Где находится памятник архитектуры. Главные архитектурные достопримечательности россии. Самое секретное офисное здание, США

Архитектурные памятники города Владимира - это, по преимуществу, памятники древнерусского времени (XII - начало XVIII веков) - церковные и гражданские, каменные и деревянные, отдельные здания и архитектурные комплексы. Ряд памятников относится к губернскому времени (конец XVIII - начало XX веков). Наибольшую ценность представляют памятники белокаменного зодчества XII-XIII веков.

Архитектурные памятники города Владимира - это, по преимуществу, памятники древнерусского времени (XII - начало XVIII веков) - церковные и гражданские, каменные и деревянные, отдельные здания и архитектурные комплексы. Ряд памятников относится к губернскому времени (конец XVIII - начало XX веков). Наибольшую ценность представляют памятники белокаменного зодчества XII-XIII веков.

Золотые ворота

Редчайший памятник древнерусской фортификации. Здание построено из белого камня в 1158-1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые.

Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проемом помещалась церковь Положения риз Богородицы - миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой. Боевая башня, триумфальная арка, церковь - все сочетается в лаконичной, но яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот - главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском.

С двух сторон башню сжимала земляная насыпь городской крепости, принимая на себя тяжесть от надвратной церкви. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды и не посрамили себя: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. Несмотря на пожары военного и мирного времени, ветхость и незначительные ремонты, облик Золотых сохранился почти без изменений до конца XVIII - начала XIX вв., однако надвратная церковь "стояла без пения праздна многие лета". Только в губернское время здание было серьезно перестроено: валы по бокам отняты, башня окружена пристройками, скрывающими контрфорсы, а надвратная церковь построена заново из кирпича и освящена в 1810 г. Открытый обход вокруг церкви превратился в закрытую галерею. Внутристенная лестница наверх была засыпана, а возобновлена лишь в 1870 г.

В настоящее время Золотые ворота входят в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Троицкая церковь

Одна из последних церковных построек губернского Владимира. Занимает приблизительно то церковное место, которое с XVII в. Принадлежало деревянной Казанской церкви Ямской слободы, после пожара 1778 г. перенесенной вместе со слободой за пределы города. Впоследствии здесь появилась частная застройка.

Участок вблизи Золотых ворот, на углу улиц Дворянской и Летнеперевозинской, в 1912 г. приобрела старообрядческая община (австрийского толка), состоявшая по преимуществу из купечества. Церковь строилась на средства общины в 1913-1916 гг. по проекту архитектора-художника С.М. Жарова из отличного кирпича местного завода Студзицкого. 30 октября 1916 г. Троицкая церковь была освящена.

Здание представляет собой импозантное краснокирпичное сооружение в так называемом "псевдовизантийском" стиле, состоящее из двух соединенных объемов: собственно церкви и колокольни. Высокий силуэт с энергичным ступенчатым верхом венчает шлемовидная глава; западный объем - колокольня - несколько ниже. Цокольная часть, контуры окон и порталов выложены из белого камня. Храм украшают декоративные пояски и поребрики, сама "крестовая" кладка кирпича.

Богослужение в храме прекратилось в 1928 г.; здесь разместилось губернское архивное бюро. Впоследствии здание использовалось городской властью для разных целей; вставал даже вопрос о сносе, пока в 1976 г. Троицкую церковь не заняла экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Водонапорная башня

Памятник инженерно-технической и промышленной архитектуры начала XX в.

Потребность г.Владимира в водонапорной башне возникла при прокладке водопровода в 1860-е гг. Первый проект водонапорной башни предполагал оборудование ее в бездействующей надвратной церкви Золотых ворот. Этот проект не состоялся.

Позже водонапорную башню построили на Козловом валу. В 1912 г. это здание было совершенно перестроено по проекту архитектора-художника С.М. Жарова.

Здание представляет собой трехъярусное сооружение из красного кирпича в "псевдорусском стиле", имеющее в плане форму цистерны (вытянутого вала) и расширяющееся кверху, как крепостная башня. Украшением служат окна, в том числе сдвоенные, разной высоты в каждом ярусе, и кирпичный декор - стрельчатые арки и прямоугольные сандрики над окнами; два пояса арочных ниш, имитирующих "машикули"; карнизные валики, разделяющие ярусы.

Здание реставрировано в 1970-е гг. Наверху башни, где помещался резервуар, устроена смотровая площадка с невысоким шатром.

Козлов вал

Юго-западная часть земляной насыпи в системе фортификационных сооружений г. Владимира XII в.

При князе Андрее Боголюбском в 1158-1164 гг. город архитектурно оформился как новая столица Суздальской Руси. Грандиозный градостроительный замысел князя воплотился прежде всего в новой крепости - кольце валов с внешними рвами, воротами, глухими башнями и деревянной оградой на валах. Город обрел фигуру вытянутого клина в междуречье Клязьмы и Лыбеди, острым концом обращенного на восток, а тупым на запад. Периметр валов составлял почти 7 км, высота 9 м, ширина подошвы 22 м. В систему валов было встроено пять внешних проездных башен. В западной линии высятся главные - Золотые ворота, единственные сохранившиеся. С двух сторон башню Золотых ворот сжимали земляные насыпи.

С утратой оборонительного значения в начале XVIII в. древняя крепость начинает разрушаться, валы оплывают, их рассекают "перерытвины" и тропы, склоны распахиваются под огороды.

Участок земли южнее Золотых ворот вблизи вала в XVIII в. приобрел купец Козлов. Его имя перешло в название этой части вала.

Проезд около Золотых ворот был освобожден от насыпи во время ремонта здания в конце XVIII - начале XIX вв. Высота вала сохраняется на две трети - до 6 м.

В губернское время остатки древней крепости, в том числе Козлов вал, уже воспринимаются как памятник старины, который следует сохранять.

В настоящее время Козлов вал - памятник древнерусского градостроительства и фортификации.

Музейный комплекс "Палаты" (здание Присутственных мест)

Здание Присутственных мест построено в 1785-1790 гг. по проекту архитектора Бланка в строгом классическом стиле.

Оно расположено в самом центре города, между древними соборами, в глубине старинного парка с фонтаном и аллеями. Предназначенное для губернской администрации, оно оставалось чиновничьим вплоть до девяностых годов XX века.

В начале 1990-х гг. музей-заповедник освободил и передал по назначению несколько церковных зданий, занятых фондохранилищами и экспозициями. К этому времени областная администрация получила новое здание на Октябрьском проспекте. В музее созрела смелая мысль: превратить историческое здание Присутственных мест в музейный комплекс. Однако освободить Палаты от чиновников оказалось делом трудным и длительным. И все же музей шаг за шагом, этаж за этажом, в фантастически короткий срок - за 5 лет (!) сумел не только отремонтировать и освоить этот огромный корпус, но и снискать ему новую славу и любовь горожан.

Теперь неприступный казенный корпус с "парадным подъездом", 200 лет служивший бюрократии, обрел привлекательный облик музея - красивого, уютного, содержательного.

Здание исторического музея

В настоящее время в здании размещается экспозиция Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "История владимирского края с древнейших времен до 1917 года." Здание построено по проеткту архитектора Бегена П.Г.

Беген Петр Густавович (1863-1917), окончил Академию Художеств в Санкт-Петербурге, с 1906 года владимирский губернский архитектор. Во Владимире по его проектам построено здание исправительного арестантского отделения, родильного приюта, духовного училища.

Закладка здания состоялась 29 мая 1900 г. К ноябрю 1901 года здание было возведено вчерне. 1902 год ушел на отделку нижнего этажа. Летом 1903 года на средства М.Н. Софонова и его же рабочими была произведена стенная роспись верхнего этажа. Первый этаж предназначался для библиотеки и исторического архива. На втором размещался музей. До 1906 года шли отделочные работы и размещение экспонатов.

Здание кирпичное, имеет план вытянутого прямоугольника, двухэтажное, с высокой четырехскатной кровлей. Площадь 10,85 х 25,60 м; высота до карниза 12 м. Перед главным входом крыльцо с балконом на сводчатом перекрытии, опирающемся на четыре столба. Межэтажный пояс, карниз и наличники выполнены из тесаного профилированного кирпича. В ширинках, расположенных по карнизу, на угловых лопатках и в простенках окон второго этажа (по главному фасаду) вставлены цветные изразцы. (Изразцы происходят из печи, находившейся в доме Сапожникова (XVII века) в городе Гороховце. На них орнамент: в центре выпуклый медальон с рельефным растительным рисунком в виде звезды, по краям широкая рамка с рельефным растительным узором. Фон покрыт в центре белой, а по краям светло-зеленой поливой. Рельефы рисунка даны желтой, коричневой и синей поливами.) На крыше четыре слуховых окна (по главному фасаду) и фронтон с фигурным завершением со стороны главного входа. На фронтоне выложено кирпичом 1900, ВАК. Ниже, на карнизе - Музей. На коньке кровли установлена металлическая ажурная решетка. Водосток осуществляется по трубам сложной конфигурации. Перекрытие нижнего этажа деревянное, плоское с опорой сложной конфигурации. Перекрытие нижнего этажа деревянное, плоское с опорой на круглый металлический столб в центре зала, перекрытие верхнего этажа - сводчатое. Этажи соединены парадной двухмаршевой лестницей.

Дом-музей братьев Н.Г и А.Г. Столетовых

Деревянный одноэтажный дом на каменном полуэтаже 1845-1869 гг. Типичный образец городской обывательской застройки 2-ой половины XIX в. Декоративное убранство фасада лаконично и тяготеет к "классическому" стилю: развитый карниз, лопаток, простые наличники; во двор выходит веранда. При доме был сад плодовых деревьев.

Дом является флигелем обширного двухэтажного каменного здания, оформляющего поворот с Большой улицы к Рождественскому валу (ныне ул. Столетовых). Здание было построено одним из первых по регулярному плану города 1781 г. купцом Д.А. Столетовым (прадедом Николая и Александра Григорьевичей).


Красивейшими местами Москвы, несомненно, являются ее архитектурные памятники. Здесь каждый камешек имеет метку исторических событий в жизни России. На этом месте хаживали венценосные персоны и деятели политики, искусства, литературы, кино. Отсюда начинались славные ратные и трудовые подвиги великого русского народа. Пройтись по святому месту – первейшая мечта каждого гостя Москвы.


Наверно каждый даже если не бывал на Красной площади, знает, что она является центральной площадью города Москвы, столицы России. Красная площадь находится за восточной стеной Кремля, ее с трех сторон окружают здания (Государственный Исторический музей, здание ГУМа и собор Василия Блаженного). собор Василия Блаженного


Памятники Москвы Памятники Москвы, которые во многом определяют ее современный облик – это в основном наследие прошлых веков. Однако мы явились свидетелями создания, вернее, восстановления одного из них, который встал в один ряд с главными достопримечательностями столицы. Это, конечно же, Храм Христа Спасителя.


Новодевичий монастырь разместился на юго-западе Москвы, у самой Москвы-реки. Здания Новодевичьего монастыря являются выдающимися архитектурными памятниками века. Для начала следует выделить Смоленский собор, а также собор иконы Смоленской Богоматери.


Одним из самых крупных мировых музеев стала Третьяковская галерея. Музейные экспозиции, находящиеся в ней охватывают очень длительный период с X в. по XX в. В галерее имеются абсолютно все направления русской живописи, начиная иконами и заканчивая авангардом. Свое название Третьяковская галерея получила в честь Павла Михайловича Третьякова, который и является создателем Третьяковки.


Одно самых крупных собраний мирового искусства с древних времен до 21 века сохранилось в Государственном музее изобразительных искусств имени известного русского писателя А. С. Пушкина. Сегодня он является вторым после Петербургского Эрмитажа музей мирового искусства в России.


Среди множества мест в Москве, которые являются не только достопримечательностями города, но и популярным местом отдыха москвичей и гостей столицы, особенно выделяется Поклонная гора. Когда-то она находилась за пределами города, однако со временем постоянно разрастающийся город принял ее в свою черту.Поклонная гора




Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Карта оцифрована участником сайта

Описание карты

"Москва. Архитектурные памятники". Схема составлена, оформлена и подготовлена к печати Научно-редакционной картосоставительской частью ГУГК в 1973 году. Редактор: Смигельская С.В. Формат бумаги 100x72. Тираж 47000. Цена 30 коп.

Благодарим Романа Маслова за оцифровку материала!


Схема архитектурных памятников центра Москвы

Сопроводительный текст к схеме

Среди русских городов Москва занимает особое место, как по значительности ее исторического пути, так и по неповторимому своеобразию архитектурного облика. Унаследовав высокую художественную культуру Древней Руси, она стала средоточием лучших творческих сил народа. Памятники московской архитектуры отразили различные этапы истории города и вошли в золотой фонд мирового зодчества.

В Москве были заложены основы не только общерусской государственности, но и общерусской художественной культуры, вобравшей в себя все лучшее, что было достигнуто в других городах в эпоху феодальной раздробленности. Выражая средствами архитектуры ведущие идеи своего времени, московские зодчие вносили удивительное разнообразие в основные типы сооружений, свойственных той или иной эпохе.

Ядро кремлевского ансамбля - исторического и композиционного центра города - складывалось в то время, когда Москва стала столицей Русского централизованного государства (в XV-XVII вв.). Соборная площадь и крепостные сооружения Кремля, созданные русскими и итальянскими мастерами и отразившие идею величия и мощи молодого государства, поражали современников масштабами и монументальностью.

В XVI в. был создан новый тип сооружений-триумфальные столпообразные композиции, так называемые храмы-памятники, и среди них шедевр русского зодчества - Покровский собор (собор Василия Блаженного).

В посадах и слободах, окружавших Кремль, в это время появляются каменные церковные и жилые здания, небольшие по размерам, но интересные по своим архитектурным формам. Широко развертывается в XVI в. и крепостное строительство: в 30-е годы сооружаются стены вокруг посада (Китай-город), в 80-90-е годы - вокруг Белого города, а в начале XVII в. Москва получила свой последний оборонительный пояс-Земляной вал с дубовыми стенами и башнями (Земляной город). Кроме того, в течение столетий вокруг Москвы возводились мощные крепости - монастыри.

Польско-шведская интервенция вызвала временный упадок строительства в Москве, но с середины XVII в. начинается новый этап в развитии московской архитектуры.

Многочисленные народные восстания расшатывали основы официальной идеологии и способствовали проникновению в архитектуру народных мотивов. Отсюда - богатство декоративного убранства, красочность, живописность композиции в постройках того времени. К концу XVII в. нарастает стремление к симметрии и уравновешенности, появляется новый тип ярусных церковных сооружений ("восьмерик на четверике"). Этот новый период в архитектуре получил название "московского" или "нарышкинского барокко".

Реформы Петра, победа в Северной войне выдвинули Россию в число передовых европейских держав. Не порывая с национальными традициями, русские мастера творчески восприняли художественную культуру Западной Европы. В XVIII в. были созданы два основных стилистических направления-русское барокко и русский классицизм.

Памятников барокко в Москве было создано мало, так как развитие стиля совпало с застройкой Петербурга, к тому же некоторые из них погибли во время пожара 1812 г., но московский классицизм блистательно проявил себя в многочисленных сооружениях различного назначения. После Отечественной войны 1812 г. классицизм приобретает черты большой простоты и строгости. С середины XIX в. начинается его упадок и на смену ему приходят различные стилизаторские течения - наступает эпоха "всех стилей". Возникновение в конце XIX-начале XX в. стиля "модерн" еще больше увеличивает пестроту застройки. Капитализм выдвигает необходимость создания новых типов сооружений - доходных домов, гостиниц, железнодорожных вокзалов и др.

Строительная техника бурно развивается в это время, но художественная ценность зданий, за некоторым исключением, не достигает высокого уровня.

Великий Октябрь открыл неограниченные возможности для развития всех видов искусств. Уже в 1918 г. В.И. Ленин подписывает декрет об охране и реставрации памятников истории и культуры. Громадный размах реставрационные работы получили в наши дни.

Партия и правительство уделяют огромное внимание эстетическому воспитанию советских людей, и произведения русских зодчих играют в этом большую роль, вызывая восхищение талантом русского народа, воспитывая чувство патриотизма и гордости за свою страну. Памятники архитектуры, возвращенные к жизни советскими реставраторами, занимают почетное место в ансамблях новой Москвы.

Советская архитектура в своем развитии прошла через ряд этапов. Двадцатые и начало тридцатых годов характеризуются поисками новых средств архитектурной выразительности, свободных от эклектики предшествующего периода. В это время большое внимание уделяется рациональным построениям планов зданий, широкому использованию новых материалов и конструкций, что позволило создать ряд интересных и художественно ценных сооружений. Однако реальные возможности строительства того времени не позволили воплотить многие архитектурные идеи.

Развитие экономики страны породило стремление к величественным формам и пышности отделки. Снова началось обращение к различным стилям, что и привело впоследствии к излишествам и неоправданному украшательству. Это направление было справедливо осуждено правительственным постановлением 1955 г., где указывалось, что "советской архитектуре должны быть свойственны простота, строгость форм и экономичность решений". В настоящее время советские зодчие настойчиво работают над созданием полноценных художественных произведений, способных отразить дух нашего времени и пафос строительства коммунизма. Огромный размах строительства в нашей стране ставит перед советской архитектурой необходимость сооружения комплексов и ансамблей, способных создать целостный облик города. Л.И. Брежнев указывал, что "дело чести каждого из нас превратить Москву в образцовый коммунистический город".

Понятно, что в буклете невозможно представить все архитектурное богатство Москвы. Здесь указаны лишь памятники, наиболее ценные в художественном отношении или наиболее характерные для своего времени.

Десятый и заключительный том издания "Памятники архитектуры Москвы" вышел в 2015 году. Данный выпуск целиком посвящен процессу формирования и…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 9. Архитектура Москвы 1910-1935 гг.

    После выхода в 1982 году первого тома "Памятники архитектуры Москвы", посвященного Кремлю и Китай-городу, и содержащего также полный…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 8. Окрестности старой Москвы (юг и восток)

    Предлагаю вашему вниманию восьмой выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы". Книга вышла в 2007 году и посвящена восточной и южной сторонам…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 7. Окрестности старой Москвы

    Выкладываю для ознакомления седьмой выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы", увидевший свет в 2004 году. В книге представлен материал,…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 6. От Андроникова монастыря до Большой Калужской улицы

    Предлагаю вашему вниманию шестой выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы", вышедший в 2000 году. Эта книга завершает описание архитектуры Москвы…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 5. От Земляного до Камер-Коллежского вала.

    Пятый выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы" вышел в 1998 году. В этой книге представлен материал, охватывающий большую часть территории между…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 4. Замоскворечье

    "Замоскворечье" - четвертая книга издания "Памятники архитектуры Москвы". Район, которому она посвящена, входит в состав территории Земляного города.… Памятники архитектуры Москвы, том 1. Кремль, Китай-город, центральные площади

    На День города сделаю подарок всем жителям Москвы - выложу все 10 томов сводов памятников столицы. Сегодня будет первая книга из серии "Памятники…