Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок? Сочинение-допуск к егэ Сила или слабость человека в признании ошибок

Пьеса Н. А. Островского «Гроза» до сих пор является предметом дискуссий, разворачивающихся вокруг вопроса о жанре произведения. Дело в том, что авторское определение жанра недостаточно верно. Логичнее было бы отнести «Грозу» к жанру трагедии, ведь самоубийство Катерина в «Грозе» является развязкой произведения. Для трагедии характерен финал, в котором показана гибель одного или нескольких персонажей; к тому же сам конфликт в «Грозе» переходит из бытовой сферы в сферу вечных ценностей.

Вообще, вопрос о том, чем же является суицид - проявлением силы или слабости - достаточно интересен. Итак, в тексте показано, условно говоря, преступление - гибель Катерины. Для того чтобы разобраться кто виновен, а также ответить на вопрос: «самоубийство Катерины - сила или слабость», нужно рассмотреть причины самоубийства Катерины в пьесе «Гроза». Для совершения того или иного действия у человека должны быть мотивы. У Кати мотивов было несколько. Во-первых, проблемы в семье. Свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна, при любой удобной возможности унижала, оскорбляла и издевалась над молодой девушкой. В то время не принято было перечить старшим, даже если их точка зрения была ошибочна. Хорошее воспитание не позволяло Кате оскорбить в ответ. Марфа Игнатьевна знала, что у Кати сильный характер, поэтому опасалась, как бы невестка не изменила безропотного Тихона. Отношения с мужем у Кати складывались натянуто. Девушку рано выдали замуж за того, кого она так и не смогла полюбить. Катерина признаётся Варваре, что испытывает к Тихону чувство жалости. Сам Тихон настолько подчинён матери, что не может защитить Катю от истерик Кабанихи, несмотря на то, что искренне любит жену. Спасение и отдушину мужчина находит в выпивке.

Во-вторых, разочарование в Борисе. Катя влюбилась в приехавшего из Москвы молодого человека очень быстро. Её чувства оказались взаимны. Скорее всего, девушка, благодаря силе своего воображения, дополнила настоящего Бориса несвойственными ему чертами, создала идеальный образ и полюбила именно образ, а не самого человека. Катерина считала, что с Борисом её жизнь будет соответствовать представлениям: быть наравне с мужем, не врать, быть свободной. Вот только Борис оказался немного другим. Он приехал в Калинов лишь затем, чтобы просить денег у своего дяди Савла Прокофьевича. В один из самых важных для Кати моментов жизни Борис отказывает в помощи. Молодой человек отказывается брать Катю с собой в Сибирь, отвечает очень неясно. Борис не хочет брать на себя ответственность за свои чувства, за девушку Катю. Катя осталась одна. Она понимает, что ей некуда и не к кому идти. С этой точки зрения, сом. Ведь можно найти в себе силы, смириться с позором, и прочее-прочее. Но важно знать одно обстоятельство.

В-третьих, Катю беспокоило несоответствие реальной жизни и её представлений об этой жизни. Девушку учили жить честно, по законам христианской морали. В Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества. Катя видит, что прикрываясь христианскими ценностями, люди творят ужасные вещи. Происходящее напоминает замкнутый круг, болото, которое рано или поздно заберётся в душу каждого жителя города. Кате невозможно выбраться из этого мира, потому что Калинов - это исчерпывающее пространство. Другого пространства не существует. Долгое время девушка чувствует себя в клетке, ничто не позволяет ей почувствовать саму жизнь.

Добролюбов при анализе образа Катерины, говорил, что таким людям «лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Критик считал, что именно «в цельности и гармонии характера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвётся к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Всё равно - она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых». Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением силы. Её решение не было импульсивным. Катя прекрасно знала, что скоро умрёт. Она была из той породы людей, которые живут крайностями для того, чтобы сохранить себя. Катя не хотела оставлять свою душу на растерзание самодурам тёмного царства, девушка просто не могла поступить иначе. Смириться и молча терпеть выходки Кабанихи, равно как и врать, пусть и во благо, девушка не смогла бы. Получается, для неё жизнь невозможна ни в каких смыслах. Нельзя ни оставаться больше, ни уйти. Катя принимает решение переступить порог реального мира, чтобы обрести свободу через смерть.
Интересно, что Добролюбова можно считать адвокатом Катерины, а вот Писарев, другой русский критик, вполне заслуживает место прокурора. Дело в том, что в статье «Мотивы русской драмы» Писарев искренне недоумевает: Борис посмотрел - Катя влюбилась, «Кабаниха ворчит - Катерина изнывает». Критик расценил самоубийство Кати как бессмысленный поступок, который ничего не изменил. Вместо тог чтобы облегчить страдания себе или другим, Катя бросается в Волгу. С такого ракурса Катерина представляется жертвой самой себя; слабой девочкой, которая не видит других способов решения проблем.

Мнения критиков во многом противоположны. Выбирать чем же на самом деле является гибель Кати - личное дело каждого человека. В пользу теории Писарева можно сказать, что смерть девушки действительно не поменяла ничего. Только Тихон, который неспособен на больший протест, говорит, что завидует мёртвой жене.

В данной публикации мы попытались объяснить причины и последствия поступка Катерины. Эта информация поможет 10 классам при написании сочинения на тему «Самоубийство Катерины в «Грозе» - сила или слабость?».

Тест по произведению

(421 слово) К сожалению, далеко не все люди понимают сущность великодушия. Некоторые из них полагают, что данное свойство души – признак слабости характера, ведь, по их логике, человек должен внушать человеку трепет, а не уважение. Только на страхе держится их авторитет. Но я так не считаю, ибо великодушие – это сила, способная изменить мир к лучшему. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на подходящие литературные примеры.

Так, в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Данко силой своего великодушия спас соплеменников, которые долго блуждали в лесных чащах и не могли найти выхода. Племя вынуждено было отправиться в странствие, чтобы укрыться от врагов. Но люди заблудились в лесах, где были болотистые почвы и непролазная мгла из-за обилия древесных крон. Там они не могли жить и добывать себе пищу. Герои уже отчаялись, но среди них нашелся один человек, который повел всех за собой. Данко взвалил на себя ответственность за жизнь всего племени, не требуя ничего взамен. Его осыпали упреками и жалобами уставшие люди, но он продолжал идти и верить в успех. Чтобы убедить народ следовать за собой, он вырвал из груди сердце и осветил им дорогу к свободе. Ему удалось выручить свое племя ценой жизни. Думаю, все согласятся с тем, что этот подвиг – демонстрация феноменальной силы. Откуда ее черпал Данко? Из великодушия по отношению к людям, ведь его целью было процветание всего племени.

В рассказе М. Горького «Челкаш» изображены герои-антиподы: опытный вор и юный крестьянин. Гаврила приехал в город на заработки и встретил мужчину средних лет, который предложил подработку. Юноша согласился, и ночью они пошли на дело. Оказывается, речь шла о контрабанде. Молодой человек сильно испугался, чуть было не сорвал все планы и договоренности. Но Челкаш, матерый исполнитель незаконных просьб, простил новичка и решил разделить деньги, как было оговорено. Но жадный напарник не удовлетворился таким дележом и после унизительных просьб перешел на подлую атаку со спины. Он едва не убил вора, но в своих действиях не раскаивался, так как считал, что Челкаша никто не жалеть не будет, он никому не нужен. Тем не менее, посмотрев на ожившую жертву, Гаврила опять сильно испугался. Тогда опасный и маргинальный бродяга бросил все деньги на землю и ушел, оставив плачущего крестьянина в одиночестве. Он не тронул его. Так кто же из них обладает силой? Именно великодушный и смелый Челкаш, который пощадил слабого юношу, не сумевшего устоять перед соблазном греха.

Таким образом, великодушие – это сила, ведь очень легко поддаться злости, жестокости и мести, но невероятно тяжело воздержаться от них и проявить смирение и добродетель. Именно великодушие дает людям стимул и волю сделать подвиг, который спасет чью-то жизнь. Именно оно ежедневно меняет мир к лучшему.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Положительные качества характера всегда ценились в человеке. Одной из таких черт является великодушие. Но, к сожалению, далеко не все понимают ее сущность. Что же такое великодушие?

По моему мнению, великодушие – это способность думать не только о себе и ставить чужие интересы выше своих, выражающаяся в уступчивости, снисходительности и внимательном отношении к людям. Само слово «великодушие» образовалось от словосочетания «великая душа». С самых далеких времен, все ценили и уважали великодушных людей как тех, у кого есть большое любящее сердце. Однако, отказаться от себя во имя другого, проявить великодушие в отношении к кому-либо – это сила или слабость?

Я считаю, что величие души – это, несомненно, проявление силы. Ведь, если человек может пожертвовать ради окружающих всем, что у него есть, то он силен духом. Великодушие по своей сущности не может быть слабостью, поскольку только люди, обладающие сильным духом, могут перешагнуть через боль, простить обидчика, проявить щедрость и благородство. Для того, чтобы доказать эту точку зрения, обратимся к произведениям художественной литературы.

Так, например, в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» подвиг главного героя – Данко – можно назвать поистине великодушным поступком. Юноша пожертвовал жизнью ради спасения своего народа, видя при этом истинную сущность окружающих его людей. Представляя собой личность невероятной духовной красоты, молодой человек сумел простить людям их пороки. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Народу было сложно сознаться в своем бессилии, поэтому они в злобе и ярости напали на Данко, и даже были готовы убить его. Несмотря на все это, герой осветил своим сердцем путь и спас людей от неминуемой гибели. Думаю, все согласятся с тем, что этот подвиг показывает феноменальную силу души главного героя.

В качестве примера также можно привести роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Соня Мармеладова – невзрачная, худенькая девушка, дочь несчастного мелкого чиновника, не способного обеспечить свою семью. Высшая степень великодушия, готовность к самопожертвованию ради маленьких сестер и брата вынуждают героиню жить по «желтому билету». Сонечка прощает непутевого пьющего отца, не осуждает Катерину Ивановну, отправившую ее заниматься грязным делом. Она не отталкивает от себя Раскольникова даже после его признания в убийстве, более того, героиня добровольно едет за Родионом на каторгу. Именно благодаря Соне, ее заботе и любви, Раскольников воскресает для новой жизни. Не трудно понять, что при внешней хрупкости и беззащитности девушка является очень сильной по духу. Героиня живет не только ради себя, но думает и о других. Она помогает слабым и нуждающимся, в этом появляется ее непоколебимая сила великодушия.

Таким образом, умение сострадать, делать добро и помогать людям – это великодушие и внутренняя сила человека, ведь очень легко поддаться злости и жестокости, но невероятно тяжело воздержаться и проявить милосердие и благородство. Именно великодушие дает стимул совершать поступки, которые могут спасти чью-то жизнь. В этом проявляется удивительная сила души, которая всех восхищает и призывает быть добрыми и бескорыстными.

Человек устроен так, что сложнее всего на свете ему, пожалуй, дается признание собственной неправоты и собственной глупости, бывает даже, что иногда этот нелегкий шаг занимает годы и десятилетия. Каждый интерпретирует подобное действо по-разному: кто-то считает признание своих ошибок признаком слабохарактерности, а кто-то, в силу своей самоуверенности, в принципе не может поставить под сомнение собственную точку зрения и собственные поступки.

И все же: сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок? Мне кажется, что возможность или, вернее сказать, желание видеть и признавать собственные заблуждения, анализировать прошлое и настоящее и делать какие-то выводы приходит с возрастом. Поэтому я считаю, что в этом случае «силой» человека выступает его мудрость, которая начинает формироваться еще в самом юном возрасте. Она, проходя вместе с нами через юношеский максимализм, наивность, через отрицание и познание ведет нас к истине. И это нельзя назвать слабостью – только глупый человек будет отстаивать свою абсолютную правоту, осознавая полнейшую свою неопытность и неосведомленность. Слабость может привести к смирению – но не к признанию. Я уверена, что человек, осознавая свои ошибки, проводит огромнейшую работу над собой, ведь в такой момент в его голове обязательно что-то переворачивается и меняется - он становится мудрее, он проводит переоценку ценностей и смену ориентиров, в конце концов, по-другому начинает смотреть на все, о чем ранее, возможно, даже не задумался – разве это может быть как-то связано со слабостью?

Например, герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», долгое время казался себе и окружающим самоуверенным молодым человеком: он не считал нужным пересматривать собственное поведение, потому как попросту не имел привычки задумываться над тем, правильно ли он поступает с людьми, так ли живет и в том ли направлении движется, а, может быть, задумывался, но был слишком слаб для самокритики. Еще в совсем юном возрасте этот герой потерял вкус к жизни. Евгению наскучило все в тот момент, когда, казалось бы, интерес к собственному существованию должен был только набирать свои обороты – однако он не спешил проводить самоанализ, а просто менял свое местоположение, надеясь, что от этого может что-то поменяться. Но это было заблуждением: вся проблема была именно в Евгении, в самом его поведении и в отношении к жизни. Возможно, он сам понял это после дуэли, в период своего отсутствия, но мы можем знать одно: спустя долгое время этот герой вернулся совсем другим человеком и в полном раскаянии упал к ногам женщины, чьей любовью когда-то пренебрёг. По всей видимости, за это время Евгений провел анализ всего, что делал когда-то, и признал свою неправоту по отношению хотя бы к Татьяне. Безусловно, это далось ему нелегко, неслучайно прошло столько времени, неслучайно мы видим героя в конце романа в таком отчаянии. Мне кажется, за свое достаточно долгое отсутствие Евгений стал мудрее и пересмотрел свое отношение к жизни и к любви, а, значит, стал еще сильнее, ведь слабый человек мог лишь бежать - и лишь сильный смог понять и вернуться.

С таким же трудом далось Базарову, герою романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», осознание несостоятельности нигилизма как философии существования. Этот герой долгое время был уверен в том, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», он также верил и в то, что нет никакого смысла в искусстве, что религия давно уже потеряла свою актуальность, что любви нет и что все, что относится к прошлому, должно быть превращено в руины. Однако, встретив Анну Одинцову и почувствовав к ней все ту гамму эмоций, какую и принято называть любовью, Базаров буквально был выбит из колеи: его мировоззрение рушилось на глазах, и он понимал, что с этим нужно было что-то делать. Евгений Базаров был сильной, революционной личностью, однако осознание того, что все, чему он следовал, является заблуждением, далось ему очень тяжело. Мир этого героя стал переворачивать с той же силой, с какой он верил в свои убеждения, и он, как мне кажется, постепенно начал справляться с этим, хоть это и стоило ему сильнейших усилий.

Формулировки тем 2018 года

1. Что важнее для детей: советы родителей или их пример?

2. Всякая ли мечта достойна человека?

3. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?

4. Как искусство помогает понять действительность?

5. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?

Формулировки тем 2017 года

1. Когда измену можно простить?

2. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?

3. Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

4. Чем смелость отличается от безрассудства?

5. Бывает ли общественное мнение ошибочным?

Формулировки тем 2016 года

1. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
2. Какой поступок можно назвать бесчестным?
3. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
4. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
5. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Сочинение-допуск к ЕГЭ представляет собой рассуждение на предложенную тему. Композиция работы единая:

1. Тезис;

2. Первый аргумент;

3. Второй аргумент;

4. Вывод.

I абзац - тезис - включает в себя комментарий к той теме, в рамках которой вы собираетесь работать. Здесь можно дать токование тех понятий, которые есть в теме, сформулировать проблему, задать вопросы и предварительно дать на них ответ (только не противоречащий основным идеям литературы). Выша задача - сформулировать главную мысль вашего сочинения.

Пример 1. (Тема: К чему приводит человека отсутствие цели в жизни?) Жизнь - это движение к поставленным целям. Кто-то ясно ставит перед собой задачу и, совершая ошибки, выполняет её. А кто-то живет беспечно, бесцельно, не задумываясь над смыслом своих поступков. Отсутствие цели в жизни может привести человека к моральной и физической смерти: либо личность растрачивает свои силы впустую, либо становится лишь зрителем этой «картины».

Пример 2. (Тема: Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания )Что такое сострадание? Сострадание - это переживание или сочувствие другому человеку. Нужно ли в нашем мире чувство сострадания? Да, безусловно, нужно, ведь каждый человек нуждается в моральной поддержке, какая бы проблема у него ни была.

Пример 3. (Тема: Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?) Жизнь - это путь развития человека от рождения до смерти, индивидуальная история личности, чреда испытаний, радостей, потерь. Не все жизненные трудности бывают подвластны человеку, но задача каждого - сделать правильный выбор в сложной ситуации, сохранив свое достоинство. А помочь в этом может только опыт (свой собственный, близких людей, героев мировой художественной литературы). Только осознание допущенных когда-то ошибок помогает человеку избежать их в будущем.

II, III абзацы - два аргумента из художественной литературы.

Вы должны доказать сформулированный вами тезис. Эта часть сочинения является основной, поэтому и по объему она должна быть больше, чем вступление и заключение. Ни в коем случае не уходите от темы и тезиса, который вы сформулировали в первом абзаце, иначе сочинение не зачтут. Учтите важный момент: во втором и третьем абзаце вы должны опираться на материал художественного произведения и предоставлять доказательство на конкретном примере из теста, то есть любой ваш довод должен быть дополнен примером из произведения, но ни в коем случае не пересказывайте текст, это тоже влечет за собой "незачет".

Например , тема: Для чего человеку нужна смелость?

Смелость - это психологическая установка, поведение человека, основанное на решительности, бесстрашии, самопожертвовании ради блага близких. Смелые люди отважны и отзывчивы, они не способны впасть в уныние, их задача - изменить ситуацию к лучшему. Сила и уверенность в себе храбрым дает внутреннюю свободу. Ведь трус из-за своих комплексов подсознательно ограничивает себя в стремлениях. В этом его ущербность и уязвимость. Примеры проявления смелости и трусости можно найти в художественной литературе.

В произведении М. Горького «Старуха Изергиль» в заключительной части идет повествование о смелом и мужественном Данко, который помог заблудившимся найти дорогу из непроходимого леса. Люди боялись неизвестности, поэтому не могли проявить инициативу и помочь себе и близким, они обвинили героя в выборе им неправильной дороги. Такие поступки говорят о слабости и трусости. В кульминационный момент произведения решительный Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им дорогу. Ценою жизни герой вывел людей на свободу. Персонаж проявил смелость и доказал, что только такое поведение человека может привести к положительному результату в сложной ситуации.

(Обратите внимание: в приведенном примере тезис не расходится с доказательством, во втором абзаце нет пересказа, но есть конкретный пример (отдельный фрагмент) из текста, а также его анализ в рамках темы).

IV абзац - заключение. Когда Вы начнете работать над выводом, еще раз перечитайте тему и вступление, в заключении вам необходимо обобщить то, над чем размышляли.

Например,

Таким образом, смелость человеку нужна для того, чтобы преодолевать трудности, помогать людям и менять свою судьбу к лучшему. Без храбрости не бывает также свободы, ведь страх создает незримые ограничения, которые связывают людей и не дают сделать жизнь такой, какой ее хочет видеть человек.