Лермонтова). Сочинение на тему: Печорин и общество (роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова) Сопоставление Печорина с другими персонажами произведения

"Герой нашего времени" - социально-психологический роман, в котором автор ставил перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, "исследовать душу человеческую".

Лермонтов – романтик, поэтому проблема личности – центральная проблема романтизма в творчестве поэта. Однако новаторство "Героя нашего времени" заключается в том, что конфликт личности и окружающего мира решается при помощи разнообразных средств, как романтических, так и реалистических.

Печорин – главный герой романа, является социальным типом. Его традиционно вслед за Онегиным помещают в галерею "лишних людей".

В образах Печорина и Онегина много общего, начиная от деталей, черт характера, кончая ситуациями, в которые они попадают. Однако конфликт личности и общества в "Герое нашего времени" острее, чем в "Евгении Онегине", так как Печорин "бешенно гоняется за жизнью", но ничего от неё не получает, а Онегин просто "плывёт по течению".

Композиция романа подчинена основной задаче, которую ставил перед собой автор, - решение проблемы личности. В журнале Печорина центральной является повесть "Княжна Мери", в которой характер героя раскрывается изнутри, то есть Лермонтов использует такой художественный приём, как исповедь. Все художественные средства – портрет, пейзаж, диалоги, детали – носят психологический характер. В повести при помощи развёрнутой образной системы раскрывается тайна характера героя.

Лермонтов, как и многие романтики, противопоставляет личность и общество, причём он помещает своего героя в разные среды, сталкивает его с разными людьми. Мы можем видеть это в повестях "Бэла", "Тамань" и "Княжна Мери".

В психологической повести "Княжна Мери" личность Печорина противопоставлена "водяному обществу", показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. "Водяное общество" - это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении "водяного общества", их жизни, интересов, развлечений.

Печорин с лёгким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями. Образ "водяного общества" даётся также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина.

В целом всё "водяное общество" противопоставлено Печорину. Однако всё же можно выделить героев, которые не только противопоставляются Печорину, но и сопоставляются с ним.

Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, то у Грушницкого – поза, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект, впечатление на окружающих. Грушницкий – антиромантический герой. Склонность к романтизации доведена у него до карикатурности. Он рисуется, часто ведёт себя несоответственно ситуации. В быту он ищет романтических обстоятельств, а в истинно романтических ситуациях теряется. Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло, но он не может отказаться от неё, так как очень самолюбив. В его образе много внешних деталей (шинель, костыль, хромота, кольцо с датой знакомства с Мэри). Очевидно, образ Грушницкого создавался не без влияния Ленского: оба романтики, оба убиты на дуэли, оба моложе друга-врага.

Вернер – единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии. Но наряду с общими чертами в их характерах много различий. Печорин "бешенно гоняется за жизнью", Вернер же пассивен. Вернер – натура менее глубокая и сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он своё завещание. Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая.

Все женские образы, представленные в романе, также подчинены основной задаче, - раскрытию образа Печорина и показу его отношений к любви. Княжна Мери из всех женских образов обрисована наиболее полно. Как и Грушницкий, она увлечена романтизмом, она юна, умна, остроумна. Чистота и наивность княжны делает ещё более очевидным эгоизм Печорина. История обольщения Мери является поводом для глубокого самоанализа и развёрнутых внутренних монологов в дневнике Печорина. В разговоре с Мери Печорин говорит о своей судьбе (отношениях с обществом, наклонностях, странностях характера).

Вера – самый неясный образ, очерчен неполно, а дан лишь намёками. Это единственный женский образ, который сопоставляется с Печориным. Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчёркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя. Романтическая ирония освещает отношения Печорина и Веры: Печорин загоняет лошадь, пытаясь догнать Веру, а потом засыпает сном Наполеона при Ватерлоо.

Кроме того, Лермонтов уделяет внимание большому количеству других, менее заметных, но также очень важных для создания более полной картины общества, героев, которые все без исключения подчинены принципу типизации, что говорит о реалистичности романа. При этом автор исходит из традиционных типов, опираясь на творческий опыт своих предшественников, Грибоедова и Пушкина.

Как только Печорин приезжает в Пятигорск, он знакомится с нравами семейств степных помещиков: "...петербургский покрой сюртука ввёл их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись".

Тут же мы узнаём о жёнах местных начальников, "хозяйках вод" : "...они менее обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум".

Особый класс в "водяном обществе" составляют мужчины, статские и военные (капитан Драгунский, который своим участием в дуэли напоминает Зарецкого). Отдельно выделяется "водяная молодежь". Вообще трудно представить себе что-нибудь новое, что ещё не было изображено в произведениях Грибоедова и Пушкина. Та же страсть к чинам, низкопоклонство, те же балы, сплетни, праздное времяпрепровождение, пустота, которые господствуют не как пороки общества, а как стихии общественной жизни. Всё то же самое, только с той разницей, что там мы видели светское общество, а здесь провинциальное, которое всеми силами старается походить на столичное. На фоне всего этого нельзя не отметить, с какой иронией нарисованы не только конкретные образы, но и вся атмосфера.

Таким образом, "водяное общество" - не случайная тема в романе, Проблема личности, её взаимоотношения с окружающими являются главной задачей всего творчества Лермонтова. В то же время он является продолжателем традиций русской литературы XIX века.

М. Ю. Лермонтов - яркий представитель романтического направления в литературе, из-за этого проблема личности и ее окружения является ключевой в его произведениях. Но новизна романа «Герой нашего времени» заключается в том, что столкновение личности и общества представлено разными художественными средствами: не только романтическими, но и реалистическими.

Сравнение с романом А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Григорий Печорин - главный герой произведения, его образ - определенный социальный тип. Как и пушкинского Онегина, его называют «лишним человеком». В характерах двух персонажей прослеживаются близкие моменты: мелкие детали, некоторые черты характера, даже события, которые происходят с ними.

Но конфликт личности с обществом в "Герое нашего времени" сложнее, чем в пушкинском романе, поскольку Печорин полон жизни, настойчиво ищет ее, но все попытки обречены на неудачу, Онегин же «плывет по течению».

Роль композиции в раскрытии проблемы личности и общества

Композиция произведения служит достижению главной цели, поставленной писателем, - раскрытие и разрешение проблемы личности. Ключевое место принадлежит повести «Княжна Мери». В ней герой раскрывается в наибольшей степени, потому что используется такое литературное средство, как исповедь. Остальные художественные приемы (портреты, диалоги, пейзажи и так далее) добавляют этой части произведения психологизма.

Развернутая система образов раскрывает тайны героя, скрытые, на первый взгляд, черты его характера.

Конфликт Печорина с окружающем его обществом

Как и другие представители романтического направления, Михаил Лермонтов противопоставляет личность и ее окружение, принятые в нем нормы и правила. Автор помещает героя в разные социальные среды: то он представлен как офицер армии во время Кавказской войны, то общается с контрабандистами, то вращается среди дворянства.

В «Княжне Мери» подробно описывается конфликт Печорина с «водяным обществом», взаимоотношения Григория Александровича с ним и со всем обществом.

«Водяное общество» представляет собой квинтэссенцию петербургского и провинциального дворянства. Их поведение и стиль жизни несут четкий отпечаток современной автору эпохи. Столкновение личности с окружением воплощен во взаимоотношениях главного героя с «водяным обществом», ценностей и интересов его представителей, типичных развлечений.

Все провинциальное и столичное дворянство противопоставлено Григорию Печорину, но в романе довольно много героев, которые не просто противопоставлены главному персонажу, но сопоставлены с ним.

Сопоставление Печорина с другими персонажами произведения

Грушницкий - своего рода карикатуры на главного героя. Глубинная сущность Печорина у Грушницкого становится всего лишь позой, принятой для того, чтобы впечатлить окружающих. Это антиромантический герой.

Его романтизм почти карикатурен. Его поведение часто не соответствует ситуации. В бытовых делах пытается найти романтические нотки, но в по-настоящему романтические моменты теряется. Его участие в дуэли не имеет ничего общего с благородством, он не отказывает от нее лишь из-за самолюбия. Грушницкий немного напоминает Ленского: романтизм, гибель на дуэли, молодость.

Только один мужской персонаж не противопоставляется Печорину - Вернер. Они действительно похожи, оба скептичны и остроумны, находятся в конфликте с обществом. Но немало и различий: Печорин - человек действия, Вернер пассивен. Характер последнего не настолько глубок и сложен, он более практичен. Его внешность наполнена романтическими деталями, но его личность противоречива.

Основные черты «водяного общества», представленного автором в романе

Особый класс в нем составляют статские и военные мужчины, особняком стоит молодежь. Но невозможно представить иные черты, кроме тех, что уже подробно описаны в работах А.С. Грибоедова и А. С. Пушкина. Те же самые чинопочитание, праздность, балы и сплетни, абсолютно пустая, лишенная высшего смысла жизнь.

Все одинаково, но в «Герое нашего времени» мы видим провинциальное общество, а не столичное. Стиль жизни местного дворянства, атмосфера небольшого города, описана с невероятной, тонкой иронией.

Можно сказать, что «водяное общество» - далеко не проходной образ в "Герое нашего времени". Проблема взаимоотношений человека с обществом - основная цель творчества Михаила Лермонтова. При этом, поэт и писатель продолжает традиции отечественной литературы того периода.

(455 слов) Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из нескольких повестей, каждая из которых представляет собой зарисовку общества того времени. Так, произведение «Княжна Мери» знакомит нас с отдыхающими «на водах» в Пятигорске. Это в основном дворяне – местные и прибывшие из столицы. Их поведение отражает традиции, быт и нравы описанной в повести эпохи. Печорин и «водяное общество» постоянно оказываются по разные стороны баррикад. Но есть ли у них схожие черты? Как Лермонтов видел своих современников глазами главного героя?

Кажется, Печорин презрительно относится к отдыхающим. Он замечает, что они друг другу завидуют, распускают слухи, плетут интриги. Так сложилось за долгие годы взаимоотношений представителей разных слоёв. Люди «на водах» как бы отстраняются от светского общества. Но они уже настолько привыкли вести себя commeilfaut, что моментально преобразиться у них не получается. Да и вряд ли дворяне хотят изменений. Некоторые герои, впрочем, выделяются на фоне других. Так, Грушницкий в повести – будто пародия на Печорина. Герой очень самолюбив, романтичен, непрактичен. Его склонность строить воздушные замки доходит до абсурда, до безрассудства, и в том числе поэтому он решает участвовать в дуэли. Это явный антипод Печорина, постоянно ищущий и жаждущий романтики в бытовых ситуациях, но не умеющий проявить себя.

Образ Вернера в произведении не противопоставляется образу главного героя, а сопоставляется с ним. Молодые люди практически одинаково относятся к окружающим, проявляют скептицизм, остроумие. Но Печорин, как говорится в романе, «гоняется за жизнью». Вернера скорее можно назвать пассивным, несколько апатичным. Даже в преддверии дуэли Печорин с нежностью думает о красоте природы, а Вернер – о денежных вопросах. Как часто мы встречаем таких людей не только «на водах», но и в повседневной жизни!

А вот княжна Мери – более редкий «экземпляр» в череде светских дам. Она очень молода, неглупа, иронична, но наивна и чиста. На её фоне Печорин выглядит настоящим эгоистом. Отношения с княжной Мери становятся для героя поводом проанализировать собственное поведение, вступить в диалог с самим собой. Но любит ли он молодую женщину? Вряд ли. Для него она – одна из многих представителей «водяного общества»: умная и серьёзная, но подверженная влиянию. Другое дело – Вера. Её образ представлен автором схематично. Печорин чувствует такое одиночество и такую отстранённость, что даже когда-то единственная возлюбленная становится ему не нужна. Герой коротает время за беседами со степными помещиками, которые надменно и снисходительно относятся к военным, и встречами с «хозяйками вод», ищущими в мужчинах острый ум и пылкие сердца.

А ещё водяном обществе есть «водяная молодёжь». Юноши так же, как их предшественники, жаждут получить очередной чин, преклоняются перед прославленными военными и великосветскими богачами, танцуют с дамами сердца на балах. Это всё — то же столичное общество. Впрочем, столичное ли? Скорее провинциальное, мечтающее «дотянуться» до столицы, как можно больше походить на истинных дворян. Потому и автор, и его герой с иронией относятся к происходящему, а мы, читатели, получаем возможность поразмыслить о проблемах взаимоотношений личности и общества.

“Герой нашего времени” - социально-психологический роман, в котором автор ставил перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, “исследовать душу человеческую”.
Лермонтов - романтик, поэтому проблема личности - центральная проблема романтизма и, естественно, творчества поэта. Однако новаторство “Героя нашего времени” заключается в том, что конфликт личности и окружающего мира решается при помощи разнообразных средств, как романтических, так и реалистических.
Печорин главный герой романа, является социальным типом. Его традиционно вслед за Онегиным помещают в галерею “лишних людей”.
В образах Печорина и Онегина много общего, начиная от деталей, черт характера, кончая ситуациями, в которые они попадают. Однако конфликт личности и общества в “Герое нашего времени” острее, чем в “Евгении Онегине”, так как Печорин “бешено гоняется за жизнью”, но ничего от нее не получает, а Онегин просто “плывет по течению”.
Композиция романа подчинена основной задаче, которую ставил перед собой автор, - решение проблемы личности. В журнале Печорина центральной является повесть “Княжна Мери”, в которой характер героя раскрывается изнутри, то есть Лермонтов использует такой художественный прием, как исповедь. Все художественные средства - портрет, пейзаж, диалоги, детали - носят психологический характер. В повести при помощи развернутой образной системы раскрывается тайна характера героя.
Лермонтов, как и многие романтики, противопоставляет личность и общество, причем он помещает своего героя в разные среды, сталкивает его с разными людьми. Мы можем видеть это в повестях “Бэла”, “Тамань” и “Княжна Мери”.
В психологической повести “Княжна Мери” личность Печорина противопоставлена “водяному обществу”, показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. “Водяное общество” - это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются все характерные черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении “водяного общества”, их жизни, интересов, развлечений.
Печорин с легким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями. Образ “водяного общества” дается также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина.
В целом все “водяное общество” противопоставлено Печорину. Однако все же можно выделить героев, которые не только противопоставляются Печорину, но и сопоставляются с ним.
Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, то у Грушницкого - поза, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект, впечатление на окружающих. Грушницкий - антиромантический герой. Склонность к романтизации доведена у него до карикатурности. Он рисуется, часто ведет себя несоответственно ситуации. В быту он ищет романтических обстоятельств, а в истинно романтических ситуациях теряется. Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло, но он не может отказаться от нее, так как очень самолюбив. В его образе много внешних деталей (шинель, костыль, хромота, кольцо с датой знакомства и именем Мери). Очевидно, образ Грушницкого создавался не без влияния образа Ленского: оба романтики, оба убиты на дуэли, оба моложе друга-врага.
Вернер - единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии. Но наряду с общими чертами в их характерах много различий. Печорин “бешено гоняется за жизнью”, Вернер же пассивен. Вернер - натура менее глубокая и сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание. Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая.
Все женские образы, представленные в романе, также подчинены основной задаче, - раскрытию образа Печорина и показу его отношения к любви.
Княжна Мери из всех женских образов обрисована наиболее полно. Как и Грушницкий, она увлечена романтизмом, она юна, умна, остроумна. Чистота и наивность княжны делает еще более очевидным эгоизм Печорина. История обольщения Мери является поводом для глубокого самоанализа и развернутых внутренних монологов в дневнике Печорина. В разговоре с Мери Печорин говорит о своей судьбе (отношениях с обществом, наклонностях, странностях характера).
Вера - самый неясный образ, очерчен неполно, а дан лишь намеками. Это единственный женский образ, который сопоставляется с Печориным. Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчеркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя. Романтическая ирония освещает отношения Печорина и Веры: Печорин загоняет лошадь, пытаясь догнать Веру, а потом засыпает сном Наполеона при Ватерлоо.
Кроме того, Лермонтов уделяет внимание большому количеству других, менее заметных, но также очень важных для создания более полной картины общества, героев, которые все без исключения подчинены принципу типизации, что говорит о реалистичности романа. При этом автор исходит из традиционных типов, опираясь на творческий опыт своих предшественников, Грибоедова и Пушкина.
Как только Печорин приезжает в Пятигорск, он знакомится с нравами семейств степных помещиков: “...петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись”.
Тут же мы узнаем о женах местных начальников, “хозяйках вод”: “...они менее обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум”.
Особый класс в “водяном обществе” составляют мужчины, статские и военные (капитан Драгунский, который своим участием в дуэли напоминает Зарецкого). Отдельно выделяется “водяная молодежь”. Вообще трудно себе представить что-нибудь новое, что еще не было изображено в произведениях Грибоедова и Пушкина. Та же страсть к чинам, низкопоклонство, те же балы, сплетни, праздное времяпрепровождение, пустота, которые господствуют не как пороки общества, а как стихии общественной жизни. Все то же самое, только с той разницей, что там мы видели светское общество, а здесь провинциальное, которое всеми силами старается походить на столичное. На фоне всего этого нельзя не отметить, с какой иронией нарисованы не только конкретные образы, но и вся атмосфера.
Таким образом, “водяное общество” - не случайная тема в романе. Проблема личности, ее взаимоотношения с окружающими являются главной задачей всего творчества Лермонтова. В то же время он является продолжателем традиций русской литературы XIX века,

Автор называет общество людей водяным. Определение несколько непонятно и близко к сказочному. Печорин и «водяное общество» – это часть главы «Княжна Мери». Там персонаж оказывается среди общества, отличного от светского, но и схожего с ним по основным характеристикам.

Водяное общество

Кого Печорин называет водяным обществом и почему? Становится понятен эпитет после чтения главы «княжна Мери». Местное дворянство здесь перемешивается с гостями, прибывшими из столицы. Такая смесь дает интересную картину нравов. Кто кого переборет по безнравственности. Оба общества « уже хороши», вместе они еще сильнее. Почему называет водяное? Потому что их цель оздоровление на водах Кисловодска. Климат, целебная вода не способны вылечить души людей. Именно здесь становится понятно, что болезнь Печорина неизлечима. Мужчина пытается еще что-то изменить вокруг себя, но все поглощает его эгоизм и жажда авантюризма.

Водяное общество собралось около чистого источника, но напоминает болото, затягивающее и разрастающееся очень быстро. На кого делит Григорий всех представителей нового сообщества, как к ним относится? Это степные мужья, помещики, хозяйки местных домов, отдыхающие франты, многочисленные дамы и офицеры.

Степные помещики

Отцы семейств прибывают в Пятигорск, чтобы найти удачную пару для своих дочек. Их желание - укрепит свое финансовое состояние. Петербургские гвардейцы в большинстве сыновья успешных дельцов. Судьба дочерей - это только предлог. Помещики ищут выгоду в любых своих деяниях. У степных мужей истертые старомодные сюртуки, но их дочери и жены нарядны и изысканы. В каждом проходящем мужчине они видят возможность создания пары. Вид Печорина вызывает сначала нежное любопытство, но оно быстро исчезает, появляется негодование. Вызвано оно армейскими эполетами. У читателя эта сцена вызывает горькую усмешку.

Хозяйки вод

Отношение к военным у женщин несколько иное, хотя цель та же: найти мужа или любовника. Женщины вызывают восторг у Печорина. Они очень долго способны удерживать свою миловидность. В чем секрет такого умения? Может быть в их непостоянстве? Женщинам приходится постоянно «быть на страже», за каждым мундиром они видят пылкое сердце. Мужчины сменяются от сезона к сезону, а женщины остаются.

Франты

Таких мужчин толпы. У них нет лиц и индивидуальности. Печорин говорит, что они много пьют и не воду. То есть их цель пребывания на Кавказе - не укрепление здоровья. Они как положено франтам держат стакан целебной воды, выбирая картинную позу - «академическую». Им все лень, франты «волочатся мимоходом», ищут с кем посплетничать, играют и жалуются на скуку, которую сами и создают. Франты выражают презрение к провинциалкам, страдая о столичных барышнях. Но читатель понимает, когда они попадают в Москву или Петербург, их позиция меняется. Там они скучают по дамам из глубинки, выражая презрение к аристократкам.

Однообразие разнообразных типов

Печорин оказывается втянут в жизнь общества. Автор доказывает, что невозможно человеку остаться вне окружения. Григорий становится его частью, пусть не самой страшной, но такой же распущенной и жестокой. Чем заняты «водяные люди»? Они сплетничают, лгут, обманываю. Их тянет сочинять и представлять себя героем, лидером, активистом. Праздники, балы, вино и еда затягивают и представить их в других условиях практически невозможно. Страшно, что большая часть общества - это молодежь. Пугает и то, что зачинщиками интриг становятся военные. Даже им, людям познавшим ценность жизни, здесь нравится. Семейные отношения строятся на обмане, выгоде и голом расчете. Чувства уходит куда-то в прошлое, ими играют, постепенно забывая об искренности и преданности. В водном обществе тема совести не стоит совсем. Дуэль превращается в убийство и орудие мести. Печорин относится к окружающим с пренебрежением, но это не добавляет ему привлекательности. Он здесь один из них.