Тайм-менеджмент в повседневной жизни и работе. Тайм-менеджмент в быту или куда уходит время

Акопов В.С.,
Бакштанский В.Л.,
Магазанник В.Д.

О менеджменте принято говорить как об искусстве управления организациями. Можно приобрести навыки управления фирмой, отраслью, регионами, труднее управлять непосредственно людьми и наиболее сложно научиться управлять собой, управлять своей собственной жизнью. Существует огромное число изданий, содержащих рекомендации по рациональному управлению компаниями разного рода, структурам организаций, механизмам принятия решений, способам предотвращения и разрешения конфликтов, технологией общения и пр. При этом под успехом управления понимается не только максимизация прибыли или создание необходимых условий для этого, не только материальные стороны жизни, но и всестороннее развитие личности, самореализация, адекватность своего бытия образу собственного “я”, идентификацию себя и своего места в обществе.

В связи с таким пониманием мы рассматриваем как объект управления не организацию (компанию, корпорацию, и пр.), а прежде всего саму жизнь человека, причем практически весь ее наиболее активный отрезок, образно названным: “10000 дней”.. Можно сказать, что столь расширенное толкование понятия “менеджмент” предполагает охват процедур и технологий управления своей жизнью и вовлечение в “ближний круг” людей, могущих стать вашими друзьями и коллегами. Иными словами, мы считаем более правильным говорить прежде всего о менеджменте жизни , как о стержне самого понятия “менеджмент”.

Что означает управлять своей жизнью? Прежде всего, это значит что род занятий, производимая продукция, способы решения проблем, окружающие вас партнеры, коллеги и пр. должны наиболее полно отражать и развивать ваш образ собственного “я”. Формирование этого образа в основных чертах происходит в юности, но корректируется в течение жизни. С возрастом образ собственного “я” становится более ригидным, т.е. все в меньшей степени позволяет свою корректировку без опасности утраты личности. Решающее влияние на образ собственного “я” оказывают те люди, на которых человек хотел бы быть похожим. Строительство своего Жизненного пути, как и всякая целенаправленная деятельность, предполагает цепочку промежуточных целей, “точек привязки”, на каждой из которых происходит корректировка очередного отрезка пути, идет процесс самоидентификации сообразно новой промежуточной цели. Принесенные в этом процессе жертвы, т.е. глубина корректировки образа “я” и определяют истинную величину успеха.

Полная или частичная утрата чувства самоидентификации лежит в основе “стресса жизни”, внутренних фрустраций, страхов, неосознаваемых комплексов, всего обилия психогенных заболеваний, снижения иммунитета. Нередко отдаваемое предпочтение экономической стороне жизни и подчинение ей всех других, сопровождается ростом числа лиц, нуждающихся как минимум в психотерапевтической, а как максимум, в психиатрической помощи, распадом семей, тяжелыми конфликтами с детьми, в целом, ростом числа глубоко несчастных людей.

Ключевой же особенностью российской ментальности является, на наш взгляд, чрезвычайная болезненность к самой незначительной корректировке образа “я”. Уникальность образу придало и то, что столь высокий, в среднем, уровень образования россиян довольно часто не был реализован в практических делах. В предшествующем, как минимум двух поколениях, сегодняшнего активного возраста: многие люди не занимались своим прямым делом, поэтому исторический опыт отцов и дедов, приоритеты их времени тоже оставили свой отпечаток на образе собственного “я”. Эта особенность лежит в основе почти массового чувства отчуждения от той деятельности, которую люди вынуждены осуществлять, даже являясь собственниками. Поэтому-то столь важно понимание менеджмента именно как управления своей жизнью, т.е. динамикой образа собственного “я”. Из необходимых для этого внешних условий укажем лишь на многообразие путей самореализации и общественную терпимость к неудачам в каком-то деле.

На наш взгляд, реалии современной России, при всех их негативных сторонах, в широком смысле универсальны. Присущая в целом современному миру переменчивость, неустойчивость, смещение центров влияния, социальные и экономические кризисы, сконцентрировались с максимальной выраженностью именно в России.

Как ни парадоксально, при столь мрачной в целом картине, имеются и положительные стороны создавшейся ситуации. К числу немногих положительных последствий этого можно отнести тот факт, что уцелеть как личность могли только те, кто обладал значительной внутренней устойчивостью и интеллектуальной гибкостью, т.е. необходимым по силе и диапазону набором качеств. Эти люди являются, по существу, “химически чистыми” образцами предельной адекватности социальной и экономической среде. Такие люди образуют “точки роста”, вовлекая в свою орбиту других людей и совершенствуя общество и экономику. В них - наша надежда, что ситуация в стране может еще улучшиться. Анализ их личностных качеств, их деятельности, их субъективно-ценностных установок позволит многим людям изменить себя и свое видение реальности, начав активное преобразование себя и окружающей жизни.

Известно, что развитием общества движут прежде всего разнообразные потребности человека. Крупнейший американский психолог А. Маслоу выделил пять основных групп человеческих потребностей, расположив их в убывающем порядке по степени “первичности”:: 1) физиологические или витальные (от латинского vita - жизнь) потребности; 2) потребности в безопасности и гарантированной работе; 3) потребности в принадлежности к определенной социальной группе; 4) потребности в уважении себя как личности; 5) потребности в самоутверждении. Сначала человек стремится удовлетворить свои физиологические или витальные потребности, затем удовлетворяет остальные. При этом не сама потребность как таковая движет человеком, а неудовлетворенная потребность.

Поэтому деятельность по выявлению потребностей и эффективному их удовлетворению является, можно сказать, основной деятельностью человечества на протяжении всей его истории. Человек непременно должен удовлетворять свою потребность в самовыражении. Степень этого удовлетворения – есть мерило жизненного успеха. Однако если одни люди посвящают себя какой то одной потребности человека и заняты, собственно, совершенствованием способов ее удовлетворения (врачи, адвокаты, художники, и пр.), то существом деятельности других является именно поиск недостаточно удовлетворенных потребностей. Эти люди именуются предпринимателями. Одно их последних определений, что же такое предпринимательство, дал в 1985 г. Роберт Хизрич: “Предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все необходимые время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым”. Предпринимательство является самостоятельным видом деятельности, которая предполагает, прежде всего, создание и регулирование развития какой-либо технологии, механизма, обязательно нового, даже если преобразуется старый.

К основным мотивам предпринимательства относятся стремление к личной независимости и нетерпимость к повседневному контролю. Если жизнь протекает под постоянным воздействием того, как оценивают ее окружение, то индивид перестает быть личность, как только позволят другим людям решать достоин ли он их одобрения. Б. Карлоф (1991) считает, что для предпринимателя характерны такие черты как самостоятельность в принятии решений, восприимчивость к новому, открытость для конструктивной критики, жесткая нацеленность на конечный результат деятельности, стремление к быстрому развитию и нововведениям, высокая требовательность к себе и к компаньонам, активность в бизнесе (поэтому они более счастливы в небольших организациях и при расширении бизнеса чувствуют себя как рыба в воде). Предприниматели более доминантны, смелы, радикальны и менее тревожны, чем, скажем, чиновники госучреждений.

Самореализация или воплощение Себя в конкретных делах как постоянная Цель и “двигатель” всей жизни человека, есть и первейшая основа нравственности. Свободная деятельность человека (а предпринимательство в широком смысле именно таковой и является) есть основное средство строительства собственного Жизненного пути. Однако для этого такая деятельность должна обретать личностный оттенок, т.е. способна отражать и воплощать себя через личность. Некоторые исследователи считают, что человек неосознанно ищет занятие, в котором он будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а “входя в профессию” будет искать осуществление этого соответствия. Для человека необходимо увидеть Себя в в той маленькой вещи или деле, которое он в данный момент делает. Об этом же писал В. Гете в “Вильгейме Майстере”: “В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим, не воплотим это вне нас тем или иным способом”. Когда отсутствует разрыв между человеком и его делом, это дело поглощает человека. В этом случае человек, по меткому выражению М. Пруста, “раздает себя в разные вещи” и тогда “можно открывать великие истины или великие красоты…”. Человек, который так или иначе не воплотил Себя в конкретных делах, вещах, - никогда не увидит и не познает самого Себя, он ни за что не возьмет ответственности. Такой человек отчужден от своего труда, поэтому глубоко им неудовлетворен.

Резюмируя можно сказать, что наше предложение состоит в трактовке понятия “менеджмент” как прежде всего планирования и управления своей жизнью, выбора и корректировке путей самореализации, воплощения себя в определенных делах. Традиционное понимание менеджмента как искусства (и науки) управления какой-то организацией сохраняется, становясь при этом как бы составной, результирующей частью этого понятия. Таким образом, менеджмент есть прежде всего менеджмент жизни, путеводитель в мире и организатор всех наших побед и поражений. Начни с себя, но непременно воплоти в деле - вот стержень и девиз предлагаемого понимания.

Понятия "менеджер", "менеджмент", "маркетинг" в последнее время быстро вошли в словарный запас русского языка. Иногда люди говорят о директоре своего предприятия, что он хороший менеджер. Сказанным они хотят выразить, что он - современный руководитель, который в отличие от стиля руководства, присущего старой командно-бюрократической системе, при организации своей работы и работы своего предприятия использует современные методы управления.

Открываются "школы менеджеров", создаются "клубы менеджеров", проводятся "семинары менеджеров", но редко люди отдают себе отчет в том, в чем собственно менеджер предприятия отличается, скажем, от руководителя или директора предприятия.

Слова "менеджер" и "менеджмент" употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь во второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

Менеджер не автоматически является руководителем или входит в состав высшего руководства предприятия. Менеджеры работают на всех "эшелонах" управления и, по американским понятиям, таковым является человек, в задачу которого входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, которые подчиняются ему.

  • как науку и искусство управления
  • как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений
  • как аппарат управления деятельностью организации

Менеджмент: наука или искусство.

Менеджмент как наука , возникшая на базе практического опыта управления, опирается на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления.

Ее основные задачи:

  • объяснение природы управленческого труда;
  • установление причинно-следственных связей в этой области;
  • выявление факторов и условий эффективности совместного труда;
  • разработка методов эффективного оперативного управления;
  • прогнозирование событий, разработка методов стратегического управления и политиками организации.

В то же время имеются основания рассматривать менеджмент как искусство :

  • организации – сложные социально-технические системы;
  • люди, работающие в них – главный фактор эффективности их функционирования;
  • практически научиться управлению можно лишь через опыт, которым в совершенстве владеют люди, имеющие соответствующий талант;
  • при принятии управленческих решений менеджер, как правило, не имеет полного объема информации, необходимой для этого;
  • никто и никогда не может гарантировать менеджеру правильность принятых решений, которые будут реализовываться в будущем, поскольку предусмотреть это «будущее» смертным просто не дано.

Все это делает одними из важнейших факторов менеджерского искусства умение доверять своей интуиции и смелость принятия в различных условиях решений любой сложности.

Менеджмент как вид деятельности.

Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".

Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи, с одной стороны, единоначалия, а с другой - самоуправления группы. Все административные, организационные и исполнительские функции могут концентрироваться в руках руководителя высшего звена или делегироваться нижним ступеням управленческой иерархии, функциональным службам, вспомогательным подразделениям. Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента - особого вида экономической деятельности.

Таким образом, менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Профессионал в этой области работает по найму на должности менеджера. Современное производство основано на применении новейших технологий в соединении с высоким уровнем профессионализма работников. Будучи специалистом высокого уровня, менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса и оказывает влияние на эффективность производства. Поэтому труд менеджера является производительным трудом. Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др.

Менеджмент как аппарат управления деятельностью организации.

Управление идентифицируется с органом или аппаратом управления. Без него любая организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием её менеджмента.

Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его иерархическом структурном составе, на характере связей между подразделениями и элементами структуры управления, на степени централизации и децентрализации, на полномочиях и ответственности работников.

В рамках иерархической структуры аппарата управления реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит конкретное отражение в схеме управления той или иной организацией. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Менеджмент и управление в повседневной жизни

Менеджмент методы управления а также система методов управления менеджмент

Общие принцыпы управления в менеджменте

Одной из общих функций менеджмента является - мотивация, которая начала иизучатся в XX веке.

Виды стратегий организации разделяются на две группы: стратегии функционирования и стратегии развития.

В процессе управления постоянно приходиться принимать различные управленческие решения.

Культура пронизывает процесс управления и организации от начала до конца, играет огромную роль в организации общения, обусловливая логику мышления, восприятие и интерпретацию информации.

Зарожденния менеджмента произошло еще до нашей эры, но все время шло развития и Россия этому не исключения.

Менеджеры - это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников.

Чтобы планы были реализованы, кто-то очевидно должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации.

Менеджмент стал одним из важнейших атрибутов новой жизни нашей страны. И не только в области экономики. Менеджмент в широком смысле – это управление организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества. Несмотря на то, что изучение менеджмента в наших вузах насчитывает уже десяток лет и изданы сотни книг на эту тему, сохраняется неослабевающий спрос на новые книги подобной тематики. И этому есть ряд веских причин.


Во-первых, большинство опубликованных у нас книг по менеджменту, в том числе и учебники – иностранного происхождения. Российскому же читателю сегодня необходимо получать информацию, привязанную прежде всего к отечественным законам, другим нормативным актам и основанную на реалиях нашей жизни. Всего этого, естественно, в книгах-переводах (или представляющих перепевы зарубежных) нет и быть не может.


Во-вторых, материал многих учебников носит сугубо теоретический, порой абстрактный характер, в то время как читатель ищет в литературе ответы на злободневные запросы жизни, практической помощи, необходимой для повседневной деятельности. В-третьих, изложение материала в ряде учебников неоправданно осложнено, перегружено бесполезной наукообразной информацией. Эти книги неинтересны, их трудно читать (знаю такие, которые никто так и не дочитал до конца), от них мало что остается в памяти.


1.1. Менеджмент как вид деятельности, научная дисциплина и предмет изучения Грандиозные промышленные предприятия и маленькие фермы, супермаркеты и кафе, учреждения здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, органы государственной и местной власти, биржи и банки – все эти организации нуждаются в качественном управлении. Под управлением при этом понимается воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели.


Необходимость управления организацией обусловливается потребностями: – спланировать работу; – расставить персонал и координировать его действия; – принимать наилучшие решения; – активизировать и стимулировать деятельность персонала; – осуществлять контроль и учет выполненной работы; – вести анализ результатов и применять его для совершенствования деятельности.


Особенно сложным управление организацией становится в условиях современной рыночной системы, построенной на экономической свободе, частной собственности и обеспечении прав граждан – на том, чего в России не было более полувека. Управление организацией в условиях рыночной экономики получило название менеджмента. В нашей стране менеджмент занял видное место в ряду поначалу непривычных атрибутов новой жизни, таких, как бизнес маркетинг, лизинг и т. д.


Важно сразу же подчеркнуть, что менеджмент, как и другие реалии рыночной экономики, это не просто старое понятие в новой словесной упаковке. Речь идет не о каких-то отдельных поправках, доделках. Менеджмент – это совсем другое управление, весьма далекое от того, которое существовало при плановой экономике. Коренное качественное отличие заключается как в совершенно новой цели деятельности, так и в методах достижения этой цели.


Понятия «менеджер», «менеджмент» пришли к нам из США. Английский язык, в свою очередь, заимствовал эти слова из латинского: «манус» по- латыни означает «рука». Однако поначалу менеджмент имел значение, весьма далекое от современного: первоначально англичане употребляли это слово не для обозначения руководства организациями – так называли управление лошадьми, искусство верховой езды. А слово «менеджер» понималось как искусный наездник, человек, способный укротить дикую лошадь.


В современном значении понятия «менеджер», «менеджмент» появились лишь тогда, когда в связи с развитием и усложнением рыночных отношений владельцы предприятий, хозяева сообразили, что выгоднее не самим управлять собственным имуществом, а привлекать для этого профессионалов, специально отобранных и обученных такой работе. Этим талантливым специалистам, работающим по найму на основе контракта, собственник стал поручать главную задачу предпринимательства – получение высокой прибыли, задачу ничуть не менее легкую, чем управление норовистой лошадью. Эта нелегкая работа стала весьма хорошо оплачиваться. И сегодня во всем мире по оплате труда менеджеры - на одном из первых мест.


Один из выдающихся руководителей американского бизнеса Ли Якокка в своих мемуарах упоминает о том, что в бытность его генеральным директором компании «Форд» его заработок был в пять раз больше, чем у президента страны. И эти деньги ему, конечно, платили не зря: за год его правления прибыли компании выросли почти в четыре раза. В странах с рыночной экономикой менеджер – массовая профессия. В США их насчитывается около десяти миллионов - примерно 8 % всех работающих.


Менеджеров можно смело назвать «локомотивами» бизнеса: управление производством и персоналом, меры по снижению издержек и росту прибыли, искоренению брака и достижению высочайшего качества продукции, борьба с конкурентами и установление цены товара, материально- техническое снабжение и многое-многое другое – вот дела менеджера. Но если совсем коротко, то, как говорят американцы, главная работа менеджера – «поиски спрятанного золота» – обеспечение высокой прибыли своему хозяину- собственнику.


В поисках «спрятанного золота» менеджеры всемирно известной американской гостиничной фирмы «Хилтон» объезжают все свои новые отели, разбросанные по всему миру. Например, в знаменитой нью-йоркской гостинице «Уолдорф- Астория» они потребовали ликвидировать помпезные декоративные колонны и установить вместо них витрины, которые стали приносить 5 тысяч долларов ежегодно. В чикагском отеле «Палмер» вместо малоприбыльного книжного магазина был открыт коктейль-холл, давший 300 тысяч долларов годового дохода. В гостинице «Плаца» винный погреб был переделан в уютную гостиную, и доход вырос на 500 тысяч долларов.


Итак, менеджер – это специально отобранный и подготовленный руководитель-профессионал, работающий по найму у собственника, обеспечивающий решение уставных задач организации и нацеленный на умножение прибыли. Короче, руководитель организации в условиях рыночной экономики. А менеджмент – то, чем занимается менеджер. В отдельных случаях менеджер может и сам выступать в качестве собственника, например владеть акциями предприятия, которым он руководит.


Менеджер представляет новый для нашей страны тип управляющего, обладающий рядом характерных отличительных черт. Первая черта – кардинально новая цель деятельности, о которой уже упоминалось. Это ведет к принципиально иной системе управления организацией: меняются функции, структура и методы работы органов управления.


Второе отличие – переход к экономическим методам управления организацией. Вместо жесткого администрирования, культивировавшего страх и безропотное подчинение,– пробуждение внутренних интересов работающих, учет мотивов трудовой деятельности, использование действенных стимулов к производительному качественному труду. Экономические методы способствовали развитию еще одного мощного источника повышения эффективности управления – рациональному распределению ресурсов организации: денег, рабочей силы, сырья, топлива, материалов, рабочего времени, интеллектуальных возможностей и организаторских способностей персонала.


Еще одна, третья отличительная черта менеджера – способность к новациям, прогнозированию и риску. Менеджер – новатор по природе, ведь рынок – это прежде всего новшества: без новых товаров и услуг на него просто не пробиться. То же самое можно сказать и об умении менеджера прогнозировать экономическую ситуацию и идти на разумный риск. Важнейшими профессиональными чертами менеджера являются умение принимать обоснованные решения и брать на себя за них ответственность. Овладение профессией менеджера предполагает также следование ряду правил «нужного тона», начиная с одежды и внешнего вида и кончая стилем и современными методами работы с персоналом.


Все вышеназванные отличительные черты менеджера могут быть получены лишь при тщательном отборе потенциальных руководителей, получении ими современных профессиональных знаний, подтвержденных соответствующей аттестацией и приобретением необходимого практического опыта. Весьма важными для каждого менеджера являются правовая подготовка, владение компьютером, знание иностранного языка, умение вести необходимые расчеты. Необходимость разрешения сложных и многогранных проблем управления организациями в условиях рынка и соответствующего ему гражданского демократического общества стимулировала появление специальной области знаний – научного менеджмента.


Предметом менеджмента, объектами его изучения являются: – формы организации и соответствующие отношения собственности; – структура организаций; – внешняя и внутренняя среда организаций; – инфраструктура менеджмента, – деловые коммуникации; – функции менеджмента; – методы менеджмента; – моделирование управленческих процессов; – системы управления предприятием;


– оптимизация распределения ресурсов; – выработка у правленческих решений; – динамика групп, власть и лидерство; – управление персоналом (персонал-менеджмент); – конфликты н их разрешение; – управление финансами (финансовый менеджмент); – риск (риск-менеджмент); – хозяйственно-финансовый анализ; – этика менеджмента; – эффективность управления организацией; – новации в менеджменте.


1.2. Основное содержание. Терминология. Классификация Содержание менеджмента складывается из следующих основных частей: 1. Целеполагание (миссия, цели, задачи). В этой части рассматривается определение смысла и главного направления деятельности организации, установление конечных результатов ее деятельности, а также путей, ведущих к их достижению. 2. Организация (организационная структура и организаторская работа). Рассматривается построение организации, ее составные части, их связи и взаимодействие.


3. Система управления (органы и объекты управления). Рассматривается структура органов власти, место и роль менеджера, система движения командной информации и информации состояния (обратной связи). 4. Деловые коммуникации. Рассматриваются процессы передачи информации, делового общения как внутри организации между ее участниками, так и с внешним миром. 5. Функции менеджмента. Рассматриваются основные задачи, решаемые менеджером (что он должен делать).


6. Методы менеджмента. Рассматриваются рычаги управления организацией, способы, с помощью которых менеджер достигает ее целей (как он это должен делать). 7. Работа с персоналом (персонал-менеджмент). Рассматриваются формы, методы и содержание кадровой работы в организации. 8. Разрешение конфликтов. Рассматриваются происхождение и природа конфликтов в организации и пути их устранения. 9. Стиль менеджера и имидж организации. Рассматриваются соответствующие понятия, роль стиля и имиджа в достижении организацией своих целей, а также необходимые для этого рекомендации.


10. Выработка и принятие управленческих решений. Рассматриваются теория и практика рационального выбора менеджером наилучшего в данных условиях (оптимального) способа действий. 11. Прогнозирование. Рассматриваются формы и методы предвидения менеджером проблемной ситуации и их использование для практической деятельности. 12. Риск (риск-менеджмент). Рассматривается происхождение риска менеджера. Обосновываются способы рационального поведения в условиях неопределенности ситуации и связанного с этим неизбежного риска.


13. Управление финансами и анализ финансово- хозяйственной деятельности организации (финансовый менеджмент). Рассматриваются основные документы, описывающие финансовую деятельность организации, анализируются показатели, характеризующие ее финансово- хозяйственное состояние. 14. Стратегический менеджмент. Рассматриваются формы и методы выработки линии поведения (политики) организации на длительную перспективу.


15. Новации, инвестиции и организационное развитие. Рассматриваются формы и методы новаций и инвестиций, осуществляемых организацией, а также пути совершенствования ее организационной структуры и способов функционирования. 16. Этика менеджмента и организационная культура. Рассматриваются нравственные нормы и ценностные ориентиры организации. 17. Развитие основных идей менеджмента. Рассматриваются (в исторической последовательности) основные концепции, принципы и школы менеджмента, их современная роль и место


Организация – это совокупность людей, чья деятельность сознательно направляется и согласовывается применительно к общей цели. С правовой точки зрения организации выступают в качестве юридических лиц. Юридическим лицом признается организация, обладающая имуществом, имеющая имущественные и неимущественные права, отвечающая имуществом по своим обязательствам и выступающая в качестве истца и ответчика в суде. Организации – юридические лица создаются в форме предприятий и учреждений.


Предприятие – это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Под предпринимательской деятельностью (или предпринимательством) следует понимать самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.


Весьма близким по смыслу к предпринимательству является понятие «бизнес» – деятельность, направленная на удовлетворение потребности населения в товарах и услугах с целью получения прибыли. Поскольку в наших официальных нормативных документах (например, в Гражданском кодексе Российской Федерации) термин «бизнес» не применяется, в практических целях оба названных термина используются как синонимы. То же можно сказать и о паре «предприниматель – бизнесмен». Промышленное, торговое или хозяйственное предприятие – юридическое лицо часто называют фирмой (или компанией). Фирме присваивается определенное название. Предприятия – главное поле деятельности менеджеров, работающих в коммерческой сфере.


Учреждения – это организации, создающиеся для решения социально-культурных, управленческих пли иных некоммерческих задач, например учреждения образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, а также органы государственного и муниципального управления. Менеджменту учреждений присущ ряд особенностей, о которых еще пойдет речь. Важнейшим и вполне самостоятельным направлением менеджмента является маркетинг.


Коротко говоря, маркетинг – это управление спросом. Более полно можно определить маркетинг как изучение рынка, создание товара, продвижение товара на рынок и организацию продаж с целью получения максимально возможной прибыли. И еще одно оригинальное и емкое определение: маркетинг – это деятельность по превращению потребностей населения (в товарах и услугах) в прибыль фирмы.


Менеджмент осуществляется в определенной среде – мире, с которым он соприкасается, взаимодействует, обменивается информацией и материальными ресурсами. Различают внутреннюю среду организации (организационную структуру, систему и органы управления) и внешнюю среду (партнеров, покупателей, конкурентов, органы власти, общественные организации). Менеджмент нуждается во всестороннем, надежном обеспечении – инфраструктуре управленческой деятельности.


Под инфраструктурой здесь понимается комплекс учреждений и организаций, обслуживающих менеджмент. Это органы государственного и местного управления, юридические организации, учебные и консультационные организации, аудиторская служба, внешнеэкономические учреждения, банки и биржи, рынки и аукционы, системы связи, оргтехника и компьютерное обеспечение, фирмы, оказывающие инженерно- консультационные услуги (инжиниринг).


Поскольку менеджмент связан с постоянным получением, переработкой и передачей информации, видное место в нем отводится проблемам работы с информацией, делового общения. Эти проблемы объединяет понятие «деловые коммуникации». Основным источником, с помощью которого менеджер достигает своей главной цели – получения максимально возможной прибыли, являются ресурсы предприятия, его экономический потенциал. Различают материальные, интеллектуальные, трудовые, финансовые и природные ресурсы.


Задача менеджера – использовать эти ресурсы наилучшим образом. Исходя из этого можно дать еще одно весьма существенное определение: менеджмент – это деятельность по рациональному распределению ресурсов, обеспечивающему получение максимальной прибыли. В свете всего сказанного о менеджменте становится понятным, что эта деятельность опирается не только на соответствующую науку, сумму специальных знаний, но в не меньшей степени представляет собой своеобразное искусство, требующее от менеджера таланта и вдохновения.


Тема 1. Общие основы менеджмента. Тема 2. Развитие и становление современного менеджмента. Тема 3. Организация и ее система управления. Тема 4. Формы организаций. Тема 5. Среда и инфраструктура организации. Тема 6. Функции и методы менеджмента. Тема 7. Моделирование ситуации и выработка управленческих решений. Тема 8. Предвидение и прогнозирование.


Тема 9. Риск менеджера. Тема 10. Управленческая информация. Коммуникации. Тема 11. Управление персоналом (персонал- менеджмент). Тема 12. Стиль, имидж и организационная культура. Тема 13. Основы финансового менеджмента. Тема 14. Стратегический менеджмент. Инновации. Тема 15. Международный менеджмент. Тема 16. Эффективность менеджмента.


1.3. Менеджмент и отношения собственности Менеджмент является проявлением важнейшего права физических и юридических лиц – права собственности. Объектами коммерческой деятельности менеджера являются имущество, товары (вещи и услуги), деньги и ценные бумаги, информация, результаты интеллектуальной деятельности. Все они, как правило, могут продаваться и покупаться свободно. В виде исключения купля-продажа отдельных объектов может быть запрещена либо ограничена законом.


Различают недвижимое и движимое имущество. К недвижимому имуществу (недвижимости) относятся объекты, перемещение которых невозможно без нанесения им существенного ущерба. Это здания, сооружения, земельные участки, насаждения, участки недр и т. п. Сюда же относят воздушные и морские суда. Недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.


К движимому имуществу относят такое, которое не может быть отнесено к недвижимости. Оно не подлежит государственной регистрации (например, мебель, бытовая техника, ценные бумаги). Объектами работы менеджера являются также предприятия – имущественные комплексы, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Предприятие или его часть являются недвижимым имуществом и могут продаваться и покупаться.


В имущество предприятия входит все необходимое для его деятельности: земельный участок, здание, оборудование и сооружения, сырье, готовая продукция, фирменное наименование, товарные знаки, интеллектуальная собственность (патенты, лицензии, «ноу-хау»). Участниками (субъектами) коммерческой деятельности – теми, кто ее осуществляет, – являются физические и юридические лица. Физическое лицо – это гражданин, который обладает правоспособностью и дееспособностью.


Под правоспособностью понимается способность иметь гражданские нрава и нести обязанности. Такими правами являются право собственности на имущество, право заниматься предпринимательством и другой не запрещенной законом деятельностью, создавать предприятия, совершать любые законные сделки (в том числе и сделки купли-продажи), брать на себя соответствующие обязательства и т. д.


Под дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать юридические обязанности, нести ответственность за совершенные правонарушения. По российским законам полной дееспособностью обладают граждане, достигшие совершеннолетия (18 лет). В нашей стране любой гражданин может иметь любые имущественные права и нести любые обязанности, кроме тex, которые ему запрещены законом. Лишение и ограничение правоспособности и дееспособности осуществляются в судебном порядке.


Юридическое лицо – это организация (группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей), которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам. Юридическое лицо может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету.

«По-настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает, куда он идет» – Кромвель

«Целься в луну. Даже если промахнешься, окажешься среди звезд»– Лес Браун

«Для корабля, не имеющего пристани, ни один ветер не бывает попутным» - Луций Сенека

«Человек вырастает по мере того, как растут его цели» - Ф.Шиллер

«Было бы желание, а все остальное приложится!» - Гласит старая мудрая пословица.

Многие люди могут сказать, а у меня не никаких желаний, целей… Все идет само собой, я ни о чем не мечтаю… Нет у меня никакой мечты!!! Чего мечтать, если все ровно не сбудется? Себя дразнить. Но если задуматься, то те, кто не ставит перед собой никаких целей – не имеют никаких результатов! Способность мечтать мы все имеем. Но как бы мы не старались от нее избавится она все равно живет. Не бойтесь сказать себе, что достойны своей мечты и поверить в то, что ваша мечта может и должна быть реальной.

И не только вы достойны их, все окружающие люди достойны, видеть вас самым счастливым человеком на свете. Человеком, который сделал реальной самую сокровенную мечту.

Постановка цели – важнейшее условие успешной жизни. Американский психолог Наполеон Хилл в своем бестселлере « думай и богатей пишет: « для того чтобы предсказать кому-нибудь будущее, совсем не обязательно быть ясновидящим. Вы можете сделать это, задав человеку один простой вопрос: в чем состоит ваша жизненная цель и каковы ваши планы ее достижения?» Если вы зададите этот вопрос сотне человек, девяносто восемь из них ответят примерно следующее: « я хотел бы хорошо жить и стать настолько преуспевающим человеком, насколько это возможно». Хотя на первый взгляд такой ответ производит хорошее впечатление, но если вы копнете немного глубже, чаще всего вы увидите пассивного человека, который никогда не получит от жизни ничего, кроме остатков со стола истинно удачливых людей, тех, кто имеет ясную цель и план ее достижения. Для того чтобы достичь успеха, вы должны прямо сейчас решить, какая у вас цель, и наметить план ее достижения. И далее: « Человек, который имеет цель и план ее достижения, привлекает к себе возможности. Как может жизнь дать вам что-либо, если вы сами не знаете, чего вы хотите?»

Стратегия постановки целей.

Постановка цели это не просто полезное занятие, а совершенно необходимый элемент успешной деятельности. Все преуспевающие люди, всегда знают, куда держат путь. Четко сформулированные цели являются важной основой успеха и преуспевания в жизни. Правильно поставленная цель имеет удивительную способность сбываться как бы сама собой. Цель организует усилия. Когда вы будите отводить время на постановку и регулярную ревизию своих целей, ваш мозг сразу же начнет искать возможность, для того чтобы воплотить в реальность ваши мечты. Фокусируясь в уме и пронизывая подсознание, она начинает автоматически влиять на ваше поведение, направляя его на достижение результата.

Не нужно ставить перед собой цель просто прожить прекрасные 20 лет за ближайшие 20 лет, нужно начинать прямо с сегодняшнего дня ставить перед собой точные цели, вырабатывая сначала четкий план, а затем предпринимая необходимые действия по его реализации. Каждый день вы должны делать что –то очень конкретное, совершать какое-то определенное действие, которое продвигало бы вас в направлении вашей великой цели. Каждая мысль должна быть полезной и пробуждать энтузиазм ради реализации вашей мечты. Вступите на волшебную дорогу к успеху и начинайте ставить перед собой цели.

Итак, технология постановки целей:

В первую очередь нужно знать чего вы хотите.

1. Вы должны четко представлять себе, чего вы хотите от жизни, кем быть и чего достичь.

Представьте, что будучи в преклонных годах, вы услышали вопрос, который самый молодой потомок вашего семейства задает своему отцу вопрос – вашему сыну: «Что за человек наш дедушка? Чего он достиг в своей жизни?» Подумайте о том, какой ответ вы надеетесь услышать.

Хотите ли вы, чтобы о вас сказали, что вы были самым богатым человеком в своей стране, самым лучшим пианистом или самым счастливым человеком, какого кто- либо когда-нибудь встречал?

Затем представьте, что вы живете последний год своей жизни? Живете без болей и страданий. Но как вы распорядитесь оставшимся у вас временем? Попробуйте ответить себе на этот вопрос.

Теперь просто спросите себя: «Чего я хочу». Ваши желания могут касаться многих вещей: здоровья, любви, богатства, славы, особой карьеры, знаний, духовной просветленности и многого другого. Составьте список своих желаний. Спросите себя: каким человеком я хочу стать через 5, 10, 15 лет. Это и будут ваши жизненные цели. Запишите все пришедшие к вам ответы.

2. Ставьте перед собой четкие и ясные цели, определяйте предельные сроки и вырабатывайте стратегию действий.

Запишите свои цели и установите для них самые жесткие сроки, чтобы небыло никакой возможности переносить их. Затем разработайте ежедневный план вашего продвижения вперед, разбив большую цель на маленькие кусочки, которые можно разом проглотить и которые не кажутся уж слишком сложными.

3. Пусть ваши цели постоянно владеют ваши ми мыслями.

Когда одного из самых великих ученых мировой цивилизации сэра Исаака Ньютона спросили о причинах его феноменальных успехов, он ответил, что просто больше ни о чем не думал. Изучите биографию любого человека, который преуспел в жизни, и вы увидите, что они натренировали свой мозг так, чтобы не концентрироваться ни на чем другом, кроме достижения своих целей. Постоянно и непрерывно думая о реализации своей мечты, они выработали в себе поистине непоколебимую веру в то, что каждое их желание станет явью. Победителей ждет успех. Помните нестареющий принцип: ваш внутренний мир определяет ваш внешний мир. Поэтому каждое утро перечисляйте свои цели вслух. Выделяйте каждый вечер не менее 10 минут и мысленно представляйте себя делающим то, что вы хотите делать. Живописуйте перед собой ту радость и счастье, которые вы ощутите, когда в конце жизни признаете, что совершили всё, к чему стремились.

4. Используйте давление на пользу себе.

Давление - не всегда плохое дело. Одна из основных причин того, что большинство целей так и остаются нереализованными, состоит в том, что им дают соскользнуть на обочину появляющиеся повседневно другие более насущные дела. Однако, если на вас оказывается определенное давление в направлении достижения целей, будь то похудение, зарабатывание большего количества денег или получения большей пользы от собственной жизни, вы будете подталкиваться вперед и напряженнее работать над тем, чтобы это свершилось. Вы можете «организовать» давление на себя, сделав публичные заявления и рассказав всем о том, что вы намерены расстаться с лишним весом или порвать с вредной привычкой и т. п.

5. Собирайте сторонников.

Расскажите своим друзьям и семье о том, что вы делаете. Соберите вокруг себя как можно больше сторонников. Если вы намерены пробежать марафон, вступите в клуб бега. Если хотите стать великим оратором, вступите в кружок любителей тостов. Если же хотите достичь финансового могущества, организуйте группу предпринимателей и встречайтесь еженедельно, обсуждая, какая из ваших стратегий сработала, а какая нет. Создав себе такую «группу поддержки», вы будете лучше сконцентрированы, мотивированы и воодушевлены.

6. Помните правило 21.

Если вы что-то делаете 21 день подряд, у вас есть хороший шанс сделать это своей привычкой. В упорстве и постоянстве заложена огромная сила. Когда вы хотите избавиться от вредной привычки, вырабатывайте в себе дисциплину, совершая, например, ежедневные прогулки на природе. Ели вы собрались бросить курить, продержитесь 21 день. Сэмюэль Джонсон однажды написал, что «великие дела совершаются не за счет силы, а за счет упорства».

7. Получайте удовольствие от жизни и вознаграждайте себя.

«Получайте удовольствие от путешествия», - гласит старая восточная мудрость. Поздравьте себя после выполнения даже самой малой цели. Малые победы приводят за собой большие. И не стоит так уж клясть себя, если вам не удалось достичь намеченного по графику. Проявляйте гибкость. Попробуйте применить другой подход, но никогда, никогда не сдавайтесь, если цель достойна достижения.

Если вы ищете для себя спокойствия духа, то вам нужно постараться находить время на медитацию и совершенствование своего духовного мира. Если вы поставили перед собой цель в виде крепкого здоровья, придется найти время на укрепление своего тела, определение диеты и тренировки. На что бы вы ни нацеливались, вы должны настроиться на необходимость небольших жертв ради достижения больших жизненных целей. Но как только вы наставите себя твердо на прочную дорогу, которая ведет к цели, ваша жизнь изменится самым решительным образом. Вы будете просыпаться с огнем внутри и намерением прожить день не зря. Вы почувствуете себя энергичным, уверенным в себе и глубоко счастливым. Вы станете свершившейся личностью, и ваша жизнь приобретет свое истинное значение. Помните, что целью жизни является жизнь ради цели. Вы становитесь созидателем своей собственной судьбы и перестаете быть странником, бесцельно блуждающим по просторам жизни и реагирующим только на то, что свалится на него по воле судьбы. Имея цели, вы начинаете выпускать на волю свой могучий жизненный потенциал и начинаете жить той замечательной жизнью, которая всегда теплилась внутри вас.

И в заключение ценная мысль о том, что ненужно заранее настраивать себя на посредственный результат. Нужно верить что поставленная вами цель обязательно реализуется. Так же нужно ставить высокие цели перед собой, так как мелкие цели будут ограничивать ваш рост, известно что в процессе достижения цели люди обязательно вырастаю настолько, настолько требует того их цель. Эту мысль доносит в своей книге «Законы победителей» Бодо Шефер, вот обязательно послушайте: ставьте высокие цели .

Материал использованный для подготовки этого поста взят из следующих книг:

Робин Шарма - « Мега Жизнь»; Бодо Шефер -" законы победителей" ; В.А. Бакштанский, О.И. Жданов – «Менеджмент жизни».

Экспертные экспресс ответы по проекту "Ситуационный менеджмент".

Тема: Помогают ли в повседневной жизни профессиональные знания и опыт менеджмента?

В дискуссии приняли участие:
1) Смирнова Наталья (преподаватель MBS, генеральный директор Social Lab);
2) Захватов Константин (студент MBA-Start, заместитель генерального директора по экономике, компания ООО "Сибтехноген" - горнодобывающее предприятие в Кемеровской области);
3) Дейнекин Тихон (преподаватель MBS по интернет-маркетингу);
4) Левандовский Виктор (преподаватель MBS, владелец и управляющий компаний InternetDevels и "РА Форсаж Продаж").

Смирнова Наталья : Знания и опыт менеджмента предполагают наличие таких важных компетенций как гибкость, умение принимать ситуацию, слышать и слушать, умение делать выбор и брать ответственность, верить в результат и возможности… Такие профессиональные компетенции или, правильнее сказать, человеческие качества, помогают человеку быть успешным не только профессионально, но и в личной жизни. Умение управлять своей жизнью, знать, чего хочешь, ставить цели и добиваться их, заниматься своим делом и "делегировать" рутинные задачи тем, чья это работа (например, передать вещи "на аутсорс" в химчистку, а не пытаться успеть все постирать самому)… тайм-менеджмент - основа планирования своего времени и распределения приоритетов - все это основа гармоничной, успешной жизни… не только руководителя, но человека.

Захватов Константин : Безусловно, профессиональные знания менеджмента помогают в повседневной жизни. Это и планирование личного времени, и организация взаимодействия с другими людьми с точки зрения психологического менеджмента, и управление личными ресурсами, и многое другое. Также профессиональные знания и опыт помогают ставить личные цели и успешно их достигать наиболее удобными способами.

Дейнекин Тихон : Конечно, знания менеджмента могут помочь не только на работе, но и в повседневной жизни. Будь то строительство дачи, покупка машины, выбор новой квартиры - все это требует четкого планирования и управления процессами, а также контроля реализации. Другое дело не всегда и везде в личной жизни стоит применять профессиональные навыки менеджмента: отношения с близкими все же лучше строить иной основе, оставить место отдыху и определенным спонтанным решениям. Это необходимо, чтобы переключаться и получать эмоциональную разгрузку от профессиональной работы, побыть в других ролях, не доводить дела до стрессов и выгорания.

Если сотрудник перестал качественно делать свою работу - я его просто уволю, он мешает эффективному управлению процессом и развитию организации; если же жена своевременно не готовит ужин, или дети шалят, то их на других менять не станешь, так как здесь уже играет роль не эффективность управленческих решений, а личные чувства и отношения. Поэтому знания менеджмента в повседневной жизни где-то действительно могут помочь, а где-то лучше их применять не стоит.

Левандовский Виктор : В повседневной жизни такие знания конечно же помогают, поскольку это все же набор конкурентных преимуществ. А повседневная жизнь - это тоже среда, в которой мы используем эти преимущества для достижения "повседневных" целей. :)

С другой стороны есть одна грань - такие навыки немножко мешают "расслабиться", - слишком много вокруг несовершенства, ты это автоматически замечаешь.... В собственной организации все таки это несовершенство пытаешься решить, в повседневной жизни не все так просто - окружающие не в организационной структуре, и подход нужен другой.