В чем состоит смысл названия пьесы гроза. Смысл названия пьесы А. Н. Островского "Гроза". Природное явление как персонаж

Смысл названия драмы «Гроза»

Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.
Гроза играет важную роль в композиции драмы. В первом действии — завязка произведения: Катерина говорит Варваре о своих мечтах и намекает на свою тайную любовь. Почти сразу после этого надвигается гроза: “... вон никак гроза заходит...”
В начале четвертого действия тоже собирается греза, предвещая трагедию: “Уж ты помяни мои слова, что эта гроза даром не пройдет...”
А разражается гроза только в сцене признания Катерины — в кульминации пьесы, когда героиня говорит о своем грехе мужу и свекрови, не стыдясь присутствия других горожан.
Гроза непосредственно участвует в действии как реальное явление природы. Она влияет на поведение персонажей: ведь именно во время грозы Катерина признается в своем грехе. Даже говорят о грозе, как о живой (“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”, “А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!”).
Но гроза в пьесе имеет и переносное значение. Например, Тихон называет грозой ругань, брань и выходки своей матери: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”
Примечателен и такой факт: Кулигин — сторонник мирного искоренения пороков (он хочет высмеять дурные нравы в книге: “Я было хотел все это стихами изобразить...”). И именно он предлагает Дикому сделать громоотвод (“дощечку медную”), который служит здесь аллегорией, ведь мягкое и мирное противостояние порокам путем их обличения в книгах — это своеобразный громоотвод.
Кроме того, воспринимается гроза всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: “Гроза-то нам в наказание посылается”. Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому — судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого.
А вот Кулигин относится к грозе иначе: “Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!” Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!..”
Так образ грозы оказывается связан с раскрытием характеров персонажей драмы.
Катерина тоже боится грозы, но не так, как Дикой. Она искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина не рассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов. Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми...”
Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого — не мужа.
Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова “С Борисом Григорьевичем!” (в сцене признания Катерины) — и вновь по ремарке автора раздается “удар грома”.
Во-вторых, признание Катерины и ее самоубийство было вызовом силам “темного царства” и его принципам (“шито-крыто”). Сама любовь, которую Катерина не стала скрывать,
ее стремление к свободе — это тоже протест, вызов, прогремевший над силами “темного царства”, словно гроза. Победа Катерины в том, что пойдут слухи о Кабанихе, о роли ее в самоубийстве невестки, не удастся скрыть правду. Даже Тихон начинает слабо протестовать. “Вы ее погубили! Вы! Вы!” — кричит он матери.
Итак, “Гроза” Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: “...конец (пьесы)... кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе...”
Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: “Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь...”
Гроза тоже не подчиняется ничему и никому — она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы).
Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: “Гроза убьет!”, “Не гроза это, а благодать!”
Итак, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится так важен для понимания пьесы читателями.

Так что же это за символ, который Островский выводит в заглавие - гроза?

Для людей XIX века, не знающих об электричестве и физических законах, гроза представляла собой ужасное, пугающее действие. На небе сверкали молнии, иногда они долетали до земли и убивали людей, жгли постройки и деревья. Повсюду стоял неописуемый грохот. Впрочем, и сейчас грозы на земле точно такие же, как и 150 лет назад. Только они уже не так страшны, потому что мы знаем, как они происходят. Но наши предки наделяли это природное явление таинственным смыслом.

Итак, с одной стороны, с грозой было связано поверье о гневе господнем. Она обрушивается на людей, чтобы испугать и напомнить о дне страшного суда, на котором грешники поплатятся за совершенные против Бога преступления. С другой стороны, грозы – это вестник обновления, так как в основном они связаны с наступлением весны. Проливные с громом дожди очищают воздух, моют землю, листву. Перед грозой обычно душно, а после неё становится легко и весело дышать. Страх проходит, и наступает радостное обновление. Природа и люди вновь начинают жить, но только уже в чистом мире.

Таким образом, гроза в сознании человека связана как с положительным началом, становясь символом новой жизни, так и с отрицательным. Во втором случае гроза становится воплощением справедливого, заслуженного и страшного наказания.

В своей пьесе Островский виртуозно использует оба эти значения. Он вводит в текст повествования и саму грозу как часть природы, и её символическое выражение – Катерину, которая играет роль очищающей силы в жизни обитателей города Калинова.

Но почему Катерину можно назвать грозой? Что такого сделала эта хрупкая девушка, чтобы можно было сопоставить её с сильным природным явлением?

Полное соответствие со своим символическим звучанием этот образ получает в конце пьесы. Смерть, а точнее, самоубийство героини стало поистине ужасным для города событием. Оно всколыхнуло сердца людей, перевернуло их привычный мир и заставило задуматься. Недаром Тихон, муж Катерины, стоя над бездыханным телом жены, упрекнет мать в том, что это она виновна в этой ужасной смерти. Он упрекнет мать, которой ранее не мог сказать ни слова поперёк. Это действительно прорыв. И начало этому прорыву дала именно смерть Катерины, её самопожертвование и освобождение.

Неслучайно критик Добролюбов назвал Катерину Кабанову «лучом света в темном царстве». А ведь луч света – это, может быть, и есть молния?..

Но, как было сказано, есть и другое значение этого символа – заслуженное наказание. Вот здесь уже Катерина не при чем. Она не орудие, а причина. Значит, сама гроза как природное явление выступила здесь действующим лицом, которое напомнило героине об её преступлении – измене мужу.

Также необходимо сказать, что Катерина и гроза имеют еще одно сходство. По задумке автора, они играют роль антитезы по отношению к окружающей их действительности. Героиня противостоит душному обществу города Калинова, а гроза разрушает собой духоту воздуха.

В тексте произведения гроза как дождь с молниями и громом и грозовое значение самоубийства Катерины совпадают в сильнейшей кульминации. Островский ставит жирную точку в конфликте пьесы. Он одним движением пера разрешает проблему противостояния Катерины и Кабанихи, мгновенно делает из девушки победительницу и наказывает повинных в происшедшем.

Вот так название пьесы Островского вместило в себя и проблематику, и тему, и идею произведения, а также пояснило значение образа главной героини.

Гроза присутствует и в жизни других жителей города. Для Кабановой и Дикого гроза появляется в лице Кулигина и Катерины. Эти герои свидетельствуют о том, что близятся перемены, которые косные люди Калинова отказываются принимать.

Островского по праву можно назвать великим русским драматургом. В своих произведениях он впервой показал жизнь и быт купеческого сословия. В пьесе “Гроза” писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность “Домостроя”, пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, отношения “старого”, угнетающего, и “молодого”, безгласного.

Главная мысль “Грозы” содержится в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо существовать в обществе, где господствуют “жестокие нравы”, где царит “Домострой”, где все основано на страхе, обмане и подчинении.

Название “Гроза” можно рассматривать с нескольких позиций. Гроза – это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную роль. Так, она дополняет действо, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Катерины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию.

Итак, название “Гроза” подчеркивает основную мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.

Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в “темном царстве” появился “луч света” - Катерина – леди, которая не может мириться с гнетущей атмосферой, царящей в семье, з городе. Ее протест выразился в любви к Борису, в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире, где ей все “постыло”. Она- первая молния той грозы, которая разразится скоро в обществе. Тучи над “старым” миром сгущались уже давнехонько. Домострой потерял свое изначальное важность. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор, пока может достичь компромисса путем обмана. Когда же гнет становится невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает просыпаться протест, он развивается и способен выйти в любую минуту наружу.

Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения постоянно есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен высказать о своем протесте, то “темному царству” на самом деле осталось существовать недолго.

Гроза также является и символом обновления. В природе после грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости.

Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грешок и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что “смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…” В конце концов, религиозность, боязнь возмез- дня за грешок одерживают верх, и Катерина публично признается в содеянном грехе. Ни один из обитателей Калинова не может понять ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких нравственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мораль – лишь бы все “шито д% крыто было”. Однако признание не приносит Катерине облегчения. Пока она верит в любовь Бориса, она способна существовать. Но, поняв, что Борис не лучше Тихона, что она все же одна в этом мире, где ей все “постыло”, она не находит другого выхода, как броситься в Волгу. Катерина преступила религиозный закон ради свободы. Гроза и в ее душе заканчивается обновлением. Молодая леди полностью освободилась от оков калиновского мира и религии.

Смысл названия драмы А. Н. Островского «Гроза». Пьесу «Гроза» Островский написал в 1859 г., в пе­риод, когда в России назрела смена общественных устоев, накануне крестьянской реформы. Поэтому пьесу восприняли как выражение стихийных рево­люционных настроений народных масс. Островский не зря дал своей пьесе название «Гроза».

Гроза - это не только природное (действие разво­рачивается под звуки грома), но и внутреннее явление (герои характеризуются через отношение к грозе). Для каждого героя гроза является особым симво­лом. Для одних это предвестник бури, для других очищение, начало новой жизни, для третьих это «голос свыше», который предрекает какие-то важ­ные события или предостерегает от каких-либо по­ступков.

В душе Катерины происходит никому не види­мая гроза, гроза для нее - это кара небесная, «рука Господня», которая должна покарать ее за измену мужу: «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застигнет со всеми помыслами лу­кавыми». Катерина боится и ждет грозы. Она любит Бориса, но это угнетает ее. Она считает, что будет го­реть в «геенне огненной» за свое греховное чувство.

Для механика Кулигина гроза - грубое проявле­ние природных сил, она созвучна с людским невеже­ством, с которым надо бороться. Кулигин полагает, что, внося в жизнь механизацию и просвещение, можно добиться власти над громом, который вопло­щает в себе грубость, жестокость и безнравствен­ность: «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повеле­ваю». Кулигин мечтает построить громоотвод, чтобы избавить людей от страха перед грозой.

Для Тихона гроза - это злоба, угнетение со сторо­ны матери. Он боится ее, но как сын должен подчи­няться ей. Уезжая из дома по делам, Тихон говорит: «Да как знаю я таперича, что недели на две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет».

Дикой считает, что невозможно и грешно проти­востоять молнии. Для него гроза - это покорность. Несмотря на свой дикий и злобный нрав, он покорно подчиняется Кабанихе.

Борис людской грозы страшится больше, чем при­родной. Поэтому он уезжает, бросает Катерину один на один с людской молвой. «Здесь страшнее!» - гово­рит Борис, убегая с места моления всего города.

Гроза в пьесе Островского символизирует как не­вежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни. Об этом свидетельствует разговор двух горожан Калинова. В ми­ровоззрении жителей начали происходить измене­ния, стала меняться оценка всего происходящего. Возможно, у людей появится желание побороть свой страх перед грозой, избавиться от гнета злобы и неве­жества, царящих в городе. После страшных раскатов грома и ударов молнии над головами вновь засияет солнце.

Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» образ Катерины трактовал как «стихий­ный протест, доведенный до конца», а самоубий­ство - как силу вольнолюбивого характера: «Горь­ко такое освобождение; но что же делать, когда другого нет».

Я считаю, что пьеса Островского «Гроза» была свое­временна и способствовала борьбе с угнетателями.

Где ты, гроза — символ свободы?

А. Пушкин

Знойный летний день... Кажет-ся, над землей нависла какая-то страшная зловещая сила, готовая все погубить. Земля, деревья, пти-цы, небо — все ждет освежающей грозы. Когда читаешь драму «Гро-за», тоже наступает такая мину-та, что ощущаешь, как сгущают-ся темные зловещие силы, как задыхается все живое, как трепе-щет и рвется к жизни, к свету Катерина.

Драма «Гроза» была написана Островским в период обществен-ного подъема, когда трещали ус-тои крепостничества и в душной, страшной атмосфере действитель-ности чувствовалось приближение «бури».

Тучи сгущаются в драме в пер-вом же действии, хотя внешне пока все спокойно.

Здесь, в городе Калинове, всем заправляют люди жестоких нравов, скрывающие свои по-роки под маской благочестия и религиозности. Такой яв-ляется и Кабаниха, которая придерживается в жизни ста-рой морали, старых традиций. «Ханжа... Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — отзывается о ней Кулигин. Действительно, Кабанова давно уже подавила личность своего сына, Тихона, не дает жизни и Катерине, зато со странницей Феклушей, которая ее хвалит, восхищается ею, разделяет ее взгляды, Кабаниха без труда находит общий язык.

Фигура Дикого представляет собой образ безнравствен-ного человека, для которого целью жизни являются день-ги. Он самый богатый в городе, и это позволяет Дикому жестоко издеваться над бедными мужиками и домочадца-ми, самодурствовать. Однако Дикой пасует перед людьми, имеющими большую власть и более значительный, чем у него, капитал. В лицемерии, ханжестве, жадности и нена-висти к людям Дикой сродни Кабанихе.

Именно против этого «темного царства» восстают моло-дые силы: Катерина, Кудряш, Варвара. И главный конф-ликт «Грозы» — это столкновение пробуждающейся свет-лой личности с догмами, деспотизм, фальшью и духотой, душевной черствостью мира кабаних и диких.

Не зря Добролюбов называет Катерину «лучом света в темном царстве», поскольку величие ее характера заклю-чается в целостности и внутренней гармонии, в способнос-ти всегда и везде быть самой собой, ни в чем себе не изме-няя. Кого не привлечет нравственная красота этой девуш-ки, воспитанной в атмосфере любви и свободы! Теперь же она задыхается в доме Кабановых, который кажется ей «тюрьмой», «неволей». Ее душа требует простора, воли, любви, а не жестокости и лицемерия свекрови Кабанихи. «Какая я была резвая! — говорит Катерина Варваре. — Я у вас завяла совсем».

Катерина — религиозная натура, но ее глубокая и сво-бодная вера отличается от внешней религиозности Каба-нихи, у которой никогда не вырвется из сердца, как сти-хия, крик души: «Отчего люди не летают!» Материал с сайта

Катерина протестует против такого существования, она не хочет смириться с ним и покориться давлению ханже-ства, лицемерия, несправедливости, но как бороться с ними — не знает. «Лучше умереть», — говорит она.

Протест Катерины, выразившийся в ее гибели, чем-то сродни грозе — сильной и страшной стихии природы. И пусть Катерина погибла, а кабановы и дикие еще ходят по земле — все равно придут новые поколения людей, кото-рые сумеют понять трагедию героини как призыв к очис-тительной и грозной буре, смывающей с лица земли ложь, невежество, деспотизм. И эти поколения уже будут способ-ны бороться за свое счастье!

"Гроза" явилась вершиной творчества А.Н. Островского. В плане художественной выразительности "Грозу" можно сравнить с другими крупными и значительными произведениями русской и мировой литературы.
У больших художников порой возникает желание при создании своего основного произведения как бы выйти за рамки обозначенной темы. Так, например, когда Гоголь работал над "Мертвыми душами", ему хотелось изобразить "всю Русь, хотя бы с одного боку". Это ни что иное, как попытка выйти за границы узкой темы. Точно также и в "Грозе" Островский, быть может, невольно обратился к вопросу, который по своей сути выходит далеко за рамки изображаемых событий.
Драматург обратился к вопросу о том, как вести себя человеку в "грозовых" условиях, как ему быть, если он чувствует в себе присутствие ярких душевных сил, если ему хочется приобщиться к чему-то чистому, совершенному, тем более, когда он наделен характером и не терпит унижения. Как ему жить в этом мире, где господствуют жестокие нравы, ложь и покорность? Вот вопрос, поставленный Островским. Он, как мы знаем, не нашел на него ответа, и это не его вина. Но заслуга Островского как драматурга в том, что он показал драму трагического несоответствия душевной чистоты, совести, красоты с тяжелой силой человеческого самодурства, лжи и нравственного притеснения.
В пьесе все подчинено раскрытию этой драмы не как частного случая, а как события, имеющего глубокий нравственный, психологический и общественный смысл.
Символично название пьесы - "Гроза". Это прежде всего гроза внутри человеческих общественных отношений. Один идет против другого, а все - против одного. В этом обществе господствует закон джунглей - каждый сам за себя. Никому в принципе нет дела до того, что творится вокруг. Люди начинают интересоваться окружающим только в том случае, если происходящее так или иначе касается их самих.
Практически на глазах всего бульвара Кабаниха ругается с сыном и невесткой, кричит на всю улицу, несправедливо обвиняя их чуть ли не во всех смертных грехах. И никому совершенно нет до этого дела. В доме Тихона всем заправляет его мать, а сам он ни ступить, ни молвить против нее не смеет. Практически такая же ситуация наблюдается в доме Дикого, который тиранит не только своих родных, но и наемных работников. Поэтому символ грозы приобретает здесь второе значение - это еще и гроза семейной жизни. В самом деле, жизнь Катерины в доме мужа наполнена ощущением приближающейся катастрофы. Еще до того, как она познакомилась с Борисом, Катерина чувствовала, что недолго задержится на этом свете, что и ее коснутся раскаты грозы, что над ее головой сгущаются тучи.
Наконец, третий смысл названия пьесы. Гроза - это еще и символ наказания за неправедное, с частным нарушением моральных законов, житие. Кроме того, это наказание Катерине за свершенный ею грех. Ведь, что там ни говори, но измена супружескому долгу всегда считалась на Руси грехом. А Катерина к тому же еще и очень религиозна. Поэтому она очень мучится своим поступком, что и составляет подлинную и неразрешимую драму.
Конечно, нам вполне понятен порыв молодой женщины, попытка яркой личности прорваться к светлому началу. Катерина пытается найти себя в любви к Борису и через это состояние ощутить хотя бы кусочек счастья. Но эта попытка сильной личности отстоять себя приводит к греху.
Утеснение со стороны жестокой человеческой среды порождает у даровитых натур желание преодолеть притеснение, отстоять свое право на счастье. Однако пути к его достижению оказываются ложными. В таком положении как раз и очутилась Катерина.
Ключ к разгадке характера Катерины, а с ним и символа грозы дает нам седьмое явление первого действия. Здесь еще совершается экспозиция, самая завязка драмы.
Вспомним знаменитый монолог Катерины ("Почему люди не летают...") и весь дальнейший разговор с Варварой. Этот эпизод раскрывает Катерину как натуру поэтическую, прекрасную, которая никак не согласуется с окружающим миром. И мы понимаем, что такую возвышенную душу так или иначе ждет беда. Возникает как бы предощущение грозы. Это ощущение укрепляется в нас после встречи Катерины с выжившей из ума барыней.
Катерина и без того осознает всю греховность своей любви, а тут еще эта сумасшедшая начинает обвинять ее в человеческом беспутстве, в опошлении красоты... Конечно, мы понимаем, что ее слова не относятся именно к Катерине, и раньше эта сцена воспринималась как характеристика темной, невежественной среды. Но при этом затмевался и символический смысл слов старухи.
Красота как средство удовлетворения личных интересов не только грех, но и разрушение человека. Такая красота бездуховна и приводит к трагической развязке.
Что касается Катерины, то она воспринимает старуху как олицетворение темной стороны судьбы. И потому девушка принимает решение покончить с собой, прежде чем ее постигнет расплата. Она хотела очиститься, а очищение она видела в приближении к Богу.
Может показаться странным, что Катерина отважилась на подобный поступок - ведь самоубийство не меньший грех, чем измена. Но мне кажется, что душа, любящая и много страдавшая в этой жизни, заслуживает прощения. И оказалось, что своим решительным движением, стремлением идти на судилище, героиня частично искупила свой грех.
Отсюда еще один смысл названия: гроза - это не только наказание, это и очищение. Ведь после грозы воздух становится свежее, земля чище. А значит, и порыв Катерины не остался незамеченным. Возможно, кого-то из жителей Калинова он заставит задуматься. А вместе с ними и нас.