Вещи которые должен знать каждый умный человек. Какими знаниями должен обладать современный человек в современном мире

Многие современные устройства действительно чрезвычайно сложны, так что лезть в их внутренности с молотком и плоскогубцами было бы верхом самонадеянности. Но это касается отнюдь не всех ситуаций. Очень часто проблема оказывается настолько простой, а её решение лежит настолько близко к поверхности, что только наша внутренняя убежденность в том, что «я это не умею» мешает её увидеть и решить. Многие люди даже приблизительно не представляют себе устройства и принципы работы окружающих их вещей и, что самое главное, даже не стремятся их узнать.

Навык использовать свою память

Судя по тому, с какой скоростью плодятся заметочники, записочники, телефонные книги, календари и планировщики, память человека будущего будет постепенно отмирать за ненадобностью. Уже сейчас редко можно найти знакомого, который на память знает хотя бы несколько значимых телефонных номеров. А на смену нам идёт поколение, неспособное выучить простого стихотворения и запомнить даты важнейших исторических событий. И действительно, зачем им это, когда есть Google?

Навык готовить дома

Я твёрдо убежден, что вред для человечества от дешевого фастфуда и присутствия на наших кухнях может быть соизмерим с ущербом от нескольких последних войн. Да, это очень удобно и быстро, но не надо потом жаловаться на ожирение, диабет, язву желудка и целый букет сопутствующих болезней. Умение готовить самостоятельно — это не вопрос вкуса или экономии, это вопрос выживания.

Навык отказываться от лишнего

Способность отказаться от ненужных покупок, от безумной и бездумной погони за новыми моделями и брендами является не столько признаком нехватки финансовых ресурсов, сколько признаком психической зрелости. Скажите все те, кто меняет каждый раз модель своего смартфона и автомобиля, так ли это необходимо было на самом деле? И может быть лучше было потратить эти средства на более приятные и полезные вещи? Например, на посещение курсов иностранного языка или путешествие.

Чем меньше средств мы тратим на барахло, тем больше сможем потом потратить на окружающих нас людей и получение новых впечатлений.

Навык расширять свой кругозор

«Я программист, мне это не нужно». «Я спортсмен, это для меня лишнее». «Я музыкант, меня интересует только музыка».

Вам приходилось слышать подобные утверждения? Да, наш век — это век узких специалистов. Но нельзя же искусственно ограничивать рамки своих интересов только тем, что необходимо для профессионального роста. В конце-концов, работа — это только часть жизни, к тому же, не самая большая. Старайтесь всегда стремиться узнать как можно больше всего нового, даже тогда, когда это кажется вам не слишком полезным в данный момент. Никогда не знаешь, что пригодится завтра.

Навык выживания

Мы живем в настолько спокойное время, что умение самостоятельно разжигать костер, ориентироваться по звездам и находить воду может показаться чудовищным анахронизмом. Тем не менее, эти и другие навыки выживания вполне могут однажды вам пригодиться. Причем совсем не обязательно где-нибудь в туристическом походе или путешествии. Нестандартные ситуации происходят с людьми довольно часто, причем иногда совершенно непредсказуемо. Вы можете заблудиться на прогулке, ваш автомобиль может заглохнуть на зимней ночной дороге, да и от стихийных бедствий никто не застрахован. Всегда лучше быть заранее готовым к нештатным ситуациям, чем потом беспомощно разводить руками.

Навык справляться с длинными задачами

Бешеный темп современной жизни диктует нам свои правила. Мы стараемся быстро реагировать, быстро принимать решения и хотим видеть моментальные результаты своей работы. Тем не менее, в жизни часто встречаются проблемы, решение которых может занять несколько месяцев или даже лет настойчивых усилий. Умение работать «в долгую», терпеливо ждать всхода ростков своего дела сегодня присуще далеко не всем людям. Нет, ничего плохого в быстрой реакции и нацеленности на результат здесь и сейчас нет, но иногда именно терпение и настойчивость является главным условием достижения успеха в жизни.

А какие важные качества и умения вы добавите в этот список? Что нужно знать и уметь современному человеку, чтобы не прослыть слюнтяем и неумехой?

© Оформление, обложка, иллюстрации ООО «Интеджер», 2017.

Дизайн обложки Резько И. В.

© ООО «Издательство АСТ», 2017

* * *

1. Десять заповедей по Синодальному переводу Библии:

«1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.



5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».


2. Одно из семи чудес света – пирамида Хеопса. Она считается самым старым чудом в списке – ее постройку оценивают примерно XXVI в. до н. э. Несмотря на свою древность, это единственное сооружение из семи старых чудес света, дошедшее до наших времен. Ее высота – 137,2 м (первоначально – 146,6 м), длина каждой стороны у основания – 230,38 м, сложена из 2 340 000 блоков известняка, каждый из которых весит более 50 центнеров и держится за счет собственной тяжести, без каких-либо креплений. При строительстве использовались примитивные орудия труда (диоритовые молоты, медные пилы и топоры, орудия из шлифованного камня), однако блоки были так искусно обработаны, что зазоры между ними не превышали 0,5 мм.



Местоположение: Египет, город Гиза, кладбище древнего Мемфиса на левом берегу Нила. Сегодня – часть Большого Каира.


3. Нобелевские премии присуждаются согласно завещанию Альфреда Нобеля, составленному 27 ноября 1895 г. и предусматривавшему выделение капитала на присуждение премий по пяти направлениям: физике, химии, физиологии и медицине, литературе и вкладу в дело мира во всем мире.

Для этой цели в 1900 г. был создан Фонд Нобеля – частная, независимая, неправительственная организация с начальным капиталом 31 млн шведских крон. Первые премии были присуждены 10 декабря 1901 г. С 1969 г. по инициативе Шведского банка вручается также премия по экономике (официальное название – премия по экономике памяти Альфреда Нобеля, присваивается решением Шведской королевской академии наук).

4. Кириллица (кириллическое письмо) – алфавит, используемый для записи слов русского, украинского, белорусского, болгарского, сербского и македонского языков, а также многих языков неславянских народов, населяющих Россию и соседние с ней государства. В Средние века применялась также для записи чисел. Кириллический алфавит назван в честь Кирилла, создателя глаголицы – первого славянского алфавита. Авторство кириллицы принадлежит миссионерам – последователям Кирилла и Мефодия. Древнейшие памятники кириллического письма относятся к рубежу IX–X вв. Скорее всего, это письмо было изобретено в Болгарии. Вначале оно представляло собой греческий алфавит, к 24 буквам которого были добавлены 19 букв для обозначения отсутствующих в греческом языке звуков славянских языков. С X в. кириллицей стали писать на Руси.




5. Гимн Российской Федерации

Музыка А. Александрова. Слова С. Михалкова.


Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!




От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!


6. Исследователи уверены, что космос сформировался после так называемого Большого взрыва, до которого не существовало ничего: ни времени, ни материи, ни света. А потом случилось необъяснимое расширение энергии (взрыв), и образовалась величайшая загадка – Вселенная. Этот взрыв произошел за считанные секунды, после чего Вселенная, которая поначалу была огненным шаром, начала стремительно расти и остывать. Поскольку Вселенная произошла в результате взрыва, то самая вероятная кончина для нее – Большое замораживание, полагают ученые. А случится оно в результате того, что из-за постоянного движения и расширения множества галактик Вселенная в конце концов лишится тепла, то есть полезной энергии.




7. Наиболее распространенной из мировых религий является христианство, последователями которого считаются 1,6 млрд человек. Наиболее прочные позиции оно сохраняет в странах Европы, Америке и Австралии.

Христианство появилось в начале нашей эры как развитие библейской мудрости, созидавшейся на протяжении предшествующих 2000 лет. Библия учит понимать и осуществлять смысл жизни. Библейское мышление придает решающее значение вопросу жизни и смерти, концу света. Иисус Христос проповедовал идеи братства, трудолюбия, нестяжательства и миролюбия. Было осуждено служение богатству и провозглашено превосходство духовных ценностей над материальными. Первый Вселенский Собор, собравшийся в 325 г. в Никее, заложил догматические основы Единой Святой Соборной Апостольской Церкви на многие века вперед.


8. Тело человека состоит из различных химических элементов, причем количество этих элементов, вырабатывающееся за целую жизнь, поражает. Так, хлора в наших телах хватит на дезинфекцию шести огромных бассейнов, а из фосфора можно изготовить более 200 спичечных коробков. Самая крепкая часть тела человека – волосы, они разрушаются дольше всего. Археологами найдены мумии, захороненные за тысячелетия до начала нашей эры, и единственное, что сохранилось из живых тканей, помимо скелета, – это волосы. Человеческий организм вырабатывает ежедневно очень много тепловой энергии: например, тепла, выработанного нашим телом за сутки, хватит, чтобы вскипятить 30 л холодной воды.

У взрослого человека средней комплекции кожный покров составляет около 2 м 2 . Кожа в течение жизни постоянно обновляется, наше тело сбрасывает около 18 кг кожи за всю жизнь в виде ороговевших и отмерших клеток, которые заменяются новыми клетками.




9. Первый подвиг Геракл совершил, задушив громадного немейского льва, который был рожден чудовищами Тифоном и Ехидной и производил опустошения в Арголиде. Стрелы Геракла отскочили от толстой шкуры льва, но герой оглушил зверя палицей и задушил руками. В память своего первого подвига Геракл учредил Немейские игры, которые проходили на древнем Пелопоннесе раз в два года.


10. Страны мира и их столицы









11. Иоганн Себастьян Бах (1685–1750 гг.) – великий немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы. Он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Является родоначальником самой знаменитой музыкальной династии.



12. Юлианский календарь ввел в обиход Юлий Цезарь в 46 г. до н. э. Считается, что разрабатывали его египетские астрономы. А назван он был в честь римского императора. Окончательную форму он приобрел в 8 г. н. э.

Год начинался с 1 января, так как именно в этот день избранные консулы вступали в должность, и насчитывал 12 месяцев или 365 дней, иногда 366. Именно этим «иногда» он и отличается от григорианского календаря.

Проблема заключалась в том, что полный оборот вокруг Солнца – тропический год – Земля совершает за 365,24219878 дня. В календаре же число дней целое. Получается, что если в году 365 дней, то каждый год календарь будет сбиваться – уходить вперед почти на четверть дня. В юлианском календаре поступили просто – для коррекции расхождения положили, что каждый четвертый год станет високосным (annus bissextus) и будет иметь 366 дней. Таким образом, средняя продолжительность года в юлианском календаре – 365,25 дня, что уже гораздо ближе к настоящему тропическому году. Однако календарь стал отставать каждый год на 11 мин 14 с. За 128 лет это будут уже сутки. Это привело к тому, что некоторые даты, связанные с астрономическими явлениями, начали смещаться. В результате появилась необходимость в реформе календаря.




13. Десять шедевров мирового кинематографа (по версии режиссеров):

1. «Токийская повесть» – Ясудзиро Одзу, 1953 г.

2. «2001 год: Космическая одиссея» – Стэнли Кубрик, 1968 г.

3. «Гражданин Кейн» – Орсон Уэллс, 1941 г.

4. «8 с половиной» – Федерико Феллини, 1963 г.

5. «Таксист» – Мартин Скорсезе, 1976 г.

6. «Апокалипсис сегодня» – Френсис Форд Коппола, 1979 г.

7. «Крестный отец» – Френсис Форд Коппола, 1972 г.

8. «Головокружение» – Альфред Хичкок, 1958 г.

9. «Зеркало» – Андрей Тарковский, 1974 г.

10. «Похитители велосипедов» – Витторио Де Сика, 1948 г.



14. Дарвинизм подвергается критике со стороны ряда представителей религии, считающих, что он противоречит божественному сотворению человека. Дело в том, что дарвинизм объясняет происхождение человека длительной эволюцией, а это, согласно буквальному прочтению священных текстов, идет вразрез со сравнительно недавним образованием мира. Вместе с тем Католическая Церковь специальной папской энцикликой – Humani generis – признала, что теория эволюции не противоречит учению Церкви и «может рассматриваться как гипотеза в вопросе о происхождении тела человека».


15. Цари и императоры России:

Михаил Федорович Кроткий (1613–1645 гг.)

Алексей Михайлович Тишайший (1645–1676 гг.)

Федор Алексеевич (1676–1682 гг.)

Софья Алексеевна (1682–1689 гг.)

Петр I Алексеевич Великий (1689–1725 гг.)

Екатерина I Алексеевна (1725–1727 гг.)

Петр II Алексеевич (1727–1730 гг.)

Анна Иоанновна (1730–1740 гг.)

Иван VI Антонович (1740–1741 гг.)

Елизавета Петровна (1741–1761 гг.)

Петр III Федорович (1761–1762 гг.)

Екатерина II Алексеевна Великая (1762–1796 гг.)

Павел I Петрович (1796–1801 гг.)



Александр I Павлович Благословенный (1801–1825 гг.)

Константин Павлович (1825 г.)

Николай I Павлович (1825–1855 гг.)

Александр II Николаевич (1855–1881 гг.)

Александр III Александрович (1881–1894 гг.)

Николай II Александрович (1894–1917 гг.)


16. Ватикан – карликовое государство, самое маленькое в мире, расположенное в Риме, столице Италии. В международном праве Ватикан сам по себе является лишь территорией, на которой расположен в данный момент Святой Престол – собирательное название Папы и Римской курии, одного из главных административных органов католической церкви. Так, посольства других стран аккредитуются не при Ватикане, а при Святом Престоле. Значительную часть территории занимает собор Святого Петра и одноименная площадь, являющиеся центром поклонения католиков всего мира. Практически весь периметр страны (около 3200 м) ограничен стеной, пресекающей незаконные проникновения. Как и положено настоящему государству, у Ватикана есть все: железная дорога и телеграф, телефон и телевидение, радиостанция и сокровищница, правители и подданные, охраняемая гвардейцами граница.




17. Абстракционизм (лат. abstractio – «удаление, отвлечение») – направление искусства, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Путем создания определенных цветовых сочетаний и геометрических форм у зрителя вызываются разнообразные ассоциации. Главными представителями абстракционизма были: В. В. Кандинский (1866–1944 гг.), П. Пикассо (1881–1973 гг.).


18. Континент (материк, часть света) – это крупный участок суши или земной коры. Значительная его часть находится выше уровня океана.

Всего на Земле семь континентов – Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида. Однако часто можно встретить другие мнения насчет количества, потому что в разных традициях принято различное количество континентов, отсюда и периодическая путаница с числами. Например, иногда Северная и Южная Америки считаются за единый континент Америку, поскольку они, по сути, не разделены водой (искусственный Панамский канал не учитывается). Такая трактовка популярна в испаноязычных странах. Также есть мнение, что Европа, Азия и Африка являются одним континентом – Афроевразией, – поскольку они занимают неразделенный участок суши. Европу и Азию, имеющих крайне неявное разграничение, часто называют Евразией. Отсюда и итоги подсчета, когда на Земле оказывается от четырех до семи континентов.

Наибольшим материком является Азия. Это касается как площади (29 %), так и количества населения (60 %). Самый маленький континент – Австралия (5,14 % и 0,54 % соответственно). В списке отсутствует Антарктида, потому что этот ледяной континент непригоден для комфортной жизни и практически необитаем.




19. Атлантида, по представлению древних греков, – материк, который будто бы занимал часть Атлантического океана на западе от Геркулесовых столбов (Гибралтарского пролива), а позже бесследно погрузился в море.

Представление о легендарной Атлантиде, скорее всего, развилось из рассказов финикийских и карфагенских купцов, плававших далеко на запад, но многочисленные попытки географически фиксировать Атлантиду до сих пор не увенчались успехом. Если собрать все данные о том, где могла находиться Атлантида, получилась бы увлекательная книга, в которой пришлось бы рассказать и о Южной Америке, с которой отождествлял Атлантиду известный философ Френсис Бэкон в утопии «Новая Атлантида», и о Северном море, где недалеко от острова Гельголанд, по мнению немецкого пастора Юргена Шпанута, находился загадочный континент, и о поисках его в начале XIX в. от Юкатана до Монголии и от Шпицбергена до острова Святой Елены. Атлантиду «прописывали» в Бразилии, Скандинавии, Палестине, в проливе Па-де-Кале и т. д.



20. Американские астронавты 20 июля 1969 г. совершили посадку на поверхность Луны. Первый человек, ступивший на Луну, – командир корабля «Аполлон-11» Нейл Армстронг.

Через 6 часов после «приземления» астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин надели скафандры с ранцевой системой, открыли люк и спустились на поверхность Луны. Телетрансляцию о высадке человека на Луну вели все страны, кроме СССР и Китая.

Первые люди на Луне отдали дань уважения всем американским и советским погибшим коллегам: их медали, а также капсула с посланиями глав 74 государств (СССР среди них не было) были оставлены на Луне. На посадочной ступени были прикреплены карта Земли и табличка с надписью: «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Мы пришли с миром от всего человечества». Под этими словами стояли подписи астронавтов и президента США.

После полета члены экипажа и образцы лунной породы прошли строгий карантин, который не выявил никаких лунных микроорганизмов.

Успешное выполнение программы полета «Аполлона-11» означало достижение национальной цели, поставленной президентом США Джоном Кеннеди в мае 1961 г., – до конца десятилетия осуществить высадку на Луну, и ознаменовало победу США в «лунной гонке» с СССР.



21. Григорианский календарь стал результатом реформы юлианского календаря, проведенной Папой Григорием XIII. Проект разработал Луиджи Лилио, и согласно этому проекту в дальнейшем високосными должны были считаться только те вековые годы, число сотен лет которых без остатка делится на 4 (1600, 2000, 2400), а иные будут считаться простыми. Также была устранена накопленная с 8 г. н. э. ошибка в 10 дней, и согласно декрету папы от 24 февраля 1582 г. устанавливалось, что за 4 октября 1582 г. должно наступить сразу 15 октября.

В новом григорианском календаре средняя продолжительность года была 365,2425 дня. Ошибка составляла всего 26 с, и расхождение в сутки накапливалось примерно за 3300 лет. В дальнейшем можно будет объявить каждый год, делящийся без остатка на 4000, не високосным, и тогда среднее значение года будет 365,24225 дня, с еще меньшей ошибкой.


22. Висячие сады Семирамиды входят в список семи чудес света. Созданные в VI в. до н. э. по приказу царя пустынного Вавилона Навуходоносора II для своей жены, эти сады должны были утешать ее и напоминать ей о далекой родине. Имя Семирамиды, ассирийской царицы, появилось здесь по ошибке, но тем не менее плотно закрепилось в истории.

Ярусы садов поднимались уступами и соединялись между собой лестницами, выложенными плитами розового и белого камня. Для поливки растений целый день качали воду из Евфрата. Растения ближних и дальних стран, деревья, пальмы, цветы, вознесенные на большую высоту сложными конструкциями, – все это производило неизгладимое впечатление на людей того времени, сады в пыльном, засушливом Вавилоне казались чудом. Местоположение: Вавилон, Месопотамия (Двуречье), приблизительно на 50 км южнее современного Багдада.



23. Всемирное наследие ЮНЕСКО (англ. World Heritage) – природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым, по мнению ЮНЕСКО, являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, исторической или экологической значимости. По состоянию на 2016 г. в Списке всемирного наследия значится 1031 объект, из которых 802 являются культурными, 197 – природными и 32 – смешанными.


24. Самой древней из мировых религий является буддизм, который возник в середине I тысячелетия до н. э. в Индии. После более чем 15 веков господства в Индии буддизм уступил место индуизму. Однако буддизм широко распространился по странам Юго-Восточной Азии, проник в Шри-Ланку, Китай, Корею, Японию, Тибет, Монголию. Число его приверженцев оценивается приблизительно в 500 млн человек.



В буддизме сохранены все социально-нравственные догматы индуизма, но ослаблены требования кастовости и аскетизма. Буддизм обращает большее внимание на текущую жизнь.



25. Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791 гг.) – великий австрийский композитор, инструменталист и дирижер, представитель венской классической школы, виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижер. Он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Как композитор, который преуспел в каждом из жанров, Моцарт по праву считается одним из величайших сочинителей в истории классической музыки.


26. Авангардизм (фр. avant-garde – «передовой отряд») – совокупность экспериментальных, подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве XX в. К авангардным направлениям живописи относятся фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, акционизм, поп-арт, концептуальное искусство.


27. Второй подвиг Геракла – уничтожение лернейской гидры. Это чудовище с телом змеи и девятью головами дракона выползало из болота близ города Лерны, убивало людей и уничтожало целые стада. Геракл нашел гидру в пещере и вступил с ней в борьбу. На месте каждой отрубленной героем головы гидры вырастали две новые, пока помощник Геракла, Иолай, не начал прижигать гидре шеи горящими стволами деревьев. Он же убил и гигантского рака, который вылез из болота на помощь гидре. В ядовитой желчи лернейской гидры Геракл вымочил свои стрелы, сделав их смертельными.




28. Священная книга христиан – Библия – состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет был заимствован из иудаизма и составлялся на протяжении нескольких веков. Он описывает те события и факты, которые, по сути, привели к появлению Иисуса Христа. Тексты Нового Завета повествуют о его жизни. Они были объединены в одну книгу лишь в начале II в. Авторство частей Завета на данный момент является спорным вопросом. Тексты Библии различаются в зависимости от ветвей христианства, так, например, Библия протестантов содержит несколько дополнительных книг Ветхого Завета.


29. Статуя Зевса в Олимпии является одним из семи чудес света. Она создавалась для храма в крупном религиозном центре Древней Греции – Олимпии. Гигантский Зевс скульптора Фидия поразил местных жителей настолько, что они решили, будто сам бог лично позировал мастеру. Время создания – 440–435 гг. до н. э. Местоположение: Греция, древний город Олимпия на западном побережье полуострова Пелопоннес, приблизительно в 300 км к западу от Афин.



30. Кубизм (фр. cube – «куб») – модернистское течение в живописи начала XX в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объемной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства. Название «кубисты» впервые было употреблено в 1908 и 1909 гг. французским критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников, изображавших предметы в виде комбинации геометрических тел или фигур. Самый известный художник этого направления – П. Пикассо (1881–1973 гг.).

А знаете ли вы, что:

Жуки на вкус как яблоки, осы - как кедровые орехи, а черви похожи на жареный бекон?

То что называется "Французским поцелуем" в англоязычных странах, называется "Английским поцелуем" во Франции.

Бедренные кости человека крепче, чем бетон.

Гораций Нельсон - один из самых прославленных английских адмиралов, так и не смог за всю свою жизнь побороть:

:"морскую болезнь".

В 1386 году во Франции свинья была приговорена к повешению за убийство ребенка

Слово "queue" - это единственное слово в английском языке, которое произноситься также, как если бы в нем были пропущены последние четыре буквы.

Среди всех слов в английском языке слово "set" имеет наибольшее количество значений!

Cлово "Almost" - самое длинное слово в английском языке, в котором все буквы расположены в алфавитном порядке.

"Rhythm" - самое длинное английское слово без гласных букв.

Таракан может прожить с отрезанной головой несколько недель!

Вы можете убить себя, задержав дыхание.

Город с названием Рим существует на каждом континенте.

В Исландии является противозаконным держать домашнюю собаку!

Ваше сердце, в среднем, бьется около 100 тысяч раз в день!

Скелет Джереми Бентама присутствует на всех самых важных совещаниях в Лондонском университете.

Праворукие люди живут, в среднем, на 9 лет дольше, нежели леворукие.

Ваши ребра совершают около 5 миллионов движений в год - каждый раз, когда вы дышите!

Слон - единственное млекопитающее, которое не может прыгать!

Четверть от всех костей в вашем теле находятся в ногах!

Также как и отпечатки пальцев, у каждого человека индивидуален отпечаток языка!

Первая в мире операция по переливанию крови была проведена в 1667 году, когда Жан-Батист перелил одному молодому человеку две пинты крови овцы.

Ногти на ваших руках растут почти в 4 раза быстрее, чем ногти на ногах!

Большинство пыли в вашем доме образуются от сухой человеческой кожи!

Предсказано, что общее количество людей, населяющих нашу планету сейчас, к 2080 году вырастет до 15 миллиардов.

Женщина моргает почти в два раза больше, чем мужчина.

Адольф Гитлер был вегетариацем, и у него было только одно яичко.

Мед - единственный продукт питания, который не портиться. Мед, обнаруженный в гробницах египетских фараонов, попробовали археологи и признали его съедобным.

В месяцах, первое число которых попадает на воскресенье, всегда есть "Пятница, Тринадцатое".

Coca-Cola была бы зеленой, если бы не добавляемые в нее красители.

Сердце ежа, в среднем, бьется 300 раз в минуту.

В мире погибает больше людей от укусов пчел, нежели от укусов змей.

Обычным графитовым карандашом можно нарисовать линию длиной 35 миль или написать приблизительно 50 тысяч английских слов.

Людей с аллергией на коровье молоко больше, чем людей с аллергией на какой-либо другой продукт питания.

Для защиты от песчаных бурь у верблюдов целых три века.

Глаза осла размещены таким образом, что он может одновременно видеть все свои четыре лапы!

Шестью официальными языками Организации Объединенных Наций являются английский, французский, арабский, китайский, русский и испанский.

Земля является единственной (из существующих восьми) планетой Солнечной Системы, которая была названа так не в честь какого-либо бога.

В церквях штата Небраска (США) является противозаконным рыгать и чихать.

Когда человек рождается, то у него в теле присутствуют 300 костей, а когда вырастает, у него их остается только 206.

Некоторые черви съедают себя, если не могут найти какую-нибудь пищу!

Дельфины спят с одним открытым глазом!

Невозможно чихнуть с открытыми глазами.

Самому старому кусочку жевательной резинки 9 тысяч лет!

Самый длинный по продолжительности полет курицы составлял 13 секунд.

Королева Елизавета I считала себя образцом чистоты. Она заявила, что принимает ванну каждые 3 месяца вне зависимости от того нужно это или нет.

У личинок 4 носа.

Сова - это единственная птица, которая может видеть "голубой" цвет.

Один человек по имени Чарльз Осборн страдал икоткой до 69 лет!

Жираф может почистить себе глаза с помощь 21-дюймового языка!

Обычный человек, в среднем, смеется 10 раз в день!

Глаз у страуса больше, чем его мозг.

A теперь вопрос на знания:

Один из этих интересных, но совершенно не нужных фактов является вымыслом. Угадайте какой?

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.

(М. В. Ломоносов )

Образованный человек - это не просто личность, имеющая диплом о законченном образовании. Данное понятие многолико и многогранно, складывается из множества критериев, формирующихся на протяжении всей жизни индивидуума.

Страницы истории

Что значит образованный человек? Наверняка многие из нас рано или поздно задавались этим вопросом. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории. А именно к тем дням, когда человечество начало делать успехи в развитии цивилизации.

Все создавалось и делалось постепенно. Ничего не появляется сразу, по взмаху могущественной руки Творца. «Сначало было Слово, и Слово было Бог». Зарождалось общение, жесты, знаки, звуки. Именно с этих времен следует рассматривать понятие образованности. У людей появился общий язык, первоначальная база знаний, которые они передавали детям из поколения в поколение. Человек приложил усилия к развитию письменности и речи. Беря свое начало из этих истоков, река времени принесла нас в настоящее. Было много извилин в русле этой реки, вложен немыслимый труд и проделана колоссальная работа. Но все же эта река принесла нас в ту жизнь, какой мы видим ее сейчас. Книги сохранили и донесли до нас все то, что создавал человек на протяжении столетий. Мы черпаем знания из этих источников и становимся образованными людьми.

Образованный человек: понятие, критерии, аспекты

Трактовка данного термина неоднозначна, исследователи предлагают множество определений, вариаций. Одни считают, что образованный человек - это индивидуум, закончивший учебное заведение и прошедший комплексное обучение в определенной сфере знаний. Например, таковыми являются врачи, педагоги, профессора, повара, строители, археологи, менеджеры и прочие специалисты. Другие утверждают, что, помимо государственно-коммерческого образования, личность должна иметь и социальный, жизненный опыт, полученный в путешествиях, поездках, в общении с людьми разных этносов, классов и уровней. Однако такое толкование является неполным, поскольку образованный человек - это личность определенных моральных устоев, сумевшая чего-то добиться в своей жизни благодаря своим знаниям, начитанности, культуре и целеустремленности. Из всего этого мы делаем вывод, что образованный - не только самый умный человек, но и личность с большой буквы. Поэтому большинство исследователей дают более точную характеристику данному термину. Они считают, что образованный человек - это индивидуум, получивший знания, которые предложены самой цивилизацией. Он обладает культурно-жизненным опытом, исторически накопленным в процессе развития и становления культуры, индустрии, промышленности и проч.

Образ образованного человека складывается из множества критериев и качеств личности:

  • Наличие образования.
  • Владение языками.
  • Культура поведения.
  • Расширенный кругозор.
  • Начитанность.
  • Широкий словарный запас.
  • Эрудированность.
  • Коммуникабельность.
  • Тяга к знаниям.
  • Красноречие.
  • Гибкость ума.
  • Умение анализировать.
  • Стремление к самосовершенствованию.
  • Целеустремленность.
  • Грамотность.
  • Воспитанность.
  • Толерантность.

Роль образования в жизни человека

Образованный человек стремится к познанию для ориентации в мире. Ему не столь важно знать, сколько элементов в таблице Менделеева, однако нужно иметь общее представление о химии. В каждой сфере знания такая личность ориентируется легко и непринужденно, понимая, что единичная точность абсолютно во всем невозможна. Это позволяет видеть мир под другим углом, ориентироваться в пространстве, делает жизнь яркой, насыщенной и интересной. С другой стороны, образование выступает, как просвещение каждого, наделение знаниями для возможности отличать действительность от навязываемого мнения. Образованный человек не поддается влиянию сектантов, рекламным уловкам, так как постоянно анализирует увиденное и услышанное, формируя единственно верное решение о реальности происходящего. При помощи образования индивидуум достигает поставленных целей, самосовершенствуется и самовыражается. Благодаря чтению эрудированный человек прислушивается к своему внутреннему миру, находит важные ответы, тонко чувствует мир, становится мудрым, эрудированным.

Значение школьного образования

Первым этапом становления каждой личности как "образованного человека" является начальное образовательное учреждение, а именно школа. Там мы получаем азы знаний: учимся читать, писать, рисовать, развернуто мыслить. И от того, насколько мы усвоим эту начальную информацию, во многом зависит наше будущее развитие, как полноценного представителя общества. С рождения родители развивают в ребенке тягу к знаниям, объясняя важность образования в жизни. Благодаря школе выявляются способности каждого ученика, прививается любовь к чтению, закладываются основы в обществе.

Школа является фундаментом становления каждого образованного человека. Она решает ряд важных задач.

  1. Начальное образование человека, передача социального, жизненного, научного опыта в значимых областях, исторически накопленного цивилизацией.
  2. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности (патриотизм, религиозные убеждения, семейные ценности, культура поведения, понимание искусства и проч.).
  3. Сохранение и укрепление здоровья как физического, так и психического, без которого человек не сможет самореализоваться.

Самообразования и социального, жизненного опыта недостаточно для того, чтобы стать образованным, поэтому роль школы в жизни современного индивидуума неоценима, незаменима.

Роль книг в образовании

В настоящее время педагоги воспринимают образ интеллигента как идеал образованного человека, к которому должен стремиться каждый учащийся, студент, взрослый. Однако данное качество не является приоритетным или обязательным.

Каким мы представляем образованного человека

У каждого из нас имеется свое по данной теме. Для одних образованный человек - это тот, кто закончил школу. Для других это люди, получившие специальность в определенной области. Третьи считают образованными всех умных людей, ученых, исследователей, тех, кто много читает и самообразовывается. Но именно образование - в основе всех определений. Оно в корне изменило жизнь на Земле, дало шанс самореализоваться и доказать самим себе, что все зависит от человека. Образование дает шанс сделать шаг в другой мир.

На каждом этапе становления личности человек воспринимает понятие образованности по-разному. Дети и ученики уверены, что это просто самый умный человек, который много знает и читает. Студенты смотрят на данное понятие с точки зрения образования, считая, что, закончив учебное заведение, они станут образованными людьми. Старшее поколение воспринимает этот образ более широко и глубокомысленно, понимая, что, помимо обучения, такая личность должна иметь собственный багаж знаний, социальный опыт, быть эрудированной, начитанной. Как мы видим, у каждого свое представление о том, что должен знать образованный человек.

Самореализация

Когда человек заканчивает школу, то испытывает необыкновенную радость, позитивные эмоции, принимает поздравления и пожелания стать достойным человеком в будущем. Получив аттестат, каждый выпускник становится на новый жизненный путь к самореализации, самостоятельности. Теперь нужно сделать важный шаг - выбрать учебное заведение и будущую профессию. Многие выбирают сложный путь для достижения заветной мечты. Пожалуй, это самый важный момент в жизни человека - выбрать профессиональную деятельность по душе, интересам, своим способностям и талантам. От этого зависит самореализация индивидуума в обществе, его дальнейшая счастливая жизнь. Ведь образованный человек - это, помимо всего прочего, человек, достигший успеха в той или иной области.

Важность образования в наше время

Понятие "образование" включает в себя слова - "образовать", "образовывать", что означает формирование человека как личности. Образует его внутренне "Я". Как перед собой в первую очередь, так и перед обществом, в котором он живет, занимается своей сферой деятельности, трудится и просто приятно проводит свое свободное время. Несомненно, хорошее образование в наше время просто незаменимо. Именно достойное образование открывает перед индивидуумом все двери, дает возможность попасть в "высшее общество", устроиться на первоклассную работу с достойной заработной платой и добиться всеобщего признания и уважения. Ведь знаний никогда не бывает много. С каждым нашим прожитым днем мы узнаем что-то новое, получаем определенную порцию информации.

К сожалению, в наш двадцать первый век, век цифровых технологий, коммуникаций и интернета, такое понятие как "образованность" постепенно отходит на второй план. С одной стороны, казалось бы, должно быть наоборот. Интернет, бездонный источник полезной информации, где все доступно. Не нужно лишний раз бегать по библиотекам, по сокурсникам в поисках пропущенной лекции и т. д. Однако наряду с полезной в Интернете содержится огромное количество бесполезной, ненужной и даже вредной информации, которая засоряет человеческий мозг, убивает в нем возможность адекватно мыслить, сбивает человека с пути. Зачастую некачественные ресурсы, бесполезные социальные сети намного больше завлекают человечество, нежели полезная для саморазвития информация из библиотек.

К чему приводит необразованность

Необразованный человек пребывает в заблуждении о том, что он все знает и ему больше нечему учиться. В то время как образованный до конца жизни будет уверен в том, что его образование не закончено. Он всегда будет стремиться познать то, что сделает его жизнь еще лучше. Если личность не стремится к познанию мира и саморазвитию, то в итоге приходит к обыденности, рутине, где работа не приносит ни удовольствия, ни достаточного заработка. Конечно же, необразованность не означает полное отсутствие каких-либо знаний, аттестатов. Человек может иметь несколько образований, но быть неграмотным. И наоборот, есть вполне образованные, начитанные люди, которые не имеют диплома, но обладают высоким интеллектом, эрудированностью благодаря самостоятельному изучению окружающего мира, наук, общества.

Необразованным людям сложнее самореализоваться, достичь желаемого, найти занятие по душе. Конечно же, вспомнив наших бабушек и дедушек, которые в свое время больше работали, нежели учились, мы понимаем, что можно пройти жизненный путь без образования. Однако придется преодолеть сложную дорогу, много физически работать, испортив как психическое, так и физическое здоровье. Необразованность можно представить как изолированный куб, в котором живет личность, не желая выйти за его границы. Вокруг будет кипеть и нестись бушующая жизнь, с великолепными красками, наполненная яркими эмоциями, пониманием, осознанием действительности. И стоит ли выйти за грань куба, чтобы насладиться истинным, свежим воздухом познания, - предстоит решать только самому человеку.

Подведем итоги

Образованный человек - это не только тот, кто хорошо закончил школу, учебное заведение и имеет высокооплачиваемую работу по специальности. Этот образ необычайно многогранен, включает в себя культуру поведения, интеллигентность, воспитанность.

Основные качества образованного человека:

  • образование;
  • грамотность;
  • умение правильно общаться и выражать свои мысли;
  • вежливость;
  • целеустремленность;
  • культура;
  • умение держать себя в обществе;
  • эрудированность;
  • стремление к самореализации и самосовершенствованию;
  • умение тонко чувствовать мир;
  • благородство;
  • великодушие;
  • выдержка;
  • трудолюбие;
  • чувство юмора;
  • решительность;
  • остроумие;
  • наблюдательность;
  • изобретательность;
  • порядочность.

Понятие "образованный человек" трактуется по-разному, однако главное во всех определениях - наличие образования, полученного разными способами: при помощи школы, вуза, самообразования, книг, жизненного опыта. Благодаря знаниям каждый из нас может достичь любых высот, стать успешной, самореализованной личностью, полноценной ячейкой общества, воспринимающей этот мир особенно.

В настоящее время трудно обойтись без образования, ведь любая область деятельности требует определенных навыков, умений. А жить в мире, ничего о нем не зная, подобно первобытному человеку, абсолютно бессмысленно.

В заключение

В статье мы рассмотрели основные критерии, определения образованной личности, ответили на вопрос, что значит быть культурным человеком. Каждый из нас расценивает и смотрит на вещи согласно своему социальному статусу и способности восприятия окружающего мира. Некоторые даже не догадываются, что для интеллигентного человека дурно говорить оскорбительные вещи в адрес собеседника. Некоторые же усвоили эту истину с малых лет. Ведь на мировоззрение человека в первую очередь влияет образованность людей, которые закладывали в него определенную информацию, были проводниками в эту жизнь.

Также мы выяснили, что начитанный человек - это индивидуум, читающий не только специальную, обучающую литературу, но и произведения классиков. Многое в этом мире взаимосвязано, но именно образование играет главную и решающую роль. Поэтому стоит отнестись к нему со всей серьезностью, желанием и пониманием. Мы сами хозяева нашей жизни. Мы сами творцы своей судьбы. И то, как мы проживем эту жизнь, целиком и полностью зависит только от нас. Несмотря на трудности, политические или военные, наши предки создали великолепные условия для нашей жизни. И в наших руках сделать эти условия еще лучше для наших потомков. Образование нужно нам для того, чтобы устроить свою жизнь по собственному желанию и стать счастливым человеком.

Повысить уровень своего образования через Интернет затруднительно. Для того чтобы стать эрудированной личностью, нужно не забывать посещать библиотеку и читать книги образованного человека. Предлагаем вашему вниманию популярные издания, которые непременно должен прочесть каждый образованный человек, это сделает вас интересным, начитанным, культурным собеседником.

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.
  2. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление.
  3. Браунер Дж. Психология познания.

1. Мир хочет, чтобы вы оставались тупыми…
Чем вы тупее, тем вам проще продать продукты и услуги. Размер диагонали телевизора обратно пропорционален коэффициенту интеллекта.

2. Не надо слепо верить в образовательную систему.
Учебная программа устарела в первый день начала вашего обучения. (Исключение – фундаментальные программы, но только в точных науках; вопрос применения фундаментальных знаний в обычной жизни остается открытым.)

3. Читайте без остановки, читайте как можно больше.
Вы никогда не знаете, когда вам пригодятся новые знания и концепции, но вы будете намного лучше подготовлены к жизненным неожиданностям.

4. Научитесь общаться с окружающими.
Избегать людей, считая их недостойными своего общения, – значит не найти клиентов, друзей или работу в дальнейшем.

5. Быть застенчивым – это пустая трата времени. Не давайте эмоциям рулить процессами принятия решений.

6. Если вам что-то не нравится в отношениях с другим человеком, – в случае вашего разрыва это “что-то” и будет причиной.

7. Как можно больше общайтесь с людьми старше себя. Пытайтесь понять их систему ценностей, их кругозор и логические связи между обстановкой и принятыми решениями.

8. Найдите людей, которыми можно восхищаться, и старайтесь их превзойти.

9. Со временем люди становятся более консервативными. Если хотите сделать рисковые вещи – делайте их, пока молодые. Я давно пришел к выводу, что реформаторство – это следствие отсутствия знаний, а не наличия фокуса.

10. Не тратьте деньги на ерунду: скопите их на что-то серьезное (в т.ч. и свой стартап). Это вас также научит тратить деньги и в бизнесе: с умом и ради цели.

11. Выбирая между тратой денег на вещи или впечатления, выбирайте впечатления. Радость от впечатлений и воспоминаний выше.

12. После того, как вы научились экономить, научитесь зарабатывать.

13. Научитесь программировать.
Проще самому сделать прототип, нежели тратить время и деньги на то, чтобы его объяснить кому-то еще. Не хотите программировать – научитесь что-то делать руками, чтобы можно было производить что-то полезное.

14. Не набирайте лишний вес в молодости. Это сократит вашу активную жизнь на 10-20 лет.

15. Научитесь готовить еду. Лучшее время для обдумывания чего-то – когда вы режете ингредиенты на салат или суп.

16. Высыпайтесь ночью. Недостаток сна сильно влияет на качество принятия решений.

17. Записывайте свои дела. Памяти недостаточно, какой бы фантастической она ни была.

18. Имейте большую мечту. Быть гибким отлично, но без мечты это может превратиться в бег по кругу.

19. Станьте специалистом своего дела перед тем, как менять сферу деятельности. Тут дело и в правиле 10000 часов, и в том, что хороший генералист должен в прошлом быть хорошим специалистом.

20. Не старайтесь исправить людей. Ищите тех, кто еще не испорчен.

Бонус:
Учите 2-3 иностранных языка. Знание языка также дает понимание культуры и разнообразных точек зрения и ценностей.
Учитесь культурно разговаривать и писать без ошибок. Умение говорить складно и по делу пригодится тогда, когда вы будете доносить свою точку зрения людям, а также управлять людьми.
Научитесь этично конкурировать в нужных вам областях жизни. Жизнь – очень конкурентная штука, и неумение конкурировать снижает ваши шансы на изменение своего положения или социального статуса.