Понятия поведения и действия в социологии

Изучение социального поведения является одной из важнейших предметных областей социологии. В социологии Макса Вебера проводится различие между поведением и социальным действием:

Понятие социального действия охватывает только часть поведения, а именно: только ту часть поведения, которая является осмысленным и направлено на другого человека.

Поведение носит реактивный характер, является ответом на раздражители окружающей среды, в то время как социальное действие является человеческим феноменом, основанным на активности личности в социальной ситуации. Понятие поведения применяется как к человеку, так к живым и неживым системам.

Социальное действие может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами зашиты от грозящей опасности в будущем.

Смысл имеет два значения: 1) действительно субъективно предполагаемый действующим лицом в некотором исторически данном случае или в среднем и приблизительно в некоторой массе случаев; 2) теоретически конструированный чистый тип смысла. Этот смысл не является объективно правильным или метафизически постигаемым «истинным» смыслом. Граница между осмысленным действием и поведением сугубо реактивным, не связанным с субъективно предполагаемым смыслом, не может быть точно проведена.

Мотивы социального действия: Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть:

1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве “условий” или “средств” для достижения своей рационально поставленной цели;

2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или другую - самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;

3) аффективным, прежде всего эмоциональным, т. е. обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида;

4) традиционным, то есть основанным на длительной привычке.Теоретико-поведенческая социология: поведение, индивид, социальная среда и ее условия, социальное научение, стимул и реакция, адаптация.

Действие – осмысленно. Поведение – пассивно, может быть и не осмысленным. Для того чтобы предсказывать действия создал теорию идеальных типов (конструкция целерационального действия. По Веберу это не обобщение увиденного, это то, что в принципе должно быть в данном явлении) – 1 особенность гипертрофируем и смотрим на поведение, сравнивая с тем, что имеем на самом деле перед собой. Считал что в ходе истории действие человека всё больше рационально.

Структура отношений личности и социальной среды представляет собой иерархию.

Иерархия потребностей

На низшем уровне - витальные потребности;

Затем - включенность в различные социальные группы;

Наконец - включенность в социальную систему (общество).

Структура условий ситуации

Условия ситуации, в которых реализуются потребности личности, образуют иерархию по степени стабильности.

Низший уровень - наименее устойчивые, постоянно меняющиеся предметные ситуации.

Средний уровень - условия группового общения, которые длительное время не меняются (семья, студенческая группа, трудовой коллектив)

Общие условия общественной жизни - экономические, политические, культурные являются наиболее стабильными (в стабильном обществе)

Чтобы понять реальное, подверженное влиянию всякого рода иррациональностей, действование как «отклонение» от его протекания, ожидаемого при чисто рациональном поведении, используются «идеальные типы».

Каждый артефакт, например “машина”, может быть истолкован и понят только исходя из того смысла, который действующий человек связывает с его изготовлением и применением; без этого соотнесения назначение такого артефакта остается совершенно непонятным. Пониманию в данном случае доступна только его соотнесенность с действиями человека, который видит в нем либо “средство”, либо цель и ориентирует на это свое поведение. Чуждыми смыслу остаются все процессы или явления лишенные предполагаемого смыслового содержания. Понимание может быть: 1) актуальным пониманием предполагаемого смысла некоторого действия; 2) объясняющим понимание, соответственно с мотивацией, смыслом, которые человек вкладывает в то, что он сделал именно теперь и в данной связи. Т.о. для науки, которая занимается смыслом действования, объяснение означает именно постижение смысловой связи, к которой принадлежит, по своему субъективно предполагаемому смыслу, некоторое актуально понятное действование. Во всех случаях «понимание» означает истолковывающее постижение смысла: 1) который реально предполагался в отдельном случае; 2) предполагается в среднем и приблизительно; 3)применительно к чистому (идеальному) типу некоторого часто повторяющегося явления, который подлежит научному конструированию.

Мотивом называется смысловая связь, которую сам действующий или наблюдатель считает осмысленным «основанием» поведения. Процессы, которые, будучи непонятными, не называются «социологическими фактами» не становятся из-за этого менее важными, но занимают совершенно иное место.

9. «Логические» и «нелогические» действия в социологической теории В. Парето.

Вильфредо Парето (15 июля 1848, Париж - 20 августа 1923, Швейцария) – итальянский инженер, экономист и социолог.

Парето стремился разоблачить социальные идеалы. Несмотря на то, что он, как и Дюркгейм, считал идеалы реальной действующей силой, Парето не верил ни в один из них. Он считал их лишь теориями, «мифами».

Философская антропология Парето направлена против рационалистической модели человека, основанной на представлении о том, что человек сначала обдумывает свои поступки, а затем действует согласно тому, что он задумал. С точки зрения Парето, человек сначала действует, а затем придумывает обоснования своим уже совершенным действиям, рационализирует свои поступки.

Парето, как и Фрейд, рассматривал человека как существо иррациональное, управляемое чувствами, инстинктами, импульсами.

Основу теории социального поведения у Парето составляет разделе­ние человеческих действий на логические и нелогические.

Основанием различения логических и нелогических действий для Парето служит соотношение в них средств и целей как в субъективном, так и в объективном аспекте.

«...Мы будем называть «логическими дей­ствиями» операции, которые логически соединены со своей целью не только по отношению к субъекту, выполняющему эти операции, но и для тех, кто обладает более широкими познаниями; т. е. действия, имеющие смысл субъективно и объективно. Другие действия будут называться «нелогическими», что не означает «противоречащие логике»».

Действия подразделяются на четыре рода:

1) нелогичные субъективно и объективно (средства не увязаны с целью ни в реальности, ни в сознании, не дают никакого результата, который можно было назвать логически связанным с ними)

2) нелогичные объективно, но логичные субъективно (поступок логически не связан с результатом, к которому он приводит, но субъект неправильно полагает, будто используемые им средства по своей природе таковы, что приводят к желанной цели. Например, жертвоприношения Богу, когда они желают вызвать дождь, и убежденных в том, что их молитвы оказывают влияние на погоду)

3) логичные объективно, но нелогичные субъективно (поступки, вызывающие результат, логически связанный с использованными средствами, но при этом субъект не осознаёт отношения «средства - цель». Например, рефлекторные действия: мы закрываем веко в тот момент, когда в мой глаз может попасть пыль, объективно мы совершаем логический поступок, а субъективно - нет)

4) логичные объективно и субъективно (поступки, результат которых логически связан с использованными средствами, но иногда субъект проводит иную связь между средствами и целями, так что объективная последовательность не всегда соответствует субъективной)

Область логических действий - это главным образом естественные науки, технология, некоторые военные, политические, юридические дей­ствия и экономика.

Логические действия довольно редки; в социальной жизни преобладают нелогические действия. Логические действия основаны на рас­суждении, нелогические - на чувстве. Последние, однако, в отличие от чисто инстинктивных действий человека, также включают в себя рассуж­дение. Его роль в нелогических действиях состоит в «логизации», т. е. в рационализации этих действий: ведь люди склонны представлять свои нелогические действия в качестве логических. Этой цели служат многооб­разные метафизические, религиозные, моральные, политические, а также псевдонаучные теории. Распространение этих теорий совершенно не зави­сит от их обоснованности и логической ценности, так как они основаны не на разуме, а на чувстве.

«Чувства» (в это понятие Парето включал также мнения, установки, стереотипы, предрассудки и т. п.) играют чрезвычайно важную роль в социологической сис­теме Парето. С его точки зрения, они составляют глубинную основу че­ловеческих действий. Наряду с такими понятиями, как «инстинкты», «ин­тересы», «аппетиты», «вкусы», они выражают то огромное значение, которое он придает иррациональным сторонам человеческой природы.

Но, будучи глубинным фактором поведения, чувства сами по себе не­уловимы: это своего рода «вещи в себе». Их можно постигнуть только через определенные внешние про­явления. Средством постижения этих чувств служит разработанная Парето теория «осадков» и «производных».

«Осадки» и «производные»

Теории, посредством которых люди представляют свои нелогические действия в качестве логических, содержат в себе постоянный («осадок») и изменчи­вый («производное») элементы.

Будучи нелогичными, осадки - это проявления базовых человеческих чувств и инстинк­тов. Но не следует смешивать осадки с чувствами и инстинктами, которым они соответствуют, так как они яв­ляются именно элементами «теорий».

Парето делит «осадки» на шесть классов, которые в свою очередь делятся на ряд подклассов.

I класс Инстинкт комбинаций (воплощает тен­денцию к социальному изменению)

II класс Настойчивость в сохранении агрегатов (выражает консерватизм, тенденцию к неизменности социальных форм)

III класс. Потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов

IV класс. Осадки, связанные с социальностью

V класс. Единство индивида и того, что ему принадлежит

VI класс. Сексуальный осадок

«Осадки» одного общества, как правило, существенно отличаются от «осадков» другого. Они незначительно изменяются в пределах от­дельно взятого общества в целом. Но их распределение среди различ­ных слоев внутри каждого общества весьма изменчиво.

«Осадки» - это постоянный, устойчивый элемент в «теориях», «ло­гизирующих» нелогические человеческие действия. Они ближе всего находятся к глубинному, подспудно существующему слою «чувств», бу­дучи их непосредственным проявлением.

«Производные», согласно Парето, составляют из­менчивый и поверхностный слой «теорий». «Производные» базируются на «осадках» и через них - на «чувствах», в которых они черпают свою силу. «Производные» удовлетворяют потребность человека в логике или псевдологике. Они могут делать «осадки» более или менее интенсивными, уси­ливать или ослаблять их.

Социологическое ис­следование «производных» направлено на то, чтобы выявить, какие логические или псевдо-логические средства используют одни люди для того, чтобы ув­лечь за собой других. Исходя из этого, Парето делит «производные» на четыре класса.

Первый класс - это «простые уверения», формула которых: «это так, потому что так» или «надо, потому что надо». Так мать говорит своему ребенку, требуя от него послушания.

Второй класс «производных» содержит в себе аргументы и рассуж­дения, опирающиеся на авторитет (личности, традиции, обычая), ко­торый делает их эффективными независимо от их логической ценности.

В третьем классе «производных» «доказательство» основано на апел­ляции к каким-нибудь чувствам, индивидуальным или коллективным ин­тересам, юридическим принципам, метафизи­ческим сущностям или воле сверхъестественных существ.

Четвертый класс «производных» черпает силу убеждения в «вер­бальных доказательствах» (тех, которые основаны на «использовании терминов с неопределенным, сомнительным, двойственным смыслом и не согласуются с реальностью»).

Можно сделать вывод, что в целом «производные» в трактовке Парето выполняют две противоположные функции по отношению к опре­деленным «осадкам» и соответствующим им «чувствам»:

· во-первых, они обнаруживают и выражают эти «осадки» и «чувства»,

· во-вторых, они их скрывают, камуфлируют.

В зависимости от ситуации на первый план может выступать либо одна, либо другая функция.

Отношение Парето как социолога к «производным» двойственно. С од­ной стороны, он постоянно критикует, разоблачает их, иронизирует над ними, демонстрируя их несостоятельность с логико-экспериментальной точки зрения. С другой стороны, он подчеркивает, что иными они и не могут и не должны быть, так как именно их нелогичность и определяет в значительной мере их социальную эффективность.

Такое отношение - естественное следствие его методологии, согласно которой одно и то же учение может быть отброшено с эксперименталь­ной точки зрения и принято с точки зрения социальной полезности.

10. Социальная роль, нормы и социальный контроль

Социальная роль.

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-е годы ХХ века и получила широкое распространение в различных социологических течениях. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином или ином обществе.

Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.

Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задает общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения – фактор вариативный.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером может служить конфликт между профессиональной и семейной ролью женщины.

Роль может пониматься как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им. По Парсонсу, точкой отсчета должны бать не личностные смыслы, а именно социальные потребности в отношении той или иной роли. С точки зрения социума, отклонение, уход от ролевых нормативов представляет собой аномалию. Поэтому глубокое усвоение правил ролевого поведения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности, служит основанием уверенного и стабильного самочувствия.

Социальные роли различаются по степени их важности для нормального функционирования всего общественного организма. Это связано с местом той или иной группы и соответственно ее членов в социальной структуре.

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

Социальные нормы.

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь “естественными”, либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного – классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного – отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится “норма”, “нормальны” же отклонения от нее.

Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма находит свое воплощение в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производственными от представлений людей о добре и зле, о хорошем и плохом и т.д.

Нормы обычаев – это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами. Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идей, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев – ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью.

Правовые нормы – это правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом.

Различные виды социальных норм появились не одновременно, а один за другим, по мере необходимости. С развитием общества они все более усложнялись. Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальный контроль.

Социализация касается прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом - семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.

Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.

Социальные нормы - это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе.

Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Санкции так же предсказуемы и общеприняты. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает, не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой - то нормы отсутствует сопровождающая его санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

В зависимости от способа вынесения санкций - коллективного или индивидуального - социальный контроль может быть внешним и внутренним. Внутренний контроль еще называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек влюбляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть - проявление внутреннего контроля.

Эффективность и своевременность применения социального контроля далеко не всегда одинаковы во всех первичных коллективах. Групповое давление на индивида, нарушающего нормы, зависит от многих факторов, и прежде всего от статуса данного индивида. К лицам, имеющим высокие и низкие статусы в группе, применяются совершенно разные способы группового давления. Личность с высоким статусом в первичной группе или лидер группы имеет в качестве одной из своих основных обязанностей изменение старых и создание новых культурных образцов, новых способов взаимодействия. За это лидер получает кредит доверия и сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, чтобы не потерять свой статус лидера, он не должен быть полностью идентичным членам группы. Однако при отступлении от групповых норм у каждого лидера существует грань, через которую он не может перейти. За этой гранью он начинает испытывать действие группового социального контроля со стороны остальных членов группы и его лидерское влияние заканчивается.

Таким образом, при наличии высокой численности населения сложной культуры начинает применяться так называемый вторичны групповой контроль - законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.

12. Парадигмы системно-теоретического мышления в социологии и их объяснительные возможности. Структурный функционализм и системная теория Парсонса. (По книге Т. Парсонса «Система современных обществ»)

В понимании Парсонса общество – самодостаточная система, это совокупность взаимодействующих частей, которая выполняет опр. функции, в результате чего появляется нечто новое, представляющее особый интерес.

В социологии Парсонс начал разбираться вопрос как можно обеспечить стабильность и сохранность общество, подразумевается, что обществ много, общество связывается с государством.

Парадигмы социальных систем:

1. Часть - целое. Целое больше суммы частей. Собрав части чего-то, мы получаем что-то новое. Меняя составляющие, мы можем получить разное качество чего-то нового. Аристотель основоположник. Зиновиев работал - социальные качества.

2. Система - окружающий мир. Парсонс. Границы смысловые. (При изучении газовых законов в 19 веке).

3. Аутопойэтическая система - идентичность. Луман.

Огромнейшее значение в современной имеет тема социального поведения. Социальное поведение подразумевает психологическое воздействие на людей и занятие среди них конкретного положения. Как правило, такой тип поведения рассматривается как противоположность поведению индивидуальному, которое, в свою очередь, не связано с положением человека, занимаемым им в социуме, и с отношениями, складывающимися между ним и окружающими его людьми, а также не рассчитано на оказание на отдельных людей или общество в целом какого-либо влияния.

Психологи выделяют несколько видов социального поведения. Мы же рассмотрим следующие:

  • Массовое поведение
  • Групповое поведение
  • Полоролевое поведение
  • Просоциальное поведение
  • Конкурентное поведение
  • Послушное поведение
  • Девиантное поведение
  • Противоправное поведение
  • Проблемное поведение
  • Поведение типа привязанности
  • Материнское поведение
  • Некоторые другие формы

Рассмотрим каждый из видов несколько подробнее.

Массовое поведение

Массовое поведение является плохо управляемой социальной активностью большого количества людей, которые не организованы и не преследуют конкретной цели. Нередко его называют и стихийным поведением. В качестве примера можно назвать моду, слухи, панику, различные религиозные, политические и экономические движения и т.п.

Групповое поведение

Групповым поведением называются действия людей, которые объединены в социальную группу. Чаще всего оно возникает по причине особых процессов, происходящих в таких группах. Отличается оно тем, что члены группы действуют согласованно, постоянно взаимодействуя друг с другом, даже когда находятся за пределами группы.

Полоролевое поведение

Полоролевое поведение представляет собой поведение, которое свойственно людям конкретного пола и связано с основными социальными ролями, выполняемыми этим людьми в процессе жизнедеятельности какого-либо социума.

Массовое, групповое и полоролевое поведение характерны для групп и отдельных личностей и зависят от того, какие социальные функции они выполняют и какие цели преследуют. Нижеизложенные виды социального поведения описывают личность в процессе её взаимодействия с другими личностями.

Просоциальное поведение

Основой просоциального поведения человека является его стремление к помощи и поддержке окружающих. Когда просоциальное поведение направлено на прямую помощь кому-либо, кому она нужна, тогда его называют помогающим поведением .

Конкурентное поведение

Конкурентным называется поведение, когда окружающие люди воспринимаются человеком как потенциальные или реальные конкуренты, и он вступает с ними в борьбу или соревнование. Такое поведение рассчитано на достижение преимущества и победы. Функционально или содержательно с конкурентным поведением связано поведение типа A , согласно которому человек является нетерпеливым, раздражительным, враждебным и недоверчивым, и поведение типа B , согласно которому, человек не стремится ни с кем конкурировать, и выражает всем доброжелательное отношение.

Послушное поведение

Под послушным поведением понимаются формы социального поведения, обеспечивающие цивилизованное и культурное взаимодействие между людьми. Довольно часто такой вид поведения называется правопослушным поведением, а ему в противовес называют девиантное, противоправное и проблемное поведение.

Девиантное поведение

Девиантным поведением является поведение, идущее вразрез с принятыми в обществе социальными, моральными и/или этическими нормами. Несмотря на это, девиантное поведение нельзя назвать противоправным, которое предполагает осуждение по закону.

Противоправное поведение

Противоправное поведение представляет собой поведение, нарушающее установленные социальные нормы. Данная форма поведения предполагает осуждение судом – человек за него может получить наказание, исходя из действующего законодательства.

Проблемное поведение

Под проблемным поведением понимается любое поведение, служащее причиной возникновения у человека психологических проблем. В большинстве случаев проблемное поведение состоит из непонятных и неприемлемых для других форм поведения, могущих быть дезадаптивными, деструктивными или антисоциальными.

Помимо прочих форм социального поведения, можно встретить и такие, которыми будут характеризоваться и близкие отношения между людьми. Такими видами являются поведение типа привязанности и материнское поведение.

Поведение типа привязанности

Поведение типа привязанности выражается в стремлении человека всё время быть рядом с другими. Представленная форма поведения проявляется уже в детстве, а объектом привязанности в большинстве случаев является мать.

Материнское поведение

В общем и целом материнское поведение – это поведение, присущее матерям в отношении своих детей, а также поведение любого человека вообще, которое схоже с поведением матери по отношению к ребёнку.

Есть также и некоторые другие формы социального поведения, взаимосвязанные со складывающимися в обществе отношениями людей. Таким поведением можно назвать поведение, целью которого является избегание неудач и достижение успехов, получение власти или подчинения кому-либо; уверенное или беспомощное поведение, а также некоторые другие.

Другие формы социального поведения

Стремление к успеху – это особая форма социального поведения, оказывающая влияние на успехи человека и в определённой степени на его судьбу. Наибольшее развитие стремление к успеху получило в прошлом столетии, и сегодня характеризует огромное количество успешных людей.

Избегание неудач – это альтернативная форма стремления к успеху. Проявляется такой вид поведения в озабоченности тем, чтобы не оказаться последним среди остальных людей, не быть хуже их, не стать неудачником.

Также можно выделить такие виды социального поведение как стремление к коммуникации с другими людьми и его противоположность – избегание людей. Отдельной формой можно назвать стремление к власти и стремление к сохранению власти , если она уже есть у человека. Противоположностью последних двух является стремление к покорности.

Другой формой социального поведения, на которую обратили внимание учёные, является уверенное поведение, когда человек уверен в себе, стремится к новым достижениям, ставит перед собой новые задачи, решает их и .

Однако довольно часто можно видеть, как способные люди, желающие добиться успехов и имеющие способности к этому, терпят неудачи по причине неуверенности и в тех случаях, когда проявлять их не следовало. Называется такое поведение беспомощным поведением , и определяется как поведение, при котором человек, имея всё, что нужно для достижения успехов, остаётся в бездействии, обрекая тем самым себя на неудачи.

Заключение

В последнее время внимание социологов привлекают именно те виды социального поведения, которые оказывают наибольшее влияние на состояние социума, положение отдельного человека и его судьбу.

Таковыми можно считать всевозможные проявления добра и зла, дружественности или враждебности, стремление к успеху и власти, уверенность или беспомощность. Большое внимание среди проявлений добра и зла уделяется альтруизму и просоциальному поведению.

А что касается антисоциального поведения, то среди его форм особо изучаются проявления агрессии. Интересно также и то, что агрессия и агрессивное поведение стали интересовать учёных по той причине, что враждебные поведенческие формы и враждебность между людьми вообще существует на протяжении многих веков, а для некоторых исследователей агрессивность является такой формой социального поведения, которую невозможно устранить из жизни общества.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: На то, как ведёт себя человек, и какая форма социального поведения является для него наиболее комфортной и приемлемой, в огромной степени оказывают влияние устойчивые черты его . Но важнее то, что зная о них, человек получает возможность провести корректировку своего образа действий, а также понять, в чём состоят его преимущества и недостатки. И если уж вы читаете эту статью, то, вполне вероятно, вас самих интересуют подобные вопросы, пусть и не с целью изменения себя, а с целью . Так что предлагаем вам пройти наш специальный курс по самопознанию, который расскажет вам много интересного о самом себе. Найти его вы можете вот .

Социальное поведение - это качественная характеристика социального действия и взаимодействия. Например, 450 депутатов одновременно участвуют в работе Государственной Думы, т. е. занимаются политической деятельностью. Однако поведение этих субъектов политики неоднозначно: одни дремлют в своих депутатских креслах, другие что-то выкрикивают с места, третьи рвутся к микрофону, установленному на трибуне, четвертые затевают потасовку со своими коллегами.

По-разному ведут себя и участники массовых событий. Так, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют кровопролитные столкновения. Все эти различия в действиях субъектов социального взаимодействия подпадают под определение «социальное поведение». Иными словами, все описанные акторы занимаются политической деятельностью или участвуют в массовом событии, но поведение их различно. Следовательно, социальное поведение - это способ проявления социальным актором своих предпочтений, мотивов, установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии.

Социальное поведение индивида (группы) может зависеть от многих факторов. Перечислим некоторые из них:

Индивидуальные эмоционально-психологические качества субъекта социального взаимодействия. Например, для поведения В. В. Жириновского характерными являются эмоциональная насыщенность, непредсказуемость, эпатаж; В. В. Путина - рассудительность, взвешенность в словах и поступках, внешнее спокойствие;

Личная (групповая) заинтересованность субъекта в происходящих событиях. Например, депутат усиленно лоббирует интересующий его законопроект, хотя при обсуждении других вопросов он достаточно пассивен;

Адаптивное поведение, т. е. поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям жизни. Например, трудно представить себе смельчака, который в толпе, прославляющей какого-либо политического вождя (Гитлера, Сталина, Мао Цзедуна), стал бы выкрикивать лозунги, обличающие этого вождя;

Ситуативное поведение, т. е. поведение, обусловленное реально возникшими условиями, когда социальный субъект в своих действиях вынужден учитывать возникшую ситуацию;

Поведение, обусловленное моральными принципами и нравственными ценностями актора. Например, Ян Гус, Дж. Бруно и многие другие великие мыслители не могли поступиться принципами и стали жертвами инквизиции;

Компетентность актора в той или иной политической ситуации или политических действиях. Суть «компетенции» заключается в том, насколько хорошо субъект владеет ситуацией, понимает суть происходящего, знает «правила игры» и способен адекватно их использовать;

поведение, обусловленное различного рода манипулированием. Например, ложью, обманом, популистскими обещаниями людей принуждают вести себя тем или иным образом. Так, кандидат в президенты (губернаторы, депутаты) в своей предвыборной программе обещает, в случае своего избрания, выполнить те или иные наказы своих избирателей, но, став президентом, он и не думает выполнять обещанное;

Насильственное принуждение к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение обычно характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти. Например, при коммунистическом режиме в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических акциях (субботниках, митингах, выборах, демонстрациях) и при этом вести себя определенным образом.

На характер поведения оказывают влияние мотивация и степень вовлеченности актора в то или иное событие или процесс. Например, для одних участие в политических событиях - случайный эпизод, для других - политика является профессией, для третьих - призвание и смысл жизни, для четвертых - способ зарабатывать себе на жизнь. Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных) действиях толпы.

Можно выделить четыре уровня социального поведения субъекта: 1) реакция субъекта на актуальную ситуацию, на те или иные сменяющие друг друга события; 2) привычные действия или поступки, выступающие как элементы поведения, в которых выражается устойчивое отношение субъекта к другим субъектам;

3) целенаправленная последовательность социальных действий и поступков в той или иной сфере жизнедеятельности для достижения субьектом более отдаленных целей (например, поступление в вуз, получение профессии, создание и обустройство семьи и др.); 4) реализация стратегических жизненных целей.

Социальный контроль

Важнейшим условием социального взаимодействия и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость в действиях и поведении людей. Отсутствие предсказуемости ведет общество (социальную общность) к дезорганизации и распаду. Поэтому общество создает различные механизмы социального контроля для того, чтобы координировать поведение своих членов.

В качестве механизмов социального контроля выступают различные социальные институты. Например, институт семьи осуществляет первичный социальный контроль и регулирует поведение людей в брачно-семейной сфере общества; политические институты регулируют социальный контроль политическими методами и т. д.

Чтобы поведение людей соответствовало социальным ожиданиям, в обществе создаются (формируются) определенные стандарты поведения - социальные нормы.

Социальные нормы - это социально одобряемые и/или законодательно закрепленные правила, образцы, стандарты, регулирующие поведение людей. Их (нормы) можно разделить на два основных вида:

1) правовые нормы - нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах, например Конституции, Уголовном кодексе, Правилах дорожного движения и др. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания;

2) нормы морали - неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание (осуждение) или общественное одобрение.

Чтобы люди всегда вели себя в соответствии с существующими в обществе нормами, необходимо, во-первых, обучать их соответствующему поведению, во-вторых, осуществлять контроль за соблюдением норм. Рассмотрим эти условия подробнее.

1. Определенные стандарты социального поведения прививаются индивиду уже в раннем детстве. В период первичной социализации в семье и дошкольных учреждениях ребенок получает первые представления о том, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. В ходе дальнейшей социализации индивид усваивает различные социальные роли, учится различать в какой социальной среде какое поведение является наиболее предпочтительным, определяет свое отношение к тем или иным социальным ожиданиям и нормам поведения, стремится вести себя в соответствии с существующими нормами или, напротив, нарушает их.

2. Общество в ходе своего функционирования не только формирует социальные нормы, но и создает механизмы контроля за их исполнением, якое, как общественное мнение, средства массовой информации, органы внутренних дел, суды и т. д. Оно также заранее определяет базовую типологию социальных ролей и следит за их надлежащим соблюдением. Индивид, качественно исполняющий свою роль, как правило, удостаивается определенного вознаграждения, а «нарушитель» - наказания. Социальная структура, социальные отношения и обезличенные социальные статусы предписывают индивидам определенные стандарты социального поведения. Например, популярный артист эстрады, победив на губернаторских выборах и получив статус губернатора, вынужден отказаться от своей прежней роли и играть роль солидного политического лидера; вчерашний курсант, получив звание и статус офицера, должен играть роль строгого командира.

Методы контроля весьма многообразны и их применение варьируется в зависимости от конкретных условий и поставленных целей. Так, проявление трусости в обычных условиях может быть наказано презрительным отношением окружающих; аналогичный поступок, совершенный солдатом в военное время, нередко приравнивается к предательству и наказывается публичным расстрелом.

Старейший и наиболее простой способ социального контроля - физическое насилие. Оно может применяться как один из методов воспитания в семье, как способ борьбы с преступностью, как одно из средств для наведения порядка в общественных местах и др.

Политический контроль является прерогативой государственных органов власти и общественно-политических институтов гражданского общества. Однако и само общество, если оно обладает достаточной гражданской культурой, может использовать механизмы политического контроля для защиты своих интересов. Политические методы социального контроля наиболее эффективны, так как они опираются на государственную власть и могут использовать в своих целях легитимное насилие.

Не менее эффективны экономические методы социального контроля. Суть их заключается в экономическом давлении (экономической выгоде или принуждении), оказываемом на индивида или социальные группы. Например, лояльный по отношению к своим нанимателям работник может быть поощрен дополнительным материальным вознаграждением, а работник, не проявляющий должной лояльности, может лишиться части своего заработка и даже своего места работы.

Существуют и другие методы социального контроля, например идеологические, религиозные, социокультурные, моральноэтические и т. д.

Значительное место в социальном контроле занимает такой феномен, как самоконтроль. Этот сформировавшийся в процессе социализации и внутренних психических процессов механизм внутренней саморегуляции индивида. Ключевым понятием в формировании механизмов самоконтроля является интериоризация. Это процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению социальных реалий внешнего мира. Интериоризируя социальный мир, индивид обретает свою идентичность с определенной социальной группой, этносом, культурой. Социальные ценности и нормы становятся своими внутренними нормами, а социальный контроль превращается в самоконтроль. Основными элементами самоконтроля являются сознание, совесть и воля.

Сознание дает возможность оценивать ту или иную ситуацию с точки зрения чувственных и умственных образов.

Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения.

Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности и поступать в соответствии со своими убеждениями.

Девиантное поведение

Девиация (от лат. deviatio - отклонение) - поведение, поступок, социальное явление, не соответствующее установившимся в данном обществе социальным нормам. Это любое поведение, которое нарушает принятые в обществе правовые нормы; не соответствует социальным ожиданиям, стереотипам, установкам, ценностям, образцам поведения; не одобряется (осуждается) общественным мнением и/или существующим в обществе законодательством.

Социология исследует девиацию как социальное явление, т. е. явление, для которого характерны распространенность, определенная устойчивость, повторяемость. Например, такие явления, как преступность, проституция, наркомания, коррупция, нарушение этических норм широко распространены в современном обществе. Все они подпадают под понятие «социальная девиация».

Явления, считающиеся единичными, уникальными, не относятся к числу социальных. Так, житель Германии, некто Брандес, сам, добровольно придя к людоеду Майвесу, предложил себя в качестве жертвы и был съеден. Уникальностью этого событию была шокирована вся мировая общественность!. Поведение Брандеса, безусловно, является отклоняющимся, но не является предметом социологического анализа.

Девиация имеет оценочный характер. Общество формирует определенные стандарты поведения и предписывает людям вести себя в соответствии с ними. При этом в каждом обществе (социальной группе) могут быть свои «субъективные» оценки. Поэтому одно и то же поведение в одном обществе может считаться отклонением, а в другом - нормой. Например, каннибализм в первобытных культурах считается нормой, в современных - отклонением. Кроме того, оценка поведения во многом зависит от конкретных социальных условий, в которых рассматривается это поведение. Так, убийство в обычных условиях нашей повседневной жизни оценивается как тяжкое преступление; убийство, совершенное в целях самообороны или защиты других людей, может быть оправдано, т. е. человек, совершивший убийство, не понесет наказания; убийство, совершаемое в ходе боевых действий на войне, также не считается преступлением.

Сложность в определении девиации заключается и в том, что один и тот же поступок (явление) в различных социальных группах (классах) может оцениваться по-разному. Например, крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева (1773-1775) с точки зрения царского самодержавия считалась преступлением против законной власти, а с точки зрения простого народа расценивалась как правомерная борьба против угнетателей; приватизация государственной собственности, проведенная правящей элитой в 90-е гг. XX в. в России, по мнению этой элиты, считается необходимым условием для перехода к рыночной экономике, а с точки зрения большинства граждан России является разграблением общенародной собственности.

Создаваемые и одобряемые обществом нормы имеют общий характер и не могут учитывать всего многообразия реальной жизни. Кроме того, многие люди не имеют возможности или не желают исполнять те или иные социальные нормы.

Рассмотрим некоторые из причин, способствующих нарушению социальных норм.

Нормы противоречат культурным или религиозным традициям тех или иных социальных групп. Так, в России многоженство запрещено, но в соответствии с культурными и религиозными традициями некоторых этнических групп оно считается легитимным.

Нормы противоречат (не в полной мере соответствуют) личностным убеждениям и ценностным ориентациям индивида (группы). Например, человек становится изгоем, уходит в монастырь, становится членом криминальной группы, так как в обыденной жизни он не находит реального смысла своему существованию. Так, известный путешественник Ф. Конюхов в одном из своих интервью на вопрос, почему он, еще не закончив очередное путешествие, уже планирует следующее, ответил, что в обычных условиях его жизнь теряет всякий смысл.

Противоречивый характер существующей нормативно-правовой системы, когда исполнение одних норм неизбежно приводит к нарушению других. Такая ситуация во многом была характерна для российской правовой системы в 90-е гг. XX в., когда страна по сути жила в правовом вакууме, потому что прежние правовые нормы уже не действовали, а новые еще не действовали.

Неопределенность поведенческих ожиданий, когда правила не совсем ясны. Например, правила дорожного движения предписывают переходить дорогу только в установленных для этого местах, но на больших перегонах такие «места» отсутствуют. Таким образом, возникает ситуация неопределенности.

Разногласия относительно правомерности принятия тех или иных норм (правовых актов). Например, в 1985 г. в СССР был принят закон, ограничивавший производство, продажу и потребление алкогольных напитков, который буквально «расколол» общество на сторонников и противников этого закона; закон об обязательном автостраховании, принятый в 2003 г., также вызвал бурю негодования в среде российских автовладельцев и прочих граждан.

Вынужденная девиация. Сложившиеся в обществе ограниченные социальные возможности вынуждают целые социальные слои нарушать существующие нормы из-за того, что в правовых рамках они не способны удовлетворять свои потребности в пище, жилье и т. д. Например, некоторые лица, не имеющие легальных доходов, с риском для жизни срезают высоковольтные провода и сдают их в пункты приема вторсырья для того, чтобы иметь хоть какие-то средства для удовлетворения своих потребностей; человек продает свою почку для того, чтобы улучшить материальное положение своей семьи; голодный ребенок отнимает булочку у соседского мальчишки.

Девиация как способ достижения своих личных или групповых интересов. Чныидид (гдля позт на вллyбынтe сиществующих норм для того, чтобы завладеть определенного рода ресурсами.


Девиация как способ изменения существующих социальных норм. Например, революции совершаются для того, чтобы коренным образом изменить сложившиеся социальные нормы и отношения. Правящими элитами революционные выступления оцениваются, как правило, как девиантное поведение, а радикально настроенными гражданами - как закономерный процесс, направленный на смену устаревших социальных норм.

Важную роль в современной социальной психологии наряду с понятием общения играет представление о социальном поведении. Такое поведение рассчитано на оказание психологического влияния на людей и занятие определенного положения среди них (в системе межличностных отношений, социальной группе или обществе в целом). Социальное поведение обычно выделяется в противоположность индивидуальному. Последнее понимается как поведение, не связанное с положением человека, занимаемым им в обществе, с теми отношениями, которые у него складываются с окружающими людьми, не рассчитанное на оказание определенного воздействия на общество или людей.

Существуют многие виды так называемого социального поведения. Среди них можно назвать массовое, групповое, полоролевое, просоциалъное, асоциальное, антисоциальное, помогающее, конкурентное, поведение по типу А, поведение по типу Б, послушное, проблемное, противоправное, девиантное, материнское, поведение типа привязанности и другие разновидности.

Массовое поведение представляет собой плохо управляемую социальную активность больших масс людей, не имеющих организованности и определенной цели. Такое поведение поэтому также называют стихийным. К массовым видам поведению относят, например, панику, слухи, моду, экономические, политические, религиозные движения и т. п.

Групповое поведение - это действия людей, объединенных в некоторую организованную, среднюю или малую социальную группу. Такое поведение является результатом происходящих в соответствующей группе процессов. Групповое поведение представляет собой нечто большее, чем те действия, которые выполняют отдельные члены группы, не взаимодействуя друг с другом, когда они находятся вне группы.

Полоролевым (гендерно-ролевым) называют социальное поведение, свойственное человеку определенного пола и связанное с теми типичными социальными ролями, которые выполняют люди соответствующего пола в жизни (культуре) того или иного сообщества.

Все определенные выше виды социального поведения характеризуют группы и отдельных людей в зависимости от выполняемых ими социальных функций и интересов. Следующие виды социального поведения характеризуют человека в его взаимоотношениях с другими людьми.

Просоциальным называется поведение человека, в основе которого лежит его стремление помогать другим людям и поддерживать их. Если это поведение, связанное с оказанием прямой помощи тем, кто в ней нуждается, то такое поведение называется помогающим (helping behavior - англ.). Словосочетание "помогающее поведение" используется в тех случаях, когда человек, оказывая помощь другому человеку, делает это добровольно, без принуждения и без расчета на получение какой-либо награды или выгоды, а также в жизненных ситуациях, где его поведение не включает в себя реальное или потенциальное жертвование чем-либо ради другого человека.

Конкурентное - это такое поведение, при котором человек воспринимает окружающих людей как реальных или потенциальных конкурентов, вступает в соревнование или борьбу с ними. Конкурентное поведение обычно рассчитано на то, чтобы выиграть соревнование, одержать верх, превзойти, победить других людей. К этой форме поведения близка по содержанию или функционально связана с ним следующая разновидность социального поведения. Поведение по типу А характеризует человека, отличающегося нетерпением, раздражительностью, враждебностью, цинизмом и недоверием к людям. Ему противостоит поведение по типу Б. Оно, напротив, характеризуется отсутствием стремления конкурировать с людьми и доброжелательностью.

Термин "послушное поведение" используется для обозначения форм социального поведения, которые обеспечивают (способствуют, облегчают) культурные, цивилизованные формы социального взаимодействия людей. Происхождение термина "послушное поведение" связано с тем фактом, что разумное послушание давно и традиционно рассматривается как положительная черта личности человека, воспитываемая у него с детства, что подобные формы поведения способствуют уважению и взаимопониманию людей. С таким поведением, которое в русскоязычной литературе иногда называют правопослушным, сравниваются проблемное, противоправное и девиантное поведение. Эти разновидности социального поведения определяются следующим образом.

Словосочетание "проблемное поведение" обозначает любое поведение, которое ведет к возникновению у человека проблем психологического характера. Проблемное поведение обычно включает в себя формы социального поведения человека, которые непонятны или неприемлемы для окружающих людей, могут выступать как антисоциальные, деструктивные или дезадаптивные.

Противоправным называется такое поведение, которое нарушает существующие в обществе правовые нормы. Такое поведение может быть осуждено судом, и за него человек может получить наказание в соответствии с действующими законами.

Девиантное - это поведение человека, отклоняющегося от принятых в обществе социальных, моральных или этических норм, то есть нарушающего их. Такое поведение, однако, не является подсудным (противоправным), то есть таким, которое может быть осуждено по закону.

Среди видов социального поведения встречаются такие, которые характеризуют близкие взаимоотношения людей. Это материнское поведение и поведение типа привязанности. В самом общем виде материнским называется такое поведение, которое характерно для матери в отношении ребенка, или поведение любого человека в отношении других людей, напоминающее поведение матери по отношению к своему ребенку.

Поведение типа привязанности - это стремление человека постоянно находиться рядом с другими людьми. Существенная черта такого поведения заключается в том, что человек, испытывающий чувство привязанности, стремится к соответствующим людям, всегда и везде старается находиться вместе или рядом с ними. Такое поведение обнаруживается уже в раннем детстве, и чаще всего объектом детской привязанности (и соответствующего поведения) становится мать ребенка.

Существуют и некоторые другие разновидности социального поведения, связанные с отношениями людей, складывающимися в обществе. Это поведение, направленное на достижение успехов или избегание неудач, поведение, содержащее в себе стремление к людям или уход от них, поведение, направленное на получение власти или подчинение людям, уверенное в себе или беспомощное поведение и некоторые другие виды социального поведения. Рассмотрим их и дадим им краткую характеристику.

Стремление добиваться успехов представляет собой форму социального поведения, от которой зависят жизненные успехи человека и, в какой-то степени, его судьба в современном обществе. Это стремление особенно усилилось среди людей в XX веке и характеризует многих преуспевающих личностей, чья повышенная социальная активность, связанная с потребностью достижения успехов, обеспечивает не только их личные достижения, но и высокие темпы социально-экономического роста соответствующих стран.

Социальное поведение, связанное с потребностью достижения успехов, имеет и альтернативную форму. Противоположное ему поведение обычно соотносят со стремлением к избеганию неудач. Такое стремление проявляется в преимущественной озабоченности человека тем, чтобы в соревновании с другими людьми не оказаться последним, не стать неудачником, то есть быть не хуже большинства других людей.

Нередко в реальной жизни приходится наблюдать, что одни люди активно стремятся к общению и контактам с другими людьми, а другие старательно их избегают. Такие две противоположные формы социального поведения принято называть соответственно стремлением к людям и избеганием людей и связывать их с потребностью аффилиации.

Стремление к власти или поведение людей, которые уже находятся у власти и стараются ее сохранить, также представляет собой разновидность социального поведения. Противоположным ему является так называемое покорное поведение, или поведение, связанное с подчинением людям.

Еще две формы социального поведения, которые привлекли к себе внимание ученых в последние годы, - это уверенное и беспомощное поведение. Поведение уверенного в себе человека, готового и способного отстаивать свои интересы, принято называть ассертивным поведением (название происходит от английского слова assertion, обозначающего уверенность в себе).

Есть и противоположная форма социального поведения. Нередко можно наблюдать, что потенциально способный человек, стремящийся к успехам и имеющий реальную возможность добиться успехов, тем не менее терпит неудачу из-за того, что проявляет неуверенность, излишнее беспокойство и тревогу там, где нужно было бы действовать уверенно и спокойно. Из-за повышенного беспокойства (тревожности), а также по причине неуверенности в себе страдают многие люди в современном мире, причем не только сами они, но и зависящие от них другие люди. Такое поведение принято называть беспомощным. Оно определяется как поведение, при котором человек, имея возможность для самостоятельного и, как правило, успешного решения какой-либо жизненной проблемы, тем не менее почему-то бездействует, не предпринимает усилий, направленных на решение проблемы, и тем самым обрекает себя на неудачу.

Из всех перечисленных выше видов социального поведения внимание социальных психологов в последние годы больше всего привлекали те из них, которые имеют особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы. Это - различные проявления добра и зла, дружбы и вражды между людьми, их стремление добиваться успехов и власти, уверенность (ассертивность) или неуверенность в себе (беспомощность). Среди разнообразных проявлений добра, в свою очередь, больше всего внимания было уделено изучению альтруизма и другим видам просоциального поведения, направленного на оказание помощи людям. Ученых интересовали многие вопросы, связанные с проявлениями альтруизма, в том числе следующие.

  • Что представляют собой люди, которые склонны к проявлению альтруизма?
  • Какими психологическими особенностями обладают эти люди?
  • В каких условиях те или иные люди более или менее склонны к альтруизму?

Из разнообразных видов антисоциального поведения наибольшего внимания была удостоена агрессивность, причем особое внимание ученых к изучению агрессивности и агрессивному поведению было вызвано тем, что агрессивность (враждебность отношений между людьми и враждебные формы поведения) существует давно и некоторым ученым даже представляется неустранимой формой негативного социального поведения.

Социальное поведение

Понятие «поведение» пришло в социологию из психологии. Смысл термина «поведение» иной, отличающийся от смысла таких традиционно философских понятий, как действие и деятельность. Если под действием понимается рационально обоснованный поступок, имеющий ясную цель, стратегию, выполняющийся с привлечением конкретных осознанных методов и средств, то поведение - это всего лишь реакция живого существа на внешние и внутренние изменения. Такая реакция может быть и осознанной, и неосознанной. Так, чисто эмоциональные реакции - смех, плач - также являются поведением.

Социальное поведение - это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.

Если абстрагироваться от чисто психологических факторов и рассуждать на социальном уровне, то поведение индивида определяется прежде всего социализацией. Тот минимум врожденных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени - от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.

Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества.

Социальная норма поведения - это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид - координировать свое поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью. Социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, американский социолог Р. Линтон определяет как социальную роль . Такая интерпретация социального поведения ближе всего к функционализму, поскольку объясняет поведение как феномен, детерминированный социальной структурой. Р. Мертон ввел категорию «ролевого комплекса» - системы ролевых ожиданий, определяемых данным статусом, а также понятие ролевого конфликта, возникающего тогда, когда ролевые ожидания занимаемых субъектом статусов несовместимы и не могут реализоваться в каком-то едином социально приемлемом поведении.

Функционалистское понимание социального поведения подвергалось ожесточенной критике со стороны прежде всего представителей социального бихевиоризма, считавших, что надо строить исследование поведенческих процессов на базе достижений современной психологии. Насколько психологические моменты действительно упускались из виду ролевой интерпретацией повеления, следует из того факта, что Н. Камерон попытайся обосновать идею ролевой детерминированности психических расстройств, полагая, что психическое заболевание - это неправильное исполнение своих социальных ролей и результат неспособности больного исполнять их так, как это нужно обществу. Бихевиористы утверждали, что во времена Э. Дюркгейма успехи психологии были незначительны и поэтому функционал истекая парадигма отвечала требованиям времени, но в XX в., когда психология достигла высокого уровня развития, нельзя игнорироваться ее данных, рассматривая человеческое поведение.

Люди по-разному ведут себя в той или иной социальной ситуации, в той или иной социальной среде. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют массовые столкновения. Эти различные действия акторов социального взаимодействия можно определить как социальное поведение. Следовательно, социальное поведение -это форма и способ проявления социальными актёрами своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии. Поэтому социальное поведение можно рассматривать как качественную характеристику социального действия и взаимодействия.

В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям своего существования.

Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения - естественное и ритуальное, различия между которыми имеют принципиальный характер.

«Естественное» поведение , индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно этим целям. Поэтому перед индивидом не стоит вопрос о соответствии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. «Естественное» поведение индивида социально не регламентируется, поэтому оно, как правило, аморально или «бесцеремонно». Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.

Ритуальное поведение («церемонное») - индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм - от этикета до церемонии - настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное социальное поведение является средством обеспечения стабильности социальной системы, и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости своего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей.

Общество заинтересовано в том, чтобы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить «естественного» эгоцентричного социального поведения, которое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, всегда оказывается более выгодным для индивида, нежели «ритуальное» поведение. Поэтому общество стремится преобразовать формы «натурального» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в том числе через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания.

На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens (человека разумного) направлены такие формы социального поведения, как:

    кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения - помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта;

    родительское поведение - поведение родителей по отношению к потомству.

Агрессивное поведение представлено во всех своих проявлениях, как групповых, так и индивидуальных - начиная от вербальных оскорблений другого человека и заканчивая массовыми истреблениями во время войн.

Человеческое поведение исследуется многими направлениями психологии - в бихевиоризме, психоанализе, когнитивной психологии и др. Термин «поведение» выступает одним из ключевых в экзистенциальной философии и применяется при исследовании отношения человека к миру. Методологические возможности этого понятия обусловлены тем, что оно позволяет выявить несознаваемые устойчивые структуры личности или существования человека в мире. Среди психологических концепций человеческого поведения, оказавших большое влияние на социологию и социальную психологию, следует назвать, прежде всего, психоаналитические направления, развитые 3. Фрейдом, К. Г. Юнгом, А. Адлером.