Переход на эффективный контракт в образовании — как заполнить образец? Как разработать и внедрить эффективный контракт с педагогами

В 2019 году с педагогами может заключаться эффективный контракт, как с работником бюджетной сферы. Он выполняет функции трудового соглашения, позволяет установить нормы труда, обязанностей, уровень зарплаты, отражает другие условия.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но у этого документа, смысла его содержания, имеются свои отличия. Поэтому всем кадровым должностным лицам важно знать о правилах создания эффективного контракта, порядке оформления. Крайне необходимо также отличать этот документ от других типовых документов, понимать, почему его называют «эффективным».

Что это такое

Эффективный контракт (далее – ЭК) – трудовой договор с сотрудником, дополненный и расширенный существенными условиями, положениями и критериями. Документ целиком и полностью выдерживает критику ст.57 ТК РФ и иных основных законодательных норм. Поэтому он не считается чем-то новым среди обращения трудовых соглашений.

К этим понятиям конкретизации могут относиться:

Такой договор в 2019 году правительство стимулирует через Министерство образования заключать с представителями бюджетной службы. В каждом отделе кадров должен быть разработанный должным образом трудовой договор с педагогом.

Он не является унифицированной формой. Для создания такого документа используется типовое трудовое соглашение.

Основное, что должно отражаться в эффективном контракте по сравнению с тем, что было до 2012 года:

Было Стало
Прежние способы оформления трудовой единицы Суть эффективного контракта
1. Функции работника прописывались в отдельном документе – должностной инструкции. 1. Точные и подробные функции рабочей единицы – педагога.
2. Нет четкости в выявлении эффективности результатов труда. 2. Проставляются четко и ясно показатели, на которых будут равняться при определении эффективности труда и результатов.
3. Размыты критерии оценок продуктивности рабочей силы. 3. Четкие и ясные критерии оценок продуктивности сил каждого в отдельности педагога.
4. Вознаграждение обобщено и формировалось на основании окладов, которые выдавались в соответствии со степенью, рангом образованности. 4. Оплату труда теперь воспринимают не иначе, как установление «персональных вознаграждений» каждому работнику, стимулирующих их выплачивать заслуженному педагогу на основании оценок эффективности.

В оформлении служащих бюджетного образовательного учреждения на основе эффективного контракта наблюдаются свои преимущества и недостатки:

Плюсы Минусы
Есть возможность определить самые главные параметры эффективности педагогической деятельности. Одна малейшая ошибка в нахождении показателей эффективности каждого отдельного работника будет приводить к сбоям в целой цепи назначения уровня оплаты труда.
Можно выставлять оценки учителям за проделанную ими работу. Постоянное оценивание продуктивности и качества работы является трудоемким процессом.

Будут задействованы дополнительные ресурсы по времени.

Возможно, понадобится отдельный сотрудник, который мог бы постоянно заниматься такими расчетами.

Каждый педагог сразу вводится в курс дела касательно собственных обязанностей, имеет четкие представления о своих функциях.
Стимуляция педагогов к должному выполнению поставленных целей и задач – в финансовом выражении (а не словесных поощрениях). Риски быстро исчерпать фонд заработной платы, утвержденный в организации, возникают из-за неучтенных стимулирующих выплат, которые предусматриваются по новому контракту.
Распределение заработка становится справедливым между работниками (а не уравнивающим).

Правила составления документа

Документ составляется на основе обычного трудового соглашения. Но только в нем детально разворачиваются новые критерии и возможности.

Форма бланка утверждена как приблизительная Приложением №3, которое входит в Программу усовершенствования по шагам системы вознаграждения за педагогический труд. Программа улучшения заработка в образовании принята на основании Распоряжения Правительства России №2190-р от 26.11.12г.

Основные правила составления эффективного контракта для учителей:

Особенности Пояснения, примеры
Критерии разных порядков в сути контракта должны быть равновесными.

Сбалансированность требований.

Например, это касается перечисления видов обязанностей и их выполняемого объема.

Если же каких-то функций будет больше, то педагогу придется акцентировать свое внимание большую часть на них.

Соразмерность и значимость критериев. Самые основные положения для педагога обязательно должны выделяться. Но они должны быть существенными, необходимыми и целесообразными.
Конкретизация показателей качества труда. Нельзя допускать абстрактности в описании оценок и требований. Исключить двусмысленность.
Привязка результатов педагогической деятельности к цифрам. Необязательно.

Это может быть отсутствие двоек у учащихся за определенный период, либо – четкое выполнение домашних заданий.

Что можно оценить и проверить:
  • психофизические методы разгрузки;
  • применение тактики «мозгового штурма»;
  • методы для заинтересованности учащихся в предмете, теме, иное.
Что принимается во внимание:
  • методическая работа;
  • инновации;
  • трудовая дисциплина;
  • следование нормам этики и морали;
  • конкурсы профессионализма;
  • курсы повышения квалификации (если нужны);
  • жалобы учеников, их родителей на качество работы.

Как оформить

Приказом Министерства Труда Российской Федерации №167н от 26.04.13г. даны указания, как правильно оформить педагогического сотрудника на новой контрактной основе:

Параметры оформления Рекомендовано
Новшества в порядке оплаты труда. Подразумевают под собой также и смену условий первичного трудового соглашения. В связи со ст.74 ТК РФ, нужно заключить дополнительное соглашение.
Что отражать в трудовом соглашении.
  • обязанности должностного лица;
  • оклады, основания к ним;
  • сроки пребывания в должности (если требуется) и др.
Как заключать доп. соглашение. Только после произведенных всех расчетов по показателям, оценкам и критериям продуктивности деятельности, в т.ч. – учет стимулирующих выплат.

Здесь отражается:

  • вид и объем работы;
  • дополнительные обязанности (без отрыва от основных).
Следует конкретизировать.
  • функции трудовой деятельности;
  • на каких критериях, показателях будет основана оценки результатов труда;
  • размер стимулирующих выплат, которые должны возникать по показателям эффективности, а также – их условия начисления.

Переход на новую систему оплаты трудовой деятельности педагогов в России позволяет теперь платить таким работникам не столько за уровень их образованности, сколько за уже проделанную работу и тот результат, к которому она приближает весь коллектив.

Особенности выплат по эффективному контракту заключаются в тесном взаимодействии с оценками эффективности достижений. Все детали функций, оценок результата трудовой деятельности педагога обязательно конкретизируются в тексте контракта.

Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р утверждена программа совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях. В ее рамках предусмотрен переход на эффективный контракт с педагогическими работниками, т. е. трудовой договор, в котором конкретизированы должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, а также меры социальной поддержки.

Таким образом, сутью такого контракта является установление взаимосвязи между оплатой труда и результатами работы бюджетной организации.

Он применяется в отношениях с работниками федеральных государственных учреждений, а также может быть заключен с работниками государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений.

Что включать в эффективный контракт с педагогом

  • систему оплаты (включая (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат, надбавок);
  • систему нормирования труда;
  • условия работы по итогам проведения ;
  • режим рабочего времени и отдыха педагогов;
  • образовательного учреждения;
  • условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижный, разъездной, в пути).

Основная проблема при введении связана с разработкой показателей результатов работы. Они должны быть тщательно продуманы и апробированы. Необходимо выстроить единую систему требований к работникам, вытекающую из требований к деятельности самого учреждения, предусмотренных в государственных и муниципальных правовых документах. Без выполнения этого условия эффективный контракт останется просто более объемным трудовым договором и не обеспечит своей эффективности.

28.11.2013 Министерство образования и науки РФ разработало несколько методических рекомендаций о внедрении апробированных моделей эффективного контракта в системе профессионального обучения и среднего профессионального образования и о стимулировании руководителей образовательных организаций (то есть с педагогами). Они содержат перечень показателей эффективности деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, а также перечень показателей эффективности деятельности руководителей профессиональных образовательных организаций.

Также важные показатели эффективности деятельности педагогов, которые должны использоваться при разработке, установлены в Распоряжении № 722-р от 30.04.2014.

Как внедрять

Внедрение происходит в несколько этапов:

  1. Необходимо разработать или привести в соответствие нормативную документацию, регламентирующую критерии оценки эффективности труда педагогов, нормы труда с учетом отраслевой специфики, содержание и объем трудовых функций каждой должности согласно штатному расписанию. Все локальные документы должны быть утверждены, и определен срок введения их в действие.
  2. Вносятся соответствующие изменения в правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о премировании, стимулирующих и компенсирующих выплатах, после чего утверждается положение об эффективном контракте с педагогическими работниками.
  3. Разрабатываются образцы трудовых договоров по каждой должности для вновь принимаемых сотрудников, а также дополнительные соглашения к действующим соглашениям для приведения их к эффективному контракту.
  4. Требуется максимально четкое соблюдение требований ТК РФ, так как условия трудового договора меняются по инициативе работодателя: работающие педагоги подписывают дополнительное соглашение. Работодатель должен направить сотруднику письменное уведомление не позднее чем за два месяца. При согласии заключить с ним дополнительное соглашение к в установленном порядке. При этом истечения двух месяцев можно не дожидаться.

Если работник не согласен, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую подходящую должность, в том числе нижеоплачиваемую (ч. 3 ст. 74 ТК РФ). Если это невозможно, трудовой договор прекращают (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Переход на новую форму трудовых отношений с педагогическими работниками предусмотрен госпрограммой «Развитие образования».

В соответствии с Программой в настоящее время проходит завершающий этап работ по переходу на эффективный контракт с педагогическими работниками. Образец 2017 года будет представлен в данной статье.

Эффективный контракт с учителем

Введение этого договора преследует следующие цели:

  • получение обучающимися качественного образования;
  • достойный уровень заработной платы педагогических работников;
  • исключение необходимости у педагогического работника, помимо основной работы, работать по совместительству;
  • повышение престижности и привлекательности труда в сфере образования и др.

На деле учителя могут столкнуться с проблемами:

  • необоснованное уменьшение заработной платы со ссылкой на невыполнение каких-либо обязанностей;
  • труд педагога детально регламентируется, что влечет за собой необходимость составлять отчеты по каждому виду деятельности. Как следствие, педагог перестает воспринимать свою работу как творчество;
  • основной объем работы (учебные часы, проверка тетрадей) может быть заложен в базовую часть оклада, в то время как для получения дополнительных выплат нужно будет заниматься иными видами деятельности, и др.

01.01.2017 вступает в силу профессиональный стандарт, в соответствии с которым будет определяться соответствие педагогического работника квалификационным требованиям.

Данный профстандарт , утвержденный Минтрудом РФ 18.10.2013:

  • содержит перечень умений и навыков, которыми должен обладать педагог;
  • описывает трудовые функции учителя;
  • представляет собой основу для проведения аттестации педагогов;
  • должен учитываться при приеме учителей на работу, составлении должностных инструкций и разработке положения об оплате труда и т.д.

Следовательно, эффективный контракт с учителем в 2017 году должен соответствовать положениям профстандарта.

Образец эффективного контракта с учителем

Эффективный контракт с учителем начальных классов

При заключении такого трудового договора нужно учитывать требования к педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования, предусмотренным профстандартом.

В частности, согласно профстандарту учитель начальных классов должен формировать учебный процесс с учетом особенностей развития детей младшего школьного возраста, в том числе различий, присущих мальчикам и девочкам, уметь распознавать личные проблемы ребенка, исходя из формы его обращения к учителю, создавать индивидуальные программы обучения и т.д.

Эффективный контракт с тренером-преподавателем ДЮСШ

В области спорта еще до введения Распоряжением Правительства от 26.11.2012 Программы совершенствования системы оплаты труда, предусматривающей введение эффективного контракта, Минспортом России приказом от 24.10.2012 были утверждены рекомендации, содержавшие критерии оценки эффективности деятельности спортивных организаций и предложившие разработать такие критерии в отношении тренеров.

При заключении эффективного контракта с тренером следует также руководствоваться специальной нормой — статьей 348.2 Трудового кодекса РФ , предусматривающей особые условия, характерные трудовым договорам с тренерами и спортсменами.

Эффективный контракт с руководителем образовательного учреждения

Данному соглашению уделяется особое внимание, поскольку задачами Программы от 26.11.2012 являются прозрачность оплаты труда и повышение ответственности руководителей учреждений.

Согласно ст. 275 Трудового кодекса РФ в ред. от 29.12.2012 трудовой договор с руководителем учреждения заключается с применением типовой формы, утвержденной Правительством России.

Форма, утвержденная Правительством РФ в Постановлении от 12.04.2013 N 329 , распространяется и на руководителей образовательного учреждения.

Эффективный контракт с педагогическими работниками

Проводимая реформа заработной платы госслужащих и работников муниципальной сферы затрагивает все сферы деятельности, включая образование. Целевые задачи ввода эффективных контрактов в школах, ВУЗах, ДОУ являются повышение оплаты труда педагогических работников и вывод профессии воспитателя, учителя на более престижный и высокооплачиваемый уровень. С другой стороны, новшества в начислении зарплаты сотрудников образовательных учреждений, должны способствовать росту качества предоставляемых услуг.

Особенности эффективного контракта с педагогическими работниками

Переход на эффективный контракт с педагогическими работниками

Согласно программе реформы оплаты труда переход на эффективные контракты должен быть завершен в 2016-2018 годах. Для достижения целей реформирования Министерство образования, органы субъектов РФ разработали дорожные карты, включающие действия, сроки и ответственных лиц по проведению необходимых изменений. Образовательные организации разрабатывают показатели эффективности, системы оплаты труда, образцы эффективных контрактов с педагогическими работниками в указанные сроки.

Перевод персонала на новую систему заработной платы осуществляется руководством в одностороннем порядке. Основанием служит ст. 74 ТК РФ, позволяющая менять трудовые договоры на основании организационных изменений, при невозможности сохранить прежние условия труда. Согласно положениям указанной нормы закона, о введении изменений в трудовой договор, а также причинах их ввода сотрудников нужно письменно предупредить не позднее, чем за два месяца до начала ее действия.

Кроме извещений о нововведениях, работодателю необходимо подготовить все локальные документы по новой системе оплаты, с которыми также необходимо ознакомить сотрудников:

  • Приказ о вводе нового положения по оплате труда;
  • Положение об оплате труда;
  • штатное расписание;
  • форму контракта;
  • допсоглашение к трудовому договору и др.

При наличии профсоюза разработка и ввод новых систем начисления зарплаты, подготовка документов проводится с его участием.

Если новые условия работы сотрудника не устраивают, работодатель обязан предложить ему все имеющиеся вакансии, соответствующие его квалификации, а также с более низким уровнем квалификации и с более низкой оплатой. Сотрудник, отказавшийся от всех предложенных должностей, может быть уволен по истечение двух месяцев с момента уведомления о новых условиях труда по п. 7 ст. 77 ТК РФ. Уволенным положено выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

С педагогическими работниками, согласными на нововведения в условия работы, эффективный контракт оформляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. Документ может уточнять должностные обязанности учителей, воспитателей, например предусматривать достижение показателей эффективности. Запрещено менять трудовую функцию педагогов, а также ухудшать условия работы. Новые сотрудники подписывают эффективный контракт при поступлении.

Система реформирования оплаты труда педагогов направлена рост престижа профессии и улучшение качества образовательных услуг. Заключение эффективных контрактов с педагогическими работниками должно проводиться в соответствии с «дорожными картами» по изменениям в соцсфере, разработанным на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Перевод сотрудников на новую заработную плату осуществляется в соответствии со ст. 74 Трудового Кодекса России. Увольнение педагогов, несогласных с новшествами в трудовом договоре, осуществляется по п. 7 ст. 77 ТК РФ.


Эффективный контракт в образовании - программная правительственная инициатива повышения заработной платы педработников соответственно качеству их труда. Эффективный контракт является дополнением к трудовому договору и подразумевает выработку критериев эффективности для каждого специалиста.

Департамент бюджетной политики зафиксировал, что число работников бюджетной сферы за последние пять лет сократилось на 8%, при этом наблюдается обратно пропорциональная зависимость: чем выше расходы на эту сферу, тем медленнее повышается качество образовательных услуг. Так, было инициировано появление эффективного контракта - дополнительного соглашения, заключаемого с педагогическими работниками.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

В журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» Вы можете узнать все подробности о том: - Как избежать распространенных ошибок при переходе на эффективный контракт (ВАЖНО) В журнал «Справочник заместителя директора школы» Вам дадут хорошие советы, о том: - Как изменить школьную программу с 2019 года с учетом новых ФГОС (рекомендации экспертов)

Новшество продиктовано:

  • общегосударственной политикой экономии;
  • желанием простимулировать самообразование, саморазвитие педработников и повышение их трудовой эффективности;
  • стремлением к оптимизации расходов в бюджетной сфере;
  • планомерным ростом оплаты труда педагогов.

Допсоглашение вызвано программной инициативной привязки заработной платы работников бюджетной сферы к качеству услуг, которые они оказывают.

Эффективный контракт в школе

Впервые о повышении оплаты труда бюджетников соответственно его эффективности и объему заговорили в начале 2000-х, но первые шаги в этом направлении были сделаны только в 2012 году. Государственная программа поэтапного совершенствования принципов расчета оплаты труда педагогических работников, внедренная в 2012, рассчитана на шесть-семь лет. Планировалось, что к 2018 году новый контракт будет повсеместно внедрен в образовательные учреждения среднего звена.

На данный момент контрактная инициатива получила смешанные отзывы и противоречивые реакции. Согласно одной версии, вдвое сократилось число учителей, которые довольны своей работой и ее оплатой, а благосостояние каждого 10 педагога не только не улучшилось, а даже ухудшилось. По другой, уровень благосостояния педработников все же вырос в связи с внедрением новой концепции и в 1,5 раза сократилось число учителей, которые желают сменить работу. Эксперты прогнозируют, что внедрение системы потребует 2-3% российского ВВП к 2020 году, что может стать большой проблемой для экономики страны.

Нормативная база вопроса включает ряд достаточно документов, в числе которых госпрограмма «Развитие образования» на 2013-2020 годы и план мероприятий. К несчастью, нередко администрация и учителя не имеют полного представления о порядке внедрения эффективного контракта в образование.

Общегосударственный курс на создание системы конкурентоспособных зарплат предусматривает переход на эффективный контракт сперва представителей школьной администрации и его педагогического коллектива, а после и учебно-воспитательного (библиотекарь, электроник, педагог дополнительного образования), и обслуживающего персонала (сторож, сантехник, электрик). Существует мнение, что программная инициатива была введена, чтобы сделать профессию педагога престижнее и тем самым привлечь в образовательные учреждения молодые кадры. Результативность новшества будет доказана только на практике и при правильном составлении документа.

Из вышесказанного следует, что эффективный контракт - разновидность трудового договора с работником образовательной сферы, регламентирующая:

  • условия оплаты труда;
  • должностные функции;
  • критерии проверки эффективности труда;
  • качество оказываемых педработником услуг;
  • меры соцподдержки.

Эффективный контракт в образовании: что это такое?

Контрактная инициатива заключается в том, что:

  1. Соглашение не отменяет действие трудового договора и не изменяет его условия в качестве формы осуществления трудовых отношений.
  2. Работодатель устанавливает сроки действия контрактного соглашения.
  3. Обеспечивается посредством материального стимулирования и финансово.
  4. Допсоглашение заключается группой лиц или конкретным работником.
  5. Не выступает в качестве стимулирующей выплаты для всех педработников.

Она требует проработки множества положений и смысловых вопросов касательно организации и содержания процесса образования.

От трудового договора эффективный контракт отличает конкретизация должностных обязанностей и выплат соответственно ним, а также детализация стимулирующих выплат. В контрактном соглашении появляется понятие «показатели и критерии эффективности», которые юристы не относят к изменениям технологических и организационных условий труда. Следовательно, в документе перечисляются выплаты, которые, согласно указанным критериям, будут носить стабильный и регулярный характер. Правительственная инициатива имеет свои положительные и негативные аспекты.

Все участники образовательного процесса должны понимать, что такое эффективный контракт в образовании. Программная инициатива предполагает, что:

  • Образовательные учреждения выберут ориентиры в отношении показателей эффективности реализации госзадания.
  • Будет составлена структурированная и логичная форма эффективного контракта, которая будет лишена двойственности трактовки, а каждый ее участник будет четко осознавать, какие стандарты перед ним поставлены. Обновленные трудовые соглашения будут адаптированы к программе, отражая функции работника, критерии их оценки и систему оплаты.
  • Особенно важны материальные и человеческие ресурсы, которые необходимы для достижения поставленных критериев качества труда. Если критерии предполагают углубленное изучение английского языка, в школе должны быть соответствующие книги, электронные ресурсы, таблицы, если речь идет о физвоспитании, спортивный зал должен быть оснащен необходимым инвентарем и оборудованием.

В образование требует подписания соглашения между работником и работодателем, которое проводят:

  • при приеме на работу заключается трудовой договор, соответствующий требованиям ТК РФ;
  • с педработниками, которые уже состоят в трудовых отношениях в данном ОУ, заключается соглашение, дополняющее трудовой договор (при этом не позднее, чем за два месяца, сотрудника предупреждают об изменении условий трудового договора).

По мере разработки критериев и показателей эффективности выполнения трудовых функций рекомендовано заключение допсоглашений, которые определят условия и размеры стимулирующих выплат. Этот процесс, согласно Программе, должен осуществляться в 2016-2018 годах - до конца текущего года. Допсоглашение заключается в письменной форме в двух экземплярах, чтобы после один из них хранился у работодателя, а второй - под роспись получал работник.

Образец эффективного контракта с педагогическими работниками 2018-2019

Согласно ст. 72 ТК РФ, правки в трудовой договор вносятся по обоюдному согласию сторон, если они не ухудшают условия труда и положение работника по сравнению с тем, что установлено соглашениями и коллективным договором.

Нормативный аспект введения эффективного контракта

Сложности внедрения новой политики оплаты услуг начинаются с того, что в российской законодательной базе до сих пор не фигурирует понятие «эффективный контракт», которое чаще используют представители СМИ или ведомственных структур. Однако определение программной инициативы дано в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. № 2190-р.

Эксперты считают, что новый договор призван структурировать трудовые отношения, закрепив взаимосвязь между качеством преподавания и оплатой труда. Документ регулирует трудовые отношения между педработником и администрацией ОУ при условии, что в трудовых договорах учредитель утвердил показали контроля эффективности работы при наличии госзаказа, а работодатель, в свою очередь, утвердил:

  • систему педработников, чтобы оценивать качество и количество труда;
  • принципы оплаты труда с учетом сложности, качества и количества затраченного труда;
  • особенности нормирования труда педработников.

Юристы сходятся во мнениях, что контрактная программная инициатива соответствует ст. 57 ТК РФ, но не является новой правовой формой существующего ранее трудового договора. На законодательном уровне переход трудового договора на эффективный контракт в образовании упоминается в ст. 74 ТК РФ. Изменения возможны в одностороннем порядке по инициативе работодателя, если при этом не меняются трудовые функции работника, а только технологические или организационные условия труда. В этом случае работодатель должен обосновать неотвратимость внедрения изменений, указать их причины (допустима ссылка на Программу совершенствования оплаты труда).

Принципы новой госполитики отражаются в большей степени в корректировке системы оплаты. Важно понимать, что указанная выше статья Трудового кодекса подобный переход не регламентирует. Главная причина - положения Программы совершенствования оплаты труда, которая затрагивает систему оценки эффективности работы специалистов государственных учреждений.

Составление документа: разработка критериев эффективности

Текст договора об эффективном контракте не стандартизирован на федеральном уровне, отсюда у руководителей образовательных учреждений возникают сложности с составлением документа. Методисты рекомендуют:

  • Составлять документ так, чтобы различные критерии эффективного контракта в образовании были равновесны, в противном случае педработнику придется делать акцент лишь на один аспект деятельности, что соответствовать заявленным критериям, а важные задачи будут им упущены. Ключевые критерии должны выделяться соразмерно их значимости.
  • Нужно максимально конкретизировать показатели качества, чтобы они не выглядели абстрактными и не трактовались двусмысленно. При этом вовсе необязательно приравнивать эти показатели к цифрам и значениям (числу отличных оценок за четверть или количеству проведенных внеклассных мероприятий). Лучше, чтобы критерии были сформулированы таким образом, чтобы определялась эффективность работы (например, чтобы в классе не было двоек, чтобы выполнялись все домашние задания).
  • Показатели, которые могут быть проверены и оценены. Не стоит выносить в качестве критерия эффективности дружелюбность или открытость атмосферы урока, лучше заменить его на более предметный, например, применение методов психофизической разгрузки.

При разработке критериев нужно учитывать локальные параметры и задачи, которые поставлены перед конкретным учреждением, но не увлекаться локализацией, чтобы не затруднить работу проверяющих органов, вынужденных уделять такому ОУ повышенное внимание. Заключать допсоглашение без разработки критериев эффективности нельзя.

Руководитель ОУ оценивает, сколько времени педработник тратит на выполнение своих функций, насколько сложна его работа, а после устанавливает критерии времени и оценки качества труда. Фактором, определяющим размер вознаграждения, становится эффективность труда . Министерство труда выдвинуло рекомендации по разработке критериев. Во внимание следует принимать:

  • насколько педработник соблюдает трудовую дисциплину, следует нормам морали и этики;
  • участие специалиста в инновационной и методработе;
  • насколько активно он участвует в конкурсах профессионального мастерства;
  • наличие и отсутствие жалоб на качество педагогической деятельности.

Минобрнауки выдвинул руководителям ОУ ряд показателей качества касаемо образовательных учреждений.

Подобный перечень является ярким примером эффективного контракта в школе в контексте показателей качества и критериев соответствия ему, отражая специфику работы школьной администрации.

В документе следует отразить ряд положений

Трудовые функции педработника Эффективный контракт, в отличие от стандартного трудового договора, требует строго перечисления трудовых функций работника в теле документа, а не ссылки на типовую должностную инструкцию.
Критерии эффективности труда

Необходимо прописать:

  • насколько педагог мотивирован к работе;
  • в какой мере он владеет современными педагогическими технологиями;
  • как вовлечен в школьную жизнь;
  • насколько готов к систематической работе над повышением профессиональной квалификации, самообучению и саморазвитию;
  • наличие творческого потенциала и навыков рационально распределять силы и время.
Стимулирующие выплаты Важна прозрачность описания механизма начисления ставок. В этом разделе недопустимо двойственность понятий, чтобы работник и работодатель не могли трактовать их по-разному. должны быть такими, чтобы педработники получали заработные платы, соответствующие ставкам специалистов из других экономических областей.

Поскольку цель введения эффективного контракта в сферу образования - повышение заработной платы сотрудников соответственно результативности их труда, все категории работников, которые будут следовать новому общегосударственному курсу, будут получать баллы, из которых после будет сформирован показатель их эффективности.

Система оплаты труда согласно контрактной инициативе

Внедрение эффективного контракта в систему образования главным образом ставит целью повышение оплаты труда педагогических работников соразмерно качеству оказываемых ими услуг. Новая программная инициатива предполагает дифференциацию оплаты труда специалистам, выполняющим различную по временным и трудозатратам работу.

Ключевым фактором, стимулирующим рабочий процесс, является система расчета заработной платы, которая, согласно контрактной инициативе, предполагает выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Первые не вызывают сложности и являются достаточно прозрачными, тогда как вторые провоцируют немало вопросов. Размер заработной платы педработника по отношению к целевому значению может колебаться в большую или меньшую сторону, в зависимости от качества, количества, сложности работы и квалификации специалисты.

Определяя размеры и условия начисления выплат по контрактной инициативе стоит со ссылками на локальные нормативные акты и критерии оценки эффективности. Размер выплат устанавливают либо в баллах, процентах и иных единицах, либо предусматривают фиксированную сумму в рублях, что прописывается в договоре.

Эксперты предлагают формировать заработную плату педработника из пяти выплат:

  1. базовый оклад - гарантированная часть, которая должна составлять 70-80% целевого уровня;
  2. выплаты компенсационного характера за дополнительную работу и условия труда;
  3. специальные выплаты (например, за классное руководство);
  4. постоянные выплаты стимулирующего характера (за почетные звания или квалификацию);
  5. по результатам труда.

Структура заработной платы предполагает, что 30% будет платиться за качество труда, а 70% - за его количество. Пока свои коррективы вносит Фонд оплаты труда, ресурсы которого ограничены, потому если один педагог стал работать качественнее, чтобы повысить ему заработную плату, другому придется ее снизить, что не может не вызывать критику.

Эффективный контракт подразумевает указание типа и размера выплат, а также условия назначения их конкретному специалисту. Чтобы получить стимулирующие надбавки, педработнику следует достичь установленных значений эффективности. В связи с получением педработником определенного количества баллов, издается приказ о стимулирующих выплатах, в котором указывается назначенная ему сумма выплаты.

Переход на эффективный контракт в ОУ: последовательность действий

Работодателю важно действовать последовательно, чтобы соблюсти нормы действующего законодательства и рационально тратить время и силы. Порядок перехода на эффективный контракт в образовании:

  1. Формируется комиссия по организации внедрения новой политики. Членами комиссии становятся педработники и администрация.
  2. Анализируются показатели эффективности труда, которые были предложены и утверждены учредителем, а после внесены в муниципальное задание.
  3. Комиссия знакомится с принципами оценивания и мониторинга достижений показателей, которые были утверждены для организации учредителем.
  4. Чтобы сотрудники ОУ благосклонно восприняли нововведение, следует провести разъяснительную работу, ответить на все вопросы работников учреждения касательно .
  5. На официальном сайте ОУ создается раздел «Оценка эффективности деятельности учреждения», в котором фиксируется нормативная база документов касательно вопроса перехода.
  6. Действующие трудовые договора, заключенные с сотрудниками, должны быть проанализированы на предмет соответствия Приказу Минтруда РФ № 167н и ст. 57 ТК РФ.
  7. Показатели эффективности выполнения обязанностей работниками должны быть систематизированы, а на основании разработанных критериев необходимо изменить положения о стимулирующих выплатах и охране труда.
  8. Локальные акты, которые регулируют заработную плату совместно с профсоюзным комитетом пересматриваются и заново утверждаются. В них должны отражаться трудовые функции работников и уровень оплаты труда.
  9. По утвержденной форме составляется индивидуальное трудовое соглашение с каждым работником, в котором указываются критерии эффективности труда.
  10. Должностные инструкции меняются, о чем необходимо уведомить сотрудников. С педработниками заключаются допсоглашения.

Допсоглашение с руководителем образовательного учреждения

Как уже говорилось, новая политика затрагивает не только педработников, но и администрацию, и технический персонал ОУ. Первыми, кто освоил контрактную инициативу, стали директора школ. Они были пионерами в работе в рамках критериев качества, составленными для них Минобрнауки.

Примером для коллег и подчиненных должен быть директор школы. Эффективный контракт с руководителем образовательного учреждения заключается по новому образцу трудовых соглашений, как того предусматривают действующие законодательные нормы.

С руководителем, который уже состоит в трудовых отношениях с ОУ, заключается новый трудовой договор по типовой форме или допсоглашение к уже действующему документу. Аналогичное соглашение заключается с лицом, замещающим руководителя ОУ. Сотрудников, занимающих руководящие должности, вносят в общий штат, а договор с ними заключается от имени образовательного учреждения в лице представителя.

Текст документа формируется, исходя из обязанностей руководителя, который выполняет не только административные функции, но и при желании может иметь учебную нагрузку. К сожалению, до сих пор нет унитарных форм контракта для директора школы, а для перехода на новую политику следует дополнить трудовой договор еще одним соглашением, которое будет соответствовать Уставу ОУ и работника.

В дополнительном соглашении следует указать:

  1. Общие положения - информация о степени занятости работника на данной должности, объем рабочей и учебной нагрузки, инструментарий и материалы, которые специалист получил под свою ответственность для выполнения профессиональных обязанностей при вступлении в должность.
  2. Обязанности - согласно новому контракту для руководителя ОУ не предусмотрено изменение трудовых обязательств, но изменения в законодательстве, которые неизбежны в связи с переходом на контрактную систему, меняют ход административной и педагогической работы, появляются новые задачи, требующие времени на их решение. Управленец-руководитель должен демонстрировать глубокие знания в области трудового права, тесно сотрудничать с профсоюзом. В контексте этого трудовые функции директора могут меняться, что должно отражаться в допсоглашении.
  3. Права - традиционно остаются неизменными и соответствуют законодательству РФ.
  4. Принципы оплаты и начисления стимулирующих выплат. Этот раздел соглашения чаще формируют в виде таблицы, что позволяет избежать двойственности в понимании тех или иных значений.

Как и рядовые педработники, заработная плата директора, согласно контракту, складывается из базового оклада и дополнительных выплат компенсационного и стимулирующего характера. Последние начисляются на соответствие критериям качества, к которым можно отнести:

  • контроль за соблюдением в школе правил охраны труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм;
  • активное участие в деятельности по улучшению инфраструктуры и оснащенности ОУ;
  • работа по укреплению кадровой и материально-технической базы учреждения;
  • обеспечение бесперебойной работы школы;
  • отсутствие жалоб от подчиненных, учеников и родителей, нареканий в актах проверяющих органов;
  • своевременное и точное ведение внутренней документации;
  • самореализация и систематическое повышение квалификации.

Проблемы и критика внедрения эффективного контракта до конца 2018 года

В правительственных рекомендациях переход на контракт описывается просто - достаточно не «спать» на работе, а стремиться достичь определенных показателей, однако некоторые районные и городские школы за несколько лет так и не смогли построить подобную систему. Учителя во многом остаются консерваторами, потому внедрение новшеств они встречают по меньшей мере прохладно, а чаще резко негативно. Педагоги считают. что учительский труд невозможно измерять показателями успешности учеников или какими-либо рациональными единицами. От учителей школьники получают не только знания, которые могут быть оценены критериями контракта, но и воспитательное влияние, и внимание, которые не измеряются показателями.

Школы, которые в числе первых внедрили программную инициативу, столкнулись с тремя проблемами:

  1. ОУ выполняли рекомендации по формированию комиссии, разработке показателей эффективности, системы мониторинга, вели в коллективе активную разъяснительную политику, но не достигли успеха. Многочисленные категории и большое число баллов затрудняют их подсчет, что отнимает немало времени. Руководители ОУ сошлись в том, что даже для небольшой организации с 50-65 работниками подсчет занимает несколько рабочих дней.
  2. Подсчет баллов за участие в профессиональных конкурсах, проведение внеклассных мероприятий, поездок, за большое число победителей олимпиад и конкурсов для педработников был налажен и понятен учителям. Учебно-воспитательный и технический персонал не попадает под подобные критерии, что стало проблемой для подсчета баллов и внедрения контракта.
  3. Так называемое «кумовство» или несправедливо высокая оценка эффективности приближенных к руководителю ОУ сотрудников может снизить мотивацию тех педработников, которые трудились и старались больше. На данном этапе прозрачность эффективного контракта на местах остается условной и зависит от порядочности школьной администрации.

Многие педработники до сих пор не знают, что такое эффективный контракт в образовании, их смущает отсутствие стандартизации во внедрении этой инициативы и оценке учительского труда. Рамочные критерии эффективности, по мнению некоторых экспертов, не всегда объективно устанавливаются (например, зафиксированы прецеденты, когда специалисты с разным уровнем профессиональной подготовки имеют одинаковую заработную плату).

Некоторые учителя считают несоразмерными фактическую оплату труда и временные затраты, необходимые для выполнения задач согласно более требовательной контрактной инициативе. Следовательно, это не привлекает, а отталкивает молодые кадры, которые ищут более существенную компенсацию затраченных усилий и монетизацию собственных талантов.

  • Изменить систему стимулирующих выплат: упразднить постоянные, которые классифицируются как стимулирующие, но на деле не мотивируют работника.
  • Разработать квалификационные требования для развития кадров, которым должны будут соответствовать требованиям к современному образованию.

Вместе с тем остается загадкой, каким образом будет учтен преподавательский опыт, величину которого невозможно измерить. Программная инициатива строится на регулярном воспроизводстве методик, не связанных с опытом конкретного педагога. Если критерии эффективности были проработаны несвоевременно, а контракт заключен поспешно, педработник может выполнять свои функции неправомерно. Учителя могут лишить положенных ему дополнительных выплат, если его несвоевременно ознакомили с критериями эффективности.

Критики утверждают, что новая политика даст старательным работникам прибавку к зарплате в размере 3-4 тысяч рублей, что кардинальным образом не повлияет на благосостояние учителей или школьных библиотекарей. В контексте этого многие педработники вероятнее всего предпочтут больше зарабатывать за счет репетиторства, чтобы избавить себя от утомительной бюрократии подсчета баллов согласно эффективному контракту.

Чрезмерный бюрократизм процесса становится преградой для реализации новшества. Контрактная инициатива предполагает распределение бюджетных средств, потому на уровне Министерства образования планируется ведение мониторинга эффективности распределения средств, что повлечет за собой сложную и многоэтапную отчетность, вести которую нужно будет педагогам или администрации, таким образом, они будут в большей степени мотивированы на составление правильного отчета, чем на подготовку к уроку.

Ключевой сложностью перехода становится поиск финансирования на оплату труда по новому образцу. Дополнительная нагрузка, а именно так выглядит увеличение заработной платы работников бюджетной сферы, вероятнее всего станет непосильной ношей для региональных и федерального бюджетов. Без сокращения штатов и увеличения Фонда оплаты труда невозможно существенное повышение заработных плат. В 2013 году из федерального бюджета уже было выделено дополнительных 28,1% средств на покрытие возросших заработных плат бюджетников, в 2014 - 30%, в 2015 - 17,3%, в 2016 - 12,4%, в 2017 - 10,5%.

Итоги введения контрактной инициативы

На данный момент эффективный контракт выступает не инструментом управления качеством, а инструментом управления персоналом. Аналитики оценивают не только статистические данные, но и интервью с работниками бюджетной сферы. На высшей школе контрактная инициатива сказалась негативно: штат работников был сокращен, нагрузка увеличилась, из-за чего пострадало качество услуг, хотя оклады оставшихся педагогов выросли. В средней школе аналогичные сложности: каждый второй педработник жалуется на повышение нагрузки, которая возникла из-за сокращения техперсонала и преподавательского состава.

Проблема совместительства по-прежнему осталась: разница между заработными платами учителей в рамках региона настолько значительная, что многие из них отдают предпочтение репетиторству или полной смене деятельности. Однако статистика нивелирует эти проблемы, поскольку средние показатели скрывают разницу: например, минимальная зарплата составляет 16 тыс. рублей, максимальная 48 тыс. рублей, а средняя - 32 тыс. Так, внедрение контракта спровоцировало массовое недовольство заработной платой среди учителей.

Вместе с тем директора школ заявляют, что для привлечения первоклассных специалистов и лучших выпускников вузов, заработную плату следует поднимать не на 20-50%, а минимум в 2-3 раза. В связи этим, каждый пятый учитель регулярно занимается репетиторством или подрабатывает на иной работе, каждый третий делает это нерегулярно. Выходит, что эффективный контракт, который должен был полностью сконцентрировать внимание учителя на подготовке к урокам, со своей задачей не справился.