Биография ромен роллан. Ромен Роллан: биография, личная жизнь, творчество, фото. Переписка с русскими классиками

Французский писатель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1915).

Родился 29 января 1866 в Кламси (Бургундия). Высшее образование получил в Высшей нормальной школе в Париже; его работа "История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти" (L"Histoire de l"opéra en Europe avant Lulli et Scarlatti, 1895) была первой в Сорбонне докторской диссертацией на музыкальную тему. Был профессором (история музыки) в Сорбонне и Высшей нормальной школе. Влияние Толстого, с которым Роллан состоял в переписке, сыграло важную роль в развитии определяющих для его творчества гуманистических и пацифистских взглядов, тогда как романтизм и смутный мистицизм были обусловлены, скорее всего, знакомством с немецкой литературой.

Роллан начал свой творческий путь как драматург, добившись большого успеха на французской сцене. Сначала появились пьесы Трагедия веры (Tragédie de la foi): Святой Людовик (Saint Louis, 1897), Аэрт (Aért, 1898), Триумф разума (Le Triomphe de la raison, 1899).

За ними последовали пьесы в более строгом смысле слова исторические: Дантон (Danton, 1900), 14 июля (Le quatorze juillet, 1902) и Робеспьер (Robespierre, 1938). Роллан выступил за создание принципиально новой драматургии, однако его книга Народный театр (Le Théâtre du peuple, 1903) получила скромный отклик. Тогда же он начал свой самый знаменитый роман Жан-Кристоф (Jean-Christophe, tt. 1–10, 1903–1912). Главный герой книги – немецкий композитор, чья жизнь описывается с рождения в маленьком городке на берегу Рейна до смерти в Италии. Его музыка не получает должного признания, но в преодолении трудностей он опирается на преданную дружбу и любовь.

Увлеченный героическими историческими фигурами, Роллан написал несколько биографий: Жизнь Бетховена (La Vie de Beethoven, 1903), Микеланджело (Michel-Ange, 1903) и Жизнь Толстого (La Vie de Tolstoi, 1911), за которыми последовали жизнеописания некоторых индийских мудрецов – Махатма Ганди (Mahatma Gandhi, 1924), Жизнь Рамакришны (La Vie de Ramakrishna, 1929) и Жизнь Вивекананды и всемирное евангелие (La Vie de Vivekananda et l"évangile universel, 1930).

Когда разразилась Первая мировая война, Роллан решил остаться в Швейцарии и предпринял безуспешные попытки добиться примирения между французскими, немецкими и бельгийскими интеллектуалами. Его аргументы были изложены в ряде статей, изданных затем в сборнике Над схваткой (Au-dessus de la mêlée, 1915; рус. перевод 1919 под названием В стороне от схватки) и в романе Клерамбо (Clérambault, 1920). В признание литературных заслуг Роллана в 1915 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.

В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза 30 декабря 1944.

Ромен Роллан (фр. Romain Rolland). Родился 29 января 1866 года в Кламси - умер 30 декабря 1944 года в Везле. Французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед. Иностранный почётный член АН СССР (29.03.1932). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1915) - «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».

Родился в семье нотариуса. В 1881 году Ролланы переехали в Париж, где будущий писатель, окончив лицей Людовика Великого, поступил в 1886 г. в высшую школу Эколь Нормаль.

После её окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов. Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьёзно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.

Вернувшись во Францию, Роллан защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) и, получив звание профессора истории музыки, читал лекции сначала в Эколь Нормаль, а затем в Сорбонне. Совместно с Пьером Обри основал журнал «La Revue d’histoire et de critique musicales» в 1901 году. К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии «Музыканты прошлого» (1908), «Музыканты наших дней» (1908), «Гендель» (1910).

Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия «Святой Людовик» - начальное звено драматического цикла «Трагедии веры», к которому также принадлежат «Аэрт» и «Настанет время».

Во время Первой мировой войны Роллан - активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».

В 1915 году он награждён Нобелевской премией по литературе.

Роллан активно переписывался со , приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года, но при этом страшился её методов и идее «цель оправдывает средства». Ему более импонируют идеи непротивления злу насилием .

С 1921 года переезжает в Вильневу, Швейцария, где активно работает и переписывается со многими писателями, путешествует в Лондон, Зальцбург, Вену, Прагу и Германию.

В 1937 году Роллан писал Сталину, пытаясь вступиться за репрессированных (Бухарина, Аросева), но не получил ответа.

Среди других его корреспондентов были Эйнштейн, Швейцер, .

По возвращении во Францию в 1938 году, начал получать известия о жестоких репрессиях в Советском Союзе, но на его письма, которые он писал знакомым руководителям страны, ответов не получал.

В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза.

Литературная деятельность Ромена Роллана:

Начало литературной деятельности Роллана относится к периоду после защиты диссертаций, а именно после 1895 года.

Его первая пьеса «Орсино», замысел которой появился ещё во время пребывания в Италии, относит читателя к эпохе Возрождения, где главный герой, Орсино выражает собой все замечательные черты этой эпохи.

Кроме этой пьесы этого периода творчества писателя, существует ещё несколько пьес посвящённых античной и итальянской тематике, среди которых «Эмпедокл» (1890), «Бальони» (1891), «Ниобея» (1892), «Калигула» (1893) и «Осада Мантуи» (1894). Но все эти пьесы не принесли успеха автору и не были опубликованы или поставлены на сцене.

Трагедия «Людовик Святой» (1897), одна из пьес цикла «Трагедии веры», в которую также вошли драмы «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903), стала первой пьесой, которою Роллану удалось опубликовать. Это философская пьеса, в которой происходит конфликт между верой и неверием, где веру представляет Людовик Святой, возглавивший крестовый поход, а неверие сеньоры Салисбери и Манфред, презирающие других людей. В этом цикле пьес Роллан соединяет социально-философские идеи драм и романтические черты Шиллера и . При этом автор пытается доказать необходимость обновления жизни общества и самого искусства.

К обновлению искусства призывает и сборник статей автора, вышедших в книге «Народный театр» (1903). Автор пытается убедить, что искусство, в частности театральное, не должно быть только ради искусства, а должно быть понятным для народа и побуждало его к действию.

Ещё одной попыткой реформы театра стал цикл пьес «Театр революции», в который вошли 4 пьесы, среди которых «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое июля» (1902). Этот цикл посвящён французской революции, но при этом автор пытается решить проблемы современности и роли простого народа в истории. Революция одновременно и привлекает автора и пугает. При этом в этих драмах автор пытается разрешить философские и нравственные проблемы.

Например, в пьесе «Волки», происходит конфликт между важностью жизни одного невинного человека и интересом революции и общества в целом. В пьесе «Четырнадцатое июля» происходит попытка включить зрителя в действие, а главным героем этой драмы становится целый народ.

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».

Позже автор обращается к жанру биографии, подражая при этом Плутарху. Но при этом, он выступает и как новатор этого жанра, включая в свои произведения черты психологического очерка, литературного портрета и музыкального исследования.

Наиболее известное произведение - роман «Жан-Кристоф» (1904-1912), состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жан-Кристофа Крафта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально - мир между государствами. Попытка автора передать развитие чувств главного героя, привело к появлению абсолютно новой формы романа, который определяется к «роман-река». Каждая из трех частей этого романа носит завершенный характер, а также свою тональность и свой ритм, как в музыке, а лирические отступления придают роману большую эмоциональность. Жан-Кристоф - это современный герой бунтарь, новый гений музыки своего времени. Вместе с эмиграцией Кристофа, писатель воссоздает жизнь европейского народа и снова пытается заговорить о необходимости реформы в искусстве, которое стало объектом коммерции. В конце романа Кристоф перестает быть бунтарем, но при этом остается верен своему искусству.

Ещё одной попыткой соединить мечту и действие стала повесть «Кола Брюньон» (1918). В этой повести он снова обращается к эпохе Возрождения, а местом действия стае Бургундия, малая родина писателя. Кола - главный герой повести, веселый и талантливый резчик по дереву. Труд и творчество, как синтез и как сама жизнь стают главными темами творчества писателя. В отличии от интеллектуального романа «Жан-Кристоф» эта повесть отличается своей простотой.

Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих деятелях: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Оставаясь верным идее соединить мечту и действие, в «Жизни Микеланджело» автор описывает конфликт личности гения и слабого человека в одном лице. Таким образом, он не может завершить свои работы и просто отказывается от искусства.

После Первой мировой войны происходит эволюция творчества писателя, который рассматривает войну не как следствие противоречий, а как способ зарабатывания денег отдельными людьми.

Таким образом, в 1915 году выходит сборник антивоенных статей «Над схваткой», а в 1919 книга «Предтечи». В 1916 году автору присуждается Нобелевская премия: «За возвышенный идеализм его литературных произведений, а также за подлинную симпатию и любовь, с которой писатель создает различные человеческие типы».

Антивоенные взгляды писатель продолжает исповедовать в памфлете «Лилюли» (1919), трагедии «Пьер и Люс» (1920) и романе «Клерамбо» (1920), где мирная жизнь и человеческие чувства противоставляются разрушительной силе войны.

Не в силе примирить революционные мысли для преобразования общества с отвращением к войне он обращает к философии Махатмы Ганди, результатом чего стали книги «Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды» (1930).

Несмотря на послереволюционный террор в Советском союзе, Роллан продолжил свою связь и поддержку этого государства. Таким образом, появились его статьи «На смерть Ленина» (1924), «Письмо в „Либертэр“ о репрессиях в России» (1927), «Ответ К. Бальмонту и И. Бунину» (1928). Роллан продолжил считать, что даже несмотря на репрессии, революция в России была величайшим достижением человечества.

После Первой мировой войны наиболее значительной работой автора стал роман «Очарованная душа» (1922-1923), в котором Роллан переходит к социальным темам. Героиня этого романа - женщина, борющаяся за свои права, побеждая все невзгоды жизни. Потеряв своего сына, которого убил итальянский фашист, она присоединяется к активной борьбе. Таким образом, этот роман стал первым антифашистским романом автора.

В 1936 году Роллан публикует сборник эссе и статей под название «Спутники», в котором он писал о мыслителях и представителях искусства, которые повлияли на его творчество, среди них Шекспир, Л. Н. Толстой, Гюго и .

В 1939 году выходит пьеса Роллана «Робеспьер», с которой он завершил тематику революции. Таким образом, она стала итого творчества автора в этом направлении. Автор рассуждает о терроре в послереволюционном обществе, приходя к мысли о его нецелесообразности.

Оказавшись в оккупации, после начала Второй мировой войны, Роллан продолжает работать над автобиографическими произведениями «Внутреннее путешествие» (1942), «Кругосветное плаванье» (1946) и грандиозным исследованием творчества Бетховена под названием «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1928-1949).

В 1944 году он написал последнюю свою книгу под названием «Пеги», в которой описывал своего друга поэта и полемиста, а также редактора «Двухнедельных тетрадей» и его эпоху. Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомный труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».

В посмертно изданных мемуарах (Mémoires, 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству.

Был женат на Марии Павловне Кювилье, которая в первом браке была замужем за князем Сергеем Александровичем Кудашевым.

Годы жизни: с 26.01.1866 по 30.12.1944

Французский романист, драматург, публицист, искусствовед, общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Признанный классик французской и мировой литературы.

Р. Роллан родился в обеспеченной семье в Кламси, на юге Франции, где провел детские годы. Его отец, Эмиль, был нотариусом. По настоянию матери в 1880 г. семья переехала в Париж, чтобы сын мог получить хорошее образование. С ранних лет Ромен полюбил музыку, мать обучала его игре на пианино. В 1886 г. юноша, окончив лицей Людовика Великого, поступает в весьма престижную высшую школу «Эколь нормаль сюперьер», где изучает историю, и в 1889 г. получает диплом преподавателя. Уже в пору студенчества Роллан знакомится с творчеством и философскими взглядами Л. Толстого (впоследствии писатели вели переписку), эти взгляды оказали огромное влияние на формирование мировоззрения самого Роллана.С 1889 по 1891 г. Pоллан едет по стипендии в Рим, где изучает историю музыки. В этот период под впечатлением исторических пьес Шекспира Роллан увлекается литературой. В 1892 г. он женился на Клотильде Бреаль, дочери знаменитого филолога (развелись в 1901). В 1893 г. Роллан вновь приезжает в Париж, занимается здесь преподавательской и научной работой, а также литературой. В 1985 г. Роллан защитил диссертацию в области истории музыки, после чего получает кафедру музыкознания, специально для него учрежденную.В течение следующих 17 лет Роллан совмещает занятие литературой с чтением лекций по музыке и изобразительному искусству в Сорбонне, а также в других учебных заведениях. В это же время в журнале «Двухнедельные тетради» ("Cahiers de la Quinzaine") Pоллан печатает свои первые произведения. Первыми литературными произведениями Роллана стали пьесы. Его произведения поначалу были довольно холодно приняты, поскольку во французском театре процветала мещанская мелодрама. Это и навело Роллана на мысль о народном театре; подобно Льву Толстому, Роллан полагал, что публика должна воспитываться на героических примерах. Однако и его статья (впоследствии ставшая книгой) «Народный театр» прошла незамеченной. Тогда Роллан обращается к жанру биографии и пишет «Жизнь Бетховена» (1903) и биографию Микеланджело (1905). Эти и другие произведения биографического жанра занимают важное место в литературном наследии писателя.В 1904 г. начинает выходить в печати центральное произведение Роллана – десятитомный роман «Жан Кристоф» (1904-1912), именно с этим романом к Роллану приходит известность. В основном благодаря «Жан Кристофу» в 1915 г. Роллан получает Нобелевскую премию по литературе «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи». Незадолго до Первой мировой войны Роллан поселился в Швейцарии и в 1915 г. опубликовал цикл антивоенных статей «Над схваткой» ("Audessus de la melee"), вызвавший бурю протеста среди «патриотически» настроенной части европейского общества.Роллан положительно отнесся к Октябрьской революции и на протяжении всей жизни очень позитивно относился к СССР. Писатель вел переписку с М. Горьким, а в 1935 г. посетил Советский Союз и даже беседовал со Сталиным. Вообще в годы между мировыми войнами писатель все больше времени и сил уделяет политике и общественной жизни и в то же время по-прежнему очень много пишет. В 20-е гг. он увлекается индийской религиозной и политической мыслью и пишет ряд биографий индийских мыслителей и общественных деятелей: М. Ганди, Рамакришны, Вивекананды.В 1934 г. Роллан женился на Марии Кудашевой, а четыре года спустя вернулся из Швейцарии во Францию. Во время второй мировой войны писатель жил в оккупированном Везле, где 30 декабря 1944 г. скончался от туберкулеза, которым страдал с детства.

Работа Роллана «История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (L"Histoire de l"opéra en Europe avant Lulli et Scarlatti) была первой в Сорбонне докторской диссертацией на музыкальную тему.

Нобелевская премия была вручена писателю с опозданием на год отчасти из-за войны, отчасти из-за скандала, вызванного публикацией статей «Над схваткой».

Творчество Р. Роллана оказало большое влияние на , что видно из переписки писателей.

Награды писателя

Библиография

Драматургия

Цикл пьес «Трагедии веры»:
Святой Людовик (1897)
Аэрт (1898)
Торжество разума (1899)

Цикл пьес «Театр революции»:
Волки (1898)
Дантон (1899)
Четырнадцатое июля (1902)
Игра любви и смерти (1924)
Вербное воскресенье (1926)
Леониды (1928)
Робеспьер (1939)

Драматургия вне циклов:
Настанет время (1903)

Книги Ромена Роллана - словно целая эпоха. Неоценим его вклад в дело борьбы за счастье и мир человечества. Роллана любили и считали верным другом трудящиеся многих стран, для которых он стал “народным писателем”.

Детство и студенчество

(фото выше) родился в маленьком городке Кламси на юге Франции в январе 1866 года. Отец его был нотариусом, как и все мужчины в семье. Дед Роллана принимал участие в штурме Бастилии, и его жизнелюбие стало основой образа одного из лучших героев, созданным писателем, Кола Брюньона.

В родном городе Роллан окончил колледж, затем продолжил обучение в Париже, был преподавателем в Сорбонне. В одном из своих философских трактатов написал, что главное для него - это жизнь, прожитая на благо людей, и поиск истины. Роллан переписывался со Львом Толстым, и это укрепило его поиски истоков искусства.

Ромен любил музыку, которой мать обучала его с ранних лет, окончил престижную школу Эколь Нормаль, где изучал историю. После окончания он в 1889 году по стипендии уехал в Рим для изучения истории. Под впечатлением от пьес Шекспира начал писать исторические драмы о событиях итальянского Возрождения. Вернувшись в Париж, он писал пьесы и занимался исследовательской работой.

Цикл “Французская революция”

В 1892 году женился на дочери знаменитого филолога. В 1893 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию по музыке, после чего преподавал на кафедре музыки. Жизнь Ромен Роллана следующие 17 лет - это чтение лекций, занятия литературой и первые произведения.

Роллан был сильно встревожен состоянием искусства, видя, что буржуазия зашла в тупик, и он поставил своей задачей мужественное новаторство. В те времена Франция была близка к гражданской войне - в таком конфликте и берут начало первые произведения писателя.

Литературная деятельность началась с пьесы "Волки", вышедшей в 1898 году. Годом позже была поставлена пьеса "Торжество разума". В 1900-м писатель написал драму "Дантон", которая в этом же году была продемонстрирована публике.

Еще одна драма, которая занимает важное место в революционном цикле Роллана, - "Четырнадцатое июля", написанная в 1901 году. В ней писатель показал мощь и пробуждение восставшего народа. Исторические события, которые Роллан хотел воспроизвести, явно просматривались уже в первых драмах. В них большое место отведено народу, мощь и силу которого писатель ощущал всем существом, но народ для него оставался загадкой.

Народный театр

Ромен Роллан вынашивал идею Народного театра и, наряду с драмами, писал на эту тему статьи. Они вошли в книгу "Народный театр", вышедшую в 1903 году. Его творческие замыслы душит обрушившееся на писателя буржуазное общество.

Отказавшись от планов создания Народного театра, Роллан берется за роман "Жан-Кристоф", желая воплотить в нем то, что не удалось сделать в театральных начинаниях. Впоследствии он скажет, что Жан-Кристоф отомстил за него на этой ярмарке тщеславия.

В начале века произошел поворот и в творчестве писателя. Роллан уже не обращается к истории, а ищет героя. В предисловии к "Жизни Бетховена", опубликованной в 1903 году, Ромен Роллан пишет: "Пусть нас овеет дыханием героя". Он старается подчеркнуть в облике знаменитого музыканта черты, которые импонируют ему. Вот почему жизнеописание Бетховена получило в его трактовке своеобразный оттенок, не всегда соответствующий исторической правде.

Жан-Кристоф

В 1904 году Роллан приступает к написанию романа "Жан-Кристоф", который он задумал еще в 90-х годах. Закончен он был в 1912-м. Все этапы жизни героя, полной непрестанных исканий, принесшей ему беды и победы, проходят перед читателем от рождения до его одинокой смерти.

Первые четыре книги, рассказывающие о детстве и молодости героя, отображают Германию и Швейцарию тех лет. Писатель всячески старается показать, что только из народа может выйти настоящий гений. Непримиримый и не привыкший отступать, Кристоф столкнулся с буржуазной общественностью. Ему пришлось оставить свою родину и бежать из Германии. Он приезжает в Париж и рассчитывает найти то, что ему надо. Но все его мечты рассыпаются в прах.

С пятой по десятую книги рассказывается о жизни героя во Франции. Они охватывают сферу культуры и искусства, которые так волновали автора книги, и он выставил напоказ и обнажил истинную сущность буржуазной демократии. В дневнике писателя еще в 1896 году есть запись о первоначальном замысле романа: "Это будет поэма моей жизни". В каком-то смысле так оно и есть.

Героические жизни

В 1906 году Ромен Роллан пишет "Жизнь Микеланджело" и параллельно работает над четвертой книгой Кристофа. Ясно просматривается внутреннее сходство этих двух произведений. Таким же образом просматривается параллель между девятой книгой и "Жизнью Толстого", которая была напечатана в 1911 году.

Доброта, героизм, духовное одиночество, чистота сердца, — то, что влекло Роллана к русскому писателю, стало переживаниями Кристофа. На "Жизни Толстого" задуманный Роменом цикл "Героические жизни" о жизни Гарибальди, Ф. Милле, Т. Пейна, Шиллера, Мадзини остановился и так и остался ненаписанным.

Кола Брюньон

Следующим шедевром стала книга Ромен Роллана "Кола Брюньон", опубликованная в 1914 году. Писатель воссоздал здесь историческое прошлое, и читатель отчетливо чувствует его восхищение французской культурой, нежную и горячую любовь к родной земле. Действие романа происходит в родном городе Роллана Кламси. Роман представляет запись жизни главного героя - резчика по дереву, талантливого, остроумного, с редкостным жизнелюбием.

Годы борьбы

В годы войны обнажаются сильные и слабые стороны творчества Роллана. Он ясно видит преступность войны и одинаково относится к обеим враждующим сторонам. Чувства мучительного разлада просматриваются в сборниках антивоенных статей, написанных писателем с 1914 по 1919 год.

Время между двумя войнами писатель называет "годами борьбы". В это время написана смелая и откровенная исповедь "Прощание с прошлым", опубликованная в 1931 году. Здесь он честно открыл свои внутренние искания в жизни и творчестве, искренне признал свои ошибки. В 1919 - 1920 годах увидела свет "История свободомыслящего человека", "Клерамбо", повести "Пьер и Люс" и "Лилюли".

Писатель продолжал в эти годы цикл драм о Французской революции. В 1924 и 1926 годах выходят пьесы Ромен Роллана "Игра любви и смерти" и "Вербное воскресенье". В 1928 году он написал драму "Леониды", по словам критиков, самую "неудачную и антиисторическую".

Очарованная душа

В 1922-м писатель приступает к циклу "Очарованная душа". Это огромное произведение Роллан пишет восемь лет. Многое роднит Кристофа и героиню этого романа, поэтому и воспринимается произведение, как что-то давно знакомое. Аннета ищет "свое место в трагедии человечества" и думает, что нашла. Но она далека от цели, и таящуюся в ней энергию героиня не может применить на благо народа. Аннета одинока. Ее опора только в ней самой, в ее душевной чистоте.

По мере развития событий в романе все большее место занимает обличение буржуазного общества. Вывод, к которому приходит героиня романа: "сломать, разрушить" этот порядок смерти. Аннета понимает, что ее лагерь найден и социальный долг ничего не стоит рядом с материнством и любовью, вечными и непоколебимыми.

Продолжит дело матери ее сын Марк, в которого героиня вложила все лучшее, что могла ему дать. Он и занимает большую часть последних частей эпопеи. Юноша, вылепленный из "добротного материала", становится участником антифашистского движения и ищет путь к народу. В Марке автор дает образ интеллигента, которого занимают идейные искания. И перед взором читателей предстает человеческая личность во всех ее проявлениях — радости и горе, торжестве и разочаровании, любви и ненависти.

Написанный в 30-е годы роман "Очарованная душа" и сегодня не теряет своей актуальности. Насыщенный политикой и философией, он остается повествованием о человеке со всеми его страстями. Это великий роман, в котором автор поднимает жизненно важные вопросы, в нем ясно виден призыв к борьбе за счастье человечества.

Новый мир

В 1934 году Роллан женится во второй раз. Его спутницей жизни стала Мария Кудашева. Они возвращаются из Швейцарии во Францию, и писатель становится в ряды борцов с нацизмом. Ромен клеймит всякое проявление фашизма, и вслед за "Очарованной душой" в 1935 году выходят два замечательных сборника публицистических выступлений писателя: "Мир посредством революции" и "Пятнадцать лет борьбы".

В них - биография Ромен Роллана, его политическое и творческое развитие, искания, вступление в антифашистское движение, переход "на сторону СССР". Так же, как и в "Прощании с прошлым", много самокритики, рассказ о его пути к цели через преграды - шел, падал, уклонялся в сторону, но упорно продолжал идти, пока не достиг нового мира.

В этих двух книгах много раз упоминается имя М. Горького, которого писатель считал своим товарищем по оружию. Они переписывались с 1920 года. В 1935 году Роллан приехал в СССР и, несмотря на болезнь, стремился как можно больше узнать о Советском Союзе. Вернувшись из страны Советов, семидесятилетний Роллан всем говорил, что у него заметно прибавились силы.

Незадолго до войны, в 1939 году, Ромен Роллан публикует пьесу "Робеспьер", которая и завершила цикл, посвященный Французской революции. Через всю драму проходит тема народа. Четыре года гитлеровской оккупации тяжелобольной писатель провел в Везеле. Последним публичным выступлением Роллана стал прием в честь годовщины революции в советском посольстве в 1944 году. Он умер в декабре этого же года.

Читательские отзывы

О Ромен Роллане пишут, что он отличается редкой для тех лет энциклопедичностью - прекрасно разбирается в музыке и живописи, в истории и философии. А еще он неплохо понимает людскую психологию и реалистично показывает, почему человек так поступает, что им движет и творится в его голове, с чего все началось.

Литературное наследие писателя на редкость многообразно: эссе, романы, пьесы, мемуары, биографии людей искусства. И в каждом произведении он натурально и живо показывает жизнь человека: детство, годы взросления. От его пытливого ума не скроются чувства и переживания, свойственные многим.

Казалось бы, изобразить мир ребенка глазами взрослому человеку сложно, но у Роллана это получается невероятно живо и талантливо. Он восхищает своим плавным и легким стилем. Произведения читаются на одном дыхании, как песня, насквозь пропитанная музыкой, будь то описание природы или домашнего быта, чувства человека или его внешность. Меткие замечания автора поражают простотой и одновременно глубиной, каждую его книгу можно буквально разобрать на цитаты. Ромен Роллан устами своих героев высказывает читателю свое мнение обо всем: о музыке и религии, политике и эмиграции, журналистике и вопросах чести, о стариках и детях. В его книгах — жизнь.

(1866-1944) французский писатель

Ромен Роллан прославился как прозаик: он автор романов «Жан-Кристоф», «Кола Брюньон», «Очарованная душа». Роллан известен также как драматург, литературный критик, специалист в области истории. Он был одним из крупнейших музыковедов, а кроме того - активным борцом антифашистского движения.

Ромен Роллан родился в небольшом городке Кламси в семье нотариуса. От своей матери он унаследовал необыкновенную любовь к музыке. Одно время юноша даже мечтал стать пианистом. Музыка занимала огромное место в жизни писателя и прошла через все его творчество.

В 1880 году семья переехала в Париж, чтобы сын смог продолжить образование. После окончания лицея он поступил на историко-географическое отделение Высшей нормальной школы - одного из лучших гуманитарных высших учебных заведений. Получив диплом историка в 23 года, Ромен уехал на стажировку в Рим. Два года, проведенные в Италии, были самыми светлыми в его жизни. В памяти Роллана Италия осталась страной, дарящей миру шедевры искусства.

Вернувшись во Францию, он блестяще защитил две диссертации: «История европейской оперы до Люлли и Скарлатти» и «Причины упадка живописи в Италии XVI века». Роллан читал курс лекций по истории искусств и истории музыки сначала в Высшей нормальной школе, а с 1904 по 1912 год - в Сорбонне, парижском университете. В это же время он начал сотрудничать с различными журналами, где публиковал статьи по истории музыки, искусства, теории народного театра. Писатель активно выступал против декадентского искусства. Задача искусства, по его мнению, воспевать жизнь и помогать человеку жить и бороться со злом, воспитывать в людях любовь к истине, отказ от иллюзий. Большое влияние на формирование взглядов Роллана-писателя оказала переписка со Львом Толстым, которого он считал своим другом и учителем. Позднее Роллан писал: «Он научил меня видеть и любить человечество».

Герои произведений Роллана - это сильные личности, могучие творческие натуры, борцы за правду и за счастье человечества. Для него герой лишь тот, «кто велик сердцем».

Его герои много страдают, они люди одинокие. Писатель разделяет мысль Толстого о том, что «истинные художники не могут быть довольными, сытыми, наслаждающимися людьми».

Ромен Роллан начал свою литературную карьеру как драматург. Первые его пьесы, объединенные в цикл «Трагедии веры» (1897-1898), не имели успеха. Писатель создает второй цикл пьес - «Драмы Революции», куда вошли 8 пьес, написанных с 1898 до 1939 год. Самые известные из них: «Волки» (1898), «14 июля» (1902), «Робеспьер» (1939).

Роллан написал также серию «Жизнь великих людей» («Жизнь Бетховена», «Жизнь Толстого», «Махатма Ганди» и другие).

Всемирную известность ему принес роман «Жан-Кри-стоф», состоящий из десяти книг и публиковавшийся с 1904 по 1912 год. Эта книга об искусстве, о его силе и месте в жизни человека, о роли творца в обществе. Главный герой романа - немец Жан-Кристоф Крафт, гениальный музыкант. Он - «Бетховен наших дней». В романе описана его жизнь с момента рождения и до самой смерти, жизнь, полная страданий, потерь и борьбы. В первых четырех книгах действие разворачивается в Германии. Начиная с пятой книги и до конца романа описывается жизнь Жан-Кристофа во Франции, куда он переезжает жить и где умирает уже знаменитым композитором. В своем произведении Роллан нарисовал картину жизни Европы на рубеже двух веков. Многие исследователи называли «Жан-Кристофа» энциклопедией французской жизни на фоне жизни главного героя. Роллан отразил социальные, политические, философские, нравственные проблемы современной жизни.

В 1914 году он пишет свой второй знаменитый роман - «Кола Брюньон». Действие этой книги происходит в его родном городке Кламси в 1616 году, в эпоху Возрождения. Роман написан от лица Кола Брюньона, резчика по дереву, истинного творца и волшебника своего дела. Книга построена как дневник Кола, жизнерадостного бургундца и неунывающего оптимиста, несмотря на все несчастья и потери в жизни. Роман написан живым, народным языком, полным прибауток, пословиц.

Написанный перед Первой мировой войной, он был опубликован только после ее окончания, в 1919 году, так как многие и даже близкие друзья Роллана назвали его слишком вольнодумным и антипатриотическим.

С началом Первой мировой войны Ромен Роллан, гонимый националистически настроенной прессой, уехал в Швейцарию, где написал статьи, клеймящие как саму войну, так и ее вдохновителей. В 1915 году в Швейцарии он получил Нобелевскую премию по литературе.

Его давно интересовали идеи социализма. Но он не принимал активного участия в общественно-политической жизни страны. В период Первой мировой войны Роллан выступил в печати с серией антивоенных и антинационалистических статей, открыто приветствовал Октябрьскую революцию в России и стал большим другом Советского Союза. Роллан переписывался с Луначарским, был другом М. Горького, посвятил ряд работ В. И. Ленину. Он отходит от своей прежней идеи - стоять «над схваткой» (так назывался один из сборников его статей) - и приходит к выводу о необходимости был сослан в Иркутск. Семья вернулась в Москву, когда Михаилу было уже девять лет. После окончания гимназии в 1917 году он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, собираясь стать скульптором.

В те годы отец Ромма работал дежурным врачом во МХАТе, и Михаил стал заядлым театралом. Он пересмотрел все спектакли, которые шли там в то время, хорошо узнал театральный мир, а потом и сам стал заниматься в театральном кружке.

Однако вскоре учебу пришлось оставить, так как надо было зарабатывать на жизнь. Ромм устроился работать продагентом, но через некоторое время его призвали в армию. Там юноша прослужил два с лишним года и, демобилизовавшись в 1921 году, вернулся в родное училище, ставшее к тому времени ВХУТЕИНом.

Он учился в мастерской, которой руководила А. С. Голубкина. После окончания училища в 1925 году Ромм стал заниматься скульптурой: он, в частности, сделал для Первой сельскохозяйственной выставки две статуи, изображавшие рабочего и крестьянина.

Одновременно он работал в театре, писал повести и рассказы, переводил. Возможно, переводами он стал заниматься по примеру своего старшего брата Александра, который был поэтом-переводчиком.

В кино Ромм пришел в начале тридцатых годов. Он стал работать ассистентом по звуку у кинорежиссера А. Мачерета снимавшего картину «Дела и люди», а вскоре начал писать сценарии для фильмов. Первые его опыты были достаточно скромными, но третью работу заметили, главным образом потому, что по сценарию Ромма фильм «Конвейер смерти» поставил известный режиссер И. Пырьев.

После этого Ромму предложили весьма трудную и, казалось, даже неразрешимую задачу - сделать картину, которую можно было бы показать и в немом, и в звуковом варианте. Практически это означало использование минимума декораций и совсем небольшого числа актеров. После долгих поисков Ромм остановился на рассказе Мопассана «Пышка». Чтобы сделать игру актеров более выразительной, он снял всю картину на крупных планах.

Вначале картину приняли без энтузиазма, но все-таки показали ее приехавшему в СССР известному французскому писателю Ромену Роллану. Тот пришел в восторг и сказал, что Ромм очень живо воссоздал французский быт.

Стилистика немого кино преобладала и в следующей его работе - картине «Тринадцать», в которой рассказывалось о подвиге тринадцати красноармейцев. На ее съемках режиссер познакомился с актрисой Е. Кузьминой, и они вскоре поженились. В этом фильме Ромм продолжил свои режиссерские поиски, но произошло то, чего он никак не ожидал: после выхода картины его стали упрекать в... натурализме. Благодаря блестящей работе оператора Б. Волчека зритель почти физически ощущал напряжение боя. Но именно это не понравилось любителям романтизации, одним из приверженцев которой выступал писатель Вс. Вишневский. Однако зрители с восторгом приняли картину, по-своему разрешив этот спор.

В середине тридцатых годов Ромм начал готовиться к новой большой работе - постановке картины о герое Гражданской войны. Однако резкое изменение политической ситуации заставило его отказаться от завершения

сценария, написанного вместе с поэтом В. Гусевым. Не повезло и следующей картине - экранизации «Пиковой дамы» А. С. Пушкина. Сценарий был утвержден, композитор С. Прокофьев начал писать музыку, но картину так и не осуществили.

Вместо этого Ромму поручили снимать картину о событиях Октябрьской революции. Фильм надо было завершить к ее двадцатой годовщине. И сценарий, автором которого был А. Каплер, и состав исполнителей утверждались в самых высоких инстанциях. В роли Ленина должен был сниматься Б. Щукин, актер театра имени Вахтангова. И Ромм блестяще справился с труднейшей задачей. Весь период съемок занял два с половиной месяца. Фильм «Ленин в Октябре» был восторженно принят зрителями и критикой, хотя сам режиссер не был удовлетворен этой работой, поскольку она была заведомо конъюнктурной.

Вторая картина дилогии - фильм «Ленин в 1918 году» - должна была стать продолжением первой. Но из сценария были исключены эпизоды, рассказывающие о восстании левых эсеров, убийстве германского посла Мирбаха, Брестском мире. От режиссера потребовали отступления от исторической правды. Картина вышла на экраны в искаженном виде. Лишь после XX съезда партии в 1956 г. Ромм получил возможность сделать ее новую редакцию.

Следующая работа режиссера была диаметрально противоположной. В фильме 1943 года «Мечта» он должен был показать, как жили в тех районах, которые были «освобождены» Красной Армией в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа в 1939 году. Вместо этого на экране возник мастерски сделанный коллективный портрет обитателей «меблирашек» (меблированных комнат) в одном из городков на окраине панской Польши. В этой картине свою лучшую роль сыграла Ф. Раневская.

Во время войны Ромм впервые пробовал сниматься в качестве актера. С. М. Эйзенштейн пригласил его в свою картину «Иван Грозный», в третьей серии которой Ромм должен был играть роль... английской королевы Елизаветы. Этот замысел так и не осуществился.

В 1945 году Михаил Ромм поставил фильм «Человек № 217» и в следующем году получил за него премию международного кинофестиваля в Канне. В 1950 году вышел его приключенческий фильм «Секретная миссия».

Хотя один из этих фильмов тяготел к жанру трагедии, а другой строился на приключенческой интриге, в них одинаково сильны были публицистические ноты. К этим работам Ромма примыкали и другие его фильмы. В 1948 году он снял картину «Русский вопрос» по пьесе К. М. Симонова. Она имела большой успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом, удостоившись Премии мира международного кинофестиваля в Марианске-Лазне и главной премии международного кинофестиваля в Злине.

В 1956 году вышел новый фильм Ромма - политический детектив «Убийство на улице Данте». Здесь режиссер собрал настоящее созвездие актеров. Новыми красками заблистал в нем талант О. Жакова. Ромм вообще славился своим умением открывать актерские имена. Вспомним, что в этой картине впервые появился на экране М. М. Козаков.

Значительная страница в творчестве Ромма связана с дилогией об адмирале Ушакове. Однако выбор этой темы тоже не зависел от самого режиссера. Просто картина В. Пудовкина «Адмирал Нахимов» вызвала недовольство Сталина, и было решено сделать новый исторический фильм, более соответствующий духу времени. Выбор пал на режиссера Ромма и пьесу А. Штейна 1953 года «Флаг адмирала». В результате самыми удачными работами в картине стали роли исторических персонажей - Г. А. Потемкина в исполнении Б. Ливанова и Екатерины Второй в исполнении О. Жизневой. Образ же Ф. Ушакова, созданный И. Переверзевым, не вышел за пределы внешней изобразительности.

Новый период в творчестве Ромма начался с фильма «Девять дней одного года». Он вышел в 1962 году и получил премию международного кинофестиваля в Карлови-Вари, а в 1966 году был удостоен Государственной премии РСФСР. По определению режиссера, это произведение о молодых ученых-физиках явилось «картиной-размышлением».

Научные поиски были неотделимы в фильме от нравственных оценок деятельности ученого, его ответственности за судьбы людей. В картине снялись молодые актеры А. Баталов, Т. Лаврова, И. Смоктуновский.

В 1966 году Ромм поставил свой самый известный фильм - «Обыкновенный фашизм», который также был удостоен высоких наград - специальной премии Всесоюз-ного кинофестиваля и специального приза жюри кинофестиваля в Лейпциге. В документальной картине рассказывалось об истоках фашизма и тоталитаризма. Режиссер глубоко проанализировал эти явления и впервые в истории кинематографа рассмотрел их с точки зрения обычного человека.

В этом фильме советский зритель также впервые познакомился и с фашистской кинохроникой, которая была включена в картину наряду с военными архивными материалами СССР. Не менее, чем изобразительный ряд, был интересен и дикторский текст, который написал и прочитал за кадром сам режиссер.

Последний свой фильм «И все-таки я верю» («Мир сегодня») Ромм делал уже будучи смертельно больным и не закончил его. Уже после смерти мастера фильм завершили в 1976 году его друзья и коллеги М. Хуциев, Э. Климов и Г. Лавров. В нем на документальном материале поднимались вопросы о судьбах молодежи в современном мире.

Кроме работы над фильмами, Ромм много внимания уделял воспитанию молодых режиссеров. С 1949 года он преподавал во ВГИКе и в 1958 году получил звание профессора. Среди его учеников можно назвать таких выдающихся кинематографистов, как Т. Абуладзе, В. Басов, Г. Чухрай, В. Шукшин, Г. Данелия, И. Таланкин, Р. Чхеидзе, А. Митта, А. Михалков-Кончаловский, Н. Михалков.