"нефтяной альянс" мединского-пирумова. "у меня трудный характер" Леонид краснянский

14 марта Центробанк отозвал лицензию на осуществление банковских операций у московского банка «Нефтяной Альянс », основной причиной краха стала полная утрата им собственного капитала. Несмотря на сравнительно скромный объем капитала (НА с 10,3 млрд рублей занимал 214 место по активам в РФ), в кредитном учреждении имели свои интересы известные люди. Крупнейшими совладельцами банка выступали председатель совета директоров НА и совладелец инвестиционно-строительного холдинга «Империо Групп» Кирилл Жихарев (более 13%), его отец Леонид Краснянский (порядка 16%), в свое время возглавлявший Департамент внебюджетной политики Москвы, и экс-депутат Госдумы от Новосибирской области Валентин Бобырев (21,5%). Председатель правления банка Олег Григор - не только совладелец "Империа Групп", но и член попечительского совета МГУ, то есть человек, близкий к дочери Путина Катерине Тихоновой . Кроме того, в число совладельцев банка входил скандально известный бывший замминистра культуры Григорий Пирумов , который в марте прошлого года был задержан в связи с возбуждением против него уголовного дела о мошенничестве с реставрацией памятников архитектуры.

"Все украдено до вас"

После того, как регулятор ввел в "Нефтяной альянс" временную администрацию, подтвердились худшие опасения сотрудников ЦБ. Как оказалось, в банке осуществлялся "вывод активов через выплаты по вексельным поручительствам в пользу третьих лиц без их последующего возмещения. Предыдущее руководство кредитной организации также заключало сделки по отчуждению недвижимого имущества банка", - цитирует сообщение ЦБ газета "Известия" . Грубо говоря, в банке то, что можно украсть - крали, а что украсть было нельзя, то продавали. В итоге в капитале НА образовалась "дыра" размером в 7,2 млрд рублей.

"По оценке временной администрации, стоимость активов кредитной организации КБ "Нефтяной альянс" не превышает 0,4 млрд рублей при величине обязательств перед кредиторами в размере 7,6 млрд рублей, в том числе перед физическими лицами - 3,5 млрд рублей", - говорится в сообщении на сайте Центробанка .

Но самое интересное то, что арестованный заместитель Мединского Григорий Пирумов и его дочь Карина через ЗАО "Русский Дом Недвижимости"владеют частью актива . По одной из версий, деньги, которые выводились из средств на реставрацию культурных памятников проходили именно через "НА", а потом легализовались через выплату поручений.

Скрытный банк

"Нефтяной альянс" ранее не светился в скандалах и особо не привлекал внимание борцов с коррупцией. Но все же, в 2011 году организацией заинтересовались правоохранительные органы.

Тогда, в Петербурге было инициировано дело против предпринимателя Владислава Шустерова. По версии следствия, в сентябре 2009 года бизнесмен обратился в банк «Нефтяной альянс» с просьбой предоставить ему кредит на пополнение оборотных средств. Банк эту просьбу удовлетворил и выдал принадлежавшему Шустерову ООО «Центар» более €1 млн. Кредит обеспечивался боулинговым оборудованием , которое, по мнению следствия, не принадлежало «Центару», а потому обеспечением для кредита быть не могло. Следствие полагает, что бизнесмен похитил этот миллион евро с помощью стандартной схемы вывода денег через аффилированные фирмы, а от исполнения своих обязательств по обслуживанию кредита уклонился.

Вскоре всплыли интересные подробности. Как оказалось, несколькими месяцами раньше другая компания Шустерова, ООО "Дарес", тоже взяла в "Нефтяном альянсе" кредит на €600 тыс, который тоже не отдала. Срок выплат по первому кредиту истекал 3 сентября 2009 года, но банк, не дождавшись своих денег, уже 11 сентября выдал недобросовестному заемщику новый кредит.

Считается, что афера стала возможна благодаря заместителю председателя правления "Нефтяного альянса" Светлане Козловой - жены главе московского представительства швейцарского банка VP Bank Limited Вальтер Моретти . По версии "Фонтанки ", Шустеров на то время возглавлял инвестиционный фонд Omega Investment AG, аффилированный с VP Bank и поддерживал дружеские отношения с Моретти (после скандала он был отстранен от руководства фондом).

100 млн взял, 100 млн отдал

Но все же ключевой момент с отзывом лицензии "Нефтяного альянса" это не история шестилетней давности, а ситуация, как ни странно, вокруг Минкульта. Напомним, что заместитель Владимира Мединского 15 марта 2016 года был задержан по подозрению в хищении 100 млн рублей, выделенных из бюджета на реставрацию объектов культурного наследия.

Силовики установили, что в 2012 году "правая рука" Мединского Пирумов, возможно под покровительством своего шефа, создал целую сеть чиновников-коррупционеров, которые расхищали десятки миллионов рублей предназначенные на реставрацию таких объектов как Иоанно-Предтеченский монастырь, музей космонавтики в Калуге и других.

Что интересно, в этом году "группа Пирумова" возместила государству 100 млн рублей, которые ранее были похищены. "Ущерб полностью погашен . Сегодня мы предоставили суду справку от министерства культуры о погашении ущерба в полном объеме", - приводил слова адвоката ТАСС . Вопрос: если счета были заморожены, как им удалось это сделать? Не помог ли "Нефтяной альянс"?

Очевидно, фигуранты уголовного дела надеялись, что все будет спущено на тормозах. По данным осведомленного источника, эта надежда имела под собой почву: коммерческие компании, фигурирующие в уголовном деле, работали не только по заказам Минкульта, но и по тендерам, которые разыгрывал ФГУП "Атэкс", принадлежащий ФСО.Но похоже "лавочку прикрыли". Более того, в самый критический момент в 2016 году был уволен глава ФСО Евгений Муров , хотя формально служащий ушел сам.

Без таких "друзей" ни Пирумову, ни Мединскому если он действительно причастен к коррупции в Минкульте не отвертеться. The Moscow Post отмечает, что Владимир Ростиславович находится под плотным колпаком ФСБ. Недавно чекисты схватили главу проектной организации города "Ленпроектреставрация " Олег Лысков , который попался при получении взятки 800 тыс рублей за оказание неких "услуг", а за ним может стоять уже лично министр культуры.

Похоже ситуация с банком "Нефтяной Альянс", которую мониторят в ФСБ, это пазл огромной коррупционной схемы , окутавшей Минкульт. К самому министру у следственных органов пока что официально никаких претензий нет. Но кто может дать гарантию, что о нем не вспомнят аккурат перед выборами в следующем году? И припомнят ему сразу и диссертацию, и реставрацию, и миллиарды "Нефтяного альянса"... К вящей радости околокультурной общественности, кстати.

14:09 — REGNUM

Создание супермонополии: с отставкой Краснянского все московское строительство сосредоточено в руках Ресина

Отставка главы Департамента инвестиционных программ строительства Москвы Леонида Краснянского много шуму не наделала. Эпохальное событие для столичного стройкомплекса сопровождается небывалой иронией со стороны московского правительства в адрес журналистов и федерального центра. Ирония грубая и лежащая на поверхности - не выявленная ни одним журналистом - порождает, на первый взгляд, чрезвычайную противоречивость комментариев вокруг отставки главы ДИПСа. А попытки победившего главы московского стройкомплекса Ресина и проигравшего Краснянского завуалировать в СМИ конфликт интересов можно признать вполне удавшимися. Также искусно отведено внимание от фактического создания супермонополии на строительном рынке столицы. Однако расставить все по своим местам довольно легко.

Вводить в заблуждение Ресин начал еще 19 июля в эфире радиостанции "Эхо Москвы" . Он заявил, что Краснянский сам попросил мэра Москвы перевести его к себе советником. 20 июля Краснянский собрал пресс-конференцию и подтвердил, что решение об уходе из ДИПСа принял самостоятельно, добавив: "Я хочу дать дорогу молодежи". "Пока что в качестве "молодежи", - заметили в СМИ, - выступает глава московского стройкомплекса [ровесник Краснянского] Владимир Ресин, он назначен исполняющим обязанности". Этого вполне хватило для (в последнее время - после публикации на своих страницах сочинений Лужкова) легковерных "Известий" (21.7), чтобы заключить: "Версия самого Краснянского выглядит вполне убедительно: 73-летний Леонид Наумович просто устал". Далее в информационном пространстве продолжил шутить некий анонимный источник из столичного правительства. "Высокопоставленный сотрудник ведомства Ресина" нашептал газете "Время новостей" , что Ресин "лично заступался за Краснянского перед столичным мэром, не желавшим больше видеть того руководителем ДИПСа". А "Ведомостям" анонимный чиновник столичного правительства заявил, что Краснянскии сам "начал заговаривать об отставке еще несколько месяцев назад... Человек просто устал, ему ведь уже 73 года", - объяснил собеседник. Не приятно сознавать, но на эту ложь купились практически все журналисты. Вместе с тем никто не обратил внимание на официальную причину отставки. Причину, которая игру в самоотставку до смешного опровергает. Gazeta.ru (19.7) писала: "Официальное обвинение гласит: Леонид Краснянский лишился должности "за монополизацию рынка недвижимости в Центральном административном округе г. Москвы (ЦАО) и срыв сроков и объемов строительства".

Эта же формулировка проглядывается в мыслях газеты "Время новостей", газеты, которая небывало увлеклась информацией "анонимного сотрудника ведомства Ресина" и официальную причину отставки выдает за собственный логический вывод, характерно добавляя: "Не обязательно закрывать глаза на слухи о коррупции в подведомственной г-ну Краснянскому области, чтобы определенно сказать: вместе с ним уходит целая эпоха, система построенных им взаимоотношений между строителями и властью".

Официальная причина отставки настолько не вписывалась в сказание об отставке, предложенное Ресиным и самим Краснянским, что московские журналисты решили ее - официальную причину - дружно проигнорировать. А между тем дело намеренно доведено до абсурда: согласно предложенной официальной версии, Краснянский сам явился к мэру и сам попросил его снять с должности за чрезмерный монополизм в Центральном округе и общечеловеческую усталость к тому ж, но друг и верный товарищ Краснянского Владимир Ресин был неподалеку и лично вступился. Вступился и под собственную ответственность забрал Краснянского к себе советником.

В связи с таким поворотом событий перед нами встает закономерный вопрос: кому предназначается юмор на тему монополизма? Если вычеркнуть со страниц элементы того абсурда, который был описан выше, то получится, что СМИ, заключая отставку Краснянского с поста главы ДИПСа, пишут о его непрерывных на протяжении всех последних лет конфликтах с Ресиным и супругой столичного мэра. "Русский курьер" (21.7), менее всего среди прочих поддавшийся на уловки Ресина и чрезвычайно трезво оценивший ситуацию, заключил: "Отныне все московское строительство сосредоточено в его [Ресина] руках" . По поводу нового главы ДИПСа: "Ясно, что это будет человек, которому глава стройкомплекса может доверять как самому себе. Иначе в отставке Краснянского нет никакого смысла". Таким образом, издание совершенно справедливо объявляет супермонополию на строительном рынке столицы.

Теперь хочется вспомнить намерения федерального центра, начавшиеся с публичных заявлений Путина в послании Федеральному собранию, главы ФАС Игоря Артемьева о необходимости ликвидации строительных монополий. На эти заявления получен довольно оригинальный ответ из Москвы: вы хотите ликвидировать нашу монополию? мы "ликвидируем" ее - создав СУПЕРМОНОПОЛИЮ .

Цитата : 19 июля в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин комментирует вопросы, присланные радиослушателями: "Ведущая: Сегодня в прессе появилась информация об отставке вашего заместителя Леонида Краснянского. Хотелось бы, чтобы вы прокомментировали эту информацию" . В. РЕСИН: Не мы выбираем время, время нас выбирает. В настоящий момент Леонид Наумович обратился к мэру с просьбой перевести его на работу в нашем комплексе моим советником. Эта просьба удовлетворена . Это очень ответственная работа, советник 1-го заместителя мэра в правительстве имеет большие права, большие полномочия, охватывает большой круг вопросов. И вот на эту работу будет переведен Леонид Наумович... Это не отставка, а перевод с одной руководящей работы на другую ".

Леонид Краснянский - одна из самых заметных и интересных фигур на московском рынке недвижимости. Он возглавляет департамент внебюджетной политики строительства Москвы, который сдает более 80% всего столичного жилья. Однако в отличие от многих своих коллег он не любит цитирования в прессе. Тем не менее глава ДВПС согласился ответить на вопросы "Ко".


Интервью началось довольно неожиданно. Леонид Краснянский сразу же предложил: "Во избежание всяких глупостей давайте я расскажу о себе. А то обо мне столько всякого рассказывают и пишут - и в вашем журнале, кстати, тоже, - что грустно становится".

Леонид Краснянский: В Москве я появился в 1978 году. А до этого работал первым заместителем начальника объединения "Укршахтострой". Эта организация занималась всем шахтостроением на Украине. Это, между прочим, огромное поле деятельности - наши тогдашние объемы работ превышали нынешние московские в два раза. В моем подчинении были сотни тысяч человек. Одних трестов - 237. Причем прежде чем занять эту должность, я прошел все ступени строительной иерархии: от мастера до заместителя управляющего трестом.

В Москву меня перевели по рекомендации сразу трех министров - министра строительства Голдина, министра угольной промышленности Блатченко и министра "Монтажспецстроя" Бакина. Меня пригласили на беседу с Промысловым - он тогда был председателем Моссовета. Встреча продлилась не больше часа, после чего меня представили товарищу Гришину - секретарю горкома партии, члену Политбюро. Потом послали запросы в Донецк и Киев. Меня полгода не отпускали с Украины и только после личного звонка Гришина Щербицкому оформили мой перевод в Москву.

В Москве я стал начальником управления материальных фондов главного управления Мосгорисполкома. Правда, проработал на этой должности всего два месяца, поскольку постановлением Совета Министров СССР за подписью Косыгина в столице было создано объединение "Москапстройкомплект", возглавить которое поручили мне. Главной задачей объединения стала комплектация олимпийских объектов Москвы.

Это было очень интересное время. Мне довелось строить множество сложных объектов - от Центра международной торговли до всех олимпийских сооружений, включая стадион. За эту работу я получил орден "Знак Почета". В "Москапстройкомплекте" я проработал больше девяти лет. Потом меня назначили начальником "Главстройснаба".Что значит обеспечение ритмичной работы стройкомплекса столицы - рассказывать, думаю, не надо.

Я проработал там год и стал сначала заместителем, а потом и первым заместителем председателя строительного комитета. Потом комитет строительства превратили в департамент строительства, которым руководил Владимир Ресин.

"Ко": А как возник департамент внебюджетного строительства?

Л.К.: Года три-четыре назад для привлечения дополнительных ресурсов Юрий Лужков решил разделить бюджетные и внебюджетные источники финансирования строительства. Под это дело было создано управление внебюджетного планирования развития города. Руководить им назначили меня.

Я до этого не то что продажей, даже строительством квартир не занимался. Я и понятия не имел, что такое коммерция. Первые три дня сидел, схватившись за голову, и не знал, с чего начать. Проблема была еще и в том, что в управление я пришел практически один, без команды. Машина, секретарь, помощник и два водителя, которые со мной работают много лет, - вот всё, что было в моем распоряжении. Да, чуть не забыл: была еще авторучка.

К моменту моего прихода внебюджетный фонд имел сплошные дыры и убытки - минус составлял тогда 843 млрд руб., а задолженность только за последний декабрь - 343 млрд руб.

Так я начинал работать. В первый же год я полностью погасил все долги. Для начала взял кредит и отдал долг строителям - 450 млрд руб. Люди не получали денег больше полугода.

Сейчас у нас крупная структура, которая ежегодно сдает больше миллиона квадратных метров жилья. В этом году запланирован ввод 1 млн 370 тыс. кв. м. Из них по программе реконструкции пятиэтажек - 387 тыс. кв. м. Ежегодно город получает от ДВПС пять-шесть млрд руб. В пересчете, как говорил Юрий Лужков на заседании правительства, получается от $200 млн до $225 млн. Так что сами смотрите, чего нам удалось добиться всего за три года - это $615 млн, это 25 тыс. кв. м нежилых помещений, отданных городу.

"Ко": Получается, что ДВПС появился на пустом месте. Однако сейчас у вас работает большая группа специалистов, и в департаменте, даже по отзывам критиков, сложилась эффективная команда. Как вы подбирали людей?

Л.К.: А люди ко мне сами идут. Решение о том, оставлять человека или нет, я принимаю, опираясь только на собственный опыт и чутье. Для меня, конечно, важны рекомендации и опыт работы, но главное все-таки - личное ощущение. Я ведь в своей жизни многое повидал и могу распознать человека по манере общения и поведению. Кроме того, выясняю его историю: когда родился, когда крестился, чем занимается сейчас. То есть получаю полный хронологический портрет. Кстати, из тех, кого я взял на работу, еще никто не ушел. Только троих пришлось уволить.

"Ко": В прошлом году строители не передали ДВПС 350 тыс. кв. м жилья. Почему так произошло?

Л.К.: Причин много. Во-первых, не разрабатывается вовремя проектно-сметная документация. Очень часто срок сдачи устанавливают на 3-6 месяцев раньше нормативного, а значит, и качество объектов ниже, и выполнить работы в срок труднее. Во-вторых, пока не проработаны правовые отношения инвестора и генерального подрядчика. Сейчас на деле никто из сторон не может обратиться в арбитраж. В-третьих, много домов строится по типовым проектам. Сроки строительства напрямую зависят от поставок комплектующих, производители которых часто сами инвестируют в строительство и предпочитают направлять конструкции на "свои" объекты. Хотя в этом, наверное, нет ничего страшного.

Мы, конечно, эту ситуацию будем менять. Скоро завершим разработку новых, более жестких контрактов с определением взаимных обязательств. Кроме того, будем устанавливать четкие сроки строительства. "Гонки за метрами" больше не будет.

"Ко": Риэлтеры часто жалуются на ДВПС, считая его монополистом, который, по мнению независимых частных компаний, держит все в своих руках. Как вы относитесь к таким оценкам?

Л.К.: Правильная оценка. До моего прихода ведь как было: риэлтеры сами брали деньги и без всякого контроля крутили их и вертели. Что получалось: строители сидели без зарплаты, а риэлтеры жили дружно и хорошо.

Я это дело прекратил. Теперь деньги сразу поступают в бюджет, минуя посредников, - деньги в банк платит сам клиент. Только потом риэлтеры получают от меня вознаграждение - за подбор клиента.

Раньше у ДВПС было 40 уполномоченных риэлтеров, сейчас осталось 10. Мы проводили конкурс, и всем, кто хотел работать, предоставили жилье как в районах массовой застройки, так и в центре. Условия были абсолютно равные. Кто смог продать - тот и выиграл.

Понятно, что за каждым риэлтером стоят серьезные интересы. Так что риэлтеры правильно делают, что обижаются. Денег я у них не беру, 100 граммов с ними не пью, ни от кого не завишу. Врагов у меня из-за этого предостаточно.

Но я и дальше собираюсь гнуть свою линию. Осенью мы снова будем проводить конкурс. Кто хочет хорошо работать - милости просим. Сейчас создано пять государственных унитарных предприятий, которые сами торгуют на рынке. Они уже работают, и работают нормально. А главное - законно работают.

"Ко": А как вы формируете список уполномоченных риэлтеров?

Л.К.: Решения принимаются на специальной межведомственной комиссии. В нее кроме ДВПС входят представители УЭПа, налоговой полиции и других силовых структур. На основе итогов работы риэлтерских компаний и решается, работать с ними или нет. Если, допустим, я получаю жалобу от человека на то, что они (риэлтеры. - Прим. "Ко") взяли сто долларов за какую-то там помощь, я эти факты проверяю. Если история подтверждается, то вызываю руководителя этого предприятия и говорю ему: "Все, дорогой, ты с нами больше не работаешь".

"Ко": Но обижаются на вас не только риэлтеры. Домостроительные комбинаты тоже периодически критикуют ДВПС, который, по их мнению, давит подведомственные структуры…

Л.К.: Тоже правильно делают. Я ведь часто критикую их за работу. Я люблю Москву и ее центр и хочу, чтобы он сохранял свою историческую специфику. А что получается? Понастроили в центре города "панелей"... А ведь если строительные организации хотят работать по-другому, они это могут делать. Например, очень приличное жилье сделали на Рубцовской набережной. Но это же исключения из правил.

Ладно бы все ограничивалось только внешним видом зданий. Но домостроительные комбинаты в прошлом году не выполнили программу сдачи жилья.

"Ко": Но строители считают, что причина конфликта - ваше нежелание предоставить им самостоятельность.

Л.К.: Да я не против их самостоятельности. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Инвестор - инвестировать, строитель - строить, проектировщик - проектировать. А ДСК, занятые коммерцией, строят не всегда качественно. Порою идет "вал". Им ведь невыгодно возводить качественные монолитные дома, которые дорого строить. Вот и делают они упор на более дешевые "панели". Мы с трудом находим людей, которые способны строить качественное жилье. "Монолитчиков" серьезных в Москве нет. Кирпичные дома в городе вообще класть разучились.

Вдобавок ко всему префектуры не заинтересованы отдавать ДВПС площадки под застройку. Почему так происходит? Потому что от меня ничего не получишь. Где сядешь - там и слезешь. Я под столом распределять не буду. Другие же инвесторы берут площадки на 49 лет и ничего не строят. А нам потом очень часто приходится осваивать эти участки, компенсируя при этом затраты, понесенные предыдущим инвестором.

Подбор площадок - это вообще отдельная тема. Ответственные за это подразделения комплекса архитектуры и градостроительства такую работу фактически не ведут. Вот мы и вынуждены заниматься этим сами. Ездим по округам, прорабатываем предложения префектур, Москомархитектуры, Москомзема, частных инвесторов. Сами согласовываем условия реализации инвестиционных проектов, составляем бизнес-планы, проводим переговоры, выпускаем распорядительные документы столичного правительства. Вся эта работа обычно занимает от трех до пяти месяцев.

Деньги мы зарабатываем не для себя, а для города. Поэтому ДВПС предложил недавно новый порядок подбора площадок. Согласно этому порядку префектуры обязаны работать не только на округ, но и формировать городскую программу.

ДВПС, конечно, пытается и сам решать эти проблемы. В нынешнем году мы строим в центре города около 153 тыс. кв. м. Мы создали специальное подразделение "Москва-центр", которое возглавляет Сергей Гляделкин. Они строят неплохие дома. Действительно неплохие. Но ДСК я не привлекаю.

Я обо всем этом сказал на заседании правительства. Это было как раз накануне моего отпуска.

"Ко": После чего по Москве поползли слухи о вашей возможной отставке…

Л.К.: Да эти слухи циркулируют постоянно - на моей памяти уже года два, как меня снимают.

Вообще у меня давние конфликты со строителями. Помню, еще в советские времена меня вызвал к себе Гришин. Вы представляете, что значило в те времена попасть к Гришину? Я у него до этого был только один раз - когда устраивался на работу. Начинаю вспоминать, чего я натворил, да вроде бы ничего. Пришел. Он предложил мне кофе и говорит: "Леонид Наумович, у меня к вам большая просьба". Я, помнится, так обрадовался… А Гришин продолжает: "Вы никогда не посылайте учиться московских строителей в Донецк". И я вспомнил. Было совещание управляющих трестов, на котором я, сильно выразившись, сказал: "Езжайте-ка вы в Донецк, поучитесь работать".

Такой вот у меня трудный, неуживчивый характер. Но если я в чем-то не прав, то первым исправлюсь и принесу свои искренние извинения. (Ко, досье№124 25 июля 2000)

Биографическая справка.
Краснянский Леонид Наумович
Первый заместитель руководителя комплекса перспективного развития Москвы
Родился в 1931 г. в Киеве. Окончил Донецкий государственный университет. После службы в армии был помощником бурильщика, возглавлял подразделения материально-технического снабжения в шахстостроительных организациях Донбасса.
С 1978 г. работает в Москве. Являлся начальником объединения "Москапстройкомплект" Главного Управления капитального строительства Мосгорисполкома, заместителем председателя Мосстройкомитета, первым заместителем руководителя Департамента строительства Правительства Москвы.
В сентябре 1996 г. назначен начальником Управления внебюджетного планирования развития г. Москвы.
С октября 1997 года - первый заместитель руководителя комплекса перспективного развития Москвы (руководитель - В.Ресин). По распоряжению мэра на Краснянского были возложены обязанности по корректировке городских инвестиционных строительных программ и привлечение инвестиций в строительство.

Широкой публике Краснянский стал известен после того, как Сергей Доренко в своей авторской программе на телеканале ОРТ рассказал о тесных связях Леонида Наумовича с небезывестным Андреем Батуриным, о том как они вдвоем "надули" на 15 млн. долларов делового партнера московского правительства, фирму "Мабетекс".
Батурин и Краснянский - не просто "друзья". Х.Клаппия, руководитель немецкого отделения "пострадавшей" фирмы "Мабетекс", сказал в интервью Доренко, что Батурин в разговоре обычно называл Краснянского не иначе как "папой".
Однако мы не будем углубляться в изучение генеалогии московской "семьи". То, что Краснянский, контролирующий значительную часть столичных финансов, входит в "семью", это понятно и так . "Папа" он, или просто "крестный отец" - какая на самом деле разница? Непонятно другое, почему все эти факты вызывают такое возмущение у Юрия Лужкова?

"Грязь, которую извергает Сергей Доренко - это ложь. Это плевок в сторону всей России, всего нашего общества. рассчитывать на то, что общество воспримет эту мерзость, может только человек, который не уважает культуру" (Ю.Лужков - "Интерфакс" 5.10)

Что же посчитал ложью Лужков? То, что его ближайший подчиненный участвует в организации сомнительных финансовых афер? В этом случае Юрий Михайлович явно лукавит, ведь о том, что Краснянский не чист на руку, московский мэр узнал уже довольно давно.

Управление внебюджетного планирования, которое возглавлял Краснянский с 1996 года, было создано для строительства коммерческого жилья. И уже в июле 1997 года, на заседании правительства Москвы, посвященном деятельности Комплекса перспективного развития города за 1-е полугодие 1997 года, звучит первый "тревожный звоночек".

"НГ" 7.08.97
"....Валерий Жаров, руководитель департамента экономической политики Москвы, подверг сокрушительной критике Управление внебюджетного планирования развития города и лично г-на Леонида Краснянского. В этой критике его весьма эмоционально поддержал Юрий Лужков. В Управлении внебюджетного планирования, по мнению мэра, смешиваются строительство коммерческого жилья с социальными программами, и в результате внебюджетное финансирование питается за счет бюджета . Господин Ресин разубеждал мэра, но не преуспел..."

По сути дела Управление Краснянского совмещало в своей деятельности две функции - оно, с одной стороны, поддерживало предприятия московского строительного комплекса, а с другой - продавало квартиры по коммерческим ценам с целью получения прибыли. В результате получился замечательный источник для обогащения чиновников за счет средств столичного же бюджета, так как никто не мог проконтролировать сколько бралось средств и как они расходовались.

Здесь кстати не спроста был упомянут такой известный и влиятельный человек в московской "семье" как Владимир Ресин. Краснянский был его протеже . Практически ровно через год после назначения начальником Управления внебюджетного планирования развития Москвы Краснянский получает новую должность - первого заместителя руководителя комплекса перспективного развития Москвы, руководителем которого собственно и является Ресин.

"Ъ" 14.10.97
"Новая должность фактически создана "под Краснянского" До сих пор за привлечение денег в строительство отвечал первый вице-премьер правительства Москвы Владимир Ресин. Он же управлял финансовыми потоками внутри строительного комплекса. Поэтому когда рухнул элитный дом на Мичуринском проспекте, именно на Ресина пришелся основной удар. В этих условиях первый вице-премьер был вынужден задуматься об укреплении тылов.......
Леонид Краснянский - один из самых проверенных членов команды Ресина ........
Краснянский, помимо руководства управлением внебюджетного планирования Москвы, согласно распоряжению мэра, займется привлечением денег в строительство за счет бюджетных и внебюджетных источников, а также будет согласовывать и утверждать вопросы оперативного управления деятельностью подразделений комплекса перспективного развития Москвы ...."

Итак, Краснянский получает еще один мощный ресурс, позволяющий регулировать финансовые потоки . Получив новую должность, он сразу начинает действовать. Своим распоряжением он вводит новый порядок перечисления средств на приобретение коммерческого жилья в новостройках. Данный порядок предусматривает, что теперь при покупке квартир, построенных с участием города, средства клиентов, минуя риэлторские фирмы, направляются напрямую в Банк Москвы на накопительные счета управления внебюджетного планирования .
Казалось бы, хорошее дело, теперь у простых граждан заметно снизился риск стать жертвой аферистов. Но не все так просто...

"Ъ" 18.10.97
"У нового документа есть оборотная сторона... Теперь ни риэлторские компании, ни девелопперы не смогут получать на свои счета за проданные муниципальные квартиры. В случае обращения к риэлторам-дилерам московского правительства покупатель должен будет заключать контракт с одним юридическим лицом, а средства переводить другому. Таким образом, все применявшиеся ранее финансовые комбинации, позволявшие предоставить покупателю более выгодные условия, чем у правительства города, уходят в небытие.
Кроме того, документ отменяет применявшуюся Москвой до последнего времени схему оплаты работы строителей их же продукцией - новыми квартирами. Стало быть, новые муниципальные квартиры можно будет купить только у уполномоченных дилеров правительства Москвы. Таким образом, пресечена даже сама возможность возникновения какой-либо конкуренции на первичном рынке жилья, любая попытка стороннего вмешательства в процессы формирования цен.

Заметим здесь также кстати про Банк Москвы.....

"КП" 20.10.97
"Банк Москвы" далеко не самый надежный в России. По данным информационного центра "Рейтинг", он входит в четвертую группу надежности (всего их шесть), так что деньги москвичей можно было бы разместить и получше.
Тем, кто все-таки решит воспользоваться услугами "Банка Москвы". надо знать еще одну тонкость. "Муниципальный банк" - это всего лишь банк, в котором городские службы держат свои счета. В остальном это вполне самостоятельное юридическое лицо. Ни московская мэрия, ни фонд имущества не несут за действия этой организации никакой формальной ответственности"

Вот такая получилась замысловатая схема, во главе которой оказался г-н Краснянский. Возможности для финансовых махинаций здесь уже открывались поистине безграничные. Об одном из злоупотреблений дошла речь и до Юрия Лужкова. Речь шла о том, как приобретают высококлассное жилье некоторые "заслуженные люди" (по определению первого вице-премьера правительства Москвы В.Ресина).

"Время" 28.04.99.
"Управление внебюджетного планирования строительства (занимается возведением всего коммерческого жилья в городе, его глава - Леонид Краснянский) передает Департаменту муниципального жилья (предоставляет бесплатное жилье очередникам и льготникам, глава - Петр Сапрыкин) 5% квартир в домах, построенных в центре города. Департамент г-на Сапрыкина продает эти 5% "заслуженным людям" по специальным ценам и возвращает ведомству г-на Краснянского жилье той же площади, но в других местах, преимущественно - в районах массовой застройки.
Но вот незадача - г-н Сапрыкин задолжал г-ну Краснянскому 4,9 тыс. кв.м ("У меня есть документы на каждый метр!" - вскричал г-н Краснянский). При обсуждении обстоятельств этой задолженности постепенно выяснилось, что "заслуженные люди" платили за квартиры в элитных домах в центре, по утверждению г-на Краснянского, в восемь с половиной раз меньше, чем обычные покупатели того же жилья. Вообразите, к примеру, покупку 100-метровой "двушки" в тихом переулке в центре за 20 тыс., а то и за 15 тыс. долл.
Дух не захватывает? Надо только "заслужить" право пробиться к заветным 5%. Но недолго суждено было длиться счастью. Вчера столичный градоначальник прекратил действие этой схемы, не оспаривая при этом право заслуженных людей на особое к ним отношение. "Мы здесь имеем островки непрозрачности", - озабоченно подытожил получасовое обсуждение "проблемы 5%" г-н Лужков... и предложил другую схему предоставления жилья заслуженным людям: выделить целевой бюджетный лимит под эти цели, согласовывая его конкретный размер на каждый год с городской Думой. "А Краснянский пусть все дома полностью выставляет на продажу, и все средства от этого будут поступать в бюджет".

Однако несмотря на это количество афер на рынке столичной недвижимости, организованных под скрытым и не очень покровительством Краснянского не уменьшилось. Как свидетельствуют приводимые здесь публикации, деньги из столичного бюджета продолжали утекать с поразительной быстротой. Впрочем, если мы вспомним, что Леонид Наумович входит в "семью" Лужкова, то в самом этом факте нет ничего удивительного. Можно предположить что деньги лишь перетекали из одного кармана в другой, из городского - в частный, кланово-семейный.
Прмечательно, что пресса не оставляет без внимания деятельность г-на Краснянского и на свет продолжают появляться все новые и новые истории о его деятельности на благо московской "семьи".

"РГ" 9.07.99.
"Вот только один пример - как покупались квартиры в домах на улице Василисы Кожиной. Судя по рекламным объявлениям, будущим жильцам предстояло иметь дело с официальной городской структурой - управлением внебюджетного планирования развития города. Именно это, собственно, и привлекло людей...... Но без посредников, впрочем, не обошлось и здесь.
Оказалось, что управление продает квартиры не самостоятельно, напрямую, а с помощью уполномоченных риэлтерских фирм. В данном конкретном случае с домами на улице Василисы Кожиной - с помощью фирмы "Авгур". Когда дело дошло до оформления документов на жилье и перевода денег, ситуация стала еще интереснее. В рекламных объявлениях фигурировала одна цена. А в договоре купли-продажи, подписанным от имени управления внебюджетного планирования его начальником Леонидом Краснянским, была указана другая сумма - примерно на 27 процентов меньше. Может, эта разница и уходила во внебюджетный фонд на строительство социального жилья? Ничего подобного. Ведь одновременно АО "Авгур", которое по поручению правительства Москвы продавало квартиры, в добровольно-принудительной, так сказать, форме предлагало заключить еще один договор, По нему эти самые 27 процентов уходили на счет фирмы "Авгур Эстейт 2".
Вот текст этого второго договора и заслуживает особого внимания. Фирма "Авгур Эстейт 2", зарегистрированная весьма далеко от столицы - Агинском Бурятском автономном округе, оказалась великим знатоком столичного жилищного рынка. Во всяком случае по договору она должна была "проводить исследование рынка недвижимости Москвы и Московской области с целью выявления объектов недвижимости..", "изучать поэтажные планы объектов строительства (жилых домов) для выяснения наличия и расположения квартир...", вместе с заказчиком, мудрено именуемом в этом договоре "принципалом", "проводить... осмотр предлагаемых к продаже объектов недвижимости и квартир" и так далее, и тому подобное.
Самое забавное, что все эти услуги предлагались (или навязывались?) людям, которые уже знали (!) не только на какой улице будут скоро жить, но и в каком доме и какую квартиру покупают! На все недоуменные вопросы ответ был по существу: "Какая вам разница, на какой счет переводить деньги, если общая сумма точно соответствует первоначальной?"......
Конечно, ясно, что договор такого рода - не более чем документ, прикрывающий механизм увода части средств, предназначенных для оплаты квартиры, куда-то в сторону. Куда? И кому? На эти вопросы у нас однозначного ответа нет.
Между прочим, "авгур" в переводе с латинского - "тот, кто делает вид, что посвящен в особые тайны". Интересно, какие тайны управления внебюджетного планирования скрывают оба "Авгура"?
Ведь поскольку в договоре, подписанном господином Краснянским, фигурировала сумма, заведомо меньше указанной в рекламе, его управление не могло не быть в курсе происходящего.....
А если учесть, что таких домов по всей Москве каждый год строится не одна сотня? А если добавить, что таких вот, подобных "Авгуру", уполномоченных фирм в партнерах у управления внебюджетного планирования не менее десятка? А теперь вполне официальные данные. Согласно документу "О формировании и расходовании внебюджетного жилищно-инвестиционного фонда города Москвы в 1997 году и балансе фонда на 1998 год", управление внебюджетного планирования в фонд города не перечислило ничего".

Во вторник экс-глава столичного департамента инвестиционных программ строительства (ДИПС) Леонид Краснянский попытался лично разъяснить журналистам причину своего ухода с поста. (Юрий Лужков подписал заявление Краснянского об уходе на прошлой неделе.) Официальная версия - желание Леонида Наумовича "дать дорогу молодым". Неофициальных гораздо больше. Все они рождены неспокойной обстановкой, характерной для исполнительной власти города в последние месяцы.

ДИПС является крупнейшим инвестором московского строительного рынка: в прошлом году он построил около 400 тысяч квадратных метров жилья. Его специализация - точечная застройка самых привлекательных площадок Москвы в Центре и на Юго-Западе проектами бизнес-класса, комплексное развитие новых районов, в частности Куркино, а также реализация нестандартных программ: первые в столице доходные дома, гостиницы в городах Золотого кольца. Прибыль от реализации инвестиционных проектов за 2003 год составила 12 с четвертью миллиардов рублей.

Прогнозы неизбежной отставки Краснянского делались, по меньшей мере, с 2000 года. Основной причиной называли хронические конфликты с частными инвесторами, упрекавшими департамент в монополизации лучших площадок. Год назад прошел слух об обострившихся взаимоотношениях Краснянского с семьей мэра из-за застройки Ходынского поля: первоначально девелопером проекта должен был стать ДИПС, однако этой чести удостоились частные компании, среди них - "Интеко", принадлежащая Елене Батуриной.

Сотрудник правительства Москвы на условиях анонимности посоветовал "Известиям" не сбрасывать со счетов еще одну версию: отставка Леонида Краснянского выглядит вполне закономерно на фоне январского увольнения Олега Толкачева, отвечавшего за имущественно-земельный комплекс. Оба одновременно взлетели к верхушке московской власти в 1996 году, оба неоднократно подвергались критике со стороны градоначальника за недостаточно эффективное использование столичных богатств. Оба не раз бывали объектами обвинений в СМИ в коррупции - не всегда аргументированных, но зато постоянных. Верно ли предположение нашего собеседника, будет ясно, если вслед за Толкачевым и Краснянским в отставку отправятся и другие "зубры" столичной власти, чьи карьеры отвечают тем же параметрам.

Впрочем, версия самого Краснянского выглядит вполне убедительно: 73-летний Леонид Наумович просто устал.

Я сделал свое дело и перехожу на другую работу с чувством удовлетворения и благодарности, - заявил во вторник Краснянский. - Думаю, что еще принесу пользу стройкомплексу.

Приносить пользу стройкомплексу Леониду Наумовичу предстоит в должности советника Владимира Ресина. В своем бывшем рабочем кабинете Краснянский хотел бы видеть своего заместителя Сергея Волкова или какого-либо другого бывшего подчиненного, тем более что все они действительно довольно молоды.