Повинную голову и меч не сечет

Наш: «Ладно, так и быть…»

Повинную голову меч не сечет — раскаявшегося в неблаговидном поступке надо простить; провинившегося, но добровольно признавшегося в этом, не наказывают или наказывают мягче, чем упорно отрицающего свою вину

Английский аналог поговорки «повинную голову меч не сечет» — сonfession is the first step to repentance (признание — первый шаг к раскаянию)

    Дорога, а в дороге - МАЗ,
    Который по уши увяз,
    В кабине - тьма, напарник третий час молчит,-
    Хоть бы кричал, аж зло берет -
    Назад пятьсот, пятьсот вперед,
    А он - зубами Танец с саблями стучит!

    Мы оба знали про маршрут,
    Что этот МАЗ на стройках ждут,-
    А наше дело - сел, поехал - ночь, полночь!
    Ну надо ж так - под Новый год -
    Назад пятьсот, пятьсот вперед,-
    Сигналим зря - пурга, и некому помочь!

    Глуши мотор,- он говорит,-
    Пусть этот МАЗ огнем горит!
    Мол, видишь сам - тут больше нечего ловить.
    Мол, видишь сам - кругом пятьсот,
    А к ночи точно - занесет,-
    Так заровняет, что не надо хоронить!..

    Я отвечаю: Не канючь!
    А он - за гаечный за ключ,
    И волком смотрит (Он вообще бывает крут),-
    А что ему - кругом пятьсот,
    И кто кого переживет,
    Тот и докажет, кто был прав, когда припрут!

    Он был мне больше, чем родня -
    Он ел с ладони у меня,-
    А тут глядит в глаза - и холодно спине.
    А что ему - кругом пятьсот,
    И кто там после разберет,
    Что он забыл, кто я ему и кто он мне!

    И он ушел куда-то вбок.
    Я отпустил, а сам - прилег,-
    Мне снился сон про наш веселый наворот:
    Что будто вновь кругом пятьсот,
    Ищу я выход из ворот,-
    Но нет его, есть только вход, и то - не тот.

    Конец простой: пришел тягач,
    И там был трос, и там был врач,
    И МАЗ попал куда положено ему,-

    (Владимир Высоцкий «Кругом пятьсот»)

Синонимы выражения «повинную голову меч не сечёт»

  • Признанье сестра покаянью
  • Начало спасения - сознание вины
  • В раскаянье спасенье
  • Сознание - очищение
  • Покорное слово сокрушает кости
  • Покорное слово гнев укрощает
  • Виноват да повинен — Богу непротивен
  • Повиниться — что Богу помолиться
  • За прощеную вину и Бог не мучит
  • Кто сознался, тот покаялся
  • Кто покается, тот греха удаляется
  • Явен грех малу вину творит
  • От вины, что от долгу, не отрекайся!
  • Умей грешить, умей и каяться

«Кайся в грехах своих за день до смерти своей». - Как же знать день смерти? - «Потому и надо ежедневно каяться в грехах своих» (Талмуд)

Употребление пословицы в литературе

«А я порядочная свинья. Но повинную голову меч не сечет. Давай в знак того, что ты меня прощаешь, выпьем вина» (Ю. М. Нагибин «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана»)
«Будьте благонадежны, ваше высочество! Повинную голову меч не сечет. Даст Бог, потихоньку да полегоньку, ладком да мирком…» (Д. С. Мережковский «Петр и Алексей»)
«Дорогой Сергей Дмитриевич. Повинную голову меч не сечет. Моя голова очень повинна перед Вами и другими нижегородскими моими друзьями» (В. Г. Короленко «Письма»)
«Мы пришли к тебе на верную и усердную службу. Повинную голову меч не сечет! ― Встань!» (Ф. В. Булгарин «Димитрий Самозванец»)

Очень видное - невероятное…

Материал подготовлен к публикации – 02.04-05г.

«…Повинную голову и меч не сечёт…»

В прошлую пятницу внимание ростовчан, спешащих на работу, по делам или просто совершающих утренний променад было приковано к зданию, похожему на областную Прокуратуру, у дверей которого выстроилась длинная очередь из граждан в дорогих шевиотовых пальто, фетровых шляпах и галстуках от Версаче. Однако, невольное замешательство вызвали не эксклюзивные одежды господ, среди которых мелькали и дамские туалеты и даже не котомки, баулы, сумы и авоськи в руках у столь респектабельной публики. В настоящее смятение и шок повергал сознание наблюдающих сам состав очередников, сплошь состоящий из граждан, разительно похожих на ответственных должностных лиц Администрации города и области.
Наш корреспондент, экстренно прибывший на место событий, задал несколько вопросов человеку, как две капли воды, похожему на Губернатора РО Владимира Фёдоровича Чуба, стоявшему в авангарде шеренги. Его товарищи, сильно напоминавшие мэра нашего города Чернышова М. А. и председателя ЗС РО Попова А. В. - также не остались в стороне. Предлагаем вашему вниманию короткое интервью, с лёгкостью необыкновенной, полученное нашей редакцией в полное распоряжение:
Кор.: Владимир Фёдорович, что вы здесь делаете? Какова цель вашего визита к стенам Прокуратуры?
Похожий: Вот, пришли сдаваться… Напишем явку с повинной, чистосердечное признание и всё такое… Что и говорить, натворили делов и впрямь – невпроворот… Пора ответить. Пора…
Кор.: Как принималось столь потрясающее решение?
Похожий: Коллегиально. Собрались, помороковали и решили единогласно – надо… Всё равно ведь никуда не денешься – вон оно куда всё поворачивается…
Кор.: На какие сроки имеете виды?
Похожий: На соответствующие мере содеянного. По эпизодам, так сказать и совокупности…
Кор.: А на что рассчитываете?
Похожий: На гуманность наших законов и беспристрастность судей. Всё-таки - свои люди. А кроме этого – амнистия, хорошее поведение, раскаяние…
Повинную голову и меч не сечёт. Да и закон о конфискации имущества ещё не принят, а это – о-го-го сколько! Так, я через год выйду при всех делах и авторитете. А если отберут нажитое?! Кому я тогда нужен буду? Меня и куры загребут…
В разговор внезапно вмешался, схожий с мэром Чернышовым, импозантный мужчина:
- …Не отберут! И у меня – не отберут! Не отдам! Права не имеют…
Кор.: И последний вопрос. А все ли здесь сегодня собрались?
Похожий: Не все. Сейчас должны ещё подойти. А не подойдут – сдадим к чёртовой матери с потрохами и дело с концом. Садиться – так всем… Как договаривались…
Кор.: Спасибо. Желаю, чтобы – все…
Похожий: Покедова…
К сожалению, не удалось разговорить фигуранта, поразительно напоминавшего Председателя ЗС РО Попова А.В., который хранил гробовое молчание, всё время переминался с ноги на ногу и нервно перебирал оклунки с валенками и тёплым меховым треухом…
Редакции неизвестно, в какой стадии находится течение процесса добровольной сдачи и покаяния, похожего на партхозактив, воровского кубла, сегодня. Информационные источники, похожие на СМИ, никак не комментируют это выдающееся достижение правового самосознания ростовских шутников, идентичных настоящим управленцам и чиновникам донского края. Остаётся предполагать, строить прогнозы и пользоваться слухами. В то же время, нам сигнализируют и достоверные источники. Так, по информации одного из них, солидный дядя, как будто клонированный с Прокурора РО, был столь очарован гражданской позицией заявителей, что прослезился, всё простил, посадил всех в автотранспорт и лично сопроводил колонну к месту её трудовой деятельности, на прощанье пожелав всем участникам похода дальнейших успехов, крепкого здоровья и большого человеческого счастья.
Другой информатор утверждает, что не всё так однозначно и участь самого близнеца Анатолия Ивановича Харьковского в скором времени будет решена натурально в Генеральной Прокуратуре РФ самим Владимиром Васильевичем Устиновым, а не его двойником.

08.04-05г. Виктор Скороваров (Даниил Досье)

Рецензии

Трудно спорить, Ник..., да, и - не хочется... Остаётся надеется, что, всё это... - не так, а, как-то, ... иначе, что ли... Хотя, скажу откровенно, всё чаще и чаще, надежды эти, - всё призрачней и призрачней...
Однако же, всё-таки, скажу, - вор, - это плохо... Но, когда вор, - ещё и дурак, - это во сто крат хуже... А, если, этот вор и дурак... ещё и думает, что он, - самый хитрый..., - тогда это называется, как раз тем..., что представляет собой сегодня "великий русский народ"..., у которого собственная глупость настолько опережает его же "хитрость"..., что, всегда и везде, - сам же в драках и остаётся... Как, впрочем, и положено... Даже, - украсть... и то толком... - не в состоянии... А, теперь, - никто и не позволит...
Я, - русский... И мне стыдно, что, я - русский... Мне стыдно, что у меня не хватило сил, чтобы не допустить на грудь России этих упырей, способных жить только за счёт крови своих жертв... И, - поэтому, - мне самому тяжко и больно жить...
С Уважением, Виктор Скороваров.

Как свидетельствует историческая хроника, «перед началом судебной реформы 1864 года император Александр II совершил ряд поездок по России с целью личного ознакомления с общими условиями содержания заключенных и с состоянием дел в пенитенциарной системе.

В одной из губернских тюрем построили около ста двадцати заключенных для подачи конфиденциальных устных обращений и жалоб непосредственно государю… Царь медленно шел вдоль строя заключенных и каждого спрашивал:

За что в тюрьму попал? Что желаешь заявить?

Народ в тюрьме был тертый и уже знал, что будут большие смягчения системы наказаний. Поэтому все как один, желая воспользоваться редчайшим шансом, заявляли, что, мол, невиновны, ни за что страдают в узилище… Умудренный большим жизненным опытом, уже немолодой государь видел насквозь дерзких воров и душегубов, но ничего не говорил наглецам, приказывал адъютанту помечать их жалобы на бытовые условия, на дисциплинарные взыскания, только все больше мрачнел крупным лицом от усердных бесстыжих заявлений о «невиновности»…

Потом подошел к одному заключенному, мужику лет тридцати пяти, по виду крестьянину. Спросил:

Ну что, ты тоже ни в чем не виноват?

Простодушный мужик растерянно ответил:

Как же не виноват, ваше величество?! Кругом виноват! Дальше уж некуда…

Государь:

За что в тюрьму попал?

Крестьянин кратко рассказал, что жил в примаках, тесть, теща, шурин годами донимали попреками и унижениями, что, мол, никудышный зять попался, своего дома нет, лошади нет. Никуда не годный человек. В конце концов мужик от обиды спалил дом и все хозяйственные постройки, когда вся остальная семья на поле была…

Царь внимательно выслушал, спросил, желает ли мужик после тюрьмы в свою деревню вернуться. Мужик ответил, что не желает. Хочет пойти рабочим на строительство железной дороги. После этого государь позвал стоявшего в отдалении начальника тюрьмы и сказал:

У вас только вот этот один виновный во всей тюрьме. Подготовьте какие нужно бумаги на помилование этого арестанта и доставьте мне завтра на подписание. Чего уж ему одному виноватому среди невиновных сидеть…

Вот так человек, признавший свою вину, смог обрести свободу.

Французский писатель Стендаль как-то признался, что в молодости у него была одна хитрая уловка. Когда кто-то из начальников начинал его за что-то ругать, он виновато опускал голову вниз, молитвенно складывал руки и жалостливо говорил: «Mea culpa! Mea maxima culpa!» To есть: «Мой грех! Мой большой грех!» И чаще всего его тут же прощали.

Вы наверняка знаете, что повинную голову и меч не сечет. Точно так же жесты подчинения снимают агрессивность и другие негативные чувства по отношению к нам. Например, когда ребенок с подавленным видом выслушивает, как его отчитывает школьный директор или родители, то очень часто его перестают ругать и прощают именно в тот момент, когда он начинает демонстрировать поведение подчинения. Когда водитель, нарушивший правила, с втянутыми плечами и жалким видом стоит перед дорожным инспектором, то ему, скорее всего, удастся отделаться незначительным наказанием.

Можно привести тьму подобных примеров. Отсюда следует, что превосходный способ жить в ладу и мире с окружающими, в том числе с родными и близкими людьми, - демонстрировать им знаки своего уважения. То есть жесты подчинения. Какие это жесты? Самые что ни на есть обычные. Приветствие, поклон, улыбка, согласие (кивание), внимательное слушание и др.

Эссе на тему: «Повинную голову и меч не сечет»

«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознаёт и оставляет их, тот будет помилован». (Притч. 28,13)

Повинную голову и меч не сечёт – так говорят, когда человек открыто сознаётся в проступке, не желая хитрить, изворачиваться. Вина смягчается признанием и раскаянием – таков смысл этой пословицы. То есть того, кто раскаивается, не наказывают. Так говорят и тогда, когда прощают искренне раскаявшегося, так же говорит и сам виноватый, признавая за собой вину и надеясь на прощение.

Пословица связана с обычаем выдачи виноватого, известным на Руси с XII века, отдать «головой», то есть лично в полное подчинение обиженному. Обидчика направляли в дом обиженного, где после битья батогами, он должен был униженно кланяться до земли и не вставать до тех пор, пока оскорбленный не простит его и не поднимет с земли со словами прощения: «Повинную голову и меч не сечёт». Это выражение приобрело переносный смысл и стало пословицей. Выражение это говорит о необходимости просить прощения за свои проступки у окружающих, с целью возможного ухода от конфликтов, и правильного выхода из них.

В качестве примера уместно привести Евангельскую притчу о блудном сыне. В притчах Спаситель учил людей на простых примерах, как надо себя вести.

Молодой человек, который не ценил любовь и заботу отца, ушел от него, забрав с собой положенную ему часть наследства, которую добрый отец отдал ему. В далекой стране сын растратил всё в компании лжедрузей, стал голодать. Он долго страдал и решил вернуться в дом отца хотя бы в качестве слуги. Отец не просто простил его, а был счастлив, одарил его перстнем и устроил в честь него пир, вернул его сыновье достоинство. Отец любил сына просто потому, что он – отец.

Притча учит тому, что нельзя не слушать советов родителей, что от этого будут страдания и горькие разочарования. От злых поступков не бывает радости. Как сердце отца открылось сыну, так и сердце Бога открыто для тех, кто решит к нему прийти, раскаявшись в своей неправильной жизни, кто решить творить добро вместо зла.

В Священном Писании необходимым условием для спасения души является Покаяние в грехах своих. Мы все много грешим перед Богом. Грех – это болезнь души. Он обладает растлевающей силой, способной вызывать за собой цепочку последующих, более тяжких погрешений. Душа человека черствеет, она становится легкой добычей для темных сил, которые отравляют жизнь человека. Все наши недуги есть следствие наличия в душе нераскаянного греха. Православный человек в грехах своих должен исповедоваться в храме Божьем. Исповедь – это великое таинство примирения Бога и человека.

Даже среди православных святых мы видим людей, у которых в жизни были страшные ошибки и прегрешения. Примером может служить и Владимир Красное Солнышко, и Великая княгиня Ольга. Они тоже были грешны, но искренне раскаявшись, переменили свою жизнь, были прощены и даже причислены Православной Церковью к лику святых. Первым в Царствии Божьем оказался разбойник, раскаявшийся перед своей смертью.

Всё это говорит о том, что человек всю свою жизнь должен бороться со своими грехами, стремиться уйти от них, раскаяться искренне, и он будет прощен и достоин Царствия Божьего.

Сломя голову Мы не будем увенчаны… И в кибитках, снегами, Настоящие женщины Не поедут за нами. Наум Коржавин Из посёлка Пионерский в Ригу15 декабря 1965 г.Привет, Иришь!Я - здесь. Ты -?Выезжай. Как можно скорее.Маршрут. Рига - Москва - Свердловск - Алябьево.В Москве на

«Голову мы не склоним»

Из книги Лукашенко. Политическая биография автора Федута Александр Иосифович

«Голову мы не склоним» Сказав, что, мол, Лукашенко его не слушается, Путин фактически признал поражение тактики увещеваний по отношению к политику, признающему только силу.Но и с применением силы Путин неожиданно для всех проиграл.Несмотря на все политические трения, в

8. Дырка в голову

Из книги автора

8. Дырка в голову Неделю меня не вызывали на допрос. Я не удивлялся, так как в камере вскоре узнал повадки следователей. Основная заповедь советского арестанта - не верь следователю - действительна во всех мелочах. Следователь врет всегда. Если он говорит: «Я вас вызову

«Но голову не теряй!»

Из книги Записки космического контрразведчика автора Рыбкин Николай Николаевич

«Но голову не теряй!» Интересный и поучительный случай произошел с одним из иностранных дублеров, работавшим по программе «Интеркосмос». Полет основного экипажа завершился успешно, и через двое суток он должен был совершить посадку в районе города Джезказгана Казахской

«Не бери в голову!»

Из книги Обречены на подвиг. Книга первая автора Григорьев Валерий Васильевич

«Не бери в голову!» Весной к нам в полк переводят несколько «астраханцев», сдавших на второй класс. Среди них мой однокашник, опальный Толик Голушко, и ребята из выпуска на год позже Миша Абдуллин, Серега Кириллов и Саня Рыбалкин.Помня совместную службу в 393-м

НЕ СКЛОНИМ ГОЛОВУ!

Из книги Вспомнить, нельзя забыть автора Колосова Марианна

НЕ СКЛОНИМ ГОЛОВУ! Вдруг снова солнце в душу брызнуло! Погибла Родина? О, нет! Над красной похоронной тризною Смеется воин! И… поэт. Ни перед кем не склоним голову! Для нас не кончена игра: Россия даст еще Суворова, И даст еще Царя

«Ты запрокидываешь голову…»

Из книги автора

«Ты запрокидываешь голову…» Ты запрокидываешь голову Затем, что ты гордец и враль. Какого спутника веселого Привел мне нынешний февраль! Преследуемы оборванцами И медленно пуская дым, Торжественными чужестранцами Проходим городом родным. Чьи руки бережные

С ног на голову

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

С ног на голову ЦЕЛЬ ИГРЫИногда для решения проблемы или ситуации достаточно просто поменять свой взгляд на нее. Игра «С ног на голову» (Flip it) позволяет быстро продемонстрировать участникам, что их точка зрения зависит только от их восприятия. Можно считать, что стакан

Вдова, которая сама себя сечет

Из книги «Еврейское засилье» – вымысел или реальность? Самая запретная тема! автора Буровский Андрей Михайлович

Вдова, которая сама себя сечет В 1960-е годы было много случаев, когда люди делали высказывания, неугодные политическим евреям, сионистам и международным организациям, виртуальному Государству Еврейскому. Реакция на это всякий раз была чрезмерная, злобная и

Как Владычица Озера потребовала себе голову рыцаря, которому достался меч, или голову девицы

Из книги Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Как Владычица Озера потребовала себе голову рыцаря, которому достался меч, или голову девицы Но пока собирался он в дорогу, прибыла ко двору Владычица Озера на коне и в богатых одеждах. Она поклонилась королю Артуру и сказала, что хочет получить от него дар, как он

Блок бросков через голову (броски через голову)

Из книги Гири. Спорт сильных и здоровых автора Воротынцев Алексей Иванович

Блок бросков через голову (броски через голову) Бросок через голову - перебрасывание гири через голову с последующим её приёмом той же рукой с поворотом туловища на 180°. Все броски через голову выполняются с поворотом туловища на 180°, поэтому при названии броска поворот

Повинную голову и меч не сечет

Из книги Самоучитель мудрости, или Учебник для тех, кто любит учиться, но не любит, когда его учат автора Казакевич Александр

Повинную голову и меч не сечет Как свидетельствует историческая хроника, «перед началом судебной реформы 1864 года император Александр II совершил ряд поездок по России с целью личного ознакомления с общими условиями содержания заключенных и с состоянием дел в

13. И взял Иосиф обоих (сыновей своих), Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. 14. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки св

автора Лопухин Александр

13. И взял Иосиф обоих (сыновей своих), Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. 14. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением

17. И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, 18. и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это - первенец; положи на его голову правую руку твою

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

17. И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, 18. и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это - первенец; положи на его голову

Глава 493: Если савана хватает только на то, чтобы покрыть им либо (тело и) голову, либо (тело и) ноги покойного, следует покрыть им голову.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 493: Если савана хватает только на то, чтобы покрыть им либо (тело и) голову, либо (тело и) ноги покойного, следует покрыть им голову. 611 (1276). Сообщается, что Хаббаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы переселились (из Мекки в Медину) вместе с пророком, да благословит его