Инда плакал царь дадон значение. Что такое инда: значение слова. Почему слова уходят из обращения Сказка о золотом петушке читать

ЗАГАДКИ ДЛЯ ЗНАТОКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

(Очень Много Даже)

2.
Цитата из романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»: «Хотела было она реприманд им сделать; и поперхнулась». Что хотела сделать героиня? (Поклон, Выговор,Комплемент)

3.

5.

6.

7.
«А вы знаете, этим неглижировать нельзя: практика от этого страдает», - писал И.С.Тургенев в «Уездном лекаре». Что значит «неглижировать»? (Играть. Спекулировать. Пренебрегать)

8.
В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» упоминается некто, кто «кивер чистил весь избитый». Кивер – это: (Одежда. Оружие. Головной убор)

9.

10.

11.

12.
(Злодей. Глупец. Обыватель.)

13.

14.

15.

Отгадки:
Загадки для знатоков классической литературы. И отгадки
1.
В «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкин пишет: «Инда плакал царь Дадон...» Что значит «инда»?
(Очень Много)

2.
Цитата из романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»: «Хотела было она реприманд им сделат
ь; и поперхнулась». Что хотела сделать героиня? (Поклон, Выговор,Комплемент)
Ответ- Выговор
3.
«; Вам своя фанаберия дорога, извиниться не хочется, ; продолжал штаб-ротмистр». Это цитата из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Что такое фанаберия? (Боязнь, Страх, Спесь, Снобизм)
Ответ-Спесь, снобизм
4. «После ерундопеля - соорудим лампопо моего изобретения». П. Боборыкин. Китай-город. Что такое лампопо? (Игра. Напиток. Горячее блюдо)
ответ- напиток
5.
А.П.Чехов, «Исповедь»: «Дочери Казусова (старшая; моя обже) ослепляли своими нарядами». Обже – это: (Предмет любви. Предмет насмешек. Муза, вдохновительница)
Ответ – Предмет любви.
6.
Цитата из романа Ф.М.Достоевского «Бесы»: «Нет-с, не тут-то было! Началась рацея! Боже, чего тут не было!» Что такое рацея? (Суматоха. Уговоры. Назидательная речь)
Ответ - назидательные речи.
7.
«А вы знаете, этим неглижировать нельзя: практика от этого страдает», - писал И.С.Тургенев в «Уездном лекаре». Что значит «неглижировать»? (Играть. Спекулировать. Пренебрегать).
Ответ - Пренебрегать
8.
В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» упоминается некто, кто «кивер чистил весь избитый». Кивер – это: (Одежда. Оружие. Головной убор).
Ответ-головной убор.
9.
В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть такое перечисление: «...десятка штофных лавочек, трех постоялых двориков, да "ренскового погреба"...» Что такое «ренсковый погреб»?
(Кабак. Магазин, где продавалось вино. Ресторация)
Ответ- Магазин, где продавалось вино.

10.
«Ведь тут что важно: тут не скупость, не скалдырничество важно, а тон всего этого». Это цитата из «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского. Что это за качество – скалдырничество?
(Взяточничество. Сутяжничество. Скупердяйство)
Ответ - Скупердяйство.
11.
М.А.Булгаков, «Мастер и Маргарита»: «; Зрительская масса, ; перебил Семплеярова наглый гаер, ; как будто ничего не заявляла?» Кто такой гаер? (Шут, кривляка. Невоспитанный человек. Наглец.)
Ответ- Шут
12.
М.М.Пришвин в «Дневниках» писал: «Есть, однако, в жизни необходимое сочетание гения с филистером: филистер может быть в одном лице с гением и отдельно». Филистер - это:
Злодей. Глупец. Обыватель.)
Ответ – обыватель.

13.
В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» есть такие строки: «Умильно на пучок зари они роняли слезки три». Что такое «пучок зари»? (Первые лучи утреннего солнца. Разновидность полевой травы. Вспышка света.)
Ответ - Разновидность полевой травы.

14.
Героиня «Преступления и наказания» Сонечка Мармеладова, как известно, носила «зеленый драдедамовый платок». Что за материал такой - драдедам? (Разновидность шелка, Это был вязанный платок, шаль. Шерстяная ткань.)
Ответ: Шерстяная ткань.
15.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» сварливая старуха, ставшая столбовою дворянкой, «таскает за чупрун» и бьет слуг. Чупрун - это: (Воротник. Пояс. Прядь волос)
Ответ- Прядь волос.

Родители школьников младших классов сталкиваются с неожиданной, на первый взгляд, проблемой. Дети с трудом запоминают стихи. И в данном случае это не связано со способностями конкретного ученика.

Для того, чтобы выучить стихотворение, ребенок должен запомнить его содержание и смысл отдельных слов. Без этого заучивание превращается в зубрежку. Чтобы школьник запомнил какой-либо текст, у него в памяти должны зафиксироваться образы, которые помогут его воспроизвести. А если малыш не понимает значение отдельных слов? Связанные с ними образы не формируются. Например, не инда, ребенок не сможет его запомнить.

Почему слова уходят из обращения

Есть множество слов, которыми пользовались наши бабушки и дедушки, но уже не употребляются нами в повседневной жизни. Мы знаем их значение, не удивляемся, когда встречаем в художественной литературе, но в разговорной речи не используем. Поэтому для наших детей это совершенно незнакомые, лишенные смысла термины. Это так называемая пассивная лексика. Существует еще и активная, которой пользуется большая часть населения.

Такое разделение словаря характерно для каждой эпохи. Слова покидают нашу речь по различным причинам. Некоторые уходят из обращения, когда исчезает связанный с ними предмет или явление. Их называют историзмами. Например:

  • кафтан, кокошник, лучина - исчезнувшие предметы быта;
  • локоть, сажень, аршин - обозначения меры длины;
  • приказчик, урядник, городовой - должностные лица.

Другие термины постепенно устаревают, так как появляются новые названия того же предмета, действия, признака. Они называются архаизмами:

  • очи - глаза;
  • ланиты - щеки;
  • лицедей - актер.

Слово "инда" в русской литературе

Читая классические произведения, встречаем подобные историзмы и архаизмы:

  • в сказке А.С. Пушкина о золотом петушке: "Со злости Инда плакал царь Дадон";
  • у М.Е. Салтыкова-Щедрина "Пошехонская старина": "инда тоска возьмет";
  • у И.А. "С радости меня индо в пот бросило".

Значение слова инда, или индо, находим в словаре Ушакова. Оно выражает отношение следствия, используется для усиления и выделения стоящих после него слов. Например: "Лбом ударился, индо из глаз искры посыпались". Синонимами являются:

  • даже;
  • так чтоб;
  • изредка;
  • местами;
  • кое-где;
  • ажно;
  • пусть даже;
  • хоть;
  • так чтоб.

Зачем нам устаревшие слова

Нужно ли пояснять ребенку значение слова инда в сказке? Зачем нам устаревшие слова?

Они используются в художественной литературе для передачи своеобразия эпохи, придания возвышенности, торжественности стилю, для создания сатирического и комического эффекта. В пушкинских сказках они усиливают меткость и яркость характеристик, сообщают им лиризм, народный колорит.

Нужно ли нам знать их значение? Да. В конце концов, без их понимания художественные произведения прошлого превратятся в набор непонятных современнику слов.

Только от нас зависит, смогут ли наши дети наслаждаться красотой бессмертных творений Пушкина, Гоголя, Тютчева, Лермонтова, Толстого, Достоевского и целой плеяды русских поэтов и писателей.

Всероссийская олимпиада школьников

(школьный этап 2018-2019 учебный год)

Русский язык 5-6 класс

1) Определите, сколько раз встречается звук [ы] в следующем стихотворении:

Аист жил у нас на крыше,

А в подвале жили мыши.

2)

Что туда надо поставить?

г сп д (ед. ч., Р. п.)

ч рн й

ж лт й

ж знь

3) В каком из этих слов современная норма требует перед буквой е произносить не мягкий, а твёрдый согласный звук?

4) Прочитайте текст. Определите значение выделенного слова.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

Воеводы не дремали,

Но никак не успевали:

Ан с востока лезет рать.

Справят здесь, - лихие гости

Идут от моря. Со злости

Инда плакал царь Дадон,

Инда забывал и сон.

(Сказка о золотом петушке. А.С. Пушкин )

5 ) Выделите основу и окончание в следующих словах: какао, наголо, лето, горло, около, разъярено (животное), стемнело, весело (живём).

6) Дано предложение:

7) Слово базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок

8) Выпишите из предложений подлежащие. В чем их особенность?

burza

rzeka

krzyk

twarz

brat

prosty

przedmiot

morze

brzucho

robotnik

lekarz

drukarz

[бужа] буря

[жэка] река

[кшык] крик

[тфаш] лицо

[брат] брат

[просты] простой

[пшэдмёт] предмет

[можэ] море

[бжухо] живот

[роботник] работник

[лекаш] врач

[друкаш] печатник

Как бы звучали русские слова

вратарь, розмарин, брюки

Ключи

Даны символы: ё, о, ó, ъ, ь, е, и, ы.

Даны слова с пропусками. Заполните пропуски предложенными символами.

Учтите, что квадратные скобки обозначают транскрипцию.

Какой из предложенных символов никогда не используется в транскрипции?

В какой из пропусков нельзя вставить ни один из предложенных символов?

Что туда надо поставить?

г сп д (ед. ч., Р. п.)

ч рн й

ж лт й

ж знь

10 баллов

(За каждый правильно заполненный пропуск – по 1 баллу (всего 7 баллов).

В транскрипции никогда не используется символ ё (1 балл).

За правильно найденный пропуск, куда нельзя вставить ни один из предло-

женных символов, – 1 балл. За указание на то, что в этот пропуск надо

поставить ы ударное, не представленное в списке предложенных символов, –

г [ó] сп [ъ] д [ъ]

ч [ó] рн [ъ] й // ч [ó] рн [ы] й

ж [ó] лт [ъ] й // ж [ó] лт [ы] й

ж [?] знь

В каком из этих слов современная норма требует перед буквой е произносить не мягкий, а твёрдый согласный звук?

Ателье, атеист, музей, кафе, термин, фанера.

1,5 балла(по 0,5 балла за слово)

Ателье, атеист, кафе

4) Прочитайте текст. Определите значение выделенного слова.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

Воеводы не дремали,

Но никак не успевали:

Ждут, бывало, с юга, глядь, -

Ан с востока лезет рать.

Справят здесь, - лихие гости

Идут от моря. Со злости

Инда плакал царь Дадон,

Инда забывал и сон.

(Сказка о золотом петушке. А.С. Пушкин)

2 балла.

Инда – так что, даже.

Выделите основу и окончание в следующих словах: какао, наголо, лето, горло, около, разъярено (животное ), стемнело, весело (живём).

4 балла (по 0,5 за слово)

Слова какао, наголо, около, весело (живём) неизменяемые, а значит, не имеют окончания, состоят из одной основы.

Слова разъярено, лето, горло, стемнело могут изменяться, следовательно, имеют окончание.

Дано предложение:

Игорь долго не отвечал на письмо Марии.

Найдите в этом предложении слово, к которому можно задать разные вопросы. Укажите, какими членами предложения оно может являться и в каком падеже может стоять. Выполняя задание, укажите, от какого слова в предложении Вы ставите вопрос, чтобы определить падеж найденного Вами слова.

7 баллов

Это слово Марии (1 балл). Оно является определением (1 балл), если зависит от

слова (дополнения) письмо (1 балл) и стоит в родительном падеже (1 балл). Оно

является дополнением (1 балл), если зависит от слова (сказуемого) (не) отвечал

(1 балл) и стоит в дательном падеже (1 балл).

Слово базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?

2 балла (по1б. за каждое правильно

объяснённое выражение)

Птичий базар- место массовых птичьих гнездований на морском берегу; птичий рынок – место, где производится продажа животных и птиц (топоним в Москве).

Выпишите из предложений подлежащие. В чем их особенность?

«Веселый молочник» стал лидером продаж среди отечественных производителей молочной продукции.

«Снежная королева» – моя любимая сказка Андерсена.

Анютины глазки росли у крыльца.

По курсу был Мыс Доброй Надежды.

На августовском небе сиял Млечный Путь.

3,5 балла (по 0,5 б. за каждое + 1 б. за ответ на вопрос)

«Веселый молочник»

«Снежная королева»

Анютины глазки

Мыс Доброй Надежды

Млечный Путь

В левом столбце таблицы даны слова на польском языке, в правом – их немного упрощённая транскрипция (ударение во всех польских словах на второй слог от конца) и перевод.

Как бы звучали русские слова верю, приказ, крюк, рюмка, дверь, Тверь,

вратарь, розмарин, брюки , если бы в них произошли те же фонетические

изменения с согласными, что и в польском? Напишите эти слова тем же

способом, что в транскрипции.

18 баллов

Вежу (2 балл), пшыказ (2 балл), кшук (2 балл), жумка (2 балл), двеш (2 балл),

Тфеш (2 балл), враташ (2 балл), розмажын (2 балл), бжуки (2 балл).

Итого

50 первичных баллов

и и́ндо , союз и

частица. прост.

подчинительный союз. Выражает отношения следствия, означает: так что , так что даже , до того , что .

- Я твердо выучил философию - инда и теперь помню. Белинский, Очерки русской литературы. Соч. Н. Полевого.

- Скучно ведь, матушка? дорог настоящих нет, цены неизвестны… рассчитываешь, рассчитываешь - инда тоска возьмет. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.

усилительная частица. Служит для выделения и усиления того слова, перед которым она стоит.

Со злости Инда плакал царь Дадон. Пушкин, Сказка о золотом петушке.

- С радости меня индо в пот бросило. И. Гончаров, Обыкновенная история.

Такая темнота, что инда зги не видно. Полонский, Ребенку.


Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР . Евгеньева А. П. . 1957-1984 .

Синонимы :

Смотреть что такое "инда" в других словарях:

    Даже, так что, что даже (Даль, иной) См … Словарь синонимов

    Индау, нескл., ж … Русское словесное ударение

    ИНДА. см. индо. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    инда - инда, союз и частица … Русский орфографический словарь

    инда - и И/НДО, неизм. (прост.) Так что; так что даже; до того, что. Справят здесь лихие гости Идут от моря. Со злости Инда плакал царь Дадон, Инда забывал и сон. // Пушкин. Сказка о золотом петушке //; [Скотинин:] Мужик был рослый, ворота… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    Инда - (Конда) – р. , пп р. Илинда (бас. Норы) в Селемджинском р не. Название с эвенк. : инда – собака … Топонимический словарь Амурской области

    ИНДА, ИНДО Нар. разг. I. союз. Выражает отношение следствия, означает: так что, так что даже, до того, что. Плакала, инда глаза красны. II. частица. Употр. для выделения и усиления того слова, перед которым она стоит. Индо страшно стало … Энциклопедический словарь

    инда - 1. = и/ндо; союз. Выражает отношение следствия, означает: так что, так что даже, до того, что. Плакала, инда глаза красны. 2. частица.; употр. для выделения и усиления того слова, перед которым она стоит. Индо страшно стало … Словарь многих выражений

    I инда I. так что, диал. (также Мельников 5, 112), ср. диал. ино, ин тогда, так и да. II II. вода, олонецк. (Барсов). Темное слово … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Част. местн. то же, что даже Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Зарождение зодчества , В.Л. Глазычев. Обращенная к широкому кругу читателей книга посвящена рассказу о самых первых шагах становления архитектуры - замечательного умения повелевать пространством и материалом. Начала этого умения…

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга,глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!

Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.

Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.

Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон

Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. —
Крайне царь был изумлен.
«Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

Анализ «Сказки о золотом петушке» Пушкина

«Сказка о золотом петушке» стала последней по времени написания сказкой Пушкина. Он создал ее в 1834 г. в Болдино. Существовало множество версий об источнике произведения. Наиболее убедительной стала версия А. Ахматовой. Она доказала, что Пушкин использовал произведение В. Ирвинга «Легенда об арабском звездочете», входящее в сборник «Сказки Альгамбры». Основная сюжетная линия очень похожа. Образ шамаханской царицы Пушкин взял из сказки «Княжна Милуша». Имя Дадона упоминается в чрезвычайно популярной в царской России «Сказке о Бове-королевиче».

Несмотря на заимствование основного сюжета и главных образов Пушкин создал совершенно оригинальное произведение, насытив его духом русских народных сказок. В «Легенде…» Ирвинга петушок не золотой, а медный. Он не является самостоятельным персонажем и служит всего лишь символом. Пушкинский петушок живет своей особой жизнью, в конце сказки он становится орудием мести звездочета.

Сказка Пушкина, в отличие от «Легенды…», имеет значительный поучительный характер. Царь гибнет от золотого петушка не просто потому, что незаслуженно обидел и убил звездочета. Его смерть – закономерная расплата судьбы за то, что царь предал забвению своих сыновей, прельстившись шамаханской царицей. Еще одним преступлением стало неисполнение собственного слова, а царское слово считалось святым и непогрешимым.

Произведение содержит нападки на царскую власть. При публикации цензурой была вычеркнута строка «царствуй, лежа на боку» и финальный нравоучительный вывод: «Сказка – ложь, да в ней намек». В черновике Пушкина сопоставления с политической ситуацией были более прозрачными: вместо «в ней намек» — «нам урок», «с иным накладно вздорить» — «с царями плохо вздорить». Поправки были внесены Пушкиным для смягчения острой антицарской направленности «Сказки о золотом петушке».

Среди остальных сказок Пушкина это произведение больше остальных оторвано от первоначального фольклорного источника. Волшебные элементы призваны скрыть действительный смысл, заключающийся в нарушении царского слова. Эта тема не встречается в русских сказках и преданиях. В традиционном противостоянии добра и зла царь либо представляет добро, либо символизирует собой высшую справедливость. В «Сказке о золотом петушке» царь сам преступает высший закон, нарушая данное слово. Его смерть символизирует собой справедливое наказание, которого невозможно избежать ни с помощью власти, ни богатства.