Максим Горький, "Макар Чудра": анализ, главные герои. Анализ рассказа «Макар Чудра» (Горький) Макар чудра читать анализ

Первым печатным произведением Максима Горького стал рассказ «Макар Чудра». Анализ его позволяет понять, что, несмотря на молодость и неопытность, автору удалось органично изобразить жизнь цыган и передать всю полноту их чувств. Для Горького не прошли даром скитания по необъятной России. У писателя не всегда было что поесть, но он ни на минуту не расставался с толстой тетрадью, в которую записывал необычные истории, легенды, какие-то интересные события из жизни случайных спутников.

История любви цыган

Анализ «Макара Чудры» показывает автора произведения в образе писателя-романтика. Главным героем рассказа выступает старый цыган, который искренне гордится своей свободной жизнью. Он презирает крестьян, которые уже рождаются рабами, предназначение которых заключается в копании в земле, но при этом они даже могилу себе перед смертью не успевают вырыть. Герои легенды, рассказанной Макаром, являются воплощением максималистского стремления к свободе.

Радда и Лойко любят друг друга, они счастливы вместе, но чересчур зациклены на личной свободе. Анализ «Макара Чудры» показывает, что главные герои даже на любовь смотрели как на ненавистную цепь, сковывающую их и умаляющую независимость. Признаваясь в любви, молодые люди ставят друг другу условия, при этом каждый из них стремится быть главным в паре. Цыганы никогда ни перед кем не становятся на колени, это считается страшным унижением, но Лойко уступает Радде и преклоняется перед ней, тут же убивая свою возлюбленную, а затем и сам погибает от руки ее отца.

Сопоставление системы ценностей цыгана и повествователя

Анализ «Макара Чудры» показывает, что для главного героя Радда и Лойко являются идеалами свободолюбия. Старый цыган понимает, что высшая степень гордости и любви не смогут ужиться вместе, какими бы прекрасными не были эти чувства. Но он уверен, каждый человек должен отстаивать свою свободу пусть и ценой собственной жизни. Рассказ Горького интересен присутствием в нем повествователя, в образе которого угадывается сам автор. Его влияние на произведение незаметное, но все же достаточное для того, чтобы писатель смог высказать собственные мысли.

Не со всеми суждениями старого цыгана согласен Горький. Макар Чудра (анализ рассказа показывает восхищение автора героями легенды) не получает прямых возражений от повествователя, но все же в самом конце, подводя итог истории, автор говорит, что молодые люди стали рабами своей свободы. Гордость и независимость делают людей несчастными и оди

нокими, ведь иногда все же надо жертвовать своими интересами ради родных и любимых.

Музыкальность рассказа

Анализ «Макара Чудры» показывает, насколько удачно писатель воспользовался приемом пейзажных зарисовок. Обрамлением всего рассказа является море, которое ясно выражает чувства и душевное состояние героев. Произведение наполнено музыкальностью, сказано даже, что о красоте Радды можно лишь на скрипке сыграть. Рассказ Максима Горького сразу обратил на себя внимание яркостью образов и запоминающимся сюжетом.

Особенности конфликта в рассказе М.Горького «Макар Чудра»

ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО

Елена Стародубцева,
с. Донское,
Ставропольский край

Особенности конфликта в рассказе М.Горького «Макар Чудра»

Явление неоромантизма в русской литературе конца ХХ века породило нового романтического героя. Он во многом унаследовал черты героев-романтиков начала XIX века: силу и яркость характера, стремление к подвигу и приключениям, нередко противопоставленность враждебному обществу, серой и унылой жизни.

Н о в ранних рассказах Горького романтические герои, такие как Лойко Зобар, Сокол, Данко, наделены новой чертой - большой нравственной силой, способной пробудить сонные души.

Новыми чертами обладает и конфликт в рассказе «Макар Чудра». С первых же строк автор вводит нас в необычный, яркий, почти сказочный мир: “С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, жёлтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева - безграничную степь, справа - бесконечное море...” И живут в этом мире необыкновенные люди, свободные, сильные, удивительно красивые. Своеобразна философия этих людей, ёмко и точно выраженная в афоризмах: “...ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай - вот и всё!”, “Разве ты сам не жизнь?”; “...всякий сам учится”, “так нужно жить: иди, иди - и всё тут”; “Долго не стой на одном месте... ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её...”. Стихийный философ, Макар Чудра выводит свою формулу жизни, согласно которой нужно просто наслаждаться бытием, свободой. Ему чужды мучительные раздумья о смысле человеческого существования, теологические вопросы, он не приемлет никаких ограничений: ни телесных, ни духовных. Таковы и остальные герои рассказа: Лойко Зобар, красавица Радда, старый Данило.

Интересно, что конфликт рассказа не построен на противопоставлении героя и общества (как, например, в «Братьях-разбойниках» А.С. Пушкина или «Корсаре» Д.Г. Байрона). И Чудра, и Лойко, и Радда гармонично вписались в свой мир, в их сердцах нет обиды, желания мести, неудовлетворённости. Отсутствует также и внутренний конфликт героев. Они самодостаточны, им чужда страсть наживы, нет тщеславия и зависти. Лойко “любит коней и ничего больше, и то недолго - поездит да и продаёт, а деньги кто хочет, тот и возьми”. И Радда кошель с деньгами, брошенный старым магнатом к её ногам, “будто невзначай пнула ногой в грязь, да и всё тут”. Конфликт возникает на почве отношений двух романтических героев. Каждый из них больше всего ценит свободу. Лойко: “...я свободный человек и буду жить так, как я хочу!” Радда: “...А ещё я люблю волю!” И вот сердца этих сильных и свободных людей поразила любовь друг к другу. Любовь первая и такая же яркая, как и они сами. “Много я вашей сестры видел, эге, много! А ни одна не тронула моего сердца так, как ты. Эх, Радда, полонила ты мою душу!” - говорит Зобар. И Радда отвечает: “Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю”.

В чём же суть конфликта? В том, что для героев полюбить - значит утратить столь ценную для них волю. Лойко и Радда оказались в тупиковой ситуации, суть которой предельно чётко выразила героиня: “Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня”. Герои не могут жить друг без друга, но не могут жить и без свободы. Любовь и свобода оказались для них взаимоисключающими понятиями, так как каждый из них стремится подчинить себе другого: “Но смотри, воле моей не перечь - я свободный человек...” - “Так вот я хочу, чтоб ты был моим и душой и телом...”. Таким образом, конфликт отношений по законам романтизма может разрешиться только смертью одного или обоих героев. Именно это и происходит - Лойко убивает Радду и сам гибнет от руки старого Данилы, отца Радды.

И вот здесь возникает новый вопрос: кто является инициатором такого решения? На первый взгляд, Лойко: именно он наносит убийственный удар. Но, как мне кажется, Горький создаёт здесь ещё один парадокс, который таится в образе Радды. Прекрасная цыганка представляется натурой более глубокой и сложной, чем удалец Лойко Зобар. Радда наделена необыкновенно сильным характером. И полюбить она могла только того мужчину, которого ей не удастся “обабить”, то есть подчинить себе. Но полюбить для неё - это, напомним, покориться самой, что для Радды неприемлемо. И вот она даёт Лойко заведомо невыполнимое задание: “...ты завтра покоришься мне как старшему товарищу юнаку. Поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою - и тогда я буду твоей женой”. Знала ли Радда, чем это может закончиться? Несомненно: “Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!..”

Ну а что было бы, если бы Лойко выполнил позорное для него задание? Это значило бы, что Радда подавила его волю, “обабила”. Нам известно, как гордая цыганка относилась к таким мужчинам. Выходит, что Радда не столько хочет подчинить его себе, сколько испытывает своего возлюбленного на прочность. Выполнит условие - Радда разлюбит его и вновь обретёт желанную свободу. Не выполнит - девушка погибнет. Подобно сказочным героиням, Радда даёт возлюбленному задание. Но рискует при этом жизнью не он, а она. Горьковская героиня, таким образом, играет с судьбой. Выигрыш - свобода. Ставка - жизнь. Радда, как натура более сильная, берёт инициативу в свои руки. Тонко прочувствовав характер Лойко Зобара, она подталкивает его к единственно возможному для них обоих решению: не видя иного выхода, цыганка жертвует собой. Смерть же Лойко не на её совести.

Парадоксальность натуры героини состоит в том, что она не может полюбить слабого мужчину, но, полюбив сильного, не может ему подчиниться и предпочитает умереть.

Мне кажется, что истинной героиней «Макара Чудры» является именно Радда. Горький показал её более благородной натурой, ибо жертвовать собой - удел прекрасных и сильных людей.

Сочинение

1. Романтические рассказы М. Горького.
2. Композиция рассказа, сюжет, герои, конфликт.
3. Разрешение конфликта. Авторская позиция.

Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди. Может, и не загинешь даром. Вот и все, сокол!
М. Горький

Ранние рассказы М. Горького называют произведениями романтизма «нового этапа». В одном ряду стоят его революционно-романтические «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Их яркие герои наделены основной чертой - страстью к свободе. Это и определяет их поступки. Исходя из традиций русской классической литературы, писатель вкладывает в свои произведения особый пафос: романтика призывает действовать, бороться, идти на подвиг. Они были актуальны как пропаганда в преддверии революции и остаются актуальными сейчас, потому что содержат в себе мудрость.

Годы странствий автора по России дали ему огромный жизненный опыт. Он записывал свои впечатления в дорожную тетрадь, и многие сюжеты вошли позже в его произведения. «Макар Чудра» был первым опубликованным рассказом М. Горького. Именно он, напечатанный в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ», был впервые подписан этим псевдонимом. Рассказ сразу же обратил на себя внимание яркими образами и актуальной проблематикой. Горький рассказал услышанную им в путешествии легенду о людях, больше всего на свете ценящих независимость и свободу.

Рассказ построен необычно - автор использует рамочную композицию, это так называемый «рассказ в рассказе». Начинается рассказ с диалога старого цыгана Макары Чудры и повествователя. Образ повествователя здесь особенный. Это диалог, где слов повествователя мы не слышим, и его самого не видим, есть только ответные реплики Макары Чудры.

Герои Горького - это воплощение гордости и дерзости, цельные характеры, не зависимые от своих страстей, красивые и уверенные в себе люди. Старый Макар говорит о том, что для него правда жизни-в свободе. Он родился не для того, чтобы быть рабом, для него понятны воля и ширь степная, «говор морской волны веселит ему сердце». Макар считает, что жить нужно, не останавливаясь на одном месте и не задумываясь о жизни, чтобы не разлюбить ее. Не надо задавать себе вопросы, зачем живешь, иначе одолеет тоска. Он не понимает русского, который советует ему жить по божьему слову и говорит, что тогда бог даст все: почему же сам он не попросит у него новую одежду взамен порванной? Цыган рассказывает быль, которую «как запомнишь, - век свой будешь свободной птицей». Свобода для него - самая большая ценность на свете.

Эта романтическая легенда помогает нам понять внутренний мир героя и то, что он ценит. Удалой малый Лойко Зобар любил только коней, и то недолго - у него не было ничего заветного и он ничего не боялся. Вот как характеризует его Макар Чудра: «Будь я проклят, коли я его не любил уже, как себя, раньше, чем он мне слово сказал или просто заметил, что и я тоже живу на белом свете! Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей!.. И мудр, как старик, и сведущ во всем, и грамоту русскую и мадьярскую понимал. Бывало, пойдет говорить - век бы не спал, слушал его! А играет - убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь так играл! Проведет, бывало, по струнам смычком - и вздрогнет у тебя сердце, проведет еще раз - и замрет оно, слушая, а он играет и улыбается. И плакать и смеяться хотелось в одно время, слушая его».

Красавица Радда ни за какие деньги не продала бы свою свободу и гордость. Когда Зобар говорит ей о своей любви, она сшибает его с ног ременным кнутовищем. А потом приходит к нему мириться. Вот что говорит Радда Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня. Так вот я хочу, чтоб ты был моим и душой и телом». Радда требует от влюбленного цыгана, чтобы он покорился ей как старшему, на виду у всего табора. Цыгане - настолько гордые люди, что встать на колени для них подобно смерти. Однако жесто-косердечная Радда требует этого от Лойко, обещая ему свою любовь. Почему так ведет себя «дьявольская девка» Радда? Почему нелегко дается Лойко его признание в любви? Герои свободолюбивы и не хотят быть подчинены ничему, даже любовной страсти. Они не признают зависимости даже от любимого человека, и поэтому говорят о любви и тут же ведут борьбу за независимость, за главенство.

Как относятся к происходящему цыгане? Им «даже уйти куда-то хотелось, лишь бы не видеть, как Лойко Зобар упадет в ноги девке - пусть эта девка и Радда. Стыдно было чего-то, и жалко, и грустно». Как же разрешается конфликт? Что выбирают герои? Финал рассказа трагичен. Лойко отказывается поклониться ей в ноги и вонзает в Радду нож, а потом становится перед мертвой девушкой на колени. Перед смертью Радда говорит, что знала, что Лойко так и сделает, оценив то, что он не отказался от своего идеала ради любви, не унизил себя. Отец Радды, Данило, вонзает тот же нож в спину Лойко.

Пейзаж в рассказе передает чувства героев - «море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган». Морской пейзаж с сильным холодным ветром, молчащая темнота степи, осенний дождь, пламя костра - эти зарисовки выглядят как обрамление легенды. Автор говорит о том, что человек только тогда станет борцом, если он достиг внутренней свободы. Горький придает Лойко черты и задатки народного героя, готового пожертвовать собой ради другого человека или ради идеи.

История Зобара и Радды показывает, что свободу они ценят больше жизни и любви. Каждый ставит свои невыполнимые условия для любимого человека. По мнению Макара Чудры, гордость и любовь несовместимы, и больше всего на свете цыган должен оберегать свою независимость, даже если она может быть сохранена только ценой собственной жизни. Рассказчик же приводит нас к мысли о том, что гордость обрекает человека на одиночество. А поэтому герои становятся заложниками своей свободы.

Что нужно сделать, чтобы по-новому взглянуть на мир? Пережить важное событие, побывать в неизвестном месте. Но как познакомиться с другим отношением к жизни? Рассказ Горького «Макар Чудра» решает все поставленные вопросы. Это раннее произведение писателя выходит за рамки романтической зарисовки, каким традиционно принято его считать. Данное творение имеет философский подтекст и остаётся актуальным по сей день.

«Макар Чудра» — первый рассказ молодого писателя Алексея Пешкова, который он опубликовал под псевдонимом М. Горький. Этот яркий дебют состоялся в 1892 году в газете «Кавказ». Автор работал тогда в провинциальной газете Тифлиса, а стимулом для написания стали беседы с А. Калюжным, революционером и скитальцем. Именно этот человек первым увидел в молодом сочинителе талантливого прозаика и внушал Алексею уверенность в собственных силах. Он же и помог Горькому совершить первый шаг в мир большой литературы — опубликовать произведение. Писатель был признателен Калюжному и считал его своим учителем.

Называется рассказ, как и многие другие ранние произведения Горького, по имени главного героя – старого цыгана. И оно не случайно: с греческого Макар переводится – «счастливый», а Чудра – окказионализм создателя текста, этимология которого, вероятно, восходит к слову «чудо».

Жанр и направление

Раннее творчество Горького пронизано духом романтизма: автор задаётся вопросами об идеале, о свободе, смысле жизни. Как правило, эти темы звучат в повествовании умудрённого опытом героя, а излагаются эти воспоминания ещё молодому собеседнику с несформированным мировоззрением. Так, например, в рассматриваемом произведении цыган Макар Чудра рассказывает юноше о своей судьбе, о том, что он ценит, что, по его мнению, стоит ценить.

Здесь представлен взгляд, во многом экзотичный среднестатистическому читателю: есть ли счастье в оседлой жизни? Что такое настоящая воля? В героях нет борьбы между разумом и чувством: безоговорочно предпочтение отдаётся страсти и воле. Для них стоит жить, ради них можно и умереть. Для того чтобы сформировать наиболее полное представление о направлении раннего творчества Горького, обратите внимание на .

Композиция

Главной особенностью композиции является то, что Горький в своём произведении использует приём рассказ в рассказе: молодой герой слышит из уст Чудры легенду об удалом цыгане по имени Лойко Зобар. Обрамляют эту красивую историю философские рассуждения Макара, изложенные в виде реплик. Такой способ изложения напоминает по своему характеру исповедь.

Повествование о Лойке имеет классическую трёхчастную композицию: представление героя, его характера и окружения, кульминация – главный конфликт персонажа и его романтическое разрешение в финале рассказа.

Закольцовывает произведение описание моря – невозмутимой стихии, которая символизирует свободу и вечность.

Конфликт

Главный конфликт произведения – свобода и рабство. Рассказ пронизан столкновением двух принципиально разных мировоззрений: людей кочевого образа жизни и оседлого. Именно этот конфликт становится стимулом к воспоминанию легенды о Лойке Зобаре. Одни ценят свободу, и внутреннюю, и внешнюю, что выражается в отказе от владения материальными богатствами и независимости от кого-либо. Невозможность подчиниться объясняется гордостью и чувством собственного достоинства. Любое преклонение такому человеку видится рабством, с которым вольная душа никогда не согласится.

Такое отношение к жизни привело к гибели двух молодых людей, продолжающих вызывает восхищение и после смерти. Радда призналась, что любит Лойку, но всё же свободу – больше него. Страстно любящий цыган не мог примириться с таким откровением: он не мог лишиться воли ради того, кто не может пойти на ту же жертву.

О чём?

Старый цыган Макар Чудра размышляет о бытие, свободе и предназначении человека. Он вспоминает историю об удалом Лойке Зобаре. Он был красив, силён и невероятно талантлив. Удалец позволял себе играть с женскими сердцами, потому что не находил себе ровни, той достойной девушки. Встреча с красавицей перевернула его жизнь: он понял, что счастлив может быть только обладая ею, либо – смерть. Строптивая цыганка ставит волю выше любви и предлагает своему рыцарю перед всем табором поклониться ей в ноги – покориться ей. Молодой цыган не может пойти на такое унижение перед женщиной: он решает проверить её каменное сердце на прочность своим ножом. Отец Радды платит ему тем же – так эти влюблённые соединяются на небесах.

Главные герои и их характеристика

Первым в этом рассказе перед нами предстаёт образ Макара Чудры. Чувствуется авторское восхищение этим мужчиной: писатель неоднократно апеллирует к тому, что герою уже 58 лет, но он по-прежнему сохраняет своё могучее телосложение. Его беседа с молодым человеком напоминает философский диалог самодовольного мудреца с учеником. Главный тезис Макара Чудры – ты сам себе жизнь. Лучше быть свободным от предубеждений, а не прислушиваться к мнимым наставлениям. Эталоном такой вольной и независимой личности для него является Лойко Зобар.

Этот молодой цыган был невероятно добрым и талантливым, его гордость не перерастала в гордыню: это была искренняя радость свободе, возможности наслаждаться просторами этого мира. Его преступление не было вызвано опасением, что скажут другие цыгане. Нет, это не такой персонаж. Любовь вытеснила страсть к воле, но Радда не испытывала того же чувства к Лойке, чтобы заполнить собою место былой жизни в его сердце. Молодой человек не смог пережить это горе, другого исхода быть не могло: путь унижений – не для гордого цыгана, тоска по возлюбленной – не для горячего сердца.

Темы

  • Свобода. Кочевники ценят независимость от всего материального и не понимают, как можно потратить все свои годы на бесконечную работу в поле и обустройство своего жилища. Так за весь срок, что отпущен свыше, можно и не увидеть ничего в мире, и не постичь мудрость.
  • Любовь. Для главных персонажей любовь имеет особую ценность: за неё можно убить, отдать жизнь. Всё радикально и ясно: это чувство либо на первом месте, либо его следует вырвать из сердца.
  • Природа. Она выступает как хранительница тайн познания. Лишь ей известны воля, своенравие, независимость. Пейзаж в рассказе богат символами: степь и море – свобода, обработанное поле – рабство.
  • Смысл жизни. Текст пронизывают философские размышления о поиске цели бытия: странничество или возделывание, поиск прекрасного или обыденность? Старый цыган предлагает свою точку зрения русскому юноше, и, кажется, ему удается очаровать ею молодого собеседника.
  • Проблематика

    • Свобода и рабство. Такая антитеза касается абсолютно всех тем: от любви до образа существования. На что действительно стоит потратить свою жизнь: «ходи и смотри» или останься и обустраивайся? Возможно, мировоззрение кочевника и крестьянина чужды друг другу, но всё же каждому есть, что перенять для себя.
    • Невозможность любви. Своенравная красавица не отвечает тем же чувством Лойке, но предлагает покориться. В глубине души чаровница знает, как поступит этот цыган. Можно ли говорить, что она сознательно обрекла себя на гибель, что желала умереть ради его страстной любви? Вероятно, да, ведь внутри Радды боролись две любви: к молодому человеку и к свободе, и эту битву она проиграла в пользу воли. Но была ли девушка рада такому исходу внутреннего конфликта? Едва ли. Потому она и сделала такое предложение. Лойко же не мог примириться с таким решением Радды, что подвигло его поступить именно так. Эти герои стоили друг друга: молодой цыган тоже понимал, что отец отомстит за неё – только смерть соединит горделивые сердца.
    • Смысл рассказа

      Показывая экзотичное для большинства читательской аудитории мировоззрение, Горький напоминает публике о природном, первозданном начале человека, когда он не был привязан к своему месту, дому, вещам. Позиция автора выражается в неприятии рабского отношения к жизни. Стоит помнить, что этот писатель позднее скажет: «Человек – это звучит гордо». Горького возмущает малодушие людей, их внимание к общественному мнению, бездумное следование принятым порядкам. Стоит отметить, что он не идет по пути высмеивания сложившейся ситуации. Здесь предлагается иной метод: он показывает иноверцев с абсолютно другими ценностями и предпочтениями.

      Идея «Макара…» — помнить о своей индивидуальности, не сливаться с массой. Может быть, Горький надеется, что его творение произведёт такое же завораживающее впечатление на читателя, как на молодого слушателя Макара Чудры. Тем самым в людях пробудится желание открыть для себя новую жизнь.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Макар Чудра» — первый рассказ Максима Горького, поэтому в нём проявилась вся искренность молодого художника, его романтическая натура. Рассказ написан по впечатлениям странствий будущего писателя по Бессарабии, его знакомства с вольной бродячей жизнью цыган, яркими характерами, духом свободы, свойственным просторам тех мест. Несомненна зависимость горьковского рассказа от поэмы Пушкина «Цыганы» (1824). Но «Макар Чудра» вовсе не повторение пушкинского произведения в новых образах в другое историческое время. Для Горького поэма Пушкина стала источником вдохновения, послужила примером развития сюжетной ситуации, создания образов.

Горький использует в рассказе традиционную схему взаимодействия героев. Героев четверо. Прежде всего это слушатель и автор-повествователь рассказа, то есть этот образ одновременно находится «в» рассказываемой истории и «вне» её. Второй важной фигурой выступает рассказчик — старый цыган Макар Чудра. Заметим, что и у Пушкина цыган-старик иногда проявляется в этом качестве, но не в тех случаях, когда в поэме происходят непосредственные события. И наконец, стержень романтической истории — любовь двух ярких натур: молодого цыгана, воплотившего саму удаль и свободу, Лойко Зобара и прекрасной цыганки Радды, в образе которой соединились вся земная красота и неукротимая воля. Таким образом, читатель узнаёт необыкновенную историю-легенду о любви и свободе из рассказа старого цыгана, которую, в свою очередь, пересказывает автор-повествователь. Получается, что история проходит словно три «фильтра»: личный опыт её непосредственных участников, оценка и рассуждение цыгана и художественное переосмысление автора-повествователя.

Конфликт в рассказе «Макар Чудра» можно представить в двух ракурсах. Прежде всего, он продолжает пушкинскую тему в «Цыганах». Однако если у Пушкина романтическая поэма воплощает идеи, выходящие за пределы этого литературного направления, то Горький, напротив, утверждает романтический идеал вопреки реальности. Именно поэтому любовный конфликт в поэме Пушкина, в котором участвуют русский изгнанник Алеко, цыганка Земфира и молодой цыган, у Горького заменён на конфликт двух цыган, между которыми нет никакой преграды, кроме воли, которой они дорожат больше жизни. Следовательно, конфликт в рассказе Горького носит не реалистический характер, как у Пушкина, а романтический.

Почему же Горький назвал рассказ «Макар Чудра», ведь он всего лишь рассказчик? Думается, что роль старого цыгана очень важна в произведении и не сводится лишь к функции рассказчика. Макар Чудра служит выразителем идей рассказа с позиции человека, находящегося вне социальной жизни, вне гнёта морали и обязательств. Благодаря идейному назначению этого образа сюжетная роль Макара Чудры вырастает до роли мудрого учителя, выражающего сокровенные мысли молодого писателя.

Романтический дух ранних произведений Горького оказался востребованным в российском обществе того времени, которое нуждалось в голосе, утверждающем свободу, любовь, достоинство человека. Очень характерным изобразительным приёмом раннего Горького стало то, что он расширял традиционные возможности прозы за счёт привлечения других видов искусства, например живописи и графики. Таково, например, описание героя: «Вот из темноты вырезался конь, а на нём человек сидит и играет, подъезжая к нам». Глагол «вырезался» сродни красочному эпитету, и необходим он Горькому, чтобы отчётливо и зримо выделить главный образ своего раннего творчества — гордого и свободного человека.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Чехов высоко ценил рассказы Горького «На плотах» и «В степи»: они были созвучны творчеству Чехова и его современников строгим, грустным и милосердным отношением к миру и человеку обыденной жизни. Новизна позиции Горького проявилась, однако, в новом подходе к человеку. Ему мало было сказать о том, как скверно живут люди. Ему мало было и того, чтобы научить читателя жалеть и любить униженных и угнетенных. Во всех сферах жизни Горький начал искать тех, кто способен на подвиг.

Гимном вольности и любви прозвучало полулегендарное сказание «бывалого человека» Макара Чудры о молодых цыганах Лойко Зобаре и Радде, дочери славного солдата Данилы. Красавица Радда, любя, улыбалась как царица. Лойко был подобен горному орлу. Их любовь горела ярким, испепеляющим пламенем. Но в хмурой жизни, которую сотворили люди, возлюбленные должны были бы «подчиниться сжимавшей их тесноте». Подобная сверканию молнии, их любовь не могла ужиться с миром обычных, тускло живущих людей, готовых либо продать, либо купить то, что они называли любовью. Такой любви Радда и Лойко — оба — предпочли гибель. Трудно поверить в то, что в основе легенды об их любви, об их упоении волей и об их бесстрашной смерти, лежит быль. Горький нарисовал настолько необычные характеры, так сильно чувствующие души, что читателю чудятся герои богатырских размеров: они захотели любви-воли, которую можно увидеть во сне или о которой можно услышать в сказке.

Атмосферу романтической сказки поддерживает ей соответствующее описание природы: порывы холодного ветра, суровость бескрайней степи, плеск набегавшей на берег морской волны, яркое пламя костра, раздвигавшее мглу осенней ночи. Романтический колорит усиливается рассказом об удалой разбойной жизни Зобара, который не боялся самого сатаны с его свитой. А еще более — намеками на демоническую природу образа Радды: Макар Чудра попеременно называет ее то «чертовой девкой», то «проклятой Раддой», то «дьявольской девкой». Однако, несмотря на, казалось бы, зловещие эпитеты и сравнения, общий тон рассказа-легенды — волшебно-сказочный, высокоромантический.