Фреска Микеланджело «Сотворение Адама»: что она означает? Микеланджело буонарроти. сотворение мира - история искусств

Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

"И подобным же образом следует далее сотворение Адама с изображением Бога, опирающегося на группу обнаженных ангелов нежного возраста, которые несут будто не одну только фигуру, а всю тяжесть мира, что показано вызывающим величайшее благоговение величием Господа и характером его движения: одной рукой он обнимает ангелов, будто на них опираясь, десницу же он простирает к Адаму, написанному таким прекрасным, в таком положении, с такими очертаниями, что кажется, будто он снова сотворен высшим и изначальным создателем своим, а не кистью и по замыслу человека" Вазари.

Один из самых прекрасных образов росписи Сикстинской капеллы – пробуждающийся к жизни Первый человек Адам. Это атлетически сложенный юноша с безвольно протянутой рукой, в которую могучая рука творца словно вливает жизненную энергию. Мужественный и прекрасный, с еще не разбуженной мыслью, и не раскрывшимися силами, лежит он на склоне холма, протянув руки к создавшему его Богу. Через плечо Бога смотрит ангел, изумленный красотой человека. Идеальная юношеская красота Адама как бы находит развитие в образах обнаженных юношей - декоративных фигурках, обрамляющих малые поля. В них Микеланджело показывает внутреннюю жизнь человека через разнообразные движения прекрасного обнаженного тела. С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как "дуб", из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама.

Наряду с "Джокондой" Леонардо да Винче, это одно из известнейших изображений в мире, с второй половины XX в. стал всемирным символом. Человек, как прекраснейшее из творений Божьих, созданный по образу и подобию Господа, одно из лучших воплощений человеческого образа эпохи гуманизма. Предполагают, что в фресках Сикстины Микеланджело оставил множество тайных аллегорий, так, мантия, покрывающая Бога и поддерживающих его ангелов, напоминает очертания человеческого мозга. Известно, что Микеланджело во время учебы тайно занимался вскрытием трупов, для того, чтобы досконально изучить физиологию, вполне возможно, что он знал, как выглядит мозг.

На плафоне Сикстины - рождение первого человека, сотворение Богом Адама. Крупнейший искусствовед В. Н. Лазарев дает очень точное описание микеланджеловского шедевра: «Это едва ли не самая прекрасная композиция всей росписи. Отправляясь от Библейского текста художник дает ему совершенно новое претворение. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами. Позади него развевается огромный, надутый как парус плащ, позволивший охватить все фигуры замкнутой силуэтной линией. Плавный полет творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Его правая рука, дарующая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чье лежащее на земле тело постепенно приходит в движение. Эти две руки, между которыми как бы пробегает электрическая искра, оставляют незабываемое впечатление. В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика. Расположив фигуру Адама на покатой поверхности, художник создает у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом краю земли, за которым начинается бесконечное мировое пространство. И поэтому вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир астральный. И здесь Микеланджело великолепно использует просвет между фигурами, без которого не было бы ощущения безграничного пространства. В образе Адама художник воплотил свой идеал мужского тела, хорошо развитого, сильного и в то же время гибкого. Прав был немецкий живописец Корнелиус, который утверждал, что с эпохи Фидия не было создано более совершенной фигуры» .

Взгляните на фигуру Адама, которая пробуждается к жизни. Она еще беспомощна, покорна, как бы безвольна, а между тем чувствуется, что в ней заложена грандиозная сила, которая только и ждет вот-вот наступающей возможности развернуться во всей своей славе.

А какой красоты лицо Адама с устремленными к Богу глазами, в которых тот же зов и то же ожидание, что и в руке! Как замечает Лазарев, Бог-Отец подобен ваятелю, извлекающему фигуру из хаотической глыбы камня.

"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" Бытие 1:27.

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" Бытие 2:7.

Знаменитые картины и скрытые коды, спрятанные в них:

1. Мона Лиза (Mona Lisa): настоящий скрытый код в её глазах

Интрига обычно кроется в её загадочной улыбке. Тем не менее, рассматривая картину под микроскопом, историки в Италии обнаружили, что, наведя увеличительное стекло на глаза «Моны Лизы» можно увидеть крошечные цифры и буквы.

Эксперты говорят, что едва различимые буквы и цифры представляют собой нечто из «Кода да Винчи» в реальной жизни: в правом глазу можно различить буквы LV которые вполне могут представлять собой его имя, Леонардо да Винчи (Leonardo Da Vinci), в то время как в левом глазу, также есть символы, но они не так чётко различимы. Конечно, точно определить их очень трудно, но они, кажутся латинскими буквами CE, или Е может на самом деле быть буквой B. На арке моста, виднеющейся на фоне, можно увидеть число 72, или же латинскую букву L и число 2. Кроме того, число 149, со стёртым четвертым числом, находится на задней части картины, что даёт основания полагать, что да Винчи написал её, когда был в Милане в 1490-х годах.

Следует принять во внимание, что этой картине почти 500 лет, поэтому она уже не такая чёткая и ясная, как в тот момент, когда она была создана.

2. Тайная Вечеря (Last Supper): математическая и астрологическая головоломка, плюс секретные ноты

«Тайная Вечеря» также была предметом множества гипотез, в основном насчёт якобы скрытых посланий или намёков, которые присутствуют в картине.

Информационный технолог Слависа Песчи (Slavisa Pesci), создала интересный визуальный эффект путём наложения полупрозрачного, зеркального отражения картины поверх оригинала. В результате по обоим концам стола появились две фигуры, которые выглядят как тамплиеры, в то время как какой-то человек, возможно, женщина с младенцем стоит слева от Иисуса.

Итальянский музыкант Джованни Мария Пала (Giovanni Maria Pala), также указала на то, что положения рук и буханок хлеба могут быть интерпретированы как ноты на нотном стане, и если их читать справа налево, что было характерным для метода письма Леонардо, они составляют музыкальную композицию.

Исследователь из Ватикана, Сабрина Сфорца Галитция (Sabrina Sforza Galitzia), заявила, что расшифровала математическую и астрологическую головоломку в картине Леонардо «Тайная Вечеря». Она сказала, что он предвидел конец света во «всемирном потопе», который начнется 21 марта 4006 года и завершится 1 ноября того же года. Она считала, что этот потоп ознаменует «новый старт для человечества».

3. Сотворение Адама (Creation of Adam): парящее божество в виде мозга

Картина Микеланджело (Michelangelo) под названием «Сотворение Адама» является не только самой известной частью Сикстинской капеллы (Sistine Chapel), но также и одной из немногих легендарных изображений человечества.

Микеланджело считается одним из величайших художников и скульпторов эпохи итальянского возрождения. Однако не всем известен тот факт, что он очень сильно интересовался анатомией и в возрасте 17 лет начал анатомировать трупы, которые он брал на церковном кладбище.

Пара американских экспертов в нейроанатомии считают, что Микеланджело на самом деле оставил некоторые анатомические иллюстрации в одной из его самых известных работ - Сикстинской капелле.

Хотя некоторые могут посчитать это совпадением, эксперты предполагают, что труднее объяснить, что анатомический контекст не был в картине Микеланджело. На картине можно найти даже сложные компоненты мозга, такие как мозжечок, зрительные нервы и гипофиз. Что касается броской зелёной ленты, тянущейся вдоль варолиева моста/позвоночника/человека, который поддерживает Бога, она идеально совпадает с местонахождением позвоночной артерии.

4. Сикстинская капелла: ещё одно изображение человеческого мозга, но уже снизу

Как и в случае шедевра «Сотворение Адама», по мнению экспертов на панелях Сикстинской капеллы есть ещё одна фигура Бога с секретным кодом.

Они заметили, что горло и грудь Бога на картине изображены с анатомическими несоответствиями, которых нет в любой другой фигуре на фреске. Кроме того, в то время как свет падает на остальные фигуры по диагонали с левого нижнего угла, шея Бога освещена прямым светом. Они пришли к выводу, что она выглядит неуклюже и должна быть преднамеренной работой гения.

Наложив странное изображение шеи Бога на фотографию человеческого мозга, который изображён снизу, они показали, как точно совпадают эти два изображения. Они добавили, что странный рулон ткани, который простирается до центра Божьего одеяния, может быть изображением спинного мозга человека.

Бугристая шея на изображении Бога (А) соответствует фотографии человеческого мозга, если смотреть снизу (B), а (С) показывает различные части мозга, по-видимому, скрытые в картине.

По словам учёных, Микеланджело также изобразил другие анатомические особенности в другом месте потолка, в частности почку, вид которой был знаком Микеланджело, и которая представляла для него особый интерес, так как он страдал от камней в почках.

5. Мадонна со святым Джованнино (Madonna with Saint Giovannino): наблюдения НЛО

В дополнение к привлечению нашего внимания к твёрдым как камень мышцам Младенца Иисуса, на картине Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio) «Мадонна со святым Джованнино» также изображена интересная маленькая капля, парящая в небе над левым плечом Марии.

Над левым плечом Марии нарисован дискообразный объект, который, по-видимому, блестит. Этот объект художник изобразил очень детально, чтобы его было хорошо заметно в его произведении искусства. На правой части картины изображён человек, который держит правую руку над глазами, что указывает на то, что этот объект был очень ярким, а в верхнем левом углу изображён предмет, похожий на солнце.

«Мадонна со святым Джованнино» Доменико Гирландайо это лишь одна из многочисленных средневековых картин, на которых изображены странные, пугающие неопознанные летающие объекты.

6. Захария (пророк) (Prophet Zechariah): оскорбление религиозного авторитетного лица

Разногласия между папой Юлием II (Julius II) и Микеланджело были хорошо задокументированы. Историки отмечают, что Микеланджело изобразил портрет папы в качестве пророка Захария, и что один из ангелов расположенных позади него показывает ему крайне непристойный жест.

Прелестный маленький ребенок показывает фигу, и это не сладкий фрукт, это самая настоящая фига из пальцев и её значение далеко не так сладко, как одноимённый фрукт. Просовывая большой палец руки между указательным и средним пальцами, он делает жест, который в старом мире практически являлся аналогом демонстрации среднего пальца в наши дни.

7. Давид и Голиаф (David and Goliath): мистические знаки каббалы


Сканируя расположение фигур на огромном потолке Сикстинской капеллы, площадью в 1300 квадратных метров, авторы нашли формы, которые соответствуют еврейским буквам.

Например, фигуры Давида и Голиафа образуют форму буквы «гимель», которая символизирует «силу» в мистической традиции Каббалы.

Авторы считают, что Микеланджело получил познания в иудаизме, когда он находился при дворе Лоренцо Медичи (Lorenzo de Medici) во Флоренции, и вся Сикстинская капелла, которая, якобы построена в той же пропорции, что и Святой Храм в Иерусалиме, является «затерянным мистическим посланием всеобщей любви», которое должно было быть расшифровано.

8. «Фламандские пословицы» (Netherlandish Proverbs): в сюжете картины присутствуют 112 нидерландских идиом


«Фламандские пословицы» это картина написанная маслом на дубовой панели в 1559 году. Её автором является Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel the Elder) который изобразил землю, населённую буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней.

В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых идиом. Некоторые из них, используются и по сей день, например, такие как: «плыть против течения», «биться головой о стену», «вооружён до зубов» и «большая рыбка ест маленькую».

Другие пословицы отражают человеческую глупость. Некоторые фигуры, по-видимому, представляют собой более одного фигурального выражения, такие как, например, человек стригущий овцу левее центра в нижней части картины. Он сидит рядом с человеком, который режет свинью, что представляет собой выражение «кто-то стрижёт овец, а кто-то режет свиней». Это выражение означает, что один человек обладает преимуществом по сравнению с другим, но оно может также представлять собой наставление «стригите их, но не снимайте с них кожу», то есть используйте свои сбережения по максимуму, но не растрачивайте их полностью.

9. «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus): признание закона молчания для христиан


«Ужин в Эммаусе» это картина, написанная художником Караваджо в стиле итальянского барокко.

На картине изображен момент, когда воскресший, но остающийся неузнанным Иисус, показывается двоим из своих учеников, в городе Эммаус, а затем исчезает из виду.

Картина необычна из-за фигур, написанных в натуральную величину и из-за тёмного, пустого фона. На столе стоит корзина с едой, которая опасно балансирует на краю стола. На картине также присутствует поразительная тень, напоминающая по очертаниям рыбу, которая может указывать на признание закона молчания для христиан.

10. Портрет молодого Моцарта (Young Mozart"s Portrait): знаки масонов

Конечно же, художественные работы не могли не коснуться масонства. Портреты людей, которые прячут руку, могут указывать на преданность делу или на уровень в иерархии. Примером таких портретов является этот анонимный потрет Моцарта (возможно написанный художником Антонио Лоренцони (Antonio Lorenzoni)).

Буонарроти Микеланджело, «Сотворение Адама»

Когда говорят о расцвете итальянского Возрождения, то вспоминают имена трех титанов - Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Творчество каждого из них - это гигантский взрыв человеческой мысли, но гений Микеланджело превосходит всех.

На творчество Микеланджело оказали влияние идеи современной ему эпохи. Уже при жизни художника ходили легенды о фанатизме, с которым он работал. Именно эта нечеловеческая одержимость идеей вкупе с недюжинным талантом позволила ему создать такие произведения, при виде которых и современному человеку трудно поверить, что их мог сотворить простой смертный.

В Ватикане находится капелла, построенная по приказу папы Сикста IV и поэтому названная Сикстинской. Но знаменита она тем, что взору посетителя, входящего под своды капеллы, предстают сцены на библейские темы, которые расположены на... потолке. Каждая фреска звучит как гимн духовной и физической красоте человека, его созидательным возможностям, она поражает тщательной обрисовкой фигур, и все это складывается в грандиозную картину прославления Творца, Человека и Разума.

Над росписью потолка и стен капеллы Микеланджело работал с 1508 по 1512 год по заказу папы Юлия П. Специально для этих целей вдоль стен капеллы были возведены леса. Лежа на них, живописец мог приступить к осуществлению своего замысла. Изумляют свидетельства современников, согласно которым Микеланджело проводил в таком положении большую часть времени. Часто в капеллу являлся заказчик, чтобы посмотреть, как у живописца продвигается работа. Вспыльчивому, с независимым характером художнику эти визиты казались попытками контроля, и тогда Микеланджело нарочно сбрасывал с лесов различные тяжелые предметы. Разгневанному папе ничего не оставалось, как послушно ретироваться. Такое обращение с первосвященником мог позволить себе только истинный талант, который находится вне границ человеческих условностей.

В центральной части потолка Микеланджело поместил сцены сотворения мира и истории Ноя. По сторонам плафона, в пролетах, находятся фигуры пророков, возвещающих приход Мессии. Они чередуются с сивиллами - женскими образами христианства, согласно которому последние предсказывали приход Спасителя язычникам. Каждая фигура запечатлена в момент духовного сосредоточения. Они или читают, или записывают мысли, или поглощены звучанием внутреннего голоса. Над самым алтарем находится главная сцена композиции - Страшный суд.

Но самая известная и впечатляющая фреска из всех сикстинских росписей - Сотворение Адама. Многие живописцы задолго до Микеланджело обращались к этой теме. Композиция полотен была всегда одинакова: Создатель единым прикосновением руки взывает к жизни лежащего на земле Адама. Но прежние попытки художественного воплощения образа оставались в рамках условной символичности, и лишь под кистью Микеланджело вдохновенные силы божественного созидания предстали перед зрителем воочию. Смотрящего завораживает не только заключенная во фреске мысль, но и виртуозное исполнение задуманного на простой поверхности потолка с помощью красок. Идея и способ сливаются в мощный творческий порыв, духовное и материальное становятся нерасторжимым целым.

Пронзая пространство, мчится Господь в пустоте, которая есть смерть. Он наполняет ее движением, что символизирует победу жизни над смертью. От стремительного полета плащ Создателя раздувается, как парус на ветру. Бог протягивает руку к лежащему на земле первочеловеку. Адам еще находится во власти сна, но уже протягивает свою руку навстречу Творцу, устремляя взор на лицо Отца. Жизнью наполняются его члены, одно мгновение - и человек впервые сделает вдох.

Смысловым и композиционным центром фрески является встречное движение рук Бога и Адама. Они еще не соприкоснулись, но между ними уже готова проскочить искра, которая зажжет жизнь в Адаме. Внимательный взгляд отметит, что глаза смотрящего и протянутые друг к другу руки находятся не на параллельных плоскостях, а на пересекающихся. За счет такого визуального фокуса Микеланджело на плоской поверхности создает иллюзию пространства с ясно ощутимым движением, словно живописец сам пытается вдохнуть жизнь в свое творение.

Микеланджело известен не только как живописец, но и как прекрасный скульптор, архитектор и даже поэт. Он создал такие скульптурные шедевры, как статуя «Вакх» (национальный музей, Флоренция), скульптурная группа «Оплакивание Христа» (собор св. Петра, Рим), статуя «Давид» (Флоренция), «Моисей» (Рим), «Восставший раб» и «Умирающий раб» (Париж, Лувр). Микеланджело разработал проекты библиотеки Лауренциана во Флоренции, собора св. Петра и Капитолия в Риме. В поэзии он известен как автор мадригалов и сонетов, многие из которых переведены на русский язык Андреем Вознесенским.

67 911

Искусствовед Марина Хайкина и психоаналитик Андрей Россохин рассматривают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и что чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.

«Сотворение Адама» (Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, 1508–1512) - четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных Микеланджело Буонарроти для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II.

«Жить - значит творить»

Марина Хайкина, искусствовед

«Микеланджело написал Бога в античном духе: он реален в своем телесном и божественном воплощении. Облаченный в простую розовую тунику, Бог проносится над сотворенным миром в окружении ангелов без крыльев. Женская фигура справа от него - Ева, она еще ждет часа своего создания, но уже задумана Богом. Во время полета Бог поворачивается, устремляется навстречу Адаму и протягивает к нему руку.

Это движение к своему творению воплощает энергию жизни, которую Создатель намерен передать человеку. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, созданного по его образу и подобию. Но в то же время поза Адама повторяет и очертания скалы: он пока лишь часть пейзажа вокруг. Не хватает буквально искры жизненной силы, чтобы вдохнуть в него душу.

Руки почти встречаются. Микеланджело помещает этот жест в самый центр фрески и выдерживает паузу, чтобы усилить воздействие образов. Мы практически видим, как энергия сквозь кисть Бога передается руке человека. Выбирая из истории сотворения человека именно это мгновение - рождение души, Микеланджело приравнивает его к творческому озарению. По его мнению, способность творить и создавать - это наиболее ценный дар из тех, что даны человеку свыше.

Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению. Этот жест уже встречался у Леонардо да Винчи; но если ангел на его картине «Мадонна в гроте» лишь указывал на чудо, то здесь жест Бога его воплощает. Впоследствии этот жест повторят многие другие художники - соглашаясь или споря с верой Микеланджело в человека и в силу творчества».

«Мы рождаемся в момент расставания»

Андрей Россохин, психоаналитик

«Первое, что я здесь чувствую, - момент уникальной встречи, который полон энергии и силы. Бог несется навстречу Адаму, чтобы вдохнуть в него жизнь. Сейчас их пальцы сомкнутся - и вялое тело родится, обретет силу, жизнь, а в глазах Адама зажжется огонь. Но в то же время у меня есть едва уловимое ощущение, что Бог со свитой движется в другую сторону, улетает от Адама. На это указывают фигуры женщины и младенца, они как будто отталкиваются от него, и задают тем самым обратное движение.

Почему? Я предполагаю, что бессознательно Микеланджело рисовал здесь не встречу, а следующий за ней момент расставания. Бог олицетворяет собой и отцовское, и материнское начала одновременно, их союз и приводит к рождению ребенка - младенца Адама. Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». Протянутые навстречу друг другу руки Адама и Бога подобны пуповине, которая мгновение назад была разорвана, и вот этот момент отделения я и наблюдаю на картине.

И в таком случае меланхолическая поза Адама передает не отсутствие жизни, а печаль расставания. Он еще не знает, что только благодаря такому расставанию он может родиться как человек, как отдельное «Я». Пальцы Бога и Адама на картине подобны кисти художника, и мне это кажется очень важным. Микеланджело неосознанно проживает историю сепарации с двух сторон - и как Адам, и как Творец.

Я вижу здесь не только печаль ребенка, которого оставил родитель, и печаль художника, вынужденного проститься со своим детищем, своей картиной. Но еще и решимость художника сделать этот шаг. Ведь только когда он найдет силы расстаться со своим творением, картина будет завершена и сможет жить собственной жизнью».

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) , итальянский скульптор, художник, архитектор, выдающийся мастер эпохи Возрождения. Во всем мире имя Микеланджело ассоциируется с фресками плафона Сикстинской капеллы, статуями Давида и Моисея, собором св. Петра в Риме. В искусстве Микеланджело с огромной силой воплотились как глубоко человечные идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи.

Читайте также

«Сотворение Адама» (итал. La creazione di Adamo) - фреска Микеланджело, написанная около 1511 года.

Строительство Сикстинской капеллы в Риме было начато во время понтификата папы Сикста IV в 1475 году, как раз в тот год, когда недалеко от Флоренции, в маленьком городке Капрезе, в семье Лодовико ди Лионардо ди Буонарроти Симони родился второй сын, получивший имя Микеланджело. Это имя теперь известно всем и неразрывно связано с Сикстинской капеллой.

Зная детали жизненного пути гениального скульптора, художника, архитектора и поэта, нельзя не поразиться тому, какая титаническая сила была заключена в нем. Именно она позволила выстоять перед неудачами, непреодолимыми, казалось бы, преградами, а подчас и просто издевательствами судьбы, которыми изобиловал жизненный путь мастера.

В 1508 году Папа Римский Юлий II вызывает прославленного ваятеля из его родной Флоренции в Рим. За плечами Микеланджело уже такие шедевры скульптуры, как "Оплакивание Христа" и "Давид". Логично было бы предположить, что Юлий II предложит скульптору изваять новую статую. Но нет. По наущению недоброжелателей Микеланджело, и в первую очередь уроженца Урбино архитектора Донато Браманте, который покровительствовал своему земляку, молодому Рафаэлю Санти, и хотел убрать с его пути конкурента, папа предлагает Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Потолок площадью около шестисот квадратных метров! Замысел врагов был прост.

Микеланджело. Сотворение Адама. 1511 год. Фреска плафона Сикстинской капеллы

Во-первых, отвлечь мастера от его главного дела - скульптуры. Во-вторых, навлечь на него - в случае отказа - гнев понтифика. Ну а если Микеланджело все-таки согласится, то, скорее всего, скульптор не сможет создать ничего путного, и преимущество Рафаэля станет неоспоримым. Если учесть, что Буонарроти до этого момента почти не занимался фресковой живописью, то легко понять, почему скульптор вначале просил папу перепоручить этот заказ Рафаэлю. Но, встретив жесткую настойчивость Юлия II, Микеланджело вынужден был согласиться.

Свой подвиг художник совершил всего за 26 месяцев (работая с перерывами с 10 мая 1508 года по 31 октября 1512 года). Он расписывал потолок, лежа на спине или сидя, запрокидывая назад голову. При этом глаза ему заливала краска, капающая с кисти, тело от неудобного положения разрывала нестерпимая боль. Но он создал творение, по грандиозности, содержательности и совершенству занявшее центральное место в искусстве Высокого Возрождения. Гёте писал: "Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек".

Бесспорно одна из лучших фресок плафона капеллы - "Сотворение Адама". Облокотившись на правую руку, на земле полулежит молодое и красивое, но еще неживое тело первого человека. Летящий в окружении сонма бескрылых ангелов Творец-Саваоф протягивает свою десницу к левой руке Адама. Еще мгновение - их пальцы соприкоснутся, и тело Адама оживет, обретя душу. Описывая эту фреску, искусствоведы обычно отмечают, что Саваоф и ангелы, объединенные в единое целое, очень удачно вписываются в картину, уравновешивая левую часть фрески. И все.

Сравнение фрагмента фрески Сотворение Адама и изображения головного мозга человека

Однако, вглядевшись внимательнее в создание художника, вдруг понимаешь, что Адама оживляет не Господь, а огромный мозг, повторяющий в деталях строение головного мозга человека. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Но проходил век за веком, и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Мастер зашифровал в этой фреске то, что акт творения был совершен вселенским разумом. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул современникам, что он на самом деле изобразил?

Объяснение напрашивается само собой. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. А за надругательство над мертвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. И если бы семнадцатилетнего Буонарроти поймали, когда он тайно анатомировал трупы в покойницкой монастыря Санто Спирито во Флоренции, то уже на следующий день его собственный труп висел бы в проеме окна на третьем этаже дворца Синьории, и мир никогда не увидел бы будущих шедевров Микеланджело. С тех памятных дней 1492 года,когда художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески "Сотворение Адама" на плафоне Сикстинской капеллы прошло почти двадцать лет. Однако, несмотря на такой большой срок, поражает точность, с которой Микеланджело изобразил извилины и борозды головного мозга человека.

Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Правое плечо Саваофа - это средняя лобная извилина. Профиль одного из ангелов повторяет центральную, или роландову, борозду - границу между лобной и теменной долями мозга. И наконец, головы двух ангелов за спиной Создателя - это не что иное, как надкраевая и угловая извилины.

Интересно, что детали строения мозга угадываются и в складках одежды Саваофа на фреске "Сотворение Солнца, Луны и растений", и в очертании ткани на фреске "Отделение суши от воды и сотворение рыб".

Последними словами восьмидесятидевятилетнего Микеланджело на смертном одре были: "Как жаль, что я должен умереть, когда только начал читать по слогам в своей профессии".

Можно только с грустью добавить: "Как жаль, что только через пятьсот лет мы учимся читать по слогам то, что подарил нам великий Мастер".