Реалисты 20. Неореализм и реализм в русской литературе – это: черты и основные жанры. Течения, направления, школы

Реализм как метод возник в русской литературе первой трети XIX века. Основным принципом реализма является принцип жизненной правды, воспроизведение характеров и обстоятельств, объясняемых социально-исторически (типические характеры в типических обстоятельствах).

Писатели-реалисты глубоко, правдиво изображали различные стороны современной им действительности, воссоздавали жизнь в формах самой жизни.

Основу реалистического метода начала XIX века составляют положительные идеалы: гуманизм, сочувствие униженным и оскорбленным, поиски положительного героя в жизни, оптимизм и патриотизм.

К концу XIX века реализм достиг своей вершины в творчестве таких писателей, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А.П. Чехов.

ХХ век поставил перед писателями-реалистами новые задачи, заставил их искать новые пути освоения жизненного материала. В условиях подъема революционных настроений литература все больше проникалась предчувствиями и ожиданиями грядущих перемен, «неслыханных мятежей».

Чувство приближающихся социальных сдвигов вызывало такую интенсивность художественной жизни, какой еще не знало русское искусство. Вот что писал Л. Н. Толстой о рубеже веков: «Новый век несет конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другого способа общения. Веком духовного обновления назвал ХХ век М. Горький.

В начале ХХ века продолжили свои искания тайн сущего, тайн человеческого бытия и сознания классики русского реализма Л.Н. Толстой, А. П. Чехов, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин и др.

Однако принцип старого» реализма всё чаще подвергался критике из разных литературных сообществ, требовавших более активного вторжения писателя в жизнь и воздействия на нее.

Эту ревизию начал сам Л. Н. Толстой, в последние годы своей жизни призывавший к усилению дидактического, поучительного, проповеднического начала в литературе.

Если А. П. Чехов считал, что «суд» (т. е. художник) обязан только поставить вопросы, заострить внимание мыслящего читателя на важных проблемах, а отвечать обязаны «присяжные» (общественные структуры), то для писателей-реалистов начала ХХ века это казалось уже недостаточным.

Так, М. Горький прямо заявил, что «роскошное зеркало русской литературы почему-то не отразило вспышек народного гнева… », и обвинил литературу в том, что «она не искала героев, она любила рассказывать о людях, сильных только в терпении, кротких, мягких, мечтающих о рае на небесах, безмолвно страдающих на земле».

Именно М. Горький, писатель-реалист младшего поколения, был основоположником нового литературного направления, получившего в дальнейшем название «социалистический реализм».

Литературно-общественная деятельность М. Горького сыграла значительную роль в объединении писателей-реалистов нового поколения. В 1890-е годы по инициативе М. Горького возникает литературный кружок «Среда», а затем издательство «Знание». Вокруг этого издательства собираются молодые, талантливые писатели А.И. Куприи, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А. Серафимович, Д. Бедный и др.

Спор с традиционным реализмом велся на разных полюсах литературы. Были писатели, которые следовали традиционному направлению, стремясь обновить его. Но были и такие, которые просто отвергали реализм как устаревшее направление.

В этих сложных условиях, в противоборстве полярных методов и направлений, продолжало развиваться творчество писателей, традиционно именуемых реалистами.

Самобытность русской реалистической литературы начала ХХ века заключается не только в значительности содержания, острой социальной тематике, но и в художественных исканиях, совершенстве техники, стилевом разнообразии.

Здесь и черты экспрессионизма (е Красный смех», «Иуда Искариот» Л. Н. Андреева), и орнаментальная проза с искусной стилизацией (творчество А. Ремизова, Е. Замятина), и ритмизованная проза («Петербург» А. Белого), и особенный, «сгущенный реализм» с его точным и выразительным языком (проза И. А; Бунина).

И все-таки главным, решающим в русской литературе начала ХХ века оставалось то, насколько глубоко и верно осмысляла она жизненно важные проблемы, насколько высок был её нравственный идеал.

Реалистическая литература XX века исследует связи между искусством и моралью, настаивает на том, что в основе произведения обязано быть нравственное содержание, именно в нем заключаются моральные цели и функции литературы.

В жизни, доказывают своими произведениями Джон Голсуорси (1867—1933), Теодор Драйзер (1871 — 1945), Эрнест Хемингуэй (1899—1961), Томас Манн (1875—1955), нравственное и прекрасное находятся в необъятном многообразии связей, комбинаций и взаимодействий, и именно этот синтез является основой их неразрывности в литературе. Но отсюда не следует, что задача искусства и художника в том только и состоит, чтобы показать или сделать видимыми для всех эти связи, эту гармонию или противоречия нравственного и прекрасного в жизни. Задача литературы, утверждают писатели, гораздо глубже и сложнее по своему характеру. Художественные произведения призваны исследовать и осмыслять многообразие конкретных проявлений человека в условиях соответствующей эпохи и воплощать в художественных образах.

Писатели-реалисты размышляют над поступками своих героев, осуждают их или оправдывают, читатель переживает вместе с ними, восхищается ими или возмущается, страдает, волнуется — участвует в том, что происходит в художественном произведении.

Вопрос о нравственных координатах человеческого существования приобретает чрезвычайно важное значение в реалистической литературе. Художественный образ в реалистической литературе вбирает познание социальных отношений и их оценку: это сложное единство реальных чувственных впечатлений и воображения, рассудка и интуиции, сознательного и бессознательного, объединение гражданской биографии писателей и их общественной позиции; и именно потому, что художественный образ является результатом чувственно-интеллектуальной деятельности художника, он приводит и движение те же духовные силы и в читателе.

В литературе XX века углубляются и совершенствуются принципы реалистического искусства, требующего изображения человека в его бесконечно сложных и непрерывно меняющихся связях с обществом.

Реалистическая литература исследует политические, идеологические, нравственные проблемы, не отрицает художественного эксперимента, создает многозначные и полифонические образы, активно задействует интеллектуально-эмоциональные художественные решения, связанные с расширением возможностей художественного отражения и моделирования действительности.

Феномен человека и формы его художественного воплощения исследуются литературой XX века с различных точек зрения. Традиционные методы сосуществуют с новаторскими. И первые и вторые показывают свою правомерность и потенциал.

Что же касается сущности и ценности результатов, достигнутых в процессе постижения и художественного познания мира, они являются одним из способов, с помощью которых литература XX века познает феномен человека. Реалистическое искусство, модернистские направления и стили стремятся изучить с разных сторон, с помощью различных подходов сложную природу соотношения искусства и человека.

Ни одно из литературных направлений не может претендовать на исчерпывающую характеристику феномена человека. В совокупности они создают целостную картину противоречивой художественной практики XX столетия, позволяют глубже осмыслить духовный мир человека, философию поступка, взаимосвязь субъективного и социального, углубляют художественно-эстетическое познание жизни и самопознание человека.

Реалистические и модернистские стили и направления позволяют с неожиданной стороны раскрыть действительность XX века, взятую в ее необъятной сложности и многогранности.

…для меня воображение всегда было выше сущего, и самую сильную любовь я испытал во сне.
Л.Н. Андреев

Реализм, как известно, появился в русской литературе в первой половине 19 века и на протяжении всего столетия существовал в рамках его критического течения. Однако заявивший о себе в 1890-х годах символизм - первое модернистское направление в русской литературе - резко противопоставил себя реализму. Вслед за символизмом возникли и другие нереалистические направления. Это неизбежно привело к качественному преображению реализма как метода изображения действительности.

Символисты высказали мнение, что реализм лишь скользит по поверхности жизни и не способен проникнуть в суть вещей. Их позиция не была безошибочной, но с тех пор началось в русском искусстве противоборство и взаимовлияние модернизма и реализма .

Примечательно, что модернисты и реалисты, внешне стремясь к размежеванию, внутренне обладали общей устремленностью к глубинному, сущностному познанию мира. Неудивительно поэтому, что писатели рубежа веков, причислявшие себя к реалистам, понимали, насколько тесны рамки последовательного реализма, и стали осваивать синкретичные формы повествования, позволяющие соединить реалистическую объективность с романтическими, импрессионистическими и символистскими принципами.

Если реалисты ХIХ века пристальное внимание уделяли социальной природе человека, то реалисты ХХ века соотносили эту социальную природу с психологическими, подсознательными процессами , выражающимися в столкновении разума и инстинкта, интеллекта и чувства. Проще говоря, реализм начала ХХ века указал на сложность природы человека, отнюдь не сводимой только лишь к его социальному бытию. Не случайно и у Куприна, и у Бунина, и у Горького план событий, окружающая обстановка едва обозначены, зато дан утонченный анализ душевной жизни персонажа. Авторский взгляд всегда устремлен за пределы пространственного и временнóго существования героев. Отсюда - появление фольклорных, библейских, культурологических мотивов и образов, что позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству.

В начале 20 века в рамках реализма выделяют четыре течения :

1) критический реализм продолжает традиции 19 века и предполагает акцент на социальной природе явлений (в начале 20 века это произведения А.П. Чехова и Л.Н. Толстого),

2) социалистический реализм - термин Ивана Гронского, обозначающий изображение действительности в её историко-революционном развитии, анализ конфликтов в контексте классовой борьбы, а поступков героев - в контексте пользы для человечества ("Мать" М. Горького, а впоследствии - большинство произведений советских писателей),

3) мифологический реализм сложился ещё в античной литературе, однако в 20 веке под М.Р. стали понимать изображение и осмысление реальной действительности через призму известных мифологических сюжетов (в зарубежной литературе ярким примером служит роман Дж. Джойса "Улисс", а в русской литературе начала 20 века - повесть "Иуда Искариот" Л.Н. Андреева)

4) натурализм предполагает изображение действительности с предельным правдоподобием и детализацией, зачастую неприглядной ("Яма" А.И. Куприна, "Санин" М.П. Арцыбашева, "Записки врача" В.В. Вересаева)

Перечисленные особенности русского реализма вызывали многочисленные споры о творческом методе писателей, сохранявших верность реалистическим традициям.

Горький начинает с неоромантической прозы и приходит к созданию социальных пьес и романов, становится родоначальником социалистического реализма.

Творчество Андреева всегда находилось в пограничном состоянии: модернисты считали его «презренным реалистом», а для реалистов, в свою очередь, он был «подозрительным символистом». При этом принято считать, что его проза реалистична, а драматургия тяготеет к модернизму.

Зайцев , проявляя интерес к микросостояниям души, создавал импрессионистическую прозу.

Попытки критиков дать определение художественному методу Бунина привели к тому, что сам писатель сравнивал себя с чемоданом, обклеенным огромным количеством ярлыков.

Сложное мироощущение писателей-реалистов, разнонаправленная поэтика их произведений свидетельствовали о качественном преображении реализма как художественного метода. Благодаря общей цели - поиску высшей истины - в начале 20 века произошло сближение литературы и философии, наметившееся еще в творчестве Достоевского и Л. Толстого.

Первая половина. 20 века - изобилие экспериментов в литературе, изобретаются новые формы, новые приемы, новые религии. Модернизм 20 века вступает в новую стадию, которая назыв. «авангардизм». Но самым ярким направляеним становится Реализм. Наряду с тард. Классич. Формами реализма, в 20 в. в этом направлении широко используются фантастический абсурд, поэтика сна, деформация. Реализм 20 века отличается тем, что использует ранее несовместимые приемы. В литературе складываетс яконцепция человека. Диапазон концепции расширяется на протяжении всего столетия. Происходят открытия в области психологии - Фрейд, появляется экзистенциализм, учения марксистов. Появляется паралитература, то есть массовая литература. Она не является искусством, это популярная коммерческая литература, которая приносит моментальный доход. Массовое искусство является удобным средством манипулирования сознанием. Массовая культура должна находится под контролем.

Основные темы - тема войны, социально-политические катастрофы, трагедия личности (трагедия личности, которая ищет справедливости и теряет душевную гармонию), проблема веры и безверия, соотношение личного и коллективного, нравстенности и политики, проблемы духовного и этического.

Особенности реализма 20 века - отказался от приоритетности принципа подражания. Реализм стал использовать приемы апосредованного познания мира. В 19 веке использовали описательную форму, в 20 веке - аналитические исследования (эффект отстранения, ирония, подтекст, гротеск, фантастическое и условное моделирование. Реализм 20 века стал активно использовать многие модернистические приемы - поток сознания, суггестивность, абсурд. Реализм становится более философичным, философи входит в литературу как прием глубоко проникающий в структуру произведения, а значит развивается жанр притчи (Камю, Кафка).

Герои реализма тоже меняются. Человек изображается более сложным, непредсказуемым. Литература реализма ставит более сложные задачи - пронинуть в сферу иррационального, в сферу подсознания, исследуя сферу инстинктов.

Из жанров остается роман, но меняется его жанровая палитра. Он становится разнообразнее, использует другие жанровые разновидности. Происходит взаомопроникновение жанров. В 20 веке структура романа теряет свою нормативность. Происходит поворот от социума к личности, от пиитического к индивидуальному, доминирует интерес к субъекту. Появляется субъективная эпопея (Пруст) - в центренаходится индивидуальное сознание и оно является объектом исследования.

Наряду с новыми веяниями продолжает существовать тенденция классического реализма. Реализм - метод живой и развивающийся, открытие мастеров прошлого и постоянно обогащающийся новыми приемами и образами.

Основные черты философии и эстетики модернизма:

1) идеалистическая установка по отношению к реальности – сознание признается первичным;

2) стремление создавать в произведениях собственную новую реальность, а не описывать существующую;

3) в произведениях, как правило, воссоздаются не объекты реальной действительности, а те образы, которые были уже созданы в мировой культуре, с целью их более глубокого осмысления;

4) основной категорией модернизма становится понятие текста, который признается высшей реальностью и формируется не посредством отражения объектов действительности, а путем воспроизведения и осмысления «окультуренных» объектов, локализованных в текстах-предшественниках;

5) сверхценной для модернизма является идея построения текста как «путешествия» по лабиринтам глубоко индивидуализированного сознания, зачастую отличающегося патологическим характером;

6) технически усложненная манера письма.

РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Течения, направления, школы

Русского модернизма конца XIX – начала XX

Предсимволизм

Символизм

Поэтические школы 10-х гг.

И. Анненский

ранний К. Бальмонт

Старший символизм

символизм

футуризм

Московская школа

Петербургская школа

А.Белый А. Блок

С. Соловьев

М. Кузмин

Н. Гумилев

А.Ахматова О.Мандель-штам

В. Брюсов

К.Бальмонт

Д. Мережковский

З.Гиппиус Ф. Сологуб

Д. Бурлюк,

Н. Бурлюк,

Е.Гуро, В. Маяковский, В. Хлебников

И. Северянин

РУССКИЙ РЕАЛИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Типология

Русского реализма конца XIX – начала XX

Классический

«Естественный»

Философско-психологический

Героико-романтический

Экспрессионистический

Л.Н. Толстой,

А.П. Чехов

А.И. Куприн,

В.В. Вересаев

И.А. Бунин

А.М. Горький,

А.И. Серафимович

Л. Андреев

Литература:

1. Соколов А.Г

2. История русской литературы: в 10 Т. – М.; Л., 1954. Т. 10.

3. История русской литературы: в 3 Т. – М., 1964. Т.3.

4. История русской литературы: в 4 Т. – Л., 1984. Т. 4.

5. П.С. Гуревич . Культурология. – М., 1998.

6. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.

Тема 3. Специфика реализма рубежа 19-20 веков

1.Типология реализма: классический реализм, филcофско-психологический реализм, «естественный» реализм, экспрессионистический реализм, соцреализм. Неонатурализм.

2. Особенности поэтики.

Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) –направление в мировом искусстве, получившее широкое распространение во второй половине ХIХ века, проявляющее себя и в последующие эпохи культурного развития.

Основные черты философии и эстетики реализма:

1) мировоззренческие основы - идеи материализма и позитивизма;

2) стремление к объективному изображению жизни, что достигается путем следования принципам а) социального; б) исторического; в) психологического детерминизма (обусловленности) образов;

3) народность;

4) историзм;

5) попытка представить мир во всей его сложности и противоречивости, но вместе с тем цельным;

6) стремление познать законы действительности для того, чтобы изменить ее к лучшему;

7) понимание искусства как средства познания человеком самого себя и окружающей действительности;

8) отсутствие запретных тем, т.к. основные требования к искусству - достоверность, точность, правдивость.

9) герой – обычный человек, как правило, типичный представитель конкретной исторической эпохи, определенного социального круга.

* Некоторые теоретики литературы отрицают существование реализма как литературного направления, полагая, что с конца 18 до середины 20 века в искусстве бытовал романтизм, в рамках которого выделяются три стадии: собственно романтизм, поздний романтизм (то, что традиционно называют реализмом) и постромантизм (традиционно – модернизм).

Особенности русского реализма конца XIX – начала XX века:

1) переходный характер (Если во второй половине XIX века реализм был центральным направлением в искусстве, то на рубеже веков с ним начинает соперничать модернизм, значительно влияя на него.);

2) неоднородность (Практически каждый из авторов-реалистов по-своему понимает реализм, выражая свои представления о нем через обращение к традициям романтизма (М. Горький, В. Короленко), экспрессионизма (Л. Андреев), импрессионизма (А.П. Чехов) и др.);

3) предпочтение отдается малым эпическим формам (Жанр романа – центральный для реалистической прозы второй половины XIX века - практически вытесняется жанрами рассказа, повести.);

4) тяготение реалистических произведений эпического жанра к лиризму;

5) стремление к созданию символических образов.

Типы русского реализма конца XIX – начала XX века

Классический

«Естественный» реализм

Философско-психологичес-кий реализм

Героико-романтический реализм

Экспрессионистический реализм

Л.Н. Толстой,

А.П. Чехов

А.И. Куприн,

В.В. Вересаев

И.А. Бунин

А.М. Горький,

А.И. Серафимович

Л. Андреев

Каждый отдельный человек представляет собой целый мир, поэтому познание закономерностей бытия представляется возможным только через постижение мира отдельной человеческой личности.

С реализмом связаны наивысшие достижения в русском искусстве, поэтому необходимо продолжать его традиции. Главная цель реалиста рубежа веков – помочь человеку, утратившему ориентацию в изменившемся мире, поддержать его.

Наиболее яркая реализация идеи «человек есть вселенная». Хочешь познать мир – познай человека. Основа: философия антропокосмизма

Идеологическая ангажированность и политическая тенденциозность литературы; приоритетным становится не индивидуальное, а коллективное начало, при создании образа во главу угла ставится фактор социальной обусловленности.

Реалистические образы должны быть такими яркими, впечатляющими, чтобы читатель испытывал эмоциональное потрясение.

Литература:

1. Литературный энциклопедический словарь / п/р В. Кожевникова и П. Николаева – М., 1987.

2. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999.

3. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999.

4. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. – М., 2001.

5. Соколов А.Г . История русской литературы к.19-н.20 в. – М., 1999.

6. История русской литературы: в 10 Т. – М.; Л., 1954. Т. 10.

7. История русской литературы: в 3 Т. – М., 1964. Т.3.

8. История русской литературы: в 4 Т. – Л., 1984. Т. 4.

9. П.С. Гуревич . Культурология. – М., 1998.

10. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.

11. Бялый Г.А. Русский реализм к. 19 в. – Л., 1973.

12. Келдыш В.А. Русский реализм н.20 в. – М., 1975.

Тема 4. Судьбы реализма в творчестве В. Вересаева, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева

1. «Естественный реализм» В. Вересаева и А. Куприна. Художественная летописность Вересаева и экстенсивный способ письма Куприна.

2. М. Горький: мифологии реальности.

3. Экспрессионистическая парадигма в творчестве Л. Андреева.

В.В. Вересаев

Специфика мировосприятия, обусловленная крахом народнических идеалов. Текст как «художественная летопись жизни интеллигенции» порубежного периода. Тематика и проблематика: тема интеллигенции, крестьянская тема, тема миссии искусства. Поздний Вересаев: художественное литературоведение.

А.И. Куприн

Экстенсивный способ познания бытия. Специфика поиска и обретения героя. Особенности сюжетосложения: реабилитация авантюрно-приключенческого элемента. Достоевский и Ницше в художественном сознании писателя. Стихийный элемент в прозе Куприна. Тематика и проблематика. Натуралистический компонент в художественной системе писателя.

«Гранатовый браслет»

Жанр: повесть

Тема: история любви мелкого чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной

Проблема: поиск ответа на вопрос «Что есть истинная любовь? Чего она требует от человека?»

Стиль: реалистический с выраженными элементами романтизма

Концепция любви в повести

Концепция

Суть концепции

Примеры из текста

Любовь в представлении Желткова

Любовь есть рыцарское служение Прекрасной Даме. Это чувство не требует ответа, ни на чем не настаивает. Любовь предполагает полное самоотречение, поскольку значение для влюбленного имеет только счастье и покой любимого существа. Страдания, причиняемые любовью, принимаются как благо, так как истинная любовь, пусть даже безответная, есть высшее счастье, которое может быть послано человеку.

Например, письмо княгине Вере в день ее именин, прощальное письмо.

Любовь в пред­ставле­нии

князя Василия

Любовь в жизни современного человека – чувство несколько комичное: ему место скорее в старинных романах, нежели в ре­альности, где пылкая страсть зачастую пре­вращается в забавный анекдот. Самый ло­гичный путь развития чувства любви – это перерастание его в чувство дружбы. Однако эта уверенность несколько колеблется после встречи с Желтковым.

Например, альбом князя Василия, где помещены иллюстрированные полу­анекдотические истории любовных увлечений, ге­роями которых являются люди его ближайшего круга (Вера, Людмила и др.)

Любовь в представлении

Веры

Истинная любовь еще не коснулась ее. Сама не испытав этого чувства, она довольствуется спокойными, ровными, скорее дружескими, нежели любовными, отношениями, установившимися между ней и князем Василием. Смерть Желткова демонстрирует ей силу истинной любви, выполняя его последнюю волю, она испытывает своеобразный катарсис – очищение через страдание. Тем самым она вплотную приближается к пониманию подлинной сути любви.

Например, финальные сцены повести: посещение квартиры Желткова после его смерти и прощание с ним, чувства и мысли, вызванные музыкой Бетховена, ощущение, что жить по-прежнему они с князем Василием больше не смогут.

Любовь в пред­ставле­нии

Анны

Главное в жизни – получение максимума впечатлений и удовольствий. Любовь в ре­альности наиболее удачно реализуется в форме легкого флирта, не заставляющего никого страдать, приносящего лишь радость и развлечения.

Например, сцены с Ва­сючком, идея подарка для Веры – старинный молит­венник, переделанный в дамскую записную книжку.

Любовь в представлении генерала Аносова

Истории о любви, рассказанные старым генералом, как нельзя ярче подтверждают концепцию любви, носителем которой в повести является Желтков: истинная любовь требует от человека самопожертвования, самоотречения. Он первым понимает, что жизненный путь Веры пересекла та самая «любовь, о которой мечтают все женщины, но на которую больше не способны мужчины». Выхолащивание сути любовного чувства, с точки зрения генерала Аносова, приведет к катастрофическим для человечества последствиям.

Например, сцена вечерней прогулки после именин Веры – воспоминания генерала Аносова (истории о любви).

А.М. Горький

«Медиумическая» роль личности Горького в русской культурной жизни рубежа веков. Специфика романтической парадигмы в его раннем творчестве: эпигонство или неомифологизация (трансформация мифологии Ветхого Завета и переосмысление мифологии Ницше). Анархические и систематизаторские тенденции в художественном мышлении. Проза раннего Горького. Роман «Мать» - «Евангелие от Максима»?

Дооктябрьское творчество А.М. Горького (1868-1936): пьеса «На дне»

Жанрово-содержательные особенности пьесы –