Рисунок к сказке белые перышки. Белые перышки (джен). перина, суффикс, как в слове солнышко, окончание из

В таверне было людно и шумно, и Мариан с раздражением поморщился, сидя за стойкой. Хотелось тишины и покоя, а не возбужденного жужжания посетителей, но, к его великому сожалению, заказчик назначил встречу в наиболее людном месте в городе.

Он толкнул тяжелую дверь и прошел в магазин Каледы: благо, что женщина, но в оружии разбирается превосходно.

О, Мариан, какими судьбами! - всплеснула руками хозяйка, отходя от витрины и приближаясь к мужчине.

Новый заказ - новое оружие, - фыркнул охотник.

Не торопясь он прошелся по лавке, про себя оценивая выставленный товар. Каледа была женщиной деловой: дружба дружбой, но накрутить цену всегда успевала.

Мне нужны стрелы. Граненые, чтобы кровь пускали. И нож, острие длинное, ручка короткая. Должен быть пригоден как для метания, так и для ближнего боя.

Каледа нахмурилась, раздумывая, а потом полезла куда-то под прилавок, извлекая несколько ножей.

Попробуй, а я пока тебе стрел принесу. Сколько, связку?

Город остался внизу, и Мариан шел по лесу, прислушиваясь к каждому шороху. Вдалеке мелькнула коричнево-серая шкурка зайца, но охотник не стал преследовать его - в этот раз его дичь была крупнее.

Он перешел бурную маленькую речушку, оставив левее глубокий омут - обиталище кэлпи. Не стоило злить коварного водяного духа, а то своенравная лошадка могла и утопить глупого путника. Мариан отвел еловую ветку, оглядывая свежие следы когтей на коре: судя по длине и глубине царапин, здесь совсем рядом бродил медведь. Не хотелось охотнику сталкиваться с ним, хоть в свои двадцать шесть он не боялся ничего, даже в полнолуние заночевать в зимнем лесу, когда вокруг рыскали голодные волки, а то и твари пострашнее.

Охотник шел уже почти три часа и надеялся скоро подойти к Медным предгорьям. Раньше там располагались рудники, где отбывали срок заключенные, однако за десятки лет существования их полностью выработали, и постепенно эти места пришли в запустения. Но до сих пор люди все равно остерегались ходить в той местности: поговаривали, что по ночам там вылезали души замученных рудокопов, не выдержавших жара шахт и тяжкого непрерывного труда.

Сам Мариан не верил в россказни бродяг и менестрелей, якобы слышавших вой несчастных душ, которые не могли после смерти обрести покой. По его мнению, не стоило верить людям, забредавшим в таверны с лютней за спиной, которые даже охотничьего ножа в руках не держали. Вот если человеку случалось в грозу ночевать в лесу, когда над головой взрывается небо и молнии почти попадают в высоченные корабельные сосны, или против волка выйти с одним ножом - это другое дело.

Впереди показался просвет, и мужчина вздохнул - скоро покажутся предгорья Медных рудников. Голые скалы, кое-где поросшие сухой травой: может, от проклятия, может быть, после десятков лет непрерывного жара поблизости, Мариан не знал, да ему и неинтересно было. Лук похлопывал его по спине, на бедре висело два ножа, а если и вылезет какая нечисть - получит стрелу в глаз, моргнуть не успеет.

Судя по словам Тебриса, перевертыша видели совсем рядом. Охотник снял лук со спины и наложил стрелу на тетиву - если ему удастся подстрелить тварь, шансы на победу возрастут.

Он слышал раньше о тарлаилимах, но видеть ему их еще не приходилось. Ходили разные истории о том, что женщины этого народа прекраснее любых людских дочерей, а мужчины храбрее самого смелого из городских сыновей.

Наряду с этим немало слышал Мариан и о том, насколько отвратителен их истинный облик. Кто-то описывал тарлаилимов как детей дьявола, существ с головой льва, телом лошади и крыльями орла. Другие спорили до хрипоты, утверждая, что тело у них покрыто плотной жесткой чешуей, а язык раздвоенный, словом, как только их не поносили.

Перевертыши жили себе в горах, но, вероятно, из-за этих самых камней на них и начали охотиться. В результате они разоряли торговые обозы, проходившие по предгорным тропам, грабили и ранили людей, стараясь защититься, но этим лишь привлекая к себе внимание.

Мариан осторожно вышел из леса, оглядывая желтовато-серую местность Медных предгорий. Пожухлая трава медленно покачивалась над ветром, в небе хрипло каркал ворон, словно предвкушая близкое кровопролитие. Охотник медленно двинулся вперед, по еле заметной тропке, что раньше вела к входу в шахты.

Где бы он обосновался, будь перевертышем? Мужчина давно знал: хочешь переиграть своего врага - думай, как он. Будь им. Так где может спрятаться существо, зная, что на него будут охотиться? Мариан прикрыл глаза, прикидывая варианты. В старых шахтах? Нет, там слишком опасно, ходы и штольни могли уже сто раз обвалиться.

Точно не на открытой местности - слишком здесь пустынно, в случае опасности даже укрыться негде. Значит, нужно искать такое место, откуда бы хорошо просматривались подходы к Медным предгорьям и шахте, а также кромка леса.

Мариан открыл глаза и огляделся, довольно усмехнувшись. Маленькая тропинка, петлявшая между камней, уводила его наверх - скорее всего, перевертыш именно там.

Не медля, охотник начал подъем.

Он не ошибся - тропа делалась все круче, и на очередном повороте Мариан увидел несколько белых перьев. Он поднял, покрутил их в пальцах, осматривая, и решил, что они могут принадлежать только крылатому перевертышу - перья не были похожи ни на какие другие, хотя за свою жизнь охотник видел их немало.

Лук со стрелой были опущены к земле, мужчина ступал тихо и осторожно: теперь он был абсолютно уверен, что тарлаилим затаился здесь. А значит, главное - не спугнуть его.

Сапоги из мягкой прочной кожи не скрипели и скрадывали шаги - Мариан внимательно смотрел, куда наступает, чтобы случайно не задеть камешек. Раньше он бывал в этой местности и знал, что тропинка приведет его к небольшой пещерке и обрыву, потому что с другой стороны Медные предгорья примыкают к большой пропасти.

Тарлаилимов было трое, один взрослый и двое поменьше, явно еще дети. Они забавлялись, меняя облик, и от бесконечных искорок, сопровождавших изменение, у Мариана зарябило в глазах.

Взрослая особь выглядела как молодой мужчина с правильными чертами лица, и его холодная красота была призвана отпугнуть, заставить восхищаться им на расстоянии, но не пытаться приблизиться. Все трое имели белые-белые волосы. В руках у него был музыкальный инструмент, чем-то напоминающий арфу. Мелодичные звуки сплетались в затейливую мелодию, и это было на руку Мариану - тарлаилимы не могли услышать скрип натягиваемой тетивы.

С гудением стрела пролетела метры, разделяющие охотника и существ, но в последний момент рука охотника дрогнула, и острие воткнулось не в сердце, как планировал мужчина, а выше, под ключицей.

Тарлаилимы поменьше закричали, и их облик начал стремительно меняться: дети, девушки, юноши, мужчины, старики, орел, кэлпи, оборотень. Взрослый поднялся с колен, и арфа упала с его ног, ударившись о камень и расколовшись пополам.

Перевертыш потянулся к стреле и дернул. Лицо его исказилось гримасой боли, и кровь поползла по белому одеянию существа.

Охотник поднялся во весь рост, не собираясь больше скрываться. Отбросив ненужный лук в сторону, он вытащил из ножен на бедрах два ножа и медленно пошел вперед. Тарлаилим протянул руку в сторону Мариана, и пальцы его засветились: в ладони возник короткий широкий меч.

Перевертыш повернул голову и приказал маленьким:

Улетайте. Предупредите остальных.

Плача, мелкие жались к нему, словно птенцы, и тарлаилим потрепал их по голове, на секунду закрыв глаза. А после оттолкнул и крикнул:

Летите прочь!

С горестным криком они обратились детьми с большими белыми крыльями и поднялись в воздух. Некоторое время они еще кружили над площадкой, но потом повернулись и улетели, скрывшись из виду.

Мариан бросился вперед, взмахивая ножом снизу вверх, надеясь попасть в левый бок. Однако перевертыш легко ушел от удара и взмахнул мечом, скрещивая его с ножами. Охотник не считал себя слабым, но мужчина, в облике которого был сейчас тарлаилим, обладал силой, превосходящей человеческую. Мариан использовал все свои навыки, стараясь обмануть существо, заставить потерять бдительность. Левая рука перевертыша безвольно висела - в ране был яд, оказывающий парализующее действие на тело существа. Про себя охотник повалил себя за предусмотрительность: нанести отраву на стрелы было хорошей идеей.

Они кружили вокруг друг друга, и оружие звенело, сталкиваясь. Мариан не успел отпрыгнуть, и острие меча прочертило по предплечью глубокую царапину. Зашипев, он лишь крепче стиснул рукоять ножа - и бросился вперед.

Тарлаилим бился, используя силу, а не навык - все-таки, это был мирный народ, не привыкший держать в руках оружие, а значит, победа все равно останется за Марианом. Он обманным движением наметил в горло, добившись того, что перевертыш вскинул меч, блокируя, а второй нож в это время вошел ему точно в живот по самую рукоять.

Тарлаилим вздрогнул и выронил из руки меч. Глаза у него стали прозрачно-серыми, как слезы осеннего дождя, а на лице появилась странная улыбка. Он упал на колени и завалился на бок, прижимая руки к груди.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
2 апреля 1805г. Ганс -Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Это была страна лесов, гор, водного мира. г. Оденсен улица в г.Оденсе, где жил Г.Х.Андерсен Жил он в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Дом, где прошло детство Г.Х.Андерсена Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло прийти в его голову. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял, разыгрывал для себя спектакли. Чего он только ни переделал в юные годы: и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлёк не актерский талант, а писательский дар Андерсена. В 1835 году (в 30 лет) издает три сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас». Всего Андерсен написал 170 сказок. Перед вами викторина по сказкам Андерсена Ответьте на поставленные вопросы!И мы узнаем, насколько хорошо вы знаете сказки Андерсена В 1819 году, заработав немного денег и купив первые сапоги, Ханс Кристиан Андерсен отправился в Копенгаген. Ханс Кристиан решает написать пьесу. Его произведения привлекли внимание директора столичного театра, благодаря которому Андерсен получил королевскую стипендию и в 1822 году отправился в Слагельсе. В Слагельсе семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии. В 1826-1827 годах были опубликованы первые стихотворения Андерсена («Вечер», «Умирающее дитя»), получившие положительный отзыв критики. В 1828 году Ханс Кристиан Андерсен поступил в Копенгагенский университет и по окончании сдал два экзамена на звание кандидата философии. г. Копенгаген Героиня сказки Андерсена которой поставлен памятник в Копенгагене, стала символом столицы Дании. Кто она? Из какой сказки русалочка? Среди произведений Ханса Кристиана Андерсена - романы, повести, пьесы, рассказы, новеллы, философские эссе, очерки, стихи, более 400 сказок. Стихи были положены на музыку: романсы писали Шуман и Мендельсон. В России сказки Андерсена впервые были изданы в 1844 году («Бронзовый кабан»), в 1894-1895 было издано первое собрание сочинений Андерсена в 4-х томах. Памятник Андерсену в Копенгагене Памятник Русалочке Памятник Стойкому Оловянному солдатику Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен прожил холостяком. За два месяца до смерти в одной из английских газет писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер Ханс Кристиан Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене. 4 августа 1875г. могила Андерсенакладбище Ассистэнсг. Копенгаген Скажите, кто был сыном старой оловянной ложки? . Из какой сказки эти строчки? « - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то…» Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя? Какие чудесные вещи смастерил принц-свинопас? Горшочек с бубенчиком. Когда в нём что-то варилось, можно было узнать, у кого в какой кухне, что варится. Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан? Из какой сказки эти лебеди? Как звали мальчика и девочку из сказки «Снежная королева»? А какая сказка начинается такими словами? «Шёл по дороге солдат: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку. Шёл он домой с войны. По дороге встретилась ему старая ведьма». Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? Кто помог Герде из сказки«Снежная королева»? попасть в королевский дворец? Из какого яйца вылупился этот красавец? «Что такое?- удивился император.- Соловей? А ведь я не знаю его! Как? В моем государстве и даже в моем собственном саду живет такая удивительная птица…»Из какой сказки эти строки? Из какой сказки эти строки?« Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году- канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая». Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно влезла она. Кто она? Знаком ли вам герой этой сказки?

О братьях наших меньших

Ответы к стр. 23 — 24

Белые пёрышки
Русская народная сказка

Давным-давно это было.
Зима в тот год была очень холодная. Такая холодная, что птицы все от холода замёрзли.
Один только глухарь остался жить, не замёрз.
Прошла зима, снова весна наступила. Прилетели с юга лебеди.
Когда глухарь рассказывал им про зимний холод, то весь дрожал.
Но весна тёплая прошла, и лето жаркое кончилось…
Стали лебеди собираться улетать на юг.
— А я как же, — спрашивает глухарь, — один тут замерзать останусь? Я тоже с вами полечу!
— Дорога дальняя, — говорят лебеди. — Всё равно отстанешь
Плачет глухарь, оставаться не хочет:
— Я не отстану. Только возьмите меня с собой!
Подумали лебеди — как быть? И оставлять глухаря жалко, и дорога впереди трудная.
Вот один лебедь и говорит товарищам:
— Возьмём его, может быть, и долетит. Я его к себе тонкой верёвкой привяжу. Ты, глухарь, согласен?
Обрадовался глухарь:
— Согласен, конечно, согласен!
Лебеди собрались, взмахнули крыльями и полетели.
Лебеди летят над лесом. Внизу рябина краснеет, ели тёмными ветками машут, берёзки золотыми листьями машут.
— До свиданья, лебеди! До свиданья, белые! Счастливого пути!
Летят они над полями, летят над лесами. Впереди лебеди, а сзади глухарь на верёвочке. Летит он и едва-едва крыльями машет. Трудно ему.
— Ну что, устал? — кричит ему лебедь.
— Ничего, — говорит глухарь, — пока лечу.
Ещё час-другой пролетели. Опустились лебеди отдохнуть. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл.
Вот что, глухарь, ты всё-таки оставайся, — говорит ему лебедь, — зима скоро пройдёт, и мы опять вернёмся. А чтобы ты не скучал, я тебе белые пёрышки подарю.
Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.
Отдохнули лебеди и дальше полетели. А глухарь долго под берёзкой сидел, вслед им смотрел и плакал. Так долго плакал, что у него глаза и брови покраснели.
С тех пор у глухарей глаза и брови стали красные, а в их крыльях белые пёрышки появились. И на юг глухари больше осенью не улетают.

1. Что подарил лебедь глухарю? Найди ответ в тексте. Запиши.

Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.

2. Что теперь ты знаешь о глухарях? Перечитай конец сказки. Впиши пропущенные слова.

С тех пор у глухарей глаза и брови стали красные , а в их крыльях белые пёрышки появились. И на юг глухари больше осенью не улетают.

3 ∗ . Реши кроссворд.

1. Птица, которая спит в снегу.
2. Лучший певец.
3. Лесной доктор.
4. Птица с длинной шеей.
5. Птица, которая днём спит, а ночью летает.


Урок 82. Русская народная сказка «Белые перышки»

Цели:

Ход урока

I. Проверка д\з. Проверка задания, выполненного в РТ. Какую сказку вы читаете дома?


Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?

Они пошли ему навстречу.

Расскажите, чем закончилось пу­тешествие глухаря.

Лебеди не могли и дальше тащить на веревке за собой глухаря. Они его оставили, и он долго плакал.

Отчего глаза и брови у глухаря покраснели?

Он долго плакал.

К какому эпизоду относится ил­люстрация на странице учебника 33.

Лебеди тащат на веревке за собой глухаря.

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 22 № 1.

Белые перышки.

РТ «Литературное чтение»: стр. 23 № 2.

(Самостоятельная работа).

IV. Повторение пройденного материала.

V. Домашнее задание. 1. РТ: стр. 23 № 3. 2. Прочитайте сказки, представленные на стр 36 уч

Урок 83. Украинская сказка «Колосок»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Проверка задания, выполненного в РТ «Литературное чтение». Какую сказку вы сейчас читаете дома?

II. Знакомство с новым материалом.


Вопрос

Ответ

И вот мы перешли к новому разделу нашего учебника - «Лис Миккель и другие». Этот раздел учебника представлен сказками разных народов: украинские, французские, английские, не­мецкие, норвежские, американ­ские. Здесь мы познакомимся не только с Лисом Миккелем , но и с другими животными. Подчерки­ваются такие качества характеров героев, как хитрость и глупость , храбрость и трусость, трудолюбие и лень.

Первая сказка - «Колосок» -украинская сказка. Послушайте ее.


(Учитель вслух читает сказ­ку).

Какое настроение вызывает у вас эта сказка?



Как звали героев сказки?

Петушок Голосистое горлыш­ко и два мышонка - Круть и Верть.

Почему их так звали? Найдите объяснение в тексте.

«Мышата только и знали, что пели да плясали , крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил...»

Расскажите, что изображено на иллюстрациях к сказке (Учебник: страница 38, 40).

Как наказал петушок мышат?

Не дал им пирогов.

Сказка всегда для чего – то рассказывается. Вывод, итог сказ­ки - это мораль. Какова мораль этой сказки? Прочитайте.

«Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!»

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 23 № 1.

Петушок Голосистое горлыш­ко и два мышонка - Круть и

Верть.

РТ «Литературное чтение»: стр. 24 № 2.

(Самостоятельные рассужде­ния учеников).

РТ «Литературное чтение»: стр. 24 № 3.

Ленивыми, неразумными.

РТ «Литературное чтение»: стр. 24 № 4.

Обмолотил колосок - отнес зерно на мельницу - замесил тесто.

IV. Домашнее задание. Учебник: страница 41 № 3.

Урок 84. Французская сказка «Волк, улитка и осы»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Научить работать самостоятельно. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Чтение украинской народной сказки «Колосок» по ролям.


II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос

Ответ

Сегодня мы почитаем француз-

скую народную сказку «Волк, улитка

и осы».

Прочитайте вслух.

Какой чертой характера обладал

Глупостью.

волк?

Что помогло улитке выиграть спор?

Остроумие и находчивость.

Как осы смогли потопить волков?

Стали их жалить.

Вспомните народные сказки про волка.

«Лисичка-сестричка и се­рый волк».

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 25 № 1.

За то, что обижали слабых.

РТ «Литературное чтение»: стр. 25 №2.

Находчивость.

РТ «Литературное чтение»: стр. 29 №3.

«Заяц и еж».

IV. Домашнее задание. 1. Пересказ французской народной сказки «Волк, улитка и осы».

Урок 85. Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Развивать умение работать с текстом. Познакомиться с новыми произведениями.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.


Вопрос

Ответ

Что вы делали дома?

Подготовили пересказ фран-

цузской народной сказки «Волк,

улитка и осы».

II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос

Ответ

Дома вы прочитали две главы английской сказки «Как Джек ходил счастья искать». Рас­скажите, о чем они.

Я дочитаю вам сказку.

(Чтение учителем третьей гла­вы).

Когда происходит действие сказки?

Ночью.

Есть ли в этой сказке чудеса?

Нет.

Кого Джек

встретил по дороге?

Кота, собаку, козу, быка, пе­туха.

Как он относился к просьбам?

Дружелюбно.

Каким вы представляете Дже­ка? Расскажите.

(Самостоятельные рассуждения учеников).

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 1.

(Самостоятельная работа).

РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 2.

РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 3.

IV. Домашнее задание.1. Учебник: стр. 45 № 5. 2. РТ «Литературное чтение»: стр. 26 № 4.

Урок 86. Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»: «Как Миккель и Бамсе вместе поле возделывали»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Познакомиться с новыми произведениями.

Ход урока

Проверка домашнего задания. Проверка задания, выполненного в РТ.

II. Знакомство с новым материалом.


В учебнике представлено две истории.

Вопрос

Ответ

(Учитель зачитывает предисловие к сказкам - страница 46 учебника).

Первая сказка - «Как Миккель и Бамсе вместе поле возделывали».

Прочитайте ее, пожалуйста.


На какую русскую народную сказку похоже это произведение?

«Вершки и корешки» - ге­роями сказки являются му­жик и медведь.

Расскажите, какими вы представ­ляете героев сказки?

(Самостоятельные рас­суждения учеников).

Почему лис Миккель всегда побеж­дал медведя Бамсе?

Он умен и находчив.

К какому эпизоду относится ил­люстрация на странице 47? Зачитайте отрывок.

III. Практические задания

IV. Домашнее задание. Прочитайте русскую народную сказку «Вершки и корешки».

Урок 87. Русская народная сказка «Вершки и корешки», Норвежская народная сказка «Поросятина и медовые соты»

Цели: Формирование навыка размышлять и анализировать. Формирование навыка монологической речи. Развивать умение работать с текстом. Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Пересказ сказки, прочитанной дома.


Вопрос

Ответ

Вот еще одна сказка про Бамсе и Миккеля. Прочитаем сказку «Поросяти­на и медовые соты».

Опять надул лис медведя! Рас­скажите, как?

Как в сказке говорится о ее героях? Прочитайте.

Расскажите, какими вы пред­ставляете героев сказки?

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 28 № 1.

Дедуля.

РТ «Литературное чтение»: стр. 28 № 2.

Лис: дуб, вяз, клен. Медведь: береза, осина, рябина.

РТ «Литературное чтение»: стр. 28 № 3.

Очень, сильно.

IV. Домашнее задание. Придумайте свою сказку про находчивых и глупых животных.

Урок 88. Братья Гримм «Бременские музыканты»

Масалова Татьяна Сергеевна

Учитель начальных классов

МОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»

Литературное чтение.

Тема: Русская народная сказка «Белые перышки»

Цели:

    Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки «Белые перышки»

    Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках, составлять схематический план к сказкам, пересказ по плану, самостоятельно читать книги о животных, выполнять задания по теме, определять тему и жанр произведения

    Воспитать любовь и доброе отношение к животным

    Сравнить понятия «доброта» и «милосердие»

Оборудование:

учебник, хрестоматия, иллюстрация с изображением глухаря, иллюстрированная книга Гаршина «Лягушка-путешественница», карточки для моделирования, журнал «Муравейник».

Ход урока:

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания (о домашнем задании сообщают учащиеся)

Выразительное чтение сказки «Откуда у кита такая глотка» Ф.Киплинга по ролям

(оценивают учащиеся после контроля каждого ученика и группу)

    Сообщение темы урока.

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением «Белые перышки».

    Работа над новым материалом.

    Работа над текстом произведения до чтения.

У: - Что вы можете сказать об этом произведении до того, как вы его услышите?

Приготовьтесь слушать, у вас есть возможность проверить свои предположения, старайтесь как можно лучше запомнить содержание.

2 . Слушание (читает учитель)

3. Работа с произведением после чтения.

1) Проверка предположений

    Моделирование (обратить внимание на то, что сказка народная)

2) - чтение

Деление на части

Озаглавливание

Запись на доске:

План:

    Холодная зима

    Дальняя дорога

    Белые перышки

Беседа после самостоятельного чтения:

Какая беда произошла с глухарем? (было трудно зимовать)

К кому он обратился за помощью?

Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?

Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде? (добрые, отзывчивые, внимательные, неравнодушные, благородные, умные, находчивые)

Каким был глухарь? (настойчивый, терпеливый, слабый)

Как лебеди облегчили перелет глухарю?

Чем закончилось путешествие глухаря?

5. Устное рисование

Что вы можете рассказать о лебедях и глухаре? (описать внешний вид, повадки)

Какие изменения во внешнем виде глухаря произошли после расставания с лебедями?

Показ иллюстраций с изображением птиц.

Что в этой сказке правда? (описание глухаря)

+Дополнительные сведения о птицах – см .

В мире интересного:

    Лебедь – «царь птиц» - упражнение русский язык стр. 14

    Глухари – родоначальники славного семейства тетеревиных птиц. (3-4 кг, летают шумно, но не далеко, ночуют в снегу).

Глухаря еще называют петухом.

Красота этих птиц мало кого оставляет равнодушным.

Глухарь – хвост веером, как у павлина. Стр. 48

6.Упражнение в выразительном чтении.

Беседа:

Какие чувства вы переживали во время чтения сказки?

Постарайтесь передать это настроение при чтении.

Работа в группах. Чтение по ролям.

7. Чтение по ролям. (Проверка, анализ)

8. Сравнение со сказкой «Лягушка-путешественница» (догадки по иллюстрациям )

V . Обобщение знаний.

1. Сегодня на уроке…

2. Эта сказка научила меня…

VI . Домашнее задание: чтение по ролям +пересказ о плану.

Дополнительное задание: прочитать «Лягушка-путешественница» или посмотреть мультфильм

Показать книги о птицах и книги, где герои – птицы.

Дополнительное задание: 1. Пересказ по плану

2.Работа по иллюстрациям

3. Вспомнить сказки, где главными героями являются

лебеди или другие птицы.

Сказки:

«Дикие лебеди»

«Гуси-лебеди»

«Серая шейка»

«Лиса и журавль»

Основная мысль урока: «Умей преодолевать трудности».

Для создания разработки источники не использовались.