Какие были аварии в космосе. Аварии и чп на российских космических кораблях "союз"

Шаттл Челленджер

Год: 1986

Страна: США

Суть: космический корабль с полным экипажем на борту взорвался в воздухе после старта

Официальная причина: разгерметизация элементов твердотопливного ускорителя/низкокачественная технология

В середине 80-х программа «Спейс-Шаттл» переживала небывалый взлет. Успешные миссии шли одна за другой, а запуски аппаратов осуществлялись настолько часто, что перерывы между ними порой не составляли более 20 дней. Миссия шаттла «Челленджер STS-51-L» была несколько необычной: на космическом корабле помимо астронавтов находилась школьная учительница Криста МакОлифф, которая по задумке проекта «Учитель в космосе» должна была провести пару уроков прямо из космоса. Поэтому за трансляцией запуска шаттла по телевидению наблюдало огромное количество людей – до 17% населения страны.

Утром 28 января шаттл взмыл в небо с Флоридского Мыса Канаверал под восхищенные аплодисменты публики, но уже через 73 секунды взорвался, а отваливающиеся от корабля обломки устремились на землю. Астронавты пережили взрыв, но погибли при приземлении от удара кабины об воду на скорости 330 км/ч.

После взрыва операторы продолжали снимать происходящее через многочисленные камеры, и в кадр попали лица людей, следивших в этот момент за запуском с наблюдательной площадки космодрома. Среди них были родственники всех семи членов экипажа. Так был снят один из самых драматичных репортажей в истории телевидения.

Тут же был объявлен запрет на использование шаттлов на 32 месяца. После этого инцидента технология твердотопливных ускорителей была серьезно доработана, а в шаттлы добавили парашютную систему спасения астронавтов.

Шаттл Колумбия

Количество погибших: 7 человек

Год: 2003

Страна: США

Суть: космический корабль сгорел при входе в атмосферу с полным экипажем на борту

Официальная причина: повреждение теплоизоляционного слоя на крыле аппарата/игнорирование техническим персоналом легких неполадок

Утром 1 февраля экипаж шаттла «Колумбия STS-107» возвращался на Землю после успешной космической миссии. Поначалу вхождение в атмосферу шло в штатном режиме, однако вскоре датчик температуры на левой плоскости крыла аппарата передал в Центр управления полетами аномальные значения. Затем четыре датчика гидравлической системы корабля в том же крыле зашкалили за минимум, а через 5 минут связь с кораблем была потеряна. Пока работники ЦУПа спорили, что же случилось с датчиками, один из телеканалов уже демонстрировал в прямом эфире объятый пламенем силуэт шаттла, разваливающегося на части. Весь экипаж погиб.

Эта трагедия настолько сильно ударила по престижу американской космонавтики, что на полеты Шаттлов был тут же наложен временный запрет, а тогдашний президент США Джордж Буш через некоторое время объявил, что программа «Спейс Шаттл» технологически устарела и будет закрыта, а ресурсы NASA следует направить на создание нового пилотируемого корабля. Именно во время моратория на полеты Шаттлов в 2003 году американцы впервые были вынуждены обратиться к России с просьбой о доставке астронавтов на МКС с помощью российских «Союзов». Так совпало, что в тот же самый год, через 9 месяцев, впервые в истории в космос вышли китайцы, успешно осуществившие пилотируемый запуск своего аппарата «Шэньчжоу-5». На фоне трагедии с Колумбией это было очень болезненно воспринято американским руководством.

Аполлон-1

Год: 1967

Страна: США

Суть: экипаж сгорел заживо во время имитационной тренировки в командном модуле корабля

Официальная причина: искра, ток короткого замыкания/вероятно, плохо изолированная проводка

В самый разгар лунной гонки между сверхдержавами главнейшим приоритетом стала скорость. Американцы знали, что СССР тоже строит лунный челнок, и очень спешили с реализацией своей программы «Аполлон». К несчастью, от этого пострадало далеко не только качество технологии.

В 1966 году были успешно проведены запуски беспилотных «Аполлонов-1», на конец февраля 1967 года были запланированы уже первые запуски пилотируемой версии аппарата. Для начала тренировок экипажа на Мыс Канаверал была доставлена первая версия командного модуля корабля. Проблемы начались с самого начала – модуль был серьезно недоработан, и необходимые изменения инженеры делали уже на месте. На 27 января была назначена имитационная тренировка экипажа в командном модуле; предполагалось проверить работоспособность приборов перед условным запуском.

Вирджил Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи вошли в модуль приблизительно в час дня. В кабину вместо воздуха был закачан чистый кислород, вскоре началась тренировка. Проходила она при постоянных неполадках – то связь отключалась, то Гриссом замечал странный запах в кабине, и тренировку приходилось останавливать. Во время очередной проверки датчики зафиксировали скачок напряжения (вероятно, при коротком замыкании). Через 10 секунд, в 18:31 по местному времени, Уайт прокричал в динамики «У нас пожар в кабине!». Некоторые очевидцы утверждают, что камеры запечатлели, как Уайт пробрался к люку в отчаянной попытке его открыть. Через несколько секунд работники космодрома услышали из динамиков крик Чаффи «Я горю!», связь прервалась, а модуль не выдержал внутреннего давления и лопнул. Подоспевшие к нему люди уже не смогли ничем помочь – весь экипаж был мертв.

Кабина Аполлона-1 после пожара

После трагедии был предпринят целый ряд мер: замена всех материалов в модуле на негорючие, покрытие проводов тефлоном, замена люка на модель, открывающуюся наружу, а также изменение состава искусственной атмосферы перед запуском – с чистого кислорода перешли на его долю в 60%, остальные 40% занял азот.

Союз-1

Количество погибших: 1 человек

Год: 1967

Страна: СССР

Суть: космический корабль не смог затормозить падение после входа в атмосферу и разбился от удара об землю

Официальная причина: не раскрылся основной тормозной парашют/недоработка технологии или ошибка на производстве

23 апреля предполагалось первое в истории испытание пилотируемого корабля серии «Союз». СССР в последние годы сильно отставал от США, в то время как по другую сторону Атлантики каждые несколько месяцев ставили новые космические рекорды. Несмотря на фатальную недоработку конструкции аппарата, руководство космической отрасли решило все-таки провести испытания в обозначенный день.

«Союз-1» с пилотом Владимиром Комаровым вышел на орбиту. Предполагалась стыковка в космосе с другим кораблем – «Союзом-2», который должен был быть запущен со своим экипажем из трех человек позже. Однако у «Союза-1» не раскрылась одна из солнечных батарей, и экипаж второго корабля не полетел. Комарову было приказано вернуться на Землю, что он и сделал практически вручную из-за недостаточной проработки ориентационных возможностей корабля.

Благодаря профессионализму пилота, вхождение в атмосферу прошло нормально, однако на последней стадии приземления основной тормозной парашют не раскрылся. Запасной же раскрылся, но запутался, и корабль вскоре врезался в поверхность планеты со скоростью 50 м/c. Комаров погиб.

После инцидента дальнейшее выполнение программы пилотируемых запусков кораблей «Союз» отложили на 18 месяцев, система торможения была отработана на 6 беспилотных запусках, произведено множество доработок конструкции.

Союз-11

Количество погибших: 3 человека

Год: 1971

Страна: СССР

Суть: экипаж корабля погиб при входе в атмосферу из-за декомпрессии

Официальная причина: преждевременное открытие вентиляционного клапана, разгерметизация кабины аппарата/вероятно, недоработка технологии клапанов

Миссия экипажа «Союза-11» заключалась в стыковке с орбитальной станцией «Салют-1» и различных работах на ее борту. Несмотря на некоторые трудности, экипаж смог проработать на станции 11 дней. Потом было зафиксировано серьезное возгорание, и космонавтам приказали вернуться на Землю.

Вхождение в атмосферу, торможение, приземление – внешне все прошло в штатном режиме, однако на вопросы ЦУПа космонавты не отвечали. Когда люк аппарата открыли, все члены экипажа были мертвы. Вскоре выяснилось, что они пострадали от декомпрессионной болезни – произошла разгерметизация корабля на большой высоте, отчего давление резко понизилось до недопустимого уровня. Скафандров в космическом корабле не было – такова была его конструкция. Из-за невыносимой боли космонавты не смогли вовремя устранить неполадку, по некоторым версиям, это было невозможно.

После этой трагедии пилотов «Союза» стали в обязательном порядке снабжать скафандрами, из-за чего пришлось запускать экипажи по два человека вместо трех (скафандры занимали много места, а кабины «Союзов» были очень тесны). Со временем конструкцию усовершенствовали, и на «Союзах» вновь стали летать тройками.

Это все катастрофы в истории, связанные с полетами космонавтов, либо с подготовкой к ним (в случае с «Аполлоном-1 »). Однако есть еще один тип трагедий, которые, с некоторыми оговорками, тоже можно отнести к космическим катастрофам. Он унес в десятки раз большее количество жизней. Речь идет об аварийных запусках ракет.

Катастрофа на Байконуре

Количество погибших: 78-126

Год: 1960

Страна: СССР

Суть: возгорание топливных баков ракеты перед запуском, сильнейший пожар

Официальная причина: преждевременное включение одного из двигателей ракеты/нарушение мер безопасности

Всего за полгода до легендарного полета Гагарина на космодроме Байконур произошла трагедия столь ужасная, что все данные были надежно засекречены, несмотря на огромное количество жертв, и мир смог узнать о ней лишь незадолго до распада СССР, в 1989 году.

В связи с обострением международных отношений из-за «Берлинского кризиса», Хрущев в 1959 году приказал ускорить разработку межконтинентальных баллистических ракет. На 24 октября 1960 года было назначено испытание на космодроме Плесецк ракеты Р-16. Ракета, по заверениям многих, требовала значительных доработок, шли споры о том, стоит ли откладывать испытания. Большинство высказалось за продолжение работ, а глава РВСН маршал Неделин, руководивший запуском, по заверениям очевидцев, ответил на возражения фразой – «Что я буду говорить Никите?… Ракету доработать на старте, страна ждёт нас».

Неделин с некоторыми другими участниками проекта расположился всего в 17 метрах от ракеты, давая пример того, что бояться запуска не стоит. Была объявлена 30-минутная готовность, но вскоре произошел внештатный запуск двигателя второй ступени, пламя которого смогло прорвать и без того неготовые к запуску пиромембраны топливных баков. Начался лавинообразный пожар, волны огня расходились во все стороны, очевидцы отмечают, что видели горящих людей, бежавших с криками от ракеты. Аварийно-спасательные работы удалось начать лишь через два часа, когда пламя поутихло.

Слева - взрыв Р-16, справа - обломки ракеты на стартовом столе

©Wikimedia Commons

После трагедии режим безопасности на космодроме, а также организация ракетных запусков были серьезно доработаны.

Пожар в ракетной шахте Серси, Арканзас

Количество погибших: 53

Год: 1965

Суть: пожар в закрытой ракетной шахте

Официальная причина: утечка кислорода из-за повреждения гидравлического шланга

8 августа в одной из пусковых ракетных шахт около поселения Серси велись работы по программе модернизации Project YARD FENCE . При модернизации 7-этажной шахты было решено оставить межконтинентальную баллистическую ракету LGM-25C Titan-2 внутри, но в целях безопасности с нее сняли боеголовку.

Один из рабочих случайно повредил резаком гидравлический шланг, из него начала вытекать горючая жидкость. Пары распространились по шахте, те, кто это почувствовал, устремились к верхним этажам, где находился выход. Впоследствии произошло стихийное возгорание, и сильный пожар унес жизни 53 рабочих. Лишь двоим удалось покинуть шахту и спастись.

Ракета так и не взорвалась, шахта была восстановлена только 13 месяцев спустя.

Ракета Titan-2 в пусковой шахте

©Wikimedia Commons

Катастрофа на космодроме Плесецк

Количество погибших: 48

Год: 1980

Страна: СССР

Суть: взрыв топливных баков ракеты перед запуском

Официальная причина: присутствие каталитически активных материалов в фильтрах топливных баков/халатность конструкторского бюро

18 марта на космодроме готовилась к запуску ракета «Восток» со спутником-шпионом «Икар» на борту. Шла заправка различным топливом – керосином, жидким кислородом, азотом. На последнем этапе заправка осуществлялась перекисью водорода.

Именно на этом этапе произошло возгорание, в результате которого 300 тонн топлива детонировали. Начался сильный пожар, который убил на месте 44 человека. Еще четверо скончались от получения ожогов, количество выживших раненых – 39.

Комиссия обвинила во всем халатность боевого расчета, осуществлявшего запуск. Лишь через 16 лет было проведено независимое расследование, в результате которого причиной было названо применение опасных материалов в конструкции топливных фильтров для перекиси водорода.

Катастрофа на космодроме Алкантара, Бразилия

Количество погибших: 21

Год: 2003

Страна: Бразилия

Суть: взрыв ракеты в результате незапланированного запуска одного из двигателей

Официальная причина: «опасное сосредоточение летучих газов, повреждение датчиков и электромагнитные помехи» (отчет госкомиссии)

На 25 августа был назначен запуск ракеты VLS-3. Место проведения – космодром Алкантара на севере страны, очень удобный для запусков космических аппаратов из-за своей близости к экватору. При удачном запуске ракета с двумя спутниками на борту должна была превратить Бразилию в первую космическую державу Латинской Америки. Это была уже третья попытка страны получить этот статус, после двух предыдущих неудачных запусков.

22 августа проводились уже заключительные тесты, вблизи от ракеты работало около 100 человек. Внезапно включился один из четырех двигателей первой ступени ракеты, начался пожар, а впоследствии произошел взрыв топливных баков. Ракета и 10-этажная конструкция стартовой площадки были полностью уничтожены взрывом.

После инцидента бразильская космическая программа была на время парализована – многие ученые и инженеры, работавшие над ракетой, погибли в результате взрыва, к тому же началось полномасштабное расследование. Точная техническая причина аварии, однако, установлена так и не была.

Руины стартовой плошадки на космодроме Алкантара

©Wikimedia Commons

Катастрофа на космодроме Сичан, Китай

Количество погибших: 6-100

Год: 1996

Страна: Китай

Суть: падение ракеты после запуска на населенную деревню

Официальная причина: повреждение золото-алюминиевой проводки в одном из двигателей

Во второй половине 1990-х годов Китай приступил к активному развертыванию собственной космической программы. Именно в 1996 было заключено соглашение между Россией и Китаем по сотрудничеству в области пилотируемой космонавтики, которое, по мнению экспертов, обеспечило КНР необходимой технологической базой для рывка в развитии своей космической отрасли.

Сотрудничество велось и с США – в 1996 году китайская ракета семейства «Великий поход» должна была вывести на орбиту американский спутник связи Intelsat 708. Запуск был назначен на 15 февраля по местному времени. Местом старта был выбран космодром Сичан на юго-западе Китая.

Ракета стартовала в положенное время, однако вскоре начала крениться и уже через 22 секунды упала на деревню недалеко от космодрома и взорвалась.

Комиссии по расследованию инцидента были созданы как в США, так и в Китае. И если обе экспертные группы согласились друг с другом в технической причине аварии, то в оценке погибших их результаты сильно разнятся. Китайское руководство заявило о 6 смертях, американские эксперты – о сотне.

За относительно недолгую историю космонавтики крушения и аварии космических аппаратов происходили и на орбите, и недалеко от Земли. Случались разгерметизации и даже столкновения на просторах космоса.

Юнона. 50/50

Каждая вторая попытка американцев запустить ракету-носитель из серии «Юнона» заканчивалась неудачей. Так, 16 июля 1959 года «Юнона-2» должна была доставить спутник «Эксплорер С-1» на околоземную орбиту. Миссия «Юноны» длилась несколько секунд: после запуска она практически сразу же развернулась на 180 градусов и начала движение в обратном направлении, двигаясь точно к стартовой площадке. Ракету удалось взорвать в воздухе, тем самым предотвратив многочисленные человеческие жертвы. Справедливости ради отметим: при помощи «Юноны-1» американцам удалось-таки запустить свой первый искусственный спутник Земли.

Черная дата

30 июня – «черная» дата в истории освоения космоса. В этот день в 1971 году экипаж «Союза-11» вернулся на землю точно в срок после 23 дней работы в космосе. В медленно спустившейся на парашюте и приземлившейся на землю кабине корабля обнаружили тела командира корабля Георгия Добровольского, бортинженера Владислава Волкова и инженера-испытателя Виктора Пацаева.

По словам очевидцев, тела членов экипажа были еще теплыми, но попытки медиков реанимировать космонавтов результатов не дали. Позже было установлено, что трагедия произошла в результате разгерметизации кабины. Падение давления на высоте 168 километров при отсутствии специальных скафандров, не предусмотренных конструкцией корабля, обрекло экипаж на страшную смерть. Только подобная трагедия заставила кардинально пересмотреть подход к обеспечению безопасности советских космонавтов во время полета.

Крушение "упсника"

На стартовую площадку 6 декабря были приглашены репортеры крупнейших масс-медиа. Они должны были зафиксировать «достижения» и сообщить о них общественности, которая пребывала в удрученном состоянии после побед Страны Советов. После старта «Авангард» набрал высоту чуть более метра и… упал на землю. Мощный взрыв уничтожил ракету и серьезно повредил стартовую площадку. На следующий день первые полосы газет пестрили заголовками о крахе «упсника» - так прозвали «Авангард» журналисты. Естественно, демонстрация неудачи только усилила панические настроения в обществе.

Столкновение спутников

Первое столкновение искусственных спутников – российского «Космоса-2251» и американского «Иридиума-33» - произошло 10 февраля 2009 года. В результате полного разрушения обоих спутников порядка 600 обломков начали представлять угрозу для других аппаратов, работающих в космосе, в частности, для МКС. К счастью, новой трагедии удалось избежать – в 2012 году маневр российского модуля «Звезда» помог МКС уклониться от обломков «Иридиума-33».

Без жертв

Цинично рассуждать о «зрелищности» взрыва можно, пожалуй, только в тех случаях, когда речь не идет о человеческих жертвах. Одним из «удачных» примеров может стать попытка запустить ракету-носитель «Дельта-2» с военным GPS-спутником на мысе Канаверал.

Запланированный на 16 января 1997 года старт пришлось на сутки отложить, и, несмотря на то, что и 17 числа погодные условия не улучшились, ракета все-таки была запущена. В воздухе она пробыла всего 13 секунд, после чего взорвалась. Огненные искры, напоминающие следы от фейерверка, в течение некоторого времени сыпались на окрестности. К счастью, человеческих жертв удалось избежать. Большая часть фрагментов ракеты упала в океан, другие - повредили бункер центра управления запуском и порядка 20 автомобилей на парковке.

Трагедия "Титана"

Вопрос о том, какая из стран за всю историю освоения космоса понесла большие финансовые потери, сегодня остается открытым. Фактом же является то, что 1986 год стал «черным» для NASA. Весь мир еще не успел оправиться после трагической гибели экипажа шаттла «Челленджер», который произошел 28 января, как 18 апреля во время запуска взорвалась ракета Titan 34D-9.

Ее миссия должна была стать частью реализации много миллиардной программы по созданию сети спутников-разведчиков. Дополнительное финансирование потребовалось и на ликвидацию аварии из-за распространения ядовитых самовоспламеняющихся топливных компонентов. Ну а Россия только в прошлом году потеряла порядка 90 миллионов долларов из-за неудачного июльского запуска ракеты «Протон-М» на космодроме Байконур.

Катастрофа бразильского масштаба

Запуск ракеты «VLS-3» мог бы занимать лидирующие строчки сразу в трех рейтингах: «Самое большое количество жертв», «Неоправданные надежды» и «Загадочные причины». Назначенный на 25 августа 2003 года он мог бы превратить Бразилию в космическую державу номер один в Латинской Америке.

Однако, 22 августа на этапе заключительного тестирования произошло непроизвольное включение одного из двигателей, что привело к пожару и взрыву топливных баков. Катастрофа не только уничтожила ракету и грандиозный комплекс для запуска, но и унесла жизни 21 человека, практически полностью парализовав космическую программу страны. В результате полномасштабного расследования точные причины взрыва так и не удалось установить. По официальной версии трагедия случилась из-за «опасного сосредоточения летучих газов, поврежденных датчиков и электромагнитных помех».

История покорения космоса имеет и трагическую сторону. В общей сложности во время неудачных космических полетов и подготовки к ним погибло около 350 человек. Помимо космонавтов в это число также входят местные жители и персонал космодромов, которые погибли в результате падения обломков и взрывов. В данной статье мы рассмотрим пять катастроф, где жертвами стали непосредственно пилоты космических кораблей. Самое печальное, что большинство аварий можно было избежать, но судьба распорядилась иначе.

Аполлон-1

Число погибших: 3

Официальная причина: искра из-за короткого замыкания в плохо изолированной проводке

Первая в мире космическая катастрофа со смертельным исходом произошла 27 января 1967 года с американскими космонавтами во время тренировки в командном модуле корабля миссии «Аполлон-1» .

В 1966 году в полном разгаре шла лунная гонка между двумя сверхдержавами. Благодаря спутникам-шпионам, США знала о строительстве в СССР космических кораблей, которые, возможно, доставят советских космонавтов на Луну. Разработка кораблей «Аполлон»,в связи с этим, проводилась в большой спешке. Из-за этого, естественно, страдало и качество технологий. Запуск двух беспилотных версий AS-201 и AS-202 успешно произошел в 1966, а на февраль 1967 был намечен первый пилотируемый полет на Луну. Для тренировок экипажа на мыс Канавералл был доставлен командный модуль корабля «Аполлон». Проблемы начались с самого начала. Модуль был серьезно недоработан, и инженерные корректировки десятками вносились прямо на месте.

27 января должна была произойти запланированная имитационная тренировка в модуле для проверки работоспособности всех бортовых приборов корабля. В кабину вместо воздуха был заправлен кислород с азотом в соотношении 60% на 40%. Тренировка началась в час дня. Проходила она при постоянных неисправностях - были проблемы со связью, и космонавты постоянно чувствовали запах гари, как вследствие выяснилось - из-за короткого замыкания в проводке. В 18:31 по внутренней связи раздался крик одного из космонавтов: «Пожар в кабине! Я горю!». Через пятнадцать секунд, не выдержав давления, модуль лопнул. Прибежавшие сотрудники космодрома не смогли ничем помочь - космонавты Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи погибли на месте от многочисленных ожогов.

Союз-1

Число погибших: 1

Официальная причина: отказ тормозной парашютной системы/недоработки при производстве космического корабля

23 апреля 1967 года было намечено грандиозное событие - первый в истории запуск советского космического корабля серии «Союз» . По плану первым запускался «Союз-1» с пилотом Владимиром Комаровым . Затем планировалось запустить корабль «Союз-2» с Быковским, Елисеевым и Хруновым на борту. В открытом космосе корабли должны были состыковаться, а Елисеев и Хрунов перейти в «Союз-1». На словах все звучало масштабно, но с самого начала что-то пошло не так.

Сразу после пуска «Союза-1» не открылась одна солнечная батарея, нестабильно работала система ионной ориентации, и отказал солнечно-звездный датчик ориентации. Миссию пришлось прекратить в срочном порядке. Полет «Союза-2» отменили, а Владимиру Комарову было приказано вернуться на Землю. Здесь тоже возникли серьезные проблемы. Из-за отказа систем и смещения центра масс было невозможно сориентировать корабль на торможение. Благодаря своему профессионализму, Комаров практически вручную сориентировал корабль и удачно вошел в атмосферу.

После того как корабль сошел с орбиты, был подан тормозной импульс и произведено аварийное отсоединение отсеков. Однако на последней стадии приземления спускаемого аппарата не раскрылись основной и запасной тормозной парашюты. На скорости около 150 км/ч спускаемый аппарат врезался о поверхность Земли в Адамовском районе Оренбургской области и загорелся. Аппарат был полностью разрушен при столкновении. Владимир Комаров погиб. Причину отказа тормозной парашютной системы установить не удалось.

Союз-11

Число погибших: 3

Официальная причина: преждевременное открытие вентиляционного клапана и дальнейшая разгерметизация кабины

1971 год. СССР проиграл лунную гонку, но в ответ создал орбитальные станции, на которых в перспективе можно было оставаться месяцами и заниматься исследованиями. Успешно прошла первая в мире экспедиция на орбитальную станцию. Экипаж в составе Георгия Добровольского , Владислава Волкова и Виктора Пацаева пробыли на станции 23 дня, однако, после серьезно пожара на ОС космонавтам было приказано вернуться на Землю.

На высоте 150 км. произошло рассоединение отсеков. В тоже время непроизвольно открылся вентиляционный клапан, который должен был открываться на высоте 2 км. Кабина стала заполняться туманом, который конденсировался вследствие падения давления. Спустя 30 секунд космонавты потеряли сознание. Еще через 2 мин давление упало до 50 мм. рт. ст. Так как на космонавтах не было скафандров, они погибли от удушья.

Несмотря на тот факт, что экипаж не отвечал на вопросы ЦУПа, вхождение в атмосферу, торможение и посадка прошли успешно. После этого трагичного инцидента пилотов «Союза» стали в обязательном порядке снабжать скафандрами.

Шаттл Челленджер

Число погибших: 7

Официальная причина: утечка газа в элементах твердотопливного ускорителя

Середина 1980-х годов была настоящим триумфом для американской программы «Спейс-Шаттл» . Успешные миссии проходили одна за другой в необычайно короткие интервалы, которые иногда составляли не более 17 дней. Миссия «Челленджера» STS-51-L была знаменательна по двум причинам. Во-первых, она побила предыдущий рекорд, так как интервал между миссиями составил всего 16 дней. Во-вторых, в составе экипажа «Челленджера» была школьная учительница, задача которой было провести урок с орбиты. Данная программа должна была вызвать интерес к космическим полетам, который в последние годы немного поутих.

28 января 1986 года космический центр имени Кеннеди был переполнен тысячами зрителей и журналистов. За прямой трансляцией наблюдало около 20% населения страны. Шаттл взмыл в воздух под крики восхищенной публики. В начале все шло хорошо, однако затем стали заметны клубы черного дыма, выходящие из правого твердотопливного ускорителя, а затем появился факел огня, исходящий из него.

Спустя несколько секунд пламя стало значительно больше из-за сгорания утекшего жидкого водорода. Примерно через 70 секунд началось разрушение внешнего топливного бака, затем последовал резкий взрыв и отсоединение кабины орбитера. Во время падения кабины астронавты оставались живы и находились в сознании, ими даже были приняты попытки по восстановлению подачи энергии. Но ничего не помогло. В результате удара кабины орбитера об воду, на скорости 330 км/ч, все члены экипажа погибли на месте.

После взрыва шаттла многочисленные камеры продолжали снимать происходящее. В объективы попали лица шокированных людей, среди которых были и родственники всех семи погибших астронавтов. Так был снят один из самых трагических репортажей за всю историю телевидения. После катастрофы был введен запрет на эксплуатацию шаттлов сроком на 32 месяца. Также была доработана система твердотопливных ускорителей, а на всех шаттлах стали устанавливать парашютную систему спасения.

Шаттл Колумбия

Число погибших: 7

Официальная причина: повреждение теплоизоляционного слоя на крыле аппарата

1 февраля шаттл «Колумбия» успешно возвращался на Землю после удачной космической миссии. В начале вхождение в атмосферу шло в штатном порядке, но позже тепловой датчик на левом крыле передал в ЦУП аномальное значение. От внешней обшивки откололся кусок теплоизоляции, в результате чего вышла из строя система термозащиты. После этого зашкалили за минимум четыре датчика гидравлической системы корабля, а буквально через 5 минут связь с челноком оборвалась. Пока персонал ЦУПа пытался связаться с «Колумбией» и выяснить, что произошло с датчиками, один из сотрудников увидел в прямом эфире уже разваливающийся на куски шаттл. Весь экипаж из 7-ми человек погиб.

Эта трагедия нанесла серьёзный удар по престижу американской космонавтики. На полет шаттлов вновь был наложен запрет на 29 месяцев. В дальнейшем они выполняли только критически важные задания по ремонту и обслуживанию МКС. Фактически, это был конец существования программы «Спейс-шаттл». Американцы вынуждены были обратиться, с просьбой к России о транспортировке космонавтов на МКС на российских кораблях «Союз».

Самые крупные космические катастрофы в истории October 16th, 2013

В недавно вышедшем космическом триллере "Гравитация", зрители имеют возможность наблюдать за устрашающей ситуацией, когда астронавтов, которых играют Сандра Буллок и Джордж Клуни , уносит далеко в космос. Катастрофа, происходит из-за того, что космический мусор выводит из строя космический челнок. Хотя такая ситуация является вымышленной, вероятность гибели и разрушения является вполне реальной. Вот крупнейшие катастрофы, произошедшие в истории космических полетов.

1. Союз-1 и гибель космонавта Владимира Комарова 1967 года

Первая катастрофа со смертельным исходом в истории космических полетов произошла в 1967 году с советским космонавтом Владимиром Комаровым , находившимся на борту "Союза-1", который погиб при приземлении, когда спускаемый аппарат космического корабля врезался в землю. По различным данным причиной трагедии стал отказ парашютной системы. О том, что произошло во время последних минут остается только догадываться.

При ударе на землю бортовой магнитофон расплавился, а от невероятных перегрузок космонавт, скорее всего, погиб мгновенно. От тела осталось лишь несколько обуглившихся останков.

2. Союз-11: смерть в космосе

Еще одна трагическая концовка в советской космической программе произошла 30 июня 1971 года, когда космонавты Георгий Добровольский , Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли, возвращаясь на Землю с космической станции "Салют-1".

Расследование показало, что во время спуска "Союза-11", клапан дыхательной вентиляции, который обычно открывается перед посадкой, сработал раньше, вызвав асфиксию космонавтов. Падение давления в спускаемом аппарате подвергло экипаж воздействию открытого космического пространства. Космонавты были без скафандров, так как спускаемый аппарат не был рассчитан на троих человек.

Уже через 22 секунды после разгерметизации на высоте примерно 150 км они стали терять сознание, а через 42 секунды их сердце остановилось. Их нашли сидящих в кресле, у них произошло кровоизлияние, были повреждены барабанные перепонки, а азот в крови закупорил сосуды.

3. Катастрофа шаттла "Челленджер"

28 января 1986 года космический шаттл НАСА "Челленджер" взорвался в прямом эфире вскоре после старта. Запуск привлек к себе всеобщее внимание, так как на орбиту впервые отправилась учительница Криста МакОлифф , которая надеялась давать уроки из космоса, привлекая аудиторию из миллионов школьников.

Катастрофа нанесла серьезный удар по репутации США, и все могли наблюдать за этим. Расследование показало, что из-за холодной температуры в день запуска возникли неполадки с кольцевым уплотнителем, который разрушил крепление. В результате катастрофы скончались все семь членов экипажа, а программа шаттла закрылась до 1988 года.

4. Катастрофа шаттла "Колумбия"

Через 17 лет после трагедии с "Челленджером", программа шаттла понесла еще одну потерю, когда космический корабль "Колумбия" разрушился при входе в плотные слои атмосферы 1 февраля 2003 года к концу миссии STS-107. Расследование показало, что причиной гибели стали обломки пены, повредившие термоизоляционное покрытие шаттла, образовав дыру диаметром около 20 см.

Найденные обломки корабля


Все семь членов экипажа могли спастись, но быстро потеряли сознание и погибли, в то время как шаттл продолжал разваливаться на куски.

5. Миссия Аполлон: пожар на Аполлон-1

Хотя во время полетов по программе "Аполлон" не погибло ни одного космонавта, два смертельных несчастных случая все же произошло в ходе связанных с ней деятельности. Трое космонавтов: Гус Гриссом , Эдвард Уайт и Роджер Чаффи погибли во время наземного испытания командного модуля, произошедшего 27 января 1967 года. Во время подготовки в кабине возник пожар, что вызвало удушье астронавтов, и их тела сгорели.

Расследование выявило несколько ошибок, включая использование чистого кислорода в кабине, легко воспламеняемых застежек-липучек и открывающийся внутрь люк, который не дал экипажу быстро выбраться. До испытания трое астронавтов были обеспокоены предстоящей подготовкой и сфотографировались перед моделью корабля.

Несчастный случай привел к множеству изменений и усовершенствованию будущих миссий, благодаря которым позже осуществили первую высадку на Луну.

6. Аполлон-13: "Хьюстон, у нас проблема"

Миссия "Аполлон-13" ярко продемонстрировала опасности, которые подстерегают человека в космосе.

Старт космического корабля состоялся 11 апреля 1970 года в 13 часов 13 минут. Во время полета произошел взрыв кислородного бака, повредившего служебный модуль, что сорвало планы по высадке на Луне.

Поврежденный служебный модуль "Аполлона-13"


Чтобы вернуться на Землю, космонавтам нужно было облететь Луну, воспользовавшись ее гравитацией. Во время взрыва космонавт Джек Суайгерт по радиосвязи произнес фразу: "Хьюстон у нас была проблема". Впоследствии в известном голливудском фильме "Аполлон-13" ее изменили на ставшую известной цитату: "Хьюстон, у нас проблема".

7. Удары молнии и тайга: Аполлон-12 и Восход-2

И в советской космической программе и в НАСА происходили довольно интересные, хотя и не катастрофические случаи. В 1969 году, во время запуска "Аполлон-12", молния дважды ударила по космическому кораблю на 36-й и 52-й секунде после старта. Несмотря на это, миссия прошла успешно.

"Восход-2" стал известен благодаря тому, что в 1965 году во время полета было совершен первый в мире выход космонавта в открытый космос.

Но при посадке произошел небольшой инцидент из-за задержки, вызванной дополнительным витком вокруг Земли. При этом место возращения в атмосферу было сдвинуто. Алексей Леонов и Павел Беляев на борту корабля приземлились в глухой тайге примерно в 30 км от города Березняки Пермской области. Космонавты провели в тайге двое суток, после чего их обнаружили спасатели.

Источник www.space.com