Рисунок как я вижу войну. Как нарисовать войну карандашом поэтапно

Одной из самых волнующих страниц истории Великой Отечественной была и остается тема военного детства. Дети и подростки работали наравне со взрослыми на предприятиях и в колхозах, уходили добровольцами на фронт и становились детьми полков, отдавали свои сбережения в Фонд обороны СССР 1 и присоединялись к партизанским отрядам. И на страницах газет дети старались не отставать от взрослых: так, в редакцию газеты "Пионерская правда", как и ряда других изданий для детей и юношества, продолживших свою работу в военные годы, дети присылали рисунки, стихи о войне и даже карикатуры на немецких солдат. Среди писем и рисунков встречаются и по-детски наивные (см. док. N 2), и письма школьников, которые пытались писать и рисовать "по-взрослому". В частности, ребята осваивали карикатуры на врага - сатирический жанр, свойственный в первую очередь "взрослым" советским газетам.

Одной из самых популярных газет у школьников была "Пионерская правда" - печатный орган Центрального и Московского комитетов ВЛКСМ. С началом Великой Отечественной войны структура газеты была перестроена с учетом военного времени. С июня 1941 г. на страницах "Пионерской правды" появились несколько специальных рубрик военного времени: "От Советского информбюро", "Пионерская копилка металлолома" и др. В сатирической рубрике "На штыке" печатались рассказы, фельетоны, стихи, карикатуры как работников газеты и известных писателей и поэтов, так и читателей. Несколько детских карикатур и писем к ним мы и публикуем ниже.

Рисунки - оружие детей

Школьники по мере своих возможностей старались поучаствовать в деятельности пионерской газеты. Среди рисунков можно найти и не слишком умелые, и вполне профессиональные. Из "взрослого" жанра карикатур в детские карикатуры, так же различные по технике исполнения, перешел один из основных принципов - изображение врага со звериными чертами, скорее похожего на животное, чем на человека. Советские же бойцы и медсестры на детских рисунках являли собой примеры героизма и самоотверженного служения Родине.

Кроме того, школьники живо откликались на истории о подвигах комсомольцев-героев войны. Так, на рисунке В. Архиповского "Смерть "Тани"", очевидно, изображена казнь Зои Космодемьянской, схваченной немцами при выполнении боевого задания в деревне Петрищево. На допросе она назвалась Таней, и впервые о ее подвиге узнали из статьи Петра Лидова "Таня", опубликованной в газете "Правда" 27 января 1942 года.

Детские карикатуры и рисунки о войне, публикуемые ниже, являются частью комплекса документов, собранных в военное время для экспонирования на выставке "Комсомол в Отечественной войне" в Государственном историческом музее (ГИМ).

Выставки о героизме

На заседании секретариата ЦК ВЛКСМ от 2 мая 1942 г. было принято официальное решение об организации выставки 2 , которая освещала бы героизм комсомольцев и молодежи в борьбе с врагом на фронте и в тылу. Первоначально открытие экспозиции было намечено к годовщине начала Великой Отечественной войны - 22 июня 1942 г. В реальности первая экспозиция была развернута в 1943 г. в ГИМ. В оформлении выставки приняли участие около 40 художников и скульпторов. В 1944 г. в ЦК ВЛКСМ было решено, что выставка должна экспонировать материалы не только о комсомоле, но и о советской молодежи в целом, в связи с этим выставка стала называться "Комсомол и молодежь в Отечественной войне".

В январе 1949 г. экспозиция "Комсомол и молодежь в Отечественной войне" была включена в состав выставки, подготовленной к 30-летию комсомола (ноябрь 1948 г.). В сентябре 1949 г. эта выставка получила название "Ленинско-Сталинский комсомол". В июле 1953 г. выставка была закрыта. Вещественные экспонаты выставки, в основном, были переданы московским музеям - Историческому, Революции, Советской армии. В архив ЦК ВЛКСМ были переданы документы и некоторые вещественные реликвии. Позднее архивная и музейная коллекция ЦК комсомола пополнилась материалами, поступившими от участников событий и их родственников. В настоящее время комплекс документов выставки составляет фонд М-7 "Документы выставки ЦК ВЛКСМ "Ленинско-Сталинский комсомол" (1942-1953)" РГАСПИ. Отдельные материалы выставки включены также в фонд N М-14 "Музейные материалы по истории молодежного движения в СССР и России".

Публикуемые документы хранятся в фонде М-7 РГАСПИ и воспроизводятся с сохранением орфографии, пунктуации и стилистических особенностей текстов.

Публикацию подготовила главный специалист отдела научно-информационной работы и научно-справочного аппарата РГАСПИ Наталия Волхонская.

Документ N 1.

Письмо и карикатуры Олега Тихонова, присланные в редакцию газеты "Пионерская правда"

Дорогая редакция!

Посылаю вам две свои карикатуры, и прошу написать, что в них неправильно (в тексте). Я живу рядом с С. Софроновым, который прислал вам карикатуры. Он мой товарищ. Жил я до этого в Москве и был у вас в редакции "Пионерской правды", не помню в каком году, но только помню что был когда зачитывалась пьеса "Детство Горького". Были ребята из класса в котором я учился, а именно: Юля Рогова, Лёня Новобытов, Галя Осокина и я.

Я бы с удовольствием остался в Москве, но обстоятельства сложились так, что пришлось выехать с папой в г. Киров, где сейчас и нахожусь.

Мне 16 лет, проживаю на улице Карла Маркса дом 8 кв. 9. Тихонову Олегу. Скоро пришлю еще одну карикатуру.

С приветом - Олег.

РГАСПИ. Ф. М-7. Оп. 1. Д. 3545. Л. 1-3.

Документ N 2.

Письмо Вали Разбежкиной для бойца-артиллериста с поздравлениями с 25- летием Красной армии, присланное в редакцию газеты "Пионерская правда"

[Февраль 1943 г.]

Дорогой боец!

Поздравляю Вас с 25-ой годовщиной РККА и желаю Вам поскорей разгромить этих гадов и чтобы не осталось от них праху. Желаю Вам побольше сбивать самолетов фашистов и огнем своих пушек уничтожать все танки которые двигаются на нас на нашу любимую родину. Грамите и грамите немецких захвачиков. Я ученица энергетического училища N 9. Прошу Вас поскорей разгромить врага и приезжайте к нам в училище. Крепко жму руку и желаю скорой победы. От Разбежкиной Вали.

Дорогому бойцу

Поздравляю Вас с XXV-ой годовщиной РККА. Самому лучшему артеллеристу вашей части прошу принять мой скромный подарок.

г. Уфа ул. Володарского N 2

РУЭ N 9 1 [уч] 30 группы

Разбежкиной Вали.

РГАСПИ. Ф. М-7. Оп. 1. Д. 3545. Л. 7-7об.

1. "Фонд обороны" - специальный фонд, в который поступали добровольные пожертвования граждан и организаций СССР на нужды фронта в годы Великой Отечественной войны. Материалы о пожертвованиях советских и зарубежных граждан и учреждений в Фонд обороны СССР (1942-1946) хранятся в РГАСПИ (Ф. 628).
2. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 18. Д. 1558. Личное дело Езерского Исаака-Александра Моисеевича. Л. 14.
3. МЮД - Международный юношеский день - международный праздник молодежи (1915-1945). Установлен решением Бернской международной социалистической конференции молодежи в 1915 г. в целях мобилизации молодежи на борьбу за мир. В 1916-1931 гг. отмечался в первое воскресенье сентября, а с 1932 г. - 1 сентября.

Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. известны всем.

О них слагают песни, им посвящено множество мемориалов. Однако мало кто вспоминает о том, что во время войны погибло множество детей.

А те, кто выжил, стали называться «дети войны».

1941-1945 глазами детей

В те далекие годы малыши потеряли самое дорогое в своей жизни – беззаботное детство. Многим из них пришлось наравне со взрослыми становиться за станки на заводе, работать в поле, чтобы прокормить семью. Многие дети войны – настоящие герои. Они помогали военным, ходили в разведку, собирали орудия на поле боя, заботились о раненых. Огромную роль в победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. принадлежит именно малышам и подросткам, которые не щадили своих жизней.

К сожалению, сейчас трудно сказать, сколько детей тогда погибло, ведь человечество не знает точную цифру погибших даже среди военных. Дети-герои прошли блокаду Ленинграда, пережили присутствие фашистов в городах, регулярные бомбежки, голод. Множество испытаний выпало на долю малышей тех лет, порой даже смерть родителей на их глазах. Сегодня этим людям уже более 70 лет, однако они до сих пор могут много рассказать о тех годах, когда приходилось бороться с фашистами. И хотя на парадах. Посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. чтут в основном военных, не стоит забывать и детей, которые вынесли на своих плечах голод и холод страшного времени.

Материалы по теме

О том, как выглядит война глазами этих людей, помогут рассказать картинки и фото на тему «Дети войны».

На многих фото, известных современным детям, представлены в основном герои, боровшиеся за освобождение нашей земли и участвовавшие в боях. На нашем сайте мы предлагаем картинки, рисунки и фото на тему «Дети войны». На их основе можно создавать презентации для школьников о том, как дети вместе с военными добивались победы в борьбе против фашистов.

Следует обратить внимание малышей на быт, одежду, внешний вид детей того времени. Чаще всего, фото показывают их завернутыми в пуховые платки, одетыми в шинели или дубленки, в шапках ушанках.

Однако, пожалуй, самыми страшными являются фото детей в концлагерях. Это настоящие герои, которых время заставило пережить незабываемые ужасы.

Включать подобные фото в презентации стоит для детей старшего возраста, поскольку малыши еще слишком впечатлительны, и такой рассказ может отрицательно сказаться на их психике.

Война глазами тех ребят выглядела чем-то страшным, непонятным, но с этим приходилось жить каждый день. Это была тоска по убитым родителям, о судьбе которых малыши порой не знали ничего. Сейчас дети, жившие в то время и дожившие до наших дней, вспоминают, прежде всего, голод, уставшую мать, работавшую за двоих на заводе и дома, школы, где в одном классе учились дети разных возрастов, а писать приходилось на обрывках газет. Все это реальность, которую трудно забыть.

Герои

После урока и презентации современным детям можно дать задание, приурочив его ко Дню Победы или другому военному празднику создать цветные рисунки, на которых будут изображены дети войны. Впоследствии лучшие рисунки можно вывесить на стенде и сравнить фото и иллюстрации современных ребят, как они представляют себе те годы.

Герои, воевавшие против фашизма, сегодня помнят ту жестокость, которую немцы проявляли и в отношении детей. Они разлучали их с матерями, отправляя в концлагеря. После войны эти малыши, повзрослев, годами пытались отыскать своих родителей, и порой находили. Какая это была встреча, наполненная радостью и слезами! Но некоторые до сих пор не могут узнать, что стало с их родителями. Эта боль не меньшая, чем у родителей, потерявших своих малышей.

Старинные фото и рисунки не молчат о тех ужасных днях. И современное поколение должно помнить, чем они обязаны своим бабушкам и дедушкам. Об этом учителя и воспитатели в детском саду должны рассказывать малышам, не замалчивая факты ушедших лет. Чем лучше помнит молодежь подвиги своих предков, тем они сами больше способны на подвиги ради собственных потомков.

Вот что ответили дети на вопрос «Что такое мир?» и какие слова слова-ассоциации к слову «Мир» они подобрали:

Мир - это доброта, дружба, щедрость, добро ко всем людям.

Мир - это радость, веселье, пони, машины.

Мир - это когда все дружат, не воюют. Всё вокруг яркое, светлое. Это Россия - самая мирная страна. Это ясное небо, яркое солнце, много цветов.

Мир - это семья, отдых. Веселье, радость, спокойствие, когда все вместе!

Мир - это добро, любовь, семья, дарят много цветов.

Мир - это когда все дружат, играют. Бабочки летают.

Мир - это счастье, нет войны. Мир - это спокойствие, синее небо, яркое солнце.

Мир - это цветы, чистый воздух, яркое, тёплое солнышко.

Мир - вся страна и люди дружат, уважают, любят друг друга, никогда не ссорятся, не спорят. Всегда умеют уступать друг другу.

Мир - это когда всё спокойно, нет войны! Все живут дружно! Мир разноцветный! Это красота, любовь, небо, солнышко!

Мир - это дружба, друзья. Свет, любовь, любимые, солнышко.

Мир - пусть всегда будет мир! Чтобы все люди жили хорошо!

Мир - это когда всё спокойно! Мир - это папа, мама. Доброта. Мир - это хорошо!

Мир - люди живут дружно, мирно. Мир - это добро, семья, радость.

Мир - это хорошо, это красота, цветы, богатый животный мир.

Мир - это Родина, место, где живёшь. Это мама и папа, это любовь! Это друзья!

Мир - это когда все люди мирно живут, богат животный мир.

Мир - это много мороженого, игрушек. Мир - это хорошо! Это моя любовь к маме!

Рисунок Луизы Ганиевой, Шебекино

Краски мира

Какими красками дети бы нарисовали картины к слову «мир»? Конечно, разноцветными! Ребята выбрали такие краски: синяя, зелёная, розовая, красная, жёлтая, оранжевая, фиолетовая (цветы, сирень), голубая, коричневая (деревья, яблоневый цвет). А вот красную краску мало кто выбрал – дети ассоциируют её с цветом крови.

Рисунок Юлии Ильиной

Война – это страх и ужас

Что такое война и с чем ассоциируется у детей это слово? Послушаем малышей.

Война - это когда люди убивают друг друга!

Война - нет солнца, потому что небо затянуто дымом.

Война - это грусть, беда всем людям.

Война - это плохой поступок, люди не уважают друг друга.

Война - это грусть, беда. Ужас!

Война - это страх. Все воюют. Это грусть, беда.

Война - это когда люди становятся жертвами, спасай свою планету.

Война - это когда всех убивают братьев. Пусть никогда не будет войны.

Война - это плохо. Воинственные люди не дают спокойно жить мирным жителям. Они бросают бомбы, всё разрушается!

Война - это неспокойный мир, убийство людей. Это плохое дело.

Война - это когда люди убивают друг друга. Это несчастье. Люди не возвращаются домой. В дома людей приходит беда, горе.

Война - это неспокойный мир, люди убивают людей. Постоянно слышны взрывы бомб. Это очень плохо. Это печаль, грусть, беда.

Война - это смерть. Все умирают, течёт рекой кровь. Дома взрываются! Всё кругом уничтожается!

Война - это смерть. Грусть, страх.

Война - это плохо! Гибнут люди! Война - это зло!

Война - это когда гибнут люди! Когда всё плохо! Это - горе!

Война - это когда всё плохо! Умирают люди. Это плач, слёзы.

Война - это когда воюют, взрываются бомбы!

Рисунок Дарьи Гревцовой

Краски войны

На вопрос: «Какими красками можно нарисовать войну?» дети ответили: чёрной, серой, белой (дым, взрывы); тёмно-зелёной, коричневой (транспорт); тёмная; красной (кровь, смерть); жёлтой, красно-жёлтой (огонь); чёрной (бомбы); зелёной (это добрые танки, которые воюют за Родину); хаки; синей (морские бои); и ещё раз красной - это флаг Победы!

Рисунок Вячеслава Кибанова

Люди! Никогда не воюйте!

«Что бы вы сказали людям, которые разжигают войны?». Отвечают дети:

Люди! Станьте добрыми. Не желайте зла никогда и никому!

Я сказал бы этим людям, чтобы они помирились друг с другом и никогда никого не обижали.

Люди! Давайте прекратим войны навсегда!

Люди! Не разжигайте войны! Станьте хорошими людьми!

Люди! Давайте станем добрыми и хорошими!

Плохие люди! Никогда не приходите к нам в дом! Дайте нам покой и счастье!

Рисунок Кирилла Попова

Люди! Не делайте этого. Займитесь чем-нибудь добрым!

Плохих людей может победить только сила!

Люди! Не надо сжигать мир!

Люди! Никогда не развязывайте войны, станьте ДОБРЫМИ! ДОБРО - ЭТО СЧАСТЬЕ!

Люди! Станьте добрыми!

Люди! Успокойтесь, станьте добрее друг к другу!

Люди! Никогда не делайте плохих поступков!

Людей, которые начинают войны, я бы отлупил ремешком. Думаю, они бы перевоспитались!

Люди! Давайте перевоспитывайтесь! Будьте добрее!

Плохим людям у нас в стране места - НЕТ!

Люди, перестаньте стрелять! Давайте выбросим всё оружие.

Люди! Никогда не воюйте!

Екатерина Долженкова, Наталья Фирсова, воспитатели группы № 5 белгородского детского сада № 13

Сегодня мы расскажем вам, какие рисунки на тему война можно нарисовать к празднику «День Победы». Этот великий праздник извещает нас о том, что в 1945 году мы одержали победу над фашистской Германией. Война 1941 года была самой страшной и унесла множество жизней. Сейчас, празднуя этот праздник, мы отдаем дань нашим дедам и прадедам за то, что они одержали победу!

Если вы хотите нарисовать рисунок на тему великая отечественная война , то мы вам в этом поможем! Вот варианты тем для рисования войны:

1. Поле боя (танки, самолеты, военные);

2. В окопе (военный стреляет из окопа, врач перевязывает рану в окопе);

3. Портрет военного или в полный рост;

4. Возвращение солдата с войны.

Тема: Великая Отечественная Война (1941-1945) рисунки

Вот такой урок на эту тему мы для вас приготовили. Тут показана схватка двух солдат на поле боя. Рисунок этот достаточно прост в исполнении, раскрасить можно карандашами, красками или любым другим способом.

Еще мы подготовили для вас картинки для срисовки. Тут есть детский рисунок на тему война и несколько примеров картинок на эту же тему. Вы можете просто сесть перед компьютером и срисовать карандашом любую из этих картин.



А так же вот такие варианты рисунков на тему война, нарисованные карандашом или ручкой.


Детский рисунок на тему война

Специально для начинающих художников мы разработали несколько поэтапных уроков. Как научиться рисовать карандашом танк, военный самолет или ракету - вот чему вы можете научиться, а если вы придумаете тему рисунка и соедините несколько из наших уроков в один, то получите полноценный рисунок на тему Великая Отечественная Война !

2 варианта Георгиевских лент

А вот 2 варианта танков для вашего рисунка. Их нарисовать сложно, но реально при помощи наших уроков.

Рисуем различную военную технику: самолет, вертолет, ракету. Все уроки ниже помогут даже начинающему художнику нарисовать рисунок на тему Великая Отечественная война.

Рисунок на тему Победа

Если вам нужно нарисовать поздравительную открытку, то вот уроки по рисованию открытки карандашом (все разобрано пошагово). На открытках изображены символы победы, и красиво выполнены надписи “С днем Победы!”

На открытке вы нарисуете красивую цифру 9, поздравительные надписи, звезды и ленты.



А тут рисунок военного ордена, георгиевская лента и надпись ко Дню Победы.

Военные рисунки карандашом можно создавать поэтапно даже маленьким детям. В сети немало уроков и инструкций, картинок для срисовки, которые позволяют самостоятельно перенести на бумагу военную технику разного типа.

Рисунок на военную тему карандашом понравится рисовать мальчишкам, но такие картинки могут создаваться и девочками, например, в преддверье большого праздника 9 мая или 23 февраля. На День Победы рисунок станет отличным подарком ветеранам или родственникам, кто служил в армии.

Военный самолет рисунок карандашом

Военный самолет может в виде простого рисунка карандашом выглядеть интересно без раскрашивания красками или цветными карандашами. Для начала стоит проверить наличие необходимых для создания художественного проекта инструментов:

  • линейка;
  • карандаш;
  • чистый лист бумаги;
  • ластик.

Если есть возможность, выбирают карандаши твердые и мягкие, которыми удобно делать вспомогательные линии или наводить основные. Следующая простая инструкция позволит маленьким художникам создать на бумаге собственный красивый военный самолет.

  1. Создаем основные линии, которые служат базой для размещения самолета на листике. При помощи линейки прорисовываем длинную линию, которую немного наклоняем вниз. Вторая будет пересекать первую, вести ее нужно с левого нижнего угла листика к верхнему правому, это основа для крыльев и хвоста. Чтобы сделать хвост самолета реалистичным, добавим небольшую короткую линию на первой основной, она должна располагаться перпендикулярно.
  2. Если линии являются недостаточно хорошим ориентиром для прорисовывания правильной формы самолета, создаем дополнительные точки, которые служат гранями носа, хвоста и крыльев объекта. Начинать рекомендуется с крайней правой точки, где будет располагаться нос .
  3. Плавными линиями расчерчиваем кабину самолета. Движения должны быть плавными, карандашом давить на бумагу не стоит. Линии кабины должны немного сужаться по мере приближения к крайней левой точке, где располагается хвост самолета.
  4. От основных линий кабины, ориентируясь на вторую вспомогательную такими же мягкими и плавными движениями, прорисовываем крылья самолета.
  5. Важный завершающий основу шаг – прорисовывание хвостовой части. У военных самолетов хвост может быть разной формы, с дополнительными элементами, поэтому желательно посмотреть на рисунок пример и попросить ребенка скопировать готовую форму.
  6. Последний этап – добавление важных элементов, позволяющих оживить самолет. Ребенок может добавить на корпус самолета различные эмблемы, не обойтись и без прорисовки переднего стекла и боковых окон.
  7. После того, как линии наведены, при помощи ластика удаляют вспомогательные линии и точки, лишние штрихи, которые были базой эскиза.



Все рисунки военной техники карандашом создаются на такой базе: вспомогательные линии, пересекающиеся в нужных местах, как ориентир для создания базовых контуров.

Военный корабль рисунок карандашом

Военные рисунки карандашом позволяют ребенку не только понять азы создания сложных рисунков, но и изучить строение различного транспорта. Многим детям нравится создавать военный корабль и рисунок карандашом, который требует выполнения инструкции.

В отличие от предыдущего рисунка, дети начинают художественный проект с прорисовки волн моря, которые располагаются в нижней части листочка. Волны – это кривые линии, которые под силу прорисовать юным художникам.

На волнах нужно расположить одну горизонтальную линию без наклона. На помощь в этом придет линейка. Длина основной горизонтальной линии должна быть средней длины, с учетом того, что в бока будут расходиться дополнительные линии, продолжающие базу корпуса корабля, их делают при помощи линейки. Для этого линейку располагают немного под наклоном во внешние стороны листика. Соединить эти две линии можно одной сплошной. База корабля готова.

Далее следует ориентироваться на пример-картинку, с которой скопированы каютные отсеки, детали палубы. В обязательном порядке прорисовываются пушки, а главной «изюминкой» такого творения будет флаг корабля. Важная деталь рисунка. В конце добавляют несколько кривых линий волн вокруг корабля, чтобы создать иллюзию движения военного транспорта.

Такие военные рисунки карандашом для детей могут казаться на первый взгляд простыми, но при помощи штриховки украшают картинку, а если есть желание, то и добавляют немного цвета при помощи красок.


Рисунок солдата

Рисунок военного солдата карандашом под силу сделать маленьким детям. Главное, предварительно потренироваться повторять основные геометрические формы и научиться делать аккуратные линии.
Как и в случае с рисунком самолета военного карандашом для детей стоит создать несколько вспомогательных линий, с которыми пропорции тела солдата будут правильными.

  1. Для начала поработает над разметкой. Каркас рисунка – основа тела солдата. На вертикальной линии сверху прорисовываем овал, который служит базой для головы. Чуть ниже прорисовывает две трапеции – база тела. От трапеции делаем линии для рук и линии ниже для ног. Важный момент – рисунок делают покрупнее, чтобы хорошо отобразить все детали.
  2. В зоне овала можно для точности создать тонкими штрихами линии вспомогательные: одна горизонтально чуть выше центра овала, вторая вертикальная четко по центру, пересекая зону будущего лица солдата. От овала по бокам аккуратными загнутыми линиями пририсовываем уши. По вспомогательной горизонтальной линии добавляем глазки и точно над ними две души бровей. В нижней части расположится , а между созданными деталями лица нос. Сверху овала можно пририсовать челку.
  3. Пририсовываем пилотку. Если сложно повторить ее форму, можно остановиться на небольшом треугольнике, который «сидит» точно поверх овала.
  4. От овала вниз к трапециям плавными линиями .
  5. От шеи переходим к прорисовыванию формы туловища, делая трапецию не такой угловатой. На этом этапе можно сразу заняться такими деталями, как ворот, другие элементы одежды в виде пояса и пагонов.
  6. Не стоит забывать о карманах, пуговицах и звездочке на ремешке.
  7. Нижняя часть – брюки. С ними малышам стоит помочь, ведь не все маленькие художники смогут повторить линии складок брюк. Завершаем эту часть сапогами.
  8. Поэтапно, не торопясь прорисовываем руки, рукава формы, из которых виднеются руки солдата. Детально прорисовывать руки не обязательно. Малыши могут остановиться на схематичном изображении.