Распутин «Уроки французского» - анализ произведения. «Анализ произведения "Уроки французского" Распутина В.Г Распутин уроки французского какие проблемы. Уроки французского анализ произведения Главные герои и их характеристика

Баич С.В., учитель русского языка и литературы гимназии им. А.Платонова

Технологическая карта урока литературы

Урок 42. Анализ рассказа В. Распутина «Уроки французского»

Раздел 2. «Я и другие »

Рабочее название урока: Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять.

Этапы урока

Содержание

Ожидаемые результаты

Цель урока и задачи

Цель урока - вовлечь учащихся в решение поставленных в произведении нравственных проблем, изучить понятия: тема, идея и проблема художественного произведения.

Задачи:

Научить выстраивать личное эмоционально-оценочное восприятие на основе анализа литературного портрета героев при помощи продуктивного чтения текста;

Сформировать представление о личности В. Распутина;

Расширить представления о системе образов в рассказе;

Развивать умение видеть и интерпретировать художественные детали, понимать подтекст и общую идею произведения;

Содействовать развитию у детей навыков критического мышления;

- формировать умение учащихся работать в группе;

Способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений.

После проведения урока учащиеся смогут:

Рассказать о личности

В. Распутина и героях его рассказа «Уроки французского»;

Оперировать понятиями «тема», «идея» и «проблема художественного произведения»;

Использовать ключевые слова урока (сострадание, милосердие, корысть, благородство, великодушие, доброта, гуманизм, достоинство, этика) при анализе других литературных произведений и жизненных ситуаций.

Метапредметные результаты ( формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

    Введение в тему.

Мотивирующее начало

Формулирование темы урока и целей.

Постановка проблемы

Одним из учащихся читается наизусть стихотворение А.Яшина «Спешите делать добрые дела». Далее учащиеся знакомятся с дневниковой записью Алексея от 19 декабря.

Вопрос: Какая тема объединяет размышления Алексея и стихотворение А. Яшина? (Речь в них идёт о доброте, добрых поступках).

Формулирование темы:

Уроки доброты в рассказе В.Распутина «Уроки французского» (первичное) Обсуждение задания №1 в рабочей тетради (сколько смыслов слова «уроки» ты знаешь…)

Цели:

- рассказать о…героях рассказа

- объяснить …причины их поступков

- описать… время, в которое происходят события

Возвращаемся к записи Алексея и думаем:

Какой основной проблемный вопрос будет стоять перед нами на уроке?

Может ли человек совершить плохой хороший или хороший плохой поступок?

Какими нравственными понятиями мы будем оперировать сегодня на уроке? ( сострадание, милосердие, корысть, благородство, великодушие, доброта, гуманизм, достоинство, этика, эгоизм)

Как вы думаете, для чего нужно разбираться в мотивах того или иного поступка? Как вы понимаете выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?

2.Актуализация знаний.

2.Проблемный диалог

3. Работа с понятиями «тема», «идея», «основные проблемы»

4. Творческое задание

5. Итог урока

Сущность человеческого характера, тех или иных поступков особенно отчётливо проявляется в сложных критических жизненных ситуациях.

Учащиеся читают размышления В.Распутина о своём детстве и сжато передают основную мысль. (Материалы учебного диска)

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в иркутской деревне Аталанка и живёт в Сибири до сих пор. Распутин один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Ключевые слова его творчества – СОВЕСТЬ И ПАМЯТЬ. Об этом все его произведения.

Вот отрывок из размышления о своем друге и его творчестве писателя Алексея Варламова: «Валентин Распутин не любит описывать лад, гармонию. Его как художника влечёт к человеческой неустроенности, к горю, к беде, катастрофе… И в этой точке он близок самому гениальному русскому писателю XX века Андрею Платонову. Их объединяет то проникновенное, философское отношение к жизни и смерти, которое было у Платонова всегда. И это родство Распутин сам почувствовал, дав Платонову одно из наиболее точных определений – «смотритель изначальной русской души» . Это же определение по праву мы можем отнести и к В.А.Распутину.

Что узнали вы из статьи учебника об истории создания рассказа?

Детские воспоминания легли в основу рассказа «Уроки французского». Прототипом главной героини стала учительница Распутина Лидия Михайловна Молокова. С нею автор книги дружил всю свою жизнь. А посвятил рассказ учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга Александра Вампилова.

И учительница Лидия Михайловна, и посылка с макаронами – всё это из реальной жизни автора. Можно ли рассказ назвать автобиографическим?

Кадры из документального фильма «Во глубине Сибири. В. Распутин»

Беседа по д.з. из печатной тетради. Класс поделён на три группы, учащиеся выписывают детали, характеризующие предмет их наблюдений.

Критик И. Розенфельд писал, что Распутин обладает удивительным умением «отыскать и преподнести деталь, совершенно пронзительную и, при всей своей невероятности, очень вещественную и убедительную».

Три направления для наблюдений:

Действительный мир военного времени;

Внутренний мир рассказчика (ребёнка);

Внутренний мир учительницы Лидии Михайловны.

Вопросы для проблемного диалога

Почему мальчик, герой рассказа, играл на деньги, хотя это было строжайше запрещено?

Почему герой рассказа отказался взять посылку и не хотел обедать у учительницы?

Сколько лет герою? Какие черты его характера уже сложились? Можно ли сказать, что этот мальчик – личность?

Какие жизненные уроки получил герой от Вадика и Птахи?

О каких чертах личности Лидии Михайловны можно судить по её портрету? Какую цель она поставила перед собой? Как она шла к этой цели? Почему ей оказалось так трудно помочь герою рассказа?

Просмотр эпизода фильма «Получение посылки»

Согласен ли ты с тем, что Лидия Михайловна - личность незаурядная ? (Словарная работа – незаурядный….) Что заставило её играть на деньги с учеником? Можно ли сказать,
что её доброта унижала его? Легко ли делать добро?

Тема урока: « Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять»

Справедливо ли решение директора уволить учительницу?

Что такое учительская этика? (Словарная работа – этика …) Нарушила ли её Лидия Михайловна? Дай оценку её поступку.

    Работа в печатной тетради на стр. 38. (учащиеся дома пытались определить тему, идею, проблемы рассказа). Обсуждение.

    Исследовательская работа по заданию 3 на стр.38 (работа в парах)

Вернись к формулировке основной мысли рассказа, подумай: Чьими глазами ты смотрел на события рассказа, определяя в нём главное:

Рассказчика-мальчика;

Учительницы Лидии Михайловны;

Вспоминающего далёкие события взрослого.

Попробуйте ещё раз сформулировать главное с позиции каждого.

А теперь представьте свои мысли в виде синквейна. Работа в группах по образам мальчика, учительницы, автора. Представление итогов работы.

Как начинает свой рассказ Распутин? Что вызывает у писателя, говорящего от имени многих людей, чувство вины и стыда? Какой смысл он вкладывает в название своего рассказа?

Добро начинаешь ценить не сразу, а по прошествии времени. Не сразу понимаешь тех, кто заботился о тебе, пытался наставить на первый путь, кто превращал свои уроки в уроки добра, кто, может быть, при этом ошибался, заблуждался, но стремился помочь тебе от чистого сердца. Что «сталось с нами после»? Мы охладели душой, научились забывать тех, кого забывать нельзя. Писатель хочет пробудить нашу Совесть и Память .

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь», где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, избавлять от одиночества. Мальчик узнал и красные яблоки, о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. В рассказе автор говорит о «законах» доброты: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Произведение Распутина о детстве и ответственности перед своими учителями. Учителями, дарующими детям осознание себя личностью, важной частью общества, носителями культуры и нравственности.

Обращение к высказыванию А. Платонова « Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке, или, по крайней мере, пробудить его к действию». О какой любви идёт речь в высказывании?

Объясните, почему перед рассказом В. Распутина в учебнике (стр.95) помещена репродукция одной из деталей фрески Микеланджело «Сотворение человека».

Напряжённая, энергичная рука Бога-отца сейчас коснётся пальцем слабой, безвольной руки человека, и человек обретёт силу жизни.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

6. Рефлексия

Этот урок помог мне понять…

На этом уроке я убедился в том, что…

На уроке мне было …, потому что…

7. Домашнее задание

8. Оценивание

Стр. 119-127

В. М. Шукшин. Рассказ «Крепкий мужик»

Задания в печатной тетради на стр.40-41

«Уроки французского» анализ автобиографического рассказа Распутина Вы найдете в этой статье.

«Уроки французского» анализ рассказа

Год написания — 1987

Жанр — рассказ

Тема «Уроки французского» – жизнь в послевоенные годы.

Идея «Уроки французского» : самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.

Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает:

«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

«Уроки французского» проблематика

Распутин затрагивает проблемы нравственности, взросления, милосердия

Нравственная проблема в рассказе Распутина «Уроки французского» в воспитании ценностей человека — доброты, человеколюбия, уважения, любви. Мальчик, которому не хватает денег на еду, постоянно испытывает чувство голода, передач от материи ему не хватает. Кроме того мальчик был болен, а чтобы вылечиться, ему нужно было выпивать стакан молока в день. Он нашел способ заработать денег — играл с мальчишками в «чику». Он довольно успешно играл. Но получив деньги на молоко, уходил. Другие мальчишки посчитали это предательством. Они спровоцировали драку и избили его. Не зная чем ему помочь, учительница французского предложила мальчику прийти к ней на занятия и поесть. Но мальчик смущался, он не хотел таких «подачек». Тогда она предолжила ему игру на деньги.

Нравственное значение рассказа Распутина - в воспевании вечных ценностей - доброты и человеко­любия.

Распутин задумывается о судьбах детей, принявших на свои хрупкие плечи тяжелое бремя эпохи переворотов, войн и рево­люций Но, тем не менее, есть на свете доброта, способная пре­одолеть все трудности. Вера в светлый идеал доброты - харак­терная особенность произведений Распутина.

«Уроки французского» сюжет

Герой рассказа приезжает из деревни учиться в райцентр, где находится восьмилетка. Живется ему трудно, голодно - время послевоенное. В районе у мальчика нет ни родных, ни знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади.

Мальчик начинает играть в «чику», для того чтобы заработать деньги на молоко. В один из трудных моментов на помощь мальчику приходит молодая учительница французского языка. Она пошла против всех действующих правил, играя с ним у себя дома. Только так она могла дать ему деньги, чтобы он мог купить еду. Однажды за этой игрой их застал директор школы. Учительницу уволили, и она уехала к себе на Кубань. А после зимы она прислала автору посылку, в которой были макароны и яблоки, которые он видел только на картинке.

Рассказ «Уроки французского», анализ которого мы сейчас проводим, был напечатан в 1973 году. Несмотря на небольшой объём, произведение занимает важное место в творчестве Валентина Распутина. Многое внесено в повествование из собственного жизненного опыта, непростого детства и встреч с разными людьми.

Рассказ автобиографичен: в основу положены события послевоенного времени, когда Распутин учился в посёлке Усть-Уда за много километров от дома. Впоследствии Распутин говорил, что часто люди испытывают вину перед учителями так же, как и перед родителями, но не за то, что было в школе, а за то, что «сталось с нами после». Именно в детстве, по мнению писателя, ребёнок получает самые важные уроки в своей жизни. Об этих уроках, о дорогих людях, о становлении человека написан рассказ «Уроки французского».

Образ главного героя в рассказе Распутина «Уроки французского»

Герой рассказа во многом повторяет детскую судьбу автора, и анализ «Уроки французского» это хорошо иллюстрирует. В одиннадцать лет началась его самостоятельная жизнь: мать отправила его учиться в райцентр. В селе мальчик считался грамотеем: хорошо учился, читал и писал за старух письма, да ещё умел заполнять облигации. Но простого желания получать знания оказалось мало. Жил в райцентре была нелёгкой, как и везде в голодные послевоенные годы.

Часто мальчику нечего было есть, запасы картошки, привезённые матерью, быстро заканчивались. Как обнаружил ребёнок, продукты потихоньку воровал сын хозяйки дома, где он ютился. Уже здесь мы видим характер мальчика: его упорное желание хорошо учиться, несмотря на недоедание и тоску по дому, твёрдость воли и ответственность. Неслучайно он считал постыдным вернуться домой недоучившись и боролся со всеми сложностями. Продолжим анализ произведения «Уроки французского».

Чтобы избежать мучительного голода подростку пришлось решиться на не совсем законное дело: играть на деньги со старшими ребятами. Смышлёный мальчик быстро понял суть игры и разгадал секрет выигрыша. И вот в очередной раз мать прислала немного денег – мальчик решил сыграть. Распутин подчёркивает, что деньги он тратил на молоко и теперь не так остро чувствовал голод.

Но, разумеется, постоянные выигрыши чужака не радовали Вадика и его компанию. Поэтому вскоре герой поплатился за свою удачливость. Вадик поступил нечестно: перевернул монету. Во время драки, а точнее, избиения ребёнка тот всё равно пытался доказать свою правоту, твердил «перевернул». Эта ситуация показывает его упорство и нежелание соглашаться с ложью.

Но, конечно, не только эта ситуация стала для мальчика назиданием. Настоящим жизненным уроком стала для него помощь учительницы в непростой момент. После того как её ученика избили во второй раз, Лидия Михайловна поняла, что без её помощи не обойтись.

Если вы делаете анализ «Уроки французского», отметьте такую мысль: в произведении два рассказчика: повествование ведётся от первого лица, то есть от имени одиннадцатилетнего подростка, но события и люди показаны и прокомментированы уже взрослым человеком, писателем, с мудростью оглядывающимся на себя юного. Именно этот повзрослевший человек вспоминает свою застенчивость и гордость одновременно, когда он приходил к учительнице заниматься французским и отказывался от ужина, когда возмущённо говорил ей, что не может принять посылку. Именно этот взрослый человек понимает, как много значила для него Лидия Михайловна и как много сделала. Она научила его помогать людям и не бросать их в тяжёлой ситуации, быть благодарным и делать добро, не думая о признательности и не ожидая награды. В этом и заключается смысл названия рассказа «Уроки французского».

Образ учительницы в рассказе Распутина «Уроки французского»

Лидия Михайловна – реальный человек, учительница французского языка, преподававшая в небольшом посёлке. Мы видим её глазами героя. Она молода, красива, сам таинственный французский язык как будто придавал ей загадочность, мальчику казалось, что лёгкий запах духов – это «самое дыхание». Она показана тонким и чутким человеком. Внимательна к ученикам, не ругает за провинность (как это постоянно делает директор школы), а расспрашивает и вдумчиво слушает. Узнав, почему герой играл на деньги, несмотря на запреты, Лидия Михайловна пытается разными способами ему помочь: приглашает к себе домой заниматься французским, одновременно надеясь подкормить его, отправляет посылку с яблоками и макаронами. Но когда всё это не действует, решается сыграть на деньги с учеником. А впоследствии всю вину берёт на себя. Благодаря анализу произведения «Уроки французского» эта мысль ясно видна.

В ней есть искренность и весёлый задор. Она рассказывает, как сама училась в институте, какие красивые яблоки растут на её родине, а играя в «замеряшки», увлекалась и спорила. Именно она говорит в рассказе: «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком».

Душевная красота и доброта учительницы запомнились мальчику на долгие годы. В рассказе он отдаёт дань памяти таким открытым, честным, бескорыстным людям.

Вы прочитали анализ произведения "Уроки французского" Распутина. Надеемся, что эта статья оказалась интересной для вас. Посетите раздел нашего сайта -

«Уроки французского» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

В 1973 году был публикован один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского ». Сам писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее — Молокова). В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».

Род, жанр, творческий метод

Произведение «Уроки французского» написано в жанре рассказа. Расцвет русского советского рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и затем шестидесятые— семидесятые (Казаков, Шукшин и др.) годы. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни, так как он быстрее пишется.

Рассказ можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий пересказ события — случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, — уже является устным рассказом. В отличие от прочих родов и видов искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литературной организации языка. Рассказом принято считать законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц. Это приблизительная величина — два авторских листа. Такая вещь читается «на одном дыхании».

Рассказ Распутина «Уроки французского» — реалистическое произведение, написанное от первого лица. Его в полной мере можно считать автобиографическим рассказом.

Тематика

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами поеле». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского». Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.

Идея

Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, -— поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? — спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.

Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

Основные герои

Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.

Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.

Мальчик поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах выучиться и выйти в люди. Рассказ о мальчике может быть представлен в виде цитатного плана:

1. «Чтобы учиться дальше... и мне пришлось снаряжаться в райцентр».
2. «Учился я и тут хорошо... по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
3. «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни».
4. «Получив его (рубль), ... я покупал на базаре баночку молока».
5. «Они били меня по очереди... не было в тот день человека несчастнее меня».
6. «Я пугался и терялся... она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».

Сюжет и композиция

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр». Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван от привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

С особым пониманием к мальчику подошла молодая учительница. Она начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. Не увенчалась успехом затея Лидии Михайловны с посылкой. Учительница наполнила ее «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. В поисках способа помочь мальчику учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».

Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.

Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антоновскими яблоками, которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой, неудачной посылкой с городской едой — макаронами. Все новые и новые штрихи готовят этот оказавшийся вовсе не неожиданным финал. В рассказе сердце недоверчивого деревенского мальчика открывается перед чистотой молоденькой учительницы. Рассказ удивительно современен. В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки человечности.

Художественное своеобразие

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм его незаметно захватывает.

Язык повествования прост и в то же время выразителен. Писатель умело использовал фразеологические обороты, добиваясь выразительности и образности произведения. Фразеологизмы в рассказе «Уроки французского» большей частью выражают одно понятие и характеризуются определённым значением, которое часто равно значению слова:

«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» (лениво).

«В школе я птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс» (неожиданно).

«Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку»(голодать).

«Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами» (предать).

Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например:

Квартировать — снимать квартиру.
Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.
Пошвыркать — похлебать.
Гольный кипяточек — чистый, без примесей.
Вякать — болтать, говорить.
Тюкать — несильно ударять.
Хлюзда — плут, обманщик, шулер.
Притайка — то, что спрятано.

Значение произведения

Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.

В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.

Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель — учитель жизни».

Меня впечатлил рассказ Валентина Распутина "Уроки французского", написанный простым и доступным языком. Он повествует о послевоенных годах и о жизни мальчика, который учиться в школе. Ему с трудом дается французский язык. Оказавшись в бедственном положении, мальчик получает помощь от учительницы французского.

Автор рассказа показывает замечательные качества героев. Это видно в поступках учительницы, которая бескорыстно заботится о своем ученике. Она не ищет выгоды и не думает только о себе. В трудных жизненных ситуациях немногие протягивают руку помощи. Делая добро, многие люди не получают ничего взамен, как и эта учительница. Она была уволена из-за того, что старалась делать добро. С нами может случиться так же. Важно не отчаиваться и помогать людям. В данном произведении мы видим, что преподаватель французского не сосредотачивался на своем предмете. Для этой женщины был важен сам человек и условия, в которых он живет. Она проявила понимание и сделала то, что могло бы облегчить жизнь ученика. Это учит нас тому, чтобы мы проявляли понимание к людям, видели в них хорошее и проявляли на деле свое сочувствие.

Действие рассказа происходит в послевоенные годы, школа находится в райцентре, куда едет учиться мальчик. Это непростые условия и ему приходится выживать и при этом учиться. Именно та учительница, предмет которой ему дается с трудом, проявляет к нему доброту. А близкий человек, знакомая его мамы, не проявляет такое сочувствие.

В каждой строчке произведения автор старается сделать акцент на высоких нравственных поступках героев. Мальчик, несмотря на застенчивость и робость, проявляет непревзойденную смелость и твердость духа. Учитель, несмотря на богатое положение и свой статус, проявляет смирение и учит мальчика на дому. Она делает для него своего рода подарок.

В эти годы люди сталкиваются со многими трудностями, но в то же время автор старается нести положительное и сосредоточивается на прекрасных картинах. Описание деревни и дворовых игр придают рассказу красивые тона.

Валентин Распутин знает, что такое жить в деревни и Сибири. В рассказе видны ноты глубоких деревенских оттенков. Эта история напоминает каждому человеку похожие ситуации в их жизни.

Мне понравился рассказ "Уроки французского". Такие "уроки французского" были главными в жизни героя, а не само знание этого языка. Я считаю, что поступки героев подают пример. Это один из лучших рассказов, потому что учит правильным вещам. Учит тем вещам, о которых не учат в школе. В данном же случае, роль отдельных учителей в жизни каждого ребенка на всю жизнь оставляет след. Всем нам запоминается тот учитель, который проявил живой интерес именно к тебе.

Вариант 2

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского», автор переносит нас в годы своего отрочества.

Шел 1948 год. В послевоенное время, мать оставшись одна с детьми, еле сводит концы с концами, но находит возможность отправить старшего сына продолжать обучение в районной школе. Его считали «башковитым», местные жители даже иногда обращались к нему за помощью, но в родной деревне была только начальная школа.

Мальчик переезжает в райцентр, к тете Наде, знакомой его матери, для поступления в пятый класс, но живется ему там несладко. В большом семействе не рады лишнему рту, редкие посылки из дома обворовываются и «ученик» голодает. Страдая малокровием, приходится покупать молоко на единственные пять рублей. От отчаяния, начинает играть с местными мальчишками на деньги, а те избивают его за частые выигрыши. Учеба в новой школе дается легко, кроме изучения французского. Учительница, узнав причину побоев ученика, решает помочь и приглашает к себе домой, под предлогом дополнительных занятий. Школьник старательно исправляет свое произношение и привыкает к новому человеку, но гордость не позволяет принимать жалость Лидии Михайловны. Когда все попытки накормить ребенка тщетны, она идет на хитрость, начинает играть с ним на деньги в «пристенок». Директор школы, узнав о неподобающем поведении молодой учительницы, увольняет ее. Она навсегда уезжает к себе на Кубань.

«Уроки французского» - это невероятно трогательный, щемящий душу рассказ. Читатель словно «погружается» в реалии того времени, когда светлому будущему только предстояло наступить. В основе произведения лежит реальная история из жизни автора, поэтому имя главного героя не указывается. Но, не смотря на обезличивание, он имеет ярковыраженый характер. Мальчик страдает малокровием, голодает, часто бывает избит, находится вдалеке от близких и чувствует себя совершенно лишним в чужой семье, будто сама жизнь проверяет его на прочность и он с честью проходит все испытания. Читатель глубоко сопереживает ребенку. Но герой удивляет нас своей силой воли и моральными качествами. Играя с ребятами на деньги, не тратит выигрыш бездумно, а покупает пропитание. Он бескорыстный, играет, только из-за острой нужды и ни под каким предлогом не принимает помощь от посторонних.

Учитель французского приезжая и отличается от местных. Главному герою она кажется статной, будто из другого мира, он стыдится своего «положения» перед ней. Лидия Михайловна стала единственным неравнодушным человеком для маленького мальчика, оказавшимся далеко от дома, в жестоком мире. Ее, самоотверженность и сильное желание помочь восхищают, заставляют верить в людей.

Валентин Григорьевич сохранил в своем сердце и пронес через всю жизнь теплые воспоминания о Лидии Михайловне. Мальчик вырос и стал знаменитым русским писателем, но не забыл самый главный урок, который она ему преподала – быть человеком!

Несколько интересных сочинений

  • Почему Очумелов хамелеон - сочинение

    Полицейский надзиратель Очумелов является главным героем рассказа А. П. Чехова «Хамелеон». Именно из-за его поведения произведение имеет такое говорящее название.

  • У меня есть удивительная птица, которая может разговаривать – это попугай. Это мое любимое животное. Это девочка. Ее зовут Тося. Она удивительное создание. Как встанет солнце, Тося начинает разговаривать: «Доброе утро, просыпайтесь, просыпайтесь!»

  • Сочинение Мое читательское взросление 8 класс рассуждение

    Книга занимает значительное место в моей жизни! Интерес к чтению возник у меня еще совсем в раннем детстве, примерно в два года. Мама очень часто покупала яркие книжечки в толстой картонной обложке

  • Своеобразие произведения Тихий Дон Шолохова

    Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» является одним из самых интересных и впечатляющих произведений русской литературы. Автору удалось создать необычный роман, не прибегая к новым формам

  • Анализ рассказа Бунина Муза

    Рассказ ведётся от первого лица немолодого помещика, который хотел учиться живописи. Он так был увлечен этой идеей, что провел весь зимний период, в Москве, забросивши свое имение. Помещик брал уроки живописи у весьма посредственного