Конспект занятия ознакомление с искусством. Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по Королевству изобразительного искусства. и по изобразительной деятельности

1)Познакомить детей с таким жанром живописи, как-пейзаж.

2)Учить воспринимать содержание пейзажной катины, понимать красоту природы, которую изобразил художник.

3)Развивать воображение, фантазию; вызывать у детей желание рассматривать картины о природе.

4)Расширять знание детей о творчестве художника-пейзажиста И.И Шишкина.

4)Воспитывать у детей художественный вкус, умение выделять оттенки цветов, как средство выразительности.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Обогащение словаря-сосновый бор, дремучий, мрачный.

Активизация словаря-темный, непроходимый, глухой, неуклюжие, забавные, симпатичные, косолапые мишки, редкая, лапчатая, ажурная крона.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Показ, объяснение, беседа, напоминание, повторение, игровой прием, художественное слово, физминутка, поощрение, оценка действий.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Экран, проектор, компьютер, слайды-репродукция картины И.И Шишкина "Утро в сосновом бору",портрет-репродукция И.И Шишкина, аудиозапись (музыкальное сопровождение во время творческой работы), заготовки в технике монотипии.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание иллюстраций, картин о природе, экскурсия в рощу, парк, чтение р.н.сказок "Царевна лягушка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Три медведя", "Маша и медведь", организация выставки картин-репродукций И.И Шишкина-"Рожь", "Сосновый бор", "Корабельная роща", "Перед грозой".

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу.Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь.Покажите, какие в лесу высокие деревья.(дети поднимают вверх руки)

Подул теплый ветерок, зашелестели листья.(дети быстро шевелят пальцами рук)

Подул холодный ветер, закачались сосны.(дети покачивают и машут руками)

Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки ни ветки.(дети расслабляются)

Снова подул ветер.(дети вновь напрягаются и машут руками, затем опять расслабляются)

Ребята, какой же удивительный мир окружает нас, это мир природы.Уметь видеть её красоту помагают нам художники.Вы уже знакомы с художниками, которые иллюстрировали сказки, а есть и другие, которые помагают нам увидеть красоту природы на картине. Картины,которые они пишут называются-пейзажами, а художников-пейзажистами.

Так как называют художника, который пишет пейзажи?(предполаг.ответы художник-пейзажист)

А картины которые он пишет?(пейзажи)

У нас в России жил замечательный художник И.И Шишкин.Он любил рисовать лес.

Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой, чем-то напоминает могучее дерево.В народе его так и называли-"Лесной богатырь", "Царь леса"

Есть у И.И Шишкина картина, которую знают многие.Она называется "Утро в сосновом бору".

Посмотрите ребята внимательно, как называются деревья которые нарисовал художник?(сосны)

А как называется лес, в котором растут только сосны?(сосновый бор)

Верно, сосновый бор.Посмотрие на деревья.Как вы можете охарактеризовать их-какие они?(высокие, могучие, стройные, толстые и.т.д)

Какая крона у сосны?(редкая,лапчатая,ажурная)

Как вы думаете, какой главный цвет в лесу?(зеленый)

Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес?(разные его оттенки)

Как вы думаете, какое время суток изображено на картине, почему?(Утро, т.к солнце только взошло и осветило верхушки деревьев)

Кого вы видите в центре картины?(медведицу с медвежатами)

Посмотрите и скажите, что делают медвежата?(дети расказывают о том, что детают медвежата)

Так с каким художником мы с вами познакомились?(И.И Шишкиным)

А как называется картина, которую мы рассмотрели?("Утро в сосновом бору")

Как можно назвать одним словом то, что изображенно на картине?(пейзаж)

Да ребята, теперь мы знаем, что картина на которой изображена природа, называется-пейзажем, а художника, который нарисовал его-пейзажистом.

ФИЗМИНУТКА:

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу,

Локти согнули,кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут-тоже покажем

Крылья сложили назад.

Вот сейчас ребята, каждый из вас станет художником-пейзажистом.

Дети проходят к рабочим местам и выполняют задание в нетрадиционной технике-монотипия.

Ребята какое сейчас время года?(золотая осень)

Так давайте изобразим на своих картинах-золотую осень.

По окончании деятельности детей, работы вывешиваются и все любуются, делятся впечатлениями, выбирают понравившиеся.

Вы оказались замечательными художниками-пейзажистами!

Цель:вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины. Закрепить знания детей о таких жанрах изобразительного искусства как натюрморт, пейзаж и портрет. Учить детей рисовать автопортрет, развивать умение подмечать сходство с собой, проявленное в мимике лица, в выражении и цвете глаз, в манере одеваться; воспитывать аккуратность в работе с красками.

Материал:картины с изображением пейзажа, натюрморта, портрета, образцы автопортретов, акварельные краски, кисти, вода, салфетки, альбомы, зеркало на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание репродукций, фотографий, портре-

тов, рисование людей.

Ход занятия.

I. Настрой на занятие.

II. Мы с вами на занятиях по развитию речи, рисовании, аппликации, лепке начали знакомиться с разными жанрами изобразительного искусства.

Как называется профессия человека, который пишет картины? (художник) .

Какие жанры живописи вы знаете? (пейзаж, натюрморт, портрет) .

Покажите, картину, где изображен пейзаж? Как вы узнали? (леса, поля, города, деревни, море, горы) .

Как можно рисовать пейзаж? (с натуры, а можно придумать самому) .

О чем не надо забывать, когда рисуешь пейзаж? (ближний (передний) и дальний (задний план) .

Рисовать лучше чем? (гуашью или акварелью) .

Если видишь- на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Покажите картину, где изображен натюрморт. Почему вы думаете, что это натюрморт? (цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта) .

Как создается натюрморт? (художник сначала красиво расставляет предме-

ты, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их дополняли, украшали. Художник как бы рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, выращивали) .

Для чего нужны картины с натюрмортом? (сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят люди, а нарисованные художником будут жить вечно)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это – натюрморт.

А где у нас портрет?

Значит, что такое портрет? (картина, где изображены люди) .

Как можно писать портрет (с натуры, то есть глядя на человека или по фотографии) .

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина

Или Колька – твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

Ш. Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре-

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре-

Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире-

Раз, два, три, четыре.

Наклониться- три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку,

Все походим на носках,

Мы идем на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

Давайте вспомним, что нужно знать при рисовании портрета (легкими штрихами обозначаем основные формы - голову и плечи; определяем, где у человека располагаются глаза, какой они величины, обозначаем их, рисуем брови и нос, рот и дополнительные детали: очки, серьги, рисуем волосы и одежду. Только после этого аккуратно раскрашиваем все красками.) .

IV. Ознакомление с автопортретом.

Предлагаю детям взять зеркальце и внимательно рассмотреть свое лицо, глаза, брови, нос и т. д. и нарисовать самого себя, глядя в зеркало. Именно так художники рисовали свой автопортрет.

Работа в альбомах.

По ходу работы напоминаю детям, чтобы они не забыли мелкие детали: брови, ресницы, челку и т. д., потому что все мелочи важны в рисунке. Именно они отражают неповторимый характер человека.

V. Заключительная часть.

Что мы сегодня нарисовали? (автопортрет)

Когда работы высохнут, мы их рассмотрим и постараемся угадать, кто на них изображен.

Цель конспекта занятия по ИЗО: развитие у детей творческой активности.

Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук;

Стимулировать проявление инициативы, активности, самостоятельности;

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

Предварительная работа с детьми: разучивание игры «Каравай», беседа «Как вести себя в гостях».

Предварительная работа педагога: предварительная работа: подбор и изучение литературы по данной теме, подбор игр, методов и приемов, написание конспекта, подготовка материала.

Материал для конспекта занятия по ИЗО: соленое тесто, приготовленное заранее - основа каравая в виде толстой лепешки; несколько разноцветных свечек и спички (спрятанные у воспитателя); силуэты животных и птиц из цветного картона.

Ребята, я предлагаю вам отправиться в гости к кукле Маше. Вы согласны? Но сначала скажите мне, что нужно обязательно сделать перед тем, как идти в гости? (Умытъся, причесатъся, красиво одеться.) А как нужно вести себя в гостях? (не баловаться, не шуметь, слушаться взрослых.) Ну, вы все знаете! И мы можем отправляться в гости.

Дети с воспитателем входят в группу, украшенную шарами.

Ребята, как вы думаете, почему Маша все вокруг украсила шарами. (Потому что праздник.)

А как вы думаете, какой праздник? (Варианты ответов детей.)

Давайте спросим у самой Маши.

Маша мне тихонько сказала, что у нее День рождения. Поэтому все вокруг так красиво и празднично. Но знаете, дети, настроение у нее вовсе не праздничное. У нее грустное выражение лица. Давайте найдем на наших карточках это грустное выражение. (Дети находят нужную карточку.)

Давайте с вами подумаем, почему у Маши грустное настроение? (Варианты ответов детей.)

У Маши грустное настроение, потому что ей никто не подарил подарка. А мы с вами принесли подарок кукле? (Нет.) А как же мы будем исправлять это положение? (Нужно сделать подарок.) Какой подарок можно сделать Маше? (Варианты детей.)

А мы с вами сделаем праздничный торт. Я уже немножко подготовилась к этому подарку - испекла вот такую лепешку. Вам нравиться такой торт? (Нет.) А почему? (Он белый, не цветной, надо украсить.)

Правильно, чтобы торт стал праздничным, его надо украсить. А чем сверху может быть украшен торт? (Ягодки, печенье, конфетки, цветочки и т. д.)

Вот сейчас каждый из вас подумает какое он украшение слепит и примется за работу. (Дети садятся на места и приступают к лепке. Они сами решают, что будут лепить. Воспитатель только уточняет что и как ребенок будет это делать. Какого цвета пластилин будет использовать.)

По окончанию лепки дети совместно с воспитателем выкладывают Украшения на торт и дарят его кукле.

Проводится игра «Каравай» (2-3 раза)

Затем дети садятся в круг, воспитатель зажигает свечи на торте и дети говорят пожелания Маше. Кукла дарит всем подарки — волшебные фигурки. Дети отгадывают в фигурках животных, птиц.

Конспект занятия по ознакомлению с искусством в старшей группе

Тема: «Март – заря весны» .
Цель.
Создание условий для реализации творческих замыслов детей.
Задачи.
Формировать у детей эмоциональный отклик на живопись, поэзию, музыку и умение выражать впечатления в рисунках.
Развивать художественное видение пейзажной картины, умение соотносить живописный образ с поэтическим и музыкальным.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.

Оборудование. Репродукция картины И. Левитана «Март». Аудиозапись музыки: «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди. Разные изобразительные материалы, альбомные листы, кисти, мольберты.

Ход занятия.

Дети удобно располагаются на подушках перед мольбертом с закрытой картиной.
Воспитатель.
Ребята, назовите, какое сейчас время года? Верно, весна, а точнее – самое ее начало. Весной преобладают нежно-голубой, изумрудный, бирюзовый и другие оттенки зеленого цвета. За один сезон сменяют друг друга быстротечные периоды весны: весна света, весна воды, весна зелени и предлетье. Весной оживает вся природа, все вокруг пробуждается и зеленеет! Любуясь весенним расцветом природы, художники-пейзажисты отражают свои впечатления в своих полотнах. Сейчас мы рассмотрим один из пейзажей о весне (открываю картину). Полюбуйтесь этим шедевром и послушайте небольшую музыкальную пьесу из альбома Петра Ильича Чайковского «Времена года».

Даю время для рассматривания картины и слушания музыки.
— О чем рассказала нам музыка? Что вы слышали?
Ответы детей.

— Какой характер у этой пьесы: грустный или радостный, задорный; звонкий или тихий?
Рассуждения детей.

— Вглядитесь в изображение. Как вы думаете, передает ли музыка настроение, которое создал художник?
Рассуждения детей.

— На картине нарисован первый месяц весны – март. Недавно, мы знакомились с народными приметами о весне, давайте вспомним приметы марта.
1 ребенок. Март – заря весны. Его в старину называли капельником. Ведь в начале весны везде звенит капель, набухает и тает снег, образуются проталины. Поэтому март зовут еще и «протальник». Его поэтическое название – «утро года»!

2 ребенок. В марте с каждым днем становится теплее, но мартовское тепло обманчиво. Частенько разыгрывается к вечеру холод, а днем солнце берет свое, бездонной чистой синевой блещет небо, лужи разливаются по всей земле, а в вышине слышен птичий щебет.

— Чтобы у нас создалось полное представление о начале весны, предлагаю послушать стихотворения.
Дети читают произведения А.Н.Плещеева , А.А. Фета .

— Давайте внимательно рассмотрим пейзаж. Его написал художник Исаак Ильич Левитан и назвал коротко «Март». Что привлекло внимание художника, и он решил запечатлеть это на своем полотне?
Рассуждения детей.

— Точно, изображено начало весны где-то в селе или на даче. На переднем плане нарисована оттаявшая желтовато-коричневая от проталин дорога, ведущая к дому. Кажется, что мы чувствуем, как пахнет влажным талым снегом, идет пар от нагретых солнцем тесаных досок деревянного дома. Около крыльца стоит запряженная в сани лошадка и щурится от солнечного света. Обратите внимание, как интересно построена картина: художник пишет не весь дом, а только часть его – стену и крыльцо, несколько стволов осин на фоне больших зеленых сосен. Вдали темнеет зеленый лес. Осины за крыльцом невольно тянутся к солнцу. Мы видим, что все на картине находится в движении: верхушки сосен, тень от распахнутой двери создает ощущение, что дверь раскачивается, подтаявший снег на крыше крыльца готов с шумом упасть, лошадка медленно переступает с ноги на ногу.

— Назовите и покажите цвета, характеризующие палитру картины.
Дети перечисляют цвета и их оттенки.

— Цветовое настроение картины характеризуется контрастом рыжеватых тонов дороги для саней, проступающих сквозь холодноватые серо-голубые тона снега, сочетанием цветов освещенной солнцем стены дома, сверкающих золотом в лучах солнца осин и берез и искрящегося на снегу голубовато-лилового, а в тени – ярко-синего снежного сугроба.
— Нарисован ли на картине человек?
— Но, несмотря на то, что на полотне нет никого, мы чувствуем, что человек здесь присутствует. Что об этом говорит?
Ответы детей.

— Вы верно подметили все признаки присутствия человека: открытая дверь дома, снятая с окна ставня, лошадь, ждущая своего хозяина.
— Как можно охарактеризовать настроение пейзажа, какой он?
Рассуждения детей.

— Да, по-моему, этот пейзаж радостный, светлый, солнечный! Он полон прозрачного воздуха, слепящего яркого солнца, весеннего света, пробуждения природы. На нем природа оживает, просыпается после продолжительного зимнего сна.
Предлагаю вам пройти за мольберты и нарисовать свою весну.
Напоминаю разные техники исполнения, возможное сочетание изобразительных материалов!
Дети рисуют под пьесу «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Когда работы закончены, побуждаю детей рассмотреть и выделить отличительные признаки каждой работы.

Название: Конспект занятия по ознакомлению с искусством в старшей группе «Март – заря весны»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ ДС № 71 «Почемучка» Старооскольского городского округа
Месторасположение: Белгородская область, город Старый Оскол

Наталья Милько
Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Знакомство с искусством портрета»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада № 3 общеразвивающего вида

КОНСПЕКТ занятия по ИЗО :

Кто такой художник. Знакомство с искусством портрета .

ПРОВЕЛА : Милько Н. В.

Программные задачи :

1. Формировать представление о портрете , о том, для чего его создают художники, что художники изображают не только внешний вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете ничего не бывает лишнего : все работает на раскрытие образа человека; учить детей узнавать по изображенному сюжету на картине, какие чувства испытывает персонаж в той или иной ситуации (радость, грусть, удивление, злость, испуг) ;

2. Вызвать у детей эмоциональное отношение к образу, закреплять умение передавать различные выражения лица (радостное, грустное, испуганное и т. д.) ; развивать у детей воображение и чувство юмора; приучить правильно располагать части лица; закреплять приемы рисования красками, всей кистью и ее кончиком;

3. Воспитывать чувство радости от проделанной работы, желание доводить начатое дело до конца.

Материалы к занятию : различные портреты , крупные схемы лица человека с различным выражением, фланелеграф, краски, кисточки, заготовки для рисования смешных рожиц.

Ход занятия:

Сказка на фланелеграфе :

Жила была кисточка. Она была очень грустная, потому что с ней никто не хотел дружить. И однажды, когда она гуляла по улице, встретила мальчика. Он тоже был очень грустный, потому что очень хотел научиться рисовать. И решили они дружить. Кисточка нашла себе друга, а мальчик научился рисовать и стал … Кем стал мальчик? (художником)

Сегодня мы с вами тоже станем художниками.

Я сейчас вам расскажу о внешнем виде одного человека из нашей группы , а вы постарайтесь , по моему описанию, узнать, про кого я рассказала.

Описание : (цвет волос, прическа, одежда,)

А сейчас внимательно рассмотрите друг друга.

Кто хочет рассказать про внешний вид своего товарища?

Сейчас мы описывали внешность друг друга своими словами, а как называется рисунок, где изображен человек? (портрет )

Кто рисует портреты людей ? (художники-портретисты )

Рассматривание портретов разных людей

Можно ли определить по одежде, по действиям, кто эти люди?

Можно ли узнать где эти люди работают?

Однажды Вини Пух хотел залезть в пчелиный улей, чтобы украсть у пчел мед, но пчелы во время это заметили и решили защитить свой мед. И когда Вини Пух увидел, что на него летит рой пчел, то какие чувства он испытал? (Злость, радость, испуг)

У каждого лица свое выражение. А художники, рисуя портреты , передают чувства людей? (да) .

Как мы узнаем веселого человека (Он улыбается)

Как выглядит удивленное лицо? (глаза широко открыты, брови подняты, рот приоткрыт) .

А какие глаза, губы, брови на злом лице (брови сдвинуты, нахмурены, глаза прищурены, нижняя губа выпячена) .

А теперь, послушайте еще одну интересную историю.

Сказка с показом на фланелеграфе.

В одной деревне жила старушка . Звали ее Дарья Ивановна. И была у нее корова Зорька. Подоит Дарья Ивановна Свою корову и разольет вкусное парное молоко по крынкам (показываю крынку) . Летом приехал к Дарье Ивановне внук из города, Алеша. Он был веселым, озорным мальчиком и любил рисовать, особенно что-нибудь смешное. Вот раз бабушка перемыла все свои крынки, одни поставила на скамейку сушиться на солнышке, а другие повесила на колышки изгороди, чтобы стекла вода, а сама пошла доить свою Зорьку. Вышел во двор Алеша и увидел много крынок. Одни стояли на лавочке6 горлышком вверх, другие висели на кольях горлышком вниз. Посмотрел Алеша на крынки, показались они ему очень похожими на головы людей. Сбегал Алеша за своими красками и на каждой крынке нарисовал смешную рожицу. На одной крынке изобразил лупоглазого повара в колпаке. Вот такого! На другой – плаксу. Вот такую! А на третьей – Веселого зубастого мальчишку и еще много, много других забавных рожиц.

А вы хотите так же, как Алеша нарисовать смешные рожицы на крынках?

Кого вы хотите изобразить?

А теперь давайте станем художниками, сядем за столы и нарисуем смешные рожицы на крынках из под молока.

Рисование.

Выставка работ.

Подведение итога.

Как называются рисунки, где изображают человека? (портрет )

Кто рисует эти портреты ? (художники - портретисты ) .