Биографии, истории, факты, фотографии. Биография уильяма теккерея Теккерей произведения

  • 10.Особенности комического у у. Шекспира (на примере анализа одной из комедий по выбору студента).
  • 11.Своеобразие драматического конфликта в трагедии у. Шекспира «Ромео и Джульетта».
  • 12.Образы главных героев трагедии у. Шекспира «Ромео и Джульетта»
  • 13.Своеобразие драматического конфликта в трагедии у.Шекспира «Гамлет».
  • 14.Конфликт Добра и Зла в поэме д.Мильтона «Потерянный рай».
  • 16.Воплощение представлений о «естественном человеке» в романе д.Дефо «Робинзон Крузо».
  • 17.Своеобразие композиции романа Дж.Свифта «Путешествие Гулливера».
  • 18.Сравнительный анализ романов д.Дефо «Робинзон Крузо» и Дж.Свифта «Путешествия Гулливера».
  • 20.Идейно-художественное своеобразие романа л.Стерна «Сентиментальное путешествие».
  • 21. Общая характеристика творчества р. Бернса
  • 23. Идейно-художественные искания поэтов «Озерной школы» (у.Вордсворт, с.Т. Колдридж, р.Саути)
  • 24.Идейно-художественные искания революционных романтиков (д.Г.Байрон, п.Б.Шелли)
  • 25. Идейно-художественные искания лондонских романтиков (д.Китс, Лэм, Хэзлитт, Хант)
  • 26. Своеобразие жанра исторического романа в творчестве в.Скотта. Характеристика «шотландского» и «английского» цикла романов.
  • 27. Анализ романа в.Скотт «Айвенго»
  • 28. Периодизация и общая характеристика творчества д.Г Байрона
  • 29. «Паломничество Чайльд Гарольда» д.Г.Байрона как романтическая поэма.
  • 31. Периодизация и общая характеристика творчества ч.Диккенса.
  • 32. Анализ романа ч.Диккенса «Домби и сын»
  • 33. Общая характеристика творчества у.М.Теккерея
  • 34. Анализ романа у.М.Теккрея «Ярмарка тщеславия. Роман без героя».
  • 35. Идейно-художественные искания прерафаэлитов
  • 36. Эстетическая теория д.Рескина
  • 37. Натурализм в английской литературе конца XIX в.
  • 38. Неоромантизм в английской литературе конца XIX в.
  • 40. Анализ романа о.Уайльда «Портрет Дориана Грея»
  • 41. «Литература действия» и творчество р.Киплинга
  • 43. Общая характеристика творчества д.Джойса.
  • 44. Анализ романа Дж.Джойса «Улисс»
  • 45. Жанр антиутопии в творчестве о.Хаксли и д.Оруэлла
  • 46. Особенности социальной драмы в творчестве б.Шоу
  • 47. Анализ пьесы б.Шоу «Пигмалеон»
  • 48. Социально-философский фантастический роман в творчестве г.Уэллса
  • 49. Анализ цикла романов д.Голсуорси «Сага о Форсайтах»
  • 50. Общая характеристика литературы «потерянного поколения»
  • 51. Анализ романа р.Олдингтона «Смерть героя»
  • 52. Периодизация и общая характеристика творчества г.Грина
  • 53.Своеобразие жанра антиколониалистического романа (на примере произведения г.Грина «Тихий американец»)
  • 55. Роман-притча в английской литературе второй половины XX в. (анализ одного из романов по выбору студента: «Повелитель мух» или «Шпиль» у. Голдинга)
  • 56. Своеобразие жанра социального романа в творчестве т.Драйзера
  • 57. Анализ романа э. Хэмингуэя «Прощай, оружие!»
  • 58. Символика в повести э.Хэмингуэя «Старик и море»
  • 60. Литература «века джаза» и творчество ф.С. Фицджеральда
  • 33. Общая характеристика творчества у.М.Теккерея

    Уильям Теккерей принадлежит к блестящей плеяде английских реалистов. «В настоящее время, -писал в середине XIX в. Н. Г. Чернышевский, - из европейских писателей никто, кроме Диккенса, не имеет такого сильного таланта, как Теккерей». Теккерей - один из крупнейших сатириков Англии. Своеобразие и сила его таланта проявились в сатирическом обличении буржуазно-аристократического общества. Его вклад в развитие романа связан с разработкой формы романа - семейной хроники, раскрывающей частную жизнь героев в органической связи с жизнью социальной. Сатира Теккерея народна в своей основе.Вильям Теккерей родился в Индии, в Калькутте, где в течение ряда лет жила семья его отца, слу­жащего Ост-Индийской компании. Осиротев в шестилетнем возрасте, будущий писатель был отправлен в Англию. Здесь он учился в школе, а затем в течение двух лет в Кембриджском университете. После отца Теккерей унаследовал значительное состояние, что дало ему возможность в ранней молодости жить в соответствии со своими стремлениями и склонностями. Он увлекался литерату­рой и живописью. В будущем он видел себя художником. После длительного заграничного путешествия (Теккерей побывал в Германии и Франции) он вновь возвращается в Лондон. Внезап­ное разорение заставляет его подумать о заработке. Теккерей обращается к деятельности журналиста и художника-карика­туриста. Вскоре основным делом его жизни становится литера­турный труд. Однако интерес к живописи он не утрачивает. Мно­гие из своих произведений Теккерей иллюстрировал сам.

    Ранний период творчества Теккерея (1829-1845) связан с журналистикой. Свои статьи, очерки, пародии и заметки на злободневные общественно-политические темы он печатает в журнале «Фрейзере мэгезин» (Frazer"s Magazine), а позднее (с 1842 г.) сотрудничает в известном сатирическом еженедельнике «Панч» (Punch). В 40-е годы «Панч» имел демократическую направленность и объединял писателей и художников передовых взглядов. В нем сотрудничали поэт-демократ Томас Гуд, сатирик Дуглас Джерралд. Демократический характер имели и выступления самого Теккерея, который в своих бурлесках и сатирических очерках ставил важные проблемы внутренней и международной политики, осуждал британский милитаризм, поднимал голос в защиту угнетенной Ирландии, осмеивал и осуждал постоянную, но ничего не изменяющую в стране борьбу парламентских партий вигов и тори.О демократических симпатиях Теккерея свидетельствует, например, его очерк «Как из казни устраивают зрелище» (1840). В нем Теккерей с уважением пишет о простых людях Лондона, о мастеровых и рабочих, противопоставляя их здравый смысл неразумию власть имущих и членов парламентских партий. «Должен признаться, что всякий раз, оказываясь в большой лондонской толпе, я с некоторым недоумением думаю о так называемых двух великих «партиях» Англии. Скажите, какое дело всем этим людям до двух великих лидеров нации... Спросите-ка вот этого оборванного парня, который, судя по всему, нередко участвовал в клубных дебатах и наделен большой проницательностью и здравым смыслом. Ему решительно нет дела ни до лорда Джона, ни до сэра Роберта... он нисколько не огорчится, если мистер Кетч притащит их сюда и поставит под черной виселицей». Теккерей советует «достопочтенным членам обеих палат» побольше общаться с простыми людьми и оценить их по достоинству.Вместе с тем - и это особенно важно отметить - Теккерей пишет о возросшей силе и сознательности английского народа, о том, что пока парламентарии «кричали и спорили, народ, чьим имуществом распоряжались, когда он был ребенком, рос себе помаленьку и наконец дорос до того, что сделался не глупее своих опекунов». В изображении писателя парень в пиджаке с продранными локтями олицетворяет трудовой народ Англии. «Поговорите-ка с нашим оборванным приятелем. Быть может, в нем нет того лоска, как в каком-нибудь члене Оксфордского или Кембриджского клуба, он не учился в Итоне и никогда в жизни не читал Горация, но он способен так же здраво рассуждать, как лучшие из нас, он умеет так же убедительно говорить на своем грубом языке, он прочитал массу разнообразных книг, выходивших за последнее время, и немало почерпнул из прочитанного. Он ничуть не хуже любого из нас; и в стране еще десять миллионов таких же». В очерке Теккерея звучит предупреждение о том, что в недалеком будущем уже не десять, а двадцать миллионов встанут на сторону «простого парня».

    Социальная сатира Теккерея направлена на все привилегированные слои английского общества вплоть до самых верхов. Не избежали ее и венценосные особы. В стихотворении «Георги» нарисованы убийственные портреты королей - четырех Георгов - ничтожных, алчных и невежественных. Молодой Теккерей неизменно остроумен и смел в своих вы­падах против современного ему буржуазного общества. Он обра­щается к важным проблемам внутренней и международной политики, осуждает британский милитаризм и поднимает свой голос в защиту угнетенной Ирландии, критикует монархию Луи-Филиппа и решительно осуждает постоянную, но не способ­ствующую улучшению положения в стране борьбу английских парламентских партий вигов и ториев.

    Неистощимый на выдумки, Теккерей создает многочисленные и разнообразные пародии. Он осмеивает в них эпигонов реак­ционного романтизма и писателей, создающих произведения, далекие от правды жизни, пародирует труды буржуазных исто­риографов.

    Уже в ранних вещах проявилась большая проницательность Теккерея и прозвучало решительное осуждение мира буржуаз­ных дельцов и тунеядцев.

    В 1847 г. Теккерей завершил «Книгу снобов», а в 1848 году - свое лучшее произведение, сделавшее его знаменитым не только в Англии, но и далеко за ее пределами,- роман «Ярмарка тще­славия».

    Перу Теккерея принадлежит большое количество произве­дений. Он является автором многих рассказов, сатирических по­вестей, романов из жизни современной ему Англии («Ярмарка тщеславия», «Пенденнис», «Ньюкомы»), исторических романов («Генри Эсмонд», «Виргинцы»), интересной работы литератур­но-критического характера «Английские юмористы XVIII века».

    Период расцвета творчества Теккерея приходится на вторую половину 40-х годов. Он начинается выходом «Книги снобов». Роман «Ярмарка тщеславия» является идейно-художественной иершиной творчества писателя. С середины 50-х годов в литера­турной деятельности Теккерея начинается новый этап, характе­ризующийся упадком его реализма.

    Наметившийся уже отчасти в «Пенденнисе» (1848-1850) и заметно обострившийся в «Ньюкомах» (1853-1855), этот про­цесс с годами усиливался. Он был обусловлен социально-истори­ческой обстановкой в стране и характером мировоззрения писа­теля. В произведениях 40-х годов, созданных в период подъема чартистского движения, и прежде всего в «Ярмарке тщеславия», .социальная критика Теккерея, его реалистические обобщения до­стигают наибольшей силы. Однако уже и в эти годы Теккерей был убежденным противником рабочего движения. Страстный обличитель буржуазно-аристократического общества ужи­вался в нем с защитником капиталистической системы. С го­дами эти противоречия углубляются, что особенно ясно про­явилось в его поздних романах («Приключения Филиппа», 1862, и «Дени Дюваль», 1864).


    Псевдонимы:

    Теофиль Вагстаф (Theofile Wagstaff)

    Голия Мафф (Goliah Muff)

    Майкл Титмарш (Michael Titmarsh)

    Микель-Анджело Титмарш (Michael Angelo Titmarsh)

    Джон Фиц-Будл (John Fitz-Boodle)



    Уильям Мейкпис Теккерей (William Makepeace Thackeray) - английский писатель-сатирик и публицист, мастер реалистического романа.

    Родился в Индии в Калькутте 18 июля 1811 года и являлся единственным ребёнком у Ричмонда - чиновника, состоявшего на административной службе в Индии, - и Энн Теккерей. Второе имя «Мейкпис» получил согласно семейной традиции в честь своего деда, который был мучеником-протестантом в дни королевы Марии. В пятилетнем возрасте лишился отца. Шести лет был отправлен для получения образования в Англию, где сначала воспитывался в частном пансионе, затем поступил в школу Чартерхаус. Вскоре в Лондон переехала и его мать, после смерти мужа вторично вышедшая замуж. В возрасте восемнадцати лет Теккерей поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета на факультет права, однако студентом пробыл не более года. В университете он издавал юмористический студенческий журнал, заглавие которого, «Сноб» (англ. «The Snob»), показывает, что вопрос о снобах уже тогда вызывал у него интерес. Тексты журнала зачастую подписывал разными именами (D. J. Ramsbottom, F. Tudge и др.). Теккерей с детства славился среди товарищей своими остроумными пародиями и сатирой. Его поэма «Тимбукту», напечатанная в журнале, - явное подтверждение этому.

    В 1829 г. часть каникул провёл в Париже, изучая французский и немецкий языки. В 1830 г., не закончив даже курс университета, отправился в путешествие по Европе. Для начала съездил в Германию, где посетил в Веймаре И.В. Гёте . В какой-то момент увлёкся переводом стихов Шиллера и других немецких поэтов, даже собирался написать книгу о немецких нравах и обычаях. Но серьёзной информации не собрал. Потом, задумавшись о будущем, решил, что неплохо бы вступить в коллегию адвокатов. В 1831 г. вернулся в Англию и поступил в Middle Temple, но увлечение юриспруденцией быстро прошло, и он окончательно понял, что эта профессия ему не подходит. В 1832 г. полгода жил в Париже. Там он принимал активное участие в общественной жизни, посещал театры, учился рисованию у английского художника Ричарда Бонингтона. И хотя рисование не стало для Теккерея основным занятием, впоследствии он иллюстрировал собственные романы, демонстрируя умение передавать характерные черты своих героев в карикатурном виде. В его графических работах нашли отображение не только бытовые сценки, но и острые политические моменты общественной жизни. Впоследствии около 2000 рисунков Теккерея к своим произведениям были собраны в отдельное издание «Thakerayana».

    В 1832 г., достигнув совершеннолетия, получил наследство - доход примерно в 500 фунтов в год. Однако быстро растратил его, отчасти проиграв в карты, отчасти - в неудачных попытках литературного издательства (обе финансируемые им газеты, «The National Standard» и «The Constitutional», обанкротились), отчасти - из-за краха индийского банка, куда были вложены остальные деньги отца.

    С 1833 г. Теккерей стал соредактором радикального журнала «The National Standard» («Национальное знамя») и его корреспондентом по международным вопросам. После банкротства журнала снова уехал в Париж, где продолжил брать уроки рисования.

    В 1836 г. он встретился с Ч. Диккенсом , искавшим иллюстратора для «Записок Пиквикского клуба», однако их творческий союз не состоялся. С этого времени Теккерей под разными псевдонимами начал сотрудничать с журналами Англии. Под псевдонимом Теофиль Вагстаф он выпустил томик «Флора и Зефир», представлявший из себя серию карикатур на Марию Тальони и её партнёра Альбера, гастролировавших в лондонском Королевском театре в 1833 году. Обложка издания пародировала знаменитую литографию Шалона, изображающую Тальони в роли Флоры.

    Вскоре после этого отчим помог пасынку устроиться в журнал «The Constitutional» в качестве парижского корреспондента. Некоторое время Теккерей увлеченно писал статьи, критикуя политику короля Луи Филиппа. Однако 1 июля 1837 года журнал был ликвидирован. Для заработка пришлось писать произведения для различных периодических изданий: «Galignani», «Times».

    В 1837 году Теккерей сочетался браком с Изабеллой Шоу, но семейная жизнь принесла ему немало горечи вследствие развития психического недуга у жены. Через четыре года он, жена и две их дочери плыли на пароходе в Ирландию. Изабелла неожиданно решила покончить жизнь самоубийством. Ей помешали, но остаток своих лет она провела в доме для душевнобольных. А Уильям сделать ничего не мог, ибо английское общество было против разводов. После того, как супругу на всю жизнь пришлось изолировать, он отдал двух дочерей (третья умерла в младенчестве) на попечение матери и отчима. И только в 1846 году купил дом и перевёз туда девочек. Его старшая дочь, Энн Теккерей-Ритчи (1837-1911), также стала писательницей. Младшая - Гарриэт (Минни) (1840-1875) - вышла замуж за известного критика Лесли Стивена.

    С 1839 г., после публикации сатирической повести «Кэтрин» («Catherine»), в некоторых источниках преувеличенно названной романом, писатель начал сотрудничать с журналом «Frazer’s Magazine». Он делал заметки с ежегодных выставок. Кроме постоянного сотрудничества с этим журналом, Теккерей писал для «The New Monthly Magazine», где в 1840 г. под псевдонимом Майкл Титмарш появилась его «Книга парижских зарисовок» («The Paris Sketch Book»). В ней он он с демократических позиций нападает на французскую монархию Луи Филиппа.

    Теккерей был разносторонним человеком. Являлся членом множества клубов по различным интересам (например, «Garrick Club» с 1833 г., «Reform Club» с 1840 г., «Club by the committee» с 25.02.1851 г.). Много путешествовал: был в Бельгии (1840 г.), в Германии, куда ездил с женой в водолечебницу, в Ирландии, куда поехал в 1842 г., во Франции, в 1844 г. посетил Афины, Константинополь, Иерусалим и Каир.

    По распространенному тогда обычаю Теккерей печатался под псевдонимом. Публикуя роман «Ярмарка тщеславия» (1848), он впервые подписался своим настоящим именем. Именно эта книга, издававшаяся в журнале «Punch» ежемесячными выпусками, принесла ему известность. Сотрудничество с сатирическим журналом стало постоянным, там вышли его «Записки сноба» («Snob Papers») и «Баллады о полисмене Икс» («Ballads of the Policeman X»).

    В 1845 г. после возвращения из путешествия на Восток и в Италию под псевдонимом Michael Angelo Titmarsh издал комический дневник «Notes of a Journey from Cornhill to Cairo», где обсмеял своих собратьев-туристов.

    Примерно с 1846 г. количество его статей, эссе и очерков в периодике уменьшилось, писатель сосредоточился на крупных работах, стал рисовать больше иллюстраций и карикатур. За «Ярмаркой тщеславия» последовали романы «Пенденнис» («Pendennis», 1848-50), «Эсмонд» («The History of Henry Esmond», 1852) и «Ньюкомы» («The Newcomes», 1855).

    В 1851-1853 гг. выступал в Лондоне, Оксфорде, Эдинбурге и в США с лекциями о литераторах 18 века, отчасти побуждаемый к этому успехами Диккенса. Однако, в отличие от последнего, он читал не романы, а историко-литературные очерки. Из этих лекций, имевших успех у публики, составились две книги: «Английские юмористы XVIII века» и «Четыре Георга».

    В 1854 году Теккерей отказался от сотрудничества с «Punch». В журнале «Quarterly Review» он опубликовал статью об иллюстраторе Джоне Личе («J. Leech’s Pictures of Life and Character»), в которой дал характеристику этого карикатуриста.

    В 1855 г. совершил второй тур в США - побывал в Новом Орлеане и Филадельфии. В апреле 1856 г. вернулся в Англию, где продолжил читать лекции.

    В 1859-1862 гг. стал редактором-издателем «Cornhill Magazine» («Корнхиллский журнал»). Из-за ухудшения здоровья в апреле 1862 г. оставил работу.

    Уильям Теккерей умер 24 декабря 1863 года от инсульта и был похоронен на лондонском кладбище Кенсал Грин. Его последний роман, «Дени Дюваль» («Denis Duval»), остался незаконченным.

    Фантастическое в творчестве Теккерея.

    В основном писатель придерживался принципов реализма. Однако ему было не чуждо высмеивание недостатков общества в форме волшебных сказок для детей и взрослых. Так, например, в сказке «Кольцо и роза, или История принца Обалду и принца Перекориля» магия перекраивает жизнь нескольких королевств и меняет судьбы наследников престола. А всё потому, что фею Чёрную палочку забыли пригласить на крестины. Явившись незваной, она превращает привратника в медный дверной молоток и в отместку дарит принцессе державы, стоящей на пороге войны, «капельку невзгод». Из принцессы девочка превращается в служанку... другой наследницы престола, капризной и злой. И вот наступает пора сватовства. В дело вмешиваются подарки феи принцам Обалду и Перекорилю. Волшебные кольцо и роза, повышающие привлекательность владельцев, переходят из рук в руки, передариваются или просто выкидываются со злости, из-за чего возникает множество курьезных ситуаций. Чёрная палочка, раскаявшись, пытается исправить ситуацию и помочь влюбленным разобраться, ведь истинная любовь не нуждается в магических средствах.

    Сказка «Sultan Stork» («Султан Аист») является иронической вариацией по мотивам аналогичной сказки «Калиф-аист» Гауфа . В ней правитель так же обращается в птицу.

    Элементы фантастического реализма присутствуют в очерке «История будущей французской революции» («The History of the Next French Revolution»), рассказах «Чёрт и живописец» («The Painter’s Bargain») и «Призрак Синей Бороды» («The Bedford Row Conspiracy»), сказке «Дьявольское пари» (T«he Devil’s Wager»), а также в не переведённом на русский язык рассказе «The Speaking Machine».

    Примечание к биографии:

  • Псевдонимы Теккерея, под которыми публиковались статьи и очерки в периодике: Thomas Carlyle, Lady Charlotte Bury, Patrick Fraser Tytler, Hon. George Sidney Smythe, R. H . Horne, J. H . Burton, E. J. Lane и многие другие.
  • Большинство своих произведений (романов, повестей, рассказов, очерков, статей) Теккерей писал от первого лица - лица, которое некоторые иностранные источники также причисляют к псевдонимам автора. Это A Gentleman in Search of a Man-Servant; Arthur Pendennis; Boldomero Espartero; Charles James Yellowplush; Fitzroy Clarence; Folkstone Canterbury; Frederick Haltamont de Montmorency; George Savage Fitz-Boodle, Esq.; Growley Byles; Harry Rollicker; Henry Esmond, Esq.; Ikey Solomons, Esq., Junior; Jeames de la Pluche; Jeames of Buckley Square; John Corks; Lancelot Wagstaff; Leontius Androcles Hugglestone; M. Gobemouche; Major Goliah Gahagan; Master Molloy Malony; Michael Angelo Titmarsh; Miss Tickletoby; Mr. Brown; Mulligan of Kilballymulligan; One of Themselves; Peter Perseus; The Fat Contributor; The Honorable Wilhelmina Amelia Skeggs; Theophile Wagstaff; Theresa MacWhorter.
  • Уильям Мейкпис Теккерей - выдающийся английский писатель-прозаик, признанный мастер реалистического романа, один из самых знаменитых национальных романистов XIX столетия - появился на свет 18 июля 1811 г. в индийской Калькутте, где служили его дед и отец. В 1815 г. отец Уильяма, состоятельный крупный чиновник местной администрации, скончался, после чего 6-летнего мальчика перевезли в Лондон для получения образования. В 1822-1828 гг. он учился в Чартерхаусе, старинной аристократической школе. В это время юный Теккерей с особым интересом читал книги Дефо , Филдинга и Свифта ; среди друзей слыл большим остроумцем, писал талантливые пародии.

    После окончания школы он на протяжении 1829-1830 гг. учился в Тринити-колледже Кембриджского университета. В эти годы он был издателем студенческого юмористического журнала, в котором появлялись его собственные сочинения, красноречиво говорящие о даре сатирика. Не доучившись, Теккерей уехал в Германию, где состоялось его знакомство с Гёте , позднее он уехал в Париж, где брал уроки живописи. В 1832 г. Теккерей принял во владение солидный капитал, но проигрыш в карты и безуспешные попытки стать издателем быстро лишили его состояния.

    В 1837 г. произошло сразу два события, в корне изменивших биографию Теккерея: он женился и принял решение заняться литературой серьезно. Первый шаг стоил ему впоследствии больших страданий, т.к. жена стала жертвой психического заболевания, и всю дальнейшую жизнь Теккерею пришлось жить с двумя дочерями отдельно от бывшей супруги. Судьба же его как писателя оказалась куда более счастливой, хотя все получилось далеко не сразу.

    Поначалу Теккерей сотрудничал в качестве журналиста и художника-карикатуриста с различными периодическими изданиями, и именно в периодической печати были напечатаны его произведения. В 1836 г. судьба свела его с Диккенсоном . Шла речь о том, что Теккерей проиллюстрирует «Посмертные записки Пиквикского клуба», однако их тандем не состоялся.

    В 30-ых гг. Уильямом Мейкписом было написано большое количество литературно-критических статей, в 1844 г. - первый крупный роман - «Записки Барри Линдона». На протяжении 1846-1847 гг. Теккерей писал «Книгу снобов», в которой перед читателем предстала целая галерея социальных типажей современного ему общества.

    1847-1848 гг. каждый месяц выходили выпуски романа «Ярмарка тщеславия. Роман без героя». Он стал первым произведением, подписанным настоящим именем автора (до этого он творил исключительно под псевдонимами). Роман стал его главным творческим достижением, принес ему мировую славу, финансовую обеспеченность, повышение социального статуса. После написания «Ярмарки тщеславия» перед Теккереем открылись двери в высшее столичное общество.

    Продолжение идей «Ярмарки тщеславия» и реалистических традиций в целом прослеживается и в других больших романах Уильяма Теккерея - «Пенденнис» (1848-1850), «История Генри Эсмонда» (1852), «Ньюкомы» (1853-1855), «Виргинцы» (1857-1859) и др. Однако его творческое наследие включает не только романы - оно весьма разнообразно с точки зрения жанров, хотя и является цельным с позиций идейно-художественной направленности. Теккерей был автором баллад и стихов, юморесок, комических повестей, сказок, очерков, пародий. Писатель выступал в Англии и США с лекциями, которые были собраны и опубликованы в 1853 г. как «Английские юмористы 18 века».

    В 1859 г. Теккерей занял должность издателя-редактора журнала «Корнхилл», которую оставил, намереваясь написать новый роман «Дени Дюваль». Однако он не успел осуществить этот замысел, скончавшись от инсульта 24 декабря 1863 г. Местом захоронения было выбрано лондонское кладбище Кенсал Грин.

    Уильям Мейкпис Теккерей - выдающийся английский писатель-прозаик, признанный мастер реалистического романа, один из самых знаменитых национальных романистов XIX столетия - появился на свет 18 июля 1811 г. в индийской Калькутте, где служили его дед и отец. В 1815 г. отец Уильяма, состоятельный крупный чиновник местной администрации, скончался, после чего 6-летнего мальчика перевезли в Лондон для получения образования. В 1822-1828 гг. он учился в Чартерхаусе, старинной аристократической школе. В это время юный Теккерей с особым интересом читал книги Дефо , Филдинга и Свифта; среди друзей слыл большим остроумцем, писал талантливые пародии.

    После окончания школы он на протяжении 1829-1830 гг. учился в Тринити-колледже Кембриджского университета. В эти годы он был издателем студенческого юмористического журнала, в котором появлялись его собственные сочинения, красноречиво говорящие о даре сатирика. Не доучившись, Теккерей уехал в Германию, где состоялось его знакомство с Гёте, позднее он уехал в Париж, где брал уроки живописи. В 1832 г. Теккерей принял во владение солидный капитал, но проигрыш в карты и безуспешные попытки стать издателем быстро лишили его состояния.

    В 1837 г. произошло сразу два события, в корне изменивших биографию Теккерея: он женился и принял решение заняться литературой серьезно. Первый шаг стоил ему впоследствии больших страданий, т.к. жена стала жертвой психического заболевания, и всю дальнейшую жизнь Теккерею пришлось жить с двумя дочерями отдельно от бывшей супруги. Судьба же его как писателя оказалась куда более счастливой, хотя все получилось далеко не сразу.

    Поначалу Теккерей сотрудничал в качестве журналиста и художника-карикатуриста с различными периодическими изданиями, и именно в периодической печати были напечатаны его произведения. В 1836 г. судьба свела его с Диккенсоном . Шла речь о том, что Теккерей проиллюстрирует «Посмертные записки Пиквикского клуба», однако их тандем не состоялся.

    В 30-ых гг. Уильямом Мейкписом было написано большое количество литературно-критических статей, в 1844 г. - первый крупный роман - «Записки Барри Линдона». На протяжении 1846-1847 гг. Теккерей писал «Книгу снобов», в которой перед читателем предстала целая галерея социальных типажей современного ему общества.

    1847-1848 гг. каждый месяц выходили выпуски романа «Ярмарка тщеславия. Роман без героя». Он стал первым произведением, подписанным настоящим именем автора (до этого он творил исключительно под псевдонимами). Роман стал его главным творческим достижением, принес ему мировую славу, финансовую обеспеченность, повышение социального статуса. После написания «Ярмарки тщеславия» перед Теккереем открылись двери в высшее столичное общество.

    Продолжение идей «Ярмарки тщеславия» и реалистических традиций в целом прослеживается и в других больших романах Уильяма Теккерея - «Пенденнис» (1848-1850), «История Генри Эсмонда» (1852), «Ньюкомы» (1853-1855), «Виргинцы» (1857-1859) и др. Однако его творческое наследие включает не только романы - оно весьма разнообразно с точки зрения жанров, хотя и является цельным с позиций идейно-художественной направленности. Теккерей был автором баллад и стихов, юморесок, комических повестей, сказок, очерков, пародий. Писатель выступал в Англии и США с лекциями, которые были собраны и опубликованы в 1853 г. как «Английские юмористы 18 века».

    В 1859 г. Теккерей занял должность издателя-редактора журнала «Корнхилл», которую оставил, намереваясь написать новый роман «Дени Дюваль». Однако он не успел осуществить этот замысел, скончавшись от инсульта 24 декабря 1863 г. Местом захоронения было выбрано лондонское кладбище Кенсал Грин.

    Биография из Википедии

    Уи́льям Ме́йкпис Те́ккерей (англ. William Makepeace Thackeray; в русских текстах встречается вариант транслитерации Таккерей ; 1811-1863) - английский писатель-сатирик, мастер реалистического романа.

    Уильям Теккерей родился 18 июля 1811 года в Калькутте, где служили его отец и дед. В раннем детстве его перевезли в Лондон, где он начал учиться в школе Чартерхаус. В возрасте 18 лет он поступил в Кембриджский университет, однако пробыл студентом не более года. В университете он издавал юмористический студенческий журнал, заглавие которого, «Сноб» (англ. Snob), показывает, что вопрос о «снобах», столь много занимавший его впоследствии, уже тогда вызывал у него интерес. Теккерей с детства славился среди товарищей своими остроумными пародиями. Его поэма «Тимбукту», напечатанная в этом журнале, свидетельствовала о несомненном сатирическом таланте начинающего автора.

    Оставив Кембридж в 1830 году, Теккерей отправился в путешествие по Европе: он жил в Веймаре и затем в Париже, где учился рисованию у английского художника Ричарда Бонингтона. Хотя рисование не стало для Теккерея основным занятием, впоследствии он иллюстрировал собственные романы, демонстрируя умение передавать характерные черты своих героев в карикатурном виде.

    В 1832 году, достигнув совершеннолетия, Теккерей получил наследство - доход примерно в 500 фунтов в год. Он быстро растратил его, отчасти проиграв в карты, отчасти - в неудачных попытках литературного издательства (обе финансируемые им газеты, The National Standard и The Constitutional , обанкротились).

    В 1836 году под псевдонимом Теофиль Вагстаф он выпустил томик под названием «Флора и Зефир», представлявший из себя серию карикатур на Марию Тальони и её партнёра Альбера, гастролировавших в лондонском Королевском театре в 1833 году. Обложка издания пародировала знаменитую литографию Шалона, изображающую Тальони в роли Флоры.

    В 1837 году Теккерей женился, но семейная жизнь принесла ему немало горечи вследствие психического недуга жены. После того как жену пришлось изолировать, Теккерей жил в обществе двух дочерей (третья умерла в младенчестве). Его старшая дочь, Анна-Изабелла (в замужестве леди Ричмонд Ритчи), также стала писательницей, её воспоминания об отце - источник ценной информации.

    Первый роман Теккерея «Кэтрин» (Catherine ) был напечатан в журнале Frazer’s Magazine в 1839-40 годах. Кроме постоянного сотрудничества с этим журналом, Теккерей писал для The New Monthly Magazine , где под псевдонимом Майкла Титмарша появилась его «Книга парижских зарисовок» (The Paris Sketch Book ). В 1843 году вышла его «Книга ирландских зарисовок» (Irish Sketch Book ).

    По распространённому тогда обычаю Теккерей печатался под псевдонимом. Публикуя роман «Ярмарка тщеславия», он впервые подписался своим настоящим именем. Тогда же он начинает сотрудничать с сатирическим журналом «Панч», в котором появляются его «Записки сноба» (Snob Papers ) и «Баллады о полисмене Икс» (Ballads of the Policeman X ).

    «Ярмарка тщеславия», увидевшая свет в 1847-1848 годах, принесла своему автору настоящую известность. Роман писался без точно определённого плана: Теккерей задумал нескольких главных персонажей и группировал вокруг них разные события с таким расчётом, чтобы публикацию в журнале можно было растянуть или же быстро закончить - в зависимости от реакции читателей.

    За «Ярмаркой тщеславия» последовали романы «Пенденнис» (Pendennis , 1848-50), «Эсмонд» (The History of Henry Esmond , 1852) и «Ньюкомы» (The Newcomes , 1855).

    В 1854 году Теккерей отказался от сотрудничества с «Панчем». В журнале Quarterly Review он опубликовал статью об иллюстраторе Джоне Личе (J. Leech’s Pictures of Life and Character ), в которой дал характеристику этого карикатуриста. К этому времени относится начало новой деятельности Теккерея: он стал читать публичные лекции в Европе, а потом и в Америке, побуждаемый к этому отчасти успехами Диккенса. Однако, в отличие от последнего, он читал не романы, а историко-литературные очерки. Из этих лекций, имевших успех у публики, составились две его книги: «Английские юмористы XVIII века» и «Четыре Георга».

    Уильям Теккерей умер 24 декабря 1863 года от инсульта и был похоронен на лондонском кладбище Кенсал Грин. Его последний роман, «Дени Дюваль» (Denis Duval ), остался незаконченным.

    Характеристика творчества

    Основа романов и юмористических очерков Теккерея - его пессимизм и реалистическое изображение английской жизни, правду жизни автор хотел противопоставить условной идеализации типичных английских романов. В романе того времени предполагались идеальный герой или героиня, однако Теккерей, назвав своё лучшее произведение - «Ярмарку тщеславия» - романом без героя, - ставит в центр действия людей порочных или по меньшей мере эгоистических. Исходя из убеждения, что в жизни зло гораздо интереснее и разнообразнее добра, Теккерей изучал характеры людей, действующих из дурных побуждений. Изображая зло, пороки и мелочность своих персонажей, он тем самым ярче проповедовал положительные идеалы, в то же время, увлекаясь своими порочными героями, он возбуждал к ним больший интерес читателя.

    Своеобразным аккордом в произведениях Теккерея звучит пессимизм в сочетании с юмором, придавая им жизненность и, в то же время, - настоящую художественность. Хотя по своим реалистическим приёмам Теккерей сходен с Диккенсом, он отличается от него тем, что не делает уступок сентиментальному представлению об английской добродетели, а беспощадно рисует людей во всей их непривлекательности. Его романы превращаются в сатиры, с ярким изображением человеческих пороков в весьма неприглядном виде.

    Бекки Шарп, героиня «Ярмарки тщеславия» - бедная девушка, поставившая себе целью «устроиться» в жизни. Она не стесняется в выборе средств, пользуясь своими умом и красотой, чтобы опутать интригами нужных ей людей: она очаровывает богатых старых холостяков, выйдя замуж за полюбившего её молодого офицера, она обманывает его. Несмотря на то, что её проделки открыты, она устраивается так, чтобы сохранить положение в свете и возможность жить в роскоши. В образе Бекки Шарп ярко воплощены жадность, суетность и эгоизм, свойственные людям, поглощённым погоней за житейскими благами.

    Героиня романа и другие отрицательные типы выписаны автором особенно интересно, другие персонажи романа - добродетельная Эмилия Сэдли и другие жертвы Бекки - скорее скучны и бесцветны, за исключением тех, где преобладают комические и некрасивые черты - как в увальне Джо Сэдли.

    Главные действующие лица романа «Пенденнис» - эгоист-дядя и его легкомысленный племянник, подверженный слабостям и заблуждениям молодости. Они оба остаются человечными в своих ошибках; таковы и остальные недобродетельные персонажи романа: ирландская семья Костиганов, интриганка Бланш Амори. В «Ньюкомах» - продолжении «Пенденниса» - Теккерей показывает, как люди склонны обманывать других и сами становиться жертвами обмана. Выводя целую галерею жизненных, с блестящим юмором изображённых типов, Теккерей превращает роман в настоящую сатиру: на семейную жизнь, на женщин, которые преклоняются перед богатством и знатностью, на «гениальных» молодых художников, которые ничего не делают, но тешатся честолюбивыми мечтами. Пессимизм писателя вносит в финал романа трагическую ноту - разорившийся полковник умирает в приютившей его общине.

    «Эсмонд» и «Виргинцы» - исторические романы из быта XVIII века. Героиня «Эсмонда» - воплощение мелкой, тщеславной и эгоистической души в прекрасном теле. Хотя в этих романах есть и благородные характеры, выписанные с любовью, общая атмосфера пропитана грустью. Автор демонстрирует, что результат низких побуждений, даже если ими достигаются какие-то внешние блага - всегда печален.

    Давая в своих романах историю целых семей, Теккерей углубляет реализм и достигает эпичности повествования, выводя персонажей за пределы типичности, свойственной одной лишь Англии.

    Весь блеск сатирического таланта Теккерея проявляется в его «Записках сноба» и «Из записок Желтоплюша», представляющих из себя остроумные карикатуры на высшее английское общество.

    Произведения

    Романы

    • «Карьера Барри Линдона» / англ. The Luck of Barry Lyndon (1844)
    • «Ярмарка тщеславия» / англ. Vanity Fair (1848)
    • «Ревекка и Ровена» / англ. Rebecca and Rowena (1850)
    • «Виргинцы» / англ. The Virginians (1857-1859)
    • «Пенденнис» (Pendennis , 1848-50)
    • «Эсмонд» (The History of Henry Esmond , 1852)
    • «Ньюкомы» (The Newcomes , 1855).

    Сказки

    • «Кольцо и роза» / англ. The Rose and the Ring (1855)

    Переводы

    На русском языке переводы сочинений Теккерея появляются с 1850-х годов. На русском его произведения выходили в частности, в переводах Е. Н. Ахматовой. Отдельное издание «Ярмарка тщеславия» (Санкт-Петербург, 1851; то же под заглавием «Базар житейской суеты» (Санкт-Петербург, 1853); то же (Санкт-Петербург, 1873); то же (перевод И. И. Введенского, Санкт-Петербург, 1885); «История Пенденниса» (Санкт-Петербург, 1852), то же (Санкт-Петербург, 1874); то же (перевод И. И. Введенского, Санкт-Петербург, 1885); «Книга мишуры» (перевод Голенищева-Кутузова, Москва, 1859); «Ньюкомы» (Санкт-Петербург, 1856); то же (перев. С. М. Майковой, Санкт-Петербург, 1890); «Очерки английских нравов» (перев. Ф. Ненарокомова, Санкт-Петербург, 1859); «Ловель вдовец» (Санкт-Петербург, 1860); «Записки мистера Желтоплюша» (Санкт-Петербург, 1860); «Горас Сальтоун» (Санкт-Петербург, 1862); «Сатирические очерки» (Санкт-Петербург, 1864); «Приключения Филиппа в его странствовании по свету» (Санкт-Петербург, 1871); «Мужнина жена» (Санкт-Петербург, 1878); «Собрание сочинений» (в 12-ти тт., Санкт-Петербург, 1894-1895).

    Экранизации

    • Барри Линдон - фильм Стэнли Кубрика (1975)
    • Не покидай - 2-х серийный фильм Леонида Нечаева (1989)
    • Ярмарка тщеславия - телесериал (1998)
    • Ярмарка тщеславия - фильм Миры Наир (2004)

    Библиография

    Из изд. соч. Теккерей лучшее выход. с 1880 г. («Edit de luxe», 24 т.).

    • Hannay, «Memoir of T.» (1864)
    • Taylor, «T. the humourist a. the man of lettres» (2-е изд., 1868)
    • «Thackerayana? Notes a. anecdotes» (1874)
    • A. Trollope, «T.» (1887, «Engl. Men of Lettres»)
    • Conrad, «T. ein Pessemist als Dichter» (1887)
    • H. Merivale and Marzials, «Life of T.» (Лонд., 1891)
    • «Chapters from some memoirs» дочери Т. (Лонд., 1894)
    • Jack, «T., a study» (Лонд., 1895)

    После школы Теккерей поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, однако счастливый и плодотворный университетский период скоро закончился: юноша проигрался в карты, а затем потерял остаток своего значительного состояния при крахе Индийского агентства недвижимости.

    Поначалу Теккерей пробовал себя в графике и живописи. Он брал уроки рисования в Париже, впоследствии иллюстрировал свои произведения. В 1836 едва не состоялся его творческий союз с Ч.Диккенсом, искавшим художника для Посмертных записок Пиквикского клуба. Женившись в том же году на Изабелле Шо, он всерьез обратился к литературе. В последующее десятилетие сочинения Теккерея в малых жанрах (зачастую под псевдонимами) украшали страницы лучших периодических изданий того времени. В серии литературных пародий Романы прославленных авторов (Novels by Eminent Hands, 1839–1847) писатель выказал взыскательный вкус и отменное чувство стиля. В прошлом симпатии Теккерея были отданы восемнадцатому столетию, Веку Разума, а персонально – Г.Филдингу, Т.Смоллетту и другим просветителям. Теккерей не принял идеализации Средневековья в романах В.Скотта, и его наиболее язвительной пародией стало бурлескное окончание Айвенго – Ребекка и Ровена (Rebecca and Rowena, 1850). Сын своего времени, Теккерей, впрочем, не был свободен от викторианских предубеждений и, например, в характеристике своего любимого Филдинга (лекции Английские юмористы) показал себя весьма строгим моралистом.

    Семейная жизнь Теккерея складывалась драматически. У него родились три дочери, но из-за развившейся душевной болезни жены супруги вынуждены были расстаться. Теккерей вернулся к холостяцкой жизни, отдав двух дочерей (третья умерла) на попечение матери и отчима. В 1846 он купил дом и перевез туда дочерей.

    Слава и материальное благополучие пришли к Теккерею в 1847–1848, когда ежемесячными выпусками издавалась Ярмарка тщеславия (Vanity Fair). Роман повествует о тесно связанных между собой, но во многом противоположных судьбах двух подруг по пансиону; время действия – первые десятилетия 19 в. В образе яркой авантюристки Ребекки Шарп, ради положения в обществе забывшей о совести и чести, писатель дал исторически конкретный английский вариант бальзаковского Растиньяка. Название романа и всеобъемлющий образ «ярмарки житейской суеты» пришли из аллегорического романа Д.Беньяна Путь паломника. Обнажив глубоко поразившие общество лицемерие, эгоизм и моральную нечистоплотность, Теккерей дал многозначительный подзаголовок своему остросатирическому роману: Роман без героя.

    Духом критицизма проникнуты и другие масштабные романы Теккерея: Пенденнис (Pendennis, 1848–1850), История Генри Эсмонда (The History of Henry Esmond, 1852), Ньюкомы (The Newcomes, 1853–1855), Виргинцы (The Virginians, 1857–1859), Приключения Филиппа (The Adventures of Philip, 1861–1862). Писатель находил время и для более скромных литературных предприятий: выпустил пять рождественских книг (среди них хрестоматийное Кольцо и роза – The Rose and the Ring, 1854), писал стихи и баллады, читал лекции в Англии и Америке (изданы в 1853 под названием Английские юмористы XVIII века – The English Humourists of the Eighteenth Century), редактировал журнал «Корнхилл» («Cornhill», 1860–1862), где вышли его Ловел, вдовец (Lovel the Widower, 1860), Филипп и Заметки о разных разностях (Roundabout Papers, 1860–1863) – серия очерков, написанных с великолепной легкостью и демонстрирующих мудрую зрелость его взглядов на жизнь. Два года спустя Теккерей оставил журнал и приступил к новому роману, Дени Дюваль (Denis Duval, 1864). Роман не был закончен – писатель умер.

    В романах, рассказах и очерках Теккерея развернута широчайшая картина человеческого бытия, однако она не охватывает все социальные группы в равной степени: низшие классы представлены относительно мало. Писатель имел дело в основном с высшими кругами общества и особенно интересовался людьми, поднявшимися предосудительным образом, из милости либо благодаря тугому кошельку. Он вывел эту многоликую породу в Книге снобов (The Book of Snobs, 1846–1847). Британцу, утверждал Теккерей, свойственно стремление любыми способами занять более высокое положение.

    Теккерей любил рассказывать истории и комментировать их в процессе рассказа. Даже повествуя о современности, он играл роль историка: избранный материал представляет общественное достояние, и по отношению к нему должно выдерживать дистанцию. В финале Ярмарки тщеславия Теккерей пошел еще дальше, представившись «кукольником». Эта блистательная находка подключила технику кукловода к искусству ведения рассказа. Автор свободно толкует о своих персонажах и ходе действия, словно читатель сидит бок о бок с ним и они вместе наблюдают фантасмагорию спектакля. Образ читателя-собеседника (у Филдинга – читателя-друга) обогатил искусство повествования.