Какие вероисповедания существуют в мире. Сколько в мире религий? Основные мировые религии

Религия - мировоззрение человека, основанное на вере в сверхъестественное и поклонение ему. Составными частями религии как мировоззрения является соблюдение людьми определенных моральных норм, следование ими особой системе ценностей, практика обрядов и признание культа. Как правило, предполагает создание организованного объединения верующих в отдельную, четко структурированную структуру - церковь.

В большинстве религиозных общин и сообществ ведущее место занимают служители культа или священнослужители. Религиозное мировоззрение чаще всего основано на неких священных текстах, которые содержат в себе основы данной веры и, по мнению ее сторонников, продиктованы либо непосредственно Богом, либо людьми, достигшими высших стадий посвящения в таинство (то есть святыми).

Основные религии в мире

По статистическим данным 2012 года по религиозному признаку население исповедует следующие
формы религии

  • христиане (православие, протестантизм)
    — верующих 2,31 млрд. человек (33 % населения в мире)
  • — верующих 1,58 млрд (23 % населения в мире)
  • индуизм — верующих 0,95 млрд (14 % населения в мире)
  • — верующих 0,47 млрд (6,7 % населения в мире)
  • традиционные китайские религии — верующих 0,46 млрд (6,6 % населения в мире)
  • сикхи — верующих 24 млн (0,3 % населения в мире)
  • иудеи — верующих 15 млн (0,2 % населения в мире)
  • язычество и приверженцы местных верований — около 0,27 млрд (3,9 % населения в мире)
  • не религиозные — около 0,66 млрд (9,4 % населения в мире)
  • атеисты — около 0,14 млрд (2 % населения в мире).

Взаимоотношение светской в и религии. Государственная религия

Взаимоотношение религии и светской власти в любом государстве регулируется Конституцией, законами страны, принятыми парламента и традициями населения. Наиболее сильные позиции религия занимает в странах, где она признанна государственной религией. Это
- в католических странах - в - Ватикан, Мальта, Лихтенштейн, Сан-Марино, Монако, (ряд кантонов), в - , Коста-Рика, Доминиканская Республика
- в православных государствах - в , Македонии.
- в протестантских государствах (англиканство) - это в составе , в то время, как Северная Ирландия и Уэльс не имеют государственной церкви;
- в протестантских государствах (лютеранство) - Дания, Норвегия, Швеция, Ирландия, Шотландия в составе Великобритании;
- - Израиль;
- ислам (сунниты) - Афганистан, Судан, Палестина, Алжир, Бруней, Катар, Йемен, Иордания, Бахрейн, Бангладеш, Мавритания, Пакистан, Саудовская Аравия, Мальдивы, Сомали, Марокко, ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты);
- ислам (шииты) - и Ирак;
- буддизм - , Камбоджа, Бутан, Лаос.

Религия и наука

Относительно вопроса взаимодействия науки и религии есть несколько точек зрения. Их условно можно разделить на четыре типа:

1. Конфликт. Исходя из этой точки зрения, религия и наука противоречат и несовместимы друг с другом. Самыми известными представителями этой точки зрения являются Ричард Докинз, Эндрю Диксон Уайт, Питер Эткинс, Ричард Фейнман, Виталий Гинзбург.

2. Независимость. Религия и наука имеют дело с разными областями познания. Эта точка зрения основана на учениях о трансцендентном Иммануила Канта, которое сформулировано в "Критике чистого разума".

3. Диалог. Из области познания перекрываются и возникает необходимость устранения противоречий по отдельным вопросам путем опровержения, либо согласования позиций.

4. Интеграция. Обе эти области познаний объединяются в одну целостную систему рассуждений. Отстаивается некоторыми философами и теологами, например, Пьером Тейяром де Шарденом, Ианом Барбуром.

Религия и медицина

В статье опубликованной в Psychiatric Times Дэвидом Ларсоном — президентом Национального Института исследований в области Здоровья (США), и его соавторов, — "Забытый фактор в Психиатрии: Религиозная посвященность и психическое здоровье" авторы пришли к единому мнению, что "отсутствие религиозных или духовных интересов остается серьезным фактором риска развития алкоголизма и наркомании".

С другой же стороны, духовность действительно может помогать преодолеть любое злоупотребление алкоголем либо наркотиками, например: "45 процентов пациентов, проходивших религиозные программы по излечению зависимости, год спустя становились свободными от наркотиков — по сравнению с 5 процентами получавшими помощь в рамках нерелигиозных общественных программ" (Desmond and Maddux, 1981).

Религиозный суд

В некоторых странах существуют также религиозные суды (напр. мусульманский суд шариата) и суды на основе обычаев.

Различаются два вида этих органа:
- церковные суды (рассматривают внутрицерковные споры на основе религиозного права), действующие во многих странах мира (Великобритания, Россия), и собственно Р.с. (рассматривают более широкий круг вопросов, хотя и на основе религиозного права, напр. брачно-семейные, наследственные споры). Под юрисдикцию последних подпадают не только священнослужители, но и миряне данной конфессии (такие суды действуют, напр., в Израиле).
- к религиозным судам относятся в принципе и шариатские суды, которые имеют, однако, смешанную, государственно-общественную природу.

Основные признаки религии

Любая религия всегда предполагает следующие компоненты:
1. Религиозное сознание. Религиозное сознание существует в виде образов, представлений, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций
2. Религиозную деятельность (культовую и внекультовую). Культовые действия представляют собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются установить связь со сверхъестественными силами. Это религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, молитвы и т. д. Внекультовая деятельность может быть духовной и практической. К духовной относятся самосозерцание, различные виды медитации, откровений, выработка религиозных идей, сочинения религиозных текстов. Практическую сторону внекультовой деятельности составляют всевозможные действия, направленные на распространение и защиту религии.
3.Религиозную организацию. Религиозные организации — форма возможного упорядочивания совместной религиозной деятельности верующих, первичным организационным звеном которой является религиозная группа или община. Высшей формой организации является Церковь.

Теории о возникновении религии

1. Религиозная. Распространена исключительно среди верующих и предполагает возникновение религии в результате божественного откровения. Согласно этой теории, Бог сам открылся людям в виде знамений, явлений, даровании священных текстов.
2. Научная. Предполагает рациональное пояснение причин, по которым люди в свое время обращались к религии. Их несколько:
- зависимость от природных явлений, страх перед всевозможными катаклизмами;
- наделение сакральными свойствами своих лидеров, обожествление царей (например, как в древнем Египте).

Кроме того, выделяют еще многие, так называемые ситуативные, причины обращения различных людей к вере (как раньше, так и сейчас):
- чувство страха перед возможным возмездием за совершенные поступки (грехи);
- неудовлетворенность в земной жизни и желание компенсировать все неудачи, с которыми столкнулся в этом мире, в ином - потустороннем;
- потребность в моральной поддержке и утешении, которое можно найти только среди единоверцев;
- подражание другим;
- уважение к верующим родителям;
- следование традициям и национальному чувству.

Формы религиозности

Понятие «религиозность» отражает своеобразие и самобытность духовного мира индивида согласно степени влияния веры на его сознание. Религиозный человек — тот, кто верит в реальное существование сверхъестественных сил, прежде всего, Бога, и потустороннего мира в который он обязательно попадет после земной жизни. Для этого он выполняет все предписанные его религией предписания и регулярно совершает культовые действия. Главная цель и смысл действий верующего — служение Богу. Четкое следование религиозным нормам и правилам поможет человеку приобщиться к Божеству. Земная жизнь при этом рассматривается лишь как промежуточный этап на пути к вечному блаженству.

Однако степень религиозности того или иного человека может существенно отличаться. Выделяется несколько форм «погружения» в веру:

1. Люди с умеренной религиозностью. В их мировоззрении религиозный элемент не является решающим. Их вера в Бога не является конкретизированной, она не предполагает обязательного воцеровления, строгого знания систем вероучения, неукоснительного выполнения всех культовых действий и предписаний.
2. Обычные верующие. У таких людей вера глубоко укоренилась во все структуры сознания, она нравственно регулирует всю их жизнедеятельность. Обычный верующий выполняет все церковные предписания, воплощает высшие ценности своей религии в собственном поведении и поступках. Но, вместе с тем, он способен к диалогу с представителями других религий, относится к ним толерантно.
3. Религиозные фанатики. Люди, до крайней степени приверженные религиозным идеям, стремящиеся неукоснительно следовать им в практической жизни и призывающие всех делать то же самое, нетерпимые к иноверцам и инакомыслящим, уверенные в собственной непогрешимости. Как правило, такие люди склонны и к насильственным действиям.

Функции религии

Имеется в виду характер воздействия религии на человека и на общество в целом.

· Мировоззренческая функция. Религия формирует определенный взгляд на мир, объясняет место человека в нем, смысл и цель его жизни.
· Иллюзорно-компенсаторная функция. Неспособность человека контролировать многие природные и социальные процессы, необходимость преодоления неподвластных ему сил получает призрачное воплощение в религиозных представлениях.
· Коммуникативная функция. Религия может выступать и средством общения людей. Например, на собраниях, при исполнении определенных ритуалов, во время богослужений в храмах.
· Регулятивная функция. Религиозные нормы, которых строго придерживается верующий, касаются не только религиозной стороны его жизни, они также регулируют и социальное поведение человека (в семье, быту, на работе и т.д.).
· Интегрирующая функция. Религия способна духовно объединять отдельные группы людей, а также общество в целом.

Виды религий

За свою историю человечество создало более пяти тысяч различных религий. Естественно, они были и остаются весьма разнообразными. Поэтому и возникла необходимость в их классификации по различным признакам.

В зависимости от количества богов религии разделяют на монотеистические и политеистические.

К монотеистическим (единобожию) относят христианство, ислам, иудаизм и другие.

К политеистическим (многобожию) относят буддизм, индуизм, синтоизм и т.д.

В зависимости от сферы распространения религии разделяют на три группы:
1. Мировые - охватывают людей различной национальности. Их всего три - христианство, ислам, буддизм.
2. Национальные - распространены только среди представителей одного народа. Например, иудаизм у , синтоизм у японцев, даосизм у китайцев, индуизм у индусов, зороастризм у древних персов.
3. Родоплеменные - распространены среди племен, которые еще не трансформировались до уровня народов. К этому виду относятся:
- шаманизм - вера во взаимодействие с миром духов;
- тотемизм - вера в воображаемый родственный союз с тотемом (природным объектом), в роли которого может выступать животное, растение, природное явление;
- анимизм - вера в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей;
- фетишизм - вера в сверхъестественную силу предметов;
- магия - вера в возможность достижения определённой цели сверхъестественным путём.

В зависимости от отношения к Библии религии разделяют на две группы:
1. Авраамические религии - относятся к ветхо- и новозаветной традиции. Это иудаизм, христианство и ислам.
2. Неавраамические религии - все остальные.

Реферат

Мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их краткая характеристика

ВВЕДЕНИЕ

… Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенно, и убога,

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие - в то, что Его нет; третьи верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым - точнее, внутри которых - он живёт: действует, мыслит и чувствует.

Вера - универсальное свойство человеческой природы. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Для общения с незримым миром человек прибегает к помощи “посредника” - предмета, символа, наделённого особым свойством - служить вместилищем незримой силы. Так, древние греки поклонялись грубому, суковатому полену, олицетворявшему одну из богинь. Древние египтяне чтили могущественную богиню Бастет в образе кошки. Современное африканское племя, открытое сравнительно недавно, поклонялось пропеллеру самолёта, упавшего однажды с неба на их земли.

Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. Религия (от лат. religio - связь) – это мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование одного или многих богов. Идея существования Бога – центральный момент религиозного мировоззрения. В индуизме, например, тысячи богов, в иудаизме - один, но в основе и той и другой религии лежит вера. Религиозное сознание исходит из веры в то, что наряду с реальным миром есть иной – высший, сверхъестественный, священный мир. И это позволяет предположить, что внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.

Существовало и ныне существует много различных религий. Их разделяют по вере во множество богов – политеизм , и по вере в единого бога – монотеизм . Различаются также племенные религии , национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые религии , распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих. К мировым религиям традиционно относят буддизм ,христианство иислам . По последним данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти половина жителей Земли.

Дать краткую характеристику этим религиям я и постараюсь в своей работе.

Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый ”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев ) жил в Индии в V-IV вв. до н. э. Другие мировые религии - христианство и ислам - появились позже (соответственно пять и двенадцать веков спустя).

Если попытаться представить эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект, религиозных партий и организаций.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм - это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм - синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. п.

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы - тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г. до н. э. По научной версии время жизни основоположника буддизма - с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н. э. Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги). Общество Древней Индии делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.

В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. В местности Гая (она и сегодня называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда называют учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой. В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды - человека, ставшего основателем новой религии.

Мифологическое жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 - царём, 24 - монахом, 18 - обезьяной, 13 - торговцем, 12 - курицей, 8 - гусем, 6 - слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. п.). Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением. Именно поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). Мальчик родился с тридцатью двумя признаками “великого мужа” (золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, светлый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.). Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждёт великое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем, способным установить праведный порядок на земле, или же будет великим отшельником. Мать Майя не принимала участия в воспитании Сиддхартхи - она скончалась (а по некоторым легендам, удалилась на небеса, чтобы не умереть от восхищения сыном) вскоре после его рождения. Мальчика вырастила тётя. Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына чудесными вещами, красивыми и беспечными людьми, создал атмосферу вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира. Сиддхартха вырос, в 16 лет женился, у него родился сын Рахула. Но усилия отца оказались напрасными. С помощью своего слуги принцу удалось три раза тайно выбраться из дворца. В первый раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги. Во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни.

Сиддхартха решил искать выход из ловушки болезни - старость - смерть . По некоторым версиям, он встретил ещё и отшельника, что навело его на мысль о возможности преодолеть страдания этого мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни. Когда принц решился на великое отречение, ему исполнилось 29 лет. После шести лет аскетической практики и очередной неудачной попытки достигнуть высшего прозрения с помощью голодания он убедился, что путь самоистязания не приведёт к истине. Тогда, восстановив силы, он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени называется деревом Бодхи, т. е. “деревом Просветления”) и погрузился в созерцание. Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ, а потом открылась высшая истина - Дхарма. С этого момента он и стал Буддой - Просветлённым, или Пробуждённым, - и принял решение учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей.

45 лет Будда провёл, распространяя своё учение в Индии. По буддийским источникам, он завоевал приверженцев среди самых разных слоев общества. Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому ученику Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда горько сожалел, что не догадался попросить его об этом. Причиной смерти Будды послужила трапеза у бедного кузнеца Чунды, во время которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать всё мясо ему. Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело было по обычаю кремировано, а прах разделён между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия - ступы. Согласно легенде, один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канди на острове Шри-Ланка.

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования - страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и других индийских религий - это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин “сансара”.

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях.

Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а в буддизме - нирваной.

Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана - это смерть. Неверно. Нирвана - это покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей - всего того, что составляет жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Хочу отметить, что буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного - избавиться от перевоплощений. Только человек способен “встать на путь” и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды - люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы - те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.

В отличие от других мировых религий количество миров в буддизме практически бесконечно. Буддийские тексты говорят, что их больше, чем капель в океане или песчинок в Ганге. В каждом из миров есть свои суша, океан, воздух, множество небес, где обитают боги, и ступеней ада, населённых демонами, духами злых предков - претами и др. В центре мира стоит огромная гора Меру, окружённая семью горными хребтами. На вершине горы расположено “небо 33 богов”, возглавляемых богом Шакрой.

Важнейшим для буддистов является понятие дхармы - оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. “Дхарма” буквально означает “опора”, “то, что поддерживает”. Слово “дхарма” означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего - это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. Кроме того, дхармы - это конечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов, разбивается поток существования.

Проповедь своего учения Будда начал с “четырёх благородных истин”. Согласно первой истине, всё существование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с “разъединением с приятным”. Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину - желание или жажду удовольствий, - которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина.

Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же и устранена - чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, надо прекратить испытывать желания.

О том, как достичь этого, говорит четвёртая истина, указывающая восьмеричный благородный путь: “Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение”. Четыре благородные истины во многом напоминают принципы лечения: история болезни, диагноз, признание возможности выздоровления, рецепт лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Будду с врачевателем, который занят не общими рассуждениями, а практическим излечением людей от духовных страданий. И своих последователей Будда призывает постоянно работать над собой во имя спасения, а не тратить время на разглагольствования о предметах, которых они не знают по собственному опыту. Он сравнивает любителя отвлечённых разговоров с глупцом, который вместо того, чтобы позволить вытащить попавшую в него стрелу, начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала сделана и т. п.

В буддизме в отличие от христианства и ислама, нет церкви, но есть община верующих - сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная ) и руководство опытных наставников.

ХРИСТИАНСТВО

Христианство (от греч. christos - «помазанник», «Мессия») является второй по времени возникновения из мировых религий. Зародилось оно как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Новый Завет состоит из: четырех Евангелий (от греч. – «благовестие» ) – «Евангелия от Марка», «Евангелия от Луки», «Евангелия от Иоанна», «Евангелия от Матфея», Посланий апостолов (писем к различным христианским общинам) – 14 из этих Посланий приписываются апостолу Павлу, 7 – другим апостолам, и Апокалипсиса, или Откровения Иоанна Богослова . Церковь считает все эти учения боговдохновенными, то есть написанными людьми по внушению Святого Духа. Поэтому их содержание христианин должен почитать как высшую истину.

Основу христианства составляет тезис о том, что после грехопадения люди сами не могли вернуться к общению с Богом. Теперь только сам Бог мог выйти им навстречу. Господь выходит на поиски человека, чтобы вернуть нам себя. Христос, сын Божий, рожденный посредством Святого Духа от земной девушки Марии (Богородицы) Богочеловек, взял на себя не только все тяготы человеческой жизни, прожив среди людей 33 года. Чтобы искупить человеческие грехи, Иисус Христос добровольно принял смерть на кресте, был погребен и воскрес на третий день, предвозвестив будущее воскресение всех христиан. Христос принял на Себя последствия человеческих грехов; ту ауру смерти, которой люди окружили себя, изолировавшись от Бога, Христос заполнил Собою. Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель «образа и подобия» Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил» людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

В христианстве важно не столько то, что Бог умер за людей, сколько то, что Он вырвался из смерти. Воскресение Христа подтвердило, что бытие любви сильнее наличия смерти.

Кардинальное отличие христианства от других религий в том, что основоположники последних выступали не как предмет веры, а как ее посредники. Не личности Будды, Магомета или Моисея были настоящим содержанием новой веры, а их учение. Евангелие Христа раскрывает себя как Евангелие о Христе, оно несет весть о Личности, а не о концепции. Христос не только средство Откровения, через которое Бог говорит к людям. Поскольку Он – Богочеловек, он оказывается и субъектом и содержанием этого Откровения. Христос есть Тот, кто вступил в общение с человеком, и Тот, о Ком это сообщение говорит.

Еще одно отличие христианства состоит в том, что любая этическая и религиозная система представляет собой путь, следуя которым люди приходят к определенной цели. А Христос начинает именно с этой цели. Он говорит о жизни, истекающей от Бога к людям, а не о людских усилиях, которые могут вознести их до Бога.

Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевало приверженцев и среди других народов. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет не эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Хочу отметить, что с момента зарождения этой религии ее приверженцы подвергались жестоким гонениям (например, во времена Нерона), однако в начале IV века христианство становится официально дозволенной, а к концу века, при императоре Константине, господствующей религией, поддерживаемой государством. К X веку почти вся Европа стала христианской. Из Византии христианство было воспринято в 988 г. Киевской Русью, где стало официальной религией.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом Божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей», или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца. При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - «предвечны» - и равны по достоинству - «равночестны».

Христианство – это религия искупления и спасения. В отличие от религий, где Бог рассматривается как грозный Господин (иудаизм, ислам), христиане верят в милосердную любовь Бога к согрешившему человечеству.

Как я уже отмечал, в христианстве человек создан «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама «повредил» природу человека - «повредил» настолько, что потребовалась искупительная жертва Бога. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки.

Характер ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман. Такая система оказывается гораздо устойчивее христианской. Именно поэтому, очевидно, она не создала предпосылок для прорыва к новой, уже нерелигиозной цивилизации.

Христианство – самая распространенная религия на земном шаре (как я уже отмечал, около 1 400 млн. человек в современном мире – христиане). В ней выделяются три основных течения: католичество, православие и протестантизм.

ИСЛАМ

Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные - в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед (Магомед), араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран - основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние. Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда - Османе) из этих записей был сделан свод, получивший название Коран («чтение»). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

Коран разделен на 114 глав (сур ). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие - к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами «геенной» в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.

Другая часть религиозной литературы мусульман - это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов ) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами - Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами , они составляют значительное большинство в исламе.

На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века. Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. В проповедях Муххамеда, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммеда - строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово «ислам» означает покорность.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны ), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее, в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха - это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему:

обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях; налог (закят ) в пользу бедных; ежегодный пост (ураза , в десятом месяце - рамазане ) в течение всего месяца; паломничество (хаджж ) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

Также как и в других религиях, в исламе существует несколько течений. Главные из них, как уже было сказано, – это суннизм (около 90% мусульман) и шиизм.

Говоря о своеобразии ислама, несколько слов хочу сказать о том, что роднит его с христианством. Ислам возникает в значительной степени из переработки арабским сознанием христианской идеи монотеизма. Он исповедует единого Бога. Бог сотворил мир и человека, дал людям откровение, распоряжается миром и направляет его к концу, который будет страшным судом над живыми и воскреснувшими. Различия между исламом и христианством - это различия слов и деяний основателей этих религий. Основатель христианства не добился никакого видимого успеха и погиб «рабской смертью». Эта смерть была его основным деянием. Чем меньше здесь видимого, внешнего успеха, тем больше должен быть «невидимый успех», тем грандиознее масштабы деяния основателя религии - победа над смертью, искупление грехов человечества, дарование верующим в него вечной жизни. И тем больше в сознании его учеников становятся масштабы его личности. Совершивший такое деяние - не человек. Это - Бог.

Образ Мухаммада и его деяния разительно отличаются от образа Иисуса и его деяний. Мухаммад - пророк, через которого говорит Аллах. Но одновременно это «нормальный человек», живший обычной жизнью. Сам успех Мухаммада - достаточное доказательство того, что его слова исходят от Аллаха и сам Аллах направляет его и не требует веры в его воскресение из мертвых и его божественности. Речь Мухаммада совершенно иная, чем Христа. Он лишь передатчик «откровения», не воплотившийся Бог, а «инструмент Бога», пророк.

Разные личности основателей, их разные жизни, разное осмысление их миссии - это основные структурообразующие элементы различий, порожденных ими религий.

Прежде всего разные осмысления отношений основателей религии с Богом и их миссии подразумевают и различия самого представления о Боге. И в христианстве и в исламе Бог- един и единственен. Но монотеизм христианства сочетается с верой в то, что распятый на кресте - Бог, что порождает учение о боговоплощении и Троице . Здесь в монотеизм, в саму идею Бога и его отношения с творением вносится парадокс, то, что не может быть понято человеческим разумом, противоречит ему и может быть лишь предметом веры. Монотеизм ислама - «чистый», лишенный христианской парадоксальности. Коран резко подчеркивает единственность Аллаха. У него нет никаких ипостасей. Признавать существование «сотоварищей» Аллаха - главное преступление против ислама.

Разные представления о Боге неразрывно связаны с разными взглядами на человека. В христианстве человек создан «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама «повредил» природу человека - «повредил» настолько, что потребовалась искупительная жертва Бога. В исламе иные представления о человеке. Он не мыслится сотворенным по образу и подобию Божию, но он и не испытывает такого грандиозного падения. Человек скорее слаб, чем «поврежден». Поэтому он нуждается не в искуплении от грехов, а в помощи и водительстве Бога, указующему ему в Коране правильный путь.

Разные системы представлений о человеке предполагают и различия в этических ценностях. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки. Ислам также предполагает веру, но это несколько иная вера. Вера здесь - не вера в парадокс распятого Бога, не отделимая от любви к нему, а подчинение указаниям Аллаха, данным через пророка в Коране. Эти указания ясны и понятны для людей. Они относятся к немногим и несложным (поэтому они и должны исполняться неукоснительно) ритуальным предписаниям и относительно разработанным уже в Коране правовым нормам, касающимся брака, развода, наследования, наказаний за преступления. Все это реально и выполнимо, и Коран подчеркивает, что Аллах ничего не требует сверхъестественного. Он требует от людей обычной, нормальной, но упорядоченной и облагороженной исламом жизни. Простота религиозных требований проистекает из фундаментальной идеи ислама о божественной предопределенности. Аллах действует в соответствии со своими планами и определяет все без исключения, даже самые незначительные события. Абсолютность божественного предопределения, исключающая возможность для человека каких бы то ни было поступков иллюстрируется таким примером. Когда человек пишет пером, то это отнюдь не его действие, ибо в действительности Аллах создает одновременно четыре действия: 1) желание двигать пером, 2) способность двигать им, 3) само движение руки и 4) движение пера. Все эти действия не связаны друг с другом и за каждым из них стоит бесконечная воля Аллаха.

Характер ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман.

Таковы основные черты трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Библия. – М.: Изд-во «Российское библейское общество», 2000 г.

2. Горелов А.А. История мировых религий. Учебное пособие для ВУЗов. 3-е изд. – М.: Изд-во МПСИ, 2007 г.

3. Диакон А.Кураев. Протестантам о православии. – Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2006 г.

4. История религии в 2-х т.т. Учебник /под ред. Яблокова И.Н./ - М.: Изд-во «Современный литератор», 2004 г.

5. Коробкова Ю.Е. Философия: Конспект лекций. – М.: Изд-во МИЭМП, 2005 г.

6. Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов /под ред. Е.В.Попова./ – Тамбов, Изд-во ТГТУ, 2004 г.

7. Религиоведение. Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во «Академический проект», 2006 г.


Коробкова Ю.Е. Философия: Конспект лекций. – М.: Издво МИЭМП, 2005 г. С. 107.

Библия. - М.: Изд-во «Российское библейское общество», 2000 г.

Диакон А.Кураев. Протестантам о православии. – Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2006 г. С. 398

Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов /под ред Е.В.Попова. – Тамбов, Изд-во ТГТУ, 2004 г. С. 53

Какая мировая религия появилась раньше других?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно четко обозначить, почему среди множества различных религий статуса мировых удостоились единицы, в чем заключаются их отличия. На сегодняшний день на земном шаре существует более двадцати тысяч различных вероисповеданий, религиозных течений и сект.

Что же касается мировых религий, то их всего три. Наверняка их названия знакомы каждому: буддизм, христианство и ислам. И отличаются они своей масштабностью: их исповедуют по всему миру, причем независимо от политических, национальных и культурных факторов. И действительно, настоящих христиан можно встретить как в развитых европейских странах, так и в заброшенных поселениях Африки. Чего не скажешь о синтоизме или, скажем, об иудаизме, чье влияние очерчено определенной территорией. Вопреки распространенному заблуждению, самая древняя мировая религия - не индуизм, возникший в 15 в. до н.э., и даже не язычество, появившееся еще раньше. Это гордое звание носит буддизм, зародившийся намного позже, но быстро распространившийся по всей планете и повлиявший на развитие многих культур. Каждая мировая религия уникальна и имеет ряд специфических черт, которые мы разберем ниже.

Буддизм

Возник предположительно в 6 столетии до н.э. на территории современной Индии. Его основатель - Сиддхартха Будда Гаутама - индийский принц, предпочетший размеренной роскошной жизни путь отшельника. К 35 годам он достиг просветления и начал проповедовать свое учение. Вся жизнь, по его мнению, от рождения и до смерти,
пронизана духом страдания, а причиной этому - сам человек. Путь к освобождению от страданий, или Благородный Восьмеричный Срединный путь, лежит через отказ от земных страстей и удовольствий. Лишь при помощи медитаций и постоянного самоконтроля, как учит Будда, возможно достижение состояния гармонии - нирваны. На сегодняшний день эта мировая религия широко распространена в юго-восточном, восточном, центральном регионах Азии, а также на Дальнем Востоке. Число последователей-буддистов по всему миру достигает 500 миллионов человек.

Христианство

Зародилась эта мировая религия около 2 тыс. лет назад на территории современной Палестины, в те времена бывшей одной из провинций Священной Римской империи. Христианство проповедовало любовь к ближнему, милосердие и непротивление злу, что делало его непохожим на жестокие языческие обряды. Несмотря на гонения последователей "религии рабов и униженных", учение Христа очень быстро распространилось по всему Евразийскому континенту. Со временем единая Церковь разделилась на множество течений: католичество, православие, протестантизм и различные восточные конфессии.

Ислам

Это не самая ранняя мировая религия, но она в настоящее время занимает первое место по числу приверженцев (более 1 млрд. человек). Известна официальная дата ее возникновения - 610 год н.э., именно тогда пророку Мухаммеду были даны первые аяты Корана. К концу его жизни ислам исповедовал весь Арабский полуостров. Популярность этой молодой религии объясняется традиционно высокой рождаемостью в мусульманских семьях, в которых царят очень строгие порядки и не допускается аморальное поведение.

Несмотря на развитие современных технологий и науки, жители планеты продолжают причислять себя к одному из многочисленных верований. Надежда на высшие силы позволяет переживать трудные жизненные ситуации. Статистика религий показывает, сколько существует конфессий и какое количество людей себя к ним причисляет.

Теория происхождения

Существует одна общая теория происхождения верований на земле. Как только в человеческом обществе появилось неравенство, возникла и потребность в какой-либо наивысшей ценности, воздающей людям за их поступки. Обладателем сверхсилы должно быть наделено сверхсущество, роль которого выполняет определенное божество.

Что это такое


Начиная знакомство с верованиями, стоит изучить само понятие религии. Определений веры сегодня довольно много. Религия является формой взгляда на окружающий мир, которая основана на вере в сверхъестественное.


Существующие классификации

Сколько религий в мире ? Сегодня существует более 5 тыс. официальных религиозных объединений. Сюда входят и крупнейшие мировые религии. Верования могут сильно отличаться друг от друга. Много зависит от обычаев и традиций страны. Существует и сходство религий. Все они предполагают веру в высшие силы.

Сегодня есть несколько классификаций религий по различным критериям. Например, виды религий по количеству богов – монотеистические и политеистические. Последние представлены в странах африканского континента, имеющих племенной уклад жизни. Эти народности еще не ушли от язычества.

По Гегелю, история вероисповедания представляет собой путь Духа, приходящего к полному самосознанию. Каждая из них – это шаг в осознании, ведущий к абсолютной цели истории. Структура классификации по Гегелю имеет следующий вид:

  1. Природные вероисповедания (низший уровень), основанные на чувственном восприятии. К ним он относил все магические верования, религии Китая и Индии, а также древних персов, сирийцев и египтян.
  2. Духовно-индивидуальные вероисповедания (промежуточная планка) – религия иудеев (иудаизм), верования Древней Греции и Древнего Рима.
  3. Абсолютная духовность – христианство.

Опыт изучения проблемы привел к созданию других классификаций – по степени распространенности или численности последователей. Здесь выделяют локальные (в пределах одного рода-племени), национальные (влияющих на культуру одного народа, например, Древний Египет, Греция, Рим, Китай с синтоизмом, Индия с индуизмом). Чем локальные течения отличаются от национальных религий? Большей распространенностью среди многих , опережая их по численности последователей. Центры религий присутствуют по всему миру.

Что исповедовали древние цивилизации

В Древнем Египте процветал тотемизм, об этом говорит наполовину животный образ египетских богов. Статистика религий утверждает, что в этот промежуток времени появилась идея загробного существования и связи между земной жизнью и посмертной. Также возникла идея воскрешения (Озирис – бог Солнца – умирает вечером и возрождается утром). Верование появилось задолго до Иисуса и христианства.

Богиня Изида (мать Озириса) стала прообразом Девы Марии. Религия Египта привела к тому, что храм в тот промежуток времени стал местом культа и науки.

Википедия содержит информацию о том, что к числу достаточно развитых религиозных течений относится зороастризм (по имени основателя – Заратустра). Появляется идея борьбы добра и зла, понятие греха, формулы «конец мира», «страшный суд».

Религия Индии – индуизм. Это целое философское учение. Суть верования в том, что весь путь жизни (карма) состоит из перевоплощений человека. Перерождение нужно для того, чтобы стать богом при жизни. Создан индуизм в Индии для нужд кастового общества государства. Он мало распространен сегодня в мире.

Китайские традиционные верования – конфуцианство и даосизм. Конфуцианство играло роль основной государственной религии, а ее правила подчиняли всю юрисдикцию правительства. Это направление позволяло рационально организовать жизнь человека. Путь Дао больше тяготит к мистике, высшей целью для даосиста является стремление уйти к прошлому строю, первобытному существованию.

Древняя Греция представляет собой культ богов Олимпа. Каждый из них покровительствует отдельному полису – городу-государству. Магические обряды, многочисленные мифы, характер самих богов подтверждают миролюбивость греков. В этом главное отличие религии от других течений. Неудивительно, что впоследствии народ были захвачен римлянами, которые с собой мало что привнесли в греческий религиозный культ, а наоборот почерпнули весь досуговый аспект Греции для установления собственных культурных традиций.

Древняя Палестина с приходом в нее еврейского народа дала начало иудаизму. Отсюда позже зародилось христианство. Современная интерпретация верования возникла в 13 веке до нашей эры. После падения Вавилона в иудаизме появляется предание о Моисее. Евреи считают, что верховный Бог Яхве един, и ему могут поклоняться все народы, почитающие его и выполняющие условия его договора с народами. Как показывает статистика религий в Израиле 80% населения иудеи.

Мировые религиозные течения

Сегодня существует три мировые религии. К ним относят христианство, ислам и буддизм. Они являются самыми распространенными. Последователей основных верований можно встретить практически в любой стране земного шара:

  1. Россия.
  2. Англия.
  3. Беларусь.
  4. Казахстан.
  5. Северная Америка.

На данный момент примерно 65% населения планеты относится к этим течениям. Буддизм, ислам и христианство – религии цивилизации. Они появились задолго до начала распространения протестантизма. В 19 веке положение дел не сильно отличалось. Чтобы понять истинный смысл религии, стоит изучить все за и против, которые приводят приверженцы конфессий. Статистика мировых религий :

Название Количество (в процентах)
Христианство 33%
23%
Индуизм 14%
Буддизм 6%
Местные традиционные верования 6%
Кришнаиты Меньше 1%
Свидетели Иеговы Меньше 1%
Мормоны Меньше 1%
Атеисты , неверующие 12%

Христианство

Историю христианства трудно представить в кратком описании. Сегодня оно является господствующей религией. Христианство зародилось в 1 веке нашей эры на территории Римской империи.

Основатель самой распространенной религии в мире – Иисус Христос. Священная книга – Библия. Она включает Ветхий и Новый Завет. Христианство обещает своим последователям спасение от страшного суда, который должен состояться. Сегодня это одно из самых распространенных течений в Европе.

Независимо от распада империи религия Древнего Рима сохранилась.

В 395 году н. э. произошел раскол христианства на восточное – православие с центром в Константинополе (Византийская империя) и западное – католичество, религиозным центром которого является Ватикан.

Процесс завершился лишь в 10 веке. К 1054 году религия римлян разделилась окончательно. А в 16 веке итогом борьбы против феодалов стало выделение протестантов.

Статистика религий в мире показывает, что православие присутствует в следующих странах – Россия (72%), Албания (20%), Белоруссия (80%), Болгария (84%), Босния и Герцеговина (30%), Греция (98%), Казахстан (44%), Киргизия (20%), Южная Корея (49%). Список продолжает Македония (67%), Молдавия (98,5), Румыния (70%), Украина (97%), Югославия (65%). Вероисповедание также присутствует в других странах. Религия Грузии – православие.

Католичество следует за европейскими завоеваниями. Это направление христианства всегда участвовало в политике. Католичество часто было агрессором по отношению к другим странам. Благодаря распространению своего влияния в средние века сегодня 52% населения планеты являются католиками, в то время как православных 12%. Католицизм:

  • религия Италии (90%);
  • религия Мексики (91%);
  • религия Норвегии (85%).

Большой процент католиков присутствует и в других странах. Религия Армении – христианство. Однако страна не относится ни к православию, ни к католицизму.

Еще одно массовое религиозное течение – протестантизм. Оно присутствует во многих странах Европы и Америки. Протестантизм:

  • религия Германии (40%,);
  • религия США (51%);
  • религия Канады (28%).

Самая молодая религия – Ислам. Он зародился в 7 веке н. э. Пророк религии – Мухаммед. Он основал ислам. Священная книга – Коран. Смысл религии заключается в том, что мусульманин должен покоряться воле Аллаха, даже не пытаясь ее понять. Коран представляет собой свод законов шариата, которые предписывают моральные, социальные, административные и уголовные нормы жизни человека. Ислам является мощным фактором формирования государственности (например, Турция – в прошлом Османская империя).

Среди произошел раскол на суннитов и шиитов. Сунниты признают власть только в избираемом общиной халифе, а шииты позволяют себе покоряться только потомкам пророка Мухаммеда – имамам.

Как показывает статистика религий – многие страны являются мусульманскими. Верование включают в основные религиозные течения. Вера влияет на особенности формирования мировоззрения. Ислам:

  • религия Азербайджана (93%);
  • религия Казахстана (70%);
  • религия Турции (90%).

Буддизм

Основателем считается Сиддхартха Гаутама Шакъямуни, впоследствии Будда (5–6 век до н. э.). Основное положение – человек может выйти из круговорота жизни и достичь нирваны. Делается это путем достижения блаженства через собственный опыт, а, не принимая на веру. Статистика религий показывает, что буддизм распространен во многих странах, далеких друг от друга в культурном плане. Сюда входит Вьетнам (79%), Лаос (60%), Монголия (96%), Таиланд (93%), Шри-Ланка (70%).

Статистика религий в Южной Корее показывает, что в государстве 47% верующих исповедуют буддизм.

Национальные вероисповедания

Существуют национальные и традиционные религиозные течения, также со своими направлениями. Они возникли или получили особое распространение в определенных странах, в отличие от мировых. По такому признаку различают следующие виды верований (укрупненный список религий):

  • индуизм – религия Индии;
  • конфуцианство и даосизм – Китай;
  • синтоизм – религия Японии;
  • язычество – индейские племена, народы Севера и Океании.

Статистика религий Израиля выделяет иудаизм, как основное вероисповедание государства, которое также входит в вышеуказанный список.

Классификация по странам

Верования – фактор формирования государственности. Они закладывают отношение к женщине и к жизни в целом. Разобраться в разнообразии мировых конфессий поможет статистика религий по странам. Конечно, со временем верования менялись. Однако основные религии сохранились до сих пор.

Россия

Статистика религий в России показывает, что основная часть страны исповедует православие (41%). Считают себя верующими, но с религиозным течением не определилась (25%). Люди, которые относят себя к атеистам (13%). Количество мусульман в РФ составляет 4,1%.

Казахстан

Статистика религий Казахстана сообщает, что большинство жителей страны исповедуют ислам (70%). Затем идет православие (26%). Отрицают существование высших сил всего 3% населения страны. Здесь даже с религией тесно связана.

Украина

Какая статистика религий в Украине? В стране преобладает православие (74%). За ним следуют католицизм и протестантизм. Религия в Украине сильно распространена. себя называют менее 10% жителей.

Статистика вероисповеданий

Количество религиозных конфессий и нерелигиозных групп в человеческом обществе превышает 27 тыс. Сюда включены официальные вероисповедания, непризнанные религиозные течения, секты и объединения, а также последователи философского агностицизма. Возраст религий огромен. Их история исчисляется сотнями лет. Люди начали верить в высшие силы еще до Вавилона и Ассирии.

Выбор религии каждый осуществляет самостоятельно. Не все приходят к вере сразу. Некоторые начинают причислять себя к определенной конфессии после 40 лет. Для ребенка не всегда понятны характерные черты и основные подходы вероисповедания. Задача родителей – дать краткое описание выбранной конфессии и объяснить ее постулаты в простой и подходящей по возрасту форме. Религия в школе может помочь разобраться в том, какую веру выбрать и как отказаться от навязываемого мировоззрения.

Однако несмотря на такое количество существующих верований, статистика религий показывает конкуренцию внутри групп.

    Официальным учебником по курсу Основы православной культуры (ОПК) является учебник, подготовленный протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято Тихоновским гуманитарным университетом подготовлено методическое пособие для учителей. Кураев А … Википедия

    - … Википедия

    Составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия

    Список учёных, которым присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» в 2002 году: Абаренков, Игорь Васильевич, доктор физико математических наук, профессор Санкт Петербургского государственного университета Абачараев, Муса… … Википедия

    Гравюра А. Скино, 1853 г. по рисунку А. Ушакова «Вид вологодских соборов», 1837 г. … Википедия

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/9 июля 2012. Дата постановки к улучшению 9 июля 2012 … Википедия

    См. также: Древнеегипетская религия Список египетских богов список сверхъестественных существ пантеона древних египтян, в который включены боги, богини, обожествлённые понятия, части человеческой (и божественной) сущности, чудовища,… … Википедия

    В этом списке собраны планеты вымышленной вселенной StarCraft, появлявшиеся в официальных материалах «Blizzard Entertainment». Содержание 1 Список планет 1.1 Сектор Копрулу 1.1.1 Система Айур … Википедия

    - … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Ислам. Культура, история, вера , Авайылдаев Э.. Книга представляет собой иллюстрированный словарь-справочник. Кратко изложена история появления и развития Ислама в мире, на территории РФ. Включает описание выдающихся мечетей, правил…
  • История религий. Учебник для академического бакалавриата , В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий, А. Ю. Григоренко. Учебник `История религий` рассчитан на широкую аудиторию. Он содержит разнообразные, зачастую уникальные сведения о древних и новых религиозных традициях. Читатель, желающий разобраться в…