Как выбрать гитарные струны. Как выбрать струны для электрогитары


В этой статье я помогу вам ответить на два основных вопроса: какие струны лучше для акустической гитары и какие струны лучше для акустической гитары для начинающих гитаристов . Надеюсь этот материал поможет вам выбрать лучшие струны для акустической гитары.

Ввиду отсутствия звукоснимателей или усилителей, струны для гитары оказывают относительно большее влияние на общий звук акустических гитар в сравнении с электрогитарами. Поэтому при выборе струн для гитары необходимо тщательно изучить их состав и калибр. Выбор правильного типа струн для этого инструмента имеет огромное значение.

В зависимости от применяемого материала, формы и способа изготовления, гитарные струны могут давать разный звук и разные ощущения от игры, поэтому использование правильного типа струн дает гитаристу огромные преимущества. Аналогичным образом, когда струны для гитары подобраны неправильно, это может быть достаточно вредно как для музыканта, так и для его инструмента.

Одним из самых главных критериев выбора типа струн для акустических гитар является их калибр , поскольку он одинаково актуален для всех типов и разновидностей этого инструмента. Калибр струн имеет огромное влияние на удобство игры на акустической гитаре и ее звук.

Струны для гитар имеют различные диаметры сечения или калибр. Единица измерения калибра – 0.001 дюйма . Как правило, калибр самой тонкой струны равен.010 (первая струна) а самой толстой - .059 (шестая струна). Также следует помнить, что классические гитарные струны обозначаются в соответствии с их натяжением.

Ниже приведены основные преимущества и недостатки струн разного калибра, влияющие на качество и сложность игры на акустической гитаре:

Струны меньшего калибра («тонкие»):

  • как правило, удобнее играть;
  • удобнее делать подтяжки (бэнды);
  • легче порвать;
  • дают меньше объема и сустейна;
  • могут вызывать дребезжание ладов;
  • меньше напряжение на гитарную механику (подходят для винтажных гитар).

Струны большего калибра («толстые»):

  • как правило, сложнее играть;
  • сложнее сделать бэнд;
  • дают больше объема и сустейна;
  • больше напряжение на гитарную механику.

Большинство гитаристов называют наборы струн по толщине первой (например, «десятые», «одиннадцатые», и т.д.). А производители гитарных струн определяют их калибр в наборе с использованием таких терминов, как «light» или «medium».

Хотя эти определения не всегда соответствуют одним и тем же наборам толщин у разных производителей, здесь представлены типовые диапазоны наборов гитарных струн:

  • «extra light»: 0.010 - 0.047
  • «custom light»: 0.011 - 0.052
  • «light»: 0.012 - 0.054
  • «medium»: 0.013 - 0.056
  • «heavy»: 0.014 - 0.059

Более полная таблица толщин струн для гитары:

Название набора 1 2 3 4 5 6
Ultra Light 0.008 0,010 0.015 0.022 0,032 0,039
Super Light 0,009 0,011 0,017 0,024 0,032 0,042
Light 0,010 0,013 0,017 0,026 0,036 0,046
Medium 0,011 0,014 0,018 0,028 0,038 0,049
Medium Heavy 0,012 0,016 0,024 0,032 0,042 0,052
Heavy 0,013 0,017 0,026 0,036 0,046 0,056

Сердечник струны

В гитарной струне гораздо больше компонентов, чем это может показаться на первый взгляд , и все отдельные компоненты, собираясь вместе, создают «жизненную силу» гитарного звука. Через середину струны по всей длине тянется ее основа - металлический сердечник.

К проволочному сердечнику прикрепляется наконечник в виде «шарика» - это то, что удерживает струну на струнодержателе. Вокруг металлического сердечника намотана еще одна круглая проволока, которую чувствуют пальцы гитариста, когда прижимают струну к грифу.

Существует два основных типа формы сердечника: круглый и гексагональный (шестигранный).

Материал обмотки гитарных струн

К основным материалам, использующимся при изготовлении гитарных струн, относятся: сталь и никель (обычно используются на электрических инструментах), латунь, бронза и нейлон . Однако типов струн намного больше, поскольку в процессе изготовления многие производители используют различные сплавы и примеси, а кроме того струны могут отличаться по конструкции и наличию дополнительного покрытия. От материалов гитарных струн зависит не только звук и удобство игры на инструменте, но и долговечность самых струн.

Бронза

Оплетка этого типа струн состоит из бронзы, изготовленной по формуле 80/20 (80% меди, 20% олова) и имеет золотистый оттенок. Бронзовые струны для гитары дают чистый и яркий тон, но достаточно быстро теряют свои положительные свойства из-за быстрого окисления этого сплава.

Фосфорная бронза

Еще один тип бронзовых струн - это бронзовые струны с добавлением фосфора. Из-за большего содержания меди в сплаве они имеют более темный, красноватый оттенок. Фосфор увеличивает срок службы этих струн, делая их более долговечными по сравнению с бронзовыми струнами.

Струны для гитары из фосфорной бронзы дают более теплый звук с более сглаженным верхним диапазоном. Это делает их особенно подходящими для жанров, которые характеризуются мягким тоном, а также для игры пальцами. Они хорошо сочетаются с акустическими гитарами с меньшей декой, хотя многие музыканты, играющие в более спокойных жанрах, предпочитают эти струны и на более крупных инструментах.

Медь

Медные струны для гитары для "акустики " считаются более дешевым аналогом бронзовых . Они тоже дают чистый и яркий тон, однако лишены характерной «индивидуальности», поэтому медные струны разных производителей по звуку почти не отличаются.

Серебряное покрытие

Серебряное покрытие медных струн (посеребренная медь) не вносит существенных отличий в звук, оставляя его таким же чистым и ярким. Однако более высокое качество этого металла делает посеребренные струны более долговечными и надежными, поскольку они меньше подвержены коррозии и загрязнению.

Однако, помимо превосходных эстетических качеств и практичности, такие струны характеризуются более высокой стоимостью, по сравнению со струнами из меди и ее сплавов.

Латунь

Как правило, латунные струны для гитары всегда звучат ярче, чем бронзовые. Хотя, как это ни странно, большинство латунных струн изготавливаются по принципу бронзы «80/20». Между этими двумя типами струн нет существенной разницы, поскольку латунь, как и бронза, состоит на 80% из меди с добавлением 20% цинка.

Это придает струнам яркий и резкий характер, хотя при использовании на гитарах высокого уровня, это может сделать звук инструмента звонким и «металлическим». Еще одной особенностью струн из латуни является их невысокая долговечность, поскольку латунь имеет склонность к окислению.

Какой фирмы электрогитара лучше для начинающих

Как подобрать калибр(толщину) струн

При определении того, какой толщины струны следует использовать, необходимо принять в расчет четыре основных фактора :

  1. Размер гитары . Основное эмпирическое правило состоит в том, что чем меньше объем деки гитары, тем тоньше должны быть струны, и чем крупнее инструмент, тем, соответственно, толще струны. Например, дредноут, имеющий характерную большую деку, лучше звучит со струнами средней толщины, которые в полной мере используют акустические качества этого относительно крупного инструмента. А гитары с небольшой декой звучат значительно лучше со струнами меньшей толщины («light»).
  2. Возраст гитары . Винтажные инструменты часто менее прочные, поэтому большое натяжение, создаваемое струнами калибров «medium» и «heavy» может привести к деформации грифа и смещению струнодержателя. Если нет уверенности в прочности инструмента, то следует воздержаться от установки на него струн большого калибра.
  3. Стиль игры . Пальцевым методом намного проще играть на струнах меньшего диаметра. Для игры боем или медиатором струны среднего калибра, вероятно, будут лучшим выбором, хотя на них будет намного сложнее играть начинающим музыкантам. Если манера исполнения подразумевает комбинацию боя и пальцевого метода, тогда набор «medium» может стать разумным решением. Подобные наборы имеют более толстые три басовых струны и стандартные тонкие струны.
  4. Тон и объем . Толщина струн непосредственно влияет на объем и тон создаваемого звука. Так, струны большего калибра подчеркивают басовый регистр гитары, создавая глубокие и сильные тона. Тонкие струны, наоборот, будут больше акцентировать внимание на диапазоне высоких частот и могут быть полезны при игре медиатором и боем.

Известные гитаристы и струны, на которых они играют

Ernie Ball

Jimmy Page
- Ernie Ball 10-46 и 9-46
Eric Clapton
Kirk Hammett
Slash - Ernie Ball 2220 Power Slinky 11-48, RPS-11 - Slinky Nickel Wound 011 .014 .018p .028 .038 .048
Steve Vai - Ernie Ball 2221 Regular Slinky 10-46, RPS-9 Slinky Nickel Wound009 .011 .016 .024w .032 .042
Jeff Beck - Ernie Ball 2223 Super Slinky 9-42
John Mayer - Ernie Ball 2221 Regular Slinky 10-46
Jack White - The Raconteurs - Ernie Ball 2627 Beefy Slinky Drop Tune 11-54
Aerosmith - Ernie Ball 3123 Coated Super Slinky 9-42, Ernie Ball 2223 Super Slinky 9-42
Paul Gilbert - Ernie Ball 3123 Coated Super Slinky 9-42
Buddy Guy - Ernie Ball 2220 Power Slinky 11-48
Steve Morse - Ernie Ball 3121 Coated Regular Slinky 10-46
Iron Maiden - Ernie Ball 2220 Power Slinky 11-48
Blink 182 - Ernie Ball 2215 Skinny Top/Heavy Bottom 10-52
Brad Paisley - Ernie Ball 2221 Regular Slinky 10-46, Ernie Ball 3121 Coated Regular Slinky 10-46
Keith Richards - Ernie Ball 3123 Coated Super Slinky 9-42, Ernie Ball 3121 Coated Regular Slinky 10-46, RPS-11 Slinky Nickel Wound 011 .014 .018p .028 .038 .048

Mark Knopfler - Fender Extra Lights 009 .011 .015 .024 .032 .040
Jimi Hendrix - FENDER "ROCK N" ROLL" STRINGS Light Gauge 010 .013 .015 .026 .032 .038
Yngwie Malmsteen - Original Pure Nickel Soft Light Ball End Electric Guitar Strings 008 .011 .014 .022 .030 .038

D"Addario

Mark Knopfler
Joe Satriani - D"addario EXL120 Super Light 9-42
Robben Ford - EKXL110 Regular Light Tremolo 010. 013. 017. 026. 036. 046

Kurt Cobain (Nirvana) - Blue Steel Electric 010 .013 .017 .030 .042 .052
Gary Moore - Nickel Steel Electric Custom 010 .013 .017 .030 .042 .052

Thomastik

George Benson - Infeld Electric Guitar Flat Wound Medium Light George Benson 012 .016 .020 .028 .039 .053



      Дата публикации: 20 октября 2002 г.

При выборе струн, как впрочем и при выборе любого музыкального инструмента, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом деле все очень индивидуально, поэтому на чужое мнение целиком полагаться не стоит, включая продавцов в музыкальных магазинах. Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует не один десяток разных струн и поменяет свое мнение о струнах не один раз. Поэтому данная статья призвана не столько дать рекомендации по выбору конкретных марок струн, сколько познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

В начале немного о том, что из себя представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Кишечные струны без обмотки пережили все остальные, дожив до наших дней, но в силу ряда причин сейчас их лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

    Кишечные струны - (повсеместно неверно называются "жильными"), как уже отмечалось выше, делают из кишок животных (в России не производятся). Несмотря на то, что в последнее время заграницей их научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Они также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в продаже они почти не встречаются.

    Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта - это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

    Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (или по-другому - флюро-карбона). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90% (в зависимости от конкретной марки материала), при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Так, например, 3-я гитарная струна "соль" на карбоне будет иметь диаметр 0,85-0,92мм вместо 1,00мм.


    относительное сравнение сечений гитарных струн из карбона и нейлона 1-я струна "ми" карбон - 0,48 мм (у нейлона - 0,70 мм); 2-я струна "си" карбон - 0,67 мм (у нейлона - 0,80мм); 3-я струна "соль" карбон - 0,87мм (у нейлона - 1,00мм).

    Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз, что, возможно, связано с тем, что выпуск этих струн еще не приобрел массового характера. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.

    Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, но самым распространенным все же является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.

    На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида стальных струн с синтетической оболочкой басовых струн . Первый вид отличает то, что сверху над традиционной металлической круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама обмоточная проволока заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

    Струны на стальном тросике стали привозить в Россию буквально последние 2-3 года. Производители представляют их как струны для классической гитары (видимо из-за их мягкости), но скорее это все-таки промежуточные струны между нейлоном и сталью, так как установленные на инструмент они сразу поражают классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков, что свойственно как раз струнам на стальной основе. Пока даже в Москве эти струны встречаются достаточно редко из-за невысокой востребованности - они достаточно дороги и слишком необычны/непривычны.

О мензурах гитар

Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, хотя у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары, о чем можно прочесть в статье Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления.

О натяжении струн

Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

График демонстрирует натяжение двух типов стальных струн для шестиструнной гитары. Различия касаются только "басовых" струн с обмоткой, начиная с третьей. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” струн, нижний - менее громких, но с большим "сустейном", а также более богатых тембрально.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы - например, нейлон с нейлоном, карбон с карбоном. Сравнивать нейлон с карбоном по диаметрам неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. При этом отметим, что различие в натяжении нейлоновой лески разного диаметра мизерно - даже различие в 0,002 дюйма/0,05мм не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

  • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны - стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
  • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 (правда, при этом требуются сильные пальцы);
  • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При этом возможно придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады при форсированном звукоизвлечении.

И еще один совет начинающим гитаристам - всегда настраивайте струны по камертону. Помимо того, что неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать, при перетяжке вы рискуете его испортить. Струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но правильно настроенные и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.

Обычно можно встретить длинную статью на несколько страниц, где описаны все тонкости подбора струн, но в действительности, выбор сводиться к нескольким по сути идентичным вариантам.

Какие струны выбрать для электрогитары? Выбор струн для электрогитары зависит от вашей задачи. Если нужны просто качественные струны, или вы начинающий музыкант - начните с главных производителей, лидеров рынка: американские Ernie Ball, La Bella (эта компания стоит отдельного внимания - например, они изобретали те самые струны для электрогитары, и у них огромный ассортимент) или D"Addario. Самые популярные калибры это 9-42 (более мягкие, будет удобно начинающему гитаристу, легче играть соло), 10-46 (обычно ставят на страт, и подобные гитары, вообще самый популярный калибр) и 10-52 (ставят по умолчанию на LesPaul, они звучат немного ниже чем 10-46 и немного жестче), а если гитара 7-струнная - начните с 10-56. Традиционные материалы - это стальные струны с никелированной обмоткой (Nickel wound), начните с них. Для более теплого (винтажного) звука выбирайте обмотку из чистого никеля (Pure Nickel), для более яркого - стальную обмотку (Stainless Steel wound). Уже освоились и знаете нужный калибр? Попробуйте струны с улучшенными качествами: превосходное богатое звучание обеспечат австрийские Thomastik. Рок-музыкантам советуем обратить внимание на фирмы Ernie Ball и Dunlop - с ними проще добиться жесткого звучания, и они лучше справляются с грубым обращением.:) Струны с увеличенным за счет спецпокрытия сроком службы -к примеру, Elixir, прослужат в 3-4 раза дольше, это очень удобно, если гитара используется не очень активно - простаивая, струны не подвергнутся воздействию среды долгое время. Далее, обратите внимание на продукцию менее крупных производителей - таких как Curt Mangan или Kerly, которые имеют свои особенности и производственные технологии - возможно, самые подходящие струны вы найдете у них!

Какие струны купить для бас-гитары? Начинающим, да и большинству, подойдут струны стандартного калибра с мягким или средним натяжением: 45-100 или 45-105 (40-125 или 45-125 для 5-струнной гитары) от любого производителя, с традиционной никелированной обмоткой. Часто выбор делают в пользу струн со стальной обмоткой - они имеют более яркое звучание с расширенным низким диапазоном. Если Вам нужны струны с увеличенным сроком службы - выбирайте струны с покрытием (coated) например, Elixir или других производителей. В нашем каталоге подобны струны легко найти, отметив в фильтрах товаров Увеличенный срок службы" или "Защитное покрытие". Более качественное, насыщенное звучание предлагают, например, серии D"Addario NYXL и Ernie Ball Cobalt.

Какие струны купить для классической гитары? В первую очередь, если вы только начинаете играть - рекомендуем среднее натяжение струн, так рукам и пальцам будет легче. Более жесткое натяжение обеспечит насыщенное и громкое звучание, но играть на таких струнах немного сложнее. Струны для классической гитары делают в первую очередь, из нейлона и медной посеребренной обмотки. Подобные струны хорошего качества по невысокой цене предлагают известные каждому американские компании D"ADDARIO и ERNIE BALL, или недорогие серии от немецкой HANNABACH - они подойдут начинающему музыканту или для повседневной любительской игры, и никогда Вас не разочаруют. Если же вы всерьез обучаетесь игре на гитаре, и хотите получить отличное звучание и сделать процесс обучения более приятным - попробуйте струны SAVAREZ, которые рекомендуют большинство музыкальных школ и преподавателей. Найдите струны, которые максимально раскроют звучание Вашей гитары и будут удобны именно Вам!

Какие струны купить для акустической гитары? Для начинающих рекомендуем калибры 10-47 или 10-50, которые имеют более мягкое натяжение струн, так рукам и пальцам будет легче, это упростит и сделает обучение более комфортным. 11-52 или 12-54 имеют более жесткое натяжение, но и более мощную звуковую отдачу - выбирайте эти струны, если уже имеете опыт игры на гитаре. Второй важный критерий - это материал. Бронза 80/20 (Bronze Alloy) звучит более ярко, Фосфорная бронза (Phosphor Bronze) - более тепло и насыщенно, а струны со спецпокрытием (Ernie Ball Everlast или Elixir) прослужат особенно долго. Встречаются другие сплавы, такие как алюминий-бронза (Aluminium Bronze) или никель-бронза (Nickel Bronze), они более яркие в средне-высоком диапазоне, и более устойчивы к коррозии даже не имея спецпокрытия. Какие бы Вы ни выбрали - они не разочаруют своим качеством.

Многие гитаристы как начинающие, так и более опытные, озабоченны поисками лучшего звука, в следствии чего подвергают свои инструменты разного рода модификациям.

Музыканты проводят замену стоковых звукоснимателей, потенциометров и прочей электроники, замена порожков на латунь, бронзу или кость, а иногда даже заменяют такие существенные части инструмента, как дека или гриф в надежде изменив породу дерева изменить и тон (а подобнее о породах древесины мы говорили в статье ).

Данные манипуляции безусловно сказываются на звуке гитары, однако зачастую такие кардинальные меры бывают излишни, ведь приблизиться к желанному тону можно было всего лишь сменив калибр и сплав струн, однако неизвестно по какой причине многие гитаристы пренебрегают такой простой и недорогой процедурой.

Именно по этой причине в данной статье мы поговорим о различных видах струн, как для электро, так и для акустических гитар, рассмотрим различные сплавы и покрытия, тип обмотки, технологии изготовления, калибры и самое главное влияние этого всего на звук.

Калибр струн

В первую очередь все струны различаются по размеру, как правило для стандартного строя толщина первой струны в наборе может колебаться от 0.008 до 0.012, а для пониженных строев не редко доходит и до 0.013-0.014 дюйма.

От толщины струн в первую очередь зависит богатство тона и громкость инструмента, ведь чем толще струна, тем насыщеннее обертонами и громче звук, особенно это касается акустических инструментов, однако как гласит закон равноценного обмена: если хочешь что-то получить, то нужно пожертвовать чем-то равноценным этому, в данном случае мы напрямую жертвуем удобством игры, ведь чем толще струны, тем больше физических усилий уходит при игре.

В связи с этим нет ничего удивительного, что виртуозные исполнители в музыке которых акцент в первую очередь сделан на филигранную технику, пользуются комплектами с калибром 0.8, как пример Ингви Мальмстин.

Оплетка

Круглая оплетка

Круглая оплетка проста в изготовлении и доступна по цене, как следствие является самым популярным решением как для акустических, так и для электрогитар. Представляет собой круглую в сечении проволоку намотанную по спирали на круглый сердечник. Имеет звонкий тон и среднее натяжение.

За счет шероховатой поверхности делать слайды немного сложнее, чем на струнах с плоской оплеткой, но легче чем с гексагональной, так же и по износу ладов круглая оплетка находится ровно по середине.

Плоская оплетка

Струны с плоской оплеткой имеют сложную технологию производство и довольно высокую цену. Оплетка таких струн наматывается на круглый сердечник, но сама проволока имеет в поперечном сечении квадрат со скругленными углами.

Струны с такой оплеткой имеют богатый бархатистый тон с красивым низом и сглаженным верхом, зачастую используются джазменами. Так же следует отметить, что использование плоской обмотки благотворно сказывается на ресурсе ладов. Однако если вы хотите использовать перегруженный звук гитары, то эти струны не для вас.


Гексагональная оплетка

Изготовление струн с гексагональной оплеткой не намного сложнее чем с круглой, да и цена у них примерно одинаковая. Конструкция представляет из себя, шестигранный сердечник с намотанной оплеткой, чаще всего круглой, в поперечном сечении шестиугольник.

Тон таких струн очень яркий и выразительный за счет более плотного прилегания оплетки к сердечнику. Долговечность тоже на высоте. Однако жесткость и острые ребра оплетки, отрицательно сказываются на ресурсе ладов и могут доставлять дискомфорт при игре.

Виды струн для акустической гитары

Для начала следует отметить, что не смотря на общий термин «акустическая гитара»: классическая-испанская и вестерн (джамбо) — это в сущности два разных инструмента, на которые во избежание поломок следует ставить разные струны.

Струны для классической гитары

Струны изготавливаемые из кишок овец, зачастую именуются жильными. В наше время уже не так сильно распространены, как в прошлом, однако имеются энтузиасты, которые в небольших количествах привозят эти струны в нашу страну. Пользуются ими как правило любители фольклорной музыки.

Синтетические струны (нейлон)

Синтетические струны, запущенные в производство в 40-х годах в США, быстро вытеснили с рынка кишечные, так как были дешевле и обладали большей износостойкостью.

Основой для таких струн является является нейлон, а в качестве внешней металической обмотки используются медные сплавы, которые отличаются долговечностью и матовым звучанием.

Струны для вестерн гитары

Струны из бронзы

Как не трудно догадаться оплетка таких струн изготавливается из бронзы, а точнее 80% меди и 20% олова, вследствие чего цвет таких струн очень похож на золото. Такие струны долговечны и имеют хорошие антикоррозийные свойства. Звук же можно охарактеризовать как звонкий и яркий.

Струны из фосфорной бронзы

Струны из фосфорной бронзы отличаются от бронзовых наличием фосфора 0,3% и большим количеством меди около 90-92%. Благодаря такому количеству меди в составе сплава, струны имеют красный оттенок. Звук таких струн очень мягкий и теплый, не обладающий такой яркостью как чистая бронза.

Виды струн для электрогитары

Вследствие того, что электрогитара передает звукоснимателю не акустические, а электромагнитные колебания, использовать струны для акустических гитар на ней нельзя, однако проблемы в этом никакой нет, так как видов струн для электрогитар просто огромное количество.

Стальные струны

Стальные струны изготавливаются полностью из стали, как сердечник так и обмотка. Обладают ярким и пронзительным звуком, однако имеют большую жесткость и весьма посредственные (особенно без полимерного покрытия) антикоррозийные свойства, добавте к этому сильный износ ладов от таких струн и станет понятно почему они не пользуются особой популярностью.

Обмотка таких струн состоит из никеля, они гораздо мягче стальных, меньше изнашивают лады и обладают мягким, но богатым тоном. Однако никелевые струны довольно быстро теряют свои акустические свойства и перестают звучать в течении 2-3 недель активной игры, но не смотря на это являются самыми популярными струнами для электрогитары в мире.

Как часто нужно менять струны

В первую очередь — это зависит от интенсивности игры, профессионалы меняют струны перед каждым выступлением, но большинство любителей гитары сохраняет свежесть струн от 1 до 1.5 месяцев, конечно если ограничить игру на инструменте то можно увеличить и эти сроки.

Однако, есть несколько факторов, которые помогут вам понять когда следует поменять струны. Часть советов взята из курса Михаила Русакова :

  • В первую очередь — это визуальные признаки износа, такие как разрывы в обмотке, вмятины на струнах и коррозия.
  • Второе — это звук, если ваш инструмент начал звучать не так ярко как обычно или откровенно глухо.
  • И последнее — это строй, если он плывет, настройка гитары становится некомфортной или даже невозможной, следует поменять струны.

Итоги

Такое обилие различных сплавов и калибров говорит о том, что идеальных струн нет. Поэтому нужно подумать, что для вас имеет наибольшее значение: яркость тона, удобство игры, долговечность или даже внешний вид и исходя из этого делать свой выбор.

В этом уроке разберем 2 вопроса:

  • Когда струны нужно менять?
  • Какие струны поставить (выбрать) на акустическую гитару?

Данные примерные, так как струны разные и длительность тренировки у каждого тоже индивидуальная.

При интенсивных занятиях (в день от 2 часов) — менять раз в 2−3 месяца

При занятиях в день до часа — раз в 3−5 месяцев

При редкой игре — слушать звучание, см. на износ струн. Примерно раз в 10 мес. — 12 мес.

Какие струны выбрать для акустической гитары?

Нельзя однозначно сказать: «Вот эти лучшие струны для гитары» — ведь каждый выбирает свой звук, и подбирает под себя (для своей игры, своего стиля). Но если Вы новичок, то у Вас ещё нет опыта и мы порекомендуем Вам популярные марки струн для акустической гитары.

Если у Вас хорошая гитара, много денег, есть небольшой опыт игры на гитаре (хотя бы пол года) и Вы планируете заниматься долго и упорно, то рекомендуем Эликсиры (Elixir ). В магазинах есть разные эликсиры, с разными сплавами, покрытиями — каждая по своему хороша, почитайте описания и подберите то, что Вам покажется интересным, можете начать с бронзовых как многие это делают. Многие гитаристы останавливаются на эликсирах, но новичкам не рекомендуем брать эти струны, они дорогие, плюс вы не прочувствуете преимущества данных струн перед другими. Новичкам рекомендуем попробовать поставить эликсиры (если есть возможность) немного позже, как только Вы пройдете весь курс игры на акустике, который размещен на нашем сайте.

Вот две популярные марки, которые вам прекрасно подойдут: Дадарио (D"Addario ) мартин (Martin ) — также бронза (фосфорная бронза ). На эти струны полно положительных отзывов. Данные гитарные сруны стоят приемлемо, звучат хорошо, служат долго. Хороший выбор как для опытных так и начинающих. Первые свои струны рекомендуем купить в обычном розничном музыкальном магазине, пообщайтесь с продавцами — они много всего интересного Вам расскажут и порекомендуют.

Какой Калибр струн выбрать?

Калибр струн — это толщина струн в долях дюйма. Вы наверное уже слышали такие названия как девятки, десятки — это и есть калибр. Он всегда присутствует на упаковке струн. Например, в таком виде: 8−38 (восьмерки — называют по толщине первой струны) — здесь указывается толщина первой и шестой струны.

Существуют 8, 9, 10, 11, 12, 13 калибры. Восьмерки самые мягкие, тонкие струны. 13 — Самые жесткие, толстые струны. Звук тоже сильно отличается, например восьмерки звучат тише других, у них бас менее выражен. А вот следующие калибры 9, 10 — здесь звук более плотный, громкий, но и зажимать их уже сложнее, так как натяжение струн с увеличением калибра также возрастает. Исходя из этого, новичкам рекомендуем начинать с восьмерок, с ними Вы быстро освоите базу. Затем через несколько месяцев можете попробовать девятки, далее 10, 11 и из этого выбрать, что Вам больше нравится, что больше подходит. Слушайте, как меняется звук с изменением калибра и как сложно становится зажимать струны.

Как только Вы перейдете из восьмерок на большие калибры, будет непривычно, больно — это нормально. Нужно несколько недель чтобы пальцы привыкли. Рекомендуем повышать калибр постепенно. Наша итоговая «средняя» рекомендация это десятки.

Набор Струнa
1 2 3 4 5 6
Ультра мягкие 0.008 0.011 0.014 0.022 0.03 0.038
Супер мягкие 0.009 0.011 0.016 0.024 0.032 0.042
Мягкие 0.01 0.013 0.017 0.026 0.036 0.046
Средние 0.011 0.014 0.018 0.032 0.042 0.052
Средней жесткости 0.012 0.015 0.026 0.034 0.044 0.054
Жесткие 0.013 0.016 0.026 0.036 0.046 0.056