Первые шаги в рисовании: учим ребенка творчеству. Простые способы обучения детей рисованию

Вопрос «Как научить детей рисовать человека?» многих взрослых ставит в тупик: далеко не каждый сможет реалистично передать пропорции и портретное сходство, и тем более, объяснить этапы рисования фигуры человека ребенку. Мы покажем простые схемы и дадим рекомендации, как нарисовать человека поэтапно — справится даже ребенок взрослый.

shkolabuduschego.ru

Большинство взрослых, не занимаясь профессионально художественной деятельностью, остановились в своем развитии на этапе «головоногов». Но это не повод давать «от ворот поворот» малышу с карандашом, который хочет познать этот мир и всему научиться.

Рисуя, ребенок фантазирует, развивает свои способности, тренирует зрительную память. Конечно, нарисовать человека гораздо сложнее, чем дерево или ежика, но даже самое сложное дело можно разбить на простые этапы, чтобы оно не казалось таким уж страшным и невыполнимым. Учимся вместе!

Как научить ребенка 3-4 лет рисовать человека


pustunchik.ua

Ребенку 3-4 лет можно объяснить принцип рисования фигуры человека на примере простой схемы: голова, туловище, руки и ноги, обязательно шея, кисти и ступни.

Пусть потренируется рисовать таким образом мальчиков и девочек. Тут важно в первую очередь не столько сходство, сколько отработка чувства пропорций, наличие всех «составляющих».

razvitie-vospitanie.ru

Затем можно попробовать нарисовать человечков в движении. Чтобы наглядно показать ребенку, как сгибаются наши руки и ноги при ходьбе, прыжках, поворотах и пр., продемонстрируйте все эти движения перед зеркалом.

Удобно сделать проволочный каркас и гнуть его в разные стороны.

www.kukolnihdelmaster.ru

Пусть эта проволочная модель будет вашим пособием при обучении ребенка рисовать человека в движении.

pinimg.com

Полезно делать быстрые схематичные рисунки. Задали проволочной модели нужную позу — тут же ее нарисовали. Позже вы объясните ребенку, как «одеть» человечков. Сейчас важнее понять, как меняется положение рук и ног при том или ином движении.

fb.ru

Чтобы маленьких художников ничего не отвлекало от главного — передачи движения в рисунке — предложите нарисовать движущегося человека с помощью силуэта. Чтобы было проще, сделайте картонную модель с подвижными элементами.

infourok.ru

Еще один совет для тех, кто хочет научить ребенка хорошо рисовать человека: лепите! Да-да, в объеме ребенку легче воспринимать пропорции, он быстрее поймет, как правильно. Если он научится хорошо и быстро лепить человека, нарисовать его ему не составит труда — проверено.

Как научить ребенка 5-6 лет рисовать человека: пропорции

Учите ребенка видеть невидимое. Прежде, чем нарисовать одетую фигуру, нужно наметить каркас, понять положение рук и ног, направление и поворот туловища относительно головы и пр. Пользуйтесь схемами, лишние линии с рисунка всегда можно убрать ластиком.

infourok.ru

Когда ребенок научится мыслить именно схемами, у него не возникнет сложностей при рисовании фигуры человека.

Дошкольникам 5-6 лет смело можно объяснять, чем фигура взрослого отличается от фигуры ребенка. Модуль, которым мы «измеряем» фигуру — голова. От того, сколько раз голова «помещается» в схеме построения фигуры человека, зависит многое.

artrecept.com

Покажите фотографию, где ребенок стоит рядом со взрослым. Предложите измерить (линейкой, полоской бумаги или др.), сколько раз голова ребенка «помещается» в его фигуре целиком. То же самое проделайте с фигурой взрослого. Ребенок сам сделает вывод, что у детей голова больше (относительно пропорций всего тела).

sovetunion.ru

У взрослых голова «помещается» 7- 8 раз (в идеале). Если учитывать это при рисовании человека, фигура выйдет пропорциональной, похожей.

profymama.com

Достаточно несколько раз нарисовать простую схему, чтобы в дальнейшем рисовать толстых и худых людей, мужчин, женщин и детей.

Мужская и женская фигуры отличаются. На схеме эти отличия легко показать геометрическими фигурами. У мужчин широкие плечи, у женщин — бедра.

Очень скоро ваш ребенок постигнет азы рисования человека и сможет изобразить всю семью!

Как нарисовать человека поэтапно: видео

Уважаемые читатели! Расскажите в комментариях о самых забавных рисунках ваших детей. Умеете ли вы сами рисовать человека реалистично? Помогли ли вам наши схемы и советы научиться рисовать людей?

Мастер - класс «Мой пушистый друг» нетрадиционное рисование с детьми подготовительной группы ДОУ


Соколова Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО Центр Детского творчества п. Сява, Нижегородской области.
Мастер-класс для детей 6-7 лет, родителей и педагогов.
Назначение мастер-класса. Данный мастер-класс будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, воспитателям группы продленного дня при обучении детей нетрадиционным техникам рисования. Так же им могут воспользоваться родители, самостоятельно занимающиеся со своими детьми.
Работы детей можно использовать для выставки творческих работ, украшения комнаты, подарка.
Цель: Научить рисовать пушистых животных нетрадиционной техникой: рисование веничком и печать губкой.
Задачи:
знакомство с понятием «художник - анималист»;
развивать чувство фактурности; развивать творческие способности и интерес к изобразительному искусству; воспитывать любовь к животным, наблюдательность.
Материал:
бумага А4 (цветная или белая),
трафарет котенка, (можно взять любой из интернета)
гуашь,
кисточки,
губка,
веничек,
баночка с водой.


Шаблоны котят:



Живут на земле
Существа неземной красоты.
Я думаю, вы догадались,
Что это – ко….. (ты).
Наш мастер-класс мы посвятим этим милым, очаровательным, грациозным и загадочным животным. Нарисуем хвостатого пушистого друга. А изобразить его пушистым нам помогут необычные предметы для рисования - это маленький веничек и поролоновая губка.
Если в доме есть домашний питомец, то в нём, как правило, мир и покой. В этом доме много любви, тепла и добра. И рядом с домашним животным вырастают чаще всего добрые и хорошие люди, способные любить, сострадать, приходить на помощь тому, кто в ней нуждается.


Человек приручил кошку около 4 000 лет назад. И наблюдая за домашней кошкой, обнаружил много примет.
Кошка умывается – к гостям.


Прячет нос – к холоду.


Есть художники, у которых звери и птицы – главные герои рисунков и картин. Их называют - анималистами. Слово «анималист» происходит от латинского слова «animal», что означает «животное». Но рисовать животных не так – то просто. Потому, что животные не умеют позировать. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер. Художник начинает свою работу с выполнения набросков, эскизов и зарисовок с натуры живых зверей, птиц, рыб, а выполнение длительных работ ведётся обычно с чучел животных или по фотографии.
Художники – анималисты стараются не только добиться внешнего сходства, но и отражают в рисунках характер, присущий изображаемому зверю или птице, стараются передать индивидуальность животного.


Один из таких художников, народный художник России Виктор Чижиков - автор олимпийского медвежонка Мишки, талисмана XXII летних олимпийских игр, которые проходили в Москве в 1980 году.

Он оформлял книги Маршака и Барто, Чуковского и Волкова, Михалкова и Носова. На протяжении полувека его иллюстрации появлялись в журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка». На его рисунках, полных солнечного света, юмора и радости, выросло не одно поколение читателей. Одна из самых любимых тем художника изображение котов.
Чудесные иллюстрации нарисовал Виктор Чижиков к книге Андрея Усачёва «Планета кошек». Художник придал своим героям – животным черты, свойственные людям.



Есть где-то кошачья планета.
Там кошки, как люди живут:
Читают в постели газеты
И кофе со сливками пьют.
У них есть квартиры и дачи,
Машины и прочий комфорт.
Они обожают рыбачить,
И возят детей на курорт.
Летают в заморские страны.
Находят алмазы с кулак.
Сажают на клумбах тюльпаны
И даже разводят собак.
Роскошная жизнь на планете
У кошек, котов и котят!
Но странные жители эти
Всё время о чем-то грустят…
Как много игрушек хороших!
Как много пластинок и книг!..
Вот нет только кошек у кошек.
Ах, как же нам грустно без них.
(Андрей Усачёв)


А нам скучать некогда, мы начинаем рисовать пушистого котенка.

Практическая работа.

Прикладываем трафарет фигуры кошки на середину альбомного листа.


Обмакиваем сухую губку в желтую краску и печатающими движениями заполняем цветом силуэт. Начинаем с головы, затем туловище, хвостик.


Получилось пятно – фигура котёнка.


Оранжевым цветом маленьким веничком рисуем по контуру фигуры небольшие штрихи по направлению роста шерсти котенка.


Выделяем мордочку, лапки, грудку и щечки.


Рисуем полоски на хвостике, боках и голове котенка.


Кисточкой рисуем глаза, нос и рот котенка, подрисовываем усы и брови.


Самостоятельно можно нарисовать фон. Можно изобразить котенка на летней лужайке. Также веничком нарисуем траву, кисточкой - цветы, губкой - облака.


Рисунок готов.

Рисунки воспитанников творческого объединения.


Алина 7 лет


Настя 6 лет


Вика 6 лет


Наташа 6 лет
В технике рисование веничком с детьми можно нарисовать пушистых и колючих животных, деревья.
Новогодняя елочка

Сегодня с помощью подробного поэтапного урока, мы научимся рисовать ребенка карандашом . В статье описаны этапы построения и создание тени. Портрет малыша отличается от взрослого своими параметрами. Глазки и щечки будут более выразительны, а нос и губы – менее. Итак, приступим к рисунку и узнаем, как как нарисовать ребенка правильно.

Инструменты и материалы:

  1. Белый лист бумаги;
  2. Простые карандаши (твердый и мягкий);
  3. Ластик.

Этапы работы:

Фото 1. На первом этапе простым карандашом делаем набросок прямоугольника, не используя линейки. Делаем рисунок от руки:

Фото 2. Посчитаем размеры нашей формы. Высота прямоугольника должна вмещаться в ширине полтора раза, а значит – один и половина от высоты. Если в размерах у вас все сходится, можно переходить к следующему пункту. Но стоит к размерам отнестись ответственно, потому что если они не рассчитаны верно, то рисунок не получится правильным и красивым. Так что дважды перепроверяем:

Фото 3. Наш прямоугольник мы будем использовать как основу для лица. Сверху дорисуем чуть округлую вверх линию. Правая сторона будет расположена ниже, чем левая:

Фото 4. С помощью ластика удаляем верхнюю горизонтальную линию прямоугольника. Нижние углы закругляем:

Фото 5. Дорисуем сверху аналогичную кривую линию. Сделаем засечки для щек:

Фото 6. Теперь сделаем построение для глаз. От края слева и справа отступаем пол сантиметра и отрезок делим на равные три части. От среднего отрезка опускаем вниз две линии, которые к низу будут немного расходиться. Внизу определим подбородок и сделаем его округлым. Нос будет располагаться на середине лица, а от носа до подбородка сделаем засечку для рта:

Фото 7. Добавляем крупные овальные глаза. К краю они будут более заостренные. На носу добавим отверстия. Щеки можем сделать более «рыхлые», округлим их:

Фото 8. Добавляем изображение шапки. На ней будет рисунок медвежонка и его уха справа. На шапке будут видны изгибы и небольшие складки. Слева проверим вертикальную линию. Детализируем слегка линии воротника кофт. Их будет несколько. Не стоит слишком много внимания тратить на одежду. Главная задача для портрета – лицо:



Фото 9. Определяем самые темные места и штрихуем их. Возьмем глаза, отверстия носа, линии рта и слева задний план. Немного наводим очертания лица. Стоит помнить, что лицо младенца отличается своими плавными линиями. Над глазами тонкой линией прорисуем веки:

Фото 10. Определим основное направление и расположение тени. Свет будет падать справа сверху, а значит тень будет располагаться слева. Захватим лоб, шею, левую часть носа, щек и подбородка:

Фото 11. Теперь с помощью тени создаем форму лица. Важно помнить, что направление штрихов помогает создавать объем. Добавим тень около глаз, лобной части и носа. Но на щеках не стоит сильно много прокладывать теней, потому что они немного выпирают и получают большое количество света:

Фото 12. Добавляем штрихи на шапку и ушко. Параллельно прорабатываем черты лица и тень на нем:

Фото 13. Продолжаем работать над объемом. На данном этапе сможем прописать слегка одежду, выявляя на ней складки:

Рисование для детей 4 лет - любимое занятие, где есть возможность самовыражаться. Поэтому важно как можно чаще приобщать малышей к этому увлекательному делу.

Что рисуют дети?

Чаще всего рисование для детей 4 лет связано с тем, что их окружает, что им хорошо известно, знакомо и интересует. Кроме того, следует учитывать навыки и возможности ребятишек. Ведь в случае неудачи многие малыши глубоко переживают своё несовершенство, неумение что-то сделать хорошо. Поэтому рисование для детей 4 лет лучше всего акцентировать на том, что вокруг: природе, домашних питомцах или любимых игрушках. Способов изображения на картине выбранного сюжета существует множество.

Рисование для дошкольников по шаблону

Самым простым способом является изображение выбранных объектов при помощи шаблонов. Говоря по-иному, это практически раскрашивание, только контуры объекта не даются ребёнку уже готовыми, как в так называемых раскрасках, а наносятся самостоятельно при использовании Рисование с помощью шаблонов предполагает самостоятельное нанесение частей рисунка внутри самого контура, например, изображение мордочки животного, панциря у черепахи, лица человека и т. д.

Рисование медвежонка с использованием геометрических фигур

На ребята получают первые уроки рисования. Детям 4 лет можно предложить изобразить любимого плюшевого мишку, используя круги и овалы. Причём не следует акцентировать внимание именно на том, что рисунок будет строиться при помощи геометрии. Но во время работы можно называть детали их научными названиями.

  1. Голову медведя можно изобразить при помощи круга.
  2. Второй круг может быть чуть-чуть крупнее - это будет туловище. Обе фигуры должны соприкасаться в месте, где голова соединяется с телом.
  3. Два маленьких круга, расположенных в верхней части головы, - это ушки, они тоже соприкасаются с окружностью головы.
  4. Все четыре лапки лучше нарисовать овальными. Они крепятся к туловищу, поэтому их рисуют таким образом, что овалы соприкасаются с нижним кругом.
  5. Теперь на мордочке прорисовываются глазки и носик, от носика ведутся дуги - это ротик.
  6. Раскрашивают мишку в коричневый цвет, оставляя белыми овал около носа со ртом, круги на ушках и большой овал на животике.

Игра-занятие «Дорисуй картинку!»

Интересный приём в обучении изобразительному творчеству - дорисовывание сделанного взрослым. Для такого занятия нужно заранее подготовить картинки для рисования детям, переведя рисунок через стекло. Нужно начертить линиями контур объекта, но не полностью, сделав их кое-где прерывистыми.

Сказка про черепашку Франсуазу

Можно сделать такое занятие более интересным и даже сказочным, рассказав малышам удивительную историю.

«У мальчика Феди жила-была нарисованная черепашка по имени Франсуаза. Они очень крепко дружили, вместе ходили гулять в парк, вместе смотрели мультфильмы, вместе летом купались в речке. Но как-то раз Фёдор забыл на ночь убрать нарисованную черепаху в альбом. А игривый глупенький котёнок разыгрался, расшалился с ластиком и стёр почти всё изображение с картинки. Наутро мальчик горько заплакал: от Франсуазы на листке остался лишь бледный контур, да и то в некоторых местах и он был стёрт начисто. Ребята, давайте поможем мальчику и дорисуем его дорогую черепашку, раскрасим её красками и вернём Феде любимого друга!»

Важно наряду с набросками давать и образец картинки для рисования детям, чтобы они могли сравнивать свои рисунки с оригиналом.

Мастер-класс «Рисование черепашки»

Уместно после сказки про Франсуазу и Федю предложить малышам изобразить новую подружку мальчику. Такое рисование дети 4-5 лет воспринимают как весёлую и увлекательную игру. Изобразить черепаху ребятам не составит особого труда в том случае, если им предложить мастер-класс. Рисунок также может быть построен на геометрических фигурах.

  1. Сначала изображается овал.
  2. Нижняя часть овала отсекается отрезком прямой, лишнее стирается ластиком. Это будет тело черепахи в панцире.
  3. Чуть выше нижнего отрезка панциря следует нарисовать голову черепахи. Её форма может быть круглой, овальной или неровной, но снизу она, подобно панцирю, ограничивается отрезком прямой.
  4. По краям нижней части панциря нужно изобразить лапы короткими отрезками прямых, которые внизу немного шире, чем сверху. Их можно сделать не ровными, а с несколькими пальцами.
  5. Сзади пресмыкающемуся необходимо пририсовать короткий хвостик.
  6. Обязательно следует нанести на мордочку глазки и ротик, иначе Франсуаза умрёт от голода и не сможет видеть своего лучшего друга Федю!
  7. Панцирь животного имеет рисунок, поэтому надо попросить детей нанести орнамент и на картинке.
  8. Для раскрашивания подойдут оттенки зелёного и коричневого.

От простого - к сложному

После усвоения самых простых навыков рисования уместно двигаться в этом направлении дальше. Взять, к примеру, объектом для изображения кошку Маруську, которая живёт в соседнем дворе и частенько нежится на солнышке рядышком с детской площадкой в то время, когда дети бывают на прогулке. Малыши наверняка давно уже хорошо её рассмотрели. А чтобы проблем с рисованием было меньше, можно предложить юным художникам мастер-класс, где дана подробная пошаговая инструкция. Хотя огромную пользу принесёт совместное рисование. Для детей 4 лет очень важно со стороны наблюдать, как взрослые сами делают то, что просят сделать малышей.

Первые попытки рисовать возникают ещё в раннем детстве, когда ребёнок берёт в руки карандаш. Он ещё не понимает, что это рисунок, но ему интересен сам процесс. По мере взросления и осознания окружающего мира появляется необходимость в более детальном отображении окружающей среды. Одними из ключевых фигур являются люди. Помочь ребенку передать на бумагу желаемое изображение могут даже родители, не обладающие художественными талантами, просто изучив такую методику, как поэтапное рисование для детей 7-9 лет. Пренебрегать такими творческими занятиями со своим чадом не стоит, поскольку через рисунок ребёнок проявляет свои чувства, эмоции, отношение к окружающим.

Как уже обозначалось выше, одним из способов изображения человека является поэтапное рисование. Для детей 7-9 лет он наиболее доступен и достаточно прост для понимания. В этом возрасте возникает потребность не только схематического изображения, но и достижения сходства с оригиналом. Помочь ребенку можно, объясняя основные правила и наглядно демонстрируя самый процесс передачи изображения.

Основные правила рисования человека

Лучше всего начинать рисование карандашом. Для детей этот способ наиболее приемлем, так как есть возможность исправить погрешность, стерев ластиком неверные линии.

Прежде чем приступить к работе, необходимо объяснить отличие между взрослым человеком и ребёнком. Одним из основных являются рост и пропорции.

Простые правила:

  • Критерием измерения служит голова. Из собственных наблюдений ребёнку в этом возрасте уже известно, что взрослые выше, но при этом пропорции не нарушены. Это объясняется соотношением головы к телу. У детей голова по отношению к телу будет больше, соответственно, у взрослых меньше.
  • Длина рук не должна быть больше длины ног.
  • Локоть находится на уровне пояса, а рука не может быть ниже колена.
  • Ладонь меньше ступни.
  • У мужчин шире плечи, у женщин - бёдра.

Этапы прорисовывания фигуры человека

Поэтапное рисование человека начинается с определения размеров и расположения на листе. Отметив верхнюю точку (макушка головы) и нижнюю (ступни) провести вспомогательную линию, соединив их. Теперь необходимо отметить Если это ребёнок, она не должна быть меньше пятой части всей линии, если взрослый - не должна превышать шестой. Голова изображается в виде овала. Оставшуюся часть вспомогательной вертикальной линии маленькими чёрточками делим на части, равные размеру головы.

Определившись с головой, рисуем с детьми поэтапно другие части тела.

Особенности рисования малыша

Между шеёй и поясом условно вмещается 1 - 1,5 размера головы (это приблизительно середина вспомогательной линии). На этом же уровне будут расположены и локти. Отмечаем.

Колени будут располагаться на уровне второй чёрточки снизу (первая - это конечная точка).

Ширина плеч у ребёнка почти не превышает ширину головы. Немного отступив от неё, провести линию плеч (длина не более 1,5 от размера головы).

Провести линии от плеч до линии пояса и такого же размера ниже - это будут руки.

Отступив от пояса, условно полголовы, проводим линию таза.

От линии таза и до конца проводятся линии ног.

"Каркас" малыша готов.

Теперь, зная, где должны быть расположены различные части тела, можно приступить к прорисовке. При этом нужно учесть мышцы рук и ног, грудную клетку, и при рисовании штанишек - расстояние между линией таза и окончанием туловища. Чтобы легче было определить ширину грудной клетки, можно нарисовать овал от головы до линии таза, немного сужающийся к низу.

Придав объём каркасу, рисуем одежду. Может быть облегающей или просторной, это уже не имеет значения.

При работе важно учитывать именно поэтапное рисование. Для детей 7 -9 лет вполне доступно понимание необходимости поочерёдности изображения.

Рисуем взрослых

Прорисовка взрослого человека осуществляется по такому же принципу.

После разделения центральной линии на части, равные размеру головы (должно получиться 7-8 частей, в зависимости от роста изображаемого человека) отмечается линия пояса. Она находится, условно, на третьей отметке от головы (или четвертой от верхней точки, макушки). Как и у малыша, на этой же линии будут находиться и локти.

Расположение колен на уровне 6-й чёрточки (если человек высокий) или между 5-й и 6-й (при среднем росте).

Таким образом, у взрослого, в отличие от малыша, часть тела от пояса до ступней длиннее.

Ширина плеч в среднем вмещает две головы. У мужчин они будут немного шире, у женщин - уже.

Обозначение рук и ног проходит по той же схеме, что и у малыша. Так же придаётся объём и рисуется одежда.

Поэтапное рисование карандашом как основа будущей композиции

Схематическое поэтапное прорисовывание простым карандашом даёт возможность ребёнку наиболее правдоподобно изобразить желаемое. Используя первоначально каркас (схематическое изображение в виде линий и чёрточек), фигуре можно придать любое положение. Таким образом, на рисунке человек может двигаться, сидеть и т.д. Это поможет выстроить правильную композицию и получить полноценный рисунок.

Поэтапное рисование для детей 7-9 лет даёт возможность правильному формированию представления ребёнка о строении фигуры человека. В этом возрасте дети способны не только овладеть этой техникой, но и в дальнейшем усовершенствовать своё умение.