Италия, Флоренция «Золотой мост Понте Веккьо во Флоренции. Понте веккьо

Рассказ про уникальный флорентийский мост Понте Веккьо. Один из немногих сохранившихся полностью застроенных мостов. Но он уникален и по другим причинам.

Понте Веккьо - это одна из главных визитных карточек чудесной Флоренции. Он расположен в самом узком месте реки Арно и соединяет между собой две части легендарного итальянского города. Этот мост примечателен по нескольким причинам.

Самый старый мост Флоренции

Его построил архитектор Нери ди Фьораванти в 1345 году и до наших дней мост практически не изменил свой облик. Даже во время Второй мировой войны он уцелел, хотя все остальные мосты были взорваны. Правда, причины называются разные. Кто-то считает, что благодаря Сопротивлению, а кто-то верит, что подрывать культурное наследие личным указом запретил сам Адольф Гитлер. Кстати, с немецким диктатором связана одна из немногочисленных модернизаций моста. Еще до мировой войны Муссолини специально к приезду почетного гостя сделал смотровую площадку с большими прямоугольными окнами с внутренней стороны Коридора Вазари. Эти окна решено было оставить, и они сохранились до наших дней.

Автор фото: Карло Броджи. Снимок был сделан до 1925 года

Последний из Могикан

Понте Веккьо дает нам представление о том, как выглядели городские переправы в позднем средневековье. Дело в том, что свободного пространства в городе было не так много и в мегаполисах того времени мосты часто застраивались домами или торговыми лавками. Например, полностью застроен был . На нем умещалось более сотни различного рода зданий. Кстати, если вы читали роман «Парфюмер» или , то именно на мосту Менял была лавка Бальдини, рухнувшая в Сену вместе со своим хозяином. Но в какой-то момент основные мосты в Европе очистили от построек, а вот Понте Веккьо уцелел и уже не одну сотню лет продолжает удивлять гостей Флоренции.

Внутри моста потайной коридор Вазари

Многочисленные туристы, прогуливающиеся по мосту, не всегда знают, что прямо над их головами пролегает еще один путь на другую сторону реки. Речь идет о потайном коридоре. Его спроектировал архитектор Вазари, в честь которого тайный ход и получил свое название. Строительство было начато в 1565 году по инициативе герцога Козимо I, который принадлежал к легендарной династии Медичи. Главная задача хода - связать два берега реки, чтобы герцог мог незамеченным переходить из дворца Веккьо в резиденцию Питти. Почему бы просто не пройти по мосту, думаете вы? На это есть, как минимум, три причины:

Планируете поездку? Вам сюда!

Мы припасли для вас несколько полезных подарков. Они помогут сэкономить деньги на этапе подготовки к путешествию.

Для безопасности

Когда мы говорим о Флоренции и Медичи, мы априори говорим о борьбе за власть. А это значит, что от возможности незаметно перейти из одного здания в другое может зависеть жизнь правителя.

Для комфорта

Мост - оживленное место торговли. Во времена Козимо там размещались лавки мясников. Поскольку санитарная обстановка мало кого волновала, мост источал зубодробительные запахи протухшего мяса и отходов. Наличие отдельного коридора несколько облегчало ситуацию. К слову, мясники были постоянными обитателями моста до 16 века, после чего их заменили ювелирные магазины и атмосфера стала полегче.

Для шпионажа

Поскольку вокруг мясных лавок всегда тусовалось много жителей, которые давали волю языку, герцог тосканский пользовался этим для банального подслушивания. По слухам, самые неосторожные болтуны могли попасть в заточение уже на следующий день.


Родина банкротства

С мостом связана любопытная история. Ходит легенда, что именно тут зародился термин «банкротство». Связано это с тем, что когда торговец на Понте Веккьо окончательно разорялся, приходила городская стража и разламывала (rotto) его прилавок (banco). Эта процедура так и называлась «bancorotto». После того, как человек лишался прилавка, он уже не мог заниматься торговлей. Иными словами - объявлялся банкротом.


Известный французский писатель Морис Дрюон так рассказывает о духе этого места:

Надстройки, лавочки, навесы, горшки с цветами, сохнущее на веревках белье, средневековая толчея - все это занятно и любопытно. А вот арки, изгибы арок, что поддерживают Понте Веккьо и всю его торговлю, ритм этих арок, разделяющих на равные отрезки желтые воды Арно, - это уже совершенство.

Мост во Флоренции Понте Веккьо (Ponte Vecchio, в переводе - старый мост), построенный в 1345 г. через реку Арно, расположенный в самом узком месте реки, почти напротив галереи Уффици. Мост Понте Веккьо, построенный архитектором Нери ди Фьораванти и имеющий протяженность 30 м, сейчас является одним из самых знаменитых мостов мира. Это самый древний мост во Флоренции, сохранивший к тому же свой первоначальный облик и не подвергшийся реконструкции подобно другим мостам.
Сначала на мосту Понте Веккьо располагались мясные лавки, но ненавидящий мясной запах Лоренцо Медичи заменил их ювелирными мастерскими. С XVI века на Понте Веккьо во Флоренции были построены лавки ювелиров и магазинчики. С тех пор мост снискал себе другое, неофициальное название – «Золотой мост». До наших дней сохранилась лишь единственная ювелирная мастерская и магазин семьи Печчини. Также на мосту стоит бюст Бенвенуто Челлини.
Этот тридцатиметровый мост Флоренции сумел выстоять и пережил как наводнения, так и бомбардировки 1944 года. 4 ноября 1966г. он едва не был уничтожен во время большого наводнения, но, тем не менее, сумел устоять даже когда вода поднялась до уровня окон и стала проникать внутрь, все смывая и унося с собой целые витрины. Теперь мост Понте Веккьо – это символ Флоренции.
У знаменитого Золотого моста во Флоренции есть и своя тайна – прямо над построенными на нем магазинами проходит длинный километровый коридор, сооруженный в XVI веке по распоряжению Козима I Медичи. Этот коридор носит название Вазари, он закрыт от публики и ключи от него хранятся теперь лишь у одного человека – Роберто Заниери. Если пройтись по коридору, то на всем его протяжении на стенах можно увидеть огромную коллекцию автопортретов, самую большую в мире.

Для чего же был нужен коридор Вазари правителю? Через него Медичи по флорентийскому мосту мог беспрепятственно попасть напрямую в свой дворец Палаццо Питти из Палаццо Веккьо через галерею Уффици без эскорта. Аналогичный проход, через который царь Приам попадал из своего дворца во дворцы своих сыновей, был описан в Иллиаде. Возможно, именно чтение Иллиады вдохновило Козимо Медичи на постройку коридора Вазари, проходящего над мостом Понте Веккьо во Флоренции. Другим преимуществом Вазари было то, что он позволял правителю наблюдать за происходящим в городе через маленькие окна, при этом оставаясь незамеченным горожанами. Другими словами, видеть, оставаясь невидимым.
В настоящее время Флоренция насчитывает десять мостов. До 1957 года их было только шесть, и в течение ряда веков они неоднократно перестраивались. Все мосты, за исключением Понте-Веккьо, были реконструированы после Второй мировой войны. Однако перед Второй мировой войной во время правления Муссолини специально к приезду Гитлера с внутренней стороны Коридора Вазари в центральной части была сделана смотровая площадка с большими прямоугольными окнами, которые сохранились до настоящего времени.

Понте-Веккьо (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Самый вонючий мост Средневековья сегодня превратился в самую пафосную достопримечательность Флоренции. Такие метаморфозы, надо сказать, происходят нечасто, поэтому потолкаться среди массы туристов и африканцев, приторговывающих здесь всем подряд - увы, необходимо. Хотя лучший вид на Понте-Веккьо, конечно, открывается издали, с набережной, либо с площади Микеланджело .

Абзац истории

Участь места, чьи ароматы никак не возбуждали аппетит, была у Понте-Веккьо не сразу. Изначально этот самый старый мост Флоренции выполнял самую обычную функцию - переправу через полноводную реку Арно. Заставший еще времена древних римлян, правда, в деревянном виде, он неоднократно разрушался от сильного течения и дождей, заново отстраивался и так по кругу не один десяток раз. И лишь в 15 веке, когда власти Флоренции решили перенести сюда подальше от домов знати и административных дворцов лавки мясников, он приобрел славу места, которое дурно пахнет. Оно и немудрено: холодильных установок по тем временам не знали, а в итальянскую жару парная телятина и куриные мозги портились быстро, ровно как и оставшиеся от животных отходы. Все это добро скидывали в Арно, чтобы воды реки относили их как можно дальше за пределы города. От ароматов это спасало не сильно.

Самый вонючий мост Средневековья сегодня превратился в самую пафосную достопримечательность Флоренции.

Ввиду того, что мясников во Флоренции было пруд пруди, а мост не такой уж и протяженный, лавочникам пришлось изощриться и строить свои магазинчики вширь: они и сегодня выпирают, торчат над мостом и висят над водой аж на несколько метров. (Примерно такую картину мы все наблюдали в фильме «Парфюмер».) Когда именно мясные лавки сменились на богатые ювелирные магазины точно неизвестно, но то что сегодня здесь не купить колечка дешевле EUR так 200 - это факт.

Потому в наши дни популярно второе название моста - «золотой».

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Что посмотреть

Возможно, свой мясной бизнес на ювелирный Понте-Веккьо поменяло во времена, когда над строениями моста проложили Коридор Вазари , названный так в честь создавшего его архитектора. Функция у коридора была проста: чтобы герцог Козимо I мог, неспешно прогуливаясь, попасть из Палаццо-Веккьо во дворец Питти .

Вдоль всего пути на мосту располагаются небольшие круглые окна, благодаря которым, если верить легенде, правитель подслушивал болтовню простого люда.

Коридор Вазари

Сегодня этот коридор считается одной из лучших художественных галерей мира, где хранится порядка 700 подлинников картин 16-17 веков: мастера из Рима и Неаполя, а также коллекция автопортретов известных художников Италии и мира. В частности: автопортреты Рафаэля, Вазари, Рубенса, Веласкеса, Кустодиева, Кипренского.

Посетить Коридор Вазари можно только в ходе групповой экскурсии, предварительно забронировав ее в Уффици или в одном из турагентств города. Группы небольшие, гид вещает на английском, стоимость в районе 90-100 EUR. Начинается прогулка на втором этаже галереи Уффици , заканчивается - в садах Боболи. Фотографировать строго запрещено, за блудливые руки, желающие все потрогать, могут вообще изгнать из святая святых - надзор в этом месте очень серьезный.

Старый мост (Понте-Веккьо, Ponte Vecchio) во Флоренции через реку Арно в 1345 году на месте древнеримского моста, снесенного наводнением. Первоначально здесь располагались торговые лавки мясников, туши животных разделывались на месте, а отходы кидались в реку. В общем, запах вокруг стоял весьма мощный, особенно в летнюю жару.

Вскоре Старый мост стал местом оживленной городской торговли. Лавки торговцев располагались прямо на мосту. Предположительно, здесь появилось понятие «банкротство». Если торговец не мог оплатить долги, то городские стражники ломали его лавку. Так от двух слов «прилавок» (banco) и «сломан» (rotto) произошло слово «банкрот».


По легенде, окна в центре моста Муссолини сделал для Гитлера, чтобы фюрер любовался видом Флоренции. По одной из версий Гитлер хотел взорвать мост при отступлении, но ему помешали партизаны.

Это первый мост в истории, при строительстве которого использовались подобные арки. Мост состоит из трех арок, длина центральной арки – 30 метров, высота – 4,4 метра, боковые арки поменьше: длина - 27 метров, высота – 3,5 метра.


На этот раз с погодой повезло.


Старый мост в начале XX века

В XVI веке правитель Флоренции герцог Козимо I Медичи обратил внимание на район Старого моста, по воле герцога здесь разместились богатые ювелирные лавки. Старый мост получил второе название «Золотой мост», статус которого резко изменился.

"Есть во Флоренции мост, называемый Старым мостом. Он еще и поныне застроен домами; в этих домах помещались мастерские золотых и серебряных изделий.

Правда, то не были изделия в современном понимании: выделка золотых и серебряных вещей в наши дни – ремесло; прежде это было искусство.Потому-то и не было на свете ничего чудеснее этих мастерских или, вернее, предметов, их украшавших; были там округлые ониксовые кубки, опоясанные извивающимися драконами, – сказочные чудовища вздымали головы, простирали лазурные крылья, усыпанные золотыми звездами, и, разинув огнедышащие пасти, грозно смотрели друг на друга своими рубиновыми глазами...

И все это было не только искусно выполнено, но задумано с поэтическим вдохновением; не только прелестно, как прелестны безделушки для украшения дамского будуара, но великолепно, как величайшие произведения искусства, которые могут обессмертить царствование короля или дух нации..." - так описал Старый мост Александр Дюма в романе "Асканио".


Герцог Козимо I Медичи, сделавший Старый мост Золотым.


Элеонора Толедская, супруга Козимо Медичи. (Бабушка французской королевы Марии Медичи)

В честь бракосочетания своего сына Франческо и принцессы Жанны Австрийской правитель приказал построить коридор, соединяющий две городских площади Палаццо Веккьо и Палаццо Питти, которая проходила над постройками моста.

Род Медичи не был знатным, происходил от семьи банкиров, и Козимо хотел впечатлить своих новых королевских родственников.


Наследник - Франческо Медичи


Его невеста принцесса Жанна Австрийская, для которой был построен потайной коридор.
Судя по портрету, принцесса была капризная.

Козимо Медици приказал сделать в галерее над мостом слуховые окна, чтобы подслушивать, что о нем говорят простолюдины.

Потайной ход получил название Коридор Вазари в честь архитектора, воплотившего идею Медичи.


Стрит-арт на тему средневековья

Сейчас в Коридоре Вазари расположена художественная галерея, где также собраны работы русских художников Кустодиева и Кипренского.


Дорога от моста к центральной площади.


Башня Маннелли

Коридор Вазари проходил через городские строения. Знатная семья Маннелли была единственной, кто сопротивлялся проходу Коридора через их собственность, как это получилось для других зданий. Маннелли настояли, чтобы Коридор был построен вокруг башни.

Легенда гласит, что семья Маннелли несколько лет платила Медичи налог за свое вмешательство в проект.

"В полдень кошки заглядывают под скамейки, проверяя, черны ли
тени. На Старом Мосту - теперь его починили -
где бюстует на фоне синих холмов Челлини,
бойко торгуют всяческой бранзулеткой;
волны перебирают ветку, журча за веткой.
И золотые пряди склоняющейся за редкой
вещью красавицы, роющейся меж коробок
под несытыми взглядами молодых торговок,
кажутся следом ангела в державе черноголовых".
Как писал поэт Иосиф Бродский.

На мосту в 1901 году был установлен памятник Бенвенуто Челлини – знаменитому скульптору и ювелиру XVI века. Кто знаком с творчеством А. Дюма, наверняка, читал роман «Асканио» о приключениях этого талантливого человека.


Памятник ювелиру Бенвенуто Челлини на Старом мосту. Рядом здание на крыше которого (справа вверху) можно увидеть средневековые солнечные часы, установленные в XIV веке.


Вид со Старого моста на реку Арно.

Понте Веккио (Ponte Vecchio, Старый мост) - самый старый и самый известный из семи мостов во Флоренции, перекинувшихся через реку Арно.

Понте Веккьо, каким мы знаем его сейчас, был построен в 1345 г. архитектором Таддео Гадди и представляет собой изящную трехарочную конструкцию с многочисленными лавками, расположенными по бокам моста.

Меня этот мост зачаровал с первого взгляда. Нет, даже не так. Я ждала встречи с этим мостом. Еще до поездки в Флоренцию я знала, что этот мост - одна из главных достопримечательностей Флоренции (а по части достопримечательностей этот город ну очень богат!).

А еще я знала, что такого рода мостов в Европе нынче почти не сохранилось, еще я слышала, что описанный Патриком Зюскиндом в романе Парфюмер знаменитый Мост менял раньше по своему облику был очень похож на Понте Веккьо. Вот только парижский мост менял нынче уже совсем не тот (см. картинки в конце постика), а флорентийский - сохранил свой первоначальный средневековый колорит. Особенно завораживающе смотрится этот мост в темной тосканской ночи при полной луне:

не судите строго, ибо штативом для съемки служил следующий, тоже весьма древний мост, с весьма выщербленными от времени оградами:

Посмотрим, как выглядит Понте Веккьо ночью?

Ночью все лавочки заперты. Причем, и сегодня все это выглядит совершенно как много веков назад:

По традициям Средневековья, мост был разделен на 38 абсолютно равных по размеру участков, на которых велась торговля. Здесь торговцы еще и жили. На вторых этажах, над своими лавками и складами.

Раньше здесь торговали сначала мясники, потом бакалейщики, кузнецы и другие торговцы. А еще позднее по приказу правителя Флоренции Фердинанда I здесь было разрешено торговать только ювелирными изделиями. Ими торгуют и сейчас.

А торговать мясникам на мосту запретили по очень интересной причине. Причина эта - строительство Коридора Вазари - крытой галереи километровой длины, проходящей над мостом Понте-Веккьо. Коридор был сооружен в 1564 г. по проекту Джорджио Вазари (Giorgio Vasari). Он был построен всего за 5 месяцев, к свадьбе Франческо I Медичи (Francesco I de"Medici) и Джованны (Giovanna) Австрийской. Коридор представляет собой крытый проход, идущий высоко над землей, почти 1 км длиной и соединяющий Дворец Питти (Palazzo Pitti), служивший резиденцией Великого Герцога, и Уффици (Uffizi), или офисы, где он работал. Видите на фото внизу - под красночерепичной крышей, начинаясь справа, в галерее Уффици, коридор Вазари изгибаясь под прямым углом, идет над мостом Понте Векьо. Кстати, Из-за того, что жители одной из башен, через которую должна была пройти галерея, не согласились покинуть насиженное место, галерея имеет несколько необычную искривленную форму. Это хорошо видно на фото внизу.

И еще вот на этом фото хорошо видно: и мост Понте Векьо, и Галерею Уффици, и коридор Варзари (фото снято с высокой точки, которая называется Пьяццале Микельанджело, про это место я еще непременно напишу)

Начинаясь из западного коридора Галереи Уффици (вход между залами 25 и 34), коридор выходит к реке, и затем вдоль берега реки Арно, по Старому мосту (Ponte Vecchio) ко дворцу Питти. В то время на мосту располагался мясной рынок, неприятные запахи которого могли оскорбить аристократический нос герцога. Так что рынок перенесли в другое место, а на мосту с тех пор (точнее, с 1593 г.) находятся магазины ювелиров.

Днем на мосту бурлит жизнь. Толпы туристов глазеют и прицениваются к выставленным в древних лавках драгоценностям.

А сфотографированный накануне ночью балкончик (весь в цветах), который казался театральной декорацией, в свете дня обретает совершенно жилой и уютный вид:

А бюст Бенвенуто Челлини на мосту - это традиционное место тусовок всех хиппи Флоренции.

Так, чисто для справки: Мост Менял (фр. Pont au Change) — мост в центре Парижа, перекинутый через реку Сену. Своё имя мост получил из-за множества лавок менял, ранее располагавшихся в домах, которыми был застроен мост до 1788 года.

Считается, что именно этот мост Патрик Зюскинд описал в своём романе "Парфюмер". Мост Менял упоминается в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы» — на мосту находится дом и лавочка парфюмера Бальдини. В ту же ночь, когда главный герой романа Гренуй покидает дом Бальдини, мост Менял рушится вместе со спящим парфюмером. В конце XVIII века с моста были снесены все постройки. Современный облик мост Менял приобрёл во времена Второй империи при бароне Османе.