Цитатная характеристика татьяны лариной, цитаты к образу. Описание Татьяны в романе «Евгений Онегин

Пушкин – поэт, чьё творчество чрезвычайно доступно человеческому пониманию. Ясность образов и гармония его произведений имеют воспитательно-образовательное значение. Его лира пробуждает в людях добрые чувства. Чтобы он ни описывал, о чем бы ни говорил, в его строках чувствуется любовь к людям и жизни.

«Евгений Онегин» — это одно из знаковых произведений поэта. Необычна и сложна форма этого произведения. Это роман в стихах, ранее творений подобного рода в русской литературе не было.

«Евгений Онегин» — это источник представлений о русской жизни пушкинского периода. Одна из центральных фигур романа – Татьяна, дочь помещиков Лариных.

Показывая образ Татьяны, единственной цельной натуры в романе, Пушкин демонстрирует настоящее явление в русской жизни.

«…Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей…»

Татьяна живёт среди простых людей, которым незнакомы шум и суета большого света. Они наивны и по-своему милы.

Татьяну тянет к кому-то, кого она ещё не встречала, но кто бы был умнее, лучше, добрее окружающих. Она принимает за такого человека соседа, помещика Евгения Онегина. Со временем милая Татьяна влюбляется в него.

Он и вправду умнее её окружения, более знающ и рассудителен. Он способен на добрые дела (облегчил тяжкую участь своих крепостных крестьян):

«Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
Ярем от барщины старинный
Оброком лёгким заменил, —
И раб судьбу благословил…»

Но Онегин – далеко не идеал. Татьяна ещё не распознала это. Он — праздный барин, ленивый, избалованный жизнью, недоучившийся, не знающий, что делать, потому что на плодотворную жизнь у него нет душевных сил, а от пустой жизни его грызёт тоска.

Татьяна пишет к нему письмо, в котором объясняется в любви. Но Онегин не может справиться со своим эгоизмом, он не принимает её душевных порывов.

После отъезда Онегина из деревни, Татьяна имеет обыкновение быть в его доме, читать книги. Она многому научилась и многое поняла. Онегин – не такой, каким она его себе представляла. Он – себялюбивый, эгоистичный человек, совсем не тот герой, к которому рвалась её нежная душа.

По истечении времени Онегин в Петербурге снова встречает Татьяну. Она — жена старого генерала. И тут Онегин по-новому взглянул на неё. В богатстве и знатности она кажется совсем иной. В его душе вспыхнула любовь. На этот раз она сама отвергла его, зная его себялюбие, зная пустоту его души и не желая нарушить слово, которое дала мужу.

Умела эта душа, добрая Татьяна, глубоко любить. Расставшись с Онегиным и поняв, что он – не герой её романа, — она всё же продолжала любить его и страдала от этого. Татьяна стала женой генерала не по собственной воле, ее об этом «молила мать». С любовью своей она не рассталась: в душе она любила Онегина.

Душа Татьяны – душа лучших русских женщин, — какие бы разные ни были их судьбы, мысли, дела.

Гениальность Пушкина заключается в том, что он предложил обществу по-новому взглянуть на судьбу русской женщины. Он прописал характер, доселе незнакомый русской литературе. Твёрдость натуры, сила, простота, естественность, верность своему слову, порядочность – эти черты обусловили целостность и крепость характера героини. Твёрдые принципы Татьяны были непоколебимы на протяжении всего повествования. Она испытывала отвращение к лицемерию, неискренности, пустословию, всему тому, что называла «ветошью маскарада».

С детства Татьяна была близка к народу, к народной поэзии. Её задушевная подруга – няня, которой она поверяла свои тайны. На протяжении всего повествования внутренний мир Татьяны не изменяется. Никакие внешние обстоятельства не заставят её сойти с пути истинного, не «сломают её духовного склада». Восхищение и любовь поэта в романе отданы Татьяне в полной мере.

Заключение

Пушкин соединил в себе две эпохи: в нём были известные черты настоящего и некоторые отголоски прошлого, в среде которых прошло его собственное воспитание; с другой стороны, с ним начинался совершенно новый период, период литературы современной.

Своим романом «Евгений Онегин» Пушкин научил всех, кто писал после него, так же просто и задушевно изображать силу и страдания русской женщины. Пушкин поднял значение русской женщины в нашем сознании. Он создал почву для тех высоких идеалов женщины, которые мы видим в последующих произведениях других авторов.

Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» имеет концептуальное значение. Во-первых, поэт создал неповторимый характер русской женщины. Во-вторых, в этом образе воплощен принцип реалистического искусства. В статье «Мнение М.Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной» А. С. Пушкин анализирует и объясняет причины появления «литературных чудовищ» возникновением и развитием литературы романтизма, сменившего классицизм.

Он согласен, что общая тенденция литературы - изображение идеала, а не нравоучения, - по сути своей правильна, однако, по мнению Пушкина, ни прежнее представление о человеческой природе как «жеманной напыщенности», ни теперешнее отображение торжествующего в сердце человека порока не являются глубинными. Поэт утверждает новые идеалы (13-я и 14-я строфы третьей главы «Евгения Онегина»): роман, строящийся на любовном конфликте, по замыслу автора, должен был отобразить наиболее характерные и устойчивые приметы жизни представителей нескольких поколений русского дворянского рода. Герои произведения говорят естественным языком, их переживания не схематичны и однообразны, а естественны и многосторонни. Описывая переживания героев романа, поэт проверяет правдивость своих описаний жизнью, опираясь на собственные наблюдения и впечатления.

Если принять во внимание эту концепцию автора, становится понятен смысл противопоставления образов Ольги и Татьяны, которое для читателя знаменует знакомство с главной героиней романа. Ольга скромна, послушна, весела, простодушна и мила. У нее голубые, как небо, глаза, льняные локоны, легкий стан, но при этом ничто не выделяет ее из ряда таких же провинциальных барышень - «любой роман возьмите и найдете верно ее портрет». Татьяна внешне не столь привлекательна, как сестра, поведение и увлечения подчеркивают самобытность этой героини, непохожесть ее на всех:

* Дика, печальна, молчалива.
* Как лань лесная боязлива,
* Она в семье своей родной
* Казалась девочкой чужой.

К имени Татьяна Пушкин дает примечание: «Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например, Агафон, Филат, Федора, Фекла и проч., употребляются у нас только между простолюдинами». В авторском отступлении поэт развивает эту мысль: «Впервые именем таким страницы нежные романа мы своевольно освятим». Звучное имя Татьяна гармонически слилось с особенностями внешности ее обладательницы, с ее привычками, манерами, чертами характера. Природа, книги, деревенский мир, страшные рассказы няни зимою в темноте ночей - все эти милые, незатейливые увлечения постепенно формируют характер девушки. Говорит Пушкин и о том, что было особенно дорого Татьяне:

* Она любила на балконе
* Предупреждать зари восход,
* Когда на бледном небосклоне
* Звезд исчезает хоровод.

Большую роль в формировании взглядов Татьяны и ее чувств сыграли книги, по которым она судила о жизни, романы ей заменяли все, давали возможность найти «свой тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты ». Увлечение книгами, погружение в иной, фантастический мир, наполненный всеми красками жизни, был для Татьяны не простым развлечением. Девушка искала в нем то, чего не могла найти в мире реальном. Быть может, в связи с этим и постигла ее первая жизненная неудача, роковая ошибка - любовь к Онегину. Воспринимая окружающую обстановку как чуждую, противную каждой клеточке ее поэтической души, Татьяна создала свой иллюзорный мир, в котором правили добро, красота, любовь, справедливость. Для полноты картины не хватало только одного - героя, единственного и неповторимого. Не потому ли задумчивый, окутанный тайной сосед Онегин показался Татьяне воплощением всех ее девичьих грез:

* Счастливой силою мечтанья
* Одушевленные созданья…
* Все для мечтательницы нежной
* В единый образ облеклись,
* В одном Онегине слились.

Письмо Татьяны, это милое и трогательное признание в любви, наиболее полно отражает всю гамму чувств, охвативших ее непорочную, мятущуюся душу. Отсюда и резкое противопоставление: «вы нелюдим», «в глуши, в деревне все вам скучно», а мы «ничем… не блестим, хоть вам и рады простодушно». Отсюда и чрезмерное восхваление избранника, переданное, в том числе, и путем описания Татьяной ее неизгладимого впечатления от первой встречи с Евгением: она всегда знала его, но злая судьба не давала влюбленным шанса встретиться в реальном мире. И вот произошел этот чудесный миг встречи, узнавания:

* Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
* Вся обомлела, запылала
* И в мыслях молвила: вот он!

Для Татьяны, которую никто не понимает, и это непонимание несет ей страдания, Онегин - спаситель, избавитель, прекрасный принц, которому суждено расколдовать, оживить ее несчастное сердце. Казалось бы, мечты воплотились в реальность, но реальность подчас оказывается еще более обманчивой и жестокой, чем можно себе представить. Онегин тронут нежным признанием Татьяны, но он не готов взять на себя бремя ответственности за чужую судьбу, чужие чувства и чужую надежду. Его совет по-житейски прост и отражает накопленный им опыт жизни в обществе:

* Учитесь властвовать собою;
* Не всякий вас, как я, поймет;
* К беде неопытность ведет.

Влюбленная Татьяна оказалась хорошей ученицей. Преодолев невыносимую душевную боль, она научилась «властвовать собою»: «Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла!» В равнодушной княгине, величавой и небрежной, трудно узнать прежнюю Татьяну - несмелую, влюбленную, бедную и простую. Однако справедливо ли говорить о том, что если в характере героини произошли значительные перемены, то и ее жизненные принципы претерпели кардинальные изменения? Если мы таким образом будем трактовать поведение новой Татьяны, то последуем в этом за Онегиным, воспылавшим страстью к неприступной богине « царственной Невы ». Татьяна приняла правила чужой игры, но исчезла ли ее нравственная чистота, искренность, прямота, пытливость ума, понимание справедливости и долга, способность с достоинством, мужественно встречать и преодолевать трудности?

* «Я вас люблю (к чему лукавить?),
* Но я другому отдана;
* Я буду век ему верна».

Такие простые слова, но сколько горечи, обиды, страдания, душевной боли скрывается за этой маской простоты! Образ Татьяны, на мой взгляд, убедительный и жизненный. Он вызывает искреннее сочувствие и восхищение.

В романе «Евгений Онегин» Пушкину удалось представить все многообразие жизни современной ему России, изобразить русское общество «в одном из интереснейших моментов его развития», создать типичные образы Онегина и Ленского, в лице которых была представлена «главная, то есть мужская сторона» этого общества. «Но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину», — писал Белинский.

Татьяна Ларина — первый в русской литературе реалистический женский образ. Миросозерцание героини, ее характер, душевный склад — вес это раскрыто в романе очень подробно, поведение ее психологически мотивировано. Но вместе с тем Татьяна — «милый идеал» поэта, «романное» воплощение его мечты о женщине определенного типа. И сам поэт часто говорит об этом на страницах романа: «Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу...», «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!» Причем в личности героини в известной степени воплотилось и мироощущение самого поэта.

Читатели сразу же ощутили эти авторские акценты. Достоевский, например, считал Татьяну, а не Онегина главным действующим лицом романа. И мнение писателя вполне обоснованно. Это натура цельная, незаурядная, исключительная, с истинно русской душой, с сильным характером и духом.

Характер ее остается неизменным на протяжении всего романа. В различных жизненных обстоятельствах расширяется духовно-интеллектуальный кругозор Татьяны, ею приобретается опыт, знание человеческой природы, новые привычки и манеры, свойственные другому возрасту, однако внутренний мир ее не меняется. «Портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, является только развившимся, но не изменившимся», — писал В. Г. Белинский:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой...

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не любила шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. Единственными друзьями Татьяны были поля и леса, луга и рощи.

Характерно, что, описывая деревенскую жизнь, Пушкин никого из «провинциальных героев» не изображает на фоне природы. Привычка, «проза жизни», поглощенность хозяйственными заботами, невысокие духовные запросы — все это наложило свой отпечаток на их восприятие: местные помещики просто не замечают окружающей красоты, как не замечает ее Ольга или старушка Ларина,

Но не такова Татьяна, Натура ее глубока и поэтична — ей дано видеть красоту окружающего мира, дано понимать «тайный язык природы», дано любить Божий свет. Она любит встречать «зари восход», мыслями уноситься к мерцающей луне, гулять в одиночестве среди полей и холмов. Но особенно Татьяна любит зиму:

Татьяна (русская душою.

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозной,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Героиня, таким образом, вводит в повествование мотив зимы, холода, льда. И зимние пейзажи затем часто сопровождают Татьяну. Вот она гадает в ясную морозную ночь на крещенье. Во сне она идет «по снеговой поляне», видит «недвижны сосны», покрытые клоками снега, кусты, стремнины, занесенные метелью. Перед отъездом в Москву Татьяне «страшен зимний путь». В. М. Маркович замечает, что «зимний» мотив здесь «непосредственно сближен с тем суровым и таинственным чувством меры, закона, судьбы, которое заставило Татьяну отвергнуть любовь Онегина».

Глубинная связь героини с природой сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет по законам природы, в полном согласии со своими природными ритмами: «Пора пришла, она влюбилась. Так в землю падшее зерно Весны огнем оживлено». И общение ее с няней, вера «преданьям простонародной старины», снам, гаданьям, приметам и суевериям — все это только усиливает эту таинственную связь.

Отношение к природе у Татьяны сродни древнему язычеству, в героине как будто оживает память ее далеких предков, память рода. «Татьяна — вся родная, вся из русской земли, из русской природы, загадочная, темная и глубокая, как русская сказка... Душа ее проста, как душа русского народа. Татьяна из того сумеречного, древнего мира, где родились Жар-птица, Иван-Царевич, Баба-Яга...» — писал Д. Мережковский.

И выражается этот «зов прошлого» в том числе и в неразрывной связи героини с родной семьей, несмотря на то, что там она «казалась девочкой чужой». Пушкин изображает Татьяну на фоне жизненной истории ее семьи, что приобретает необычайно важный смысл в контексте осмысления судьбы героини.

В своей жизненной истории Татьяна, не желая этого, повторяет судьбу своей матери, которую повезли к венцу, «не спросясь ее совета», в то время как она «вздыхала о другом, Который сердцем и умом Ей нравился гораздо боле...». Здесь Пушкин как будто предваряет судьбу Татьяны философским замечанием: «Привычка свыше нам дана: Замена счастию она». Нам могут возразить, что Татьяна лишена духовной связи с семьей («Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»). Однако это не означает, что здесь нет связи внутренней, глубинной, той самой природной связи, которая составляет самую суть натуры героини.

Кроме того, Татьяну с детства воспитывала няня, и здесь мы уже не можем говорить об отсутствии духовной связи. Именно няне героиня поверяет свою сердечную тайну, передавая письмо для Онегина. О няне она с грустью вспоминает в Петербурге. Но какова же судьба Филипьевны? Тот же самый брак без любви:

«Да как же ты венчалась, няня?» —

Так, видно, Бог велел.Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели,

Да с пеньем в церковь повели.

Безусловно, крестьянская девушка здесь лишена свободы выбора, в отличие от Татьяны. Но сама ситуация брака, восприятие ее повторяются в судьбе Татьяны. Нянино «Так, видно, Бог велел» становится Татьяниным «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

В формировании внутреннего мира героини большую роль сыграло и модное увлечение сентиментальными и романтическими романами. Сама любовь ее к Онегину проявляется «по-книжному», она присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть». Знакомые мужчины были Татьяне неинтересны: они «так мало представляли пищи ее экзальтированному... воображению». Онегин же был новым человеком в «деревенской глуши». Его таинственность, светские манеры, аристократизм, равнодушный, скучающий вид — все это не могло оставить Татьяну равнодушной. «Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом», — писал Белинский. Не зная Онегина, Татьяна представляет его в хорошо знакомых ей образах литературных героев: Малек-Аделя, де Динара и Вертера. В сущности, героиня любит не живого человека, а образ, созданный ее «воображением мятежным».

Однако постепенно она начинает открывать для себя внутренний мир Онегина. После его суровой проповеди Татьяна остается в растерянности, обиде и недоумении. Вероятно, все услышанное она истолковывает по-своему, понимая лишь то, что ее любовь отвергли. И лишь посетив «модную келью» героя, заглянув в его книги, хранящие «отметку резкую ногтей», Татьяна начинает осмысливать онегинское восприятие жизни, людей, судьбы. Однако открытие ее говорит не в пользу избранника:

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

Здесь особенно ярко обнажается разница мировосприятий героев. Если Татьяна мыслит и чувствует в русле русской православной традиции, русской патриархальности, патриотизма, то внутренний мир Онегина сформировался под влиянием западноевропейской культуры. Как замечает В. Непомнящий, кабинет Евгения — модная келья, где вместо икон — лорда Байрона портрет, на столе — маленькая статуя Наполеона, захватчика, завоевателя России, книги Онегина подрывают основу основ — веру в Божественное начало в человеке. Конечно, Татьяна была поражена, открыв для себя не только незнакомый мир чужого сознания, но и мир, глубоко чуждый ей, враждебный в основе своей.

Вероятно, не оставила ее безучастной и злосчастная дуэль, исходом которой стала смерть Ленского. В сознании ее сформировался совсем иной, не книжный образ Онегина. Подтверждение тому — второе объяснение героев в Петербурге. Татьяна не верит в искренность чувств Евгения, его преследования оскорбляют ее достоинство. Любовь Онегина не оставляет ее равнодушной, однако теперь она не может ответить на его чувства. Она вышла замуж и целиком посвятила себя мужу, семье. И роман с Онегиным в этой новой ситуации для нее невозможен:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна...

В этом выборе героини отразилось очень многое. Это и цельность натуры ее, не допускающая лжи и обманов; и четкость нравственных представлений, которая исключает саму возможность причинить горе невинному человеку (мужу), легкомысленно опозорить его; и книжно-романтические идеалы; и вера в Судьбу, в Промысел Божий, подразумевающая христианское смирение; и законы народной морали, с ее однозначностью решений; и неосознанное повторение судьбы матери и няни.

Однако в невозможности единения героев у Пушкина заложен еще и глубокий, символический подтекст. Онегин — герой «культуры», цивилизации (причем, культуры западно-европейской, чуждой русскому человеку в самой основе своей). Татьяна — дитя природы, воплощающее собой саму суть русской души. Природа и культура в романе несовместимы — они трагически разъединены.

Достоевский считал, что Онегин теперь любит в Татьяне «только свою новую фантазию. ...Любит фантазию, да ведь он и сам фантазия. Ведь если она пойдет за ним, то он завтра же разочаруется и взглянет на свое увлечение насмешливо. У него нет никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она [Татьяна] вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь...»

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» Пушкин представляет нам «апофеозу русской женщины». Татьяна поражает нас глубиной натуры, оригинальностью, «воображением мятежным», «умом и волею живой». Это цельная, сильная личность, способная подняться над стереотипностью мышления любого социального круга, интуитивно чувствующая нравственную правду.

Одним из крупнейших произведений Александра Сергеевича Пушкина является роман в стихах “Евгений Онегин”. Его созданию поэт посвятил около девяти лет. Он нарисовал необыкновенно живые и запоминающиеся образы Онегина, Татьяны, Ольги, Ленского, принесшие славу автору и сделавшие роман бессмертным. Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Лучшие поэты и писатели пытались постичь и изобразить женщину не только как объект обожания, любви, но прежде всего как личность.
Первым это сделал А. С. Пушкин. Белинский считал создание образа Татьяны Лариной, истиной русской женщины, подвигом поэта. Автор наделяет свою героиню простым именем: “Ее сестра звалась Татьяна” и объясняет это так: “Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например, Агафон, Филат, Федора, Фекла и прочие, употребляются у нас только между простолюдинами”. А поясняет это в романе следующими строчками:

Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно:
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей!

Впервые мы встречаем Татьяну в поместье ее родителей. Об отце героини Пушкин с иронией говорит: “Был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”, а мать показывает всю в заботах о хозяйстве. Жизнь семейства протекала мирно и спокойно. Нередко “и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем” к Лариным приезжали соседи. В такой атмосфере и воспитывалась Татьяна. Она “верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям”, ее “тревожили приметы”,

„.страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей...

Татьяна - простая провинциальная девушка, она не красавица, но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди других людей (“она любила на балконе предупреждать зари восход”), в обществе которых она чувствует себя одиноко, так как они не способны понять ее.

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием, не интересовалась модой:

Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.

Единственным развлечением, приносившим удовольствие этой девушке, было чтение книг:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Татьяна живет страницами прочитанных ею книг, представляет себя на месте их героинь. И эта романтика книжных рассказов служит причиной создания идеала ее избранника.
Что же, по мнению Пушкина, прекрасно в этой героине? Это прежде всего высота ее нравственности, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира, естественность, отсутствие всякой фальши в поведении. Автор подчеркивает, что эта девушка лишена кокетства и притворства - качеств, которые не нравились ему в женщинах. Перед нами личность, образ не менее значительный, чем Онегин.
Она от природы одарена “воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным”. Татьяна тонко чувствует красоту природы:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму...

В. Г. Белинский говорил: “Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви”. И он был прав в своем утверждении: Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь
И дождалась... Открылись очи,
Она сказала: это он!

И понятно, почему героиня Пушкина влюбляется в Онегина. Она из тех “девушек”, для которых любовь может быть или великим счастьем, или большим несчастьем. В Онегине девушка сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родственную душу. В сердечном порыве она решается написать своему возлюбленному письмо-откровение, признание в любви:

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

Но Онегин не смог оценить всю глубину чувств страстной натуры Татьяны. Это приводит девушку в душевное смятение. И даже после посещения ею деревенского дома Онегина и чтения его любимых книг, где “Онегина душа себя невольно выражала”, когда она поняла, кого судьба ей послала, она продолжает любить этого человека.
В первых главах перед читателем возникает образ наивной девушки, искренней в своем стремлении к счастью. Но вот прошло два года. Татьяна - княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась ли она?
И да, и нет. Конечно, она “в роль свою вошла”, но не потеряла главного - простоты, естественности, человеческого достоинства:

Ома была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей”.
Все тихо, просто было в ней…

Очень важна эта строка - “без подражательных затей”. Татьяне незачем кому-то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему “и нос и плечи подымал вошедший с нею генерал”. Он по праву гордился своей женой.
Татьяна равнодушна к светской жизни. Она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе. Как Онегину немила его “постылая свобода”, так и Татьяна тяготится мишурой “постылой жизни”.
Пожалуй, самое главное в характере и поведении Татьяны - это чувство долга, ответственность перед людьми. Эти чувства берут верх над любовью. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который “в сраженьях изувечен”, гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью.
Татьяна остается верна своему долгу и при встрече с Онегиным она говорит:

Я вас люблю, (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.
Татьяна является для поэта идеалом женщины, и он этого не скрывает: “Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою...” В последней строфе романа читаем строки: “А та, с которой образован Татьяны милый идеал... О много, много рок отъял”. А. С. Пушкин восхищается своей героиней.
С кого же написан “Татьяны милый идеал?” До сих пор идут споры об этом. Одни литературоведы утверждают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в Сибири. Другие утверждают, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной стоит в ряду наиболее ярких женских образов русской литературы.

Краткое сочинение-рассуждение на тему: Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин». Мой любимый герой романа: «Татьяна, милая Татьяна»

Пушкинская Татьяна Ларина — чуть ли не самый яркий женский образ в русской литературе. Многие другие писатели спишут с неё в дальнейшем черты характера для своих героинь: Толстой (Наташа Ростова), Достоевский (Соня Мармеладова), Тургенев (Лиза из «Дворянского гнезда»). Это говорит об уникальном «национальном» характере образа. Белинский назвал её «существом исключительным, глубокой натурой», Достоевский поддержал эту мысль, сказав, что Пушкин поступил бы правильней, если бы озаглавил роман именем Татьяны, а не Онегина, «ибо бесспорно она главная героиня поэмы». Ею восторгается и сам автор, абсолютно этого не скрывая: «Простите мне: я так люблю / Татьяну милую мою!». Что же особенного нашли в ней столько мужчин, и чего не разглядел Онегин?

«Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива…»

Так портрет Татьяны рисует Пушкин. Она неприметна, неказиста, тиха и спокойна. Мужчины не заглядываются на неё, а дамы не видят в ней достойную соперницу, хотя и считают «очень недурной». Возможно, имелось в виду, что она красива от природы, но не ведет за собой должный, по их мнению, уход. Но ей не нужно все это. С детства Татьяна не интересовалась ни куклами, ни модными вещами, ни украшениями, «в горелки не играла», а любила проводить время в одиночестве, задумчиво сидя у окна, созерцать природу, слушать страшные истории на ночь от няни и читать романтические книги. Последние как раз и «заменяли ей всё», уводя в мир мечтаний и грёз, который был для Тани милей настоящего.

Скрываясь ото всех наедине с книгами и мыслями, она, сама того не понимая, воспитывала в себе силу характера и познавала мудрость жизни. Однако это и сделало её наивной игрушкой в руках Онегина. Сам факт того, что она пишет письмо первая, свидетельствует о простоте её души и независимости от мнения света, ведь девушке не подобало в те времена проявлять свои чувства вперед мужчины. Не изведав, в достаточной мере, настоящей жизни, героиня считала, что книжный мир «Ричардсона и Руссо» реален, и люди в нем так же романтичны и светлы. Остальные герои считают Татьяну старомодной для своего времени: именем, одеждой, занятиями, ценностями, но Пушкин показывает, что она самая светлая и мудрая из них. Ленский — пылок и наивен, Ольга — распутна и пуста, Онегин — хитер и беспечен, а она — сдержанна, честна, умна, проста и благородна, хоть и кажется сначала серой мышью. Даже её наивность улетучивается после отказа Онегина. Татьяна выходит замуж по расчету, еще питая чувства к Евгению, но отказывает ему впоследствии, чтобы сохранить крепкую семью: «Но я другому отдана / и буду век ему верна». А ведь могла бы сбежать от генерала…

Всё это позволяет называть её «милым идеалом», ведь образ Татьяны хранит в себе вечные нравственные ценности: верность, преданность, честность, мудрость, готовность к самопожертвованию, естественность, простоту. Её внутренний стержень крепок и незыблем, она ни за что не обманет даже любимого человека. Пушкин видел в этом образе черты собственного характера, а его друзья это подтверждали. Именно потому она стала его любимой героиней, может быть, даже недосягаемой вершиной: он относился к ней с трепетом и любовью, как к идеалу женщины. И многие признали этот идеал. Потому образ Татьяны Лариной — один из ярчайших не только в «Евгении Онегине», но и во всей русской литературе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!