Почему акция «Бессмертный полк» очень многим показалась шествием зомби

Некоторые публицисты, в целом разделяющие — а во многом определяющие — мнение большинства граждан Российской Федерации, довольно резко выступают против проведения марша этих самых граждан с фотографиями их родных и близких, участвовавших в Великой Отечественной войне, в тот же день, когда мы празднуем победу в этой войне. На их взгляд, поминовение павших уместнее в годовщину её начала.

Действительно, психологически трудно совместить праздничное ликование с грустью о погибших ради этого праздника или преждевременно ушедших из жизни вследствие непомерной затраты сил ради преодоления чудовищной угрозы всей стране и всему народу. Куда проще разделить чувства: 9-го мая праздновать Победу, а 22-го июня проходить маршем «Бессмертного полка».

Желание разделить праздник и траур вполне понятно и естественно. Но, на мой взгляд, неосуществимо. Формула «радость со слезами на глазах», найденная Владимиром Гавриловичем Харитоновым (1920.06.24-1981.08.14) в песне «День Победы», очень точна. Ведь мы действительно одержали крупнейшую в своей истории победу, но крупнейшая она не только по силе сокрушённого нами врага (что тоже грандиозно: второй раз после 1812-го года на нас пошла — людскими или техническими ресурсами — практически вся континентальная Европа), а ещё и по числу жизней, отданных ради неё. И отделять эти жизни от самого факта победы вряд ли допустимо, ибо таким разделением мы изрядно обесцениваем подвиг наших предков.

Я в институтские времена неплохо изучил марксистско-ленинскую философию. Это, пожалуй, наивысшее достигнутое в мировой истории сочетание достижений многих разных (и, по мнению их авторов, несовместимых) философских учений. Заслуга Карла Хайнриховича Маркса (1818.05.05-1883.03.14), Фридриха Фридриховича Энгельса (1820.11.28-1895.08.05) и Владимира Ильича Ульянова (1870.04.22-1924.01.21) не столько в изобретении новой философии, сколько в гармоничном сочетании найденного их предшественниками. Это учение можно и не называть марксистско-ленинским, но жизненно необходимо знать и понимать, чтобы ориентироваться в сложностях жизни.

Очень существенный элемент этой философии — диалектика, то есть умение подходить к каждому предмету с разных сторон, наблюдать его в динамике, а не в статике. Не буду перечислять ключевые положения диалектики. В данном случае нам очень подходит положение «единство и борьба противоположностей». Сочетание таких очевидных противоположностей, как победа и человеческие жертвы ради неё, как раз в День Победы наиболее ярко и выпукло, и мы должны воспринимать марш «Бессмертного полка» как свидетельство единства и борьбы этих противоположностей. Для человека, знакомого с основами философии, шествие «Бессмертного полка» именно в этот день — дело совершенно естественное.

Почему же не все — даже очень патриотически настроенные — деятели опознают это самое единство и борьбу противоположностей? Что поделаешь: не все интересуются философией — и не все умеют в ней ориентироваться. Я тоже, мягко говоря, далеко не философ — просто в данном случае ситуация столь очевидна, что даже я её опознал без особого труда. Чего и всем остальным, кто на эту тему будет писать, желаю.

9 мая по всему миру пройдет традиционный «Бессмертный полк». По словам организаторов, в этом году с портретами родных, погибших во время Второй мировой войны, выйдут жители 100 стран. 95% россиян поддерживают акцию, к ней присоединяется все больше людей во всех городах страны. В прошлом году в Москве прошли с именами ветеранов по центральным улицам 850 тысяч человек, в этом году заявлен уже один миллион. Платон Беседин — о том, почему мы должны присоединиться к колонне памяти.

«Бессмертный полк» родился в 2011 году в народе и из народа. Он вызрел из самой истории русской, где главным всегда была связь с предками, историческая память. То, что оберегало страну в самые тяжкие времена. И из регионального события «Бессмертный полк» превратился в многомиллионное шествие, охватывающее теперь уже 100 стран мира.

У Андрея Платонова есть рассказ «Одухотворенные люди». Посвящен он одному из боев под Севастополем. Немецкие пули прижимают русского солдата к земле так, что головы не поднять. Но, вжавшись, он вспоминает лицо матери и, обретая силу, идет в атаку. Солдат погибает, но лишь физически – победа духа над телом дарует ему бессмертие.

Это не художественный вымысел – так было на самом деле. Я много общаюсь с ветеранами, теми, кто прошел войну на полях боя и в лагерях, и все они говорят: вспоминаешь дом, маму, папу, близких, вспоминаешь, что сделал и чего сделать не смог. Связь с домом поддерживает тебя живым, не дает сойти с ума от обыденности и близости смерти. И эти же люди – ветераны – рассказывали мне, как жили они, их деды и прадеды до Великой Отечественной войны. Тяжко жили: голод, холод, нищета, забирали последнее. Но когда пришел враг, измученный народ поднялся, встал единой живой стеной, чтобы защитить Родину, и одержал победу в самой страшной войне за всю историю человечества.

Ради Сталина? Ради партии? Нет, конечно. Немецкие записи – и Геббельса, и рядовых солдат – отмечают поразительное, нечеловеческое упорство и героизм русских. Они жертвовали собой, они шли вперед, и тьма отступила. И их бой шел не за партию и не за Сталина, а за тех, кто жил в их сердцах, кто населял их землю — за родителей, за дедов и за прадедов. За Родину. Потому они победили, хотя все было против них.

Кто-то тявкнет «задавили мясом». Кто-то пробубнит про мудрость командования. Кто-то заикнется об ошибках немцев. Пусть и так, но этого малого для победы. Главное – то, что идет из глубины. Это – древо подвига. Он не совершается вопреки – только благодаря. Подвиг не рождается из ничего. Его основа – преемственность, когда есть память о других, когда живешь ради кого-то и чего-то. И в корне этого – память, рождающая мечту. Память устремлена в прошлое, мечта – в будущее, а между ними – настоящее. Потому столь важно то, что происходит на «Бессмертном полку».

Во второй половине XIX века русский философ Николай Федоров писал о коллективном воскресении. Очень русская мысль: ведь память народная хранит веру в торжество правды как истины и справедливости после смерти. И человек жив, пока жива память о нем. «Бессмертный полк» – это акт коллективного воскрешения. Каждый вспоминает о близком, о том, кто ушел из жизни – память воскрешает его, и он встает рядом. И когда таких людей тысячи, сотни тысяч, миллионы, все они вспоминают о том, что связывает их, живых и мертвых.

Это нельзя придумать – можно только пережить. «Бессмертный полк» естественен, как сама жизнь. Он рождается из глубин памяти народной и из чувств каждого человека. Смерть больше не властна. Она, съеживаясь, уходит. И каждый, кто стоит в колонне, держит фотографию не мертвого, но живого.

Я оказался в «Бессмертном полку» год назад. Не с фотографией, а по работе – должен был записывать дубли для фильма. 9 мая я привык праздновать со своими дедами – они живы. Но вот я – впервые – в «Бессмертном полку». Вокруг меня – люди с фотографиями. Мнутся, переступают с ноги на ногу, переговариваются. Но вдруг колонна приходит в движение. Слышится одинокое «ура», еще одно, все больше. И выкрики эти сливаются в одно неразрывное, монолитное. «Ура» несется над улицей, и колонна идет, а вместе с теми, кто жив, в строю те, кто, казалось бы, умер. Но они идут как живые. И видится – внутри особенно явно – движутся не люди, а армия светляков — от них исходит сияние, и мир вокруг становится иным, больше не забирающим жизнь. И слезы наворачиваются на глаза, и сердце поет, и душа отзывается.

Нигде и никогда невозможно более испытать подобное чувство. Потому что только человек – его дух, его память – способны менять реальность. А когда человек не один, то эффект обретает могучую силу. Миллионы людей вспоминают одновременно каждый свое, личное, но в то же время единое – временное полотно рвется, из вечности проступают лица. Как живые.

В прошлом году в шествии приняли участие – только в России – 8 миллионов человек. В этом году людей станет еще больше. Разных людей. С разными взглядами. Но все они встанут в ряд с остальными, забудут о политике, экономике – обо всем том, что нас пытается разделить. Забудут – и услышат голос единственно важного, того, что связывает с предками, землей, Родиной. И каждый станет собой, и каждый станет другим, и другие станут целым.

В этом году «Бессмертный полк» пройдет в 100 странах. Самое массовое шествие будет в Москве. Организаторы ожидают около миллиона человек. Колонна начнет формироваться у «Динамо» в 13.00 и двинется к Кремлю. Время и место сбора в любом городе можно уточнить на официальном сайте движения. Участником может стать каждый, но лучше приходить с фотографией или портретом своего героя. Штендеры и транспаранты можно изготовить также самому или заказать в фотоцентре.

Тот, кто был в полку, останется там навсегда. Тот, кто еще не был, ощутит это чувство. И больше не выйдет из светового потока. Бессмертие есть единство и непрерывность исторической и личной памяти. Пока мы помним, мы живы. И наши предки идут рядом с нами. Они тоже живы. Благодаря нам. А мы живы благодаря им. Связь поколений, связь времен не прервать. Это не только дань Победе, но и победа новая. Наша – каждого лично и всех вместе. Потому 9 мая я – в «Бессмертном полку», а вы?

Скоро 9 мая. Опять пойдут по проспектам городов колонны "Бессмертного полка", в московской колонне опять будут Путин и Лановой с портретами своих родителей. И всё это под бравурные марши.

Идея "Бессмертного полка" заранее была обречена на то, что будет приватизирована режимом – она хорошо вписывается в идеологию прославления Великих наших Побед. Наши власти весьма нами довольны, сами к нам в колонны встают и возглавляют эти марши. Плохая это идея в таком её виде...

Да, мы понесли великие жертвы. Но если для почитания памяти погибших мы только и будем делать, что ходить в маршах с их портретами – мы будем продолжать совершать предательство по отношению к ним. Истинное, искреннее почитание памяти погибших не может быть без указания виновных в их гибели. За жертвы немецкого народа вина на Гитлере, и немецкий народ с ним разобрался – гитлеровский режим осужден полностью и без каких-либо оговорок. За жертвы нашего народа в той же мере, что и Гитлер, виноват Сталин и его режим. Идеей акции "Бессмертный полк", если уж её придумали, должно быть осуждение сталинского режима, который до 22 июня 1941 был одним из основных союзников Гитлера, помогал ему в развязывании Второй мировой войны. А когда эта война пришла к нам, бездарно и безжалостно гробил наш народ.

"...23 августа 1939 года между СССР и Германией был подписан пакт о ненападении, который стал смертным приговором Польше. В пакте описывались сферы интересов Германии и Советского Союза, и границу этих сфер образовывала ось Литва-Нарва-Висла. По сути речь шла о договоре об упразднении и разделе Польши. Нацистская Германия тогда отказалась от антикоммунистических и антисоветских лозунгов, а Сталин закрепил соглашение, выпив за здоровье Гитлера. После поражения Польши СССР и Германия подписали 28 сентября 1939 года Договор о дружбе и границе. СССР обозначил как свою сферу интересов Литву и всю Прибалтику. За экспорт сырья и продуктов питания Советский Союз должен был получать от Германии станки и военные материалы. На линии соприкосновения советских и немецких войск в покоренной Польше проходили совместные военные смотры... Когда Молотов услышал из уст немецкого посла в Москве фон Шуленбурга, что Германия объявила России войну, то якобы спросил: «Вы считаете, мы это заслужили?»... Советское командование хорошо знало, что готовится нападение на Советский Союз, но Сталин и его приближенные не воспринимали эти предупреждения всерьез и даже считали их провокацией британских шпионов. В первые часы и дни войны Сталин запрещал отвечать на немецкие атаки, войска нельзя было приводить в готовность, а офицеры получили приказ отправляться в отпуска. Командование спрашивало, имеет ли право стрелять по атакующему неприятелю, а потом самих командиров расстреливали карательные органы, потому что те потерпели поражение. Со временем ситуация на фронте начала меняться, однако именно из-за российско-немецких договоренностей советские потери сначала были ужасающими... Именно Советский Союз сотрудничал с Германией - и в большей степени, чем большинство стран предвоенной Европы... Никто не отрицает огромных жертв СССР, но они были обусловлены, в том числе, его первоначальной заискивающей политикой в отношении Германии и тем, что СССР совершенно не щадил человеческие жизни во время войны...".
(отсюда)

А вот ещё один из примеров подлейшего предательства по отношению к нашему народу и к нашим Героям:

"...В один из летних дней 1948 года на базарах, площадях, улицах советских городов и местечек прохожие не увидели привычные костыли и тележки, на которых передвигались безногие фронтовики. Буквально в одну ночь власти «поубирали» из населенных пунктов сотни инвалидов Великой Отечественной войны и вывезли их подальше «от глаз людских». На протяжении следующих дней милиция обыскала все ночлежки и подвалы, где ютились калеки. Всех, кто там находился, также ждала высылка... Инвалиды портили имидж страны, победившей фашизм...".
(отсюда)

Мы об этом в своей акции "Бессмертный полк" тоже промолчим?

Из воспоминаний:

"...А ещё были инвалиды на плоских таких тележках, из досок сколоченных, в руках специальные дощечки с дверными ручками, как утюги – это чтобы отталкиваться от земли. Культяшки пристёгивались ремнями к тележке. Самодельные эти тележки катились по асфальту не на колёсах, а просто на шарикоподшипниках – звук был такой, что, кажется, я и теперь его слышу. Они получались даже ниже детей, потому что сидели же почти что на земле. Почти все они тяжело, беспробудно пили. Если и работали – сапожниками или уличными чистильщиками обуви: тогда эта профессия ещё была. И однажды все разом исчезли...".

Зато теперь как красиво мы память наших Героев чтим. Типа, никто не забыт и ничто не забыто? Так ли это?

Всем привет. Я долго не мог понять, что мне не нравится в идее бессмертного полка. Скажу сразу: я не против самой идеи почитания Подвига своих предков. Все верно – должны помнить, знать, передавать детям. Идея правильная и замечательная, но… Что-то грызло мою душу (тм).

Какой-то маленький непонятный червячок. Когда на АШ появились предложения на День Победы сменить аватарки на фото дедов, мне показалось это мелким и незначительным. А кроме этого, есть еще несколько моментов: воевали деды, прадеды, их братья. Многие не вернулись никогда, и даже не оставили потомства – их Подвиг от этого стал меньше? Были и те, кто канул без вести, и тоже не оставил после себя никого, кто мог бы пройтись по улице с его портретом. Победа ковалась не только теми, кто выжил, но и погибшими, и пропавшими без вести и умершими от голода в осажденном Ленинграде. Победу делал весь Народ. И распечатав фото своего деда и пройдя в строе по улице вместе с другими такими же людьми, не умаляем ли мы Подвиг людей, которые положили свою жизнь тогда, и которых сейчас даже вспомнить некому. Могила Неизвестного Солдата она ведь неспроста взялась – были герои, о которых даже вспомнить некому.

Конечно, необходимо знать, помнить и передавать детям и внукам подвиги своих предков. Но только зачем выпячивать этот подвиг напоказ. Ведь наши деды выполняли свой долг, а не для медальки старались, и уж тем более не для того, чтобы внук с его портретом ходил по улице. В этом есть такой хитрый момент: это подвиг Моего Деда (именно моего) – был большой Подвиг Народа, а стало много маленьких индивидуальных подвигов. Этот момент терзал мою душу (но не сильно) пока не прочел коммент редактора раздела Комментарий такой:

По российской земле носят портрет немца Ольденбурга ни как не причастного к Великой Победе.И ни кто не пронес портрет Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса И.В.Сталина.

И действительно, ни одного портрета Сталина!!! Волосы дыбом на голове встают от дикой несправедливости. То есть, каждый считает, что Его Дед сделал для Победы больше, чем Сталин?!! Все действительно так думают?

А еще немного подумав, я понял, что даже выйдя на улицу с портретом Генералиссимуса лично я буду чувствовать себя некомфортно. Ведь это так трудно пойти против течения. Сразу будут задавать вопросы: как? Да вы что? Он же тиран (тм)! И на эти вопросы придется отвечать. Проще распечатать фото деда и выйти с ним, даже никто не спросит кто это у тебя на фото. А если и спросят, то гордо расскажешь о его подвигах. Это же Мой Дед. Это проще и комфортней себя будешь чувствовать в толпе, но это НЕПРАВИЛЬНО.

Вот так вот и получается бессмертный полк, без комполка…

Все люди разные. Есть шумные, есть тихие. Есть такие, которым нужно ходить шумной большой компанией, шутить, веселиться, песни петь. А есть – которым сидеть на пригорке под раскидистой березой и глядеть задумчиво вдаль.

И да не будут тихие переучивать шумных. А компанейские – дергать склонных к одиночеству с их пригорка. Да не будут.

Я не пошел намедни с детьми в «Бессмертный полк». Не наклеил на картонку отцовские фотографии. И ленточку георгиевскую не повязал. То есть девушка возле гипермаркета ленточку мне протянула, я сказал: мне не надо.

Я не могу сказать, что другие люди думают про это. Я могу только сказать, что я сам думаю.

Я думаю, что мертвые живы. Я в этом уверен. Я – христианин. Я верю в вечную жизнь и не верю в смерть. И про мертвых в третьем лице, как будто их нет, считаю, нехорошо говорить. Они живы, они рядом. То есть мой папа Забежинский Арон Захарович, гвардии капитан, командир артиллерийской батареи, кавалер трех боевых орденов и трех медалей, прошедший всю войну от первого дня до последнего, от Ленинграда до Вены и Будапешта, скончавшийся в августе 1974 года с осколком в правом легком – он жив. Я его помню, я его люблю, молюсь за него.

Вот это последнее, в смысле «молюсь» – это мне, христианину, представляется вообще единственным толковым и главным делом из тех, что я могу для него сделать. Могилку прибирать, высаживать на ней цветочки, выпивать за него рюмку-другую, идти с его портретом по Невскому проспекту… Это всё ему не нужно. А вот молиться Богу за него, сохранять с ним общение в своей молитве за него – это единственное и главное, что я могу. Другого и высшего способа продолжать любить его Господь, который весь этот мир устроил, нам не дал. Вот. Это одна причина, по которой я никуда не пошел, а остался сидеть на пригорке.

Вторая причина – это сам папа и его отношение к войне. Он ненавидел вспоминать о войне. Этот героический человек терпеть не мог, когда при нем рассказывали про подвиги, мужество, хоть про мало-мальский героизм. Он говорил, что война – это смерть, трупы, грязь и ужас.

Он говорил:

– Мы сделали то, что сделали. Но сделали это ужасно. И своих людей сколько потеряли бездарно. И тех, чужих поубивали бесчисленно.

Он не переносил пафосных разговоров о войне, о мужестве и даже о памяти. Терпеть не мог фразы «никто не забыт». И требовал лучше молчать, молчать и молчать, потому что всякие слова теряют цену.

Вот папа в своей земной жизни не носил никогда своих боевых орденов, не ходил на парады и не выступал перед школьниками. И даже на мои вопросы не отвечал. Говорил снова и снова про грязь и смерть. Так неужели же папе понравится, если я наклею его портрет на картонку и понесу его среди других таких же по Невскому?

Еще раз. Мы живем так, будто наши мертвые умерли. И как будто всё, что от них в этом мире осталось – это уже не их, это уже наша собственность. Что хочу, то и делаю. В том числе и с их памятью.

Вот представьте своего отца, деда, прадеда, уже немощного, уже в инвалидной коляске. И мы их все дружно подняли на руках и несем по Невскому в толпе. Со всем уважением несем. Отдаем им, так сказать, честь. Им понравится?

Все люди разные. Кому кажется, что его отцу или деду понравилось бы, пускай несет портрет.

Я про других не знаю. Моему бы, уверен, не понравилось.

Вот я и сам не иду, и портрета его не несу.

Знаю, ему не понравится.

Люди говорят: вот это единение. Люди говорят: вот это память.

А мне кажется, память – это явление такое тихое. Негромкое. Сел тихонько. Тихонько вспомнил. Тихонько помолился.

Но это опять же мне кажется. Я никому не навязываю.

Вот поэтому я – на пригорок. И задумчиво глазами – вдаль.

– Господи, спаси раба Твоего усопшего некрещеного Аарона и помилуй.