О симфоническом оркестре. Симфоническая музыка Простая трёхчастная форма

Диагностическая работа по музыке для 6 классов

Инструкция для учащихся.

Период выполнения диагностической работы 1 урок.

Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 14 заданий.

Часть 1

Задания 1-10

К каждому заданию приводится три варианта ответа, из которых только один верный. Впишите в бланк ответа в соответствии с цифрой задания правильную букву.

Часть 2

Задания 11-12

Выбор правильного ответа на соответствие термина и его определения, автора музыки и его произведения.

Впишите в бланк ответа в соответствии с цифрой задания правильную букву.

Часть 3

Задания 13-14

13. В конце задания имеются слова, которые необходимо по смыслу вставить в текст. Данные слова впишите в бланк ответов.

14. Следует дать развёрнутое пояснение в бланке ответов.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I

1. Литературные произведения, которые в древности принято было не рассказывать, а петь:

а) загадки;

б) сказки;

в) былины.

2. Музыкальное произведение, предназначенное для пения без слов:

а) вокализ;

в) романс.

3. Торжественная государственная песня:

в) кантата.

4.Произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента:

а) концерт;

в) симфония.

5. Подберите правильное определение слову полифония :

а) в переводе с греческого это слово означает многозвучие – вид многоголосия, которое основано на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий.

б) музыкальная форма, состоящая из многократного повторения основного раздела – рефрена, с которым чередуются эпизоды.

в) музыкальная форма, состоящая из темы и её видоизмененных повторений.

а) композитор М. И. Глинка и поэт В.Гёте

б) композитор М. И. Глинка и поэт А.С.Пушкин;

в) композитор П.И.Чайковский и поэт А.С.Пушкин.

7. Н. А. Римский-Корсаков написал к 100-летию А. С. Пушкина оперу:

а) «Садко»;

б) «Снегурочка»;

в) «Сказка о царе Салтане».

8. Санкт-Петербургская консерватория носит имя:

а) М.И.Глинки;

б) Н. А. Римского-Корсакова;

в) П. И. Чайковского.

9. Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга носит имя:

а) М.И.Глинки;

б) Н. А. Римского-Корсакова;

в) П. И. Чайковского.

10. Из перечисленных фамилий выберите только фамилии известных вам русских композиторов:

а) К.И.Чуковский, А.С.Пушкин, Н.В. Некрасов;

б) Ф.Шуберт, Э.Григ, Л.Бетховен;

в) В.Кикта, В.Гаврилин, С.Рахманинов.

Часть II

11. Установите соответствие между названиями средств выразительности с их определениями:

12.Сопоставьте названия произведений и композиторов:

Часть III

    Вставить пропущенные слова по смыслу:

В своём дневнике художник В.Борис-Мусатов пишет о взаимопроникновении музыки и живописи:

« Я сижу дома и задаю ____________________ себе одному.

В них вместо ______________все краски. Я _______________________________.

Мечты мои всегда впереди. Они мне создают целые _________________________.

Мои помыслы – краски, мои краски - __________________».

Слова: импровизация, напевы, звуки, концерты, симфонии.

    Обоснуйте выбор слов-терминов.

Симфоническая музыка - музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.

Симфонический оркестр, большой коллектив музыкантов, включает три группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.

Классический (парный, или двойной) состав малого симфонического оркестра сложился в творчестве Й.Гайдна (духовые парного состава, литавры и струнный квинтет). Современный малый симфонический оркестр может иметь ненормированный состав.

В большом симфоническом оркестре (с начала 19 века) расширены группы духовых, ударных, введены арфы, иногда рояль; группа струнных смычковых численно увеличена. Название состава симфонического оркестра определяется по числу инструментов каждого семейства духовых (парный, тройной и т. д.).

Симфония (от греч. symphonia - созвучие), - музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в конце 18 - начале19 вв. (Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон), программные симфонии (Г.Берлиоз, Ф.Лист).

Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейские композиторы 19-20 вв.: И.Брамс, А.Брукнер, Г.Малер, С.Франк, А.Дворжак, Я.Сибелиус и др. Значительное место занимают симфонии в российской музыке: А.П.Бородин, П.И.Чайковский, А.К.Глазунов, А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, Н.Я.Мясковский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян и др.

Циклические формы инструментальной музыки , - музыкальные формы, складывающиеся из нескольких относительно самостоятельных частей, раскрывающих в совокупности единый художественный замысел. Сонатная циклическая форма состоит, как правило, из четырех частей -- быстрой 1-й в сонатной форме, медленной лирической 2-й, быстрой 3-й (скерцо или менуэт) и быстрой же 4-й (финал). Такая форма характерна для симфонии, иногда сонаты, камерного ансамбля сокращенная циклическая форма (без скерцо или менуэта) типична для концерта, сонаты. Другой тип циклической формы образуют сюита, иногда вариации (оркестровые, фортепианные), в которых количество и характер частей могут быть различными. Встречаются и вокальные циклы (серии песен, романсов, ансамблей или хоров), объединенные сюжетом, словами одного автора и др.

Сюита (франц. suite, букв. - ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. Сюита 17-18 вв. состояла из аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и др. танцев. В 19-20 вв. создаются оркестровые нетанцевальные сюиты (П.И.Чайковский), иногда программные («Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова). Встречаются сюиты, составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам.

Увертюра (франц. ouverture, от лат. apertura - открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. п. (часто в сонатной форме), а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера.

Симфоническая поэма - жанр симфонической программной музыки. Одночастное оркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтеза искусств допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история). Создатель жанра -- Ф.Лист.

Программная музыка - музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений.

Как называются музыкальные инструменты, изображённые ниже?

Какие инструменты солируют в этих музыкальных произведениях?

1. К. Сен-Санс. «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных»

2. И. Бах. «Шутка» из оркестровой сюиты си минор

3. Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

4. А. Лядов. «Шуточная» из «Восьми русских песен для оркестра»

5. П. Чайковский. «Вальс цветов» (основная тема) из балета «Щелкунчик»

6. Н. Римский-Корсаков. Тема Шахерезады из симфонической сюиты «Шахерезада»

7. К. Сен-Санс. «Слон» из сюиты «Карнавал животных»

8. П. Чайковский. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»

9. С. Прокофьев.Тема дедушки из симфонической сказки «Петя и волк»

Инструменты: валторны, виолончель, кларнет, контрабас, скрипка, фагот, флейта, флейта-пикколо, челеста.

Кроссворд


По горизонтали . 3. Скорость исполнения музыкального произведения. 4.Медный духовой инструмент с выдвижной трубкой-кулисой. 5. Низкий мужской голос. 6. Соотношение звуков по длине, чередование длительностей. 8. Окраска звука, присущая голосу или инструменту. 10.Медный духовой инструмент, название которого переводится как «лесной рог». 12. Высокий мужской голос.

По вертикали . 1. Последовательность аккордов, их сочетание между собой.

2. Высокий струнно-смычковый инструмент. 5. Средний мужской голос. 7.Самый низкий из группы струнно-смычковых инструментов. 9. Шумовой ударный инструмент. 11. Деревянный духовой инструмент.