Жизнь пи кто был в лодке. «Жизнь Пи»: Путь познания или история выживания

Доброго дня! Смотрели вчера фильм "Жизнь Пи", который имеет награды: 4 премии Оскар, один Золотой глобус, 2 номенации на примию Эмми и т.д.
Как вам? какие оставил впечатления?
Кратенько сюжет:

"Мужчина по имени Пи общается с писателем Янном Мартелом, которому рассказывает свою невероятную историю. Отец назвал его в честь бассейна в Париже Piscine Molitor. В школе он решает называть себя Пи в честь буквы греческого алфавита π. Когда ему было 15 лет, отец, будучи директором зоопарка, объявил, что семье придётся уехать из Индии, забрав с собой половину животных, и продать их в Канаде, чтобы начать новую жизнь.

На четвёртый день после стоянки в Маниле судно попадает в шторм, и Пи - единственный, кому удаётся спастись. После того, как шторм закончился, Пи осознаёт, что в шлюпке находятся некоторые животные с корабля: гиена, зебра, орангутан Апельсинка и бенгальский тигр Ричард Паркер. В конце концов Пи остаётся в лодке наедине с тигром. Начинается борьба за выживание."

Мне стало интересно, как же снимали этот фильм? как затаскивали тигра на лодку? как актер не побоялся так близко стоять с хищником?
Раскрываем секреты...

Дело в том, что создатели фильма не хотели, чтобы молодого актера Саржа Шарму съел настоящий тигр, поэтому его решено было делать виртуальным. Первое, что волновало режиссера Энга Ли, это будет ли компьютерный тигр выглядеть правдоподобно в 3D формате. Решив снимать весь фильм методом стереоскопии, он должен был убедиться в том, что Ричард Паркер будет казаться настоящим, а не нарисованным на компьютере. Для этого в 2009 году аниматоры из R&H во главе с Биллом Вестенхофером взяли модель Аслана, перевели ее в трехмерный формат, немного улучшили, поместили в шлюпку, в которой будет проходить добрая половина фильма, и представили результат режиссеру. Тестовая анимация так понравилось Энгу, что он больше не сомневался в возможностях современных технологий.
Чтобы клыкастый персонаж еще больше походил на настоящего тигра, аниматоры досконально изучили повадки этих представителей семейства кошачьих. Очень полезной оказалась и книга Яна Мартела "Жизнь Пи", в которой автор довольно подробно расписал поведение тигра в различных ситуациях: как он поначалу принял брезент в качестве укрытия, затем отвоевал территорию и охранял ее, затем воевал с мальчишкой, пытавшимся дрессировать его, затем смирился с ролью подчиненного, а потом стал другом паренька. Но одно дело читать про это, другое - показать на экране.
Но все без исключения аниматоры признавали, что без настоящего тигра компьютерный Ричард Паркер не выглядел бы настолько хорошо. Энгу Ли (режиссеру)не пришлось искать долго: дрессировщик Терри Ле Портьер, поставлявший тигров для съемок "Гладиатора", нашел для него четырех полосатых актеров, которым пришлось изображать плавание в океане, борьбу с летающими рыбами и т.д.. Получив сточасовую пленку с основными движениями тигров, опытные аниматоры смогли, наконец, приступить к непосредственному созданию компьютерного Ричарда Паркера. На всю работу у них ушло около года.
Кликните, пожалуйста, на картинку
Долго попотеть им пришлось над тигриной шкурой: для достижения ее правдоподобного вида пришлось усовершенствовать специальную программу, которая помогала различить под мягким мехом перекатывающиеся во время движения мускулы. Шкура у Ричарда Паркера многоуровневая: первый слой прикрепляется к мускулам, сверху накладывается второй. Нельзя забывать и о том, что мех с течением времени должен выглядеть все хуже из-за нерегулярного и скудного питания и стрессов, которые сказываются на здоровье зверя.

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)


Роман «Жизнь Пи» - очень успешная книга, получившая в 2002 году букеровскую премию и экранизированная в 2012 году. В предисловии автор пишет, что его первый роман, напротив, прошел совершенно незамеченным читателями и критиками, отчего он впал в депрессию и отправился развеяться в страну чудес Индию. Там он набрел на чудесную историю, которую ему рассказал бывший житель Индии, а ныне гражданин Канады господин Пи.
Понятно, что это – стандартный ход с использованием чужого дневника или рассказа, который часто использовали писатели прошлого, как, например, «Жизнь и приключения Робинзона Крузо, рассказанная им самим», но доля истины здесь есть. Сам по себе роман нехорош: длинные и занудные описания внешности героев, ненужные подробности, и если бы не оригинальный сюжет, то читать было бы скучно. Но сюжет спасает все.

Главный герой Пи пережил необыкновенное приключение: в 1977-1978 годах он пробыл в открытом море 7,5 месяцев в одной шлюпке с бенгальским тигром и остался жив. Это более, чем оригинально. Такая небывальщина привлекает внимание.

Вначале мы узнаем о детстве и семье героя. Они описываются в юмористическом ключе. Родители мальчика – люди новой Индии. Они не верят в бога, разделяют демократические ценности и ориентированы на западные стандарты, которые понимают весьма специфически. Об этом говорит имя ребенка – его назвали в честь парижского бассейна. Можно ли придумать большую глупость? Но у родителей был друг, который в молодости жил в Париже и увлекался плаваньем. Он без конца рассказывал о загранице, при этом его интересовали только плавательные бассейны. Вот сына и назвали именем того бассейна, которым этот пловец восхищался больше всего. Его полное имя было Писин Молитор Патель. Когда мальчик пошел в школу, его стали дразнить «писуном», из-за чего он был вынужден сократить свое имя до Пи – Пи Патель.

Дети учились в английской школе. Старший брат увлекался спортом. А у Пи были свои увлечения – он верил в бога и посещал с одинаковым рвением индуистские, христианские и мусульманские религиозные учреждения. В каждой из этих трех религии он находил что-то свое и не хотел выбирать между ними. Пять раз в день он совершал намаз, крестился и причащался, а также совершал индуистские обряды. Он поступал так, потому что хотел служить Господу самыми различными способами. В индуизме он ценил фантазию и красоту, в христианстве доброту и жертвенность, в исламе – присутствие бога во всем, что он видел, особенно посещающее его во время намаза. Родители не знали, что с ним делать, и оставили в покое.

Когда Пи исполнилось 15 лет, отец решил эмигрировать в Канаду. Он считал, что Индира Ганди ведет страну в прошлое, переживал из-за политики. Его бизнес нес убытки, к тому же зоопаркам запретили покупать животных у охотников – их можно было только обменивать у других зоопарков. Частный зоопарк не мог выжить при таких условиях. Год они распродавали животных по зоопаркам мира, а потом погрузили клетки с теми из них, что предназначались для США и Канады на старый японский сухогруз и отправились в плаванье. Команда судна состояла из каких-то сомнительных типов, которые много пили и не умели, в отличие от семьи Патель, говорить по-английски.

Сухогруз вышел в открытое море и вдруг ночью около Манилы ни с того, ни с сего затонул. Был небольшой шторм, шел дождь. Пи случайно удалось спастись, а вся команда, отец, мать и старший брат утонули за считанные минуты. Пи оказался в большой спасательной шлюпке, да не один, а вместе с бенгальским тигром, орангутангом, зеброй и гиеной. Тигра Пи сам вытащил из воды, когда увидел его рядом с шлюпкой (кинул ему спасательный круг, потом подтянул к себе), зебра упала в шлюпку и сломала ногу, когда корабль накренился и лодка сошла в воду, орангутанг приплыл к ним на груде бананов, а откуда в ней взялась гиена – неизвестно. Потом Патель выдвигал версию, что кто-то из команды еще до кораблекрушения спьяну открыл клетки – вот они и сбежали.

Очень ярко описаны первые сутки после кораблекрушения: как Пи хотел пить, в каком он был отчаянии, как злобная гиена отгрызла еще живой зебре ногу, а потом стала рвать ее внутренности, а зебра все не умирала, а ужасно кричала, как орангутанг – самка по имени Апельсинка – пыталась бороться с гиеной и проиграла, и как со дна шлюпки вылез тигр и съел гиену. Пока животные сражались между собой, юноше удалось обнаружить запас воды, галет, нож, опреснители, спасательный плотик, ведро, удочки, остроги, крючки для ловли рыбы, одеяла, топор, руководство по навигации и выживанию в экстремальных условиях и многое другое. Он отселился от тигра на плотик и стал обдумывать, как бы его извести. Но тигр не проявлял агрессии по отношению к нему – он наелся тушами гиены, зебры и орангутанга, напился дождевой воды и находился в благодушной настроении. Ричард Паркер даже немножко мурлыкал: тигры не мурлычут по-настоящему, но умеют издавать какие-то похожие звуки. И тут Пи передумал убивать тигра, тем более, что он так и не придумал, как это сделать. Он решил приручить его. Тигра звали Ричард Паркер. В свое время охотник с таким именем убил тигрицу и нашел тигренка, а чиновник, который оформлял животное в зоопарк, все перепутал и написал в документах, что кличка тигра – Ричард Паркер.

Дальнейшая их совместная жизнь протекала мирно. Они разделили территорию: тигр жил на дне лодки под брезентом, мальчик – на корме и на плоту. Патель проверял все узлы на плоту, ловил рыбу и черепах, кормил тигра, поил его водой, которую получал от 10-ти опреснителей, молился несколько раз в день всеми известными ему способами, сушил рыбу и черепашье мясо, любовался на море, небо, звезды и на тигра, читал инструкции, а тигр только ел и спал. Патель считал, что тигр спас его. Если бы не эти заботы, не опасения, что голодное животное его съест, то терпящий бедствие не находился бы в постоянном тонусе, скис бы и умер. Что касается лодки и навигации, то Пи быстро понял, что все равно не знает, куда плыть, и положился на волю волн. Он не ждал, что его кто-нибудь спасет. Впоследствии выяснилось, что его несло Тихоокеанское малое течение. Сколько прошло времени, он не знал.

Однажды шлюпка принесла их к острову. Пи так и не узнал, что это было: настоящий остров или огромная колония плавучих водорослей. Но там росли деревья и имелись озерца с пресной водой. Остров населяли сурикаты. А питались они морской рыбой, которая всплывала в пресных водоемах уже в мертвом виде. Юноша понял, что экосистема острова устроена следующим образом: водоросли, из которых состоит остров способствуют опреснению воды, проплывающие под островом рыбы попадают в струи пресной воды, отчего сразу умирают, а сурикаты ими питаются.

Тигр освоился гораздо быстрее человека. Он убежал в лес, весь день ел этих непуганых грызунов в огромных количествах, а вечером возвращался спать в лодку, которую, видимо, считал своим логовом. Пи первые дни не мог ходить, но потом восстановился. Он стал питаться рыбой, но особое удовольствие доставляло ему купание в пресной воде. Надо сказать, что до кораблекрушения Патель не ел мяса, и он очень переживал, когда вынужден был убить свою первую рыбу и даже до сих пор поминает ее в молитвах, но потом смирился с неизбежным злом.

Ричард Паркер отъелся, стал активным и Пи стал опасаться спать с ним рядом. Он решил соорудить себе гамак и спать на дереве. К его удивлению, ночью все до одной сурикаты тоже залезли на деревья. Некоторые из детенышей устроились у него на теле – так он спал в живом одеяле. Ему это понравилось. Потом Патель установил, что ночью водоросли испускают какую-то кислоту, которая разъедает тела рыб в озерцах. Процесс запускает отсутствие солнечного света. Т.е., остров был хищником, а сурикатам доставались только объедки. Но, с другой стороны, Пи мог там жить сколь угодно долго – все, в чем он нуждался по самому минимуму, здесь было. Но один раз он увидел на растущем рядом дереве плоды, сорвал один, но это оказался не плод. То, что он принял за плод, был человеческий зуб, оплетенный листьями. Пи догадался, что до него на острове жил еще один бедолага, который ел рыбу, сурикат, спал на дереве, а потом он умер, и остров его поглотил. Остались одни зубы, которые дерево оплело листьями. Это грустное открытие подвигло Пи вновь пуститься в плавание – лучше уж погибнуть в море, чем кончить жизнь так. Тигра он взял с собой – ведь тот был слишком тяжел для спанья на дереве и пропал бы в первую же ночь.

Далее он так и дрейфовал на шлюпке, пока течение не вынесло шлюпку к берегам Мексики. Прошло 9 месяцев. Прямо на берегу тигр убежал в джунгли, и больше не вернулся. Пи было очень обидно, что Ричард Паркер с ним даже не попрощался. А юношу нашли местные жители, отправили в больницу. Там он пришел в себя. Его история попала в СМИ. В больницу наведалась японская делегация с целью установить, почему затонул их сухогруз. Патель не знал, отчего корабль пошел ко дну, но рассказал им свою историю. Она вызвала много критики. Японцы не хотели верить в тигра, зебру, гиену, хищный остров. Японцы говорили, что тигры не живут в Мексике. Они даже не верили, что бананы могут плавать (орангутанг подплыл к шлюпе на груде бананов, которую, к сожалению, не удалось втащить в лодку, о чем Пи потом очень жалел). Пи при них кинул банан в раковину с водой – он не тонул, но японцы все равно сомневались в его рассказе. «Разве вы видели все, что может быть в океане? Знаете ли вы истории про сбежавших из зоопарка зверей, которые освоились в непривычных для их вида местах?» - спрашивал их Патель. Те сомневались.

Тогда он изложил свой рассказ по-другому. Вместе с ним в лодке была его матушка, молодой матрос со сломанной ногой и кок-француз. Матрос очень страдал из-за открытого перелома. Кок уговорил их ампутировать матросу ногу, чтобы, якобы, облегчить его страдания, а сам стал эту ногу есть. А до этого он сожрал все галеты. Потом кок и вовсе убил матроса. Мать Пи стала с ним бороться - он убил и ее, а подростку удалось зарубить кока топором. И он съел его мясо и печень. «Такая история нравится вам больше?» - спросил Пи. Японцы ответили, что, пожалуй, вариант с тигром был лучше, и пообещали выплатить страховку.

Пи перебрался в Канаду, окончил университет по специальностям теолога и зоолога, защитил диссертацию по трехпалым ленивцам, женился, у него родились сын и дочь. Он продолжает молиться индуистским богам, Христу и совершать намаз.

Конечно, тигра, да и само морское путешествие надо понимать метафорически. Например, море – это жизнь, полная неожиданностей и опасностей, шлюпка – человеческая судьба, а взаимоотношения с тигром характеризует отношение к испытаниям и к судьбе. Жить можно по-разному: и как трехпалый ленивец, и как человек, который способен пересечь на шлюпке Тихий океан и приручить тигра. Надо бороться за жизнь, надо верить в бога, который может быть в чем угодно, даже в бенгальском тигре. Тигр и Бог связаны не случайно: для Уильяма Блейка тигр служил доказательством существования Бога:
"Тигр, о тигр, светло горящий
В глубине полночной чащи,
Кем задуман огневой
Соразмерный образ твой?

В небесах или глубинах
Тлел огонь очей звериных?
Где таился он века?
Чья нашла его рука?

Что за мастер, полный силы,
Свил твои тугие жилы
И почувствовал меж рук
Сердца первый тяжкий стук?

Что за горн пред ним пылал?
Что за млат тебя ковал?
Кто впервые сжал клещами
Гневный мозг, метавший пламя?

А когда весь купол звездный
Оросился влагой слезной, -
Улыбнулся ль, наконец,
Делу рук своих творец?

Неужели та же сила,
Та же мощная ладонь
И ягненка сотворила,
И тебя, ночной огонь?

Тигр, о тигр, светло горящий
В глубине полночной чащи!
Чьей бессмертною рукой
Создан грозный образ твой?"

В свое время притча о чайке по имени Джонатан Ливингстон оказало большое влияние на целое поколение. Она подвигала хиппи стремиться к невозможному и двигаться за границу реального мира. Я помню, как некоторые, прочитавшие эту книгу, меняли свою жизнь. Не зря Янн Мартел тоже назвал тигра человеческим именем.
Вряд ли «Жизнь Пи» сумеет повторить ее успех, но что-то в ней все же есть.

«Жизнь Пи» стал моим 2105-м по счёту фильмом. Перед просмотром я, как искушенный киноман, был уверен, что этому кино зацепить меня не получиться (я даже уже мысленно нарисовал ему оценку, эдак 6 — 7, за спецэффекты), однако я ошибался. Данный фильм, помимо удачных режиссёрских и операторских находок, являет собой образец удачно перенесённой на экран поучительной философской притчи. Фильм настолько масштабен, что в 2-х словах о нём рассказать не получится. Итак по порядку. Начало фильма достаточно прозаично: к преподавателю-эмигранту, по совету друзей, приходит молодой канадский писатель, ищущий вдохновение для своей новой книги. Индиец обещает поведать историю, в ходе которой писатель обязательно должен обрести не только новую тему для своей книги, но и Бога в душе, на что писатель лишь иронично улыбнулся…

История индийца начинается с того, что в некоей индийской провинции жил-был мальчик с необычным именем «Пи». Рос он в обеспеченной семье, которая имела свой небольшой бизнес в виде собственного зоопарка. Мальчик с детства находится в весьма тепличных условиях, в окружении любящей семьи и животных.

Но этой идиллии приходит конец, когда Отец сообщает, что их бизнес на грани разорения и единственным выходом, который он видит, является эмиграция в Канаду. При этом в Канаду он хочет забрать и животных, которых можно там продать, выручив неплохие деньги и вложив в новое дело.

Сказано-сделано и вот мы уже видим, как вся семья плывёт на японском корабле, в трюмах которого находятся клетки с теми самыми животными. Корабль большой, поэтому на нём плывёт много разношерстной публики, с некоторыми у семьи складываются более-менее хорошие отношения, в то время как с другими, например с местным коком (в исполнении выдающегося Жерара Депардье), отношения не складываются, т. к. он наотрез отказывается потворствовать их буддийскому вегетарианскому рациону.

Через несколько кадров мы вместе с рассказчиком становимся свидетелями чудовищного кораблекрушения, в ходе которого в жуткой суматохе в сброшенной на воду спасательной шлюпке оказываются наш герой, зебра со сломанной ногой из перевозимого Зоопарка, свалившаяся в лодку невесть откуда, а также спрятавшиеся под брезентом тигр и гиена. Позже, утром, мальчик спасает из воды ещё и орангутаншу.

Спустя некоторое время гиена приходит в себя и начинает устанавливать собственные правила, пытаясь укусить, то мальчика, то обезьяну, то зебру. В конце концов, у слюнявой бестии рефлексы берут верх над всем остальным и она накидывается на издыхающую зебру. Крики мальчика и обезьяны не остудили пыл гиены и через несколько минут она уже приступила к ужасной трапезе. По прошествии ещё какого то времени, гиена обратила свой хищный взор уже на обезьяну, начав обхаживать и её. Измождённая от голода и обезвоживания она периодически давала оплеухи гиене, но в итоге хищный настрой ненасытной твари взял верх и уже обезьяна конвульсировала на дне лодки в луже собственной крови. Мальчик от бессилия с тупым ножом и криками бросился на гиену, которая уже готова была вонзить мощные челюсти в его горло, однако тут на авансцену выходит другой участник драмы — Тигр, который, как оказалось, отлёживался от качки под большим брезентом. Молниеносным ударом он ломает хихикающую тварь пополам. Однако мальчику от этого не легче, т. к. плыть в лодке с разъяренным тигром это задачка посложней, чем путешествие с гиеной.

И вот кадр за кадром мы становимся свидетелями того как растёт взаимное уважение у человека и тигра, как шаг за шагом, благодаря усилиям отважного юноши, тигр справляется со своими инстинктами и становится его другом и помощником. Путешествие чрезвычайно долгое, приправленное философскими рассуждениями, поэтому рамок настоящего обзора на описание всего этого действа не хватит. Поэтому переходим к неожиданной концовке фильма. После всех злоключений лодку в итоге прибивает к берегам Мексики, измождённые мальчик и тигр выползают на берег и, в следующий момент, тигр, даже не обернувшись, растворяется в сельве. Нашего героя всё-таки находят местные рыбаки и вот он заплаканный уже лежит в реабилитационном центре и отвечает на вопросы японских следователей (ведь если мы помним судно было японским).

Рассказ мальчика о необычном путешествии с животными японцев не устраивает, т. к. в нём много несостыковок. И, в конце концов, дотошные самураи вынуждают мальчика рассказать то, что произошло на самом деле. После нескольких фраз мальчика зритель вместе со следователями, понимает, что весь предыдущий рассказ это аллегория, попытка сознания ребёнка забыть тот ужас, который в действительности произошёл с ним за эти долгие недели скитания в океане, попытка трансформировать поступки и следствия в менее травмирующие для сознания формы. Мы начинаем понимать, что и зебра со сломанной ногой это не зебра, а юный матрос, который при падении сломал ногу и мучительно умирал от инфекции, что добрая орангутанша это не орангутанша, а собственно Мать мальчика, которая чудом спаслась и тоже была в той шлюпке. Пара фраз и зритель осознаёт, что та обезумевшая гиена это не кто иной, как тот самый толстый канадец-кок, который не смог справиться со своими низменными инстинктами и буквально за неделю превратился в чудовище. Добив умирающего матроса, он принялся его пожирать, а на протесты мальчика и его Матери он лишь их избил. Через пару дней после этого инцидента, в процессе очередной ссоры, кок жестоко зарезал и Мать мальчика, сбросив её в воду, где на глазах у сына её растерзали акулы. И тут волнами на зрителя находит очередное озарение, что ведь и тигр это аллегория. Тигр это тот гнев, который вырвался из чистой души ребёнка после всего увиденного, тигр это Бог, это априорная высшая справедливость, которая заставила худенькую юную руку взять нож и вспороть брюхо обезумевшей гиене в человеческом обличье.

В самом конце фильма перед нами снова предстают большие грустные глаза рассказчика (взрослого Пи), который предлагает ошарашенному писателю выбрать из двух историй одну, которую он посчитает правдой. Писатель, понимает весь ужас, который пережил этот человек, который облачил этот ужас в метафоры и аллегории, что вероятно и помогло ему не сойти с ума, остаться нормальным человеком и даже добиться определённых успехов в жизни. И он справедливо выбирает аллегоричную сказочную историю с тигром, ведь лучше поверить в то, что в условиях испытаний Тигр стал человечнее, чем в то, что человек за неделю трудностей смог превратиться в мерзкую гиену…

В фильме «Жизнь Пи» одного из главных героев зовут Ричард Паркер и он тигр. Он играет важную роль в повествовании, и многим зрителям понравилась история этого животного. В этой статье можно узнать о нем полнейшую информацию на основании сюжета картины.

Начало сюжета и первое появление в фильме

Начинается история картины с того, что парень по имени Пи рассказывает свою историю известному писателю Янну Мартелу уже в Канаде, который хочет ее запечатлеть. Все начинает во времена, когда юноша еще ходил в школу. Над его полным именем Писин многие смеялись, но парню до этого не было дела. В пятнадцать лет родители сказали главному герою, что им придется уехать из Индии. Так как отец был директором зоопарка, вместе с собой они забрали часть животных, дабы продать их уже в Канаде. Среди их числа был и Ричард Паркер, который получил свое имя от охотника, который поймал тигра. Изначально его хотели назвать Жаждущим, но случилось иначе.

Развитие истории

Когда Ричард Паркер и другие животные были на борту, семья Писина выехала из Индии на японском судне. После четырех дней плавания в Маниле их догнал шторм, которого главный герой раньше никогда не видел. Он вышел на палубу, дабы насладиться действием стихии. В это время волна уже унесла нескольких матросов за борт, а Пи кинули в ближайшую шлюпку. Пятнадцатилетнему парню пообещали найти его родителей, но судьба распорядилась иначе. В небольшой лодке с ним находился кок, но его оттуда выкинула зебра. Звери вырвались на свободу, а потому в шлюпке еще оказалась гиена, орангутанг по имени Апельсинка и последним гостем стал тигр Ричард Паркер.

Все это главный герой уже обнаружил после шторма, когда судно отнесло далеко от их грузового корабля. Началась борьба за пищу посреди открытого водного пространства. Гиена убивает зебру, у которой была сломана нога. После этого она нацелилась на Пи, но обезьяна спасает персонажа и сама становиться жертвой. Тигр в это время прятался под натяжкой и в подходящий момент выпрыгнул на гиену, у которой не осталось шансов выжить.

Продолжение борьбы

Ричард Паркер становится единственным хищником на лодке, который представляет угрозу для жизни главного героя. Именно потому парень строит небольшой плот и вяжет его веревкой к шлюпке. Туда он перебрасывает все припасы, а сам предпринимает попытки как-то стать первым номером в лодке. Так как Пи вегетарианец, то питаться мог только галетами, который были припасены в спасательном судне. Их вместе с плотом раскидывает по морской пучине кит, которого неосторожный парень потревожил ночью. Началось голодание, которое кончилось яростной борьбой за пищу в момент нашествия летающих рыб. Вместе с ними на борт выбросило большого хищного представителя. Ричард Паркер с Пи начали всячески сражаться за него, но главный герой благодаря упорству одержал победу. Их совместное путешествие на этом не кончилось.

Финальные сцены

Из-за имени тигра его часто путают с главным персонажем романов американского писателя Ричарда Старка. Паркер - его фамилия, а потому выходит путаница в наименованиях. В картине «Жизнь Пи» главный герой с животным успели побывать на самых разнообразных островах и увидеть огромное количество морских жителей. Однажды на небольшом клочке земли Писин нашел в цветке человеческий зуб.

Судьба была благосклонна к двум путешественникам, и они смогли добраться до берегов Мексики. За это время Ричард Паркер сильно исхудал, но сумел перепрыгнуть парня, когда они оказались на пляже. Тигр сразу же увидел тропический лес и направился туда. Перед входом он на некоторое время остановился, а потом просто вбежал в него. Главного героя расстроил тот факт, что их отношения закончились на таком моменте, но Ричард так и не вернулся для прощания.

Человек, безусловно, царь природы, но только его подданные об этом не осведомлены. Оказавшись наедине с Бесконечностью, человек может вести себя как дикое животное, а может стать истинным подобием Божьим. Как это происходит и что нами движет в решающий момент? Каковы вообще взаимоотношения человека, Бога и природы? Эти вопросы поставил перед собой писатель , создавая роман «Жизнь Пи». После просмотра по его роману этот вопрос стали задавать миллионы зрителей. Ответ один: фильм надо рассматривать сразу в двух плоскостях: визуальной и философской.

Пи как символ гармонии Вселенной

Почему главного героя зовут так странно? Вообще-то его полное имя ещё необычнее — , в честь парижского бассейна. Из-за насмешек окружающих Писин берёт себе новое имя – Пи, сокращая его до буквы греческого алфавита. Эта буква знакома всем, изучающим математику; она лежит в основе многих формул. Благодаря ей мы можем вычислить длину любой окружности — плавной, изогнутой, замкнутой линии, зная длину отрезка прямой линии – радиуса. Эта буква – настоящий символ гармонии. Герой фильма, пытающийся примирить идеологии трёх религий – индуизма, христианства и ислама – тоже пытается встроить себя в формулу мира.

Покинув родину, в поисках новой жизни Пи волей судьбы оказывается посреди океана, один под бескрайним небом, и в лодке кроме него – четверо животных. Кораблекрушение, как крушение планов и надежд, приводит всех на край гибели. Шторм посреди океана, как любая жизненная буря, ставит всех на грань выживания. Человек строит свои отношения с животными, как Бог – с людьми. Животные ведут себя ожидаемо. Они не признают главенство Человека, как и люди отрицают Бога. Они пытаются его убить – как и те люди, кто отказывается от Бога. Они убивают друг друга, как и люди, которыми владеет жажда крови и наживы. Но Пи побеждает, и гармония торжествует.

Человек и тигр

Звёзды с небес отражаются в океанской бездне. Среди этой первозданной тьмы, в сверкании миллиардов светил, в одинокой лодке дрейфуют человек и тигр. Они с огромным трудом добились взаимопонимания. Человеку пришлось укрощать тигра, как Богу приходится учить человека. Друзьями они так и не стали, но в их отношениях появились элементы упорядоченности.

Здесь звучит полная гамма эмоций: нежелание подчинения, страх, подавление воли, забота, признание необходимости сотрудничества. Перед нами уже не пара «человек – тигр» или «Бог – человек», а одно, единое существо. Они могут спасти свои жизни только в сотрудничестве – и посреди океана, и на «плотоядном» острове, пожирающем своих обитателей.

Желанный берег даёт им свободу друг от друга. Тигр, не оглянувшись, уходит в джунгли. Так и человек, получив спасение от Бога, редко его благодарит даже взглядом.

Люди или звери?

Вернувшись из скитаний на твёрдую почву, оставив философские искания и оказавшись в реальном мире, Пи сталкивается с необходимостью объяснить всё произошедшее с ним с материалистической, атеистической, буквальной точки зрения. Вместо бушующей стихии – стены госпиталя, вместо лодки, этого символа движения, – больничная койка. Героя опрашивают чиновники, представляющие интересы хозяина судна, потерпевшего крушение. Рассказ об искании истины, познании себя и Богопознании, слишком нереален для официального отчёта.

Тогда Пи, словно спустившись с Небес на землю, даёт вполне земное объяснение произошедшего. В лодке с ним действительно были не звери из путешествующего зоопарка, а люди. Не злобная гиена убила раненую зебру и самку орангутана, вступившуюся за Пи, а корабельный кок, каннибал и убийца, убил раненого матроса и мать Пи. И не тигр уничтожил гиену, а сам Пи, почувствовав в себе силу тигра и животную ненависть, убил кока.

В лодке, кроме Пи, никого не было. Был только он один, в двух сущностях – человеческой и звериной. И если считать, что Бог создавал человека по своему образу и подобию, то мальчик Пи был образом Божественного начала в человеке, а тигр – животным, звериным началом. Значит, он искал мир с самим собой, со своими двумя сущностями. И только примирив их, смог спастись.

Смысл концовки фильма

В конце звучит главный вопрос: какую из двух историй принимаем мы? Как понимаем то, что случилось с Пи? Чего в нас больше – человеческого или звериного? Поверим мы в философское, «высокое», или общепринятое, понятное всем «логичное» объяснение?

Никого не удивила версия с убийствами и каннибализмом. Никого не удивил факт, что люди в критический момент повели себя, как звери. Казалось бы, именно это должно быть для нас невероятным, а не возможность совместного плавания в одной лодке с тигром. Поэтому автор романа Мартел и режиссёр Энг Ли призывают принять рассказ Пи «за чистую монету»: они верят в людей.

А для тех, кто всё ещё колеблется, есть иное объяснение. Пи старался примирить три религии, любить Бога, но переступил нравственную черту. Чтобы найти спасение, ему пришлось бороться с тигром-убийцей, который таился в нём. А это значит, что правдивы обе версии, и битва с «внутренним тигром» может ожидать любого человека после очередной катастрофы посреди бурного житейского океана.