Кризис идентификации как феномен постсоветского общества. Кризис идентичности или сублимация самоидентификации

Кризис идентичности (identity crisis )

Э. Эриксон описывает состоящий из восьми стадий процесс развития Эго в виде последовательности психосоциальных кризисов. В юности главной задачей развития становится разрешение конфликта, назв. Эриксоном «идентичность против ролевой диффузии». В процессе его разрешения может возникнуть К. и.

Поскольку теоретики психоан. ориентации считают идентичность одним из самых важных аспектов силы Эго и его развития, К. и. придается особое значение.

Эриксон толкует идентичность как интеграцию всех предыдущих идентификаций и Я-образов. Формирование идентичности - это процесс преобразования всех прежних идентификаций в свете ожидаемого будущего. Хотя развитие идентичности достигает критической точки, в к-рой возможно наступление кризиса, только в период юности, оно начинается в младенчестве. В сильно структурированных об-вах с обязательными ритуалами перехода к взрослой жизни или жестко определенными ролями для подростков К. и. менее выражен, чем в демократических об-вах.

Пытаясь избежать К. и., нек-рые юноши и девушки слишком спешат с самоопределением, смиряются с сознанием предопределенности и потому не в состоянии раскрыть свой потенциал полностью; другие растягивают этот кризис и состояние расплывчатой идентичности на неопределенное время, растрачивая т. о. свою энергию в затянувшемся конфликте развития и сомнениях по поводу самоопределения. Иногда диффузная идентичность находит выражение в т. н. «негативной идентичности», при к-рой индивидуум принимает опасную или соц. нежелательную роль. К счастью, без сколько-нибудь серьезного кризиса, большинство развивает одно из неск. возможных позитивных Я.

Тяжелый К. и. можно предотвратить разными способами. Родителям и значимым взрослым следует избегать чрезмерных требований к детям и не ставить перед ними слишком неопределенные цели. Взрослым следует тж поощрять детей преследовать собственные интересы, хваля за достижения; поддерживать их, когда они сталкиваются с трудностями; помогать раскрывать и развивать свой потенциал; приучать к ответственности, позволяя испытывать на себе последствия своих поступков, если, конечно, они не слишком опасны; уважать их как личностей и не унижать, когда им не удается жить согласно ожиданиям взрослых, и, наконец, способствовать росту их отзывчивости, к-рая ведет к развитию идентичности, позволяющей легко приспособиться к об-ву. Кроме того, подросткам нужно обеспечить широкий выбор вариантов позитивного образа жизни или функциональных моделей для подражания - с возможностью испытать неск. приемлемых ролей, лучше узнать себя и получить информ. о реальных шансах и вариантах, предоставляемых той культурой, в к-рой они развиваются.

Было установлено, что неправильное прохождение К. и. коррелирует с широким спектром проблем - от трудностей психол. роста до патологии. Сильная диффузия идентичности связана с неспособностью принимать решения, запутанностью в проблемах, потерей индивидуальности на людях, трудностью установления удовлетворяющих отношений с тенденцией к изоляции, трудностями в работе и низкой способностью к сосредоточению. Поскольку идентичность не без основания считается одним из осн. элементов развития Эго и его силы, неудовлетворительное разрешение К. и. делает индивидуума менее способным справляться с насущными задачами приспособления.

Хотя наиболее глубокий К. и. чаще всего приходится на годы юности, люди могут испытывать его в любом возрасте. Первонач. Эриксон употреблял термин «К. и.» применительно к опыту ветеранов Второй мировой войны. Позже он наблюдал сходную спутанность идентичности у молодых людей, потерявших жизненные ориентиры, и пришел к выводу, что К. и. - это часть нормального юношеского развития. Кроме того, собственный опыт иммигранта позволил Эриксону предположить, что даже если человеку удалось разрешить юношеский К. и., последующие драматические перемены в жизни способны вызвать повторение кризиса. Помимо иммигрантов К. и. могут испытывать мн. др. категории людей: уволенные в отставку военные, прежде занимавшие положение всеобщих любимцев и имевшие соотв. статус; вышедшие на пенсию гражд. лица, чья идентичность была практически целиком построена на их работе; нек-рые люди, живущие на гос. пособие и потому считающие себя «пустым местом» из-за существующей в нашем об-ве тенденции определять идентичность через профессию; матери, чьи дети выросли и покинули родительский дом (синдром опустевшего гнезда); люди, оказавшиеся перед необходимостью менять свои планы на будущее вследствие неожиданной инвалидности, и т. д.

Ряд др. исслед. посвящен кризису, переживаемому умирающим. Чувству идентичности человека в таком состоянии угрожают многочисленные потери: деловых связей, семьи, друзей, функций организма и сознания.

Хотя распространение понятия К. и. на события взрослой жизни в известной мере оправдано, тенденция применять его к орг-циям и странам (напр., компания X претерпевает К. и.) ведет к чрезмерному расширению и, как следствие, искажению этого понятия.

См. также Эриксонианские стадии развития, Формирование идентичности


Био в инстаграме должно быть коротким: жена и мать; вышиваю крестиком; журналист и фешн-блогер. Это почти самая важная фраза в твоей жизни, самое точное определение тебя. У меня там написано, что я - «обычный единорог». Мне 28, и я без понятия, кто я.

Каждый раз теряюсь, когда меня спрашивают, чем я занимаюсь. Придумываю вычурные фразы вроде «наслаждаюсь жизнью» (что вранье и мой терапевт это подтвердит), или «я - домохозяйка с гордо поднятой головой» (тоже вранье) или самое простое и близкое к правде «копирайтер-фрилансер». Но все не то. Если есть время, желание и бокал вина, могу перечислить все, что меня занимает последний месяц: от уроков игры на фортепиано до написания эссе по «Рассказу служанки», от чтения мемуаров Стивена Кинга до грушевого пирога и от SMM для временных татуировок до танцевальных соревнований. Каждый день что-то новое, и невозможно остановиться. Обычно, выслушав все это, люди качают головой и говорят, что я слишком распыляюсь. Так и есть.

Если хорошенько погуглить, можно найти название для чего-угодно, и для этого вечного поиска тоже. Например, «мораторий». А раз есть название, значит, я не одна такая.

Это долгая история, надо начинать сначала.

Самоидентичность - так по-научному называется ответ на вопрос «Ты кто такой?» Это глобальное понимание себя: все качества и ценности, характер, гендер, социальные роли и так далее. Но кроме того, это довольно корявое слово означает еще и непрерывность личности. То есть в каждый следующий момент времени ты та же, что и минуту назад. Казалось бы, только в экстремальных случаях вроде шизофрении может быть как-то иначе. А вот и нет. Мне кажется, что я каждый день другая и, как только признаю какое-то качество или умение частью меня, оно тут же перестанет быть актуальным. Даже в зеркало смотреть иной раз страшно: надо себя узнавать, а это получается через раз.

По Эрику Эриксону, которого чаще всего упоминают в связи с понятием идентичности, все самое важное происходит в детстве и подростковом возрасте. Он определил стадии психосоциального развития и придумал термин «кризис идентификации», более известный в быту как «переходный период».

В 60-х Джеймс Марсиа развил теорию Эриксона и определил четыре статуса идентичности.

Достигнутая идентичность - это когда глобально все хорошо, человек потратил время на поиски себя и нашел, принял решение быть таким.

Диффузия идентичности - все глобально плохо. Нет четкого определения кто ты, но и попыток себя определить тоже нет.

Преждевременная идентичность (foreclosure) - человек определяет себя без каких-либо исканий. Родители-адвокаты сказали, что ты тоже будешь юристом, - и, вместо того чтобы бунтовать, ты в это веришь.

Мораторий - мой случай. Когда все пробуешь, но никак не определишься.

Эриксон и Марсия говорили прежде всего о подростковом периоде, defining decade, успей найти себя до 30-ти и все такое. Но современные исследователи говорят, что поиск и принятие себя продолжаются всю жизнь, каждое событие делает нас немного другими, а крупные события - совсем другими. И чем успешнее ты это осознаешь и принимаешь, тем легче тебе жить с собой и другими.

Мне же нравится только пробовать. Откусывать по чуть-чуть от всего, но ничего не признавать своим, ни на чем не задерживаться. Хочется быть одновременно всем. Или все кажется чужим уже при втором знакомстве. Например, я пару раз сливалась с «работы мечты» после тестового периода, потому что то, что казалось дико интересным, вдруг становилось скучным и совсем не моим. Этот вечный поиск будет продолжаться, пока я не признаюсь себе, что просто боюсь остановиться и прогадать, посвятить себя чему-то неправильному. Я думаю, лучше тратить время на Великий Поиск, чем на проживание не своей жизни. Может быть, в этом и вся моя идентичность - быть никем, кроме искателя и испытателя. Ничему не доверять и нигде не задерживаться. Но должно же быть что-то еще, кроме страха и вечного «не мое».

Кажется, это так весело и просто: все пробовать и никому ничего не обещать. Но иногда от этого устаешь. В моей голове одновременно взрываются тысячи «надо», вариантов попробовать так много, что никогда не успеешь побыть всем. Хочется, чтобы кто-то наконец сказал, как правильно, но даже если кто-то и говорит, я им редко верю.

Нечеткая и нестабильная идентичность - это не просто метания. Это история о доверии к себе и окружению. Вы встречали людей, которые подстраиваются под свою пару? Вчера она носила каблуки и платья, но ее новый парень играет рок-н-ролл, и она пляшет на всех концертах в кожанке, любит пиво и уверена, что это настоящее. Это только вершина айсберга. Такие люди часто меняют свое мнение и предпочтения, им быстро все надоедает и становится скучно, отношения предпочитают поверхностные, а доверять себе - это только мечта. Ну правда, как можно доверять человеку, решения которого для него самого становятся сюрпризом. В итоге - ни себе, ни людям, ни миру. Да и как доверять, если не понимаешь, что для тебя хорошо, а что плохо, что нравится, а что нет.

Нашему мозгу нужны определения. Сложно жить, не называя себя вообще никак. Люди могут определять себя с помощью чего угодно. Материальных вещей, места, друзей, религии, любви, страны, социальной группы. Но все это временное. Умения и личные качества - то, что с нами будет всегда. Так книжка пишет, я сомневаюсь даже в этом.

Многие ищут себя через других. Как они на нас смотрят, что о нас думают, хвалят ли? Внимание становится важнее еды и сна, выставляем напоказ все самое красивое, потому что от чужого мнения зависит самооценка и уверенность в себе. Это звучит чересчур драматично, сознательные люди так не делают. Правда? А все эти радостные инстаграмы несчастных девочек? Смотрите, как у меня все хорошо, новый маникюр, прическа и платьишко. Конечно, мы не такие, нас не интересует чужое мнение, кто же признается.

Мораторий во всяком случае лучше, чем статус диффузии, я хотя бы пытаюсь что-то искать. Другое дело, что проблема в обязательствах, принятии ответственности и осознанном выборе. Это правда страшно, взрослые - давно уже мы, нам пора быть ответственными и доверять только себе. Нам пора быть честными хотя бы с самими собой. Надо признать, что добрый волшебник не прилетит на голубом вертолете со словами: «На самом деле ты вот какой/какая, и твой путь в этом направлении!» Но и нет ничего плохого, чтобы продолжать искать себя ровно столько, сколько тебе лет. Конечно, странно, когда взрослые люди ведут себя как подростки, но будем надеяться, нас не потянет стать эмо в 45.

Сомневаетесь ли вы в той роли, которая отведена вам в жизни? Чувствуете ли, что не знаете реального себя? Если вы ответили на предыдущие вопросы положительно, скорее всего, вы переживаете как раз кризис идентичности. Название этому явлению дал Эрик Эриксон, считавший, что это один из самых важных конфликтов, с которыми люди сталкиваются в процессе своего развития.

Эриксон описал идентичность (1970) как «...субъективное чувство и одновременно объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека».

КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ

Утрата человеком или социальной общностью представления о своем месте в обществе, о своей самоценности.
(Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999)

Сублимация - защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Впервые описан Фрейдом.

Маш, а как мы наш колхоз-то назовём?
- А это что такое?
- Не знаю, ну уж больно душевно – на ё... твою мать смахивает…
Старый советский анекдот

Монашество (монах от греч. монос - одиночный, единичный, также живущий уединенно восходит к монос – один, одинокий) – образ жизни православных христиан, полностью посвятивших себя занятию молитвой, аскетическим подвигам.

Монахов в России часто называют иноками, а монашество – иночеством (от «иной»).
Древние подвижники веры покидали мир не из страха не спастись, а из-за непривлекательности мира. Православная энциклопедия «Азбука веры».

Кризис идентичности – это когда человек «теряет самого себя» и в результате смысл жизни. Происходит часто в младенческом и подростковом переходном возрасте, а также в результате тяжёлого психического поражения, например травмы.

Сублимация самоидентификации – это когда человек пытается избавиться от внутреннего психического напряжения путём переориентации своего рода деятельности, например на творчество. Успешно применяется в лечении психических заболеваний различной тяжести.
В принципе то, что сейчас происходит с небезызвестным иеромонахом Фотием, а также прочими батюшками, одержимыми – именно в пправославном понимании этого слова мЕссионерской деятельностью – проповедовать ценности Православия, катаясь на мотоциклах, байдарках и каноэ и на чем там ещё, прыгая с парашютом, занимаясь боевыми единоборствами и Бог его знает чем ещё - можно обозначить этими терминами – втиснуть в прокрустово ложе сухой науки то, что нашей воинствующе настроенной либеративной интеллигенции так не хочется умещать в прокрустово ложе православных канонов. Батюшке надоело монашество, и он решил себя попробовать в новом качестве. Ему бы к хорошему психологу, а то и психиатру, а он обратился с прошением к митрополиту и получил благословение на полное раскрепощение… ох, боюсь писать дальше – как это всё называется. Может, сами догадаетесь?

Проблема реформирования современных обществ содержит в себе два аспекта. Первый - реформирование обществ как организационных систем. Речь в таком случае должна идти об общих для всего конкретного многообразия культур принципах преобразования - о стратегии реформ. Второй - реформирование уникального социума, социально-культурной ткани, и тогда следует говорить о единичных и особенных тактиках и задачах трансформации.

Как “организационная система” российское общество может быть отнесено к общему типу бюрократических систем с медленным типом эволюции, для которых характерен так называемый “бюрократический ритм” развития.

Основы стратегии реформирования таких сложившихся обществ с достаточно высокой степенью экономического и социально-культурного развития представлены в программе “стратегического изменения” бюрократических систем М.Крозье. Теория выделения ригидных “узлов блокад” и “чувствительных точек” системы, в которых возможны инновации; провоцирование “конструктивных кризисов” в нужное время и в нужном месте для того, чтобы создать процесс развития в стране - эти действия применимы ко всем организационным ансамблям, в т.ч. и к российскому обществу.

Однако проблема стратегии изменения, являясь организационной проблемой, остается чистой теорией без знания того культурно-исторического конкретного контекста, в котором, собственно, и предстоит выделять “узловые” точки системы и делать “главные и второстепенные” ставки в социальной игре. Россия же в этом отношении находится в совершенно уникальном положении. Главная ее социально-культурная проблема заключается в абсолютно неудовлетворительном знании самой себя, в отсутствии на сегодняшний момент социально-культурной самоидентификации, национальной самоидентификации. Более того, специфика, болезненность развития и многие беды нашей страны происходят от того, что такого твердого и крепкого самоосознания не было и ранее, в том числе и до считающегося ныне переломным 1917 года.

После революции осмысление сущности русского национального характера и духа только началось, и то в среде русской интеллектуальной эмиграции. Сегодня же, когда мы вновь переживаем очередной “кризис идентичности”, причем острейший, нужда в выработке целостного и прочного самопонимания становится просто-таки задачей наипервейшей важности. Только поняв, “кто мы, что мы и куда мы идем”, мы сможем верно определить главные “узлы” реформирования нашей социальной системы, главные сферы воздействия, свои сильные и слабые стороны, ригидные, неподдающиеся влиянию структуры и те “опорные”, “якорные” точки, в которых возможно подлинное движение вперед.

Но предварительно следует сказать несколько слов о понятии “кризис идентичности”, потому что это - явление, которое не ново в социальной реальности. Состояние это переживалось многими народами, а потому существуют “общие” для всех стран моменты, и теоретическое знание их облегчает понимание, переживание и преодоление такого кризиса в России.

“Кризис идентичности” - понятие, которое подразумевает утрату прежде существовавших социально-психологических и нравственных ориентиров, потерю психологического равновесия как отдельным человеком, так и крупными национальными общностями.

Существуют проблемы идентификации индивида с семейной, социальной, этническими группами, с религиозными, политическими и национальными сообществами. Нисколько не умаляя важности первых, следует подчеркнуть, что в кризисные эпохи особый интерес вызывает изучение становления и развития политической и особенно национальной идентичностей.

В самом общем виде национальная идентичность складывается на основе национального характера, политической культуры, моделей социализации, воспитания и образования, принятых в данном обществе. Все эти факторы имеют как постоянные составляющие, так и часть, подверженную временным изменениям. В единое целое эти характеристики цементирует государственная программа развития общества, которая принимает вид общественной идеологии или социального мировоззрения, выражающих цели и средства движения данного социума.

Теоретические основы разработки проблемы идентичности были заложены датчанином по происхождению Эриком Эриксоном, который ввел в политическую науку термин “кризис идентичности”. В его концепции “кризис идентичности” - состояние прежде всего социально обусловленное, и оно теснейшим образом сопряжено с потрясениями в жизни общества на поворотах истории, такими, как революции, войны и т.п. события.

В понятии “идентичности” Эриксон различает две взаимосвязанные стороны - “персональную идентичность” (стремление индивида к сохранению психологической самотождественности) и “коммунальную идентичность” (включенность индивидуального бытия в некоторую человеческую общность и разделение с ней господствующих в ней социальных ценностей на определенном этапе социальной истории) (171).

Через рефлексию и наблюдение, через процессы сравнения себя с другими и других с собой на основе общезначимых ценностей происходит процесс установления тождественности персональной и коммунальной идентичностей, который заканчивается образованием психосоциальной, или психоисторической идентичности как признака полноценного бытия личности (172). Это означает, что в нормальном состоянии индивид испытывает чувство органической принадлежности к своей исторической эпохе и свойственному этой эпохе типу межличностного взаимодействия, гармонии с присущими ей идеями и поступками, с доминирующим в данную эпоху социально-психологическим образом человека. Словом, имеет место принятие социального бытия как “своего” (173).

В переломные моменты истории, когда на смену одному миропорядку приходит другой с новыми общезначимыми ценностями и социальными установками, такая гармония рушится и тогда в состоянии кризиса оказываются не только отдельные личности, но и целые сообщества. Когда прежняя система организации социального опыта оказывается расшатанной, а ценности устаревшими, социальная общность вступает в переходную эпоху - возникает “вакуум идентичности”, который образуется с того момента, когда большая часть сообщества испытывает бессознательное ощущение “сжатия” привычного “образа мира” и все явственнее становится смутное предчувствие грядущих перемен в умонастроениях и социальных представлениях (174). Все эти чувства нам хорошо знакомы, именно их мы переживали еще совсем недавно.

Преодоление кризиса связано с появлением в обществе творческих исторических личностей, которые благодаря обостренной чувствительности и абсорбирующей способности предстают в качестве выразителей общих для всех проблем. Само общество в такие времена нуждается в политическом лидере, который, трансформируя свои личные обостренные переживания в идеи, созвучные умонастроению эпохи, включает его компоненты в новую мировоззренческую парадигму. Идеи эти облекаются либо в провидческую форму новых религиозных или светских учений, либо в политические программы и воспринимаются людьми как спасительные рецепты. Эриксон посвящает специальные исследования некоторым из такого рода личностей, ставшими лидерами крупных по историческим масштабам движений к новой идентичности - М.Лютеру, Т.Джефферсону, М.Ганди. Такой индивид создает элементы консолидации и консенсуса в общественном сознании. Но при этом он изначально обладает концептуальным видением проблемы, сознавая ее комплексную и сложную природу.

Именно таковым было лидерство Мартина Лютера, начавшего свою общественную деятельность с выступления в Виттенберге с 95-ю тезисами, отвергавшими основные догматы католицизма и сформулировавшего главные положения протестантизма. Именно такой была политическая фигура Махатмы Ганди, в основе социальных действий которого лежало его этическое учение о ненасилии и тактика ненасильственной борьбы - сатьяграха - ставшие программой национально-освободительного движения в Индии. Сходной была историческая роль личности В.И.Ленина, политической деятельности которого предшествовала концептуальная проработка учения К.Маркса и прагматически-политической стратегии и тактики действий, нашедших отражение в работах “Что делать?”, “Государство и революция” и других.

Подтверждение этому мы находим и в нашей недавней истории, в которой функцию сплочения и новаторского действия выполнял сначала М.Горбачев, а в 1991 году Б.Ельцин, когда он получил чрезвычайно высокий процент поддержки на президентских выборах. Однако в последующие годы не была выработана концепция переходного периода и идеологический вакуум сохранялся.

Согласно концепции Эриксона политическим лидером не может быть случайная фигура. Она - результат взаимообусловленного процесса развития истории и личностного фактора. Взгляд на российскую современность в терминах психоистории позволяет понять, насколько странно, например, было бы требовать от М.Горбачева “концепции” декларированной им “перестройки”, ибо он сам и его мировоззрение были отражением того периода нашей эволюции, когда назрел отказ от старых догм и ценностей, но еще не ясны были перспективы и цели развития. Совершенно очевидно, что сейчас возникла острейшая необходимость в выработке идеологических ориентиров, которые призваны и могут заполнить “идеологический вакуум”. Новые идеологические ценности должны быть четко определены и открыто заявлены, поскольку без них невозможно не только для нации, но и для каждой отдельной личности определить свою “жизненную перспективу”. Дело в том, что хотя “кризис идентичности” и представляет собой в некотором роде естественный процесс в развитии общества и индивида, но его следует целенаправленно преодолевать.

“Кризис идентичности” разрешается путем переоценки прежних норм и представлений, а также через ролевое экспериментирование - прикидку на себя будущих социальных ролей. Этот этап получил удачное название “психосоциального моратория”. Именно в этом состоянии находится наше общество последние несколько лет.

Затяжка с процессом идеологической определенности самым непосредственным образом угрожает безопасности и устойчивости жизненного пространства индивида и всего общества, потому что ни индивид, ни общество не могут долгое время находиться в состоянии дезориентированности, они ищут выходы, которые, как показывает историческое прошлое, далеко не всегда являются благотворными для отдельных народов и мирового сообщества.

Особую опасность в периоды коллективных кризисов представляет формирование и укрепление “негативной идентичности” отдельных людей и целых групп и слоев общества. В случае длительных кризисов индивиды могут отчаяться найти возможности преобразовать элементы отрицательной идентичности в позитивную идентичность. И тогда эта подавленная отрицательная энергия находит выход в поддержке народом психопатических лидеров, социальным основанием существования которых является именно негативная идентичность.

К сходным результатам, но на несколько иной концептуальной основе, пришел в первой половине XX века испанский философ Ортега-и-Гассет в своей книге “Восстание масс”, изданной в 1930 году, которая, однако, была прочитана по-иному после прихода к власти нацистов в Германии. Ортега-и-Гассет описывает состояние масс в особый кризисный, переходный период европейского развития, который характеризовался бурным вторжением новой технологии в европейскую историю, общим повышением уровня материальной жизни и духовных запросов огромной части населения стран Запада, распространением процессов индустриализации и урбанизации и невиданно высокими темпами роста активности людей, их стремлением вмешиваться в общественную жизнь (175).

Разрушение прежней иерархии и взаимодействия социальных страт выбрасывает на поверхность общественной жизни огромные массы людей, вырванных из своего социального места и оторванных от своего социального статуса. Индивиды оказываются без привычно ориентированных социальных целей, крепких социальных привязанностей и в результате могут стать хорошим материалом для предприимчивых политиков. Это положение усугубляется тем обстоятельством, что массы наследуют состояние разрушения прежней системы, в которой уничтожено даже то, чего сокрушать не следовало бы, не имея ничего, что могло бы служить заменой старым социальным механизмам, худо ли бедно, но обеспечивавшим порядок и стабильность. В такой ситуации массы ждут прихода сильного лидера, который укажет им то, к чему они должны стремиться и чего желать.

Очень близкую к вышеизложенной картину восприятия этого этапа социального кризиса предложил профессор политических наук Йельского университета в США Роберт Даль, который, опираясь на рассуждения испанского философа, сделал вывод о глубокой взаимной зависимости народных масс и лидера. “На вопрос “Кто правит?”, - пишет он, - ответом будет: ни масса, ни лидеры, а оба вместе; лидеры улавливают желания масс и, в свою очередь, пользуются силой, которая обеспечивает им лояльность и послушание этих масс, для того чтобы ослабить или совсем ликвидировать всякое противостояние своему собственному закону” (176).

Таким образом, понятно, что выработка объединительной национальной идеи, которую с необходимостью должна предварять глубокая и сложная работа по осознанию сущности русского национального духа и национального характера, т.е. осознание национальной идентичности России, имеют ныне огромную политическую и жизненную важность. Без такого самоосознания невозможны ни преодоление “кризиса идентичности”, ни стабильное и сколько-нибудь длительное существование любой нации, государства, страны.

Устойчивая политическая система, например в США, обладает стабильностью постольку, поскольку большинство американцев придерживается и сохраняет приверженность тому, что в этой стране называется “демократическим кредо”. Подавляющая часть американцев верит в то, что их система является наиболее совершенным из всех реально существующих приближений к демократическому идеалу. Они полагают, что те недостатки, которые у нее есть, вполне исправимы в рамках самой этой системы, без радикальной трансформации ее основания. Кроме того, рядовые американские граждане в большинстве своем уверены в том, что официальные лица не допускают крупных нарушений законов и что американские управленческие структуры в целом придерживаются декларируемых демократических установок. Последнее к тому же формируется системой образования и закрепляется у взрослой личности, когда она находит подтверждение им в реальном процессе своих социальных действий. В конечном счете “отвергнуть демократическое кредо” для американца равнозначно отказу быть американцем (177).

Для преодоления кризиса идентичности в России нужно выработать свою, выросшую из недр российского характера и сознания идеологию, могущую положить предел бесконечным неадекватным реальности социальным заимствованиям и экспериментам, которые, собственно, и становятся возможными постольку, поскольку у нас до сих пор нет крепкого и твердого понимания самих себя - своей собственной особой своеобразной геополитики, психологии, устройства хозяйственной жизни, политики, т.е. всего того, что можно было бы назвать российским правосознанием, поддерживающим и обосновывающим новую российскую государственность.

Неосознанность и неустойчивость национальных органических и священных традиций, шаткость нравственного характера народа, безмерность и подражательность политического дерзания российской интеллектуально-политической элиты создали совершенно особенный вариант кризиса коллективной идентичности в России, который выражается в форме Смуты.

Особенностью всех российских Смут было то, что они сопровождались социальной бездеятельностью, попустительством со стороны правящих эшелонов и интеллигенции. Главной функцией последней в хорошо и правильно организованном обществе является постоянная и адекватная реальности работа по осмыслению хода перемен в социальной жизни. При отказе интеллигенции от выполнения этой своей функции во времена российских Смут набирал силу процесс анархического “развязывания”, “разнуздания низов”. Итогом было то, что часть правителей, которые ощущали себя временщиками, пользовалась таким состоянием масс для осуществления имущественного передела.

“Развязанному” индивиду (вспомним, кстати, что к 1985 году самыми модными словечками в жаргоне молодежи стали характеристики “крутой” и “отвязанный”) давалось право на беспорядок, на самовластье, происходило разгосударствление российского правосознания.

Всякая Смута - это брожение, и главное состоит в том, чем оно заканчивается - сможет ли народ перебродить и опомниться (как это было во времена первой Смуты XVII века) или же случится так, что его задавят, “оседлают” политические авантюристы.

При этом важно помнить, что прекращение Смуты вовсе не означает реставрацию какой-либо прежней формы государственности. Возможна и желательна выработка нового творческого типа государственности, который бы оформил органически присущий национальному характеру дух и сознание в адекватную ему государственную форму - национальную государственность.

Как свидетельствует история, “падение” продолжается до тех пор, пока в народе не созревает жажда “восстановления” порядка, с одной стороны, а с другой стороны, пока не появляется лидер или группа лидеров, которые обладают государственным мышлением, т.е. которые способны выработать новую объединительную идею и начать создание государственности нового типа.

Важен также момент созревания и оформления государственно-лояльного слоя интеллигенции, которая является тем посредником, который первым переводит в осознанные категории факты наличного политического бытия, помогая тем самым формированию новой национальной идентичности. Всякое осознание государственно-созидательных параметров этой идентичности есть шаг в сторону становления и укрепления народного правосознания, а значит, и новой государственности.