он будет выражен буквой й (стро-й ), и его выделение позволит нам соотнести друг с другом формы глагола, образованные от одной основы – основы настоящего времени, в-третьих, совершенно невредным будет повторение графики и тех позиций, в которых буква ю обозначает два звука. Систематическая работа в данном направлении будет способствовать тому, что учащиеся легко будут находить в слове «спрятанный» суффикс. Кстати, скрытым может быть не только весь суффикс, но и его часть, например, - j - в суффиксах н и j - -ни j - (повторение, желание ). В этом случае не заметить - j - не так уж страшно, ведь морфема всё равно будет выделена, пусть и в усечённом виде, но всё же лучше «заметить» скрытую часть суффикса, тогда проще будет объяснить, почему в словах желаний, стараний, сомнений и под. -ий – это не окончание.

Как найти в слове нерегулярный суффикс?

Регулярные суффиксы встречаются в составе слов часто, например, -ик -: стол-ик , дом-ик , столб-ик и т. д. Самые регулярные морфемы – окончания и формообразующие суффиксы: ламп-а , бег-ущ-ий . Нерегулярные (уникальные, редкие) суффиксы в составе слова встречаются нечасто. Например: паст-ух , мал-ютк . Некоторые суффиксы наблюдаются всего в одном слове. По определению Е.А. Земской, «части слова, подобные суффиксам и приставкам по своей роли в составе слова, но единичные, не повторяющиеся, называются унификсами» . Например: попадь- j -я, почт-амт , стекл-ярус , патрон-таш , куст-арник , коз-ёл , пролетар-ий . При морфемном анализе таких слов невозможно соотнести слово с другими словами того же словообразовательного типа, но можно соотнести с однокоренными словами и выделить суффикс на основе данного сопоставления, например: стекл-о стекл-ярус .

Выделять ли суффикс, сросшийся с корнем?

Язык постоянно развивается, одним из процессов его развития является опрощение – потеря словом членимости на морфемы. В частности, суффикс может срастись с предыдущей морфемой, обычно корнем, например: петух , жизнь , дар , пир (сравните пе-ть, жи-ть, да-ть, пи-ть ). По словам Е.А. Земской, «чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава» .

Так как при морфемном анализе мы выделяем в слове те морфемы, которые существуют в нём на данном этапе развития языка, то такие «бывшие» суффиксы выделять, конечно, не надо. Н.А. Исаева пишет: «Необходимо чётко разграничивать при изучении морфемного состава слова в школе факты синхронии и диахронии и рассматривать явления словообразовательной системы только на синхронном срезе» . Но не следует забывать, что есть ещё и этимологический анализ, производя который и надо рассмотреть суффиксы, слившиеся с корнем и переставшие быть суффиксами.

Как выделять суффиксоиды?

Аффиксоиды – это корневые морфемы, выступающие в функции аффиксов. Они делятся на префиксоиды (полу -) и суффиксоиды (-вед, -вод и др.). Суффиксоиды обладают высокой степенью стандартности, подобно суффиксам, например: стекло-вар , языко-вед , цвето-вод , лесо-воз , вино-дел , земле-коп , теле-граф , паро-образ-н- ый . Выполняя роль суффиксов, суффиксоиды вместе с тем не перестали осознаваться как корневые морфемы, они находятся на пути перехода из корней в суффиксы, демонстрируя тем самым один из примеров живого развития, изменения языка. По словам Н.М. Шанского, «аффиксоиды, употребляясь как аффиксы, всё же продолжают оставаться и чётко осознаваться корневыми морфемами, или основами, сохраняющими семантические и генетические связи с соответствующими корнями» . Поэтому выделять их нужно, видимо, всё же как вторые части сложного слова, то есть членить на корни, при наличии суффиксы и окончания (паро-образ-н-ый ).

Как выделять суффиксы при аппликации?

Аппликация корня и суффикса – наложение морфем, совмещение конца одной и начала другой морфемы. Например, в слове лиловатый корень лилов- и суффикс -оват -, в слове Минский – корень Минск - и суффикс -ск - и под. Думается, что наложение – это не исчезновение, и выделять необходимо обе морфемы, попутно объяснив, что наш язык очень красив, мелодичен и таким образом избавляется от неблагозвучных слов типа лилововатый, Минскский .

Как отличить суффикс от постфикса?

В словах, имеющих окончание, суффикс, как правило, стоит перед окончанием. Но суффикс может находиться и после окончания. Его называют постфиксом.

Постфиксы наблюдаются в глаголах и в отдельных разрядах местоимений: умываю-сь , формировавший-ся , съешь-ка , кому-то , какого-нибудь , пришел-таки . Они могут писаться со словом и слитно (первые два примера), и через дефис (остальные примеры).

По происхождению все постфиксы – самостоятельные слова.

Чтобы отличить постфикс от суффикса, нужно просто запомнить все постфиксы. Их немного, в примерах, приведённых выше, они все названы.

Каким знаком выделять постфиксы?

Есть несколько вариантов выделения: 1) как суффикс, 2) никак, 3) как «приставку наоборот» (в другую сторону).

Наиболее логичным, на наш взгляд, является выделение постфикса знаком суффикса, так как, согласно определению, постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. Но на словах нужно объяснять, что это особая морфема и называть её правильно.

Входят ли постфиксы в основу слова?

У глагола постфиксы и слово- и формообразующие, у местоимений – только словообразующие. Формообразующие постфиксы не входят в основу слова, словообразующие – входят.

Глагольный постфикс -ся (-сь ) требует особого замечания. Он может быть и слово-, и формообразующим. Формообразующим он является, если образует форму залога: лить-ся , рассердить-ся , бросить-ся . В ряде случаев аффикс -ся приобретает значение словообразующей морфемы и входит в основу, которая в данном случае становится прерывистой (её прерывает окончание и/или формообразующий суффикс): расплака -ть-ся , вчита -л-ся , разгуля -вш-ий-ся . Отличить такие глаголы несложно: они не употребляются без -ся .

Как отличить суффикс от интерфикса?

Интерфиксы – это соединительные морфемы, вставки между другими морфемами. В первую очередь, это соединительные гласные о и е , которые выделяются между частями сложных слов: земл-е -мер, пар-о -ход . Такие интерфиксы не спутаешь с суффиксами, сложности при их выделении связаны с наличием сходных явлений (метеосводка, нижеследующий ) отсутствием для них специального значка.

Сложности появляются тогда, когда интерфиксы – это вставки между корнем и суффиксом. Иногда их именуют также прокладками. Рассмотрим примеры: шоссе → шоссе-й -ный, там → там-ош -ний, сегодня → сегодня-ш -ний, кино → кино-ш -ник, орел → орл-ов -ский, Сочи → соч-ин -ский . В этих словах интерфиксы очень похожи на суффиксы по положению в слове, но они не участвуют в словообразовании, не имеют никакого значения, а только вставляются между морфемами во избежание неблагозвучия (представьте приведённые выше слова без интерфиксов).

Чтобы отличить интерфикс от суффикса, нужно точно представлять себе, как шёл процесс образования слова, видеть словообразовательную модель. Например, образование притяжательных прилагательных от названия города при помощи суффикса -ск -: Ростов → ростов-ск -ий, Тула → туль-ск -ий и под. Тогда для нас станет явным и вставка интерфикса: Сочи → соч-ин -ский , и явление аппликации: Курск → курск-ий .

Кроме того, арсенал интерфиксов невелик, и их нужно просто запомнить.

Итак, мы рассмотрели сложные вопросы морфемного анализа слова, связанные с выделением суффиксов и схожих с ними морфем. Хочется отметить, что самым главным в работе и учащегося и, тем более, педагога должен стать творческий, исследовательский подход к морфемному анализу. В ситуации формального подхода, если главным станет заучивание постулатов и правил, а не исследование, пусть это только скромное исследование состава одного единственного слова, невозможно достичь высоких результатов в обучении морфемному анализу и сформировать базу для дальнейшего роста обучающегося, для развития его лингвистической компетенции.

  • Земская Е.А. Словообразование: как делаются слова // Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 2002. С. 135-156.
  • Количество просмотров публикации: Please wait
    Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

    Узнайте существует ли суффикс ал, ат, ать, и, ил. Здесь вы найдете комментарии специалистов, есть ли суффикс в глаголах, существует ли суффикс ела, ель, ельн.

    Ответ:

    Суффиксы несут частично грамматическую нагрузку, при этом они могут передавать вид глагола. В ряде случаев вместо суффикса в слове имеется окончание, которое является тоже показателем части речи.

    Существует ли суффикс у глагола? Конечно да, среди них: -а(ть) (-я(ть), -к-а(ть)), -е(ть), -ев-а(ть) (-ов-а(ть)), -и(ть), -нич-а(ть), -ну(ть), -ств-ов-а(ть); -ся.

    А(ть) (-я(ть)) предназначаются для образования глагола от существительного, которое имеет общее значение действия.

    (-к)-а(ть) необходимы для образования глаголов от междометий или слов описывающих звуки.

    Е(ть)- предназначен для образования глаголов от исходного слова, которые имеют значение стать кем-нибудь или быть кем-то, например, «звереть».

    И(ть)- – глагольный суффикс, который образует глаголы с разными значениями: превращать или делать кем-либо, что-то делать при помощи предмета или делать действие, свойственное исходному слову, наделять что-то качеством, описанным исходным словом, приводить кого-либо в определенное состояние, удалять что-то названное в исходном слове.

    Нича(ть)- – суффикс с помощью которого образуют глаголы, описывающие занятие какой-либо деятельностью, или обозначающие склонность к деятельности.

    Ну(ть)- образует слова, которые выражают мгновенность действия.

    Ова(ть) (-ева(ть)), -ств-ов-а(ть)- образуют слова, обозначающие осуществление чего-либо, пребывание в определенном состоянии.

    Ся (-сь)- образует слова, обозначающие действие человека, направленное на себя, внутренне состояние, переживания, движение, действие, совершаемое ни одним лицом и т. д.

    Существует ли суффикс ал, ат, ать, и, ил, ела, ель, ельн?

    В русском языке большое количество суффиксов, которые образуют прилагательные, глаголы, существительные, наречия, местоимения.

    Суффикс -ал- помогает образовывать прилагательные в значении такой, какой стал под влиянием совершаемого действия.

    С помощью суффикса -а(ть) образуются глаголы от существительных, которые имеют общее с ними значение, например, «обедать», или от междометий – слов, воспроизводящих какой-либо звук.

    Суффикс -и- относится к словообразовательной форме наречий. Слова с ним – производная от прилагательного, который имеет в своей конструкции суффикс –ск-.

    Суффикс -ат(аст) используется для образования прилагательных, которые обозначают части тела, внешние качества. Слова, образованные с его помощью, могут указывать на принадлежность человека к стране, его политической деятельности, к химическому соединению.

    Суффикс -ил указывает на орудийность, то есть глагол, который произошел от слова, обозначающего предмет, используемый в работе.

    На вопрос, есть ли суффикс -ела-, ответим, что в русском языке его нет, а вот -ель- существует, но он не продуктивный. Как правило, он используется для образования существительных, которые называются мотивирующим глаголом.

    Суффикс -ельн-(ый) используется для образования прилагательных, обозначающих признак существительного, например, смертельный.

    Слова в русском языке образуются при помощи значимых частей: приставок, суффиксов. Суффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Кроме того, они могут указывать для глаголов на их время, для существительных на род, число и падеж.

    Значение и виды суффиксов

    У каждой части речи есть свой суффикс, который обладает своим конкретным значением. Например, у имён существительных:

    • суффикс - ец может обозначать лицо и предмет мужского рода, принадлежность к какой-либо группе: владелец, итальянец,
    • суффикс - ик несёт уменьшительно-ласкательную функцию: столик, носик,
    • при помощи этой необходимой значимой части слова образуются слова, обозначающие лиц мужского рода по принадлежности к определённой деятельности. Лингвист, флорист - такие слова, в которых суффикс - ист играет важную роль в определении того рода занятий, которым занимаются названные лица,
    • слов, имеющих суффиксы, с помощью которых можно назвать кого-то или что-то нежно и ласково. К таким суффиксам относятся: -к - (шкурка), -ошк - (окошко), -ушк - (голубушка), -чик - (пальчик). А ещё: -ц -, -ышк -, -юшк -.

    Прилагательные имеют довольно разнообразный список значений суффиксов. Достаточно привести несколько примеров.

    • Суффиксы -ан- (-ян-) участвуют в образованииприлагательныхсозначением материала, из которого сделан предмет (деревянный, кожаный).
    • Значение принадлежности выражается в суффиксах прилагательных - ев (-ов ): братов, слесарев.
    • На географическую принадлежность указывают суффиксы -енск- (-инск-) . Например, кубинский и пензенский.

    Суффиксы глаголов не так многочисленны, но значимость их велика. Только одна буква в суффиксе -л- может образовать прошедшую форму интереснейшей и сложной части речи. Для примера, можно назвать только несколько глаголов: знал, выл, кидал. Некоторые из глагольных суффиксов указывают на действие, которое направлено самим человеком на себя. Это суффиксы -сь - и -b- (наслаждаюсь).

    Неопределённую форму глагола легко распознать по суффиксам -ти , -ть , -чь . Таких слов много. Во только некоторые из них: прийти, спеть, испечь.

    Суффиксы местоимений и наречий надо просто запомнить, чтобы, благодаря полученным знаниям, распознать эти части речи.

    Окраска и эмоции в суффиксах

    Особняком в ряду морфем, участвующих в образовании новых слов, стоят суффиксы, имеющие эмоциональную и экспрессивную окраску. Эта окраска может быть разнообразной, от уменьшительной до презрительной. Между ними возможна ласкательная и преувеличительная окраска, выражающая своё отношение к предмету, герою или явлению. Люди по-разному относятся к окружающему миру, поэтому окраска меняется. Она может быть резко отрицательной или, наоборот, положительной.

    • звёзд-очк(а) образовано от звезд(а) , суффикс -очк- придает уменьшительно ласкательное значение. Проверка: ламп-очк(а), кофт-очк(а), лент-очк(а) — суффикс -очк- с уменьшительно-ласкательным значением.
    • булоч-к(а) — родственные слова: булк(а),(нет) булок(),булоч-н(ая) — здесь чередование к/ч в корне и беглая о, слов с корнем бул- нет, следовательно выделяем корень булоч-, окончание (а), остается суффикс -к- (-оч- — часть корня).
      Проверка существования такой морфемы: слова руч-к(а),нож-к(а)- суффикс -к- с уменьшительным значением.
      Аналогично: лавоч-к(а) (лавк(а)), тарелоч-к(а) (тарелк(а)), маеч-к(а) (майк(а)) .
    • дыр-оч-к(а) — родственные слова: дыр(а), дыр-к(а), вспоминаем про чередование к/ч в корне и беглую о и выделяем суффикс -оч-, суффикс — к- придает уменьшительное значение,т.е. дырочка — это маленькая дырка. Аналогично: чаш-еч-к(а) (чаш(а)-чаш-к(а)),труб-оч-к(а) (труб(а)-труб-ка)), тетрад-оч-к(а) (тетрадь()- тетрад-к(а)) .
    • ёл-оч-к(а) — родственные слова ель, ёл-к(а), ёл-оч-н(ый), следовательно выделяем корень ел’, суффиксы -оч- и -к-;
    • ласточк(а), сорочк(а) — очк — часть корня.

    В каждом случае необходимо определять лексическое значение слова (смысл), часть речи, найти однокоренные слова.
    При выделении суффиксов в слове трудно определить их количество и границы.

    Алгоритм выделения суффикса

      На примере слова дневник
    • Выделить корень, окончание: дн-евник () — от день-дн(я)-дн(и) (др- — корень).
    • Перебрать родственные слова, которые имеют в своем составе оставшуюся часть слова —евник : дн-евн (ой) . Следовательно выделяем суффикс -евн- .
    • Ищем родственные слова с оствщейся частью -ик- в составе. Такого слова нет. Следовательно, -ик- составляет один суффикс.
    • Ответ: дн-евн-ик() — суффиксы -евн, -ик.

    Проверить морфемный разбор можно с помощью Яндекс-словарей по русскому языку — Морфемно-орфографический словарь.

    После выделения суффикса (приставки) необходимо проверить существование такой морфемы. Здесь пригодятся списки суффиксов на сайте (суффиксы и приставки надо «знать в лицо») и подбор слов с этой морфемой с тем же значением.

    Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
    А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

    § 3. Правописание суффиксов

    Суффикс - лат. суффиксус - "прикрепленный"; буквально: "подставленный к корню" - значимая часть слова, которая обычно служит для образования слов.

    3.1. Правописание н-нн в суффиксах разных частей речи
    3.1.1. Н и НН в прилагательных, образованных от существительных

    Выбор Н либо НН в прилагательных, образованных от существительных, определяется тем, от какого именно слова и с помощью какого суффикса было образовано данное прилагательное.
    Крысин..ый яд; гостин..ая комната; недюжин..ая натура.

    Выясните, от какого существительного образовано слово

    Пишите НН

    Пишите Н

    Если одна Н находится в основе сущ., а вторая Н является суффиксом прилагательного:
    истина - истин +ный

    Если перед вами суффикс -ИН-:
    зверь — звериный

    Если перед вами суффиксы -ЕНН- / -ОНН-:
    листв(а) — лиственный
    станци(я) — станционный
    Исключения:
    ветреный
    но: безветренный
    подветренный

    Если перед вами суффиксы -АН- / -ЯН-:
    серебр(о) — серебряный
    кож(а) — кожаный
    Исключения:
    стеклянный
    оловянный
    деревянный
    постоянный
    безымянный

    Правило подходит и для кратких прилагательных (дорога ShowPicture("image011.gif"); пустынна).

    3.1.2. Н и НН в полных отглагольных прилагательных и причастиях

    Высушен..ое белье; бешен..ая скорость; реализован..ый товар.

    В полных отглагольных прилагательных и причастиях НН пишется при наличии любого из отмеченных ниже условий.
    Условия написания НН:

    Обратите внимание!
    Исключения кованый, жеваный и раненый могут писаться с двумя Н, когда при них стоят зависимые слова (см. условие 2)) либо приставки (см. условие 1)).
    КоваННый оружейником меч (оружейником — зависимое слово).
    РанеННый в плечо боец (в плечо — зависимое слово).
    СковаННые руки (приставка С-).
    ПоранеННый палец (приставка ПО-).

    Особое внимание обратите на слова с несколькими корнями типа сырокопченый и быстрозамороженный. Само по себе наличие двух корней не является условием для двойного Н.
    СвежеморожеНый.
    ТяжелоранеНый.

    Чтобы в суффиксе таких слов появилось два Н, должно появиться одно из условий, отмеченных в правиле.
    СвежескошеННый (приставка С- перед корнем -КОШ-).

    Часто случается, что в слове налицо сразу несколько условий для написания НН.
    ОблицоваННая кафелем ванная комната — приставка ОБ-, суффикс -ОВА-, зависимое слово кафелем.

    3.1.3. Н и НН в кратких отглагольных прилагательных и кратких причастиях

    Она скромна и воспитан..а; она была воспита..на в пансионе; она всегда собран..а и организован..а.

    3.1.4. Н и НН в наречиях на -О / -Е и в существительных, образованных от прилагательных и причастий

    Нефтян..ик; плен..ик; путан..о говорил; взволнован..о слушал.

    Все подобные слова образованы от форм на -ЫЙ / -ОЙ (от причастий или прилагательных). В них пишется столько же Н, сколько Н было в соответствующей форме на -ЫЙ / -ОЙ.

    Гривенник (от прилагательного гривенный);
    Озабоченно говорил (от причастия озабоченный).



    3.2. Правописание суффиксов существительных
    Большинство суффиксов имен существительных следует запоминать. Для некоторых суффиксов установлены особые орфографические правила.

    3.2.1. Правописание этих суффиксов следует запомнить.

    3.2.2. Выбор -ЧИК- / -ЩИК-

    3.2.3. Выбор суффиксов -ЕК- / -ИК-

    Выбор осуществляется по форме родительного падежа (нет КОГО? ЧЕГО?).

    3.2.4. Выбор -ЕЦ- / -ИЦ-

    3.2.5. Выбор -УШК- / -ЫШК-

    3.3. Правописание суффиксов прилагательных

    Большинство суффиксов имен прилагательных следует запоминать.
    Для некоторых суффиксов установлены особые орфографические правила.

    3.3.1. Правописание этих суффиксов прилагательных следует запомнить.

    -чат-

    -ист-

    перепончатый
    веснушчатый
    Запомните:
    дощатый

    мясистый
    наваристый

    3.3.2. Выбор суффиксов -К- и -СК-

    3.3.3. Выбор суффиксов -ив-, -ев-

    3.4. Правописание суффиксов глаголов

    3.4.1. В неопределенной форме глагола и в формах прошедшего времени обычно пишется один и тот же глагольный суффикс:
    надеяться - надеялся;
    померить - померил.

    Когда этот суффикс находится в безударном положении, его следует запоминать.

    Различайте глаголы обессилеть (самому стать бессильным) и обессилить (кого-либо, что-либо) и другие, начинающиеся с приставок О- + -БЕЗ-/-БЕС- (обезлесеть, обезлесить; обезлюдеть, обезлюдить и т. п. ).

    Сравните:


    Ср. формы будущего времени (написание зависит от спряжения):
    обессилеть - обессилеет, обессилеют
    обессилить - обессилит, обессилят

    Например: Путники скоро обессилеют. Болезни обессилят любого.


    3.4.2. Выбор -ЕВА- / -ОВА- и -ЫВА- / -ИВА- в глаголах

    Исслед..вать, совет..вать, отклад..вать.

    Обратите внимание!
    По особому правилу пишутся глаголы на ударное -ВА́-. Перед ударным -ВА- обычно пишется гласная корня,
    проверяемая ударением:
    запЕть — запЕва́ть; подАть — подАва́ть.

    3.5. Правописание суффиксов причастий

    3.5.1. Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени

    Дремл..щая природа; вер..щий в себя; стел..щийся кустарник.

    3.5.2. Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени

    Неслыш..мый; открыва..мый; рису..мый.

    3.5.3. Правописание гласной перед -В- / -ВШ- в суффиксах действительных причастий прошедшего времени

    Раста..вший; повер..вший; посе..вший.

    3.5.4. Правописание гласной перед Н/НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

    Измуч..нный; окраш..нный; увенч..нный.

    3.6. Правописание суффиксов деепричастий
    Зате..в; повер..в; застав..в.

    В деепричастиях совершенного вида пишется та же гласная, что и в суффиксе неопределенной формы соответствующего глагола.
    Увидеть — увидев;
    Выслушать — выслушав.

    3.7. Правописание суффиксов -А и -О в наречиях, образованных от кратких прилагательных
    Пришли засветл..; забито наглух..; стоит слев..

    Суффикс в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом от кратких прилагательных, можно определить, подставив под соответствующий предлог слово «окно»:
    издавна (из окна);
    справа (с окна).

    Обратите внимание!
    Это правило не следует прилагать к наречиям, образованным суффиксальным способом от полных прилагательных: доверчиво (от доверчивый), бездушно (от бездушный), скрыто (от скрытый). В подобных наречиях на конце пишется наречный суффикс -О.
    Досуха — образовано от краткого прилагательного сух с помощью приставки ДО- и суффикса -А (до окна).
    Доходчиво — образовано от полного прилагательного доходчивый с помощью наречного суффикса -О.